25.08.2019

Собака проявляет агрессию по отношению к детям. Проявление агрессии собаки к ребенку Способы корректировки агрессии у собак


Эта проблема одна из тех, которую ни в коем случае нельзя пускать на самотек. Причем принимать меры надо не тогда, когда вы заметили первые признаки агрессии (например, показывает зубы), а намного раньше.

В статье я опишу, как правильно читать язык тела собаки, какие признаки показывают развивающуюся агрессию. Сразу скажу, что проблему вы не решите, просто прочитав эту статью. Обязательно обратитесь к специалисту-кинологу, чтобы вам конкретно на вашей собаке показали, что делать. Здесь я опишу, какие причины вызывают агрессию и какие меры предупреждения вы должны сделать.

Итак, тема серьезная и приведенные ниже правила должны быть приняты вами безоговорочно и без исключений.

Первое. Статус вашей собаки в семье самый низший. Для собак семья - это стая, а в стае, кроме любви и уважения, существует своя иерархическая система. Вы - хозяин и вожак, вы принимаете решения, вы лидер. Далее ваша жена (или муж), затем дети. И на последнем месте собака. Запомните, у собак слабаков принято ставить на место (вообще, у людей также). Если пес считает ребенка ниже себя по статусу, то значит он вправе указывать ему на ошибки и применять для этого силу. Таково собачье мышление, примите это за аксиому.

Второе. Вытекает из первого. Чтобы собака знала свое положение в семье, она должна быть прекрасно выдрессирована. Для этого недостаточно месяц или два отходить на занятия по дрессировке и научить собаку нескольким командам послушания. Над собакой должен быть постоянный контроль - а это значит, что работа будет ежедневной, тяжелой и долгой (для некоторых экземпляров всю его собачью жизнь). Поэтому, если вы ожидаете ребенка, начинайте поиск инструктора, который научит вас, как поставить собаке идеальное послушание. Если ребенок уже есть, а вы планируете брать собаку, то все проще, просто начните заниматься со щенком, как только возьмете его в дом.

Третье (но не по значению). Ребенок всегда прав! Вдолбите это вашей собаке (ну и себе тоже можно). Неважно, что малыш вытворяет с псом, собака обязана терпеть это. Никогда при собаке не одергивайте ребенка, чтобы оставил животное в покое, объясняйте это ему наедине. Учите обоих отдельно. Ребенку объясните, что собаке нужно время отдохнуть и нельзя тыкать ей в глаза, а собаке объясните, что чтобы ни происходило, ей придется вытерпеть все (или сбежать потихоньку в другую комнату).

Что в мимике и жестах собаки указывает на скорую агрессию?

Когда собаке не нравится, что к ней лезут: голова и шея напряжены, глаза скашивает в вашу сторону, уши могут быть заломлены, подергивает или поднимает губы, показывая зубы. Этими знаками собака предупреждает, чтобы ее оставили в покое, иначе укусит. Неопытные владельцы часто не замечают эти признаки, а на собачьем языке это также явно и громко, как если бы человек взял ружье, направил на вас и сказал «Не подходи, или стреляю».

Что нельзя позволять собаке?

1. Охранять что-либо в квартире. Неважно, что это: ее миска, лежанка, игрушка, диван, кухня и т.д. Собака обязана по малейшему требованию слезть с кровати, отдать игрушку или кусок мяса. Не должно быть такого, что собака не пускает домочадцев на кухню или в комнату, это вообще полный финиш, значит, вы не справились с собакой.

2. Прикусывать. Часто, играя с собакой, люди позволяют кусать себя за руки, говоря, что это она так играет и она легонько. Еще одна аксиома: нельзя кусать ни при каких условиях. Начав с малого и поняв, что это позволено, собака будет продолжать все сильнее и сильнее.

3. Выказывать признаки неудовольствия ребенку. Те жесты, которые мы разбирали выше, должны моментально пресекаться.

Меры предупреждения агрессии

Естественно, самое первое, это дрессировка. Учите собаку послушанию, безукоризненному послушанию. Занимайтесь каждый день, контролируйте пса дома и на улице. Найдите инструктора, который покажет, как это делать правильно. Научитесь применять жесткую коррекцию, чем старше и сильнее собака, тем сложнее с ней будет и тем более серьезные меры надо принимать. В этом вам тоже поможет инструктор.

Увидев, что собака говорит ребенку на своем языке «Отстань», показывает зубы, в тот же момент вы хватаете пса с жестким окриком «Нельзя», с силой пинаете в бедро, прижимаете к земле, вышвыриваете из комнаты. Сила коррекции должна зависеть от размера собаки (т.е. не переборщите!). Собака должна раз и навсегда понять, ребенка трогать нельзя.

Если же хозяин считает, что собака должна иметь свое собственное место, личное охраняемое пространство, иметь чувство собственного достоинства и характер и показывать его, тогда не стоит заводить детей, пусть собака рвет только своего хозяина.

На этой жизнерадостной ноте я закончу статью, надеюсь, вы поняли, что никаких полумер и уступок при этой проблеме быть не должно.

Титова Екатерина (инструктор Догги-центра)

Не все собаки терпят выходки детей.

Причины нападения собак на детей

Собака может по разному реагировать на невинного, дружелюбного годовалого малыша, мало что понимающего в этом мире. Собаки часто кусают маленьких детей, потому что боятся их и пытаются защитить себя. Иногда они их грубо прогоняют, потому что те им мешают и доставляют неприятные ощущения. Бывает и так, что собаки рычат и кусают детей, потому что считают их молодняком, которому необходимо указать место в семейной иерархии. Такие проблемные ситуации, как и в случае агрессии борьбы за лидерство, проявляются в двух формах. Собака реагирует на демонстрацию превосходства со стороны индивида, которого она считает ниже себя в иерархии (например, когда ребенок дотрагивается до собаки определенным образом, наклоняется над ней или пристально смотрит на нее).

Собаки нападают на новорожденных, как правило, в течение первого дня после того, как ребенка привезли домой, «когда собака неожиданно сталкивается с ребенком, оставленным без присмотра».

Другой формой является проявление агрессии собакой в борьбе за ограниченные ресурсы (например, кость, игрушка, место рядом с хозяином на софе, поглаживание или просто внимание). В принципе, многие случаи проявления агрессии по отношению к детям младшего возраста можно рассматривать как форму проявления агрессии соперничества, которая полностью соответствует агрессии, проявляемой по отношению к другим членам семьи или к другим собакам.

Генетическая предрасположенность

В сложной структуре человеческой семьи определенную роль играют разнообразные генетические различия. Эти различия способствуют пониманию причин агрессивной реакции некоторых собак на маленьких детей в тех ситуациях, когда большинство собак ведут себя миролюбиво.

Большинство этологов предполагают у некоторых собак наличие генетической предрасположенности к агрессии, вызванной страхом или стремлением к лидерству. Вполне оправдано и предположение о частичной генетической обусловленности таких явлений:

  • повышенная чувствительность к шуму;
  • низкий порог возбудимости при лае, рычании или укусах.

На характер реакции собаки на приближение раскованного ребенка, еще не обладающего достаточной координацией, и его неуклюжие попытки завязать игру могут сильно повлиять на генетически обусловленные различия в «личности» собаки, и таких ее черт, как игривость, уравновешенность, возбудимость и т.д. В повседневной жизни не существует реальной возможности определения значения таких потенциальных генетических факторов. Тем не менее, обоснованным является предположение, что эти факторы оказывают влияние на клиническую картину проявления многих проблем и ограничивают возможности мер коррекции поведения.

К генетической предрасположенности можно отнести и охотничьи инстинкты собак. В данном случае причиной естественное инстинктивное желание собак преследовать и нападать быстро движущиеся объекты. Дети, бегающие с громкими криками и размахивающие руками, сильно возбуждают собак. Особенно щенки и молодые собаки темпераментных, очень подвижных пород легко провоцируются на игровую или даже вполне серьёзную агрессию, если видят разыгравшуюся ребятню. Как правило в этом случае агрессия сначала выражена не резко, но если ребёнок не обращает внимание на нервозность собаки или наоборот, показывает паническую реакцию, агрессия повышается и может кончиться очень серьёзными покусами.

Породные особенности – собаки лишенные агрессии к детям:

  • боксер - 91%;
  • беспородные собаки и метисы - 66%;
  • спаниели - 62%;
  • эрдельтерьер - 61%;
  • цвергшнауцер - 54%;
  • доберман - 51%;
  • немецкая овчарка - 50%;
  • ротвейлер - 50%;
  • среднеазиатская овчарка - 42%;
  • ризеншнауцер - 41%;
  • восточно-европейская овчарка - 39%;
  • черный терьер - 33%;
  • колли - 28%;
  • кавказская овчарка - 16%;
  • московская сторожевая - 12%.

Но нет породы, которую можно порекомендовать со стопроцентной уверенностью. В этом вся проблема. Выбирая животное, обязательно нужно посмотреть, как оно ведет себя дома с членами семьи, с детьми, с домашними животными. Если собака психопатка, истеричка - ее брать нельзя. А вообще чем более массивный костяк в любой породе - тем флегматичнее животное, тем труднее довести его до «нужной» кондиции и, соответственно, тем реже оно кусается.

Непреднамеренное поощрение хозяином

В данном случае речь идет о различном отношении к собаке со стороны взрослых членов семьи в зависимости от присутствия или отсутствия ребенка. Для того, чтобы у собаки, которая до появления ребенка находилась в центре внимания не зародилась к нему ревность, многие родители сознательно пытаются уделять полагающееся ей внимание. Однако проблема заключается в том, что в отсутствие ребенка собаке уделяется намного больше внимания, ее больше ласкают и играют с ней . Это происходит или намеренно (ведь вполне логично, что хозяин уделяет собаке определенную часть своего времени) или непроизвольно (у хозяина находится время для собаки только тогда, когда ребенок спит). Такая ситуация может привести к тому, что собака будет воспринимать присутствие ребенка как индикатор тою, что теперь у нее будет меньше возможности для контакта со своим хозяином, который доставляет ей столько радости.

Собаки могут нападать на детей, защищая территорию.

Эксперименты с животными показывают, что раздражители, которые ассоциируются с окончанием или сокращением интенсивности позитивного поощрения, воспринимаются как неприятные и, возможно, являются причиной попыток уклонения от контакта. Например, голубь быстро усваивает, по какой пластинке на стене надо стучать клювом, чтобы получить вознаграждение. Интересно, что Азрин, Хатчинсон и Хейк доказали, что голуби в первое время после того, как перестали получать вознаграждение, проявляли повышенную готовность к агрессии по отношению к другим голубям, находившимся рядом. В данном случае речь шла о так называемой «перенацеленной агрессии». Это показывает, какое отрицательное влияние оказывает на животное прекращение возможности получать желанное вознаграждение.

Неизвестно, является ли это причиной того, что собака начинает воспринимать ребенка как условный аверсивный раздражитель, который следует «игнорировать», избегать, а иногда и атаковать. Тем не менее, такая возможность теоретически существует. В такой ситуации возникает шанс использования способностей собаки к обучению в интересах хозяина и сделать ребенка позитивным стимулом. Для этого достаточно уделять собаке в присутствии ребенка больше внимания, чем обычно. Такую определенную манипуляцию вниманием, уделяемым взрослыми членами семьи собаке, можно включить в курс терапии в качестве стандартного элемента.

Непреднамеренное поощрение другими членами семьи

Складывается впечатление, что практически во всех случаях проявления агрессии и страха имеет место и еще один причинный фактор, зависящий от способности собаки к обучению. Речь идет о непреднамеренном поощрении проблемного поведения другими членами семьи, которые пытаются подавить такое поведение, успокаивая животное (например, разговаривая с ним или поглаживая его) или стремясь отвлечь его внимание (например, лакомством, игрушками или игрой).

Большинство случаев нападения происходит при первом знакомстве собаки с ребенком.

Причиной широкого распространения такого подхода к данной проблеме является Эффективность этого способа. Часто таким образом удается устранить поведенческие дефекты в конкретной ситуации. Однако в долгосрочной перспективе этот метод приносит совершенно иной результат. Таким способом хозяева лишь поощряют девиантное поведение и косвенно способствуют тому, что собака в будущем в похожих ситуациях будет вести себя еще хуже.

Недостаточное обучение

Во многих ситуациях многие люди проявляют удивительную терпимость к своему любимцу, когда тот лает, . Как правило, такое поведение формируется еще в щенячьем возрасте, когда молодая собака проявляет агрессию во время игры. Такая форма поведения закрепляется в течение последующей жизни, например, когда собака агрессивно реагирует на прохожих, которые встречаются ей на улице. В большинстве случаев по отношению к младшим членам семьи такое недостаточное обучение не играет столь значительной роли.

Однако если хозяин с самого начала не будет стремиться сформировать у собаки высокий порог торможения агрессии по отношению к людям, то животное практически не будет испытывать торможения и будет склонно к проявлению вышеописанных форм поведения, которые в конце концов могут быть направлены на любого человека, включая маленьких детей.

Как отучить собаку нападать на детей

Прежде всего, необходимо объяснить владельцу собаки специфическую природу проблемного поведения, его соотношение с нормальным поведением собаки и причины возникновения отклонений. В этой связи целесообразно обсудить отдельные основополагающие аспекты поведения собак. Часто речь идет о существующих уже долгое время проблемах, которые со временем становятся все более серьезными, если с собакой обращаться «нормально», то есть как с другими собаками. Согласиться с тем, что возникновение проблемы объясняется только недостаточным вниманием владельца и допущенными ошибками, можно лишь в отдельных случаях, даже если большинство владельцев склонны видеть, причину именно в этом и с самого начала готовы этому поверить.

Совместные прогулки могут снизить агрессивность собаки.

Выявление и корректировка ошибочных взглядов владельцев животных

Люди думают, что хорошее обращение с животными - это ласковое отношение к ним и исполнение всех их желаний. С такими ошибочными представлениями часто соседствуют распространенные формы отношения к животным, способствующие возникновению проблемы. Без должной корректировки это может снизить готовность владельца животного согласиться с предложенными методами исправления поведения.

При этом речь часто идет об устоявшихся представлениях человека о своей собаке, своих действиях и общих принципах содержания животных. Из этого следует два вывода:

  • во-первых, если усомниться во мнении владельца животного по столь важным вопросам, то существует опасность поставить его в ситуацию сильнейшего психологического дискомфорта. Поэтому консультант, пытаясь исправить такие взгляды, должен вести себя очень тактично. Лучше разъяснять допущенные ошибки на примере третьих лиц. Если владелец животного проявляет настойчивость, то и консультант должен быть упорным, оставаясь при этом вежливым.
  • второй и важнейший вывод состоит в том, что эти устоявшиеся мнения, стоящие на пути успешного разрешения проблемы, тяжело поддаются изменению. Так, при драке двух кобелей их владельцы, как правило, вступаются за более слабого, даже если его поведение и стало причиной возникновения проблемной ситуации. Как правило, они не могут симпатизировать агрессору, так как это противоречит их демократическим убеждениям и родительским инстинктам. Кроме того, как уже упоминалось в главе 2, иногда практически невозможно убедить некоторых владельцев в том, чтобы они прекратили обращаться со своими агрессивными собаками, как с маленькими детьми, так как такой совет потряс бы основы их представлений о том, что означает хорошее содержание животного.

И, тем не менее, именно этому необходимо уделить основное внимание во время консультации. Без изменения таких взглядов и представлений, мешающих человеку пересмотреть свое отношение к собаке, даже самый эффективный метод коррекции поведения может оказаться несостоятельным из-за неготовности или неполной готовности к сотрудничеству.

Не зависимо от того, обучена собака или нет, она просто не способна надёжно и безошибочно оценить, кого и когда следует укусить, а кого нет. Таким образом, ответственность всегда лежит целиком на хозяине. Это он должен постоянно и тщательно просчитывать возможные реакции собаки в повседневных ситуациях и сдерживать животное, если есть какая-то вероятность, что собака проявит агрессию там, где нет реальной опасности.

Больная тема, о которой не любят говорить собачники. Но замалчивать её нельзя. Нужно разобраться в причинах проблем и знать, как их избежать.

АГРЕССИЯ НА РЕБЁНКА

Агрессия сама по себе считается самой главной проблемой в отношениях людей и собак. Но ничто не вызывает так резкого неприятия, как агрессия на ребёнка. Истерию СМИ и, как следствие, боязнь и ненависть общественности ничто не раздувает сильнее чем случаи нападения собак на детей. В той истерии забывается о причинах, приведших к агресии, для пса просто не существует облегчающих обстоятельств. Притом в подавляющем большинстве случаев трагедии легко бы можно было избежать.Элементарные меры осторожности и хотя бы минимум знаний о психике собак- и ничего плохого бы не случилось.

Жаль, как это ни странно на первый взгляд, чуть ли не половина покусов случается внутри семьи. То есть когда собака кусает не ЧУЖОГО, а ЗНАКОМОГО ребёнка. Форумы полны сообщений типа: «Собака рычит на детей, что делать?» Или: «Бросилась и укусила ребёнка в лицо совершенно без причины, он только хотел её обнять и приласкать!». Ситуации стандартны, повторяются снова и снова, и кончаются они, к сожалению, чаще всего одинаково: собаку отдают в другие руки. Это в лучшем случае. В худшем-выбрасывают или усыпляют.

Давайте для начала выясним причины: ЧТО приводит к проявлениям агрессии на детей. Главные мотивы любой агрессии таковы: страх, охотничий инстинкт, протест и доминантная агрессия. Агрессия на ребёнка-не исключение. Рассмотрим эти мотивы ближе.

Посмотрите на фото: ребёнок счастлив, но лицо собаки счастья не излучает. С таким выражением собака входит в ветеринарную поликлинику.

Лицо напряжено, челюсти сжаты и уголки губ оттянуты слегка назад и вниз. Уши прижаты, глаза с приподнятыми бровями и расширенными зрачками скошены в сторону от девочки. Эта собака-сама доброта, никогда в жизни ни на кого не зарычала, но мимика говорит ясно: объятия ей не нравятся!

СТРАХ

Никакого парадокса: собака часто кусает потому, что боится. Не только дети боятся собак. Собаки не так уж редко боятся детей-и не только маленькие нервные собачонки. Те, кстати, боятся обоснованно. Для маленькой собачки ребёнок всё равно представляется неизмеримо большим, нежели она. К тому же дети имеют привычку громко кричать, совершать резкие движения, с топотом и визгом бегать-это собак пугает. Кроме того, особенно маленькие дети неловки, неосторожны в игре и сами того не желая, могут серьёзно травмировать собаку.

Но и крупные собаки могут бояться детей по этим причинам. Кроме того, защитную агрессию может проявить даже собака, обычно без проблем ладящая с детьми. Типичная ситуация: собака спит, расслаблена и вдруг дитя с разбегу присаживается к собаке и буквально падает на спящего пса, обхватывая его руками. Собака, резко выдернутая из сна, делает непроизвольный жест защиты и... кусает ребёнка. Такую же реакцию вызывает острая боль, причинённая собаке. Мало кто знает, что при вскрытии собаки-ротвейлера, усыплённой после атаки на хозяйского ребёнка, патолог обнаружил карандаш, затолкнутый в ухо так, что пробил среднее ухо и через внутреннее ухо вошёл в мозг. Этот факт журналисты, раздувавшие истерию около бойцовых пород, как-то забыли упомянуть...

ОХОТНИЧИЙ ИНСТИНКТ

В данном случае причиной естественное инстинктивное желание собак преследовать и нападать быстро движущиеся объекты. Дети, бегающие с громкими криками и размахивающие руками, сильно возбуждают собак. Особенно щенки и молодые собаки темпераментных, очень подвижных пород легко провоцируются на игровую или даже вполне серьёзную агрессию, если видят разыгравшуюся ребятню. Как правило в этом случае агрессия сначала не резко выражена, но если ребёнок не обращает внимание на нервозность собаки или наоборот, показывает паническую реакцию, агрессия градует и может кончиться очень серьёзными покусами.

АГРЕССИЯ ПРОТЕСТА

Поведение собаки в стае подчиняется определённым правилам. Если эти правила нарушаются иными членами стаи и это нарушение ущемляет права собаки-она протестует. Проще говоря, собака защищает свою кость, миску, игрушку, место отдыха от посягательств. Если собака безропотно отдаёт миску или игрушку вам, это не значит, что так же безропотно отдаст и вашему ребёнку. Тем более что дети (как и щенки в стае) имеют низшее положение в табели о рангах, нежели взрослые члены сообщества.

Протест проявляется не только при охране ресурсов. Протестом собака дает наяво, что ваше поведение по отношению к ней ей неприятно и она не намерена его терпеть. Речь не идёт только о действиях, которые собаке безусловно причиняют боль или неудобство. При некоторых обстоятельствах раздражать могут и ласки-ведь и люди считают, что иногда ласки неуместны. Недовольство собаки могут (опять же, как и люди) проявлять по-разному. Кто-то с кислым видом терпит, кто-то начинает протестовать: ворчать и огрызаться. К сожалению, выбор у собаки невелик. В природе взрослый волк может просто уйти подальше от назойливых волчат. Но у собаки, привязанной на цепь или замкнутой в четырёх стенах квартиры, нет возможности уклониться от непрошенных нарушителей её индивидуальной дистанции.

Кстати, о дистанции. Волки и собаки, особенно крупных рабочих пород, нуждаются в соблюдении так называемой индивидуальной дистанции. Что это значит? В отличие от приматов, многие из которых в детстве буквально налеплены на родичей и во взрослом возрасте часто сидят обнявшись и прижавшись друг к другу, собаки удерживают физический контакт в иной мере. Маленькие щенки спят кучно, вповалку. Взрослые собаки нередко спят и отдыхают на определённом расстоянии друг от друга, не складывая на сотоварища голову и даже не касаясь. В отличие от обезьян ласки собак мимолётны, нежны, без стискивания и объятий. Собаки также не ищутся часами в шерсти друг друга, как наши четверорукие предки.

Навязчивые, грубоватые ласки со стискиванием и похлопыванием собакам не нравятся. Особенно если они адресуются собаке в неподходящий момент-когда она грызёт кость, спит, отдыхает. Она не воспринимает эти ласки как ласки, а как нарушения индивидуальной дистанции. Если индивидуальная дистанция нарушается изредка, спокойная социализированная собака это переносит относительно без стресса. Но если дистанция нарушается часто, грубо и надолго, дискомфорт повышается, стресс и раздражение растёт и собака начинает ворчать и огрызаться на ребёнка. Рычание несёт несколько функций, главная из них-предупреждение. Нельзя наказывать собаку за то, что она предупреждает о своих намерениях. Если её протест обоснован, наказание только усилит стресс собаки. Да, может быть вам удастся на какое-то время подавить проявления недовольства. НО загнанное внутрь и не находящее выхода раздражение однажды прорвётся наружу как созревший гнойник и тогда может произойти трагедия...

ДОМИНАНТНАЯ АГРЕССИЯ

По отношению к взрослым людям собаки крайне редко проявляют доминантную агрессию, поскольку без возражений признают превосходство человека. Но вот в отношении детей доминантная агрессия, к сожалению, проявляется не так уж редко. Как уже было сказано выше, щенки в стае и дети в семье (как бы ни было это неприятно родителям) находятся внизу ранговой лесницы и вы их не можете письменным приказом назначить главными над собакой. Так просто заложено порядком вещей: дети должны слушаться, старшие их должны защищать и учить. И воспитывать. Наказание-один их моментов воспитания, поэтому в стае волков или собак не в меру навязчивый и дерзкий потомок может получить подзатыльник: краткий укус, удар зубами.

Это касается как протеста, так и доминантной агрессии. В случае протеста собака кусает за то, чем ребёнок коснулся её прав. За руку, тянувшуюся к кости или причинившую боль; за ногу, наступившую на игрушку; за палку, которой ребёнок тыкал в собаку. Как бы ничего личного. При доминантной агрессии укус направлен в лицо. Это поведение само по себе не несёт никакой патологии, но...собака не осознаёт одной важной вещи: дитя человека слишком хрупко. Человеческое тело просто имеет иной запас прочности, нежели тело предатора, сотворённого природой к бою. Кроме того, большинство наших собак, выращеных вне полноценной стаи, имеют недостатки в социализации. В частности им не хватает способности дозировать агрессию, ограничиваться только РИТУАЛЬНОЙ агрессией.

Вернёмся к началу статьи. К типичной ситуации, когда дитя в самых лучших чувствах обнимает собаку за шею и....получает укус в лицо. Казалось бы налицо безвинность ребёнка и подлость собаки...но...вспомните одну вещь: мы и они говорим на разных языках. Знаете вы, что «ЯМА» по-японски значит «гора»? То, что у приматов считается жестом ласки и просьбы о защите (объятия и стискивание), у собак -жест сильно доминантный, с оттенком агрессии. Когда ребёнок НАВИСАЕТ над собакой, обхватывая руками переднюю часть груди или шею и при этом ПРИЖИМАЕТ ЛИЦО к шее или голове собаки СВЕРХУ, сам не зная того, показывает жест крайне провокационный для любой мало-мальски уважающей себя собаки. Ситуация, когда одна собака ТАКИМ ОБРАЗОМ провоцирует другую, не может завершиться мирно-только если униженная собака покажет позу подчинения. Когда подобный жест по отношению к собаке позволяете вы, она его терпит. Но не ждите, что уверенная в себе взрослая псина покажет униженную позу вашему маленькому ребёнку!

Я не напрасно разбираю так подробно агрессию протеста и доминантную агрессию. В случае покусов от страха или при всплеске охотничьего инстинкта, существует хоть какое-то объяснение и оправдание действий собаки. В случае поведения протеста или вышеописанной доминантной агрессии большинство людей реакцию собаки объяснить не может, причин для агрессии не видит и к собаке лепит наклейку «неадекватная».

У кого-то, особенно из старших кинологов, воспитанных на теориях о доминантности, может опухнуть гордость при словах «права собаки» или «дети в семье имеют низшее положение». А что подавление собаки, отработка послушания, жёсткая дрессировка!? Что так поставить собаку на место?!

СТРЕСС ОБОСТРЯЕТ ОТНОШЕНИЯ

Все мы знаем, что раздражённые, под стрессом, часто срываемся, принимаем решения, о которых жалеем и совершаем поступки, за которые потом стыдимся. Собаки не устроены иначе. И они, находясь под стрессом, раздражаются и ведут себя не совсем адекватно ситуации. Появление ребёнка в доме для большинства собак-очень сильный стресс. Особенно для собаки, которая перед этим была единственным «ребёнком» в семье и её любили и баловали, а после рождения ребёнка резко отодвинули на задний план.

В этой ситуации собака переживает те же самые эмоции, какие переживает старшее дитя семьи с приходом младенца. Не думайте, собака достаточно умна, чтоб сопоставить очевидные вещи: появление ребёнка в комнате и выселение её в коридор. И ей так же как и нам свойственна ревность, когда на неё не обращают внимания, а малыша окружают лаской и заботой. И, если старшим детям родители хотя бы пытаются объяснить ситуацию (правду говоря, помогает это мало), то собаку просто посылают проч.

Кроме того, маленький ребёнок в доме - это часто шум, крик, беготня. Собака, привыкшая к тишине и покою, раздражена и утомлена не меньше её хозяйки. Псы живут быстрее нас, их метаболизм более активный, им требуется в два раза больше времени на регенерацию организма-на отдых и сон. Особенно если собака нездорова, если пёс немолодой.Если псина хронически не высыпается, становится нервной, раздражительной. Прогулки, где она могла бы расслабиться и спустить стресс, становятся короче из-за занятости хозяев. Если к этому ещё присоединяется ревность, много не требуется для спуска агрессии. Поведение становится на самом деле неадекватным: сила протеста не соответствует данной конкретной ситуации. Проявляются и вегетативные стрессовые реакции: воспитанная и чистоплотная собака начинает метить в доме, грызть вещи, вылизывает и выкусывает до голой кожи шерсть на лапах.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

При чтении статьи может создаться мрачное впечатление: мирное сосуществование собаки и ребёнка проблематично. Вовсе нет, ведь собаки по природе своей являются общественными животными. Живут не поодиночке, а стаями-семьями, где сообща воспитывают молодое поколение. И собак, относящихся к детям с нежностью и терпением, очень и очень много. Просто вам нужно ещё до появления ребёнка в доме принять меры к тому, чтоб отношения в семье складывались гармонично. Время у вас будет: пока дитя мирно спит большую часть дня в постельке, для собаки не представляет сильного стрессового фактора. Стрессы начнутся, когда пути малыша и собаки начнут пересекаться в тесном пространстве квартиры.

С чего начать? Начните с дрессировки. Не нужно пускаться до сложных комплексов и готовить собаку к состязаниям по дрессировке. Но несколько простых необходимых в повседневной жизни команд нужно довести до совершенства. Подход, движение у ноги, коменда «стой», «место». Послушание должно быть безупречным, чтоб на улице собака была управляема и надёжна. Это позволит вам совместить прогулки с ребёнком и собакой вместе. Так убъёте сразу трёх зайцев: собака не будет вынуждена меньше гулять, совместные прогулки укрепят сознание её принадлежности к семье (не только к вам) и вам не нужно будет гулять два раза. Кроме того, неплохо бы её познакомить с детьми-наверняка у кого-то из ваших знакомых собачников имеются дети. Если собака общается с чужими детьми, как правило не возникает проблем, когда у вас появится собственный ребёнок.

Когда в доме появится малыш, с самого начала не изолируйте собаку из жизни семьи, закрывая её в одной из комнат или в прихожей. Дайте ей возможность присмотреться, принюхаться к нему. Не стоит оставлять их наедине-пока вы не уверены в собаке, но позвольте ей присутствовать при ваших заботах-при этом разговаривайте с ней, общайтесь-тогда она не чувствует себя забытой и ненужной. Не слушайте тех, кто панически вопит об угрозе «всяческой заразы от собаки». Если вы содержите собаку в чистоте, следите за её здоровьем, никакой опасности для здоровья малютки не будет. Кстати, медики давно заметили: городские дети, выращенные в стерильных условиях, имели слабый иммунитет и болели чаще и тяжелее деревенских детей, растущих в окружении животных.

Когда ребёнок начнёт ходить и сам искать на контакта с собакой, нужно следить, чтоб с самого начала общение развивалось в нужном тоне. Учите малыша не только не обижать, но и ПРАВИЛЬНО ласкать собаку. Если ребёнок не нависает над собакой, не обхватывает за шею, прижимаясь с силой, а присядет перед собакой на корточки и обхватит ручонками (не стискивая) собаку СНИЗУ-покажет при этом характерную позу щенка, просящего ласку и защиту. Эта поза как раз БЛОКИРУЕТ АГРЕССИЮ взрослой собаки.

Научите малыша прислушиваться к собаке и объясните, что если собачка зарычала-нужно оставить её в покое и не брать её игрушки. Даже если собака дружелюбна и терпеливо переносит детские шалости-и тогда не рекомендуется оставлять их наедине-просто потому, что собака может малыша резким движением уронить, разыгравшись не в меру-больно прихватить. Ну а если в отношениях существует напряжение-будте особенно внимательны. Читайте мимику собаки и при признаках стресса, излишнего возбуждения-переводите игру в другое русло или заканчивайте. Собаку, проявляющую стрессовую агрессивную реакцию, не наказывайте способом, который ещё усиливает стресс. Старайтесь прежде всего успокоить. Например, одёрнув за злобное рычание, сразу же похвалите, приласкайте-как только собака перестала ворчать. Ровный и ласковый тон голоса лучше всего снимает напряжение.

И ещё момент. Жалуясь на проявление нетерпимости, агрессии собакой, вспомните, как обращаетесь с ребёнком (и собакой) ВЫ. Старая народная мудрость гласит: как аукнется-так и откликнется. Если вы кричите на ребёнка и на собаку, походя раздаёте затрещины-вряд ли пёс будет вести себя иначе. Хотите вы или нет, собаки (как и дети) бессознательно копируют стиль ващего общения и строят отношения на основе того, на чем вырастали и к чему привыкли. Именно поэтому неадекватные собаки чаще всего бывают у неадекватных людей.

На этом фото видно совсем другое выражение лица у собаки. Оно расслаблено, спокойно. Глаза мягко прищурены, пасть чуть приоткрыта и напоминает улыбку. От собаки просто веет уверенностью и спокойствием.

На этом фото собака очевидно нисколько не переживает, что ребёнок в самом прямом смысле слова едет на ней верхом. Лицо собаки расслаблено, улыбчиво, она воспринимает ситуацию как игру. Все собаки разные и в этом конкретном случае за безопасность ребёнка переживать не нужно.

Если домашняя собака рычит на маленьких детей или пытается укусить их, это, само собой разумеется, вызывает беспокойство родителей. Им хотелось бы узнать мнение специалиста о том, насколько в действительности эта ситуация опасна для ребенка и как действовать в этих условиях. Опыт показывает, что такого рода проблему можно разделить на две общие категории.

Во-первых, речь может идти о самозащите в обычном понимании этого слова. Собака рычит и пытается кусаться, потому что ребенок слишком близко подходит к ней, гладит ее, тянет за хвост, бьет по спине, наступает на лапы. Как правило, при приближении ребенка собака ведет себя настороженно и пытается избежать контакта с ним. Часто собака пугается и пытается убежать. Собака пытается укусить только в том случае, если ей отрезают пути отхода. Это типичная модель агрессии, вызванной страхом. В других случаях страх не столь очевиден. Собака терпит присутствие ребенка, иногда даже приближается к нему и ведет себя нормально, пока тот не причинит ей боль или неприятные ощущения, что заставит животное рычать и кусаться. Это типичный пример агрессии, вызванной неприятными раздражителями.

Вторая категория проблем, по-видимому, является формой агрессии соперничества или доминантной агрессии. Собака реагирует угрожающим рычанием на попытки ребенка приблизиться к ней или дотронуться до нее, например, когда та отдыхает. Бывает так, что собака рычит на ребенка и в других ситуациях, когда воспринимает его как соперника, например, при игре с одним из родителей на полу. При проявлении агрессии в этой форме собака не показывает признаков страха перед ребенком. По-видимому, это также не является реакцией на неприятные физические раздражители, вызывающие чувство неприязни. Скорее, это напоминает поведение животного, занимающего более высокую ступень иерархической лестницы, в отношении молодого животного, нарушившего один из неписаных законов социальной жизни стаи.

Относительно данной системы классификации следует сделать несколько замечаний. Во-первых, здесь идет речь об эмпирической классификации, основанной на изучении материалов по данному вопросу и личном опыте, полученном в результате изучения нескольких случаев такого характера. Поэтому эту систему следует рассматривать лишь в качестве вспомогательного средства. Во-вторых, эта классификация наглядно показывает, что мотивация собак в разных случаях может быть совершенно различной. Ребенок может быть источником неприятных раздражителей, вызывающих у собаки неприятные ощущения и страх. В то же время собака может считать его соперником или невоспитанным выскочкой, занимающим более низкое положение в иерархии стаи. В-третьих, различные категории не являются взаимоисключающими. Например, вполне возможно, что многие собаки рычат вследствие самых различных причин, обусловленных разной мотивацией, как инстинктом самозащиты, так и стремлением к лидерству.

Иногда мотивация меняется с течением времени. Собака не знает, как вести себя по отношению к ребенку, и поэтому ее поведение изменяется в зависимости от конкретного момента времени. Эта последняя, наиболее интересная форма проявления встречается регулярно. Вероятно, многие собаки просто не знают, как обращаться с таким маленьким, надоедливым, шумным, дружелюбно настроенным, но в то же время опасным и непредсказуемым членом семьи, которого столь сильно балуют другие взрослые. Иногда ребенок с веселым смехом дергает собаку за шерсть и во все горло кричит, когда та хочет с ним поиграть. Маленькие дети боятся намного меньше, чем многие взрослые, когда собака на них рычит. Понятно, что из-за этого взаимоотношения собаки и малыша имеют намного более сложный и нестабильный характер, чем отношение собаки к детям более старшего возраста или взрослым членам семьи. В сущности, собака в зависимости от ситуации может воспринимать ребенка как партнера по играм, плохо воспитанного выскочку, нарушающего иерархию стаи, соперника-конкурента, источник опасности, мучителя или причину стресса и относиться к нему соответствующим образом.

В любом случае для удобства рассмотрения проблемы стоит сделать небольшое резюме:

Агрессия самозащиты

Вызвана настоящими аверсивными стимулами, исходящими от ребенка, которыми могут быть не только сильные, потенциально очень болезненные и вызывающие страх удары, подергивание за хвост, ковыряние в ушах, но и довольно легкое похлопывание по спине или пощипывание за шерсть. Агрессия, обусловленная страхом, вызвана приближением или замахом, прикосновением человека, которого собака боится, т.е. в данном случае из-за страха перед конкретным ребенком вследствие плохого обращения или испуга от шумных игр, резких движений, криков и т.д. или же страха перед всеми маленькими детьми, вызванного жестоким обращением в прошлом или недостаточным опытом общения с такими детьми.

Агрессия соперничества (в борьбе за лидерство)

В ответ на демонстрацию своего превосходства со стороны ребенка (например, ребенок дотрагивается до собаки или гладит ее) или в ситуациях соперничества (например, во время игры со взрослым членом семьи, а также когда ребенок берет в руки игрушку собаки или приближается к ней, когда та ест).

Спровоцировать агрессивное поведение в отношении детей могут:

1. Неправильное или некорректное поведение ребенка (например, ребенок бьет собаку, щиплет ее за шерсть, дергает за хвост и т.д.)

2. Ограниченный опыт предыдущих контактов с детьми в частности и с людьми вообще(возможный источник глубокого недоверия/страха перед всеми детьми)

3. Генетическая предрасположенность собаки к агрессии (например, склонность к агрессии борьбы за лидерство, пугливость, повышенная чувствительность к шуму, низкий порог торможения для рычания/укусов)

4. Непреднамеренное поощрение агрессивного поведения другими членами семьи (например, поглаживание/отвлечение внимания для того, чтобы собака перестала рычать, или если взрослый в присутствии ребенка уделяет меньше внимания собаке, меньше гладит и играет с ней, ребенок может стать источником неприятного раздражения)

5. Неприятные, травмирующие переживания, связанные с ребенком (страх перед ребенком после причиненной им острой боли или сильного страха)

6. Недостаточное обучение и общая невоспитанность собаки (рычание и попытки укусить людей, к которым хозяин собаки в других условиях относится терпимо)

Возможные меры коррекции агрессивного поведения

1. Улучшение понимания ситуации хозяином животного (например, возможных серьезных последствий для ребенка; необходимо объяснить детям, что рычание- это одна из форм угрозы, которую следует воспринимать всерьез)

2. Исключение проблемных ситуаций (например, изоляция собаки и ребенка друг от друга, когда они не находятся под присмотром)

3. Отказ от контрпродуктивных методов коррекции поведения (собаку не стоит наказывать, но, например, необходимо уделять собаке больше внимания в отсутствие ребенка)

4. Изменение основных правил общения внутри семьи (например, кормление по расписанию и с выполнением команд, а внимание, игра, лакомство и прочие бонусы будут даваться только в присутствии ребенка)

5. Исключение непреднамеренного поощрения проблемного поведения (в случае проявления агрессии хозяин не должен гладить собаку, успокаивать ее или пытаться отвлечь внимание)

6. Методы систематической коррекции поведения (например, в некоторых случаях можно использовать метод десенсибилизации/выработки противоположного рефлекса для подавления страха перед ребенком)

7. Обучение правильному поведению в потенциально проблемных ситуациях (сочетание поощрения за миролюбивое поведение и мягкого наказания за проявление агрессии по отношению к детям)

8. Выработка послушания при помощи обычных методов (например, для усиления контроля хозяина над собакой в потенциально проблемных ситуациях)

9. Механические вспомогательные средства (использование намордника в потенциально опасных ситуациях)

Пример

16-летнего мальчика дважды укусила двухлетний кобель, когда подросток пытался наказать его: один раз ударом руки, а второй раз ударом поводка. Видно, что собака явно испытывает страх перед мальчиком и рычит на него, когда он подходит слишком близко, в особенности, в помещении. Других членов семьи собака не боится, причем на улице она намного более спокойно реагирует на мальчика.

Подростку следует полностью взять на себя кормление собаки.

При наличии достаточного времени ему следует взять на себя обязанность выгуливать собаку.

Во время этих прогулок мальчик должен вести себя уверенно и спокойно, не угрожая собаке. Ни в коем случае не следует подвергать собаку физическим наказаниям (например, бить, дергать за поводок).

Другим членам семьи следует также воздерживаться от использования чрезмерно строгого наказания (то есть, следствием наказания должен быть лишь легкий испуг или реакция послушания).

Подростку ни в коем случае не следует приближаться к собаке, чтобы погладить или поиграть с ней. Вместо этого ему следует подождать, пока собака сама не подойдет к нему, даже если для этого потребуется несколько дней или недель.

Можно также во время ежедневных прогулок с собакой выполнять два-три коротких (не более 5 минут) упражнения на выработку послушания. Мальчику следует подозвать собаку и поощрить ее лакомством за выполнение четырех основных команд: "ко мне", "сидеть", "место", "стоять". Команды отдаются спокойным голосом. В случае ошибки собаку ругать не следует.

Для ускорения процесса подавления чувства страха все остальные члены семьи должны полностью игнорировать собаку, пока не наметятся первые тенденции улучшения. В принципе, в течение следующих двух-трех недель сын должен быть единственным человеком, который гладит собаку, говорит, гуляет, играет с ней и т.д.

Характерна для щенков или молодых собак
- Лай, рычание, прихватывание при игре
- Может начаться со звуков, характерных для игры, и превратиться в серьезное рычание в ответ на более грубую игру.
- Собака может никогда не научиться играть (рано осиротевшие или грубо игравшие в детстве щенки)
- Играет грубо и при игре с другими собаками рычит по-настоящему, а не «по-игровому»
- Хватает зубами руки, ноги, одежду человека, в игре перетягивает игрушку, прихватывая кисти рук.

Правила, которые помогут избежать игровой агрессии

Играя, собака развивает свои навыки и способности. Чтобы игра не переросла в серьезную агрессию и борьбу за доминирование в стае, следует знать и придерживаться ряда правил:

Вы должны постоянно выигрывать в игре «по перетягиванию» игрушки. Собака должна сдаться и вернуть предмет, с которым вы играете.
- В конце игры забрать предмет или игрушку до следующего раза. Таким образом вы даете понять, что это ваша игрушка, и вы разрешаете ею поиграть.
- Не позволяйте уносить игрушку или трепать ее продолжительное время в одиночестве. Это увеличит собственнические амбиции собаки и может привести к серьезным проблемам по мере ее взросления.
- Учите щенка играть в спокойные игры. Запрещайте ему обращаться с членами семьи бесцеремонно и грубо.
- Не стоит начинать игру, если вы не уверены, что сможете забрать игрушку у своей собаки. С большими породами собак вообще не стоит играть в такие игры, когда это уже не щенок, так как, окрепнув, собака будет стараться доминировать в игре. И это может со временем у нее получиться.

Моя еда, и я ее ем. Агрессия собаки, связанная с пищей.

Рычание во время еды при приближении или появлении в поле зрения других собак или людей. Может проявляться при очень больших дистанциях.
- Собака кусается, если чувствует угрозу (реальную или мнимую) лишиться своей пищи.
- Разворачивается и активно защищает пищу либо продолжает торопливо хватать ее, часто роняя и не переставая рычать.
- Собака может быть неагрессивной при виде обычной для нее пищи, но агрессия усиливается при виде жевательных или настоящих костей, остатков еды хозяев или лакомств.

Такая агрессия является лучшим индикатором риска развития агрессии, связанной с доминированием.

Агрессивное поведение собаки, связанное с пищей, надо пресекать следующим образом:

1. Усадите собаку командой «сидеть» и «ждать».

2. После этого, поставив миску с едой рядом с собакой, скоман дуйте «нельзя» или «фу», не давая собаке сразу приступить к еде.

3. После определенной паузы, разрешив собаке приступить к еде, дайте команду «можно» и ли «еда». Собака должна понять, что она ест только с вашего разрешения.

4. Прервать трапезу собак и командой «сидеть» и забрать миску с едой. Собака должна дать это сделать без каких-либо претензий, рыков и выпадов.

5. Похвалить собаку и дать лакомство, если она хорошо выполнила команду.

6. Если собака срывается, не реагирует на «фу», «сидеть» и проявляет агрессию, оттащите ее за поводок от корма и уберите его. Отправьте собаку на место.

7. Повторять упражнения до тех пор, пока агрессия не прекратится.

Чтобы не развивалась агрессия, связанная с пищей, следует соблюдать ряд правил:

Собака должна есть после того, как поедят все члены семьи. В стае собака низшая по рангу ест самой последней.
- Не поощряйте попрошайничество, не кормите со стола. Это может привести к тому, что собака будет добиваться всего, чего она хочет, тем самым начать доминировать.
- Не давайте лакомство просто так, собака должна заслужить его.

Территориальная агрессия у собак.

Собака лаем, рычанием и укусами.

Территория включает и стационарные участки (дом), и движимые (автомобиль).

Собака защищает территорию независимо от того, кто при этом присутствует.

Агрессия усиливается при наличии любого типа изгороди или ограничения свободы (т. е. когда границы участка четко определены).

Агрессия усиливается по мере сокращения расстояния между собакой и противником.

Собака не агрессивна в отсутствие охраняемой территории, но может быстро ее проявить, например, в новом вольере.

Если вы не растите собаку-охранника или хотите это сделать правильно, то вам пригодятся следующие советы:

В вашем присутствии не позволяйте кидаться на забор и ограждение, если кто-то проходит рядом или вы ведете беседу через забор с соседом.

Позволяйте питомцу охранять территорию и проявлять признаки ее защиты по команде «чужой», «охрана» или «голос».

Не подкрепляйте нежелательное поведение – кидание и лай на проезжающие машины и проходящих мимо людей.

Если вы хотите, чтобы собака стала настоящим защитником семьи и дома, ее необходимо учить как послушанию, так и специальным навыкам защиты и пройти специальные курсы по охране дома и автомобиля.

Собственническая агрессия или "своё не отдам"

Собака не отдает игрушки и другие предметы, в том числе похищенные во время игры с партнером (человеком или животным).

Может принести предмет для игры, а затем рычать, если кто-нибудь пытается его взять.

Собака защищает объект, за которым наблюдает на расстоянии.

Следует помнить и приучать щенка, что игрушки или другие предметы при надлежат вам, а не вашей собаке, и вы разрешаете собаке пользоваться ими.

Проявление защитной агрессии:

Направлена на защиту хозяев от других людей или собак.

Объектом охраны и защиты может быть выбран один человек.

Собака становится между охраняемым лицом и окружающими.

Собака лает, рычит, прихватывает, кусается; проявления агрессии обычно усиливаются при сближении противника с охраняемым объектом.

Реакция может быть спровоцирована быстрыми движениями и объятиями.

В отсутствие охраняемого человека агрессия не проявляется.

Агрессия, обусловленная страхом:

Собака может лаять, рычать, прихватывать руку, переворачиваясь при этом на спину.

Может трястись и дрожать во время и после агрессивных действий, укусить сзади и убежать.

Собака съеживается и пытается убежать; загнанная в угол, становится опасной.

Причинами такого поведения может быть болезненная медицинская процедура, жестокое обращение, необоснованное наказание, плохое разведение и выращивание собаки в условиях, бедных впечатлениями и с недостатком общения. Почти всегда от страха кусаются собаки, которые имеют неуравновешенный темперамент и слабую нервную систему.

Если ваша собака проявляет именно этот тип агрессии, проведите несколько тренировочных занятий, которые помогут ей установить добрые отношения с окружающими и увериться в собственной безопасности. Например, если собака боится идущих навстречу людей, попросите своих знакомых подходить к вам и давать собаке кусочки чего-нибудь вкусного, погладить ее и успокоить.

С раннего возраста знакомьте щенка со всевозможными предметами и явлениями нашей повседневной жизни. Берите его с собой везде. При этом внимательно следите, чтобы ничто не причинило собаке вреда или сильно ее не напугало. Если что-то напугало вашего любимца, присядьте, погладьте и словами успокойте его. Пусть он почувствует вашу поддержку и уверенность.

Больно мне, больно. Агрессия собаки из-за боли.

Обычно проявляется в ответ на манипуляцию, а у собак, уже имевших опыт болевого воздействия, – перед манипуляцией.

Собака не обязательно отступает – может прихватывать зубами руку в попытке прекратить болевое воздействие или предчувствуя его.

Агрессия возникает в ответ на грубую игру со стороны детей или других собак, особенно если собака старая.

Нередко нарастает и переходит в агрессию, обусловленную страхом.

Не бейте в таком случае собаку за непослушание, не причиняйте ей боль или физический дискомфорт. Успокойте, поощрите хорошее поведение. Не повышайте голос, следите, чтобы раздражающие факторы не повторялись, и соблюдайте спокойствие, даже если собака кусается.

Я - лучший. Внутривидовая агрессия у собак.

Обычно возникает между кобелями или между суками и связана с поддержанием социальной иерархической структуры.

Входит в репертуар полового поведения (усиливается у кобелей, если среди них появляется течная сука).

Обычно начинается в период наступления социальной зрелости (в возрасте 18–24 месяцев).

Конфликты могут начинаться с пристального взгляда, толчков или с оттеснения корпусом от пищи, участия в игре или контактов с хозяином.

Бывает генерализованной, но может происходить только в отдельных, специфических ситуациях, связанных с соперничеством, например, контролирование доступа к кровати, дверям или в определенную комнату.

Может усиливаться под влиянием эндогенных гормонов, но, будучи социальной, обычно возникает и между живущими в одном доме кастрированными собаками, в том числе кастрированными в раннем возрасте.

Жертвами агрессии нередко бывают старые и ослабленные животные.

Внимание! объектом часто становятся и заболевшие собаки

Большинство конфликтов кобелей заканчивается только демонстрацией угроз, если не вмешиваются владельцы.

Но если какой-нибудь из владельцев попытается предотвратить якобы назревающую драку, то один из кобелей может решиться на атаку. Придется разнимать собак, которые могут получить травмы и при этом еще и укусить кого-либо из владельцев. Если рядом есть течная сука, нужно изолировать ее или кобелей. В такие периоды можно давать кобелям успокоительные или обрабатывать суку специальными спреями, перебивающими запах, так как инстинкты размножения у кобелей очень сильны и могут доставить массу хлопот.

Материнская агрессия суки.

Собака защищает игрушки и подстилку от людей и собак
- В присутствии щенков подает голос с большого расстояния
- Может прихватывать зубами, обычно с подачей голоса, если у нее забирают щенка.
- При постоянном беспокойстве может съесть игрушку или щенка.
- Агрессия зависит от гормонального статуса, поведение нормализуется с изменением уровня гормонов.

Эта агрессия, как правило, уменьшается по мере взросления щенков и прекращения кормления их материнским молоком.

Хищническая агрессия

Собака молча преследует мелких млекопитающих и птиц
- Может также преследовать детей или, молча и пуская слюни, пристально смотреть на них.
- Выслеживает и преследует велосипедистов и катающихся на скейтборде.

Такую агрессию могут спровоцировать пронзительные звуки, нескоординированные движения и внезапное молчание. Собака в таких случаях становится опасной.

Положительные результаты дает прохождение с собакой курса послушания и коррекция ее иерархического положения в семье. Некоторые собаки во время погони за «жертвой» легче прекращают ее по команде «лежать!», а другие – по команде «ко мне!». О трабатывается это, например, во время игры с предметами: вы бросаете предмет и укладываете бегущую за ним собаку (если нужно, используйте длинный поводок или дрессировочный ошейник). Одновременно это поможет вашему утверждению как лидера стаи и улучшит управление собакой.

Агрессия у собаки к детям.

Нужно учить детей умению вести себя с незнакомыми собаками. Укусов было бы гораздо меньше, если бы дети знали эти правила:

1. Нужно всегда спрашивать разрешения, прежде чем погладить собаку
2. Никогда не следует дразнить незнакомую собаку
3. Если собака догоняет ребенка, тому нужно остановиться и стоять неподвижно
4. Не следует глядеть собакам в глаза – они расценивают прямой взгляд как вызов

Распознаем агрессивно настроенную собаку и избегаем.

Агрессивно настроенная собака слегка выгибает спину, поджимает хвост, обнажает клыки и резцы, прижимает уши к голове. Чаще всего животное лишь имитирует нападение и не собирается кусать по-настоящему. При этом его передние лапы широко расставлены, морда слегка опущена, голова держится на уровне спины, старается не смотреть в глаза. Если вы не спровоцируете собаку, атаки не произойдет. Главное – не поворачиваться к собаке спиной.

Если уши собаки стоят торчком, на морде появились складки вокруг глаз и на лбу, а нос вытянут и пасть оскалена, значит, собака не боится вас и готова к атаке. Шерсть у такой собаки вздыблена, глаза краснеют, зрачок расширен, и животное пристально смотрит вам в глаза. Если хвост поднят вверх и энергично двигается, животное уверено в победе, вероятность нападения возрастает, и вы можете быть укушены.

При встрече с собакой стоит соблюдать несколько простых правил, обеспечивающих безопасность. Никогда не дразните собак, не кричите, не провоцируйте их на агрессию. Также нельзя подкрадываться, внезапно и громко обращаться к ее хозяину, делать резкие движения. Любое из перечисленных действий означает для собаки нападение на нее, ее хозяина или территорию, и она может агрессивно отреагировать.

Константин Маркин




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины