23.09.2019

Простое бюджетное планирование. Методическое руководство по бюджетному планированию


Введение

1 Бюджетное планирование на предприятии

1.1 Понятие и функции бюджетного планирования

1.2 Процесс бюджетирования на предприятиях

2 Типичные проблемы бюджетирования

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Актуальной задачей любого бизнеса на современном этапе является повышение его конкурентоспособности. Руководители предприятий все больше стали уделять внимание построению универсального инструмента управления, который позволил бы обеспечивать будущие конкурентные возможности предприятия и его позиции на рынке, а также краткосрочные тактические ходы для мгновенной реакции на изменение ситуации. Одним из методов решения данной проблемы становится бюджетное планирование или бюджетирование.

Бюджетирование - есть создание технологии планирования, учета и контроля денег и финансовых результатов.

Бюджетное планирование в настоящее время является центральным инструментом управления предприятием. Все структурные подразделения предприятие вовлечены в процесс планирования с последующим осуществлением контроля утвержденных планов. Бюджетное планирование на предстоящий финансовый год создает предпосылки для возможности ежемесячного контроля за финансовыми результатами предприятия и осуществления своевременного руководства для достижения целей.

Поэтому бюджетирование становится очень популярной технологией управления в России и доказательство тому – множество публикаций, создание и существование консалтинговых компаний, занимающихся постановкой бюджетирования на предприятиях, разработка специализированных программных продуктов.

Все вышесказанное обосновывает актуальность выбранной темы.

Цель работы: изучить и охарактеризовать бюджетное планирование на предприятии.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.



1 Бюджетное планирование на предприятии

1.1 Понятие и функции бюджетного планирования


Понятие «бюджет» существует не только для национальной экономики, но и для отдельного предприятия. Здесь под бюджетом понимается план хозяйственной деятельности предприятия на текущий период.

Бюджетное планирование определяется как «краткосрочное», «оперативное» и «тактическое» планирование деятельностью предприятия или «бюджетирование». Результатом планирования является бюджет , в котором формализуются цели и планы предприятия на определенный период, как правило, год. Бюджет предприятия включает в себя планы всех структурных подразделений.

В общем виде бюджет представляет собой смету доходов и расходов всех хозяйственных подразделений и функциональных служб предприятия.

Отличительными особенностями бюджета как инструмента планирования на уровне предприятия являются:

«Сквозной» характер . Сводный бюджет компании охватывает все сегменты бизнеса и включает в себя в качестве составных частей операционный план (показатели по текущим хозяйственным операциям), финансовый план (величину и структуру финансовых поступлений и расходов), инвестиционный план (капитальное строительство и закупка основных средств).

Директивность . Проект бюджета на текущий период утверждается приказом высшего руководства предприятия. Показатели утвержденного бюджета являются обязательными для исполнения менеджерами и сотрудниками всех структурных подразделений компании. На основе исполнения бюджетных показателей производится премирование за прошедший период, аттестация персонала и руководителей среднего звена, делаются оргвыводы о работе подразделений и менеджеров и т.д.

Формализация (представление в виде набора цифр). Бюджет предприятия может и не включать в себя детальные планы деятельности отдельных подразделений и служб - способы достижения конечных результатов могут быть отданы «на откуп» руководителю данного подразделения. Однако бюджет в обязательном порядке содержит количественно выраженный целевой (планируемый) результат деятельности подразделения. Формализация при составлении бюджета необходима для действенного контроля за текущим исполнением бюджета и оценки выполнения бюджета по окончании бюджетного периода. Бюджет компании, как и любой план, должен быть четким и не допускать двусмысленных толкований, а это достигается за счет его представления в виде количественных показателей.

Регулярность . Бюджет предприятия принимается на каждый период времени, который приказом высшего руководителя утвержден в качестве бюджетного периода. Регулярность является обязательным условием эффективности бюджетного планирования, так как обеспечивает непрерывность планового процесса на предприятии. Бюджет каждого последующего периода разрабатывается по итогам и на основе план-факт-анализа исполнения бюджета закончившегося периода.

Значение бюджетирования состоит в том, что оно:

Воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;

Обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в производственном плане экономические пропорции развития;

Предоставляет возможности определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции;

Служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Кроме вышеперечисленного, опыт внедрения на некоторых предприятиях показал, что данный метод управления «заставляет приводить в порядок» неизменную в течение десятилетий систему нормирования, и, прежде всего сырья, не отвечающую уже современным характеристикам качества материалов. Что само по себе даёт эффект снижения затрат до 10% уже на стадии планирования.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основная функция бюджетирования – создание инструментария планирования, управления и контроля эффективности финансово-хозяйственной деятельности и ликвидности предприятия, основанном на систематическом прогнозировании будущего развития предприятия путем составления бюджетов.

1.2 Процесс бюджетирования на предприятиях


На предприятии обязательно должен быть разработан регламент бюджетного планирования, т.е. документально закрепленный порядок формирования бюджетов, в частности этапов подготовки, согласования и утверждения. Регламент описывает один полный цикл процесса оперативного планирования, ограниченный с одной стороны, установкой целевых показателей на оперативный период, с другой стороны – анализом уже достигнутых показателей.

Бюджетное планирование состоит из следующих основных форм:

План прибылей и убытков - рассматривается в виде плановой сметы расходов с прогнозированием объемов продаж и определением финансовых результатов предприятия.

Финансовый план - для обеспечения необходимых денежных средств и удовлетворения потребности в капитале, гарантирующий платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия на планируемый период. Одновременно финансовый план представляет собой основу для последующего финансового контроля.

Прогнозный баланс - для оценки имущества и структуры капитала.

Процесс планирования должен быть обязательно согласованным как содержательно (горизонтально и вертикально), так и во времени. Желательно проводить планирование в компании в двух направлениях: «сверху вниз» и «снизу вверх». Первое отражает целевые показатели бюджетов компании, а второе – способы их достижения. Это означает, что планирование осуществляется не только в планово-финансовых отделах, а и в подразделениях компании, являющихся реальным источником возникновения доходов и расходов.

В целях организации бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия разрабатывается сквозная система бюджетов, объединяющая следующие функциональные бюджеты, охватывающие базу финансовых расчетов предприятия:

Бюджет фонда оплаты труда, на основании которого прогнозируются платежи во внебюджетные фонды и некоторые налоговые отчисления;

Бюджет материальных затрат, составляемый на основании норм расхода сырья, комплектующих, материалов и объема производственной программы структурных подразделений;

Бюджет потребления энергий;

Бюджет амортизации, включающий направления использования ее на капитальный ремонт, текущий ремонт и реновацию;

Бюджет прочих расходов (командировочных, транспортных и т. п.);

Бюджет погашения кредитов и займов, разрабатываемый на основании плана-графика платежей;

Налоговый бюджет, включающий все налоги и обязательные платежи в бюджет, а также во внебюджетные фонды. Данный бюджет планируется в целом по предприятию.

Разработка бюджетов структурных подразделений и служб основана на принципе декомпозиции, заключающемся в том, что бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня. Сводные бюджеты по каждому структурному подразделению разрабатываются, как правило, ежемесячно. В целях равномерного обеспечения предприятия и его подразделений оборотными средствами в них указываются ежедневные плановые и фактические затраты, а также в целом на месяц. Примерная система бюджетов предприятия отражена в табл.1.


Таблица 1

Система бюджетов предприятия

Производственные подразделения

Функциональные службы

Непромышлен-ная группа

Итого сводный бюджет

1. Фонд оплаты труда











2. Материальные затраты











3. Энергопотребление











4. Амортизация











5. Прочие расходы





















7. Кредитный бюджет











8. Налоговый бюджет











9. Итого сводный бюджет












Структура сводного бюджета, обобщающего работу по финансовому прогнозированию и планированию, представлена на рис. 1.


Рис. 1. Структура сводного бюджета


Составной частью финансового планирования является определение центров ответственности – центров затрат и центров доходов. Подразделения, в которых измерение выхода продукции затруднено или которые работают на внутренних потребителей, целесообразно преобразовывать в центры затрат (расходов). Подразделения, выпускающие продукцию, идущую конечному потребителю, преобразуются в центры прибыли, или центры доходов.

В системе текущего финансового планирования необходимо определить реальное поступление денег на предприятие. Для этого необходимо иметь данные об удельном весе поставок продукции за предоплату, поставок на условиях коммерческого кредита с отсрочкой платежа.

Обычно используются два метода для расчета и анализа денежных поступлений.

Первый метод заключается в непосредственном определении денежных поступлений (поступление выручки, авансы полученные, ссуды и т.д.) и оттока денежных средств (оплаты счетов поставщиков, возврат ссуд, выплата заработной платы и т.п.).

При втором методе исходной точкой является чистая прибыль, которая корректируется на доходы и затраты, которые не означают притока и оттока денежных средств. Например, увеличение дебиторской задолженности означает рост доходов, но не означает притока денежных средств.

Притоком является любое увеличение статей обязательств или уменьшение активных счетов, оттоком – любое уменьшение статей обязательств или увеличение активных статей баланса.

В системе текущего планирования на предприятии разрабатывается баланс денежных поступлений и расходов, позволяющий оценить синхронность поступления и расходования денежных средств и их взаимоувязку. Он имеет доходную и расходную части.

Доходная часть включает источники поступления средств: выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), поступления по счетам, выписанным при продаже товаров в кредит, доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, доходы по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, ссуды, прочие поступления.

Расходная часть объединяет следующие направления использования средств: покупка товаров, заработная плата, платные услуги, ремонт и содержание оборудования, реклама, погашение ссуд, прочие платежи.


2 Типичные проблемы бюджетирования


Процесс бюджетирования на современных предприятиях сталкивается с множеством проблем. Наиболее распространенные:

Процесс составления планов затягивается на достаточно долгий период (например, принятие годового бюджета в одной из компаний осуществлялось в марте планируемого года).

Отсутствие единой системы отчетных и плановых документовв группе предприятий часто приводит к тому, что суммируются зачастую несопоставимые данные.

Проблема согласования бюджетов (отсутствие инструментов и достаточно долгий срок прохождения документов между верхними и нижними уровнями приводит к тому, что не остается времени на окончательное согласование бюджетов).

Отсутствие в предприятие достаточного количества сетей и компьютеров приводит к проблемам обмена данными между отделами, предприятиями и различными программными продуктами.

Существующие на предприятиях информационные системы зачастую страдают большим количеством недостатков (у одних, например, плохо настраивается импорт данных из других программных продуктов и файлов, у других - системы работают ненадежно, вероятность ошибки очень велика, а затраты времени на ее исправление исчисляются днями).

Зачастую составленные оперативные бюджеты не укладываются в стратегический план предприятия.

Часто плановые и фактические данные значительно отличаются друг от друга, что вызвано «оторванностью» бюджетирования от остальной деятельности предприятия.

Проблемы, перечисленные выше - это только часть большого комплекса, с которым современные предприятия сталкиваются при планировании своей деятельности. Поэтому и решать их рекомендуется комплексно.



Заключение


Таким образом, для организации системы анализа и планирования денежных потоков на предприятии, адекватной требованиям рыночных условий, рекомендуется создание современной системы управления, основанной на разработке и контроле исполнения системы бюджетов предприятия.

Внедрение системы бюджетирования на предприятии позволяет:

1. поддерживать систему планирования, контроля и управления на основе план-фактного анализа;

2. обеспечить прозрачность и предсказуемость потока денежных средств, усилить контроль руководства за движением денежных средств;

3. увеличить эффективность использования и одновременно снизить риск управления свободными денежными средствами;

4. усилить контроль над производственными показателями, доходами и расходами как предприятия в целом, так и отдельных структурных подразделений;

5. консолидировать деятельность всех структурных подразделений и направить ее на достижение целей компании;

6. вовлечь в процесс управления и активизировать менеджмент среднего звена;

7. обеспечить мотивацию и усилить ответственность менеджеров среднего звена, передав им ряд управленческих задач (участие в планировании, анализе причин отклонений от плана и т.п.);

8. оптимизировать документооборот.



Список использованной литературы

1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы / М.М.Алексеева. – М.: Финансы и статистика, 2000.

2. Бухалков М.Н. Внутрифирменное планирование. Учебник / М.Н.Бухалков. – М.: Инфра-М, 2003.

3. Голышева Ю.В. О проблемах разработки финансового бюджета организации // Современные проблемы управления / Под ред. Н.М.Чикишевой. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.

4. Кобец Е.А. Планирование на предприятии / Е.А.Кобец . - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.

5. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организаций / Р.А..Фатхутдинов. - М.: Эксмо, 2004.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В современном мире динамичного бизнеса вопрос бюджетной эффективности затрагивается стабильно часто, если не сказать постоянно и ежедневно. Организация планирования – вот самый простой ответ на него. При этом на одной чаше весов суммарной конкурентоспособности бизнеса соседствуют вопросы стратегического, организационного, процессного и других видов планирования, включая центральный вид – бюджетное планирование.

В этой статье мы детально рассмотрим практический подход и методы бюджетного планирования на предприятиях: речь пойдет не просто о теоретической базе знаний, а о роли бюджетных планов в успехе бизнеса предприятия в целом.

Основы бюджетного планирования

Бюджетное планирование необходимо не только для государства, для бюджетных учреждений или домохозяйств, поскольку субъекты бюджетного планирования – это участники экономических процессов, характерных абсолютно для любых видов деятельности, любых организаций, а бюджет, по сути – план, фиксирующий ожидаемые показатели экономической активности. Не «хотелки» в смысле «добиться бюджетной эффективности за неделю», а реальный бюджет и детальное бюджетное планирование – сколько и на что потратим, сколько и с чего заработаем. Вопрос предметный и не терпит приблизительного подхода.

В этом контексте бюджетное планирование – это такой набор действий и решений, результатом которых станет составление документа – бюджета, в котором в численном выражении будут зафиксированы цели и планы на определенный период, чаще всего, на год. Таким образом, составление бюджета и бюджетное планирование объединяет все подразделения одной фирмы вместе, делая их совместную работу возможной, а главное, обеспечивая за счет этого результаты экономической активности. Причем не просто результаты, а результаты соответствующие планам и фактам, т.е. максимально приближенных к понятию бюджетной эффективности. Что крайне важно в глобальном смысле – быть не просто успешной компанией, а быть стабильно прогнозируемой успешной компанией, потому это, допустим, привлекает инвесторов.

У хороших бюджетов коммерческих предприятий, конечно, есть свои основы бюджетного планирования и их организации:

  • Сквозной характер. Бюджет распространяется на все части, подразделения, направления и сегменты бизнеса;
  • Бюджет = закон. Свойство – директивность. Если бюджет подписан, его нельзя не исполнять. Часто исполнение бюджета является ключевым KPI для подразделений, которые только тратят, а не зарабатывают. Бюджет в таком случае это элемент контроля, а также основание для поощрения;
  • Формализация. Единица бюджета – обоснованный результативный показатель деятельности, выраженный в виде цифры. «Продать много» не очень хорошая цель для процесса бюджетного планирования, а «Продать на 1 млн $ в квартал» очень даже ничего;
  • Регулярность – бюджет принят и исполнен (или не исполнен) в четкий оговоренный промежуток времени, который приказом главного лица фирмы выбран в качестве бюджетного периода. Это ключевое условие результативности бюджетного планирования, потому что регулярность означает неразрывность плановой деятельности компании;
  • Новый бюджет разрабатывается на основе аналитики показателей плана и факта исполнения бюджета истекшего периода.

Рисунок 1. Признаки хорошего бюджета

Методы бюджетного планирования

На практике бюджетное планирование или бюджетирование в современном мире – это методы повышения конкурентоспособности бизнеса, на основе детализированного контроля ключевых показателей работы фирмы в разрезе финансов. Когда мы говорим о бюджете и бюджетном планировании в целом, мы касаемся такой сложной темы, как методы структурирования универсальной технологии планирования, а также учета и непрерывного контроля средств предприятия для достижения бюджетной эффективности.

Если представить, что будущее фирмы и бюджетная эффективность напрямую зависят только от соблюдения некоторых метрик и показателей без влияния каких-то внешних факторов, тогда процесс бюджетного планирования либо делает фирму стабильно приносящей прибыль, либо отправляет ее на кладбище (в зависимости от четкости и точности структурированности бюджетного процесса).

Субъекты бюджетного планирования

Самая важная задача любого бизнесмена – делать бизнес конкурентоспособным во всех смыслах этого слова. Поэтому в компаниях по всему миру поняли, что необходимо тратить время не на споры с конкурентами, а на создание такой универсальной системы или многорычажного механизма управления, который помог бы удерживать и развивать позиции на интересном бизнесу рынке. Одним из таких рычагов является рассматриваемый нами процесс создания бюджетных планов для достижения бюджетной эффективности.

В бюджетном планировании однозначно участвуют все подразделения компании. У каждого субъекта своя глубина детализации бюджета и взаимосвязи с другими подразделениями. Бюджетов и соответствующих им планов исполнения этих бюджетов может быть бесчисленное множество. По большей части это зависит от таланта финансового директора и требуемой степени детализации, определяемой стратегией финансового учета фирмы.

К примеру:

  • Бюджет доходов и расходов как детализированная смета расходов и продаж, которые должны обеспечить фирме профицит;
  • Бюджет движения денежных средств для распределения текущих денег в операционном цикле;
  • План финансирования для формирования прогнозов потребности в заемном капитале и по внутренним инвестициям;
  • Прогнозный баланс как инструмент контроля капитала;
  • Бюджет ФОТ с целями прогнозирования операционных затрат и отчислений в фонды;
  • Материальные бюджеты – планы по снабжению, сформированные на нормах производственного расхода;
  • Энергетические бюджеты по нормам потребления ресурсов для обеспечения производственных нужд;
  • Бюджет амортизации для контроля внутреннего износа, капитального ремонта и реновации производственных мощностей;
  • Налоговый бюджет.

Рисунок 2. Пример составных частей процесса бюджетного планирования

Пример ввода бюджетов в WA:Финансист

Бюджеты в «WA:Финансист» вводятся с помощью соответствующего документа «Бюджет» :



Доступны следующие возможности ускорения и облегчения ввода плановых данных:

  • Настройка шаблонов заполнения;


    • Заполнение по данным графиков оплат в договорах;
    • Заполнение в одном Бюджете данных по нескольким периодам, статьям и их аналитика;

    • Настройка зависимых оборотов.

    В данном кейсе более подробно рассмотрим вариант заполнения бюджетов «По данным графиков» в договорах.

    В «Бюджетах» есть возможность выполнения следующего действия:



    При этом автоматически подбираются и затем будут отражены в бюджете плановые данные, ранее настроенные для договоров согласно указанным отборам:


    Сначала формируется план доходов/расходов:


    Затем на его основании с помощью настройки «Модели распределения платежей» – график платежей:


    Формируется график платежей в разрезе периодов с учетом условий оплаты по договору (аванс, предоплата):


    Результатом настроек является автоматическое заполнение нескольких видов плановых документов:

    • Плановые бюджеты по финансовым данным договоров;

    • Планируемые Заявки на платеж;
    • Планируемые поступления ДС.

    Для этого предусмотрено отдельное рабочее место:


    Поскольку ввод плановых данных по графикам доходов и расходов и платежей в договорах является частью общего бюджетного планирования, система «WA:Финансист» позволяет подключать к «Договорам/Регистрации условий договоров» и «Контрагентам» общие возможности системы по согласованию:


    Пример составных частей процесса бюджетного планирования

    Конечно, есть и другие бюджеты, начиная с командировочных, до бюджетов корпоративных праздников и подарков. Все это бюджеты, и во всех бюджетах обязаны быть четкие и продуманные показатели. Понятно, что для турфирмы нужна одна степень детализации бюджетных планов, а для сталелитейного комбината – совсем другая.

    Идентично для всех одно: вне зависимости от количества бюджетов и планов контроля утвержденных показателей, процесс бюджетного планирования является единственной возможностью контролировать жизнь фирмы в разрезе всех финансовых результатов. Напомним, что от качества бюджетных планов может зависеть весь суммарный результат фирмы за будущий период.

    Современные динамичные системы управления стремятся к тому, чтобы процесс бюджетного планирования был основан на принципах взаимосвязанности и четкой регламентации бюджетного процесса во всех подразделениях. То есть процесс создания бюджетных планов должен быть согласован, как горизонтально/вертикально, так и во временном диапазоне для достижения бюджетной эффективности. К примеру, если планово-экономический отдел планирует бюджет (сверху вниз), то он учитывает и реальные данные доходного/расходного подразделения (снизу вверх). Таким образом, достигается балансировка показателей и приведение их к реальному значению.


    Рисунок 3

    Целесообразно производить строительство бюджетных планов таким образом, чтобы все бюджеты были взаимосвязаны. Проще говоря, бюджет низкого уровня всегда есть составная часть (или расширенная детализация) бюджетных планов более высокого уровня. Это позволяет с одной стороны связать плановые данные с реальными данными, а с другой – обеспечить дополнительный контроль исполнения.

    Процесс составления бюджетных планов компании должен быть продуман и документально оформлен в виде регламента, который будет определять порядок составления бюджетов в части состава, подготовки, верификации и утверждения. Организация бюджетного планирования должна быть структурирована так, чтобы создать полный непрерывный цикл бюджетирования, начиная с установки целевых значений каждого показателя, до анализа фактического значения (результата).

    Проблемы процесса бюджетного планирования

    Невозможно создать такой процесс бюджетного планирования, который стал бы идеальным или эталонным во всех его частностях для всех предприятий. Но чтобы структурировать наиболее оптимальную и рабочую модель бюджетного планирования, необходимо учесть наиболее распространенные ошибки и проблемы, а также воспринимать этот процесс как составной элемент комплексного управления компанией.


    Рисунок 4. Круговорот проблем процесса бюджетного планирования

    • Затягивание сроков. Планы и бюджеты не принимаются в срок и постоянно переносятся. В итоге компания сталкивается с тем, что бюджет/план должны догонять ее реальную жизнь, что чаще всего невозможно.
    • Не идентичность показателей. Проблема многих компаний, в которых подразделения привыкли измерять свою эффективность или ставить планы на основе внутреннего представления, а не общих показателей системы планирования. Это часто приводит к тому, что предприятия упираются в стену из необходимости суммировать или вычитать друг из друга несопоставимые данные.
    • Нет единой системы документов. Это приводит к затруднениям в процессе сопоставления данных отчетности и дальнейших бюджетных планов.
    • Бесконечность согласования. Проблема всех крупных предприятий: лица, принимающие распорядительные решения, тормозят весь производственный процесс своим неисполнением бюджетных планов. Зачастую бесконечность процесса согласования бюджетных планов – это следствие низкого качества менеджерского состава или недостаточной организации самого процесса.
    • Низкое качество IT-инфраструктуры. Приводит к тому, что процессы тормозятся из-за невозможности импорта/экспорта каких-либо данных или их сопоставления между собой.
    • Несоответствие бюджетов и планов предприятия. На стратегическом уровне это несоответствие означает крах процесса бюджетного планирования, потому что верхним уровнем всего процесса и является стратегический план компании.
    • Нереальность бюджетирования. Если план и факт значительно отличаются друг от друга, значит, процесс бюджетного планирования не соответствует тому, что происходит в реальности на предприятии, имеет неправильное основание, а также не опирается на принципы «сверху вниз» и «снизу вверх».

    Заключение и выводы

    Организация планирования процесса эффективного бюджетирования – это не самая сложная задача внутрикорпоративного управления. Безусловно, финансово бюджетное планирование требует большой ответственности и последовательности, которые обеспечат не только реальность будущего бюджета предприятия, но и бюджетную эффективность. Но только такая система управления компанией, система, на основе формирования и контроля исполнения структурированных бюджетов и охватывающая все субъекты бюджетного планирования, может быть адекватна современным рыночным отношениям. За счет бюджетного планирования на предприятиях любой формы собственности и размера достигаются желаемые результаты и решаются важные задачи бизнеса:

    • Создать и использовать систему бюджетных планов, на основе план-фактного анализа;
    • Добиться прозрачности потоков денежных средств и точности управления ими;
    • Обеспечить руководство инструментом контроля финансовых ресурсов предприятия;
    • Повысить эффективность использования денежных средств;
    • Снизить операционные риски в рамках управления свободными финансовыми ресурсами;
    • Обеспечить непрерывный контроль производственных показателей и нормативов;
    • Усилить контроль доходно-расходной деятельности компании в целом;
    • Консолидировать ресурсы внутри компании для обеспечения достижения поставленных целей;
    • Активизировать потенциал менеджмента подразделений, создав среду вовлеченности и ответственности за общий результат компании;
    • Оптимизировать процессы внутри компании.

    В заключении отметим, что бюджетное планирование – наиболее правильный и простой способ избежать вопросов из серии «что же будет с бизнесом в будущем?». Как инструмент менеджмента методы бюджетного планирования дадут понимание, какую линию поведения выстраивать, и какой путь выбрать для достижения поставленной цели.

    Между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти. Финансово-бюджетная политика включает действия государственных и территориальных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой и других областях финансов.

    Финансово-бюджетная политика — это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой.

    Финансово-бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, и бюджетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.

    Финансово-бюджетная политика осуществляется главным образом в ходе работ, производимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использованию, т. е. в ходе бюджетного процесса.

    Совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой и есть .

    Финансово-бюджетная политика ежегодно определяется в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации. На территориальном уровне она определяется решениями соответствующих органов власти. Эта политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, органа денежно-кредитного регулирования (Банк России), контрольно-счетных органов (контрольно-счетные палаты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, другие контрольные органы исполнительной власти).

    В Российской Федерации бюджетный период, т. е. время совершения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря, следовательно, он совпадает с календарным годом. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий.

    Органы, наделенные в соответствии с законодательством бюджетными полномочиями, т. е. правами и обязанностями участников бюджетного процесса, осуществляют бюджетный процесс.

    Такими полномочиями наделены:

    Органы представительной и исполнительной власти;

    Финансовые и налоговые органы;

    Органы денежно-кредитного регулирования и органы государственного ;

    Главные распорядители бюджетных средств и распорядители бюджетных средств;

    Государственные целевые внебюджетные фонды.

    Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении.

    Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов.

    Банк Российской Федерации совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления государства, обслуживает денежные счета Казначейства Российской Федерации, счета государственных целевых , счета территориальных бюджетов.

    Главный распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости распределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств.

    Распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями, он доводит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование ими бюджетных средств.

    Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) — это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.) и финансируемая в сметном порядке из бюджета или .

    Контрольно-счетные органы (Счетная Палата Российской Федерации, контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.

    Все перечисленные выше органы власти и учреждения являются участниками бюджетного процесса.

    Бюджетный процесс включает:

    Прогнозирования объемов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения планируемых мероприятий;

    Прогнозирования финансовых последствий реформ, программ;

    Определения возможности реализации различных мер в области финансов.

    Перспективный финансовый план разрабатывается на основе показателей прогноза экономического и социального развития государства. В нем содержатся данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию расходных статей бюджета. Этот план составляется на три года по укрупненным показателям бюджета. План ежегодно корректируется на показатели уточненного прогноза социально-экономического развития государства.

    Сводный финансовый баланс — это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определенной территории. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории.

    Составление сводного финансового баланса является подготовительным этапом разработки адресного финансового плана, т. е. бюджета. Сводный финансовый баланс государства позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы; обеспечить проверку сбалансированности прогноза экономического и социального развития государства, определить источники финансирования мероприятий, намеченных этим прогнозом; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов; произвести прогнозные финансовые расчеты; разработать направления финансовой политики.

    Территориальное сводное финансовое планирование. Если сводное финансовое планирование на общегосударственном уровне базируется на разработанной в нашей стране методологии и многолетнем опыте, то составление сводного финансового баланса территорий началось сравнительно недавно. Хотя первые попытки подготовки сводных финансовых балансов в союзных республиках СССР были сделаны еще в 30х годах, разрабатываемые в них финансовые балансы охватили лишь финансовые ресурсы, создаваемые и используемые в хозяйстве, подведомственном республиканским исполнительным органам власти.

    Еще сложнее обстояло дело с разработкой сводного финансового баланса на областном, городском, районном уровнях. Только в середине 70х годов в НИФИ Минфина СССР Г. Б. Поляк приступил к разработке методических основ составления такого баланса. Подготовленные им впервые в нашей стране Методические рекомендации по составлению сводного финансового баланса города прошли экспериментальную апробацию в отдельных городах и послужили основой составления таких балансов для областного и районного уровня. В середине 80х годов такие балансы стали составляться во всех автономных республиках, краях, областях и крупных городах СССР.

    Необходимость разработки территориальных сводных финансовых балансов обусловлена рядом факторов:

    1) разработкой программ, предусматривающих объединение усилий территориальных органов власти и предприятий, расположенных на их территории, по экономическому и социальному развитию;

    2) значительными финансовыми затратами на осуществление таких программ. Для обеспечения мероприятий, намеченных этими программами, необходимы координация и концентрация денежных средств бюджетной системы, средств ведомств и предприятий. Это, в свою очередь, требует разработки в регионе сводного финансового баланса;

    3) необходимостью сведения воедино различных видов финансовых планов: финансовых планов хозяйственных предприятий и организаций, территориального бюджета, внебюджетных фондов и др., отражающих отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения , созданного и используемого на данной территории. Это позволяет иметь полную картину образования и использования всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы;

    Основная задача территориального сводного финансового баланса — определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе (как централизованных, аккумулированных и перераспределяемых территориальными бюджетами, так и децентрализованных, т. е. ресурсов предприятий, организаций и внебюджетных фондов).

    Планирование финансовых ресурсов сопровождается анализом достигнутого уровня мобилизации и использования финансовых ресурсов региона, выявлением степени соответствия этого уровня потребностям развития региона.

    Информационной базой при разработке сводного финансового баланса региона являются: данные территориальных экономических, финансовых, статистических органов, функциональных подразделений территориальных органов власти, экономические нормативы и лимиты по основным показателям развития региона, показатели проектов планов экономического и социального развития территории, данные территориального бюджета, внебюджетных фондов, балансов доходов и расходов всех предприятий и организаций, расположенных на территории независимо от их ведомственной подчиненности.

    Бюджетное прогнозирование

    Со сводным финансовым планированием тесно связано бюджетное прогнозирование.

    Важнейшее условие успешного ведения хозяйства — постоянное совершенствование методов его управления. Управлять — значит предвидеть. В связи с этим возрастает роль перспективного планирования, а значит и научного прогнозирования. Прогнозирование параметров натуральных показателей должно сопровождаться прогнозом финансовых ресурсов, так как невозможно качественное прогнозирование развития хозяйства без учета перспективы роста этих ресурсов.

    В отличие от сводного финансового планирования осуществляемого, как правило, на более длительный период, бюджетное прогнозирование является адресным и рассчитано на бюджетный период, т. е. не более чем на год. Но так как основная подавляющая часть показателей сводного финансового баланса включает ряд бюджетных показателей, то при составлении перспективного сводного финансового баланса необходимо проводить прогнозные расчеты основных бюджетных показателей.

    Под прогнозом развития бюджета подразумевается комплекс вероятностных оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей.

    Цель бюджетного прогнозирования — на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению. Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства, региона.

    Расчет прогнозируемых бюджетных показателей основан на иных методологических подходах, нежели расчеты показателей годового бюджета. Если показатели годовых и квартальных бюджетов определяются на базе прямых расчетов экономических и финансовых параметров, то при определении прогнозных бюджетных показателей, как правило, такой возможности нет из-за отсутствия необходимых статистических и отчетных данных.

    Бюджетное прогнозирование и в первую очередь прогнозирование территориальных бюджетов связано с распространением в 70е годы практики разработки перспективных комплексных планов экономического и социального развития территорий, в которых необходимо было производить прогнозные расчеты бюджетных показателей как основы планирования мероприятий, предусмотренных этими планами. Методология прогнозирования территориальных бюджетов впервые в нашей стране была разработана и апробирована в 1976 г. Г.Б. Поляком в ходе подготовки и реализации комплексных планов экономического и социального развития административно-территориальных единиц.

    При разработке прогноза развития бюджета могут быть использованы различные методы:

    1) Метод экстраполяции, т. е. составление перспективы исходя из практики предшествующих периодов. Однако этот метод пригоден для прогнозирования лишь некоторых статей расходов и , имеющих более или менее стабильный характер.

    1) На первой стадии формирования проекта бюджета федеральными органами исполнительной власти разрабатываются сценарные условия экономического и социального развития на планируемый год, в которых отражены главные и материалы для уточнения параметров среднесрочного прогноза экономического и социального развития страны.

    После одобрения Правительством РФ этих сценарных условий Министерство финансов РФ разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый год и проектирования размеров основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу. Кроме того, рассматриваются предложения о минимальных размерах оплаты труда и пенсий, порядке индексации работников бюджетной сферы и пенсий в планируемом году и на среднесрочную перспективу.

    Все эти материалы и расчеты направляются на рассмотрение Правительства РФ. После их принятия Правительством они могут быть представлены в Совет Федерации и Государственную Думу по их запросу.

    Затем Министерство финансов РФ направляет основные характеристики по доходам и расходам федерального бюджета федеральным органом исполнительной власти, а также доводит до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации методику формирования межбюджетных отношений Российской Федерации с субъектами Российской Федерации на плановый год и среднесрочную перспективу.

    2) На второй стадии разработки федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти производится распределение предельных объемов бюджетных средств по показателям , а также адресное распределение финансовых ресурсов между главными распорядителями бюджетных средств. При этом Министерство экономики РФ определяет федеральные целевые программы, подлежащие финансированию, и согласовывает объемы их финансирования в плановом году и в среднесрочной перспективе.

    Для проведения работы по составлению проекта бюджета в Министерстве финансов РФ используются материалы, расчеты и обоснования, поступающие от субъектов Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации. Эти материалы сначала анализируются специалистами, закрепленными за соответствующими министерствами. В ходе анализа уточняются расчеты показателей финансовых планов министерств, бюджетов территорий, выявляются возможности мобилизации дополнительных доходов и экономии расходов. Затем расчеты с внесенными поправками рассматриваются у руководителей департаментов Министерства, а затем направляются в бюджетный департамент, который рассматривает представленные расчеты, вносит в них в случае необходимости поправки и направляет на решение руководства Министерства финансов РФ.

    В случае если у бюджетополучателей имеются разногласия по показателям бюджета, то несогласованные вопросы по этим показателям выносятся на рассмотрение Межведомственной правительственной комиссии.

    Все работы по подготовке и согласованию с федеральными органами исполнительной власти показателей проекта федерального бюджета и сопутствующих ему материалов (проектов законодательных актов и др.) должны быть завершены до 15 июля года, предшествующего планируемому.

    После согласования всех бюджетных расчетов с ведомствами и субъектами Федерации бюджетный департамент Министерства финансов РФ составляет окончательный проект федерального бюджета, который представляется в Правительство Российской Федерации.

    Проекты территориальных бюджетов составляются финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

    Для составления проектов бюджетов территориальные финансовые органы имеют право на получение информации не только от территориальных органов исполнительной власти, но и от вышестоящих финансовых органов.

    Финансовые органы субъектов Российской Федерации получают из Министерства финансов РФ следующие материалы:

    Предполагаемые изменения налогообложения;

    Расходы, передаваемые в бюджеты субъектов РФ, и объемы передаваемых соответствующих средств;

    Порядок формирования Фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределение его средств;

    Субвенции и дотации, предполагаемые к передаче субъектам РФ.

    Финансовые органы муниципальных образований получают от финансовых органов субъектов Российской Федерации следующие материалы:

    Предполагаемые изменения отчислений по закрепленным за доходам;

    Порядок формирования регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и распределение его средств;

    Субвенции и дотации, предполагаемые к передаче местным бюджетам.

    Порядок организации и проведения работ по составлению проекта территориального бюджета аналогичен работам, проводимым в Министерстве финансов РФ.

    В ходе работы по составлению проекта бюджета в случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов территориальных бюджетов территориальный исполнительный орган власти представляет в вышестоящий исполнительный орган власти необходимые расчеты для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций, субвенций, перечня доходов и расходов, подлежащих передаче из вышестоящего бюджета, а также данные об изменении состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию.

    Исполнительный орган субъекта Федерации и муниципального образования может вносить в вышестоящий исполнительный орган власти предложения по изменению и уточнению проектируемых вышестоящим органом власти бюджетных нормативов и показателей. Разногласия по этим вопросам рассматриваются вначале в вышестоящем исполнительном органе власти. Результаты рассмотрения разногласий отражаются в составляемом протоколе, в котором содержатся обоснование предложений и обоснование отказа. В случае необходимости решения этих вопросов на паритетных началах создается согласительная комиссия, решение которой доводится до сведения нижестоящих и вышестоящих органов власти. Окончательное решение принимается вышестоящим представительным органом власти.

    Кроме составления проекта бюджета на планируемый год, исполнительные органы власти субъектов Федерации и муниципальных образований в целях составления Российской Федерации, обеспечения единой финансово-бюджетной политики государства должны подготовить и представить в вышестоящий орган исполнительной власти следующие документы и материалы:

    Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и муниципального образования на очередной год;

    Основные направления бюджетной и налоговой политики субъекта Российской Федерации и муниципального образования на очередной год;

    Прогноз сводного финансового баланса по территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования на очередной год;

    Прогноз консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на очередной год;

    Адресную инвестиционную программу на очередной год;

    Назад | |

    Сегодня пристальное внимание уделяется современным методам управления расходами: управленческий учет, бюджетное планирование и прогнозирование. Бюджетирование - это способ производственного и финансового планирования работы объекта. Процесс идет путем создания общего бюджета, а также бюджетов подсистем бюджетного планирования с целью определения их финансовых расходов и результатов от хозяйственной деятельности. Общий бюджет - это количественное выражение всех планов, требуемых для достижения желаемых результатов деятельности предприятия.

    Что такое бюджет?

    В классическом понимании под бюджетом понимается свод доходов и расходов экономического объекта (страны, предприятия, домохозяйства или отдельного гражданина) на обозначенный срок (год, месяц и так далее).

    Чем отличается бюджет от плана? Бюджет имеет длящийчя характер: цель - планирование - контроль. Он создается в точках финансовой ответственности и опирается на нормативы, установленные объектом.

    Сущность бюджетирования

    Бюджетное планирование (бюджетирование) - это процесс составления планов и дальнейшего оперативного контроля за их исполнением, а точнее поступлением и расходованием средств.

    Бюджетирование всегда тесно связано с:

    • управлением экономическим объектом;
    • финансовой и производственной деятельностью;
    • управленческим учетом.

    Бюджетное планирование организации, как правило, осуществляется в процессе оперативного планирования. Исходя из целей экономического объекта, бюджеты решают задачи распределения ресурсов (экономических, материальных, трудовых). Разработка и составление бюджетов придает определенность выбранной стратегии развития фирмы.

    Почему именно планирование занимает основополагающее место в процессе составления бюджетов? В бюджетном процессе главную роль играет планирование, потому что от корректного определения показателей плана бюджета зависит качество и сроки его реализации.

    Бюджетное планирование - это комплекс организационных и методических мероприятий на всех стадиях бюджетирования для определения объемных показателей, их источников формирования, направлений применения ресурсов с целью достижения стабильного, успешного развития.

    Этапы бюджетирования

    Стадии бюджетного планирования:

    • Составление. Это первый этап процесса бюджетирования. На нем решаются основные вопросы: объемные показатели бюджета, фискальная и денежно-кредитная политика, основные методы и направления, распределение доходов и расходов между звеньями подсистем бюджетного планирования.
    • Рассмотрение. На данном этапе участвуют все субъекты. В процессе рассмотрения бюджета идет согласование интересов всех уровней власти по доходам и расходам.
    • Утверждение.
    • Исполнение. Это самый сложный процесс. После поступления доходов в процессе исполнения бюджета начинается осуществление расходов.

    Задачи бюджета

    К числу основополагающих задач бюджетирования относятся:

    • обеспечение оперативного планирования;
    • обеспечение координации и коммуникации всех подсистем внутри системы;
    • обоснование расходов объекта экономического планирования;
    • создание базы для осуществления контроля планов;
    • исполнение законов и заключенных договоров.

    Принципы бюджетирования

    Главные принципы бюджетного планирования:

    • определение центров экономической ответственности по оговоренным признакам;
    • согласование целей;
    • определение приоритетов (использование ресурсов экономического объекта в самом выгодном направлении);
    • ответственность (каждое подразделение несет ответственность за исполнение бюджетов по определенным показателям);
    • непрерывность и последовательность (процесс бюджетирования осуществляется на регулярной основе, от одного периода к другому);
    • унификация (составление бюджетного регламента для каждого экономического объекта в целом в зависимости от специфики его деятельности);
    • соответствие показателей бюджета показателям бухгалтерской и управленческой отчетности;
    • нормирование (разработка, расчет и утверждение нормативов по каждой статье и центрам финансовой ответственности);
    • сбалансированность (пропорциональный учет возможностей и ресурсов объекта и взаимосвязь элементов доходов и расходов с учетом остатков ресурсов).

    Функции планирования бюджетов

    Бюджетирование может выполнять следующие функции:

    • Экономический прогноз. Каждому объекту финансовой деятельности нужно владеть информацией, какие цели в своей работе он может запланировать на последующий период.
    • Контроль. По мере реализации планов нужно регистрировать реальные финансовые результаты работы объекта. Сравнивая фактические и запланированные показатели можно осуществлять бюджетный контроль.
    • Координация. Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий. В ней должно быть согласование всех мероприятий между собой.
    • Постановка задач. Разрабатывая бюджет на последующий период, объект принимает решение заранее, до наступления периода действий спланировать их.
    • Делегирование задач. Согласование бюджета объекта для его подразделений является сигналом о том, что в дальнейшем текущие решения принимаются на их уровне децентрализовано, если они не выходят за общие пределы бюджета.

    В целях планирования деятельности объектов целесообразно формировать сквозную систему бюджетного планирования, состоящую из функциональных бюджетов:

    • материальных расходов;
    • потребления энергоносителей;
    • амортизации;
    • прочих расходов;
    • погашения займов;
    • оплаты фискальных платежей.

    Бюджеты имеют разные виды и формы. Отдельные из них характеризуют промежуточные процессы деятельности, могут нести информацию о затратах или доходах. Укрупненные бюджеты, такие как отчет о финансовых результатах, бюджет движения денежных средств демонстрируют как затраты, так и доходы объекта в целом.

    Методы планирования

    Существующие методы планирования бюджета:

    • Нормативный. Это самый часто используемый метод в нашей стране. Он определяет бюджетне расходы в рамках пределов будущих доходов.
    • Индексный. Основу данного метода составляет анализ изменения инфляционного уровня, уровней реальных доходов и заработной платы. Индексы, полученные благодаря сравнению данных, помогают применять их для расчета несоизмеримых показателей.
    • Программно-целевой. Этот метод применяют для обеспечения ресурсами целевых программ государства.
    • Балансовый. При помощи данного метода составляется баланс бюджетных расходов и доходов. Они распределяются между получателями средств всех уровней по будущим периодам. Прогноз ресурсов баланса, предложения и спроса на рыночных площадках производит увязывание экономической потребности в производственных ресурсах и планирование источников их средств, распределения и производства ресурсов, обеспечивает равновесие в экономике.
    • Метод моделирования. При использовании данного метода, в расчетную модель закладываются разные условия того, как будут развиваться процессы. Метод моделирования позволяет оперативно исправить отклонения при некорректном варианте прогноза.
    • Метод экстраполяции внедряет перспективы развития прошлых и текущего в планирование будущих этапов.
    • Метод экономического анализа помогает связать экономические объекты и закономерности их развития.

    Государственное бюджетное планирование

    Финансовое планирование является выбором целей по возможности их достижения с имеющимися ресурсами в зависимости от внутренних и внешних условий и согласование потоков финансов. Оно выражается в составлении и надзоре за выполнением планов формирования расходов и доходов, учитывающих финансовое состояние на текущий момент в денежном выражении.

    Методы финансового планирования:

    • Метод автоматизации является самым простым методом. Он используется при дефиците времени.
    • Статистический метод исходит из того, что складываются все затраты за предыдущие годы и делятся на число предыдущих периодов.
    • Метод нулевой базы. В этом методе все позиции должны рассчитываться с самого создания. Данный способ демонстрирует фактические потребности и увязывает их с возможностями.

    Процесс планирования должен происходить при использовании следующих принципов:

    • Единство. Финансовое планирование должно быть системным. Система означает существование взаимосвязанных элементов и наличие единого вектора их развития, направленного на общие цели.
    • Гибкость и многовариантность. Она заключается в способности менять свое направление в связи с возникновением новых обстоятельств.
    • Непрерывность. Разработанные планы обязаны постоянно приходить на смену один другому.
    • Участие. Процесс планирования обязан привлекать всех, кого он затрагивает.

    Виды финансового планирования:

    • Стратегическое. Оно происходит в условиях отсутствия конкретности и неполноты информации. Процессы стратегического финансового планирования трудно подвергаются анализу. Многолетний опыт доказал низкую эффективность жестких стратегических планов. Разработка стратегии уменьшает неопределенность при тактическом планировании. Стратегическое планирование подразделяется на долгосрочное (от десяти до пятнадцати лет), среднесрочное (около пяти лет), краткосрочное (от двух до трех лет).
    • Долгосрочное.
    • Краткосрочное.
    • Текущее или оперативное.

    Бюджетное планирование - это комплекс действий на всех этапах процесса построения бюджета для определения объемных показателей и их способов создания. А также определения направлений применения бюджетных государственных ресурсов для обеспечения стабильного социального и экономического общественного развития. Государство применяет бюджетное планирование для обеспечения эффективной деятельности своей бюджетной системы. Оно имеет ряд особенностей:

    • Объектом государственного бюджетного планирования признаются ресурсы бюджета страны.
    • Субъектами планирования считаются органы власти, управления федерального, регионального и местного уровня.
    • В процессе бюджетного планирования должны быть обеспечены требуемые экономические пропорции, согласно прогнозам экономического и социального развития страны.
    • Отношения, возникающие в моменте распределения ВВП и связанные с формированием и использованием государственных ресурсов на всех этапах воспроизводственных процессов являются предметом бюджетирования.
    • С помощью бюджетного планирования формируется необходимая база финансов, определяются нормативы и конкретные механизмы претворения в жизнь программ защиты населения в социальной сфере.
    • Бюджетирование основывается на финансовой оценке бюджета, позволяющем определять эффективные варианты денежного обеспечения прогнозных показателей социального и экономического развития страны.
    • Бюджетирование является эффективным инструментом бюджетной политики страны.

    Эффективное применение бюджетирования в обществе зависит от качества достижения целей и исполнения задач, стоящих перед ним на всех этапах процесса бюджетирования. Главными среди них признаются:

    • создание самых главных пропорций развития в экономической сфере на плановый период;
    • определение путей бюджетного обеспечения прогнозируемого уровня социального и экономического развития на основе грамотного применения имеющихся в государстве ресурсов;
    • выявление скрытых резервов во всех отраслях экономики и оперативного перераспределения их на выполнение плана развития государства;
    • установление грамотных форм мобилизации финансовых поступлений по источникам и формирование доходов бюджетов с учетом скрытых резервов их увеличения;
    • грамотное распределение затрат бюджета государства между отдельными звеньями системы бюджетирования и сбалансирования бюджетов самого низкого уровня.

    Итоговым результатом процесса бюджетирования является совокупность решений и показателей бюджета в виде государственного и общего бюджетов со ссылкой на изменения, произошедшие или ожидаемые в бюджетной сфере страны.

    Под бюджетным прогнозированием имеются в виду обоснованные на реальных расчетах предположения о векторах развития бюджета, его возможных состояниях в будущем и других путях, и сроках достижения этих этапов. Прогноз представляет собой основу бюджетного планирования и опирается на анализ бюджета на текущий период времени и предшествующую динамику.

    Бюджетное прогнозирование за-ключается в составлении прогноза бюджетных доходов. При этом решается следующая система задач:

    • Измерение объема материальных государственных ресурсов в целом.
    • Определение размера приемлемого изъятия денежных ресурсов в государственный доход.
    • Нахождение наиболее подходящих форм изъятия средств в государственную казну.
    • Исследование всех видов воздействия через систему фискального обложения на развитие производственной сферы.
    • Определение оптимальных пропорций распределения доходов меж-ду бюджетами разных уровней.

    Бюджетное планирование в управлении экономикой страны имеет огромное значение.

    Электронный бюджет

    Что такое бюджетное планирование с "Электронным бюджетом"? Это информационная система государственного уровня, разработанная Минфином РФ. Она создана с целью повышения прозрачности и открытости деятельности органов государства, ответственна за управление финансами. При помощи данного приложения бюджетного планирования "Электронный бюджет" повышается качество управления государственных органов посредством внедрения инновационных технологий и создания единого пространства в управлении финансами.

    Система состоит из нескольких подсистем:

    • Кадровое управление.
    • Бюджетное планирование закупок.
    • Управление финансовыми средствами.
    • Управление доходами и затратами.
    • Управление нормативами и информацией, носящей справочный характер.
    • Планирование бюджетных расходов.

    Пользователи электронного бюджета

    В программе электронного бюджетного планирования должны зарегистрироваться и вести деятельность в обязательном порядке перечисленные ниже пользователи:

    • Государственные органы власти, регионального и местного управления.
    • Внебюджетные фонды страны.
    • Компании-участники бюджетного процесса, получающие финансирование за счет государственного бюджета.
    • Юридические лица, получающие финансирование из государственного бюджета.
    • Граждане, признанные участниками бюджетного процесса.
    • Организации, производящие закупки по нормам 223-ФЗ.

    С помощью подсистем государственного бюджетного планирования, расположенных на официальном сайте, можно:

    • прочитать информацию по заполнению форм прогнозирования;
    • написать задание государственного уровня и составить бюджетные сметы;
    • осуществить ведение бухгалтерского и бюджетного учета для предприятий;
    • изучить различные реестры;
    • заполнить данные и основную документацию по процессам государственного заказа и деятельности по закупкам;
    • обеспечить взаимодействие в сфере обмена информацией;
    • создать, сохранить и направить в специальный государственный орган документацию по планированию и бюджетированию, исполнению точечных мероприятий.

    Теперь вы знаете, что представляет собой бюджетное планирование.

    4. Бюджет предприятия и процесс разработки бюджета

    4.1. Структура бюджета предприятия

    Бюджетирование - это процесс планирования будущей деятельности предприятия, результаты которого оформляются системой бюджетов.

    Обычно создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования. Исходя из стратегических целей фирмы, бюджеты решают задачи распределения экономических ресурсов, находящихся в распоряжении организации. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам существования фирмы.

    К числу основных задач бюджетирования относится следующее:

    • обеспечение текущего планирования;
    • обеспечения координации, кооперации и коммуникации подразделений предприятия;
    • обоснование затрат предприятия;
    • создание базы для оценки и контроля планов предприятия;
    • исполнение требований законов и контрактов.

    Выгоды качественного составления бюджетов и контроля за их исполнением с излишком окупают затраты на их внедрение и разработку. Безусловно, очень многое зависит от специфики деятельности предприятия, но даже небольшим фирмам рекомендуется применение бюджетирования (например, в сокращенном варианте).

    Внедрение бюджетирования на предприятии сталкивается с двумя группами проблем: методические проблемы и организационные. Опыт автора доказывает, что, как правило, самым трудным в бюджетировании является этап его внедрения на предприятие. Приватизированные предприятия получили в наследство огромный опыт составления документов, ненужных предприятию в рыночной экономике. Поэтому принципиально важным является решение высшего менеджмента о внедрении бюджетирования в новом реальном масштабе ценностей. И с этого момента по существу начинается серьезная работа, основные этапы которой состоят в следующем:

    • изучение внутренней и внешней документации предприятия, его структуры и взаимодействия подразделений, механизмов управленческого учета и т.д.;
    • поиск наименее болезненных путей вовлечения управленческой команды предприятия в процесс бюджетирования;
    • разработка плана внедрения бюджетирования (все дальнейшие действия будут определены планом внедрения);
    • пересмотр старых или разработка новых внутренних стандартов;
    • создание информационной базы для бюджетирования, предусматривающей разработку новых отчетов по подразделениям, приближенных к специфике деятельности предприятия;
    • создание новых или реорганизация старых подразделений для осуществления процесса бюджетирования;
    • разработка или приобретение программного обеспечения и его установка на внутренней сети предприятия;
    • обучение персонала.

    Трудоемкий процесс внедрения системы бюджетирования может длиться месяцами и даже годами. Помимо временных затрат он требует наличия высококвалифицированных специалистов в области бюджетирования и компьютерной техники. Как правило, украинские предприятия не в силах самостоятельно провести эти работы, привлечение консалтинговой фирмы обходится дешевле и значительно надежней.

    Теперь перейдем к процессу бюджетирования как таковому.

    Бюджеты составляются как для структурных подразделений, так и для компании в целом. Бюджеты подразделений сводятся в единый бюджет предприятия называемый основным или головным. Американские финансовые менеджеры говорят Master Budget.

    С точки зрения последовательности подготовки документов для составления основного бюджета выделяют две составных части бюджетирования, каждая из которых является законченным этапом планирования:

    1. Подготовка операционного бюджета;
    2. Подготовка финансового бюджета.

    Перечень операционных бюджетов, как правило, исчерпывается следующим списком:

    • бюджет продаж;
    • бюджет производства;
    • бюджет производственных запасов;
    • бюджет прямых затрат на материалы;
    • бюджет производственных накладных расходов;
    • бюджет прямых затрат на оплату труда;
    • бюджет коммерческих расходов;
    • бюджет управленческих расходов;
    • прогнозный отчет о прибыли.

    К числу финансовых бюджетов относятся

    • инвестиционный бюджет;
    • бюджет денежных средств;
    • прогнозный баланс.

    Последовательность формирования основного бюджета удобно представить в виде блок-схемы (рис. 3). Данная блок-схема не отражает всех возможных взаимосвязей между бюджетами, но описывает логическую последовательность процесса бюджетирования.

    Рис. 3. Блок-схема формирования основного бюджета

    Прежде, чем приступать к изучению методики подготовки основного бюджета, рассмотрим некоторые аспекты философии бюджетирования:

    1. Бюджеты могут быть недостижимыми, если недостижимы поставленные маркетинговые и производственные цели.
    2. Бюджеты могут быть неприемлемыми, если условия достижимости целей невыгодны для предприятия.
    3. Эффективность принятых бюджетов оценивают в процессе диагностики состояния предприятия.
    4. При составлении бюджетов следует опираться на документы, по форме и структуре приближенные к документам бухгалтерской отчетности.
    5. Производить бюджетирование без применения вычислительных средств (локальной компьютерной сети) и соответствующего программного обеспечения невозможно в реальном масштабе времени и ценности.

    Несколько слов в отношении временного характера бюджета. Традиционным считается разбиение года на 12 месяцев и составление всех бюджетных таблиц для каждого месяца в отдельности. Необходимо сознавать, что в этом случае целый месяц представляется одной точкой времени. Зачастую это не устраивает финансового менеджера, и он стремится производить дальнейшее более детальное бюджетирование с разбивкой месяца на недели или на декады. Такой случай можно считать идеальным. Главная проблема его практической реализации – это оперативное обеспечение процесса бюджетирования исходными данными. Практическая истина здесь очень проста: запрограммировать процесс планирования – это только часть задачи. Гораздо сложнее обеспечить информационную поддержку этому процессу в реальном масштабе времени.

    В дальнейшем последовательно дадим краткую характеристику каждому из частных бюджетов в общей системе процесса бюджетирования.

    4.2. Характеристика частных бюджетов предприятия

    Процесс бюджетирование начинается с составления бюджета продаж.

    Бюджет продаж – операционный бюджет, содержащий информацию о запланированном объеме продаж, цене и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции. Роль этого бюджета настолько велика, что приводит к необходимости создания отдельного подразделения со своей инфраструктурой, качественно и постоянно занимающегося изучением рынка, анализом портфеля продукции и т.д. Как правило, это отдел маркетинга. Качество составления бюджета продаж непосредственным образом влияет на процесс бюджетирования и успешную работу компании.

    При составлении бюджета продаж нужно ответить на следующие вопросы:

    • какую продукцию выпускать;
    • в каких объемах она будет реализована (с разбивкой на определенные промежутки времени);
    • какую установить цену продукции;
    • какой процент продаж будет оплачен в текущем месяце, какой в следующем, стоит ли планировать безнадежную задолженность.

    В общем случае компания в текущем периоде уже выпускает несколько видов продукции. Подчиняясь стратегическому плану компании, отдел маркетинга оценивает хозяйственный портфель и выдвигает прогнозы относительно жизнеспособности и объемов реализации того или иного вида продукции.

    На объем реализации продукции влияют следующие факторы:

    • макроэкономические показатели текущего и перспективного состояния страны (средний уровень заработной платы, темп роста производства продукции по отраслям, уровень безработицы и т.д.);
    • долгосрочные тенденции продаж для различных товаров;
    • ценовая политика, качество продукции, сервис;
    • конкуренция;
    • сезонные колебания;
    • объем продаж предшествующих периодов;
    • производственные мощности предприятия;
    • относительная прибыльность продукции;
    • масштаб рекламной кампании.

    Вопросы о стратегиях и тактиках установления цен на продукцию широко освещены в литературе. Выбор наиболее приемлемого из возможных вариантов осуществляется на основе анализа рынка, целей и состояния компании.

    Переходя к вопросу об оплате реализованной продукции, отмечаем, что вся реализованная покупателям продукция может быть оплачена следующими видами платежей: предоплата, оплата по факту получения продукции и продажа товара в кредит, т.е. с временной отсрочкой платежа. Лучшим вариантом прогнозирования характера оплаты продукции является совокупная работа по статистическому анализу опыта компании, сортировке всех существующих контрактов по признаку срока оплаты продукции, оценка степени выполнения покупателями своих обязательств и выдача результата в следующем виде (табл. 16).

    Табл. 16. Коэффициенты относительной оплаты продукции

    В целом к бюджету продаж предъявляются следующие требования:

    • бюджет должен отражать, по крайней мере, месячный или квартальный объем продаж в натуральных и стоимостных показателях;
    • бюджет составляется с учетом спроса на продукцию, географии продаж, категорий покупателей, сезонных факторов;
    • бюджет включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включен в доходную часть бюджета потоков денежных средств;
    • в процессе прогноза денежных потоков от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть продукции оплачена в месяц отгрузки, в следующий месяц, безнадежный долг (как это показано в табл. 16).

    Одновременно с бюджетом продаж целесообразно составлять бюджет коммерческих расходов, хотя на блок-схеме составления основного бюджета он находится ближе к отчету о прибылях и убытках. Во-первых, бюджет коммерческих расходов непосредственно связан с бюджетом продаж; во-вторых, коммерческие расходы планируются теми же подразделениями.

    Чтобы отдел маркетинга качественно выполнил свою работу по составлению бюджета продаж и коммерческих расходов, необходимо учитывать следующее:

    • расчет коммерческих расходов должен соотноситься с объемом продаж;
    • не следует ожидать повышения объема продаж, одновременно планируя снижение финансирования мероприятий по стимулированию сбыта;
    • большинство затрат на сбыт планируется в процентном отношении к объему реализации – величина этого отношения зависит от стадии жизненного цикла товара;
    • коммерческие расходы могут группироваться по многим критериям в зависимости от сегментации рынка;
    • значительную часть затрат на сбыт составляют затраты на продвижения товара - это определяет приоритеты в управлении коммерческими расходами;
    • в бюджет коммерческих расходов включают расходы по хранению, страховке и складированию продукции.

    Бюджет производства – это производственная программа, которая определяет запланированные номенклатуру и объем производства в бюджетном периоде (в натуральных показателях).

    Он опирается на бюджет продаж, учитывает производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов, а также величину внешних закупок. Для расчета объема товаров, которые должны быть произведены, используется следующая универсальная формула:

    ТМС готовой продукции на начало периода + Планируемый объем производства продукции =

    Планируемый объем продаж + ТМС готовой продукции на конец периода.

    Необходимый объем выпуска продукции определяется, таким образом, как планируемый объем продаж плюс желаемый запас продукции на конец периода минус запасы готовой продукции на начало периода. Сложным моментом является определение оптимального запаса продукции на конец периода. С одной стороны, большой запас продукции поможет отреагировать на непредвиденные скачки спроса и перебои с поставкой сырья, с другой стороны деньги, вложенные в запасы, не приносят дохода.

    Как правило, запас готовой продукции на конец периода выражают в процентах относительно продаж следующего периода. Эта величина должна учитывать погрешность прогноза объема продаж и историю отношений с покупателями.

    Одновременно с бюджетом производства следует составлять бюджет производственных запасов. Он должен отражать планируемые уровни запасов сырья, материалов и готовой продукции. Бюджет подготавливается в стоимостном выражении и призван количественно представить опасения снабженцев предприятия относительно перебоев в поставках сырья, неточности прогноза продаж и др. Информация бюджета производственных запасов используется также при составлении прогнозного баланса и отчета о прибылях и убытках.

    Бюджет прямых затрат на материалы – это количественное выражение планов относительно прямых затрат компании на использование и приобретение основных видов сырья и материалов. Механизм составления широко применяется украинскими предприятиями, но качество составления оставляет желать лучшего (завышение расходных коэффициентов и т.д.).

    Методика составления исходит из следующего:

    • все затраты подразделяются на прямые и косвенные;
    • прямые затраты на сырье и материалы – затраты на сырье и материалы, из которых производится конечный продукт;
    • бюджет прямых затрат на материалы составляется на основе производственного бюджета и бюджета продаж;
    • объем закупок сырья и материалов рассчитывается как объем использования плюс запасы на конец периода и минус запасы на начало периода;
    • бюджет прямых затрат на материалы составляется с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности на материалы.

    В дополнение к бюджету прямых затрат на материалы составляют график оплаты приобретенных материалов.

    Бюджет прямых затрат на оплату труда – это количественное выражение планов относительно затрат компании на оплату труда основного производственного персонала.

    При подготовке бюджета прямых затрат на оплату труда учитывают:

    • он составляется исходя из бюджета производства, данных о производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала;
    • в бюджете прямых затрат на оплату труда выделяют фиксированную и сдельную часть оплаты труда.

    Если на предприятии накопилась задолженность по оплате труда или предприятие подозревает, что не сможет выплачивать заработную плату в установленные сроки, то дополнительно к бюджету прямых затрат на оплату труда составляется график погашения задолженности по заработной плате. Этот график составляется по тому же принципу, что и график оплаты приобретенных сырья и материалов.

    Бюджет производственных накладных затрат – это количественное выражение планов относительно всех затрат компании, связанных с производством продукции за исключением прямых затрат на материалы и оплату труда.

    Производственные накладные расходы включают в себя постоянную и переменную части. Постоянная часть (амортизация, текущий ремонт и т.д.) планируется в зависимости от реальных потребностей производства, а переменная часть использует подход, основанный на нормативах. Под нормативом понимается сумма затрат на единицу базового показателя. Для оценки нормативов затрат используют различные базовые показатели. Расчет нормативов производится на основе данных предшествующих периодов с возможными корректировками на инфляцию и некоторые конъюнктурные факторы.

    Бюджет управленческих расходов – это плановый документ, в котором приведены расходы на мероприятия, непосредственно не связанные с производством и сбытом продукции.

    К управленческим расходам относят затраты на содержание отдела кадров, отдела АСУ, ОТиЗ, отопление и освещение помещений непроизводственного назначения, услуги связи, налоги, проценты по полученным кредитам и т.д. Большинство управленческих расходов носит постоянный характер, переменная часть планируется с помощью норматива, в котором роль базового показателя, как правило, играет объем проданных товаров (в натуральном или денежном выражении).

    Составив описанные выше предварительные бюджеты, можно приступать к формирования основного финансового бюджета, которое начинается с формирования прогнозного отчета о прибылях и убытках компании.

    Прогнозный отчет о прибылях и убытках – это форма финансовой отчетности, составленная до начала планового периода, которая отражает результаты планируемой деятельности. Прогнозный отчет о прибылях и убытках составляется для того, чтобы определить и учесть выплату налога на прибыль в оттоке денежных средств в бюджете денежных средств.

    Прогнозный отчет о прибылях и убытках составляется на основе данных, содержащихся в бюджетах продаж, себестоимости реализованной продукции и текущих расходов. При этом добавляется информация о прочих прибылях, прочих расходах и величине налога на прибыль.

    Наиболее ответственным этапом здесь является оценка себестоимости. Для того, чтобы сделать процесс оценки себестоимости адекватным процессу оперативного финансового планирования, необходимо построить модель себестоимости, с помощью которой происходит автоматический пересчет себестоимости в зависимости от изменения факторов потребления ресурсов и цен. Вся совокупность потребляемых предприятием ресурсов представляется в виде стандартного набора, который может расширяться в зависимости от планов освоения предприятием новых видов продукции. Для каждого вида ресурса устанавливается расходный коэффициент c ik , который определяет потребление i-го ресурса k-ым продуктом. Помимо этого оценивается цена каждого i-го ресурса p i . Модель оценки себестоимости наглядно можно представить в виде двух следующих таблиц.

    Табл. 17. Модель оценки себестоимости в виде расходных коэффициентов

    С помощью представленных в табл. 17 и 18 данных расчет себестоимости производится с помощью следующей простой формулы:

    Плановый отчет о прибылях и убытках содержит в сжатой форме прогноз всех прибыльных операций предприятия и тем самым позволяет менеджерам проследить влияние индивидуальных смет на годовую смету прибылей. Если сметная чистая прибыль необычно мала по сравнению с объемом продаж или собственным капиталом, необходимы дополнительный анализ всех составляющих сметы и ее пересмотр.

    Следующим шагом, одним из самых важных и сложных шагов в бюджетировании, является составление бюджета денежных средств.

    Бюджет денежных средств – это плановый документ, отражающий будущие платежи и поступление денег. Приход классифицируется по источнику поступления средств, а расход - по направлениям использования. Ожидаемое сальдо денежных средств на конец периода сравнивается с минимальной суммой денежных средств, которая должна постоянно поддерживаться (размеры минимальной суммы определяются менеджерами предприятия). Разность представляет собой либо неизрасходованный излишек денег, либо недостаток денежных средств.

    Минимальная денежная сумма представляет собой своего рода буфер, который позволяет спасти положение при ошибках в управлении движением наличных средств и в случае непредвиденных обстоятельств. Эта минимальная сумма денежных средств не является фиксированной. Как правило, она будет несколько больше в течение периодов высокой деловой активности, чем во время спада. Кроме того, для повышения эффективности управления денежными средствами значительная часть указанной суммы может находиться на депозитных счетах.

    Бюджет денежных средств составляют отдельно по трем видам деятельности: основной, инвестиционной и финансовой. Такое разделение очень удобно и наглядно представляет денежные потоки.

    Данные по бюджету продаж, различным бюджетам производственных и текущих расходов, а также по бюджету капитальных затрат отражаются в бюджете денежных средств. Во внимание также должны быть приняты выплаты дивидендов, планы финансирования за счет собственных средств или долгосрочных кредитов, а также другие проекты, требующие денежных расходов.

    На заключительном этапе процесса бюджетирования составляется прогнозный баланс.

    Прогнозный баланс – это форма финансовой отчетности, которая содержит информацию о будущем состоянии предприятия на конец прогнозируемого периода.

    Прогнозный баланс помогает вскрыть отдельные неблагоприятные финансовые проблемы, решением которых руководство заниматься не планировало (например, снижение ликвидности предприятия). Прогнозный баланс позволяет выполнять расчеты различных финансовых показателей. Наконец, прогнозный баланс служит в качестве контроля всех остальных бюджетов на предстоящий период – действительно, если все бюджеты составлены методически правильно, баланс должен “сойтись”, т.е. сумма активов должна равняться сумме обязательств предприятия и его собственного капитала.




    © 2024
    womanizers.ru - Журнал современной женщины