13.10.2019

Программа занятий по внеклассному чтению в коррекционной школе VIII вида. Урок чтения "Гаечки" в коррекционной школе VIII вида


Доклад по теме

«Приёмы коррекционной работы на уроках чтения в начальных классах специальной (коррекционной) школы Y Ш вида»

(выступление на методическом объединении)

Тешкина П.Ю.

04.06.15 г.

Опыт работы с учащимися доказывает, что чтение продолжает оставаться для учащихся коррекционной школы одним из предметов, трудности усвоения которого преодолеваются очень медленно. Все это отрицательным образом сказывается на изучении всех остальных предметов.

Как известно, чтение включает в себя четыре основных качества:

    Беглость

    Правильность

    Выразительность

    Осознанность

Формирование этих качеств тесно взаимосвязано между собой и проходит у некоторых школьников достаточно сложно в силу задержки их психофизического и речевого развития. По мере взросления школьников качество их чтения улучшается, но ряд проблем остается.

Темп чтения у детей с проблемами в развитии зависит от информационной, лексической и структурной сложности текста. Чем сложнее текст, тем медленнее читают дети.

Беглое чтение – это такой темп, который характерен для разговорной речи, и при котором понимание читаемого материала опережает его произношение. Для формирования беглости чтения важна многократность упражнений в самом чтении.

Приемы работы по формированию беглого чтения:

    многократность прочтения (по абзацам, эстафета, выборочное, по ролям)

    чтение текста и разделение его на части, озаглавить каждую часть, составление характеристики героев);

    речевая разминка

Правильность чтения у умственно отсталых школьников отрабатывается с определенными трудностями. Такие дети допускают большое количество ошибок, искажающих звуковой состав слова.

Типичные ошибки и их причины:

    замены звуков (из-за недостатков произношения, нарушения фонетико-фонематического слуха, плохой зрительной дифференцировки, инертности процессов возбуждения и торможения, непонимания слов);

    пропуски букв (из-за нарушения внимания, инертности процессов переключения с одного звука на другой и упрощения слов);

    добавление лишних звуков (из-за нарушения внимания, нарушения процессов возбуждения и торможения - застревание, склонности к упрощению).

Приемы работы над правильностью чтения:

    Многократность прочтения текста со сменой заданий:

    чтение по заданию;

    эстафета цепочкой;

    выборочное чтение;

    чтение по ролям (с 3-го класса).

    Проведение речевых зарядок (пятиминуток), предваряющих чтение текста, основной целью которых является подготовка учащихся к прочтению трудных слов и переходу на более совершенный способ чтения.

    Использование различных игровых приемов:

    игра "Будь внимательным" (в таблице сходные по звуковому составу слова - потеплели, потемнели );

    игра "Фотоаппарат" (быстро показываются слова или предложения, нужно прочитать, запомнить, повторить, формируется память и поле зрения);

    игра "Буксир" (читает учитель, дети следят; затем читают дети, по очереди, начиная с сильных учеников).

    Включение в чтение учащихся со слабой техникой чтения:

    отраженное чтение (читает сильный ученик, слабый повторяет);

    хоровое чтение;

    чтение с продолжением (сильный ученик начинает, слабый продолжает);

Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические ударения.

Образец выразительного чтения дает сам учитель, либо используется чтение в исполнении профессиональных артистов (вставка – использование мультимедиа)

Кроме этого большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно делать логические ударения и паузы.

Логические ударения

Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до учащихся путем выполнения несложных упражнений. Например:

На доске или на индивидуальных карточках написаны предложения.

    Дети завтра пойдут в кино.

    Дети завтра пойдут в кино.

    Дети завтра пойдут в кино.

    Дети завтра пойдут в кино .

Паузы

Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза – это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно. Например:

Учитель выразительно читает несколько пословиц, подобранных к изучаемому художественному произведению. Учащиеся внимательно слушают и по окончании чтения учителем каждой пословицы указывают, между какими словами наблюдалась пауза, объясняют смысл пословицы. После этого учащимся предлагается самим прочитать пословицы, соблюдая необходимые паузы. В дальнейшем задание усложняется, пословицы читают с соблюдением необходимых пауз и логических ударений.

    Доброе братство | лучше богатства.

    Один в поле | не воин.

    Согласье | крепче каменных стен.

    Одна пчела | не много меду натаскает.

Осознанность чтения - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Этот навык является наиболее важным для чтения, т.к. если человек не понимает того, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения. Задача учителя помочь школьникам правильно осмыслить и понять читаемый текст, научить устанавливать смысловые связи в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения.

Немаловажное значение имеет работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями, анализ изобразительных средств художественного произведения, анализ текста, закрепление содержания прочитанного текста, составление различных видов планов, пересказ, а так же обобщающие беседы.

Задания, связанные с лексической работой над словом:

Задание 1. Разбор значений слов-синонимов.

На магнитной доске прикреплены таблички с написанными на них словами-синонимами. По возможности, слова подбираются к тексту произведения, читаемого на уроке. Значение слов объясняется самими учениками, в случае затруднений используется толковый словарь или словарь синонимов.

ключ – родник
воин - солдат, боец
зябнуть - стынуть, мерзнуть
забор - изгородь, плетень
стеречь - охранять, караулить, сторожить
храбрый - смелый, отважный, мужественный, бесстрашный

Задание 2. Подбор к данному слову слова с противоположным значением, объяснение значения слова, составление с этими словами словосочетания, предложения.

Веселый - грустный (рассказ).
Веселое - грустное (выражение лица).
Веселый - скучный (день).

Задание 3. Упражнения, направленные на определение смысловой структуры текста, связи смысловых частей текста.

а) Найди ошибку.

У котенка белая лапки

Дедушке Ване семь лет

Я вчера буду купаться

Мы завтра были на даче

Систематическое использование подобного рода заданий, безусловно, принесет положительные результаты. У школьников появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы.

Вся работа, направленная на развитие у учащихся навыков правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения протекают в единстве. Она способствует более полному пониманию текста и одновременно развитию техники чтения, повышает самостоятельность учащихся в работе над текстом

Список используемой литературы.

1. Учебная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждения 8 вида. ПОдготов. 1-4 классы (под редакцией В. В. Воронковой). М. : Просвещение. 2013 г.

2. Г.И. Данилкина «Особенности обучения русскому языку во вспомогательной школе».

3 . Л.И. Рудченко «Обучению чтению в специальных классах».

4 . Н.А. Касаткина «Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка начальных классов».

5 . М.И. Оморокова «Преодоление трудностей».

6. М.И. Оморокова «Формирование системы читательских умений у младших школьников на уроках чтения»

Статья. Причины нарушений чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ VIII вида.


Место работы:учитель начальных классов Пригорнева Татьяна Александровна ГБОУ «Валуйская специальная общеобразовательная школа - интернат» г.Валуйки.

Описание материала. Данный материал будет полезен педагогам, работающим с детьми с ОВЗ. Обучение чтению учащихся с ограниченными возможностями здоровья в начальных классах ведется в соответствии с адаптированной программой, разработанной на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 -4 классы» под редакцией В.В. Воронковой. - М.:, Просвещение, 2013 г.

Одной из актуальных проблем современной школы остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Важной причиной школьной неуспеваемости является трудности в овладении чтением. Учителям начальных классов специальных коррекционных школ VIII вида известно, что многие учащиеся с трудом овладевают навыками чтения. Эти дети нуждаются в специальном коррекционно - развивающем обучении. Контингент учащихся разнороден по особенностям восприятия, памяти, мыслительной деятельности, нарушениям психофизических функций, речевого развития.

Работа по коррекции дислексий (нарушений чтения) занимает важное место в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Успешное овладение чтением способствует развитию аналитико -синтетической деятельности таких детей, развитию словаря и грамматического строя речи. Вместе с тем своевременное устранение нарушений чтения предупреждает возникновение дисграфий, так как возникновение дислексий и дисграфий вызывается едиными этиопатогенетическими факторами.

Работу по данной проблеме учителям начальных классов специальных коррекционных школ VIII вида необходимо начинать с диагностического изучения психологических особенностей детей (память, восприятие, мышление); выявление общего и речевого развития детей, развития фонематического слуха, произношения; уровня развития зрительного и пространственного восприятия

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья испытывают особые трудности при обучении чтению. По мнению ряда исследователей, психофизиологической основой трудностей чтения являются замедленный темп приема и переработки зрительно воспринимаемой информации, установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения, низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля. Затруднения в понимании учащимися смысла прочитанного тормозят отсутствие беглости и правильности чтения, недостатки техники чтения (большое количество ошибок, низкий темп).

Обучение чтению учащихся с ограниченными возможностями здоровья в начальных классах ведется в соответствии с адаптированной программой, разработанной на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 -4 классы» под редакцией В.В. Воронковой. - М.:, Просвещение, 2013 г.

Эта программа учитывает их психофизические особенностидетей данной категории и направлена на коррекцию и компенсацию имеющихся у школьников нарушений развития. Известно, что успешное усвоение всех учебных предметов возможно только на хорошей языковой базе.
Задача педагога, обучающего чтению детей с ограниченными возможностями здоровья, - сформировать у них прочные навыки осознанного, беглого, выразительного чтения, приобщить детей к миру художественной литературы, к работе с книгой; развить образное мышление, воспитать нравственные качества.
Повышение качества чтения у учащихся начальных классов, обучающихся по программе коррекционных школ VIII вида, может быть достигнута, если будут включены в обучение систематически проводящиеся коррекционные упражнения по устранению нарушений чтения.

Для решения данной проблемы необходимо обратиться к рекомендациям и трудам ученых – дефектологов и к опыту работы учителей практиков, ученых – новаторов. В качестве основных причин возникновения нарушений чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ в отечественной коррекционной педагогике рассматриваются: 1) фонетико- фонематическое недоразвитие речи (Г. А. Каше, Р. Е. Ленина и др.); 2) общее недоразвитие речи (Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова и др.); З) уровень психического развития (А.Н. Корнев, Н. А. Цыцина и др.).

Нарушения речи у школьников коррекционных школ исследовались М. Е. Хватаевым, Р. Е. Левиной, Г. А. Каше, Д. И. Орловой, М. А. Савченко, Е. Ф. Соботович, Е. М. Гопиченко, Р. И. Лалаевой, К. К. Карлепом и др. По данным этих исследований, в начальных классах выраженные дефекты наблюдаются у 40-60% детей. В первых же классах коррекционной школы, по данным М. Е. Хватцева, Г. А. Каше, число детей с дефектами речи значительно выше.

Анализируя особенности речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья, В. Г. Петрова выделяет комплекс многообразных факторов, обусловливающих нарушения их речи, отмечал, что основной причиной аномального развития и нарушений речи у таких детей является недоразвитие познавательной деятельности. Снижение уровня аналитико-синтетической деятельности проявляется в нарушении фонематического восприятия, сложной психической деятельности по дифференциации звуков речи.

Выраженная неравномерность психического развития, определённые особенности структуры интеллекта, недостаточность произвольного внимания и запоминания являются причиной нарушения чтения. Нельзя не учитывать неблагоприятные внешние факторы (неправильную речь окружающих, двуязычие, недостаточность речевых контактов, неблагоприятную семейную обстановку). В связи с общим недоразвитием аналитико-синтетической деятельности у таких детей затруднено формирование всех языковых обобщений, замедленно и качественно иначе, чем нормальные дети, усваивают они закономерности языка.

Ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обусловливающие замедленное и аномальное развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Нарушения речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носят системный характер. У таких детей в различной степени нарушены операции и уровни порождения речевого высказывания (смысловой, языковой, сенсомоторный уровни).

Нарушения речи у детей с отклонениями в развитии разнообразны по своим проявлениям, механизмам, уровню и их следствием являются различные нарушения чтения.

Процесс овладения чтением детьми с ограниченными возможностями здоровья протекает замедленно, характеризуется качественным своеобразием и определенными трудностями. Все ошибки чтения у этих детей можно разделить на 5 групп:

1) Неусвоение букв. У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается неусвоение букв разной степени выраженности: от неусвоения нескольких букв до неусвоения 20-25 букв. Неусвоение букв обнаруживается у 51% учеников 1 -го класса и у 6,6% учеников 2-го класса коррекционной школы от количества учеников с нарушениями чтения.

2) Побуквенное чтение. В одних случаях дети не могут слить даже отдельные слоги, называя буквы поочередно. В других - дети после изолированного называния букв произносят слог слитно. Среди учеников 1-го класса побуквенное чтение наблюдается у 49% школьников, имеющих нарушения чтения. Во 2-м классе побуквенное чтение обнаруживается лишь у 26% детей с нарушениями чтения.

З) Искажение звуковой и слоговой структуры слова. Отмечаются многочисленные искажения звуко-слоговой структуры слова, разнообразные по характеру:а)пропуски согласных при стечении (скамейка- намека); б) пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения (паровоз- парвоз);в) добавлеше звуков(под дождём- поддождием); г) перестановка звуков (лопата - лотапа); д)пропуски, перестановки слогов(канава- кавана). В 1 -м классе искажение читаемых слов отмечается у 38% учеников с нарушениями чтения, во 2-м классе - у 10% детей, имеющих нарушения чтения.

4) Нарушения понимания прочитанного. Трудности понимания слов, предложений, текста отмечаются у 17% детей 1-го класса с нарушением чтения. Во 2-м классе 60% детей с дислексиями затрудняются в понимании прочитанного.

5) Аграмматизмы проявляются у школьников на этапе синтетических приемов чтения, особенно начиная со 2-го класса коррекционной школы. Они проявляются в нарушении морфологической структуры слова, в заменах префиксов, суффиксов, окончаний, в нарушении их понимания и употребления в процессе чтения (захотел –«хотел», голубь - “голубка”).

У школьников наблюдаются нарушения всех компонентов навыка чтения: способа чтения, правильности чтения, понимания прочитанного, выразителъности чтения.

Нарушения чтения у школьников коррекционной школы чаще всего проявляется, особенно в 1-2-м классах, не в изолированном виде, а в сложном виде, в сочетании различных форм, что связано с глобальным с недоразвитием познавательной деятельности, с нарушениями устной речи.

Уроки чтения в коррекционной школе VIII вида выполняют функцию коррекции недостатков: исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления в установлении причинно- следственной зависимости явлений и событий, активизирует словарь детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у учащихся коррекционной школы VIII вида.

Опыт работы с учащимися доказывает, что чтение продолжает оставаться для учащихся коррекционной школы одним из предметов, трудности усвоения которого преодолеваются очень медленно. Все это отрицательным образом сказывается на изучении всех остальных предметов.

Уроки чтения в нашей школе выполняют функцию коррекции недостатков: исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления в установлении причинно- следственной зависимости явлений и событий, активизирует словарь детей.

Как известно, чтение включает в себя четыре основных качества:

  1. Беглость
  2. Правильность
  3. Выразительность
  4. Осознанность

Формирование этих качеств тесно взаимосвязано между собой и проходит у некоторых школьников достаточно сложно в силу задержки их психофизического и речевого развития. По мере взросления школьников качество их чтения улучшается, но ряд проблем остается.

Темп чтения у детей с проблемами в развитии зависит от информационной, лексической и структурной сложности текста. Чем сложнее текст, тем медленнее читают дети.

Беглое чтение - это такой темп, который характерен для разговорной речи, и при котором понимание читаемого материала опережает его произношение. Для формирования беглости чтения важна многократность упражнений в самом чтении.

Приемы работы по формированию беглого чтения:

  1. многократность прочтения (по абзацам, эстафета, выборочное, по ролям, чтение текста и разделение его на части, озаглавить каждую часть, составление характеристики героев);
  2. речевая разминка (пятиминутка) 5-6 класс. Например:

А) речевая гимнастика:

“Забей гол”. Рот закрыт, губы без движения. Кончик языка задевает щёки.

“Качели”. Водить нижнюю челюсть из стороны в сторону, затем вперёд - назад.

“Лошадка”. Цоканье.

“Задуй свечу”. Щёки должны быть втянуты.

Б) скороговорка (на доске):

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба
Говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.

  1. сочетание курсорного (беглого) и статорного (аналитического) чтения на основе изучаемого текста;
  2. прием подсчета слов («жжужащее» чтение);
  3. развитие смысловой догадки;
  4. зрительные диктанты (4-5 класс). Проводится на уроках русского языка (орфографическая пятиминутка).

Правильность чтения у умственно отсталых школьников отрабатывается с определенными трудностями. Такие дети допускают большое количество ошибок, искажающих звуковой состав слова. Примерно 80 % учащихся первого года обучения допускают различные нарушения правильности чтения. К сожалению, нарушения правильности чтения сохраняются и в старших классах

Типичные ошибки и их причины:

  1. замены звуков (из-за недостатков произношения, нарушения фонетико-фонематического слуха, плохой зрительной дифференцировки, инертности процессов возбуждения и торможения, непонимания слов);
  2. пропуски букв (из-за нарушения внимания, инертности процессов переключения с одного звука на другой и упрощения слов);
  3. добавление лишних звуков (из-за нарушения внимания, нарушения процессов возбуждения и торможения - застревание, склонности к упрощению).

Приемы работы над правильностью чтения:

  1. Многократность прочтения текста со сменой заданий:
  1. чтение по заданию;
  2. эстафета цепочкой;
  3. выборочное чтение;
  4. чтение по ролям (с 3-го класса).
  1. Проведение речевых зарядок (пятиминуток), предваряющих чтение текста, основной целью которых является подготовка учащихся к прочтению трудных слов и переходу на более совершенный способ чтения.
  2. Использование различных игровых приемов:
  1. игра "Будь внимательным" (в таблице сходные по звуковому составу слова - потеплели, потемнели );
  2. игра "Фотоаппарат" (быстро показываются слова или предложения, нужно прочитать, запомнить, повторить, формируется память и поле зрения);
  3. игра "Буксир" (читает учитель, дети следят; затем читают дети, по очереди, начиная с сильных учеников).
  1. Включение в чтение учащихся со слабой техникой чтения:
  1. отраженное чтение (читает сильный ученик, слабый повторяет);
  2. хоровое чтение;
  3. чтение с продолжением (сильный ученик начинает, слабый продолжает);

Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические ударения.

Образец выразительного чтения дает сам учитель, либо используется чтение в исполнении профессиональных артистов (вставка - использование мультимедиа)

Кроме этого большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно делать логические ударения и паузы.

Логические ударения

Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до учащихся путем выполнения несложных упражнений. Например:

На доске или на индивидуальных карточках написаны предложения.

  1. Дети завтра пойдут в кино.
  2. Дети завтра пойдут в кино.
  3. Дети завтра пойдут в кино.
  4. Дети завтра пойдут в кино .

Паузы

Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза - это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно. Например:

Учитель выразительно читает несколько пословиц, подобранных к изучаемому художественному произведению. Учащиеся внимательно слушают и по окончании чтения учителем каждой пословицы указывают, между какими словами наблюдалась пауза, объясняют смысл пословицы. После этого учащимся предлагается самим прочитать пословицы, соблюдая необходимые паузы. В дальнейшем задание усложняется, пословицы читают с соблюдением необходимых пауз и логических ударений.

  1. Доброе братство | лучше богатства.
  2. Один в поле | не воин.
  3. Согласье | крепче каменных стен.
  4. Одна пчела | не много меду натаскает.

Осознанность чтения - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Этот навык является наиболее важным для чтения, т.к. если человек не понимает того, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения. Задача учителя помочь школьникам правильно осмыслить и понять читаемый текст, научить устанавливать смысловые связи в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения.

Немаловажное значение имеет работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями, анализ изобразительных средств художественного произведения, анализ текста, закрепление содержания прочитанного текста, составление различных видов планов, пересказ, а так же обобщающие беседы.

Задания, связанные с лексической работой над словом:

Задание 1. Разбор значений слов-синонимов.

На магнитной доске прикреплены таблички с написанными на них словами-синонимами. По возможности, слова подбираются к тексту произведения, читаемого на уроке. Значение слов объясняется самими учениками, в случае затруднений используется толковый словарь или словарь синонимов.

  1. ключ - родник
    воин - солдат, боец
    зябнуть - стынуть, мерзнуть
    забор - изгородь, плетень
    стеречь - охранять, караулить, сторожить
    храбрый - смелый, отважный, мужественный, бесстрашный

Задание 2. Подбор к данному слову слова с противоположным значением, объяснение значения слова, составление с этими словами словосочетания, предложения.

  1. Веселый - грустный (рассказ).
    Веселое - грустное (выражение лица).
    Веселый - скучный (день).

Задание 3. Упражнения, направленные на определение смысловой структуры текста, связи смысловых частей текста.

а) Найди ошибку.

У котенка белая лапки

Дедушке Ване семь лет

Я вчера буду купаться

Мы завтра были на даче

Систематическое использование подобного рода заданий, безусловно, принесет положительные результаты. У школьников появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы.

Вся работа, направленная на развитие у учащихся навыков правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения протекают в единстве. Она способствует более полному пониманию текста и одновременно развитию техники чтения, повышает самостоятельность учащихся в работе над текстом


Света Скибо
Консультация для педагогов «Роль внеклассного чтения в познавательном развитии воспитанников коррекционной школы»

Проблема приобщения детей к чтению приобретает глобальный характер. «Знаками беды» сегодняшнего дня, по мнению психологов и педагогов , являются складывающаяся на наших глазах идеология потребления, снижение престижа и уровня знаний и образованности. У детей и молодежи формируется непринятие таких нравственных ценностей, как доброта и отзывчивость, порядочность и благородство, честность и трудолюбие, гражданственность и патриотизм. В ситуации безнравственности во всех сферах жизни, окружающей ребенка, – в быту, во дворе и на улице – в том мутном потоке, что льется на него с экранов телевизоров, всем, а особенно ребенку, приходящему в этот мир не в самое лучшее, доброе время, необходимы нравственные опоры, чистые источники Добра и Красоты, которые всегда спасали человечество, и припадать к этим живительным ключам человек должен уже с детства. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребенка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо» , закладывается нравственный фундамент личности. Что делать, где искать ребенка сегодня эти нравственные опоры и образцы, если и дома, и на улице он видит больше безнравственного, чем нравственного.

Поэтому одной из важнейших задач школы является воспитание высоконравственной личности, способно самостоятельно оценивать окружающую реальность и определять свой жизненный выбор. В реализации этой задачи большую роль играет литература как школьная дисциплина , формирующая духовный мир ценностные ориентации учащихся. Литература в целом – это один из способов познать мир , человечество, самого себя. Она как нельзя лучше передаёт мысли, взгляды автора, его отношение к жизни, реальности. Знакомит воспитанников с нравственно-эстетическими ценностями культуры своего народа и человечества в целом и способствует глубокому, личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, параллельно проходит процесс общего и нравственного развития личности ребенка , его воспитание .

Воспитание у детей любви к чтению является основополагающей задачей любой школы , а для нашей школы это имеет особое значение, так как в коррекционой школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют достаточно низкий уровень коммуникативной культуры, слабо развитый познавательный интерес . «Вопрос о детском чтении ,- писала Н. К. Крупская, - это один из важнейших вопросов. Детское чтение играет крупную роль в жизни ребят , гораздо более крупную, чем в жизни взрослых. Книга, прочитанная детьми, остается в памяти чуть ли не на всю жизнь и влияет на дальнейшее развитие ребят . Из книг, которые ребята читают, они черпают определенное миропонимание, книги вырабатывают у них определенные нормы поведения».

Развитие речи , овладение родным языком, является одним из важнейших приобретений обучающихся коррекционной школы , что в последствии позволит ему социально адаптироваться. Наряду с навыками чтения , важной задачей занятий является овладение связной речью, как основной коммуникативной функцией. Она выполняет важнейшие социальные функции : помогает обучающимся устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения людей в обществе, что является одним из главных условий адаптации выпускников коррекционной школы VIII вида .

Особое значение в формировании навыков чтения , развитии устной связной речи , а как следствие, адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья имеет внеклассное чтение

Цель внеклассного чтения : формирование читательских умений и навыков, привитие любви и интереса к книгам.

Внеклассного чтение играет огромную роль в личностном развитии подростков их восприятие литературы поскольку воспитатель может на свое усмотрение подобрать те произведения художественной литературы, которые наиболее эффективным образом могут повлиять на развитие подростков того или иного класса. Не всегда школьная программа отвечает потребностям и вкусам школьников , какая-то грань их развития может оказаться недостаточно раскрытой. И тогда на помощь приходят уроки внеклассного чтения – чтения произведений , находящихся за пределами школьной программы , но при этом имеющие огромную художественную и воспитательную ценность . Читая доступные рассказы, стихотворения, сказки обучающиеся учатся понимать общее содержание и главную мысль произведения, именно на внеклассном чтении у ребят развивается образное мышление , воспитывается эстетическое чувство, любовь к родному языку, художественной литературе, интерес к чтению . На занятиях в процессе работы над художественными текстами они учатся отличать главное от второстепенного, выявлять взаимосвязь описываемых явлений и событий, понимать их смысл; учатся делить текст на части, составлять план прочитанного и пересказывать в соответствии с ним. Всё это способствует развитию логического мышления обучающихся. Анализируя произведение школьник должен задуматься о важных вопросах бытия : о правде и лжи, любви и неновести, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире. Так как дети в жизни сталкиваются с такими серьезными проблемами, что тем раньше он начнет думать над ними,тем лучше. И пусть эти проблемы ему помогут решать добрые и умные книги.

На внеклассном чтении учащиеся читают книги с огромным нравственным потенциалом. Литературные произведения развивают способность воспитанников воссоздавать в воображении картины жизни, нарисованные писателем, мир чувств и переживаний литературных героев, умение прослеживать их судьбы;видеть авторскую позицию и оценку; определять свое эмоционально-оценочное отношение к прочитанному через нравственно – этическое оценивание. Проникая во внутренний мир героев, сопереживая им, ученик осмысливает и свои чувства, познает образ своего «Я» . Сопереживание и оценка являются основой формирования нравственных представлений и убеждений личности. Нравственно – этическое оценивание поступков литературных героев помогает школьнику , соотносить свои представления с общечеловеческими нравственными ценностями, получить представления о нормах поведения и взаимоотношениях людей, которые ложатся в основу его нравственных представлений и личносных качеств и помогают овладеть способами действий в различных жизненных ситуациях.

Во внеклассное чтение можно вводить дополнительные литературные произведения, содержащие проблемные нравственные ситуации. Это способствует развитию личностно-смысловой сферы школьников ; помогает самопознанию , саммоосознанию личности, становлению отдельных ценностей. Тексты подбираются таким образом, чтобы воспитанников привлекали жизненные ситуации и персонажи произведений- ровесники с которыми хочется общаться,дружить или, наоборот, обьяснить их неправоту. Воспитанники старших классов знакомятся на занятиях с лучшими образцами отечественной и зарубежной литературы. Художественная литература дает всестороннее изображение человека. Проблемы отношения человека к действительности, к окружающему миру, к народу, к себе, философские, социальные и моральные вопросы, поднимаемые художественной литературой, вызывают у юного читателя яркие мысли, нравственные и эстетические переживания, тем самым оказывая влияние на формирование духовного облика юного читателя, содействуя воспитанию его характера .

На внеклассном чтении дети знакомятся с автором произведения, сообщаются биографические данные о нем, раскрывается богатство его внутреннего мира и нравственных ценностей. Обращение к образам выдающихся людей учит наших воспитанников понимать другого , способность поставить себя на место обьекта природы вызывает большой интерес при работе с произведениями о природе.

Для усиления эмоционального состояния учеников на внеклассном чтении можно использовать произведения живописи и музыки. Рассматривая картины детьми происходит обсуждение взгядов художника на родную природу, высказывали какой уголок природы ближе и дороже им.

Подбирая литературу ученикам, учитывается : объем произведения, текстовая доступность, актуальность произведения для данной категории учеников.

Внеклассное чтение отличается по методике проведения : праздничность занятий (нетрадиционные формы работы : различные игровые задания, заранее подготовленные выступления учеников, ребусы,викторины, кроссворды, литературные игры и т. д.).

Методы и приемы используемые на внеклассном читении :

Перечитывание художественных произведений; близкое к тексту или дословное воспроизведение отрывков из прочитанного произведения; словесное рисование; изображение ситуаций, о которых шла речь,путем непосредственных действий (драмматизации) и беседы- дискуссиии,беседы рассуждения, разучивание стихотворений; коллективное рассматривание и воосоздание деталей описания в опоре на иллюстрации по правилам; выборочное индивидуальное чтение текста вслух в процессе беседы по прочитанному – это обязательный элемент работы с деской книгой, прием позволяющий ребенку подтвердить доказательность высказываемых им соображений при обсуждении, ит. д.

На занятиях можно использовать продуктивные методы : рисунок – применяется на разных этапах чтения или во время повторного чтения , чтобы получить информацию о том, насколько ученик понял художественный образ, насколько его восприятие образа ближе к автору.

Дидактические игры – используются на разных этапах занятия. Они помогают учащимся пережить ситуацию, которой не было в их жизни,представить образ героя произведения.

Но, конечно, самой грандиозной игрой является игра в «настоящий спектакль» , где происходит ролевое перевоплощение, формируется ответственность за общее дело, возникает возможность дать каждому ученику работу по душе и по силам, причем работу творческую. Актеры, те, кто играют роли, входят в образы героев, и этот уровень вхождения – самый глубокий, самый действенный в воспитательном смысле . А самое главное заключено в том, что творчество – это «выражение себя» и даже «усиление себя» . Нельзя забывать, что именно в процессе творчества проявляется и формируется личность.

И в заключении своего доклада хочу отметить, что литература учит детей правильному отношению к жизни и влияет на формирование личности молодого человека «Хорошая книга помогает учащимся проникнуть в психологию человеческой души, в глубину человеческих чувств и мыслей, в многообразие человеческих характеров и отношений, в сложнейшие события государственной, общественной и частной жизни людей и народов. Как старший друг и мудрый товарищь, она «открывает глаза» на прекрасное в жизни, возвышая и облагораживая человека». И если мы хотим видеть обучающего нашей школы подготовленным к жизни, нужно сделать из него грамотного читателя.

Статья по коррекционной педагогике. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с ОВЗ (нарушением интеллекта)

Автор: Пригорнева Татьяна Александровна, учитель начальных классов ГБОУ «Валуйская специальная общеобразовательная школа - интернат» г. Валуйки.

Описание материала: Данный материал будет полезен педагогам, обучающим учащихся с ограниченными возможностями здоровья в начальных классах по адаптированной программе, разработанной на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 -4 классы» под редакцией В.В. Воронковой. - М.:, Просвещение, 2013 г.

В образовательных учреждениях, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с нарушением интеллекта), особенно остро стоит проблема формирования навыков чтения. Эти дети нуждаются в специальном коррекционно - развивающем обучении. Контингент обучающихся разнороден по особенностям восприятия, памяти, мыслительной деятельности, нарушениям психофизических функций, речевого развития.

Психофизиологической основой трудностей чтения являются замедленный темп приема и переработки зрительно воспринимаемой информации, установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения, низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля. Учитель начальных классов должен осознавать особенности детей с ОВЗ, их трудности в обучении и оказы¬вать им квалифицированную помощь и поддержку на том этапе обучения чтению, где возникает проб¬лема. Помочь учителю разобраться в причинах нарушений чтения и познакомить со специальными приемами коррекционной работы - основная цель данной статьи.

Обучение в начальных классах коррекционной школы VIII вида осуществляется по адаптированной программе, разработанной на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы» под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013г.

Цель программы по чтению и развитию речи: формировать навык сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения целыми словами, развивать связную устную речь, что является необходимым условием для успешного овладения учащимися с ограниченными возможностями здоровья того уровня образовательных умений и навыков, который необходим им для социальной адаптация и реабилитация в обществе.

Задачи преподавания чтения и развития речи:
- научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;
- анализировать прочитанные произведения (выделять главную мысль, главных действующих лиц, оценивать их поступки);
- повысить уровень общего и речевого развития учащихся, научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме (полный и выборочный пересказ, составлять рассказ по аналогии с прочитанным);
- формировать нравственные качества учащихся, читательскую самостоятельность и культуру.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:
- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
- совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;
- коррекция недостатков развития познавательной деятельности.
- развитие артикуляционной моторики;
- формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- расширение представлений об окружающем мире;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Нарушения речи у детей с отклонениями в развитии разнообразны по своим проявлениям, механизмам, уровню и их следствием являются различные нарушения чтения.

В качестве основных причин возникновения нарушений чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ VIII вида в отечественной коррекционной педагогике рассматриваются: 1) фонетико- фонематическое недоразвитие речи (Г. А. Каше, Р. Е. Ленина и др.); 2) общее недоразвитие речи (Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова и др.); З) уровень психического развития (А.Н. Корнев, Н. А. Цыцина и др.).

Процесс овладения чтением детьми с ограниченными возможностями здоровья протекает замедленно, характеризуется качественным своеобразием и определенными трудностями. Все ошибки чтения у этих детей можно разделить на 5 групп:
1) Неусвоение букв. У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается неусвоение букв разной степени выраженности: от неусвоения нескольких букв до неусвоения 20-25 букв.
2) Побуквенное чтение. В одних случаях дети не могут слить даже отдельные слоги, называя буквы поочередно. В других - дети после изолированного называния букв произносят слог слитно.
З) Искажение звуковой и слоговой структуры слова. Отмечаются многочисленные искажения звуко-слоговой структуры слова, разнообразные по характеру: а)пропуски согласных при стечении (скамейка- намека);
б) пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения (паровоз- парвоз);
в) добавлеше звуков(под дождём- поддождием);
г) перестановка звуков (лопата - лотапа);
д)пропуски, перестановки слогов(канава- кавана).
4) Нарушения понимания прочитанного.
5) Аграмматизмы проявляются у школьников на этапе синтетических приемов чтения, особенно начиная со 2-го класса коррекционной школы. Они проявляются в нарушении морфологической структуры слова, в заменах префиксов, суффиксов, окончаний, в нарушении их понимания и употребления в процессе чтения (захотел –«хотел», голубь - “голубка”).

У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются нарушения всех компонентов навыка чтения: способа чтения, правильности чтения, понимания прочитанного, выразительности чтения. Педагогу необходимо обследовать обучающихся, проанализировать и определить вид нарушения чтения, его проявление у каждого и составить перспективный план коррекционной работы по устранению.

Коррекция нарушений правильности чтения.
Правильное чтение - это чтение без ошибок и искажений. Правильность чтения - выражается в отсутствии ошибок на: 1)замены, 2) пропуски, 3)перестановки, 4) добавления, 5) искажения, 6) повторы букв, слогов, слов в читаемом тексте, 7) ошибок ударения в словах.

На уроках применяются следующие приемы коррекции основных нарушений правильности чтения обучающихся начальных классов коррекционной школы VIII вида. Р.И. Лалаева рекомендует специальные приёмы, способствующие выработке правильного чтения. К ним относятся:

1.Звуко-буквенный анализ слов:
-подобрать слова, которые начинаются на ударные гласные;
- подобрать к картинке букву, соответствующую первому звуку (окна, астра, улица);
- речевое лото;
- узнавание начального гласного в безударной позиции. Определить на слух, какой звук стоит в начале слов; узнавание гласного звука в середине слова. Попарно предлагаются слова, дети должны определить соответствующий звук:
О Л Ы У
куст, сок сын,лось дым, нес лес, зуб
шкаф, сон мал, мышь сел, был лук, пил
После того, как дети научатся свободно оперировать с гласными звуками, следует перейти к работе с согласными.

Задания на узнавание и вычленение согласного звука:
а) узнавание начального звука в слове;
б) узнавание последнего согласного в слове;
в) узнавание согласного в середине слова;
г) отобрать картинки, в названиях которых содержится определённый согласный звук в любой позиции.

2.Чтение таблиц с трудными словами; предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав.

3. Чтение небольших текстов, не связанных с изучаемым в классе произведением, написанных на доске.

4. Хоровое чтение трудной части рассказа.

5.Распределение частей текста для чтения между учащимися с учетом возможностей каждого.

6.Чтение по догадке.

7. Тренировочное чтение с заданиями различного характера (выборочное чтение, нахождение части текста к иллюстрации и др.).

В целях предупреждения ошибок проводится предварительная словарная работа, которая направлена на выяснение лексического значения слов, без понимания смысла которых восприятие текста будет затруднено.

Для выработки правильности чтения, кроме организации каждодневных упражнений, предупреждения ошибок, необходимы постоянный контроль за правильностью чтения учащихся и своевременное исправление ошибок.
Коррекционная работа в отношении способа чтения.
Основными нарушениями способа чтения у учащихся начальных классов коррекционной школы являются трудности слияния букв в слоги и слогов в слова. Для многих детей характерно длительное «застревание» на неэффективных способах чтения. Причиной этого является недостаточная сформированность звукового и слогового синтеза, составляющего одну из важных предпосылок успешного овладения навыком чтения.
Развитие звуко - слогового синтеза в устной речи- одно из направлений коррекционной работы в отношении способа чтения:
а) игра «Магнитофон»: учитель поочередно с паузами называет слоги, из которых дети должны сложить слово.
б) синтез слов из слогов при одном постоянном и одном сменяющемся слоге:
ро -жа, - ма, –та,- га

В) игра « Телеграф»: педагог отстукивает слоговую структуру слова, а дети должны догадаться, какое это могло быть слово: например, имя кого- то из присутствующих.
г) игра « Помоги Незнайке»
Незнайка перепутал местами слоги. Помоги ему поставить слоги на место, чтобы получилось слово.
д) ребенку произносят отдельные звуки (с,а).Какой слог должен получиться?
е) игра «Слово рассыпалось» Составление слова из данных букв.
ж) игра « Потерялась буква»
ДУ. СУ. Д. М Б. К
Какое слово получиться, если вставить букву?

Отработка навыка чтения всех типов слогов. В 1 и 2 классах в начале каждого урока необходимо проводить работу по слоговой таблице, которая дана в учебнике «Букварь» (для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида) под редакцией В.В. Воронковой, И.В. Коломыткиной.

Навык зрительного слогоделения отрабатывается на материале двусложных слов в такой последовательности: а) двусложные слова без стечения согласных сначала с ударением на последнем, а потом на первом слоге (луна, кусок, мука, рука, туман, рыжик, шарик); б) двусложные слова со слогом- гласной и стечением согласных в начале слова (утро, астра, шторы, окно, ждали, шпалы, слоны); в) многобуквенные двусложные слова (пропуск, пролил, дружил, пальто, зорька). Далее также отрабатывается чтение трёхсложных, многосложных слов.

Чтение может быть громким (вслух) и молчаливым (про себя). На каждом уроке используются виды громкого чтения:
1) Чтение за диктором.
2) Чтение в парах, групповое чтение.
3) Чтение с отрывом взгляда от текста.
4) Чтение с убыстрением темпа.
5) Чтение с переходом на незнакомый текст.
б) Жужжащее чтение.
7) Чтение в темпе скороговорки.
8) Зрительные диктанты.

Чтение про себя также необходимый компонент в обучении чтению, потому что правильно поставленное молчаливое чтение способствует развитию самостоятельности учащихся при восприятии и усвоении ими содержания читаемого. При обучении чтению про себя можно использовать следующие приемы:
1) чтение про себя заданий, написанных на доске или на карточке, с последующим их выполнением (например, «покажи тетрадь», «подними руку»);
2) учащиеся читают вслух вопросы, записанные на доске, затем читают указанный учителем текст про себя, после чего отвечают на вопросы, поставленные учителем;
3) после молчаливого чтения учащиеся рисуют словесные картины к тексту или отдельным его частям, отвечают на вопросы, помещенные в учебнике по чтению.

Чтение про себя развивается постепенно, начиная с 3 класса коррекционной школы, и только к концу 4 класса хорошо и качественно сформировано. Переход от чтения вслух к чтению про себя тесно связан с этапом «жужжащего», тихого чтения, который является следующей ступенью к формированию этого сложного навыка.

Коррекция нарушений понимания прочитанного.
Сознательность чтения предполагает понимание смысла как отдельных слов и выражений, так и всего произведения в целом, его идеи, образов и роли художественных средств. Коррекция нарушений понимания прочитанного заложена в таких видах работ, как:
- подготовка к первичному восприятию текста (вступительное слово учителя, возможное использование наблюдений за явлениями и предметами окружающей действительности);
- установка на целенаправленное восприятие текста;
-первичное восприятие текста, эмоционально-оценочная беседа с одновременным использованием наглядных и словесных средств обучения;
-беседа в связи с разбором частей текста и всего рассказа (установление последовательности событий, первично-следственных связей в развитии сюжета, понимание взаимосвязи между отдельными частями текста и логики событий, выяснение мотивов поведения действующих лиц, определение существенных черт их характеров, сопоставление героев, оценка их поступков). Предлагаются обучающимся задания на развитие логического мышления, основу которых составляют предложения, выражающие коммуникацию отношений:
1. Волк гонится за зайцем. Кто бежит впереди?
2. Сад позади дома. Что впереди?
3.Я прочитал газету после того, как позавтракал. Что я сделал сначала?

Следует отметить, что в любых случаях, когда имеются сомнения относительно понимания прочитанного, обучающимся надо оказывать помощь: словарная работа (проводится на всех этапах работы над текстом), привлечение внимания детей к пониманию прочитанного необходимо осуществлять с первых их шагов в чтении. Детям сразу же надо дать установку: «прочел - понял». Для активизации внимания к значению прочитанного слова рекомендуется использовать следующие приемы:
а) выборочное устное объяснение детям значения прочитанных слов,
предложенных на доске или специальных индивидуальных карточках;
б) подбор картинок или показ предметов из окружающей обстановки;
в) подбор антонимов или синонимов (из группы слов, предложенных на другой карточке; самостоятельно);
г) схематичное изображение предмета или действия на доске;
д) изображение предмета, действия с помощью мимики, пантомимики;
е) придумывание предложения с прочитанным словом;
ж) поиск слова с неизвестным для детей лексическим значением в группе предложенных;
з) объяснение значения слова учителем и т. п.

Если слово многозначно (ручка, ключ, сорвать, поднять и т. п.), то следует разобрать с детьми несколько значений, включить слово в разный контекст.
- работа над планом (словесное рисование -иллюстрирование текста, драматизация; озаглавливание каждой части рассказа, коллективная работа с учителем -деление текста на части по данным заголовкам, придумывание заголовков после деления текста учащимися на части);
- пересказ (ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту);
- разбор жизненных ситуаций;
- заключительная, обобщающая беседа.

Коррекция беглости чтения.
Беглость чтения- это такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. В процессе обследования навыка чтения необходимо обратить внимание на темп (скорость чтения).Начиная с 3 класса коррекционной школы VIII вида, когда основная масса обучающихся переходит на плавное чтение целыми словами, необходимо отрабатывать этот навык.
Основными коррекционными приемами, способствующими развитию беглости чтения, являются:
- ежедневная тренировка учащихся в чтении (обучающиеся должны как можно больше читать, не менее 25-30 минут на уроке);
- неоднократное перечитывание текста на уроке. Для того чтобы перечитывание достигало положительных результатов и не снижало интереса к чтению, рекомендуются следующие виды работ:
- выборочное чтение,

Ответы на вопросы о прочитанном строчками из текста,
-нахождение и перечитывание отдельных мест текста при анализе содержания;
- предварительная ориентация учащихся перед чтением текста.
- чтение трудных слов, встречающихся в тексте. Предварительно выписываю слова сложные по слоговому или морфемному составу на доску в послоговой разрядке, учащиеся читают их вслух.
- предварительное чтение текста про себя («жужжащее» или тихое чтение);
- использование специально подготовленных таблиц, связанных с текстом.

Коррекция навыков выразительного чтения.
Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ произведения: раскрытие характерных особенностей персонажей, картин, изображенных в произведении; показать отношение автора к событиям, поступкам героев; передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению. Воздействуя на чувства и эмоции детей, выразительность помогает раскрыть главную мысль произведения.

Работа по формированию навыка выразительного чтения начинается в 1 классе, но становится более конкретной только в 2-4 классах. Работу над интонационным компонентом навыка чтения начинается с выработки умения соблюдать паузы на знаках препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Для этого компонента важным также является логическое ударение. Для работы над логическим ударением можно использовать упражнения с перемещением логического ударения с одного слова фразы на другое с одновременным изменением смысла фразы, а также использовать разбор различных ситуаций: «Прочитай так, чтобы тебя слышал только учитель; а теперь громко, чтобы слышал весь класс; прочитай медленно, быстро; прочитай так, чтобы выразить удивление, радость, тревогу».

Для выработки навыка выразительного чтения необходимо учить детей изменять силу голоса, менять высоту тона, ритм и темп речи, тембр голоса.

Важной составляющей обучения навыку выразительности чтения является работа над правильной интонацией, которая начинается с выработки умения подражать интонации учителя.

Основными видами упражнений по формированию правильной интонации являются:
- изменение тона (прочитать, как говорит волк (грубо, сердито), лиса (тихо, ласково, вкрадчиво);
- чтение по ролям;
- инсценировки басен, сценок.

Коррекция нарушений чтения на речевой гимнастике и пятиминутке чтения.
Работа по формированию всех качеств полноценного чтения осуществляю в ходе изучения текста, а также на специально структурно выделенных частях урока чтения: речевая гимнастика и пятиминутка чтения.

Речевая гимнастика направлена на решение нескольких задач:
совершенствование четкости произношения, развитие дикции, правильного дыхания; кроме того, она способствует формированию выразительности речи, развитию основных приемов выразительного чтения.

Речевая гимнастика проводится в течение 3-5 минут (можно до 10 минут) в зависимости от целевой направленности и характера упражнений. В отдельных случаях, когда упражнения речевой гимнастики можно сочетать с материалами изучаемого текста, она как отдельная структурная часть урока не проводится.

Кроме того, некоторые упражнения могут стать частью физкультминуток. Речевая гимнастика может проводиться сидя или стоя (при отработке дыхания, выполнении динамических упражнений).

Речевая гимнастика включает:
упражнения для дыхания;
упражнения по модуляция силы голоса;
упражнения по отработке интонации, темпа речи;
упражнения по совершенствованию выразительности речи;
упражнения по совершенствованию произношения (звукопроизношения и дикции).

Пятиминутка чтения - этап урока, который позволяет совершенствовать
технику чтения и увеличивать время, отводимое на чтение каждым учеником. Этот этап включает:
чтение слоговых таблиц различных модификаций;
чтение трудных по слоговому и морфемному составу слов, дополнительных, облегченных текстов, доступных для самостоятельного прочтения детьми с нарушением интеллекта;
чтения по догадке.

Еще одной задачей пятиминуток чтения является расширение поля чтения учащихся как условие совершенствования техники чтения. Пятиминутка чтения можно проводить на любом этапе урока одновременно с работой над текстом.

Рассмотренные разнообразные приёмы, виды работ на уроках направлены на коррекцию навыков чтения у учащихся начальных классов коррекционной школы. Систематическая коррекционная работа, безусловно, принесет положительные результаты. У школьников с ОВЗ появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы. В результате выполнения предложенных упражнений уточняется и обогащается словарный запас обучающихся, развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение правильно строить предложения, правильно и последовательно излагать свои мысли.

Приложение. Материал для речевой гимнастики.

Учимся говорить ясно, отчетливо.
Здесь можно активно использовать чистоговорки и стихотворные тексты.
Например:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Мы-шонку шеп-чет мышь:
- Ты все шур-шишь, не спишь!
Мы-шо-нок шеп-чет мыши:
-Шур-шать я бу-ду ти-ше.

Смот- ри, на вет-ках яб-ло-ки!
Ско-рей их со-бе-ри!
Но вот вспорх-ну-ли яб-ло-ки.
Ведь э-то сне-ги-ри!

Арь-арь-арь - висит в комнате фонарь.
Ба-бо-бы - на дворе стоят столбы.
Ду –до- да- гудят провода.
Ужу-жу - жу - молоко дадим ежу.
Ча-ча-ча –горит в комнате свеча.
Чу-чу- чу- молоточком я стучу.
Ра-ра-ра - начинается игра.
Ры-ры-ры - у мальчиков шары.
Ро-ро-ро - у Раи новое ведро.
Ру-ру-ру - продолжаем мы игру.
Ор-ор-ор - созрел красный помидор.
Ир-ир-ир - мой папа командир.
Ло-ло-ло - на улице тепло.
Лу-лу-лу - стол стоит в углу.
Ша-ша-ша - мама моет малыша.
Шу-шу-шу - я письмо пишу.
Са-са-са - в лесу бегает лиса.
Су-су-су - было холодно в лесу.

Учимся говорить быстро, медленно.
Этот вид работы включают использование скороговорок:
На дворе трава, на траве дрова.
Сеня вез воз сена.
Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
Иней лёг на ветви ели, иглы за ночь побелели.
Шапкой Мишка шишки сшиб.
Сено Сене Костя косит. В сени сено Сеня носит.
Синичка, синичка - воробью сестричка.
Лежебока, рыжий кот, отлежал себе живот.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Маленькая болтунья молоко болтала-болтала, не выболтала.
Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

Можно использовать стихотворения.
Например:
Все клены стали рыжие,
И не один не дразнится.
Раз все равно все рыжие -
Кому какая разница?

Учимся говорить громко, тихо.
Научить ребенка говорить громко или тихо помогут упражнения, направленные на развитие умения регулировать силу голоса в зависимости от ситуации. Можно использовать специально подобранные стихотворения с последующим их прочтением, например стихотворение Е. Трутневой «Эхо» и др.
«Эхо» (Г.Виеру)
-Мама! – слышится с холма.
Эхо тоже крикнет: «Ма-а-а!»
Это маму звал малыш.
Эхо, ты кому кричишь?

«Эхо» (Ф.Бобылев)
Эхо ищем всем отрядом:
-Эхо,где ты?
- Рядом! Рядом!
Эхо! Эхо1
Вот потеха!
Значит тропкою лесной
Ходит –бродит с вами эхо
Невидимкой день – деньской.
Упражнения по отработке интонации.
Детям предлагается игра «Колобок». Задание: скажите голосом медведя (затем -лисы, зайца, волка) фразу «Колобок, колобок, я тебя съем!»
Фразу «Вот и осень пришла…» прочтите с различной интонацией:
- удивлённо, - важно,
- обиженно,
- радостно,
- печально.

Формы и средства контроля. Особенности организации контроля по чтению в начальных классах.
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение на¬изусть или с листа. Осуществляется на матери¬але изучаемых программных произведений в основном в устной форме. С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально 3 раза в течение учебного года: в начале учебного года (стартовый контроль), за 1 полугодие, за 2 полугодие. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость, выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Бланк представлен в виде таблицы.
Бланк проверки техники чтения обучающихся _____ класса __ полугодие _-_ учебный год.
Учитель________________

Ф.И. обучающихся
Показатели
Способ чтения
Слоговое чтение
Слоговое чтение и целыми словами
целыми словами

Правильность чтения
3 и более ошибок
1 -2 ошибки
Без ошибок

Выразительность чтения
Выразительно
Монотонно

Осознанность
Чтение осознанное
Чтение неосознанное

Количество слов
Оценка

Примерные тексты для проверки техники чтения для 4 класса
По ягоды
Вот и земляника поспела. Бабушка с Надей взяли кружечки, пошли в лес – и давай собирать. Только бабушка – в кружечку, а Надя – в рот.
Пришли домой. У бабушки полна кружечка, а у Нади – пустая, даже дедушку угостить нечем. Стыдно стало Наде.(40 слов) (Я. Тайц)

Вопросы:
1. Куда отправились бабушка с Надей?
2. Какую ягоду пошли они собирать в лес?
3. Почему Наде стало стыдно?

Белкина сушильня (В. Бианки)
Белка отвела под кладовую одно из своих круглых гнезд на деревьях. Там у нее сложены лесные орешки и шишки.
Кроме того, белка собрала грибы - маслята и березовики. Их она насадила на обломанные сучочки сосен и сушит впрок. (37 слов)

Вопросы:
- О ком рассказывается в тексте?
-Что сложено у белки в кладовой?
- Какие грибы собрала белка?

Урок чтения и развития речи в 3 классе.
Тема: «Объяснительное чтение рассказа
И. Соколова - Микитова «Улетают журавли»

Цели: - совершенствовать навык правильного и осознанного чтения целыми словами; расширить знания учащихся о перелётных птицах; - развивать речевые умения, творческие способности, внимание, умение анализировать произведение;
- воспитывать любовь к природе.

Оборудование: иллюстрации, словарные слова, тексты для пятиминутки чтения, название раздела «Осенняя пора», скороговорка, игра «Составь слова», буквы на магнитах.
Ход урока.
1. Организация класса.
В дорогу взять ты не забудь
«Ключей» надёжных связку. В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.

2. Пятиминутка чтения. - Назовите тему раздела. («Осенняя пора»)
- Подул осенний ветер и к нам залетели в открытое окно разноцветные осенние листочки. Их нам прислала осень. Осень хочет, чтобы вы о ней многое узнали и прочитали её рассказы (чтение разных текстов об осени, напечатанных на осенних листья, вырезанных из цветной бумаги.)
- О чём вам рассказала осень? (ответы учащихся) - Назовите осенние приметы.

3. Речевая разминка.
Проведём речевую разминку.

1) Прочтите (хором): Вот и осень пришла
Прочтите эту фразу с разной интонацией:
- удивлённо, - важно,
- обиженно,
- радостно,
- печально.

2) Игра « Составь слова». Гриб-очек, -ок, -ник.
-Относятся ли составленные слова к осени? Почему?

3) Работа со скороговоркой. Осенняя скороговорка:
Осинку окрасила осень,
Осинка мне нравится очень.

4. Проверка домашнего задания. Конкурс « Лучший чтец Осени». Выразительное чтение наизусть стихотворений об осени (по выбору учащихся) под музыку Чайковского из цикла «Времена года». Выставка рисунков к стихотворениям.

5. Работа по теме урока.
1) Вступительная беседа.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями раздела «Осенняя пора».
- Какие птицы из наших краёв улетают осенью?
- Назовите перелётных птиц. - Куда улетают перелётные птицы?
- Отгадайте загадку:
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (журавль, показ иллюстрации)
- Что вы знаете об этой птице? (Учитель обобщает и дополняет сведения учащихся.)
- Посмотрите на картинку. Что вы видите? (иллюстрация «Отлёт журавлей»)
- А кто из вас видел, как летят в небе журавли?

2) Словарная работа. Объяснение значения слова «косяки».

3) Сообщение темы урока. - Как вы думаете, о чём мы будем сегодня читать? - Познакомимся с рассказом И. Соколова - Микитова «Улетают журавли».
4) Чтение текста учителем.
- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
- Почему журавли улетают в тёплые страны?

5) Словарная работа.
Объяснение значения слов: «кулики», «макушки елей»(слова даны на таблицах).

6) Отработка навыков чтения. Прочтите слова, записанные на таблице, сначала по слогам, затем целыми словами: по-кру- жи-лись - покружились,
под-ни-ма-ют-ся - поднимаются,
про-сы-па-ют-ся - просыпаются,
ос-та-но-ви-лись - остановились.

7) Самостоятельное чтение . Учащиеся читают рассказ («жужжащее чтение»).
Индивидуальная работа со слабыми учащимися.

5. Динамическая пауза.

6.Продолжение изучения нового материала.

1) Объяснительное чтение. Учащиеся читают рассказ вслух по цепочке с объяснением смысла прочитанного отрывка.

2) Анализ произведения.
- Как готовились к отлёту журавли? Прочтите.
- Как говорится в рассказе о том, что тёплые страны находятся далеко и что лететь туда трудно? Прочтите.
- Где журавли остановились на отдых?
- Прочтите описание осеннего леса до восхода солнца.
- Прочтите описание осеннего леса после восхода солнца.
- В каком лесу вы хотели бы побывать? Почему?
- Прочитайте последние строки рассказа. Какие чувства они у вас вызывают?
- Каким голосом их нужно читать - радостным или грустным?

3) Игра «Перевёртыши».
Илваруж (журавли).
Икилук (кулики).
Отолоб (болото).
7. Задание на самоподготовку. Подготовить чтение рассказа И. Соколова - Микитова «Улетают журавли» с. 46-48, ответить на вопросы.

8. Итог урока.
- С каким произведением мы познакомились на уроке?
- О чём этот рассказ?
- Как вы думаете, труден ли путь журавлей? Почему?
- Как мы должны помогать птицам?
- Вернутся ли в родные края весной журавли?




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины