19.07.2019

Сестринский процесс при заболевании уха. Заболевания уха - сестринское дело в оториноларингологии. Заболевания наружного уха


Лечебно-диагностические вмешательства и сестринский уход при заболеваниях уха и сосцевидного отростка Выполнила интерн кафедры оториноларингологии СГМУ Тюлюбаева М. А. г. Архангельск, 2017 год

Анатомия Анатомически ухо делиться на: Наружное ухо Среднее ухо Внутреннее ухо ушная раковина; наружный слуховой проход барабанная полость со всем содержимым слуховая труба сосцевидный отросток Лабиринт, 3 части: преддверие, улитка, полукружные каналы

1 - барабанная струна (Chorda tympani); 2 - слуховые косточки; 3 - клетки сосцевидного отростка (Cellula mastoidalis); 4 - барабанная полость (Cavum tympani); 5 - наружный слуховой проход (Meatus acusticus externus); 6 - барабанная перепонка (Membrana tympani); 7 - внутренняя яремная вена (V Jugularis interna); 8 - полукружные каналы (Canalis semicircularis); 9 - лицевой нерв (N. facialis); 10 - вестибулокохлеарный нерв (N. Vestibulocochlearis); 11 - улитка (Cochlea); 12 - внутренняя сонная артерия (A. carotis interna); 13 - мышца напрягающая нёбную занавеску (M. tenzor veli palatini); 14 - евстахиева труба (Tuba auditiva); 15 - мышца поднимающая нёбную занавеску

Физиология звукового анализатора Естественным, адекватным раздражителем звукового анализатора является звук При помощи звукового анализатора человек различает звуки по их высоте, громкости и окраске (тембру). Высота того или другого звука (тона) определяется частотой колебаний. Человеческое ухо воспринимает звуки с частотой колебаний примерно от 16 до 20 000 Гц.

Методика исследования уха наружный осмотр и пальпация отоскопия исследование функции слуховых труб лучевая диагностика исследование функции слухового анализатора (исследование слуха с помощью речи, камертональные пробы, аудиометрия) исследование функции вестибулярного анализатора (спонтанный нистагм, тонические реакции отклонения рук, исследование устойчивости в позе Ромберга, походка по прямой линии и фланговая, вестибулярные пробы: вращательная и калорическая)

Методы обследования уха I этап. Наружный осмотр и пальпация. Осмотр начинают со здорового уха или с правого. Производят осмотр и пальпацию ушной раковины, наружного отверстия слухового прохода, заушной области, впереди слухового прохода. 1. Для осмотра наружного отверстия правого слухового прохода у взрослых необходимо оттянуть ушную раковину кзади и кверху, взявшись большим и указательным пальцами левой руки за завиток ушной раковины. Для осмотра слева ушную раковину надо оттянуть аналогично правой рукой. У детей оттягивание ушной раковины производится не кверху, а книзу и кзади. При оттягивании ушной раковины указанным образом происходит смещение костного и перепончатого хрящевого отделов слухового прохода, что дает возможность ввести ушную воронку до костного отдела. Воронка удерживает слуховой проход в выпрямленном положении, и это позволяет произвести отоскопию. 2. Для осмотра заушной области правой рукой отворачивают правую ушную раковину исследуемого кпереди. Обращают внимание на заушную складку (место прикрепления ушной раковины к сосцевидному отростку), в норме она хорошо контурируется. 3. Большим пальцем правой руки мягко надавливают на козелок. В норме пальпация козелка безболезненна, у взрослого человека болезненность при остром наружном отите, у ребенка младшего возраста такая болезненность появляется и при среднем. 4. Затем большим пальцем левой руки пальпируют правый сосцевидный отросток в трех точках: проекции антрума, сигмовидного синуса, верхушки сосцевидного отростка. При пальпации левого сосцевидного отростка ушную раковину оттяните левой рукой, а пальпацию осуществляйте пальцем правой руки.

Отоскопия: 1. Подбирают воронку с диаметром, соответствующим поперечному диаметру наружного слухового прохода. 2. Оттяните левой рукой правую ушную раковину пациента кзади и кверху. Большим и указательным пальцами правой руки вводят ушную воронку в перепончато-хрящевую часть наружного слухового прохода. При осмотре левого уха ушную раковину оттяните правой рукой, а воронцу введите пальцами левой руки. 3. Ушную воронку вводят в перепончато-хрящевой отдел слухового прохода для удержания его в выпрямленном положении (после оттягивания ушной раковины кверху и кзади у взрослых), воронку нельзя вводить в костный отдел слухового прохода, так как это вызывает боль. При введении воронки длинная ось ее должна совпадать с осью слухового прохода, иначе воронка упрется в его стенку. 4. Производят легкие перемещения наружного конца воронки, для того чтобы последовательно осмотреть все отделы барабанной перепонки. 5. При введении воронки может быть кашель, зависящий от раздражения окончаний веточек блуждающего нерва в коже слухового прохода.

Описание нормальной отоскопической картины: Наружный слуховой проход широкий, кожа розовая, чистая, небольшое количество ушной серы. Барабанная перепонка серая, блестящая, имеет чёткие контуры и опознавательные пункты.

Аномалии развития уха 1. Ушная раковина макротия микротия анотия дополнительные придатки 2. Атрезия слухового прохода 3. Врожденный анкилоз стремени 4. Аномалии развития внутреннего уха (Аплазия или мальформации улитки)

Травмы уха 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Травмы ушной раковины и наружного слухового прохода Отогематома Ожоги I-IV степени Отморожения I-IV степени Перихондрит, хондрит ушной раковины Травмы среднего уха (разрыв барабанной перепонки, повреждение слуховых косточек, слуховой трубы) Баротравма Акустическая травма

Инородные тела уха Живые Неживые умерщвление удаление пинцетом, путём закапывания в НСП ушными щипцами, спиртосодержащих растворов, крючком. Так же растительных масел или воды, затем промывание НСП, промывание НСП (шприц Жане) аспирационный метод.

Гнойно-воспалительная патология наружного уха Выделяют острую и хроническую (более 6 -12 ти недель) формы) Ограниченный наружный отит (фурункул, абсцесс) Диффузный наружный отит (экзема, дерматит, рожистое воспаление, перихондрит, герпес, хондроперихондрит итд)

Жалобы: резкая боль в ухе, нередко иррадиирующая в зубы, шею, диффузно распространяющаяся по всей голове, боль усиливается при разговоре и жевании вследствие того, что суставная головка нижней челюсти, смещаясь, оказывает давление на стенки наружного слухового прохода, резкая болезненность возникает при надавливании на козелок, при оттягивании ушной раковины

Диагностика сбор жалоб и анамнеза, осмотр ЛОР-органов, в том числе отомикроскопию и эндоскопию наружного слухового прохода, лабораторные и микробиологические исследования, по показаниям функциональные исследования органа слуха, лучевые и магнитно- резонансные методы. Анализ полученных результатов позволяет объективно определить характер процесса в ухе.

Лечение: исключение предрасполагающих факторов, адекватное обезболивание, регулярный туалет наружного слухового прохода, местная терапия (Препараты, применяемые для местного лечения наружного отита существуют в форме мазей, кремов, ушных капель) хирургическое лечение наружных отитов- по показаниям!!! (дренирование абсцессов наружного слухового прохода, удаление грануляций наружного слухового прохода, удаление костных и хрящевых секвестров наружного слухового прохода, удаление холестеатомы наружного слухового прохода. Объем вмешательства - в пределах зоны патологического процесса)

Острый средний отит Определение: это острое воспаление полостей среднего уха Этиология: Основными возбудителями ОСО являются пневмококк (Streptococcus pneumoniae) и гемофильная палочка (Haemophilus influenzae)

Классификация: 3 стадии (фазы): катаральную, гнойную и репаративную Классификация В. Т. Пальчуна: I. Стадия острого евстахеита (тубоотита) II. Стадия острого катарального воспаления. III. Стадия острого гнойного воспаления. IV. Постперфоративная стадия V. Репаративная стадия. По степени тяжести: легкая, средняя, тяжелая

Диагностика: 1) Жалобы: боль в ухе, повышение температуры, снижение слуха, выделения из уха, у детей – возбуждение, раздражительность, рвота, понос 2) наружный осмотр: в стадию острого гнойного воспаления-эвакуация гноя в слуховой проход.

Стадия острого евстахеита Стадия острого катарального воспаления. Стадия острого Постперфо гнойного воспаления ративная стадия. Репаратив ная стадия Втяжение барабанной перепонки, укорочение светового конуса. барабанная перепонка гиперемирована и утолщена, опознавательны е знаки определяются с трудом или не определяются Выраженная гиперемия барабанной перепонки, не контурирует, выбухание барабанной перепонки. В барабанной перепонке может появиться перфорация. перфораци я закрывает ся рубцом. перфорация барабанной перепонки, из которой поступает гнойное отделяемое

Лечение: Патогенетическая терапия – восстановление функции слуховой трубы (разгрузочная - интраназальная терапия). Симптоматическая терапия – купирование болевого синдрома (Местная терапия, Парацентез барабанной перепонки) Системная антибактериальная терапия – устранение этиологического фактора при бактериальном ОСО.

Парацентез (от греч. parakentesis - прокалывание, прокол; синоним тимпанотомия) - разрез барабанной перепонки; введен в практику для опорожнения барабанной полости от экссудата при остром гнойном среднем отите.

Осложнение острых средних отитов Мастоидит-деструктивный остео-периостит ячеистой структуры сосцевидного отростка Антрит (син. отоантрит) - воспаление слизистой оболочки и костной ткани пещеры сосцевидного отростка, которое развивается как осложнение острого среднего отита у новорожденных и у детей грудного возраста Различают: острый и хронический мастоидит Первичный и вторичный

Этиология: травматическая (удары, ушибы, переломы и трещины костей черепа, огнестрельные ранения) гематогенная метастатическая (при септикопиемии, переход гнойного процесса из лимфоузлов области сосцевидного отростка). отогенным путем при остром или хроническом гнойном среднем отите

Клиника: Субъективные признаки: спонтанные боли позади ушной раковины, иррадиируют в область виска, темени, затылка, зубов, глазницы, значительно реже боль распространяется на всю половину головы; ощущение пульсации в сосцевидном отростке, синхронной с пульсом Объективные признаки: острое начало с повышением температуры, ухудшением общего состояния, интоксикация, головная боль. Выражена оттопыренность ушной раковины, припухлость и покраснение кожи заушной области, сглаженность заушной кожной складки по линии прикрепления ушной раковины.

Диагностика: Отоскопия: в НСП обнаруживают большое количество гноя, нависание задневерхней стенки НСП Исследовании слуховой функции (тональной аудиограммы, камертональных тестах и данных исследований шепотной и разговорной речью) Исследование вестибулярной функции(по данным анамнеза, жалоб, регистрации спонтанных вестибулярных реакций и проб на координацию движений) Рентгенологическое исследование (КТ височных костей)

Лечение: Консервативное лечение (антибактериальная терапия) Хирургическое лечение мастоидита (антротомия, мастоидоэктомия, вскрытие клеток сосцевидного отростка)

Экссудативный средний отит (ЭСО) Негнойное воспалительное заболевание среднего уха, патогенетически связанное с дисфункцией слуховой трубы и характеризующееся наличием густого вязкого или серозного секрета в барабанной полости, медленно прогрессирующей кондуктивной тугоухостью.

Факторы развития: длительного нарушения дренажной и вен- тиляционной функций слуховой трубы при острых и хронических заболеваниях носа, придаточных пазух носа и глотки, гриппе, ОРВИ, аллергии, нерациональном применении антибиотиков при лечении острого среднего отита

Классификация: По длительности ЭСО: 1. Острый– продолжительность заболевания до 3 недель. 2. Подострыйпродолжительность заболевания от 3 до 8 недель. 3. Хроническийпродолжительность заболевания более 8 недель. По стадиям ЭСО: 1 стадия – катаральная (длительность течения заболевания до 1 месяца). 2 стадия – секреторная (характеризуется продолжительностью заболевания от 1 до 12 месяцев). 3 стадия – мукозная (развивается при продолжительности заболевания от 12 до 24 месяцев). 4 стадия – фиброзная (развивается при продолжительности ЭСО более 24 месяцев).

Диагностика: 1. Анализ жалоб. 2. Наружный осмотр и отоскопия. 3. Отомикроскопия. 4. Речевое и камертональное исследования слуха. 5. Пороговая тональная аудиометрия. 6. Акустическая импедансометрия (тимпанометрия и акустическая рефлексометрия). 7. Оптическая эндоскопия носоглотки и тубарной области. 8. КТ височных костей.

Утолщение барабанной перепонки, (беловатый, красный или цианотичный) цвет, за перепонкой пузырьки воздуха или уровень жидкости. втянутость и ограничение подвижности барабанной перепонки, деформация светового конуса, выпирание в наружный слуховой проход рукоятки молоточка. При развитии в полости среднего уха фиброзносклеротических изменений барабанная перепонка выглядит истонченной и атрофичной. Длительно протекающий хронический экссудативный средний отит приводит к образованию на барабанной перепонке соединительнотканных рубцов и очагов мирингосклероза.

Лечение: Цель: восстановление функции слуховой трубы и удаление экссудата из барабанной полости. Лечение следует начинать дети –аденотомия, взрослыес катетеризации слуховой трубы, назначения курса антибиотиков, проведения продуваний по Политцеру. Если эти методы не принесли результата, рекомендуется провести шунтирование барабанной полости.

Ранняя диагностика ЭСО позволяет своевременно и в полном объёме оказывать весь спектор лечебных мероприятий направленных на санацию носоглотки и восстановление функции слуховых труб.

Хронический гнойный средний отит (ХГСО) -это хроническая инфекция среднего уха и перфорированной барабанной перепонки, сопровождающаяся отореей более 2 недель. Среди всех хронических заболеваний ЛОР органов ХГСО является наиболее частой патологией (до 48, 8%)

Классификация: хронический туботимпальный гнойный средний отит (хроническая туботимпанальная болезнь, мезотимпанит) хронический эпитимпано-антральный гнойный средний отит (хроническая эпитимпано-антральная болезнь, эпитимпанит).

Мезотимпанит форма хронического среднего отита с локализацией перфорации в натянутом отделе барабанной перепонки Эпитимпанит форма ХГСО, характеризующаяся локализацией пер- форации в ненатянутом отделе барабанной перепонки и сопровождающаяся кариозным процессом разной степени выраженности в среднем ухе. При эпимезотимпаните встречаются признаки обеих выше обозначенных форм

Клиника: Жалобы: снижение слуха на больное ухо различной степени выраженности, оторея(от скудных слизистых до гнойных с ихорозным запахом), шум в больном ухе разной частотности, ощущение за- ложенности и дискомфорт в больном ухе.

Диагностика: отомикроскопия (или отоэндоскопия), камертональное исследование, тональная пороговая аудиометрия, компьютерная томография височных костей высокого разрешения (КТ), реже магнитно-резонансная томография (МРТ).

Роль медсестры и уход за больными При уходе за больными гнойным средним отитом медсестра может под наблюдением врача промыть ухо дезинфицирующим раствором, после чего влить в него 3– 5 капель лекарственного вещества, подогретого до температуры тела, чтобы не раздражать вестибулярный анализатор. Медсестра участвует в подготовке и проведении парацентеза (стерилизация инструмента, подготовка перевязочного материала, фиксация головы больного во время вмешательства, наложение повязки). Медсестра готовит больного к «большой» операции (снятие волос вокруг ушной раковины). Большого внимания требуют больные, перенесшие слухулучшающую операцию (стапедопластика, тимпанопластика). Необходим строгий постельный режим: в течение 5 дней больной не должен поворачивать голову, в палате должна соблюдаться тишина. чтобы не раздражать посторонними звуками оперированное ухо. В послеоперационном периоде медсестра является активным помощником лечащего врача (контроль температуры и за общим самочувствием больного, выполнение врачебных назначений, активное участие в перевязках и т. д.).

При заболеваниях уха (острых или хронических гнойных ) несколько раз в день проводят тщательный туалет уха. Слуховой проход досуха протирают ватой, навернутой на ушной зонд с нарезкой, или осторожно промывают дезинфицирующими растворами (борная кислота, ) при помощи стограммового . При гноетечениях следует вводить турунду в слуховой проход на 2-3 часа и заменять ее по мере увлажнения. Для размягчения корок вводят щелочные капли. После туалета уха закапывают капли, которые должны быть подогреты до температуры тела, чтобы не вызвать раздражения лабиринта (головокружение, ). Для выполнения этой процедуры больного надо положить на бок, оттянуть ушную раковину кзади и кверху, влить капли и оставить больного полежать 20-25 мин. При наложении на ухо согревающего компресса в центре салфетки делают продольный , через который ушную раковину выводят наружу.

Порошки, применяемые для вдувания в ухо, нос или глотку, должны быть сухими, тщательно измельченными. Вдувание делают с помощью специального порошковдувателя.

Капли в нос можно вводить больному, находящемуся в сидячем положении с запрокинутой головой, но лучше в положении больного на спине. Слизистая оболочка полости носа орошается лучше, если больной поворачивает голову в ту сторону, в какую ноздрю вводят капли. Для введения в нос лучше пользоваться чайной ложечкой; эмульсию перед введением разжижают нагреванием ложечки.

При носовых кровотечениях часто бывает необходимо сделать носовой полости (см. ).

После операции в полости носа и придаточных пазухах для уменьшения отека лица в первые дни прикладывают пузырь со льдом.

При уходе за больными после операции на глотке нужно следить за оттоком , правильным питанием.

От четкого, строго последовательного выполнения медицинской сестрой врачебных назначений во многом зависит эффективность лечения.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается уход за кожей ребенка?

2. Опишите технику забора мочи на анализ у детей первого года жизни.

3. Каковы особенности постановки горчичников у детей раннего возраста?

4. Назовите показатели, подлежащие учету медицинской сестрой у ребенка с кишечной инфекцией.

5. Опишите меры по профилактике распространения острой респираторно-вирусной инфекции.

6. Каковы особенности ухода за ребенком, больным пневмонией?

Уход за больными с поражением уха, горла, носа

В отоларингологической практике существует ряд процедур, выполняемых палатной медицинской сестрой. В данном разделе будет дана методика их выполнения.

Вливание капель в нос производят пипеткой. Детям закапывают 3-4 капли в каждую половинку носа, взрослым - 6-7 капель, а масляные лекарственные растворы до 15- 20 капель. Перед закапыванием следует очистить нос. Процедура производится в сидячем положении с запрокинутой головой или лежа на спине, не подкладывая подушку под голову. Пальцем приподнимают кончик носа больного и, стараясь не касаться крыльев носа, медленно выпускают капли. После этого больной наклоняет голову в сторону той половины носа, в которую производилось закапывание.

Через 1-2 минуты таким же образом вливают капли во вторую половину носа. Вливание капель в ухо также производится пипеткой.

Детям закапывают 5-6 капель, взрослым 6-8 капель. Если у больного имеется гноетечение, то перед закапыванием необходимо очистить наружный слуховой проход от гноя, иначе лекарственное вещество не проникнет к барабанной перепонке.

Капли в ухо обязательно закапывают подогретыми до температуры тела. После закапывания пальцем несколько раз нажимают на козелок, что улучшает проникновение капель в барабанную полость.

Очистка наружного слухового прохода от гноя может проводиться как сухим, так и влажным способом. При сухой очистке на специальный ушной зонд наматывают кисточку из

ваты. После введения в наружный слуховой проход ушной воронки оттягивают ушную раковину кзади и кверху, с помощью ваты вытирают гной или слизь в слуховом проходе, и процедура повторяется до тех пор, пока не будет удален весь гной.

Процедура может проводиться и влажным способом. В этом случае производится промывание наружного слухового прохода дезинфицирующим раствором (борная кислота, фурацилин), После промывания голову пациента наклоняют в сторону больного уха для того, чтобы вытекли остатки жидкости. Затем стенку наружного слухового похода протирают ватой, намотанной на зонд и смоченной борным спиртом.

Очистку полости носа чаще производят с помощью ваты, намотанной на специальный зонд с нарезками. Под контролем удаляют слизь или гной из входа в нос и носовых ходов. Для хорошей очистки носа вату приходится менять несколько раз. Если в носовых ходах имеются корки, то для их удаления вату следует смочить раствором соды или каким-либо растительным маслом.

При проведении очистки носа влажным способом предварительно в полость носа распыляют какой -либо щелочной раствор.

Полоскание полости рта и глотки производят различными дезинфицирующими веществами или теплыми растворами трав. Наиболее часто пользуются растворами фурацилина (1: 5000), раствором перманганата калия (бледно-розового цвета), 2%-м раствором борной кислоты или поваренной солью (1-2 чайных ложки на стакан теплой кипяченной воды).

Промывание лакун и небных миндалин является одним из наиболее эффективных методов консервативного лечения больных хроническим тонзиллитом. Для промывания лакун чаще всего используют шприц для вливаний в гортань. Наконечник шприца вводят в устье лакуны, после чего под давлением поршня раствор попадает в глубину лакун. Вытекающую изо рта жидкость больной сплевывает в тазик. Промывание производят ежедневно или через день слабо дезинфицирующими растворами борной кислоты, перманганата калия, 1%-м раствором йодинола или растворами различных антибиотиков.

Серная пробка в наружном слуховом проходе образуется вследствие усиленной секреции серных желез.

Клинически это может проявиться в виде некоторого снижения остроты слуха, боли в ушах, головной боли.

Удаление серной пробки производят путем ее вымывания теплой водой. Перед проведением процедуры следует убедиться, что у больного нет перфорации барабанной перепонки. В случае перфорации следует осторожно удалить серную пробку с помощью изогнутого крючка.

Промывание проводят водой, имеющей температуру 37°С. Для промывания уха применяют шприцы емкостью 100-200 мл. Струю воды направляют толчками вдоль задней стенки наружного слухового прохода. При этом ушную раковину оттягивают кзади и кверху. На наконечник шприца надевают короткую (3-4 см) косо срезанную трубку. Струя жидкости стекает в почкообразный тазик, который больной плотно прижимает к шее. После промывания наружный слуховой проход обязательно осушают ватой, навернутой на зонд.

Смазывание слизистой оболочки глотки производят больным с различными формами хронического фарингита. Для этого используется гортанный зонд с ватой, смоченной персиковым, оливковым или каким-либо другим растительным маслом. После отдавливания языка шпателем движениями сверху вниз и обратно смазывают заднюю стенку глотки. Во избежание рвоты смазывание задней стенки глотки следует производить натощак.

Смазывание слизистой оболочки носа различными лекарственными средствами производят с помощью ватной кисточки, намотанной на прямой зонд с нарезками. Для этого разволокненный кусочек ваты помещают на подушку указательного пальца левой руки, кладут на нее конец зонда, который вращают правой рукой по ходу часовой стрелки. Снимают ватку с кончика зонда, удерживая ее марлевой салфеткой, вращая зонд против хода часовой стрелки.

Специфика ухода за детьми с заболеваниями уха, горла и носа включает в себя учет особенностей детского организма и, в первую очередь, психологический фактор. Ребенок должен быть окружен заботой и теплом. Желательно создание максимально щадящего режима. Следует убедить ребенка в необходимости предстоящей операции, вселить в него уверенность в выздоровлении.

Палатная медицинская сестра должна строго следить за тем, чтобы утром, в день операции, ребенок не завтракал и тайком не съел конфету, печенье, яблоко и т. д., поскольку во время операции это может привести к рвоте и попаданию пищи в дыхательные пути. Эти же моменты также важны и в процессе послеоперационного ухода за детьми.

Контрольные вопросы

1. Какие способы очистки наружного слухового прохода вы знаете?

2. Как производится промывание лакун небных миндалин?

3 Опишите технику удаления серной пробки из наружного слухового прохода. 4. Каковы особенности ухода за детьми в ЛОР-отделении?

Уход за больными с поражениями глаз

В данном разделе рассмотрены основные манипуляции, выполняемые палатной медицинской сестрой, работающей в глазном отделении.

Осмотр глаза начинают с осмотра век и глазного яблока. Для осмотра конъюнктивы нижнего века необходимо оттянуть нижнее веко книзу указательным или большим пальцем так, чтобы увидеть нижнюю переходящую складку. Для осмотра конъюнктивы верхнего века больному предлагают смотреть вниз. Большим и указательным пальцами правой руки захватывают ресничный край века, оттягивают его вниз и кпереди от глазного яблока. Большим пальцем левой руки медицинская сестра фиксирует середину века у края хряща, При этом верхнее веко выворачивают на пальце, как на шарнире. Конъюнктиву глазного яблока видно, если раздвинуть веки пальцами, при различном направлении взора больного: вверх, вниз, направо, налево. Исследование должно производиться при хорошем дневном освещении или искусственном освещении.

Осмотр слезного мешка производится при жалобах больного на слезотечение, наличие слизистого или гнойного отделяемого в конъюнктивальном мешке. Сестра оттягивает больному нижнее веко пальцем левой руки так, чтобы была видна нижняя слезная точка. Большим пальцем правой руки надавливают на область слезного мешка между глазами и спинкой носа. Появление из слезных точек мутно-гнойной жидкости свидетельствует о воспалении слезного мешка.

Осмотр глаз у беспокойных детей требует специального приема. Мать садится напротив медицинской сестры, держит тело и руки ребенка. Медсестра укладывает голову ребенка между своими коленями и фиксирует ее. Руки сестры остаются свободными для проведения осмотра.

Инородное тело конъюнктивы удаляют ватным стерильным тампоном после осмотра конъюнктивы глазного яблока и век при обязательном выворачивании. После удаления инородного тела в глаз закапывают 30%-й раствор сульфацила-натрия (альбуцида).

Для удаления инородного тела роговой оболочки необходима предварительная ане-

стезия 0,5%-м раствором дикаина. Веки больного раздвигают большим и указательным пальцами левой руки.

При поверхностном расположении инородного тела его удаляют влажной ватой, туго намотанной на стеклянную или тонкую деревянную палочку (материал должен быть стерильным).

Если инородное тело находится в поверхностных слоях роговицы, его удаляют специальной стерильной иглой для удаления инородных тел. Конец иглы подводят под инородное тело, приподнимают его и выталкивают вперед. После удаления инородного тела в глаз закапывают 30%-й раствор сульфацила натрия и закладывают мазь из антибиотиков или сульфаниламидов. При отсутствии гнойного отделяемого можно наложить легкую повязку на 2-3 часа.

Глазные повязки накладывают при повреждении век и глазного яблока, после операций, для обеспечения покоя глазу. Противопоказано наложение повязки при остром воспалительном заболевании конъюнктивы. Повязка должна быть плотной, но у больного не должно быть чувства давления на глаз или стягивания под ухом.

При наложении повязки на глаз вначале на закрытые веки помещают ватномарлевую подушку. Конец бинта медсестра придерживает левой рукой у мочки уха на стороне больного глаза. Ватно-марлевую повязку фиксируют бинтом вокруг лба так, чтобы голова его шла в сторону здорового глаза. Затем бинт проводят под ухом со стороны больного глаза кверху, через глаз, покрывают подушку, главным образом с носовой сторо-

ны, затем по затылку и опять под мочку уха. Таких оборотов нужно сделать 4-5, последующий тур бинта проводят вокруг лба и заканчивают повязку сбоку на противоположной стороне от больного глаза.

Перевязочный материал изготавливают только из гигроскопической ваты. Для защиты глаз применяют ватно-марлевые подушки (4-5 см) в виде квадратов или круглые, 4-5 см в диаметре. У оперированных больных применяют занавески. Их готовят из кусков марли или бинтов шириной 9 см и длиной 14-16 см и складывают вдвое. Занавески приклеивают на лбу больного лейкопластырем. Рыхлые ватные шарики употребляют для туалета век при закапывании капель и закладывании мази. Ватные шарики, предварительно стерилизованные в автоклаве, заливают раствором оксициана ртути 1: 6000 или 2%-м раствором борной кислоты и кипятят 40-60 мин. В этом же растворе шарики сохраняются.

Согревающий компресс на глаза накладывается следующим образом. Марлевую салфетку смачивают теплой кипяченой водой или изотоническим раствором натрия хлорида, отжимают и накладывают на закрытые веки; сверху кладут компрессную бумагу или тонкую клеенку (их величина должна быть больше, чем влажная салфетка), затем слой ваты, потом бинтовую повязку.

Холод назначают после глазной травмы (контузии) и в послеоперационном периоде. Кусочки льда или ледяную вату нужно положить в резиновый пузырь, завернуть его в салфетку или полотенце и приложить к надбровной дуге так, чтобы не было давления на глаз.

Все глазные манипуляции должны проводиться очень осторожно, без надавливания на глаз. Перед каждой манипуляцией сестра должна вымыть руки с мылом.

Взятые мазка с конъюнктивы глаза.

Манипуляцию следует производить утром, до умывания и до закапывания капель. Для бактериоскопического исследования мазок берется при помощи платиновой петли или обычного зонда, предварительно стерилизованных над огнем. Когда петля остывает, оттягивают нижнее веко и проводят петлей по нижней переходной складке, желательно после выворачивания века взять маленький комочек слизи и с верхней переходной складки. Взятый секрет наносят тонким слоем на предметное стекло, протертое спиртом. После высыхания препарата его фиксируют над пламенем горелки. При необходимости посева с конъюнктивы (бактериологическое исследование) материал берут петлей так же, как для мазка, и над пламенем горелки петлю с отделяемым опускают в питательную среду - агар или бульон. Пробирку закрывают пробкой над пламенем горелки.

Закапывание больному глазных капель.

Глазные капли закапывают с помощью пипетки, простерилизованной с помощью кипячения не менее 40 минут. Для этого берут в левую руку влажный ватный тампон и с его помощью оттягивают вниз нижнее веко, прижимая его не к глазу, а к краю орбиты. Больному предлагают смотреть вверх. Затем большим и указательным пальцами правой руки сестра нажимает колпачок пипетки и выпускает 1-2 капли в нижний свод конъюнктивы. При закрывании глаз избыток капель, вытекающий через край века, снимают тем же ватным тампоном.

Закапывание 2-х капель не имеет смысла, так как в конъюнктивальный мешок помещается только 1 капля. Глазные капли должны иметь комнатную температуру, так как слишком холодные капли вызывают спазм век. Необходимо следить, чтобы кончик пипетки не касался ресниц больного во избежание инфицирования и загрязнения раствора.

В настоящее время в стационарах и поликлиниках принято каждому больному закапывать капли отдельной пипеткой, что предупреждает занос инфекции и инфицирование раство-

ров. Закапывание капель с расстояния более 2 см может вызвать у больного неприятные ощущения.

Процесс закапывания требует от медицинской сестры внимания и осмотрительности. Особая осторожность необходима при закапывании средств, расширяющих зрачок (мидриатиков), и средств, сужающих зрачок (миотиков). Неправильное их применение приводит к тяжелым последствиям. Так, если больному глаукомой закапать средства, расширяющие зрачок (атропин, скополамин, эфедрин), можно вызвать резкое повышение внутриглазного давления вплоть до острого приступа глаукомы. Закапывание больному с острым воспалением сосудистой оболочки (ирит, увеит) средств, суживающих зрачок (пилокарпин, фосфакол), приводит к резкому обострению воспалительного процесса, Глазные мази применяют в целях более продолжительного действия лекарственных веществ, а также при необходимости уменьшить трение век на глазу. Закладывают мазь следующим образом: левой рукой оттягивают нижнее веко (больной при этом смотрит вверх), широким концом стерильной палочки набирают небольшое количество мази и наносят его на оболочку нижнего века, после чего предлагают больному закрыть глаз для более равномерного распределения мази.

В настоящее время применяются глазные пленки, в состав которых входят различные лекарственные препараты. Такие пленки закладывают в конъюнктивальный мешок. При смачивании слизистой оболочки она становится эластичной и постепенно на протяжении 25-40 мин. полностью растворяется. Пленки закладывают в глаз 1-2 раза в сутки.

Промывание глаз производят с целью уничтожения бактериальной флоры, попавшей в конъюнктивальный мешок, удаления из него слизи, гноя, при оказании первой помощи в случаях ожогов химическими веществами. Глаз промывают изотоническим раствором натрия хлорида, раствором ривенола 1: 5000, 2%-м раствором борной кислоты и т. д. Раздвинув оба века указательным и большим пальцами левой руки, глаз промывают струей раствора из мензурки или резинового баллончика, который медсестра держит в правой руке. При промывании баллончик не должен касаться ресниц.

Жидкость из глаза стекает в лоток, который больной держит под подбородком. Подстригание ресниц производят накануне операции, связанной с вскрытием глаз-

ного яблока. Подстригать ресницы нужно осторожно, чтобы не поранить край века. Необходимо следить, чтобы ресницы не попали в конъюнктивальную полость или на роговицу. Бранши маленьких тупоконечных ножниц смазывают стерильным вазелином. По краю века в направлении снаружи внутрь срезают все ресницы. При срезании ресниц на верхнем веке больной смотрит вниз, на нижнем - вверх.

Контрольные вопросы

1. Опишите технику осмотра глаза,

2. Каковы особенности осмотра глаза у детей?

3. Какова техника удаления инородного тела у детей?

4. Опишите технику наложения глазных повязок.

5. Какой температуры должны быть глазные капли?

6. Опишите технику закладывания глазных мазей.

Острый отит - это острое воспаление среднего уха.

Болеют отитом, в основном, дети первых 2 лет жизни, чаще в зимне-весенний пе­риод. Отит может осложнять другие заболевания (ОРВИ, корь, скарлатину, ангину и др.).

Возбудители заболевания:

Гемолитический стрептококк группы А;

Золотистый стафилококк;

Пневмококки;

Предрасполагающие факторы развития отита:

Особенности анатомического строения барабанной по­лости и евстахиевой трубы у детей раннего возраста: ба­рабанная перепонка тонкая, слуховая труба короткая, широкая, отверстие находится ниже и ближе к хоанам, поэтому инфицированный секрет из носоглотки легко попадает в слуховую трубу;

Снижение иммунитета;

Переохлаждение;

Хронические очаги инфекции (кариозные зубы, воспале­ние придаточных пазух носа и др.).

Выделяют 2 стадии острого отита:

1. Острый неперфоративный отит.

2. Острый гнойный средний отит (протекающий с перфора­цией барабанной перепонки и гноетечением из барабан­ной полости).

Основные клинические проявления отита:

Общее беспокойство ребенка, вскрикивание при сосании, отказ от груди;

Субфебрильная лихорадка;

Типичный характер боли - покапывающий, стреляющий, пульсирующий, иногда иррадиирует в шею, зубы;

Резкая боль при надавливании на козелок уха;

Понижение слуха;

При осложненном течении происходит перфорация бара­банной перепонки и выделение патологического содер­жимого (серозного или слизисто-гнойного, иногда с примесыо крови);

При тяжелом течении отита могут присоединяться менингиальные симптомы (рвота, судороги, напряжение боль­шого родничка и пр.).

Прогноз.

В большинстве случаев прогноз благоприятный.

Основные принципы лечения отитов:

1. Симптоматическая терапия: жаропонижающие, седативные средства.

2. Противомикробная терапия (при тяжелом и осложнен­ном течении отита).

3. Местное применение обезболивающих и противовоспа­лительных средств: - с помощью ватной турунды в наружный слуховой ход ввести одно из рекомендуемых средств (софрадекс, отинум, отипакс, этакридина лактат, отолган, отофа);

Сосудосуживающие капли в нос: детский галазолин, наф­тизин, отривин;

Тепло на ухо: согревающий компресс, согревание лампой Соллюкс.

4. Физиотерапия: УФО, УВЧ.

Профилактика.

1. Оберегать ребенка от контакта с больными ОРВИ.

2. Своевременно санировать полость носа.

3. При появлении первых признаков ринита проводить точечный массаж рефлексогенных зон.

4. Избегать переохлаждений.

5. Систематически проводить закаливающие мероприятия.

Сестринский уход при остром рините и остром отите.

Своевременно выявлять и удовлетворять жизненные потребности пациента и его родителей.

Возможные проблемы пациента: - нарушение дыхания;

Резкая, нестерпимая боль в ухе;

Нарушение формулы сна;

Нарушение сосания, глотания;

Дискомфорт, связанный с заболеванием;

Риск развития осложнений;

Сестринское вмешательство:

1. Создать обстановку психологического комфорта, взаим­ного доверия, вовлечь родителей в процесс лечения и ухода за ребенком с отитом. Обучить родителей технике закапыва­ния капель в нос, ухо, постановки согревающего компресса, согласно существующим алгоритмам действия:

2. Рекомендовать перед каждым кормлением проводить санацию носа (отсосать слизь, промыть носовые ходы физио­логическим раствором, закапать капли). Во время кормления, держать ребенка в возвышенном положении, пищу давать небольшими порциями, в жидком или полужидком виде. Обеспечить ребенка достаточным витаминизированным теп­лым питьем (чай с лимоном, отвар шиповника, разбавленные соки). Строго выполнять назначения врача. После курса ан­тибактериальной терапии включить в диету биойогурт, био­кефир, ацидофильное молоко.

3. Поддерживать положительный эмоциональный контакт с ребенком, корректировать его поведение, отвлекать чтени­ем книг, спокойными играми.

4. Проводить профилактические мероприятия вне обострения заболевания (сон на свежем воздухе, закаливание, массаж реф­лексогенных зон, ЛФК, физиотерапию, санацию полости рта).

СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ АНГИНЕ.

Ангина - это острое инфекционное заболевание с пре­имущественным поражением лимфоидной ткани небных миндалин и регионарных лимфоузлов.

Ангина может быть самостоятельным заболеванием и синдромом других инфекционных заболеваний (скарлатины, дифтерии и пр.).

Возбудители заболевания:

- (3-гемолитический стрептококк группы А;

Золотистый стафилококк;

Источники инфекции:

1. больные ангиной;

2. бактерионосители.

Пути передачи инфекции:

Воздушно-капельный;

Контактно-бытовой;

Алиментарный.

Факторы риска развития ангины:

Переохлаждение;

Хронические очаги инфекции (кариозные зубы, аденоидит);

Снижение иммунитета;

Хроническая тонзиллярная инфекция в семье.

Дети до года ангинами болеют редко, так как в этом воз­расте миндалины еще недостаточно развиты.

Различают следующие виды ангин:

Катаральная: воспалительный процесс локализуется на поверхности миндалин, выражена гиперемия миндалин и передних дужек неба.

Фолликулярная ангина: воспалительный процесс локали­зуется в паренхиме миндалин, определяются нагноившиеся фолликулы в виде желтоватых горошин, отечность и гипере­мия миндалин.

Лакунарная ангина; миндалины отечны, гиперемированы, разрыхлены, гнойно-воспалительный процесс локализу­ется в лакунах.

Флегмонозная ангина : воспалительный процесс локали­зуется в углублениях ткани миндалин с последующим фор­мированием абсцесса, чаще локализующегося в области пе­редней дужки неба с одной стороны (перитонзиллярный абсцесс).

Такое разделение ангин является, условным, так как чаще всего встречаются комбинированные формы.

Основные клинические проявления ангины:

1. общие симптомы интоксикации: высокая лихорадка, го­ловная боль, озноб, ломота в суставах, отсутствие аппе­тита, нередко бывает рвота (особенно у маленьких де­тей);

2. боль при глотании, усиление саливации, неприятный за­пах изо рта;

3. местные симптомы: отечность, яркая гиперемия мягкого неба и миндалин с последующим воспалением фолликул и переходом патологического процесса вглубь ткани миндалин, при этом на поверхности и в углублениях миндалин обнаруживаются гнойные налеты беловато-желтого цвета, возможно образование перитонзиллярного абсцесса (при тяжелом течении);

4. регионарный лимфаденит (подчелюстные узлы увеличе­ны, болезненные при пальпации).
Продолжительность ангины 5-10 дней.

Осложнения.

Отит, ревмокардит, гломерулонефрит.

Основные принципы лечения ангины.

1. Постельный режим на 5-7 дней.

2. Обильное теплое питье.

3. Противомикробная терапия:

4. Полоскание зева настоями ромашки, шалфея, календулы, эвкалипта, зверобоя до 6-8 раз в сутки, слабыми раство­рами антисептиков.

5. Жаропонижающие средства: ацетилсалициловая кисло­та, парацетамол, панадол и пр.

6. Антигистаминные средства.

7. Витаминотерапия.

Профилактика.

1. Своевременная санация хронических очагов инфекции.

1. Рациональное питание с достаточным введением фрук­тов, овощей, соков.

2. Закаливание организма, регулярные дозированные физи­ческие нагрузки.

3. Избегать тесного контакта с больными ангиной.

Сестринский уход при ангинах.

Своевременно выявлять настоящие, потенциальные проблемы, нарушенные жизненно важные потребности паци­ента и его родителей.

Возможные проблемы пациента:

Нарушение аппетита:

Нарушение глотания из-за болей в горле;

Дефицит жидкости в связи с лихорадкой;

Нарушение формулы сна;

Высокий риск развития осложнений;

Неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания;

Страх перед манипуляциями и др.

Сестринское вмешательство.

1. Информировать родителей о причинах развития, осо­бенностях течения ангины, принципах лечения, возможных осложнениях.

2. Организовать постельный режим на время лихорадки, обеспечить ребенку комфортное положение в постели, спо­койные игры, разнообразить его досуг.

3. Вовлечь ребенка (если позволяет возраст) и родителей в процесс ухода и лечения, помочь осознать, необходимость проведения тех или иных процедур.

4. Контролировать прове­дение медикаментозной терапии, объяснить ребенку и роди­телям, что курс антибактериальной терапии должен быть не менее 7 дней (для предотвращения развития резистентных форм микроорганизмов и присоединения возможных ослож­нений).

5. Научить родителей готовить настои из трав для по­лоскания зева:

6. Обучить родителей технике постановки согревающего компресса на шейно-подчелюстную область.

7. Рекомендовать легко усвояемую полужидкую пищу, ис­ключить из рациона питания острые и соленые, жирные и жареные блюда. Увеличить объем вводимой жидкости до 1 -1,5 литров в виде витаминизированных напитков: чай с ли­моном, разбавленные некислые соки, отвар шиповника.

8. После курса антибактериальной терапии включить в диету биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко.

9. Подготовить заблаговременно ребенка к дополнитель­ным методам обследования с помощью терапевтической иг­ры (клиническому анализу крови, взятию мазков из зева и носа, ЭКГ и др.), убедить в необходимости их проведения, объяснить на понятном ребенку языке, что и зачем нужно делать, можно показать последовательность манипуляций, используя, например, куклу. Поддерживать ребенка во время болезни и лечения, используя только позитивные утвержде­ния, поощрять положительные эмоции.

10. Обучить родителей санитарно-гигиеническим правилам ухода за больным ангиной (выделить отдельную посуду, по­сле использования кипятить ее, убрать на время болезни мяг­кие игрушки, оставить только те, которые легко моются, ежедневно проводить влажную уборку и проветривать по­мещение 3-4 раза в день). 12. Рекомендовать всем членам семьи своевременно санировать хронические очаги инфекции.

Про­водить ребенку профилактические мероприятия вне обостре­ния заболевания (сон на свежем воздухе, закаливание, дози­рованные физические нагрузки, ЛФК, физиотерапию, сана­цию полости рта).

по специальности 34.02.01 Сестринское дело,

базовой и углубленной подготовки

Тема: Сестринская помощь при заболеваниях уха

Составила:

преподаватель

Пуртова О.Н.

г. Красноярск, 2016

1.Тема 2 стр.

2.Продолжительность занятия 2 стр.

3.Место проведения занятия 2 стр.

4.Цели занятия 3 стр.

5.Методы обучения 4 стр.

6.Форма организации учебного процесса 4 стр.

7.Межпредметные связи 4 стр.

8.Внутрипредметные связи 5 стр.

9.Оснащение занятия 5 стр.

10.Литература для преподавателя 5 стр.

11.Литература для студентов 5 стр.

12.Программа занятия 6 стр.

13.Описание хода занятия 7 стр.

14.План лекции. 7 стр.

15.Конспект лекции. 8-25 стр.

ТЕМА: «Сестринская помощь при заболеваниях уха»

2.Продолжительность занятия: 90 минут.

3.Место проведения занятия: лекционный кабинет.

4.Цель занятия: организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению программным материалом учебной дисциплины.

Образовательная цель (обучающая):

Студент должен знать:

1.Анатомию, физиологию и методы исследования уха;

2. Причины, клинические проявления, возможные осложнения заболеваний уха;

3. Отит: причины возникновения, клинические проявления, возможные осложнения, принципы лечения и профилактики;

4. Особенности течения острого среднего отита у детей грудного возраста;

5.Особенности и этапы сестринского процесса при заболеваниях уха; первичную оценку состояния больного, проблемы пациента, планирование сестринского вмешательства, осуществление запланированного ухода, проведение текущей и итоговой оценки сестринской деятельности;

6. Роль медицинской сестры в диагностике, лечении и реабилитации пациентов с тугоухостью и глухотой.

7. Особенности общения с лицами с ограниченными возможностями по слуху

Студент должен уметь:

1. Определять слух шепотной и разговорной речью;

2. Проводить туалет наружного слухового прохода;

3. Промывать серные пробки;

4. Накладывать согревающий компресс на заушную область;

5. Продувать уши по Политцеру;

6. Закапывать капли в ухо;

7. Осуществлять этапы сестринского процесса по уходу за пациентами с заболеваниями уха.

ФОРМИРОВАТЬ ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку

ОК 12. Обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

ФОРМИРОВАТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп

ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента

ПК 2.3. Выполнение лечебных вмешательств

ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения

ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента

ПК 2.6. Организовать специализированный сестринский уход за пациентом

ПК 2.7. Организовать оказание психологической помощи пациенту и его окружению

ПК 2.8. оформлять медицинскую документацию

Развивающая цель :

Обеспечивать формирование системы знаний по учебной дисциплине.

Воспитательная цель:

Формирование сознательного отношения к процессу обучения, стремление к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью, развитие интереса к учебной дисциплине, содействие активизации мышления.

Методическая цель: Организовать проведение теоретического занятия с использованием объяснительного, иллюстративного, проблемного обучения.

Методы обучения.

Объяснительный

Иллюстративный

Проблемный

6 .Форма организации учебного процесса : лекция

Межпредметные связи

1. ОП.02. Анатомия и физиология человека Тема 4.1. Анатомо-физиологические особенности дыхательных путей
2. ОП.07. Фармакология Тема 3.1.2. Химиотерапевтические средства
3. Тема 2. Профилактика неинфекционных заболеваний
4. ПМ. 01. МДК. 01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению Тема 4. Профилактика инфекционных заболеваний
5. Тема 13. Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях и во фтизиатрии
6. ПМ. 02. МДК. 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) Тема 7. Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания

Внутрипредметные связи

Оснащение занятия: мультимедиа, ПК.

10. Литература для преподавателя:

Основная:

1.Пальчун В.Т. Болезни уха, горла, носа: Учебник. - М.: Медицина, 2003.

2.Шустер М.А., Калина В.О., Чумаков Ф.И. Неотложная помощь в оториноларингологии. М.: Медицина, 1989.

1. Дополнительная:

2. Солдатов И.Б. Лекции по оториноларингологии. М.: Медицина, 1990.

3. Солдатов И.Б. Руководство по оториноларингологии. М.: Медицина, 1994.

4. Шадыев Х.Д., Хлыстов В.Ю., Хлыстов Ю.А. Практическая оториноларингология. М.: Медицинское информационное агенство, 2002.

5. Шеврыгин Б.В. Справочник оториноларинголога. М.: Крон-пресс, 1996.

6. Мурашко В.В., Шуганов Е.Г., Панченко А.В. Общий уход за больными. М.: Медицина, 1988.

7. В.С.Крылов, Н.И.Иванов «Руководство по оториноларингологии для среднего медперсонала», 1983г.

11. Литература для студента:

Основная:

1. Ю.М.Овчинников «Болезни уха, горла и носа».2002

Дополнительная:

1. Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела. М., 1996.

2. Павлищук А.В. Неотложная помощь при травмах уха, верхних дыхательных путей и пищевода. Л.: Медицина, 1990.

3. Пальчун В.Т., Вознесенский Н.Л. Болезни уха, горла и носа. Медицина, 1986.

4. Пальчун В.Т., Логосов В.С. с соавт. Болезни уха, горла и носа. Атлас. М.: Медицина, 1991.

5. Солдатов И.Б. Лекции по оториноларингологии. М.: Медицина, 1990.

6. Тарасов Д.И., Федорова О.К., Быкова В.П. Заболевания среднего уха. М.: Медицина, 1988.

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЯ

Описание хода занятия

Название этапа Описание этапа Цель Формируемые компетенции
Организация группы Проверить готовность аудитории, студентов, отметить отсутствующих сообщить тему и план занятия. Подготовка студентов к работе ОК.1-13 ПК.2.1-2-8
Мотивация учебной деятельности Обосновать актуальность темы в профессиональной деятельности среднего медработника. Мобилизация внимания студентов, создание мотивации к изучению вопросов темы ОК.1-13 ПК.2.1-2-8
Формирование новых знаний Преподаватель раскрывает содержание каждого вопроса по плану лекции. Студенты слушают, осмысливают, конспектируют. Формирование знаний по вопросам темы, умений анализировать, конспектировать ОК.1-13 ПК.2.1-2-8
Валеологичес кая пауза Снятие напряжения во время работы. Результативность: формирование компетентного отношения к своему здоровью Используется элемент здоровьесберегающей технологии. Упражнения студенты выполняют сидя, стоя (см. рекомендации) ОК.1-13 ПК.2.1-2-8
Обобщение и систематизация изученного материала Преподаватель делает выводы по ходу изложения вопросов лекции Систематизация и конкретизация изученного материала. Формирование умений обобщать, систематизировать полученную информацию ОК.1-13 ПК.2.1-2-8
Подведение итога занятия. Задание на дом Преподаватель подводит итог, ещё раз подчёркивает необходимость знаний будущим медработником изученных вопросов. Сообщает задание на дом: Изучить конспект лекций и предлагаемую преподавателем дополнительную литературу Создание мотивации на самостоятельную работу при подготовке к семинарскому занятию. ОК.1-13 ПК.2.1-2-8

План лекции.

1. Анатомия уха.

2. Физиология слуха.

3. Травмы наружного уха.

5. Отморожения.

6. Инородные тела.

7. Фурункул наружного слухового прохода.

8. Отомикоз

9. Серная пробка.

10. Острый гнойный средний отит.

11. Хронический гнойный средний отит

12. Хронический гнойный мезотимпанит.

13. Хронический гнойный эпитимпанит.

14. Понятие о холестеатоме.

15. Показания к хирургическому лечению.

16. Мастоидит

Анатомия уха.

Ухо делится на три отдела: наружное, среднее и внутреннее .

Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Ушная раковина представлена хрящом, с двух сторон покрытым кожей, имеет образования: завиток и противозавиток, козелок и противокозелок, снизу мочка уха, состоящая из жировой ткани. Ушная раковина имеет форму локатора и служит для улавливания звуков. Воронкообразно суживаясь, ушная раковина переходит в наружный слуховой проход. Это трубка длиной около 2,5 см которая имеет наружный, перепончато-хрящевой отдел, и внутренний, костный. Слуховой проход покрыт кожей, которая в наружном отделе снабжена волосками, а так же серными железами, которые продуцируют секрет – ушную серу, обладающую защитными свойствами.

Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой . Это тонкая плёнка, толщиной примерно 0,1 мм, овальной формы, непроницаема для воздуха и жидкости. Она состоит из трёх слоёв. Наружный – эпидермис, он является продолжением кожи слухового прохода. Внутренний слой – слизистая оболочка, и между ними соединительнотканный слой. В норме барабанная перепонка перламутрово-серого цвета, блестящая. При патологии имеет свойство изменять свой цвет на розовый и красный.

Среднее ухо. Состоит из четырёх полостей.

1-я полость – это слуховая, или евстахиева труба. Имеет вид трубки, соединяющей среднее ухо с носоглоткой, длиной 3-4 см. Изнутри покрыта слизистой с мерцательным эпителием, реснички которого направлены в сторону носоглотки. У детей слуховая труба шире, короче и расположена более горизонтально, что способствует более быстрому попаданию инфекции из носоглотки в среднее ухо и более частым отитам.

2-я – барабанная полость. Имеет форму неправильного куба объёмом примерно 1 куб. см. В норме заполнена воздухом. Имеет 6 стенок: медиальную и латеральную, верхнюю и нижнюю, переднюю и заднюю.

Латеральная стенка – это барабанная перепонка. Медиальная - лабиринтная стенка, она соответствует окнам лабиринта. Верхняя стенка отделяет барабанную полость от средней черепной ямки. Нижняя стенка граничит с луковицей ярёмной вены. Передняя стенка в верхней части занята барабанным устьем слуховой трубы, а в нижней части представлена тонкой костной пластинкой, отделяющей барабанную полость от внутренней сонной артерии. Задняя стенка граничит с сосцевидным отростком. В глубине задней стенки проходит канал лицевого нерва .

Клинически барабанная полость делится на три отдела:

Нижний – гипотимпанум

Средний – мезотимпанум

Верхний, или аттик – эпитимпанум.

В барабанной полости находятся три слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко. Косточки связаны между собой подвижными суставами и находятся в натянутом положении благодаря двум мышцам: 1-я мышца - натягивающая барабанную перепонку, и 2-я мышца – стременная. Молоточек соединяется с барабанной перепонкой, а основание стремени вставлено в овальное окно. Цепь слуховых косточек тянется от наружного уха к внутреннему и служит для передачи звуковых колебаний.

3-я полость – вход в пещеру сосцевидного отростка.

4-я полость – пещера с ячейками сосцевидного отростка.

Все полости в норме заполнены воздухом и имеют объём примерно 12-14 кубических см.

Ухо в детском возрасте имеет свои особенности. Ушная раковина тонкая и мягкая. Слуховой проход у детей узкий, имеет вид щели, барабанная перепонка почти в десять раз толще, чему взрослого. У новорождённых барабанная полость заполнена не воздухом, а рыхлой эмбриональной тканью. В верхней стенке барабанной полости имеется незаращенная щель, что способствует быстрому переходу воспаления на мозговые оболочки.

Внутреннее ухо.

Находится в глубине пирамиды височной кости. Представлено костным лабиринтом, внутри которого находится такой же по форме, но меньший размерами перепончатый лабиринт. Между костным и перепончатым лабиринтом пространство, заполненное жидкостью – перилимфой, которая по своему составу близка к спинномозговой жидкости. Внутри перепончатого лабиринта находится эндолимфа, которая вырабатывается из сосудов и напоминает плазму крови. Лабиринт состоит из трех отделов:

Средний – преддверие

Задний – полукружные каналы

Передний – улитка.

Преддверие. Расположено между барабанной полостью и внутренним слуховым проходом. Представлено полостью овально формы. Наружная стенка преддверия - это внутренняя стенка барабанной полости., на которой находятся два окна. Овальное окно, или окно преддверия закрыто основанием стремени. Второе окно – круглое, или окно улитки, затянуто мембраной. В преддверии находятся два углубления, в которых расположены два мешочка: сферический и эллиптический. Эти мешочки заполнены желеобразной массой, пронизанной волосковыми клетками, образующими сеть. В петлях этой сети расположены микроскопический кристаллы – камешки – отолиты. Сеть вместе с отолитами образует отолитовую мембрану, что является периферическим отделом органа равновесия, который отвечает за статику – положение тела в пространстве.

Полукружные каналы. Имеют вид дугообразно изогнутых трубок, расположенных перпендикулярно друг к другу. Внутри костных каналов находятся перепончатые. Всего каналов три: латеральный, передний и задний. И находятся они в трех плоскостях: сагиттальной, фронтальной и горизонтальной. Каждый канал имеет расширенную часть – ампулу. Внутри ампулы находится ампулярный гребешок, состоящий из опорных клеток и специфического нейроэпителия, т. е. чувствительных волосковых клеток, которые являются периферическими рецепторами органа равновесия, отвечающего за кинетику – движение тела в пространстве. Вестибулярные волокна, отходящие от рецепторов полукружных каналов и преддверия, идут в составе вестибулярных волокон VIII пары черепно-мозговых нервов.

Улитка. Состоит из наружной - костной, и внутренней - перепончатой улитки. Это спиральный орган, закрученный в два с половиной оборота вокруг костного стержня, от которого внутрь улитки отходит костная пластина. От свободного конца костной пластинки до противоположной стенки улитки на всем протяжении натянута базиллярная пластинка, которая делит канал улитки на две лестницы: барабанную лестницу и лестницу преддверия. Лестницы сообщаются между собой на верхушке за счет завиткового отверстия. В перепончатой улитке находится улитковый проток, который на поперечном разрезе имеет вид треугольника. Нижняя стенка его – базилярная пластинка, или спиральная мембрана, на которой расположен кортиев орган – периферический отдел органа слуха. Он состоит из покровной мембраны и чувствительный волосковых клеток, которые являются периферическими рецепторами органа слуха. Они воспринимают колебания эндолимфы, преобразуют их в нервный импульс и передают его по нервным волокнам VIII пары черепно-мозговых нервов в височную долю коры головного мозга, где находятся слуховые центры.

Физиология слуха.

Орган слуха состоит из двух систем: системы звукопроведения и системы звуковосприятия. К системе звукопроведению относятся: ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка, цепь слуховых косточек, овальное окно, перилимфа и эндолимфа. Система звуковосприятия: рецепторы кортиева органа, слуховые нервы и слуховые центры. Адекватным раздражителем органа слуха является звук . Это звуковая волна, состоящая из попеременных сгущений и разрежений окружающей среды. Звуковые волны возникают не только в воздухе, но так же в жидкости и в твердых телах. Звук имеет несколько характеристик:

1. Высота. Это частота колебаний воздуха в секунду, которая измеряется в герцах. Человеческое ухо воспринимает частоту от 16 до 20000 гц. Звуковые колебания менее 16 гц относятся к ультразвукам, а более 20000 гц – инфразвукам.

2. Громкость звука. Это амплитуда колебаний звуковой волны, или мощность звука. Измеряется в децибелах – дБ. Минимальная мощность звукового колебания, которая способна вызвать звуковое ощущение, называется порогом слуха. В норме порог слуха начинается с 0 дБ. Шепотная речь – до 30 дБ, разговорная – до 60 дБ, шум оркестра – 80 дБ. Самый сильный звук, который выносит человеческое ухо – 150 дБ, при котором возникают болевые ощущения (шум реактивного двигателя).

3. Тембр – окраска звука. Существуют чистые тоны, сложные тоны и шумы.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины