26.09.2019

Сообщение бартоломеу диаш. Бартоломео диаш - биография путешественника


Бартоломеу Диаш (ок.1450 г. - 1500 г.) — португальский мореплаватель. Первым обогнул южную оконечность Африки и открыл мыс Доброй Надежды. Можно сказать, что он видел Индию, но, как Моисей в обетованную землю, не вошел в нее. О жизни Бартоломео Диаша до начала его знаменитого плавания источники хранят молчание. Более того, до нас не дошли и подлинные сообщения о самом плавании. Ученые располагают только краткими упоминаниями в сочинениях хронистов.

Полное имя португальского мореплавателя — Бартоломеу (Бартоломео) Диаш ди Новаиш. Установлено, что он происходил из рода Жуана Диаша, который первым обогнул мыс Бохадор, и Диниша Диаша, открывшего Зеленый Мыс.

Известно, что Диаш был фидалгу (дворянином), придворным короля Жуана II, одно время состоял управляющим королевскими складами в Лиссабоне, но также слыл опытным мореходом. В 1481 г. в составе экспедиции Диогу Азамбужа он плавал к берегам Африки. Видимо, именно поэтому король Жуан, продолжавший дело своего двоюродного деда Генриха Мореплавателя, назначил его командиром одной из двух флотилий, отправлявшихся для исследования берегов Африки и поисков морского пути в Индию.

Назначение состоялось в октябре 1486 г., но корабли вышли в море только в августе следующего года. Возможно, это было связано с тем, что король считал экспедицию особо важной и сложной, так как готовились к ней очень тщательно. В состав флотилии из трех кораблей входило специальное судно, груженное съестными припасами, водой, оружием и даже запасными корабельными снастями на случай ремонта. Главным кормчим был назначен Перу д"Аленкер, известнейший мореплаватель того времени, которому было позволено сидеть за одним столом с королем, когда придворные были вынуждены стоять. Истинными знатоками дела были и другие офицеры.

Наконец три каравеллы под началом Диаша вышли из Лиссабона и двинулись вдоль африканского побережья. На порту помимо команды находилось несколько негров, мужчин и женщин, которых предстояло высаживать на побережье Африки по пути следования флотилии. Бывшие рабы должны были рассказывать о богатстве и могуществе Португалии. Таким образом, португальцы надеялись наконец-то привлечь внимание «короля-священника Иоанна». Кроме 1ого, негры были одеты в европейские одежды и имели при себе образцы золота, серебра, пряностей и других товаров, которыми интересовались в Европе. Они должны были убелить туземцев вести торговлю с Португалией.

Вначале Диаш направился к устью Конго, а затем с большой осторожностью поплыл вдоль незнакомого африканского берега на юг. Первым из португальцев он начал ставить на открытых им берегах падраны — каменные кресты с надписями, сообщавшими о принадлежности территории португальской короне.

За тропиком Козерога флотилию штормом отнесло к югу. Тринадцать дней не видели мореходы земли и считали себя погибшими. После шторма плыли сначала на восток, потом, и поисках земли, на север. Наконец 3 февраля 1488 г. увидели берег с высокими горами. Вскоре счастливые моряки нашли удобную бухту и пристали к берегу, где увидели коров и чернокожих пастухов. Вначале негры, испугавшись странно одетых белых людей, разбежались, но потом стали бросать в моряков камнями. Диаш пригрозил им арбалетом, но туземцы, не зная, что это, продолжали вести себя агрессивно. Тогда Диаш пустил стрелу и убил одного из нападавших, ставшего первой жертвой агрессии белых в Южной Африке.

Бухта была названа Баиа-душ-Вакейруш — гаванью Пастухов (совр. Моссел). Она находилась за еще не открытым мысом Доброй Надежды более чем в 200 милях. Однако Диаш понял, что они обогнули Африку, только когда заметил, что берег тянется на восток. Он взял курс на восток и достиг залива Алгоа и небольшого острова. На нем поставили пад-ран. Диаш хотел продолжить путь, но экипаж, измученный Фудностями пути и страдавший от голода (грузовой корабль отстал), воспротивился этому. Уговоры и консультации с офицерами и вожаками матросов ни к чему не привели. Даже когда Диаш предложил команде сказать под присягой, как, но их мнению, следует действовать людям, несущим королевскую службу, ситуация не изменилась. Тогда командир составил документ, зафиксировавший общее решение, и предложил всем подписать его. Когда формальности были закончены, ему все же удалось добиться одолжения — плыть вперед еще два или три дня. Флотилия дошла до устья большой реки, которая была названа Риу-ди-Инфанти — в честь Жуана Инфанти, одного из капитанов флотилии, первым сошедшего здесь на берег.

Отсюда экспедиция повернула назад. Проходя возле падрана, поставленного в бухте Алгоа, Диаш, как писал один из! хронистов, прощался с ним «с таким глубоким чувством печали, словно расставался с сыном, обреченным на вечное изгнание; он вспоминал, с какой опасностью и для себя, и для всех своих подчиненных он прошел столь долгий путь, имея в виду одну-единственную цель, — и вот Господь не дал: ему достичь цели».

Но на обратном пути Диаша ждало еще одно открытие. Его взору открылся вид на величавый мыс и Столовую гору. Теперь он прошел мимо самой южной оконечности Африки и дал ей имя. Обычно рассказывают, что мореплаватель назвал его мысом Бурь, но в декабре 1488 г. король во время доклада Диаша о путешествии предложил именовать его мысом Доброй Надежды, так как был уверен в том, что морской путь в Индию найден. На самом деле это, видимо, не более чем легенда, возникшая на основании сообщения известного португальского историка XVI в. Барруша. Современники же свидетельствовали, что автором названия является сам Диаш.

Возле мыса Диаш сошел на берег, зафиксировал наблюдения в морской карте и журнале и поставил падран, сохранившийся до наших дней, назвав его Сан-Григориу.

Теперь было необходимо найти грузовое судно. Его удалось обнаружить, но из девяти человек команды на борту оставалось только трое, один из которых вскоре тоже скончался от болезни. Остальные погибли во время стычек с туземцами, которые позарились на вещи матросов.

Припасы разместили на двух судах, грузовое судно сожгли, как не подлежащее ремонту, а затем двинулись обратным курсом вдоль западного берега Африки. По пути мореходы подобрали потерпевшего крушение Дуарти Пашеку Пирейру и уцелевших матросов, на Золотом берегу забрали золото, скупленное у туземцев королевской факторией, и наконец в декабре 1488 г. бросили якорь в Риштеллу, западном пригороде Лиссабона.

Самое значительное португальское путешествие до плавания Васко да Гамы было завершено. Мореплаватель, помимо открытия пути вокруг Африки, увеличил протяженность изученного африканского берега на 1260 миль, осуществил самое продолжительное на то время из всех португальских путешествий. В море его корабли пробыли 16 месяцев и 17 дней. И все же, кроме благодарности потомков, он не получил никакой награды. Ему больше не поручали никаких экспедиций. Только разрешили наблюдать за строительством кораблей для экспедиции да Гамы, а потом сопровождать открывателя пути в Индию. Однако он шел с экспедицией только до крепости Жорж де-ла-Мина на Золотом берегу Африки. Наконец и качестве простого капитана Диаша отпустили вместе с Кабралом в Индию, и он принял участие в открытии Бразилии. По это путешествие стало для него последним. 23 мая 1500 г. капитан погиб вместе со своим кораблем во время сильного шторма недалеко от открытого им мыса Доброй Надежды.

Открытие Диаша имело огромное значение. Кроме того, что путь португальским, а позже и иным европейским кораблям в Индийский океан был открыт, его путешествие нанес сокрушительный удар по теории Птолемея о необитаемом жарком поясе. Возможно, оно сыграло роль и в организации экспедиции Колумба, так как брат последнего, Бартоломео, который сопровождал Диаша во время плавания вокруг мыса Доброй Надежды, через год после его окончания отправился в Англию к королю Генриху VII с просьбой о помощи для экспедиции брата. Кроме того, во время доклада Диаша королю мри дворе находился сам Христофор Колумб, на которого путешествие Бартоломеу произвело сильное впечатление.

Http://www.seapeace.ru/seafarers/captains/269.html

Бартоломеу Диаш (ок.1450 г. - 1500 г.) - португальский мореплаватель. Первым обогнул южную оконечность Африки и открыл мыс Доброй Надежды. В 1487 г. вдоль берегов Африки была отправлена экспедиция под руководством одного из лучших моряков Европы Бартоломеу Диаса (Диаша). Нет прямых доказательств того, что главной целью этой маленькой флотилии, состоящей из двух небольших судов, которые были столь неустойчивы, что на них невозможно было даже установить тяжелые пушки, было достижение Индии. Вероятно, основной их задачей был сбор разведывательных данных. В 1488 г. их корабли достигли южной оконечности Африки, названной Бартоломео Диасом мысом Бурь, но переименованным португальским королем Жоаном II в мыс Доброй Надежды. Это плавание укрепляло надежду на то, что из Атлантического океана можно попасть в Индийский, обогнув Африку с юга.

Открытие Диаша имело огромное значение. Кроме того, что путь португальским, а позже и иным европейским кораблям в Индийский океан был открыт, его путешествие нанесло сокрушительный удар по теории Птолемея о необитаемом жарком поясе. Возможно, оно сыграло роль и в организации экспедиции Колумба, так как брат последнего, Бартоломеу, который сопровождал Диаша во время плавания вокруг мыса Доброй Надежды, через год после его окончания отправился в Англию к королю Генриху VII с просьбой о помощи для экспедиции брата. Кроме того, во время доклада Диаша королю при дворе находился сам Христофор Колумб, на которого путешествие Бартоломеу произвело сильное впечатление.

Генрих Мореплаватель, «который сам никогда по морю не плавал», как про него говорили злые языки, тем не менее сделал для исследования планеты больше, чем многие путешественники. Он был инициатором систематических исследовательских экспедиций, главной целью которых было открытие морского пути в Индию. В год смерти Генриха Мореплавателя (1460) родился Васко да Гама, который и совершил впоследствии это путешествие. Когда началась подготовка новой экспедиции в Индию, Диаш был назначен руководителем строительства кораблей. Естественно, что кандидатом в начальники экспедиции должен был быть именно он. Но главой экспедиции назначили Васко да Гаму. Первая экспедиция, которая решила отправиться по новому маршруту из Португалии в Индию, вышла из гавани Лиссабона летом 1497 г. Небольшую флотилию из 4 кораблей возглавлял Васко да Гама. После того как суда португальцев прошли Мозамбик, они оказались на бойкой торговой дороге между Африкой и Индией. Весной 1498 г. мореплаватели достигли западной оконечности Индии, высадившись в городе Каликуте, как его тогда называли европейцы (в средневековье город прославился производством миткаля, или калико, откуда и пошло название города). Португальцев восприняли в Калькутте как торговых конкурентов. И они с трудом получили возможность торговать в другом индийском городе - Каннаноре. Более чем через два года, потеряв от трудностей и лишений половину команды, Васко да Гама вернулся в Португалию с грузом золота и пряностей

Один только золотой идол, предназначавшийся в подарок королю, весил около 30 кг, имел изумрудные глаза, а на груди у него были рубины величиной с грецкий орех. Открытие пути в Индию имело столь большое значение, что португальский король Мануэл I принял по этому поводу прозвище «Счастливый» и титул «Повелителя завоевания, мореплавания и торговли Эфиопии, Аравии, Персии и Индии».


Со смертью Генриха Мореплавателя у португальских монархов на некоторое время исчез интерес к исследованиям. В течение ряда лет они занимались другими делами: в стране происходили междоусобные войны, шли бои с маврами. Только в 1481 году, после восшествия на престол короля Жуана 11, африканское побережье опять увидело вереницы португальских судов и новую плеяду смелых и независимых моряков.

Самым значительным из них был, несомненно, Бартоломеу Диаш . Он был потомком Диаша, открывшего мыс Божадор, и Диаша, открывшего Зеленый Мыс. Все путешественники обладали талантами, помогавшими им в борьбе за расширение мира. Так, Генрих Мореплаватель был ученым и организатором, да Гама и Кабрал были в такой же мере воинами и администраторами, в какой и моряками. А Диаш был преимущественно моряком. Многих своих спутников он обучил искусству мореплавания. Мы мало знаем о жизни Бартоломеу Диаша, даже дата его рождения точно не установлена. Зато известно, что он был гением мореходного дела.

Впервые его имя было упомянуто в кратком официальном документе в связи с освобождением его от уплаты пошлин на слоновую кость, привезенную с берегов Гвинеи. Таким образом мы узнаем, что он занимался торговлей со странами, только что открытыми португальцами. В 1481 году он командовал одним из судов, отправленных к Золотому Берегу под общим начальством Диого д Асамбужа.

В экспедиции д"Асамбужа принимал участие и безвестный тогда Христофор Колумб . Через пять лет Диаш занимал должность главного инспектора королевских товарных складов в Лиссабоне. В тот же год он получил от короля награду "за будущие заслуги". Но когда этот приказ вышел, у Диаша уже были заслуги.

В 1487 году он вновь отправился вдоль берегов Африки во главе экспедиции из двух судов. Они были малы (даже для того времени), каждое Юизмещением приблизительно в 50 тонн, но так устойчивы, что на них можно было поставить тяжелые орудия; им было придано транспортное судно с припасами. Главным кормчим был назначен опытнейший гвинейский мореход того времени Педру Аленкер. Нет доказательств того, что целью экспедиции Диаша было достижение Индии. Вероятнее всего, задачей была дальняя разведка, результаты которой были сомнительны для главных действующих лиц.

Не выяснено также, какие суда были у Диаша - каравеллы или "круглые корабли" - нао. Как видно из названия, португальцы XV века отличали "круглые корабли" от каравелл прежде всего из-за их своеобразной конструкции - из-за округленных обводов корпуса. Основное парусное вооружение на них было прямое: четырехугольные паруса располагались в покойном состоянии или при ветре, дующем прямо с кормы, перпендикулярно килю судна. Для крепления их служили реи, которые могли при перемене ветра поворачиваться у мачты вместе с парусом. Под 26° южной широты Диаш поставил каменный столб-падран, часть которого уцелела и до сих пор.

Буря не утихала. Далеко на юге Диаш попал в зону западных ветров. Здесь было холодно, со всех сторон - только открытое море. Он решает выяснить, тянется ли еще берег на востоке? 3 февраля 1488 года он пришел в залив Моссель. Берег уходил на запад и на восток. Здесь, по-видимому, был конец материка. Диаш повернул на восток и дошел до Большой Рыбьей реки (Грэйт-Фиш-Ривер). Но измученный экипаж уже потерял надежду преодолеть трудности, которым, казалось, не будет конца, и потребовал, чтобы корабли повернули назад. Диаш уговаривал своих матросов, угрожал, соблазнял богатствами Индии, - ничего не помогало. С горьким чувством он отдал приказ двинуться в обратный путь. Ему казалось, писал он, что "он покинул там навсегда сына".

На обратном пути корабли обогнули острый, далеко вдававшийся в море мыс. За мысом берег круто поворачивал на север.

В память о перенесенных испытаниях Диаш назвал это место мысом Бурь, но король Жуан II переименовал его в мыс Доброй Надежды -надежды на то, что наконец осуществится заветная мечта португальских моряков: будет открыт путь в Индию. Диаш преодолел труднейшую часть этого пути.

Моряки редко получали достойную награду за свои труды. И Диаш не получил никакой награды, хотя король знал, что он - один из лучших моряков Европы.

Когда началась подготовка новой экспедиции в Индию, Диаш был назначен руководителем строительства кораблей. Естественно, что кандидатом в начальники экспедиции должен был быть именно он. Но кто может бороться с решением короля? Главой экспедиции назначили Вас-ко да Гаму.

Благодаря опыту и знаниям Диаша корабли да Гамы были построены не так, как было принято до тех пор: у них была более умеренная кривизна и менее тяжелая палубная часть, чем у других кораблей. Безусловно, советы старого капитана весьма пригодились новому командиру. Диаш был к тому времени единственным моряком, который когда-либо огибал мыс Доброй Надежды. Он знал, какие трудности предстояло преодолеть у южного берега Африки. По всей вероятности, это он дал да Гаме совет, плывя на юг, держаться как можно дальше от берега.

Если бы Диаш вторично отправился в экспедицию, он и сам повел бы корабли этим путем. Но Диаш был назначен командиром крепости, построенной португальцами на малярийном гвинейском берегу, и ему было разрешено сопровождать флот только до островов Зеленого Мыса. Здесь Диаш с болью в сердце проводил корабли, уходившие на юг под предводительством нового командира, отправившегося к успеху и славе по дороге, проложенной им, Диашем.

В 1500 году Диаш участвовал в плавании в Индию экспедиции Кабрала. Корабли достигли сначала восточной оконечности Южной Америки, а затем мыса Доброй Надежды. В двадцатидневном шторме четыре корабля из десяти, участвовавших в экспедиции, потерпели крушение, и на одном из них погиб Диаш.

Портретов Диаша не сохранилось. Однако в 1571 году губернатором Анголы стал его внук Паоло Диас Новаис, который основал первый европейский город в Африке - Сан-Пауло де Луанда.

В конце XV в. португальцы наконец осуществили мечту Генриха Мореплавателя - проплыли вокруг Африки. В 1488 г. Бартоломеу Диаш обогнул мыс Доброй Надежды и вышел в Индийский океан.

Диогу Кан

В 1482 г. и в 1485 г. Диогу Кан пересек экватор, открыл устье реки Конго и поплыл дальше на юг вдоль берегов Африки, вплоть до пустыни Намиб. Во время второго путешествия он загадочным образом исчез. Но установленные им падраны увенчанные крестом каменные столбы - стали великолепными ориентирами для будущих путешественников.

Смелое решение

Бартоломеу Диаш (1450-1500)

Перед экспедицией Бартоломеу Диаша, вышедшей в море в августе 1487 г., была поставлена задача обойти африканский континент с юга и найти путь в Индию. Три каравеллы вышли из лиссабонского порта. Впервые один из кораблей был выделен под продовольствие. В декабре 1487 г. Диаш оставил корабль с продовольствием в бухте Уолфиш (совр. Намибия) и продолжил путь. Суда с трудом плыли вперед из-за сильных встречных ветров и мощного холодного Бенгельского течения. Это течение движется на север от Антарктиды.

Диаш принял решение, которое требовало мужества: отойти дальше от берегов в Атлантический океан, на юго-запад, а потом вернуться, прочертив на линии маршрута широкую петлю. Но тут его корабли попали в свирепый шторм. В течение казавшихся бесконечными 13 дней разгулявшаяся стихия швыряла маленькие каравеллы из стороны в сторону в водах, которые были намного холоднее, чем у берегов. Моряки думали, что погибнут. Наконец буря утихла, и Диас направил свои суда на восток, чтобы вновь подойти к берегу, но земли не было видно!

Мыс Доброй Надежды

В феврале 1488 г. Диаш повернул к северу, и вскоре на горизонте стали видны горы. Оказалось, что во время бури корабли прошли мимо поворота береговой линии к востоку. Повернув затем на восток, они едва не обошли континент с юга. Подойдя к берегу, корабли двинулись на восток. Однако уставший от лишений экипаж грозил бунтом, требуя немедленного возвращения в Португалию. Вынужденный принять это требование, Диаш добился от команды согласия на то, что еще два дня флотилия будет плыть на восток и затем повернет назад. За это время им удалось достичь того места, где берег поворачивал к северу. Взору моряков открылся Индийский океан. Диаш и его люди сами не заметили, как миновали крайнюю южную точку Африки - далеко вдающийся в море мыс, названный мысом Бурь.

Новая напасть

Добравшись до ангольского побережья, Диаш обнаружил, что почти все его люди, оставшиеся там, умерли от цинги. Эта болезнь, свирепствовавшая среди моряков, возникала из-за нехватки витаминов в еде, которую они брали с собой в путь: это были в основном сухари и сушеное мясо.

Началом эпохи Великих географических открытий большинство историков считает осень 1492 года, когда Колумб достиг острова Сан-Сальвадор на Багамах. Но, как минимум, одно чрезвычайно важное, судьбоносное для Европы открытие было сделано за пять лет до этого. И, не случись его, судьбы многих первооткрывателей, включая, кстати, и Колумба, могли сложиться совсем по-другому. Появление на карте южной оконечности Африки - мыса Доброй Надежды, стало своего рода толчком к освоению европейцами всего земного шара. Оно изменило не только географию мира, политические расклады и экономические связи в Европе, но главное - оно изменило сознание людей и их представление о собственных возможностях, о своей роли в мире. Человеком, сделавшим это открытие, был португальский моряк Бартоломеу Диаш, и именно ему мы посвящаем очередной выпуск нашего совместного со «Штандартом » проекта « ».

Люди из стали: Бартоломеу Диаш, серый кардинал Великих географических открытий.

Это было время, когда корабли строились из дерева,
а люди, ими управлявшие, были выкованы из стали.

О происхождении Бартоломеу Диаша сегодня неизвестно практически ничего - даже дата его рождения остается загадкой. Некоторые историки считают его потомком Жуана Диаша и Диниша Диаша - представителей первого поколения португальских первооткрывателей. Так или иначе, жил наш герой во второй половине XV века.
Как выглядел мир в глазах его обитателей в это время? Более или менее ясные географические представления у людей имелись относительно Европы и Ближнего Востока. Где-то за странами последнего находилась Индия, в которой золото валяется под ногами, пряности растут как сорняки, а люди там - с собачьими головами. За ней - Китай, где из золота сделано уже буквально все (кроме одежды - она из шёлка), а еще восточнее - остров Чипангу (Япония), но про него неизвестно вообще ничего, потому что там никто никогда не бывал. В Африке, южнее средиземноморского побережья, начинались безграничные пустыни, населённые людьми без голов и с лицами на груди. Выжить в песках категорически невозможно, да и плавание на юг вдоль атлантического побережья Африки подобно самоубийству. Южнее мыса Бохадор (еще римлянами объявленного краем света), согласно рассказамсуеверных моряков, дуют ветра неимоверной силы, а океан населен чудовищами. Научный взгляд, опиравшийся на труды античных авторов, был ничуть не оптимистичней - согласно одной точке зрения, Африка была лишь мысом огромного необитаемого материка, а, если верить другой, южная граница у нее все-таки существует, но достичь ее нереально, потому что ближе к экватору температуры воздуха такие, что океан кипит.

И вот, на самой западной границе этого мира находилась Португалия, отрезанная от восточных торговых путей и потому активно пытающаяся найти к ним альтернативный путь — вокруг, Африки, например. От достижения этой цели зависело, возможно, само существование страны, и на организацию картографических экспедиций на юг и на запад тратились огромные ресурсы, а «первооткрывательство» было весьма распространенной профессией среди португальского дворянства. Уже в 1434 году Жил Эанеш со спутниками, среди которых был, кстати, Жуан Диаш, обогнул запретный мыс Бохадор, а 10 лет спустя Диниш Диаш продвинулся существенно южнее, открыв Зеленый Мыс, самую западную точку Африки. В итоге во времена Бартоломеу Диаша португальцы уже твердо знали, что мир больше, чем считали древние римляне, что в центральной Африке есть не только пустыни, и что живут там обычные люди, хоть и чернокожие. Более того, в 1482 году наш герой (вместе с еще двумя начинающими мореплавателями - Христофором Колумбом и Диогу Каном) принял участие в экспедиции Диогу де Азамбужа в Гвинейский залив, вплотную приблизившись к экватору, и… так и не увидев кипящего океана. Но вопрос о конечности африканского континента и возможности обогнуть его с юга по-прежнему оставался открытым, и от него, по-прежнему, зависело будущее королевства, не имевшего своего выхода к Средиземному морю.

3 февраля 1488 года два корабля Бартоломеу Диаша, после долгого шторма и двух недель скитания в океане, бросили якорь в бухте, которую португальцы назвали гаванью пастухов - нынешнем заливе Моссел, в двухстах милях к востоку от мыса Доброй Надежды. Продвинувшись еще восточнее, до устья нынешней Грейт-Фиш, Диаш обратил внимание, что африканский берег начал загибаться к северу. Здесь он установил памятный крест - падран, обозначавший права Португалии и католической церкви на открытые земли - этот крест был обнаружен археологами в XX веке, что позволило установить крайнюю точку путешествия Диаша. Проход в Индию был открыт, а на обратном пути первооткрыватель описал Мыс Доброй Надежды - южную оконечность Африки (по его представлениям), к которой португальцы стремились 70 лет.

Возвращение Диаша в Лиссабон и его доклад королю произвели эффект разорвавшейся бомбы - и это при том, что и доклад, и сам факт возвращения экспедиции португальцы пытались засекретить. Мир оказался не просто больше, чем казалось европейцам предыдущего поколения - он стал огромным. А главное - долгие путешествия по нему стали реальностью. Экспедиция Диаша продлилась рекордные 16 месяцев, и все его корабли благополучно вернулись домой. Характерная для эпохи Возрождения вера в безграничность человеческих возможностей получила очередное подтверждение. Португалия открыла для себя потенциальную золотую жилу - морской путь в Индию, чем подтолкнула конкурентов (главным образом, Испанию) к поиску новых земель и альтернативных путей в Азию.

За последующие после возвращения Бартоломеу Диаша двадцать пять лет мир изменился до неузнаваемости, как изменилось и сознание живущих в нем людей. Португалия стала крупнейшей мировой державой, политические и экономические интересы европейских монархий распространились на весь земной шар, размер флотов Испании, Англии, Португалии, Франции увеличился в несколько раз, a для моряков, купцов и солдат долгие путешествия стали нормой. А главное - были открыты Америка, Тихий Океан, исследован восточный берег Африки, Индия, Мадагаскар, Индонезия. До путешествия Диаша новые земли, сказочные страны и долгие плавания были чем-то мифическим. После его плавания десятки и сотни европейцев бросились «за горизонт», навстречу неизвестному - находить, открывать… Интересно, что к плаваниям многих своих «последователей» португалец имел непосредственное отношение.

В плавании Диаша сопровождал Бартоломео Колумб - брат знаменитого генуэзца, а на приёме по случаю возвращения экспедиции присутствовал и сам будущий первооткрыватель Америки. Для братьев успех плавания Диаша означал две вещи - во-первых, они поверили в свои силы. Во-вторых, потеряли потенциального спонсора. Португальский король, узнав о существовании южного пути в Индию, отказался спонсировать поиски сомнительного западного, и итальянцы покинули Португалию. Христофор отправился к испанскому двору, а Бартоломео - пытать счастья в Англии. В итоге испанцы, стремившиеся не отстать от Португалии, оказались расторопнее. Первой экспедицией, отправившейся по следам Диаша и достигшей индийского берега, командовал Васко да Гама, но вот консультантом и ответственным за строительство кораблей для нее стал сам Бартоломеу. Первооткрыватель мыса Доброй Надежды вновь отправился в путь в составе экспедиции Педру Кабрала, которая должна была повторить путь Да Гамы. Это плавание стало для Диаша последним - 20 мая 1500 года он погиб вместе со своим кораблём у берегов Бразилии, только что открытой им и его спутниками, во время шторма. В этой же экспедиции принимал участие и брат Бартоломеу Диаша - Диогу, который впоследствии первым опишет Мадагаскар и нанесет на карту Аденский залив. Напрямую или опосредованно, но Диаш внес свой вклад во многие великие открытия, сделанные после него, и всю эпоху Великих Географических открытий можно, пожалуй, назвать его наследием - не только идеологическим, но и личным.

В августе 1487 года Бартоломеу Диаш покидал Лиссабон, идя навстречу неизвестности, не представляя, что его ждет, и суждено ли ему будет когда-нибудь вновь увидеть родной берег. 16 месяцев спустя он вернулся сюда - живой легендой, победителем, человеком, изменившим судьбу своей страны и всего мира, на которого с восторгом смотрели Колумб и Кабрал.

Материал подготовили
Саша, волонтер «Штандарта»
Даня, компания «Полветра»

Основная цель проекта «Люди из стали» — образовательная, и мы, команда «Штандарта» и компания «Полветра», поддерживаем и приветствуем распространение выпусков нашей исторической серии на других онлайн-ресурсах и сайтах. Тем не менее, этот проект авторский и уникальный, и мы просим упоминать его создателей при копировании этих материалов и давать ссылки на оба источника — | shtandart.ru . Спасибо!




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины