22.08.2019

Социальное страхование. Льготы по нс и пз инвалидам Комиссия социального страхования по работе с инвалидами


Работодатель, производящий выплаты своим работникам, исчисляет и уплачивает страховые взносы (ст.ст.5 , 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ , ст.ст.3 , 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ ). А в каком размере работодатель начисляет страховые взносы на выплаты работнику-инвалиду? Расскажем об этом в нашей консультации.

Взносы в ПФР и ФСС

Для работодателей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, в 2012-2014 гг. действовали пониженные тарифы страховых взносов (пп. 3 п. 1 , п. 2 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ ). С 01.01.2015 пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат сотрудникам-инвалидам не применяются, а, значит, такие выплаты облагаются страховыми взносами в ПФР и ФСС на общих условиях.

В 2016 году общие тарифы страховых взносов с выплат работникам, включая сотрудников-инвалидов, следующие:

«Несчастные» взносы

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователями в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ .

При этом статьей 2 указанного Федерального закона установлено, что страхователями-организациями к выплатам работникам, являющимся инвалидами I, II и III группы, применяется тариф в размере 60% от установленного Законом. Аналогично, скидка к основному тарифу в размере 40% может применяться и работодателями-предпринимателями (ст. 2 Федерального закона от 14.12.2015 № 362-ФЗ ). Например, тариф взносов на «травматизм» для организации установлен в размере 0,6%. Тогда в отношении выплат сотрудникам-инвалидам этот тариф страхователь будет применять в размере 0,36% (0,6% * 60%).

В СМИ и на совещаниях чиновники очень любят говорить о том, как они заботятся о инвалидах, как трогательно относятся к ним. Однако реальность «говорит» об ином…

Инвалиду очень сложно стать полноценным членом общества, потому что помимо болезни, приходится «бороться» и с Государственным учреждением - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - организацией, предназначение которой помогать инвалидам, но на самом деле она занята вопросами собственного благополучия.

Государственное учреждение - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - СРО ФСС), вместо того чтобы помогать инвалидам, наоборот, осложняет им жизнь, систематически нарушая Законодательство РФ.

По вине СРО ФСС несколько тысяч инвалидов, проживающих в Сахалинской области, лишены своего законного права на реабилитацию.

Согласно статье 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

А Конвенция ООН о правах инвалидов, ратифицированная Российской Федерацией 25 апреля 2012 года, гласит: «Государства-участники принимают эффективные и надлежащие меры к тому, чтобы наделить инвалидов возможностью для достижения и сохранения максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни. С этой целью государства-участники организуют, укрепляют и расширяют комплексные абилитационные и реабилитационные услуги и программы, особенно в сфере здравоохранения, занятости, образования и социального обслуживания…» (статья 26 Конвенции ООН о правах инвалидов, принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006г.).

Инвалиды, в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации относятся к гражданам федеральных льготных категорий, которые должны обеспечиваться бесплатным санаторно-курортным лечением в рамках набора социальных услуг, установленного Федеральным законом от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Каждому инвалиду при наличии медицинских показаний раз в год полагается путёвка на санаторно-курортное лечение. Гарантией ежегодного санаторно-курортного лечения является п. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О государственной социальной помощи» - периодом предоставления гражданам набора социальных услуг (в том числе санаторно-курортного лечения) является календарный год .

У некоторых инвалидов имеются индивидуальные программы реабилитации (ИПР), разработанные специалистами бюро медико-социальной экспертизы. В ИПР есть запись о необходимости в ежегодном санаторно-курортном лечении в профильных санаториях.

А в 11-й статье того же Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О государственной социальной помощи» сказано, что «индивидуальная программа реабилитации является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности ».

Чтобы получить путёвку на санаторно-курортное лечение в следующем 2015 году, нужно:

  1. являться инвалидом;
  2. не отказываться от набора социальных услуг;
  3. направить в адрес СРО ФСС заявление о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение в 2015 году и медицинскую справку формы 070/у-04 (в соответствии с пунктом 3.7. «Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», утверждённого Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328) до 1 декабря текущего года.

И всё! Теперь остаётся только ждать, когда СРО ФСС соизволит «осчастливить» Вас гарантированной Российским законодательством путёвкой…

Периодически можно интересоваться, когда именно Вы будете обеспечены путёвкой. Но «общаться» со специалистами СРО ФСС по телефону нецелесообразно и бессмысленно, так как Вас могут обмануть или ввести в заблуждение, а доказать это Вы не сможете. «Общение» со СРО ФСС оптимально только в письменном виде, а некоторые документы желательно направлять в СРО ФСС заказным письмом и с описью вложения.

Рассмотрим наиболее частые «уловки» СРО ФСС, чтобы отказать или не обеспечить инвалида путёвкой на санаторно-курортное лечение:

  1. СРО ФСС игнорирует рекомендации в медицинской справке формы 070/у-04 и считает, что справка носит рекомендательный характер.
  2. СРО ФСС создаёт видимость работы, а всю ответственность за неприобретение путёвок перекладывает на санатории.
  3. СРО ФСС сообщает о недостаточности финансирования из федерального бюджета.
  4. СРО ФСС «борется» за обеспечение равных прав инвалидов, создав незаконную очередь на получение путёвок.
  5. Согласно Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ периодом предоставления гражданам набора социальных услуг (в том числе санаторно-курортного лечения) является календарный год. Но, с точки зрения СРО ФСС, это не означает, что санаторно-курортного лечение должно быть ежегодным.

«Противоядие» от уловки № 1.

В медицинской справке формы 070/у-04 , приложенной к заявлению на предоставление путёвки на санаторно-курортное лечение, врачом рекомендован весенне-летний сезон лечения в санатории.

Но СРО ФСС игнорирует рекомендации в медицинской справке формы 070/у-04 и считает, что справка носит рекомендательный характер. СРО ФСС, ссылаясь на «внутренний» Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 г. № 256 «О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение», сообщают, что информация, указанная в медицинской справке формы 070/у-04 (пункты 18 и 19 - «предпочтительное место лечения» и «рекомендуемые сезоны лечения») носят рекомендательный характер. Но это не так!

К тому же в п.4.3.8 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52142-2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения» (принят постановлением Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. № 326-ст) говорится, что «Госпитализация или содействие в госпитализации нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов в лечебно-профилактические учреждения и в направлении их по заключению врачей на санаторно-курортное лечение (в том числе на льготных условиях), а также содействие в предоставлении нуждающимся детям услуг оздоровления и их направлении на санаторно-курортное лечение должны быть осуществлены строго по медицинским показаниям, с учетом пожеланий клиентов ».

Указанная в индивидуальной программе реабилитации, а также рекомендованная врачом продолжительность курса санаторно-курортного лечения является необходимым условием для медицинской реабилитации инвалида.

СРО ФСС - это страховщики, и они обязаны исполнять рекомендации врачебной комиссии и бюро медико-социальной экспертизы. СРО ФСС не имеет права ставить под сомнение медицинский аспект вопроса обеспечения инвалидов путёвкой на санаторно-курортное лечение, поскольку не является специализированным медицинским учреждением.

Ставя под сомнение заключение врачей бюро медико-социальной экспертизы, медицинской комиссии и лечащего врача и отказывая в предоставлении санаторно-курортного лечения по медицинским показаниям, СРО ФСС наносит существенный вред здоровью инвалида.

«Противоядие» от уловки № 2.

Когда СРО ФСС по какой-либо причине не желает приобретать для инвалидов путёвки на санаторно-курортное лечение, оно может создавать видимость бурной работы, а всю ответственность перекладывает на санатории - якобы мы делаем всё возможное, чтобы приобрести путёвку для инвалида на санаторно-курортное лечение путём проведения электронных аукционов на Официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг - http://zakupki.gov.ru/ , но санатории не выходят на торги и не хотят продавать путёвки СРО ФСС…

И такую «деятельность» СРО ФСС, ссылаясь на 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», может симулировать очень и очень долго, например, до конца текущего года, чтобы наверняка лишить инвалида жизненно-необходимого ему санаторно-курортного лечения.

Не исключено, что СРО ФСС специально делает так, чтобы торги не состоялись…

Действительно, с 1 января 2014 года в Федеральный закон 44-ФЗ введено обязательство о проведении повторных торгов, в случае если в первый раз торги были признаны недействительными. И теперь заказчик (в нашем случае - СРО ФСС) обязан провести повторные торги по установленным законом 44-ФЗ правилам. И только после этого заказчик получает право прямой закупки.

Поэтому, руководствуясь пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона 44-ФЗ, СРО ФСС может на законном основании осуществить закупку путёвки на санаторно-курортное лечение согласно медицинским показаниям (указанным в медицинской справке ф. 070/у-04) у единственного поставщика . Но не хочет!

«Противоядие» от уловок № 3, 4 и 5.

Если инвалид своевременно обратился в СРО ФСС с заявлением о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение, приложив все необходимые медицинские документы о нуждаемости в таком лечении, инвалиду не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путёвкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в СРО ФСС, поскольку, установив федеральным законодательством социальные гарантии по обеспечению инвалидов путёвками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счёт средств федерального бюджета. Недостаточность финансирования и большое количество лиц, имеющих право на данный вид льгот, при наличии у гражданина права на обеспечение путёвкой на санаторно-курортное лечение не являются основанием для отказа.

Из анализа действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, не следует, что право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении. В Законодательстве Российской Федерации также нет положения о реализации гражданином такого права в порядке очерёдности. По смыслу вышеназванных норм материального права санаторно-курортное лечение, как средство реабилитации инвалида при наличии медицинских показаний должно предоставляться ежегодно и без каких-либо условий.

Таким образом, в связи с не предоставлением Сахалинским региональным отделением ФСС жизненно-необходимого для него санаторно-курортного лечения, инвалид лишён гарантированной ему государством возможности более полной компенсации ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

В итоге получается, что те инвалиды, которые не отказались от социального пакета и набор социальных услуг не монетизировали, в надежде получить путёвку на санаторно-курортное лечение, по вине СРО ФСС не получают льготы ни в натуральном виде, ни в денежном выражении!

Жаловаться на «чинуш» из СРО ФСС во всевозможные инстанции малоэффективно - они уже давно «набили руку» в крючкотворстве и написании отписок. А так же стали настоящими «профи» в обмане, утаивании информации, шельмовании и уклонении от ответов на «неудобные» для них вопросы, скрываясь за формулярами и приказами, так сказать, для внутреннего пользования. Но Федеральное законодательство Российской Федерации (122-ФЗ и 178-ФЗ, в частности) намного «весомее»!

Поэтому наиболее эффективным способом защиты своих прав является обращение в прокуратуру с просьбой представлять Ваши интересы в суде:

  • признать очередь на обеспечение путёвкой на санаторно-курортного лечения незаконной и защитить ваши законные права на реабилитацию;
  • принять меры прокурорского воздействия согласно ст.5.59 и ст.5.63 Кодекса об административных правонарушениях РФ к Государственному учреждению - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, в лице и.о. управляющего отделением Е.Б. Митлигиной и начальника отдела по обеспечению санаторно-курортным лечением льготных категорий граждан И.А. Рапоткиной, за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, с наложением на них административного штрафа;
  • понудить Государственное учреждение - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации к возмещению неполученного по вине Сахалинского регионального отделения ФСС набора социальных услуг ни в натуральном виде, ни в денежном выражении;
  • взыскать моральный ущерб за нарушение прав инвалида на реабилитацию.

Поймите простую вещь, никто кроме вас не будет защищать ваши права - а под лежачий камень вода не течёт!

Цель Фонда социального страхования является не облегчить жизнь инвалидам, а сэкономить бюджетные средства для своих премий, тринадцатых зарплат и т.д.

С точки зрения Фонда социального страхования, экономика должна быть экономной . Отказывая огромному количеству инвалидов в их законном праве на реабилитацию (санаторно-курортном лечении), Фонд социального страхования достигает такой циничной «экономии». Те же инвалиды, которые судятся с Фондом социального страхования, обычно «выигрывают» суды и получают долгожданные путёвки. И в сети Интернет можно легко найти об этом упоминания. Но Фонд социального страхования всё равно остаётся «в плюсе», так как судятся единица, а ждут у моря погоды - тысячи…

Инвалиды, не будьте инертными, боритесь за свои права и бейте таких бюрократов из Фонда социального страхования по самому «дорогому» - по карману!

Я обратился в прокуратуру с просьбой защитить мои права на реабилитацию. Прокуратура подготовила исковое заявление. И суд обязал ГУ СРО ФСС приобрести путёвку на санаторно-курортное лечение с учётом медицинских показаний, указанных в медицинской справке формы 070/у-04. Несмотря на то, что в незаконной очереди, созданной ГУ СРО ФСС, я был даже не в первой тысяче...

Обращаться за помощью и поддержкой в Сахалинскую региональную организацию ВОИ бесполезно: я позвонил, но человек, представившийся председателем СРО ВОИ Кулешовым В.А., повёл себя неадекватно и по-хамски: не захотел меня выслушать, нагрубил и бросил трубку... Не понимаю, для чего он занимает место председателя региональной организации ВОИ? Видимо, он перманентно занят лизанием сами-знаете-чего у Сахалинского регионального отделения ФСС, вместо того, чтобы заняться реальной работой и защитой прав инвалидов, проживающих в Сахалинской области.

В любой организации может случиться так, что работник после заболевания или травмы принесет работодателю справку об инвалидности, либо на работу может быть принят инвалид. В связи с тем, что инвалиды - это особая категория работников, в данной статье расскажем, какие гарантии и компенсации им положены.

Несколько слов о признании лица инвалидом

В настоящее время признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы в соответствии с Порядком и условиями признания гражданина инвалидом , установленными Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 №  95 (далее - Порядок №  95 ). В силу п. 9 Порядка №  95 инвалидность устанавливается:

Для I группы - на два года;

Для II и III групп - на год.

При этом согласно п. 12 Порядка №  95 инвалидность устанавливается до 1‑го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной медико-социальной экспертизы гражданина (переосвидетельствования). В соответствии с п. 36 Порядка №  95 гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации.

К сведению

Форма справки утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2010 №  1031н , а форма индивидуальной программы реабилитации - Приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 №  379н .

Гражданину, имеющему документ о временной нетрудоспособности и признанному инвалидом, группа инвалидности и дата ее установления проставляются в справке, выданной учреждением медико-социальной экспертизы (п. 37 Порядка №  95 ). Получив от работника справку медико-социальной экспертизы, работодатель должен проверить правильность ее оформления, в частности, наличие всех необходимых данных.

Работник стал инвалидом - увольнение или перевод на другую работу?

Если сотруднику была установлена инвалидность и ему противопоказана любая трудовая деятельность, работодатель должен расторгнуть с ним трудовой договор на основании п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ , в котором сказано, что трудовой договор подлежит прекращению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, при признании работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

К сведению

Документом - основанием для увольнения по п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ является справка медико-социальной экспертизы.

Кроме того, работодателю необходимо учитывать положения ст. 184 ТК РФ , в которой сказано, что при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются утраченный им заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника. При этом виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральными законами №  125‑ФЗ и 165‑ФЗ .

Если сотруднику установлена инвалидность и ему необходим более легкий труд, согласно ч. 3 ст. 73 ТК РФ , если в соответствии с медицинским заключением работник нуждается во временном переводе на другую работу на срок более четырех месяцев или в постоянном переводе, при его отказе от перевода либо отсутствии у работодателя подходящей работы трудовой договор с ним прекращается по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ .

В этом пункте указано, что основанием для прекращения трудового договора является, в частности, отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (ч. 3 и 4 ст. 73 ТК РФ ). При этом увольняемому работнику в таком случае выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ч. 3 ст. 178 ТК РФ ).

Обратите внимание

При увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска выплаты не производятся, если работник увольняется по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77 или п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ (абз. 5 ч. 2 ст. 137 ТК РФ ).

Согласно ст. 182 ТК РФ при переводе работника, нуждающегося в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в предоставлении другой работы, на другую нижеоплачиваемую работу у данного работодателя за ним сохраняется средний заработок по прежней работе:

  • в течение одного месяца со дня перевода;
  • при переводе в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с работой, - до установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности либо до выздоровления работника.

Какие гарантии необходимо предоставить сотрудникам-инвалидам?

Итак, из вышесказанного следует, что сотрудники при получении инвалидности могут продолжить работу по своей профессии либо могут быть переведены на другую (более легкую) работу, если в учреждении имеются вакантные ставки. Кроме того, работодателю необходимо учитывать гарантии, установленные трудовым законодательством и Федеральным законом №  181‑ФЗ . Рассмотрим их подробнее.

Рабочее время. По общему правилу нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ ). Однако согласно положениям абз. 4 ч. 1 ст. 92 ТК РФ продолжительность рабочего времени для работников, являющихся инвалидами I или II группы, не должна превышать 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

Продолжительность ежедневной работы (смены). Частью 1 ст. 94 ТК РФ установлено, что продолжительность ежедневной работы (смены) для инвалидов определяется в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В настоящее время такое медицинское заключение выдается в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 02.05.2012 №  441н «Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений» .

Обратите внимание

Несмотря на то, что инвалидам установлено сокращенное рабочее время, за ними сохраняется полная оплата труда. Это значит, что работодатель не должен сокращать заработную плату пропорционально отработанному времени. Кроме того, в Письме Минздравсоцразвития РФ от 11.05.2006 №  12918/МЗ-14 сказано, что для работников, которым законодательством установлена сокращенная продолжительность рабочего времени при условии сохранения оплаты труда в полном объеме, надбавка стимулирующего характера должна выплачиваться в полном объеме.

Привлечение инвалидов к сверхурочной работе, работе в выходные, праздничные дни и ночное время . В силу ст. 96 , 99 и 113 ТК РФ привлечение инвалидов к сверхурочной работе, работе в выходные, праздничные дни, а также в ночное время допускается только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, предусмотренном федеральными законами и другими нормативными правовыми актами РФ.

При этом инвалиды должны быть под подпись ознакомлены с правом отказаться от вышеперечисленной работы.

Обозначим некоторые общие правила, которые распространяются на всех работников, в том числе на инвалидов:

Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого сотрудника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. При этом работодатель должен обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого сотрудника;

Привлечение сотрудников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя;

Оплата сверхурочной работы и работы в выходные и праздники работнику-инвалиду осуществляется в общем порядке, установленном ст. 149 ТК РФ .

Итак, при привлечении к указанным выше работам сотрудников-инвалидов работодатель должен:

  • получить их письменное согласие;
  • убедиться в отсутствии у них медицинских противопоказаний;
  • ознакомить работников под подпись с правом отказаться от выполнения данных работ.

Обратите внимание

Если инвалид был принят для работы в ночное время (так как у него отсутствуют медицинские противопоказания), продолжительность работы (смены) ночью для такого работника не сокращается, несмотря на то что ему установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (ст. 96 ТК РФ ).

Продолжительность отпусков . По общему правилу, установленному ст. 115 ТК РФ , продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска не может быть менее 28 календарных дней. Однако для сотрудников-инвалидов продолжительность отпуска должна составлять не менее 30 календарных дней (ч. 5 ст. 23 Федерального закона №  181‑ФЗ ).

Обратите внимание

Условие о продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска должно быть включено в трудовой договор с работником-инвалидом (ч. 2 ст. 57 ТК РФ ). Кроме того, если работник организации в период работы представляет работодателю документы о наличии у него (установлении ему) инвалидности, в трудовой договор должны быть внесены изменения об установлении работнику удлиненного основного отпуска.

В силу ч. 1 ст. 128 ТК РФ по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем. Кроме того, работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы (в частности, работающим инвалидам - до 60 календарных дней в году).

Из приведенных положений законодательства следует, что отпуска без сохранения заработной платы, предусмотренные ст. 128 ТК РФ , подразделяются на те, которые предоставляются по усмо­трению работодателя (то есть работодатель вправе отказать в предоставлении отпуска), и те, которые работодатель обязан предоставить по заявлению работника. К первой группе относятся отпуска, предоставляемые по семейным и другим уважительным причинам. Ко второй группе относятся отпуска, установленные ч. 2 ст. 128 ТК РФ для отдельных категорий работников. В частности, это работающие инвалиды, которым предоставляется отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью 60 календарных дней в году.

Следовательно, работодатель обязан на основании письменного заявления работающего инвалида предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 календарных дней в году. На это обратил внимание Роструд в Письме от 16.04.2014 № ПГ/3387‑6‑1 .

Отсутствие необходимости оформлять отпуск за свой счет при прохождении сотрудником-инвалидом переосвидетельствования в бюро МСЭ. В Письме от 14.06.2017 №  14-2/ООГ-4787 Минтруд обратил внимание на то, что гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации. Переосвидетельствование инвалидов I группы производится один раз в два года, инвалидов II и III групп - один раз в год.

При необходимости изменения программы профессиональной реабилитации работающим инвалидам в случае ухудшения клинического и трудового прогноза независимо от группы инвалидности и сроков временной нетрудоспособности гражданин направляется на медико-социальную экспертизу. При этом направление на МСЭ оформляется в соответствии с формой 088/у-06 «Направление на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь», утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 №  77 .

Кроме того, согласно разд. III Порядка №  624н при направлении на МСЭ выдается больничный лист.

Следовательно, в табеле учета рабочего времени время прохождения МСЭ отражается как временная нетрудоспособность. Таким образом, прохождение переосвидетельствования в бюро МСЭ является уважительной причиной отсутствия на работе и отпуск за свой счет в этом случае не оформляется.

Инвалиды-чернобыльцы. Это отдельная категория работников, которые имеют право на ежегодный очередной оплачиваемый отпуск в удобное для них время, а также на дополнительный отпуск продолжительностью 14 дней, который оплачивается органами социальной защиты населения (п. 5 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 №  1244‑1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ).

Для получения дополнительного отпуска работодатель должен выдать такому работнику справку о размере среднего заработка с указанием причитающейся к выплате итоговой суммы (за вычетом налогов) и периоде, за который предоставляется отпуск, подписанную руководителем организации и главным бухгалтером (с расшифровкой подписей) и заверенную печатью (Постановление Правительства РФ от 03.03.2007 №  136 «О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с чернобыльской катастрофой» ).

Преимущество при сокращении штата . В соответствии со ст. 179 ТК РФ при сокращении численности работников или штата при равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается, в частности, работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание, инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества.

Если указанные категории работников все же подпадают под сокращение, им необходимо предложить перевод на вакантные должности (как соответствующие их квалификации, так и нижестоящие или нижеоплачиваемые), учитывая при этом состояние их здоровья (ч. 3 ст. 81 ТК РФ ).

Оснащение специальных рабочих мест для инвалидов. Работодатель обязан создавать и оснащать (оборудовать) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов. Это указано в ч. 1 ст. 22 Федерального закона №  181‑ФЗ . При этом минимальное количество таких рабочих мест устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждых предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов (ч. 2 ст. 22 Федерального закона №  181‑ФЗ ).

К сведению

Приказом Минтруда РФ от 19.11.2013 № 685н установлены Основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30 утверждены СП 2.2.9.2510‑09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов».

НДФЛ с выплат работникам-инвалидам

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ при определении размера налоговой базы в силу п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение стандартных налоговых вычетов. В частности, вычет в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на инвалидов I и II групп. Данный вычет предоставляется в каждом месяце года независимо от величины годового дохода работника. В остальном порядок исчисления, удержания и перечисления налога такой же, как и в отношении остальных работников.

Страховые взносы с выплат сотрудникам-инвалидам

Согласно ст. 427 НК РФ в 2017 году пониженный тариф страховых взносов для организаций, где работают инвалиды, не предусмотрен. В 2017 году тарифы страховых взносов, начисляемых на выплаты работникам организациями, не имеющими права на пониженные тарифы, установлены ст. 426 НК РФ и составляют:

22% в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

10% свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

К сведению

Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ПФР в 2017 году составляет 876 000 руб. нарастающим итогом с начала календарного года (Постановление №  1255 , п. 3 ст. 421 НК РФ ).

2) в ФСС - 2,9% в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

К сведению

Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС по нетрудоспособности и материнству составляет 755 000 руб. нарастающим итогом с начала календарного года (Постановление №  1255 ). Свыше этой величины страховые взносы в ФСС не уплачиваются (п. 3 ст. 421 НК РФ ).

3) в ФФОМС - 5,1%. Данные взносы организация обязана уплачивать со всей суммы вознаграждения, поскольку предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФФОМС на 2017 год не утверждена.

В заключение отметим основные моменты, связанные с работой сотрудников-инвалидов. Итак, если сотруднику установили инвалидность, работодатель обязан предоставить ему гарантии, которые предусмотрены Трудовым кодексом и Федеральным законом №  181‑ФЗ :

Сокращенный рабочий день (смену) в соответствии с медицинским заключением;

Более продолжительный ежегодный оплачиваемый отпуск;

Отпуск без сохранения заработной платы по просьбе сотрудника продолжительностью до 60 календарных дней в году;

Предложение имеющихся вакансий, если сотрудник-инвалид нуждается в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением;

Расторжение трудового договора на основании п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ , если работник, которому установили инвалидность, не может продолжать трудовую деятельность в связи с медицинским заключением;

Расторжение трудового договора по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ , если работник-инвалид отказался от предложенной ему работодателем работы в соответствии с медицинским заключением либо у работодателя отсутствует подходящая ему работа в связи с медицинским заключением и ограничением способности к трудовой деятельности;

Неосуществление выплат за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, если работник увольняется по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77 или п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ ;

Сохранение среднего заработка по прежней работе в течение одного месяца со дня перевода при переводе работника, нуждающегося в соответствии с медицинским заключением в предоставлении другой работы, на другую нижеоплачиваемую работу у данного работодателя;

Стандартный налоговый вычет в размере 500 руб. для работников - инвалидов I и II групп;

Исчисление страховых взносов с выплат сотруднику-инвалиду в общеустановленном порядке.

Федеральный закон от 24.07.1998 № 125‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Постановление Правительства РФ от 29.11.2016 № 1255 «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2017 г.».

Работодатель, который нанял персонал и регулярно выплачивает служащим заработную плату, обязан также и взять на себя роль страхового агента, удерживать определённые суммы с доходов своих сотрудников и делать страховые отчисления. При этом начисление страховых взносов работника, имеющим инвалидность, происходит в особом порядке. В статье расскажем про страховые взносы для инвалидов в 2018 году, рассмотрим порядок уплаты.

Понятие инвалидности и группы

Инвалидом призаётся человек, страдающий от нарушений здоровья организма, возникших в результате определённых расстройств некоторых его функций. Во внимание не берутся причины, по которым появились основания для признания лица инвалидом – это могут быть последствия заболеваний, полученных ранее травм, врождённых пороков развития. В любом случае, граждане с ограниченными возможностями нуждаются в дополнительной социальной защите.

Как принять инвалида на работу

Работодатели берут на должность инвалидов на добровольной основе. Но государство должно было каким-либо образом гарантировать таким гражданам возможность трудоустройства, а потому некоторые юридические лица обязаны осуществлять приём в компанию инвалидов в пределах утверждённого законом числа сотрудников.

Такими предприятиями являются те, у которых штат персонала оказывается более ста человек. Для них на законодательном уровне установлена квота по привлечению к работе нетрудоустроенных инвалидов в количестве от 2 работников до 4% от среднесписочной численности служащих. К примеру, квота для принятия в штат инвалидов по г. Москве и МО составляет 2% от ССЧ работников.

Мало принять на работу человека с ограниченными возможностями – требуется также создать условия для выполнения им трудовых обязанностей. Условия могут быть разные – всё зависит от характера заболевания человека и программы реабилитации. Административная ответственность предусмотрена для всех юридических лиц, пренебрегающих данным требованием.

Сумма штрафа за отказ от приёма на работу инвалида или создания необходимых условий труда составляет 5-10 тысяч рублей.

Трудовые отношения с сотрудниками-инвалидами

Сотрудники с ограниченными возможностями вправе претендовать на льготы, и работодатель обязан их соблюдать: (нажмите для раскрытия)

  • для них не устанавливается испытательный срок;
  • трудовой контракт может быть прекращён досрочно по волеизъявлению инвалида;
  • сотрудник-инвалид имеет право на уход в неоплачиваемый отпуск (60 дней для инвалидов 1-ой и 2-ой группы, 30 дней – для 3-ей группы);
  • если инвалидность сотрудника была приобретена в результате пребывания в опасной зоне во время Чернобыльской катастрофы, ему полагается также дополнительный оплачиваемый отдых (2 недели);
  • ежегодный отпуск может быть взят в любое время, вне зависимости от графика отпусков;
  • привлечение к работе в ночное и внеурочное время может осуществляться только с согласия служащего;
  • инвалиды вправе трудиться неполную смену и неполную неделю.

Пенсионные взносы и отчисления в ФСС

С 2012 до 2014 года тарифы страховых взносов были снижены в отношении работодателей, принявших на предприятие людей с установленной группой инвалидности (с установленной группой инвалидности I-ой, II-ой или III-ей). Но с 2015 года они более не действуют, а потому пенсионные и прочие отчисления осуществляются за таких сотрудников в общем порядке.

Страховые взносы Тариф
Пенсионные (в ИФНС) 22% (с суммы начислений в рамках утверждённой максимальной величины базы)

10% (с суммы, на которую максимальная база превышена)

Медицинские (в ФФОМС) 5,1%
На период нетрудоспособности и материнства 2,9% (с суммы начислений в рамках максимальной базы)

0% (с суммы, на которую максимальная страховая база превышена)

Взносы на страхование от несчастных случаев

Страховые отчисления на страхование от наступления несчастных случаев в течение рабочего дня и заболеваний, связанных с выполнением должностных обязанностей, совершаются руководителями организаций в отношении работников-инвалидов 1, 2 и 3 групп по ставке:

  • 60% от утверждённого законом тарифа для общего случая (и для ООО, и для ИП).

К примеру, если тариф для компании утверждён в размере 0,6%, то за сотрудников-инвалидов фирма будет уплачивать взносы по тарифу, равному 0,36%, то есть 0,6% х 60%.

Законодательные акты по теме

Закон Название
ст. 2 Федерального закона от 14.12.2015 № 362-ФЗ О тарифах на уплату страховых взносов от несчастных случаев и профзаболеваний, уплаченных за сотрудников-инвалидов
Федеральный закон от 22.12.2005 № 179-ФЗ Тарифы на страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
пп. 3 п. 1, п. 2 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ О пониженных тарифах по страховым взносам за инвалидов 2012-2014 гг.
ст. 92 ТК РФ О продолжительности рабочей недели для инвалида не более 35 часов
ст. 5.42 КоАП РФ Штрафы за отказ от принятия на работу инвалидов в пределах установленных квот

Типичные ошибки при расчетах

Ошибка №1. Сотрудник-инвалид трудится на протяжении 40-часовой рабочей недели.

Рабочая неделя для персонала, имеющего заключение о присвоении группы инвалидности, должна составлять не более 35 часов, а ежедневные ограничения устанавливаются в зависимости от медицинского заключения. При этом сохраняется полная оплата труда.

Ошибка №2. Работодатель на протяжении 2016-2017 гг. делал страховые отчисления за работников-инвалидов по сниженным тарифам.

Ответы на распространённые вопросы

Вопрос №1. Оплачиваются ли в особенном порядке сверхурочные и ночные часы работы, выполняемой работником-инвалидом?

Нет, действуют стандартные для данных случаев ставки.

Вопрос №2. Каковы последствия за нарушение прав сотрудников-инвалидов?

Должностные лица будут оштрафованы на 1-5 тысяч рублей, юридические лица – на 30-50 тысяч рублей. Также возможно административное наказание в виде приостановки работы компании на время до 90 суток.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины