13.10.2019

Сословия в Российской Империи. Российские сословия XIX века


Сосло́вие - социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации, обычно включающей несколько сословий, характерна иерархия , выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации является феодальная Франция, где с 14-15 веков общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В России со второй половины 18 века утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство, казачество. С развитием капиталистических отношений происходит разрушение сословий.

Формирование сословий

Формирование сословий представляло собой длительный процесс, связанный с закреплением и оформлением в праве имущественного неравенства и определенных социальных функций (военных, религиозных, профессиональных). По сравнению с кастами, которые можно рассматривать как сословную организацию, и где принцип наследования абсолютен, в сословиях наследственный принцип соблюдается не столь жестко. Членство в сословии может быть куплено за деньги, даровано верховной властью. Вместе с тем, сословия отличаются от таких корпораций, принадлежность к которым является результатом личных достижений в образовании, науке, на государственной или военной службе, например, шэньши в Китае. Особую роль, подрывавшую принцип сословной организации, в Европе играло духовенство, поскольку членство в этом сословии не было наследуемым. Признаком сословия является также наличие у его членов внешних символов сословной принадлежности - украшений, знаков различия, предметов одежды, причесок. Также складывается специфическая сословная мораль.
Классическим образцом сословной организации общества считается феодальная Франция . Формирование наследственных сословий здесь завершилось к 14-15 векам. К этому времени французское общество делилось на сословие духовенства, сословие дворянства и третье сословие, посылавшие своих представителей в органы сословного представительства - Генеральные штаты. Каждое из сословий имело свои права и привилегии. Сословия духовенства и дворянства были освобождены от налогов, пользовались преимущественным правом доступа к государственным должностям, культивировали особый, отличавший их от третьего сословия, стиль жизни. Сословный строй во Франции был разрушен Великой французской революцией.

Сословия в России

Оформление сословий в России началось с середины 16 века одновременно с созданием едино Русского централизованного государства, ослаблением удельной аристократии, ростом влияния дворянства и верхов городского посада. В это время начинают созываться земские соборы, в которых наряду с боярами, дворянами, духовенством участвовали представители посадского населения, а на соборе 1613 года - несколько представителей черносошного крестьянства. Сословное деление в этот период отличалось пестротой и дробностью. Разрядные списки 17 века и Бархатная книга (1687) послужили основой для постепенного превращения дворянства из служилой корпорации в наследственное сословие. Ослабление наследственною принципа сословной организации произошло при Петре I Великом, когда введение Табели о рангах (1722) способствовало смягчению сословных границ и пополнению привилегированных сословий за счет продвижения по службе и царских пожалований сословного статуса. В дальнейшем происходило укрепление сословных прав дворянства, сопровождавшееся увеличением правовой неполноценности остальных сословий. Со времени Манифеста о вольности дворянства (1762) и Жалованной грамоты дворянству (1785) в России утвердилось сословное деление на дворян, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство, казачество, просуществовавшее вплоть до революционных событий 1917 года. Российские сословия делились на неподатные (дворянство, духовенство) и податные (крестьяне, мещане). В Азии существовали различные формы социального устройства - от строгой системы каст в Индии до почти полного отсутствия наследственной аристократии и прочных сословных границ, например в Бирме. Разрушение сословий связано со становлением и утверждением капиталистических отношений, при которых на смену иерархии наследственных статусов выдвигается иерархия богатства, провозглашается равенством всех перед законом.

Сословие - это социальная группа, обладавшая определенными передаваемыми по наследству правами и обязанностями, закрепленными в обычае или законе. Формирование сословий происходило в процессе правового оформления имущественного неравенства, а также общественных функций - религиозных, военных, профессиональных - разных групп населения; в ходе этого складывался особый уклад жизни и мораль каждой группы.

Сословное деление общества было связано с классовым делением, но не совпадало с ним. Количество сословий, степень их обособленности и замкнутости весьма отличались в разных странах и в разное время, что отражало конкретные пути исторического развития. Характерный принцип.наследования сословной принадлежности также соблюдался в разной степени. Так, индийским кастам он был присущ абсолютно, а в средневековых государствах Западной Европы или в России возможность войти в привилегированное сословие давал монарх. Исключением из правила наследования сословной принадлежности является христианское духовенство. Стремясь к достижению идейного и духовного господства, христианская церковь старалась привлечь к себе на службу наиболее одаренных людей, невзирая на их сословную принадлежность и материальное положение и содействуя их образованию.

Классический пример сословной организации средневекового общества представляет Франция, где в 14-15 вв. все население делилось на три группы: духовенство, дворянство и так называемое третье сословие. Причем первые две принадлежали к одному классу феодалов и обладали многочисленными привилегиями, к наиболее существенным из которых относились освобождение от уплаты налогов и особые преимущества при замещении государственных должностей. В третье сословие, облагаемое налогами, входили все остальные классы и группы населения, в том числе в период позднего средневековья и нарождавшаяся буржуазия, постепенно накапливавшая огромные богатства, но остававшаяся политически неполноправной. Поэтому в период утверждения капиталистических отношений - в ходе буржуазных революций - она уничтожает сословную иерархию, противопоставляя ей иерархию богатства и утверждая принцип формального равенства граждан. Так, во Франции сословный строй был уничтожен Великой французской революций 1789-1799 гг.

В России во 2-й половине 18 в. утвердилось деление общества на 5 сословий: дворянство, духовенство, крестьянство, купечество и мещанство.

Дворянство составляло высшее привилегированное сословие, главнейшей обязанностью которого была «государева служба», прежде всего военная. Со времен «Манифеста о вольности дворянства» (1762) и эта служба перестала быть обязательной, а привилегии все больше перевешивали «тяжесть» обязанностей. Из дворянства формировался командный состав царской армии, его представители занимали высшие государственные должности, в его руках находилось местное управление. Оно обладало исключительным правом владения населенными землями, контролировало сельское хозяйство, имело монополию на винокурение, было свободно от государственных налогов. В отношении дворян запрещались телесные наказания. Дети дворян пользовались исключительным, позже преимущественным правом на образование. Сословное самоуправление сохраняло и обеспечивало их привилегии (составляло дворянское общество, созывало дворянские собрания, выбирало предводителей дворянства в губерниях и уездах, исправников и т. д.).

На духовенство возлагалась обязанность воспитания паствы в духе идей христианства и безоговорочного подчинения монарху и власть имущим, за что ему предоставлялось множество привилегий, в том числе освобождение от налогов и право на образование детей, которое позволяло детям духовенства в свою очередь войти в духовное сословие.

Купечество - основное торговое сословие России (позже в его руках находилась и промышленность). Это - податное сословие. Кроме основного права заниматься промышленной и коммерческой деятельностью принадлежность к нему давала право получить, например, звание потомственного почетного гражданина, освобождала от телесных наказаний, предоставляла некоторые возможности в образовании детей, обеспечивала участие в городском и сословном (купеческие общества, съезды, собрания и т. д.) самоуправлении.

К мещанскому сословию, тоже податному, относились городские жители из мелких торговцев, ремесленников, домовладельцев, низших служащих. Принадлежность к мещанству привилегий не давала, от телесных наказаний не освобождала. Уделом крестьянина были тяжкий труд хлебопашца на помещичьей земле, уплата всевозможных податей и полное бесправие.

Такое сословное деление существовало в России до Февральской буржуазной революции 1917 г.

Буржуазия отрицает сословия, но отдельные проявления сословного неравенства при капитализме продолжают существовать.

С середины 30-х и до конца 80-х годов социальная структура СССР покоилась на "трех китах": рабочий класс, колхозное крестьянство и трудовая интеллигенция. Над ними возвышалась "номенклатура", численность которой в брежневскую эпоху, по оценке известного исследователя советской политической системы Михаила Восленского, достигала 3 миллионов человек (вместе с членами семей, пользовавшимися привилегиями правящего класса), но она в официальном "реестре" скромно не значилась. Как выглядит социальная структура современной России? Можно ли согласиться с утверждением, что российское общество становится сословным? Обсудим тему с социологом, профессором НИУ ВШЭ Симоном Кордонским.

Сословия - это группы, которые создаются государством

Забегая вперед в предстоящем нам разговоре, хочу спросить: вы себя к какому сословию относите?

Симон Кордонский: Сейчас у меня по меньшей мере три сословных атрибута. Я бюджетник, поскольку преподаю в высшем учебном заведении. Я пенсионер по возрасту. И я лицо свободной профессии, так как иногда получаю гонорары.

Давайте тогда уж достроим этот ряд. Какие еще сословия, по вашей классификации, имеются в сегодняшней России?

Симон Кордонский: Их много. Например, одно из основных - служивое сословие, или служивые, не знаю, как правильно сказать.

Можно сказать - госслужащие?

Симон Кордонский: Нет. Служивое сословие - это гораздо шире. Это государственно-гражданские служащие. Это дипломаты. Это военнослужащие по меньшей мере девяти категорий. Это правоохранители восьми категорий, начиная от полицейских и кончая судебными приставами и таможней. Это депутаты - региональные, федеральные и муниципальные. Это казаки, находящиеся на госслужбе. Это сотрудники госкорпораций и компаний с государственным участием, на которых распространяются отдельные положения закона о госслужбе. То есть сословия - это, как я их понимаю, группы, которые создаются государством. С петровских времен российское государство создавало группы для решения своих задач. Семь титульных сословий было в России. Февральская революция уничтожила сословную структуру. А потом и люди, носившие стигматы сословной принадлежности, были ликвидированы в ходе чисток разного рода. Искусственно созданная социальная структура была характерна и для советской империи, где, по сталинскому определению, существовали рабочий класс, колхозное крестьянство и трудовая (она же народная) интеллигенция. В анкетах было необходимо определить свое сословное положение: из рабочих, крестьян, служащих.

Социальное положение человека у нас определяется двумя признаками - к какому сословию он принадлежит и какое сословие он обслуживает

Искусственно созданная - это созданная государством?

Симон Кордонский: Да.

А естественным путем как она рождается?

Симон Кордонский: Естественным путем она рождается на рынке, где идет расслоение по уровню потребления. Те, кто потребляет много, относятся к высшему классу, а те, кто мало, - к низшему.

Критерием является уровень потребления?

Симон Кордонский: Именно уровень потребления, а не уровень дохода.

Переводом бюджетников на контракт разрушена сословная иерархия

С распадом СССР распалась и искусственно созданная советская социальная структура. А что народилось?

Симон Кордонский: Когда новая власть начала оформляться, возникла идея прописать, кто есть кто. И эту идею взялся осуществить Сергей Станкевич (в 1992 году первый заместитель председателя Моссовета. - В.В.). Он фактически скопировал - сам в этом признается - петровскую Табель о рангах. Но ни обязанностей, ни льгот, ни привилегий в этой "табели" не было прописано. Все изменилось в 2002 году, когда появился пакет законов о государственной службе и о государственной гражданской службе. В этом пакете законов были четко прописаны обязанности и привилегии новых госслужащих. Появилось служивое сословие. При этом никуда не делось неслуживое, но его обязанности, льготы и привилегии не получили законодательного закрепления. И вот эти неслуживые сословия, в частности бюджетники, начали проявлять активность, требуя тех льгот, которые у них были при советской власти. Помните массовые выступления по поводу монетизации льгот? Это был протест бюджетников против лишения их сословных привилегий. Государство тогда отступило. Но сейчас продолжает ту же линию путем перевода бюджетников (учителей, врачей, пожарных, коммунальщиков), работающих по найму, на контракт. У государства просто нет возможности выплачивать людям все наследованные от Советского Союза льготы. Чернобыльцы, "афганцы", северяне... Все они имели какие-то льготы. Бюджетники тоже были ранжированы. Врач первой категории, врач высшей категории, заслуженный врач... При переводе на контракт эта иерархия исчезает.

Может, это и правильно? Категории, звания... Кому они нужны? Сегодня в театре иной артист, не имеющий звания, получает по контракту больше, чем народный.

Симон Кордонский: Категория и звание гарантировали определенный уровень оплаты труда, а контракт упразднил эту гарантию. Сословная иерархия, она ведь имела и денежное выражение. Ведомость на зарплату в этом смысле была весьма информативным документом, она сообщала, кто есть кто. А теперь иерархии нет, и многие из тех, кто занимал в ней высокое место, чувствуют себя обделенными. Я хотел бы подчеркнуть один момент: сословие становится социальной реальностью, когда внешнее определение человека совпадает с его самоопределением. Крестьянин - это тот, кто выглядит как крестьянин, ведет себя как крестьянин и ощущает себя крестьянином. Искусственность наших сословий - она в том, что отсутствует самоопределение. Наши сословия номинальны.

Они созданы сверху?

Симон Кордонский: Да. Пройдитесь на улице. Много людей в форме вы сейчас увидите? А ведь все служивые люди имеют форму одежды. Кроме гражданских служащих, у всех есть форма. В имперской России одежда была четким признаком принадлежности к тому или иному сословию. В советские - тоже. Теперь эти признаки исчезли.

В советские времена не очень-то прокуроры ходили в форме. Разве что на торжественные заседания.

Симон Кордонский: Но была шапка каракулевая, пальто драповое. Помните? Эта одежда не была директивной, но хозяйственные отделы обкомов именно ею снабжали служивых.

Что еще вы считаете атрибутом сословий?

Симон Кордонский: Сословное собрание, сословный суд. И собор как форму согласования интересов. Сегодня сословное собрание и сословный суд у нас номинально есть только у военнослужащих. Я имею в виду офицерское собрание и офицерский суд чести. А при советской власти сословные собрания пронизывали все и вся: профсоюзное собрание, комсомольское собрание, партийное собрание... И был сословный собор - съезд КПСС, на котором согласовывались интересы всех сословий и куда делегировались их представители. В Советском Союзе эта система была очень продуманной. Орготделы партийных комитетов планомерно выстраивали и поддерживали ту социальную структуру, которая считалась идеальной. Сейчас ничего такого нет.

Сейчас другая социальная структура.

Симон Кордонский: Другая.

Но тоже созданная государством?

Симон Кордонский: Тоже созданная государством, но без сословных судов и сословных соборов. Самое главное - нет института согласования интересов различных сословий.

А парламент?

Симон Кордонский: Российский парламент возник как институт классового общества. В конце 80-х советская социальная структура стала разваливаться и началось расслоение по уровню потребления. Появились богатые и бедные. И парламент создавался как потенциальный орган согласования интересов богатых и бедных. Но парламентские функции он постепенно терял, а сословные не приобретал. Сословным собором его не назовешь. Тем более что сама сословная структура не отрефлексирована властью.

Как вам видится эта структура? Назовите сословия современного российского общества.

Симон Кордонский: Их очень много. Военнослужащие, судьи, правоохранители, муниципальные служащие, депутаты, казаки. Это все служивое сословие. Далее - обслуживающее сословие: бюджетники, наемные работники, коммерсанты, пенсионеры, осужденные, лица свободной профессии. Каждое сословие имеет еще и внутреннюю градацию. Скажем, лица свободных профессий - это те, кто работает на гонорар: художники, проститутки, политтехнологи, журналисты... И в каждой из этих групп своя иерархия, свои лидеры и аутсайдеры, свои богачи и бедняки. Бюджетники тоже неоднородны. Врач в ЦКБ и врач в сельской больнице отличаются друг от друга. А политтехнолог, который обслуживает Кремль, - совсем не тот политтехнолог, который обслуживает краевую администрацию. В сущности, социальное положение человека в нашей системе определяется двумя признаками - к какому сословию он принадлежит и какое сословие обслуживает.

У нас бюрократия служит сама себе

А бюрократия имеет сословные признаки?

Симон Кордонский: У нас нет бюрократии. Бюрократия возникает в государстве, когда оно отделяется от рынка. Бюрократия - это люди, находящиеся на службе у государства. И заняты они тем, что согласовывают действия государственных подразделений. Это классическая бюрократия.

Почему вы считаете, что у нас ее нет?

Симон Кордонский: Потому что у нас аппарат - это и есть государство. У этого аппарата нет функции согласования интересов разных групп. Он сам рождает цели, сам производит бумаги, сам себе все согласовывает. И в этом смысле он никакая не бюрократия. У бюрократии собственных целей быть не должно. Задача бюрократии - обслуживать рынок, общество, политическую систему. А у нас бюрократия служит сама себе.

Подняться из одного сословия в другое редко кому удается

Можно ли в России перейти из одного сословия в другое? У нас есть межсословные лифты?

Симон Кордонский: Только на самых нижних уровнях иерархии. Из бюджетника в работающего по найму - пожалуйста. Или из предпринимателей в зону.

Почему тогда только на нижних уровнях? Из губернаторов в зону теперь тоже реально.

Симон Кордонский: Вниз - это сколько угодно. А вот подняться из одного сословия в другое редко кому удается. Если ты военнослужащий, то, попадая на работу в какой-либо государственный орган, все равно остаешься военнослужащим, а не переходишь в категорию государственных гражданских служащих, и погоны с тебя никто не снимает.

Межсословные конфликты у нас случаются?

Симон Кордонский: Постоянно. Это конфликты за передел ресурсов. Иногда с жертвами. Потому что у нас не рыночное государство, а ресурсное. У нас не "товар - деньги - товар". У нас "ресурс - статус - ресурс". "Административный рынок", как его 20 лет назад назвали. А что такое "административный рынок"? Это всегда передел ресурсов. И переделить ресурсы можно только одним способом - создав новую угрозу. Рыночные структуры работают с рисками, а ресурсная структураработает с угрозами, нейтрализуя их. Скажем, есть внешняя угроза. Соответственно, есть сословие, которое ее нейтрализует. Это дипломаты, служащие Российской армии, разведчики. Они нейтрализуют внешнюю угрозу. Есть и внутренняя угроза - нестабильность, "оранжевая революция", "экстремисты"... Внутреннюю угрозу нейтрализуют полиция, Росгвардия, ФСБ. А поскольку объем ресурсов ограничен, то сословия конфликтуют, пытаясь эти ресурсы переделить. И это происходит на всех уровнях иерархии.

Существуют механизмы разрешения межсословных конфликтов?

Симон Кордонский: Конечно. Это собор. Так по крайней мере должно быть.

А у нас?

Симон Кордонский: А у нас это "стрелка". Разборки по понятиям.

Можем ли мы в России оперировать понятием "богатое сословие"?

Симон Кордонский: В России нет богатых людей. Что такое богатый? Богатый - это прежде всего ощущение стабильности и определенный уровень потребления. А у нас никому не гарантированы ни стабильность, ни уровень потребления. Те, кого мы привычно называем богатыми, на самом деле никакие не богатые. Они - обеспеченные. В сословном обществе нет богатства, а есть обеспеченность. Обеспеченность ресурсами. Высокая или низкая. Нормативно. Некоторые обеспечены нормативно высоко, некоторые - нормативно низко. И государство старается быть социально справедливым, то и дело перераспределяя ресурсы в пользу плохо обеспеченных - от региона к региону, от муниципалитета к муниципалитету.

Что ждет завтра высших представителей российских сословий? Они как-нибудь представляют себе свое будущее?

Симон Кордонский: Никак. Они живут настоящим. И мечтают только об одном - чтобы завтра было так же, как вчера. Чтобы ничего не менялось.

Визитная карточка

Симон Кордонский - социолог, профессор НИУ ВШЭ. Родился в 1944 году в Горно-Алтайске. Окончил Томский госуниверситет по специальности преподаватель химии и биологии. С начала 70-х годов стал социологом, в 80-е годы работал в коллективе лучшего тогда социолога Татьяны Заславской. Параллельно с проведением полевых исследований разработал оригинальную методологию анализа российского общества, которую использует по сегодняшний день. Принимал участие в организации неформального объединения ученых, проводивших семинары по экономическим проблемам в ЦЭМИ АН СССР. Во время первого президентского срока Владимира Путина возглавлял Экспертное управление администрации президента РФ. С 2006 года преподает в НИУ ВШЭ.

В России к началу 20 века сосуществовали сословия и классы, поскольку в это время Россия находилась в стадии перехода отфеодального строя ,для которого характерно сословное деление, к капиталистическому , для которого было характерно классовое деление общества.

Мещанство

Мещанство - средние слои городского населения (мелкие служащие, ремесленники, домашняя прислуга и т.д.) В России до 1917 года - сословие, низший разряд городских обывателей. Мещане относились к податным сословиям, несли рекрутскую и податную повинность, могли подвергаться телесным наказаниям.

Купечество

Купечество - торговое сословие. Оно оказалось наиболее приспособленным к началу капиталистических преобразований. Купечество стало основой для формирования российской буржуазии.Купечество было освобождено от подушной подати, телесных наказаний, а его верхушка и от рекрутчины. Сословный статус купца определял имущественный ценз. С конца XVIII века купечество делилось на три гильдии. Принадлежность к одной из них определялась размерами капитала, с которого купец обязан был выплачивать ежегодно гильдейский взнос в размере 1 % от своего капитала. Это затрудняло доступ в Купечество представителям других слоев населения. За период с начала XIX века и до революции 1917 купечество выросло со 125 тысяч человек мужского пола до 230 тысяч. Однако 70-80 % относилось к третьей гильдии. К началу ХХ века сословные границы купечества потеряли четкость, многие богатые представители купечества получили дворянские титулы и, наоборот, его ряды пополнила часть мещанства и крестьянства.

Классы

Буржуазия

Буржуазия - класс эксплуататоров, владеющий на правах частной собственности орудиями и средствами производства и извлекающий прибавочную стоимость посредством эксплуатации наемного труда. Мелкая буржуазия - класс мелких собственников, владеющих средствами производства и пользующихся наемным трудом в незначительной степени или совсем не пользующихся им. Буржуазия к началу 20 века становится экономической опорой самодержавия, но была лишена политических прав. Это приводит к тому, что русская буржуазия была сильно политизированна.

Пролетариат

Пролетариат (нем. «Proletariat» от лат. «proletarius» - неимущие) - социальный класс, лишённый собственности на средства производства, для которого основным источником средств для жизни является продажа собственной рабочей силы.
Пролетариат в России был достаточно малочисленным (10%). Для него было характерно резкое расслоение на рабочую аристократию и чернорабочих, уровень жизни которых был крайне низким, а условия труда ужасающими. Наиболее бедные слои пролетариата были крайне революционны.

Помещики

Помещик - дворянин - землевладелец владеющий поместьем, вотчинник в России конца XV - начала XX вв.Изначально служилые люди, «испомещавшиеся», т.е. получавшие в пользование землю (поместье) за государственную службу. Постепенно поместья стали наследственными, с 1714 г. - собственностью П. Октябрьская революция 1917 г. ликвидировала сословие П. и их землевладение.

Крестьяне

Крестьяне (от «христиане») - сельскохозяйственные производители семейно-индивидуального труда, основной класс феодализма, когда большинство крестьянства было превращено в крепостных. Как класс крестьяне оформились в XIV в. Являлись собственность помещика, были лично зависимы от помещика, платили подушную подать, оброк, отрабатывали барщину, месячину, пользовались наделами общинной земли; ограничено право крепостных покупать землю, заключать сделки. Отличались использованием традиционных орудий труда, слабо меняющейся техникой производства, патриархальными порядками, местной замкнутостью, узостью интересов.

В начале царствования Петра I составляли примерно 90% населения России и окончательно утратило личную свободу. Уже в к.XVII в. положение крестьян почти перестало отличаться от положения холопов. При развитии экономики вовлекались в товарно-денежные отношения, что вело к расслоению, выделению фермерских хозяйств, численному сокращению крестьянства, кооперированию труда. В к.XIX в. крестьяне составляли примерно 75% населения страны (ок.половины крестьян - бедняки).

Соотношение сословий и классов

Интеллигенция (особая группа, для которой харрактерен высокий уровень образованности и независимость мышления и суждений)
Классы Сословия
помещики дворянство
крестьяне крестьянство
купечество,дворянство, мещанство, крестьянство
пролетариат

Введение…………………………………………………………………….3

1. Формирование сословий в России в конце XVIII-начале XIX вв……5

2. Сословный строй России в конце XVIII-начале XIX вв………….…..6

2.1. Дворянство………………………………………………………….…6

2.2. Мещане……………………………………………………………….10

2.3. Крестьяне…………………………………………………………….13

2.4. Духовенство………………………………………………………….17

Заключение………………………………………………………………..18

Список использованной литературы…………………………………19


Введение

В конце XVIII - начале XIX вв., со значительным отставанием от Запада, в России окончательно оформился сословный строй. Формирование отечественной сословной структуры характерно для эпохи "просвещенного абсолютизма", ставившего целью сохранение порядка, в котором каждое сословие выполняет свое назначение и функцию. Ликвидация привилегий и уравнивание прав, с этой точки зрения, понимались как "общее смешение", которого не следует допускать.

Российская сословная структура сложилась из групп московского общества и состояла из 4 сословий. Сословный строй включал в себя: шляхетство (дворянство), духовенство, мещане (из городских посадских людей) и крестьянство. Главной чертой российского сословного строя того времени стало – наличие и передача по наследству личных прав, состояния и корпоративных прав и обязанностей.

Актуальность данной темы заключается в необходимости рассмотреть сословный строй России в конце XVIII - начале XIX вв., с целью изучить состав сословий, сложившихся в то время в русском государстве, их особенности, права, отличия. Рассмотрение данной темы, с различных точек зрения, позволяет прояснить вопрос о том, почему в России сословный строй сложился гораздо позже, чем в странах Европы.

Объектом исследования данной работы является процесс формирования сословного строя в России в конце XVIII - начале XIX вв., его состав и характеристика. Предметом изучения является политика России по формированию сословной структуры, посредством принятия нормативных актов (Жалованная грамота, Табель о рангах, и др.).

Хронологические рамки изучаемой темы достаточно широки – конец XVIII - начало XIX вв. В это время в России идут реформы, наряду с этим совершается и переворот в социальной жизни общества – узаконенное расслоение общества на сословия.

Изучение данной темы предполагает достижение следующей цели – рассмотреть сословный строй России в конце XVIII - начале XIX вв., и определить его роль в послереформенном устройстве социальной и экономической жизни страны.

Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:

Дать характеристику социальной и внутриполитической обстановке в России в конце XVIII - начале XIX вв.;

Определить предпосылки расслаивания общества;

Выяснить в соответствии, с каким нормативными актами произошло расслоение в обществе;

Рассмотреть сословный строй России в конце XVIII - начале XIX вв. (дворянство, мещанство, крестьянство и духовенство);

Изучить особенности каждого сословия: права (личные, имущественные, исключительные, корпоративные и т.д.), положение в обществе, самоуправление и др.;

Проанализировать полученные сведения и сделать выводы.

При написании работы были использованы такие методы исследования как, историко–сравнительный метод (сравнению подвергаются права каждого сословия по отношению к другим, организация самоуправления в рамках каждого сословия и пр.); историко-типологический метод (был выделен определенный период – конец XVIII - начало XIX вв. - и определено какие изменения происходили за данный период на основе определенных признаков: в обстановке в стране до формирования сословий и после, в междоусобных отношениях сословий, в общественной жизни страны и т.д.).

В историографии эта тема имеет достаточно широкое освещение. В данной работе были использованы труды таких авторов, как Белковец Л.П., Белковец В.В., Владимирский - Буданов М. Ф., Ефремова Н.Н., Индова Е.И., Исаев В.И., Рогов В.А., Семевский В.И., и др.

Структура работы следующая. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

1. Формирование сословий в России в конце XVIII -начале XIX вв.

Формирование отечественной сословной структуры характерно для эпохи "просвещенного абсолютизма", ставившего целью сохранение порядка, в котором каждое сословие выполняет свое назначение и функцию. Ликвидация привилегий и уравнивание прав, с этой точки зрения, понимались как " общее смешение", которого не следует допускать .

Окончательное формирование сословий в России произошло во время царствования Екатерины II. Именно Екатерина определила значение, права и обязанности разных сословий. Программными документами стали Жалованные грамоты дворянству и городам.

В 1785 г. была дарована Жалованная грамота дворянству, которая определяла права и привилегии дворянского сословия, считавшегося после бунта Пугачева главной опорой престола. Дворянство окончательно оформилось, как привилегированное сословие. Дворянство превращалось в политически господствующее сословие в государстве .

В том же 1785 г. была обнародована Жалованная грамота городам, завершившая устройство так называемого городского общества. Это общество составлялось из обывателей, принадлежащих к податным сословиям, то есть к купцам, мещанам и ремесленникам.

Привилегии горожан на фоне дворянской вседозволенности казались неощутимыми, органы городского самоуправления жестко контролировались царской администрацией.

Была создана система сословного суда: для каждого сословия (дворян, горожан, государственных крестьян) вводились свои особые судебные учреждения. В уездах были введены уездные суды для дворян, городовые магистраты для купцов и мещан, нижние расправы для инородцев и государственных крестьян.

2. Сословный строй России в конце XVIII -начале XIX вв.

2.1. Дворянство

Дворянство сложилось из разных разрядов служилых людей (бояр, окольничих, дьяков, подьячих, детей боярских и пр.), получило при Петре I наименование шляхетства, переименовано при Екатерине II во дворянство (в актах Уложенной Комиссии 1767 г.), превратилось в течение века из служилого сословия в правящее, привилегированное. Часть бывших служилых людей (дворян и детей боярских), поселенных на окраинах государства, указами Петра Iв 1698–1703 гг., оформлявшими шляхетство, не была зачислена в это сословие, а переведена под именем однодворцев на положение казенных крестьян .

Нивелировку положения феодалов всех рангов завершил указ Петра I 1714 г «О единонаследии», по которому поместья были приравнены к вотчинам, закреплены за дворянами на праве собственности. В 1722 г. «Табелью о рангах» были установлены способы получения дворянства выслугой. Она же закрепила за шляхетством статус правящего сословия .

Согласно «Табели о рангах» все находившиеся на государственной службе (гражданской, военной, военно-морской) были разбиты на 14 рангов или чинов, от высшего фельдмаршала и канцлера до низшего – адъютанта при лейтенантах и коллежского регистратора. Все лица, с 14 по 8 ранг, становились личными, а с 8 ранга, – потомственными дворянами. Потомственное дворянство передавалось жене, детям и дальним потомкам по мужской линии. Дочери, вышедшие замуж, приобретали сословный статус мужа (если он был выше). До 1874 г. из детей, родившихся до получения потомственного дворянства, статус отца получал только один сын, остальные записывались в «почетные граждане» (1832 г.), после 1874 г. – все.

При Петре I служба дворян с обязательным обучением начиналась с 15 лет и была пожизненной. Анна Иоановна несколько облегчила их положение, ограничив службу 25 годами и отнеся её начало к 20-легнему возрасту. Она разрешила также одному из сыновей или братьев в дворянской семье оставаться дома и заниматься хозяйством.

В 1762 г. на короткое время задержавшийся на престоле Петр III отменил специальным указом не только обязательность обучения дворян, но и обязательность дворянской службы. А «Грамота на права и преимущества российского дворянства» Екатерины II 1785 г. окончательно превратила дворянство в сословие «благородное».

Итак, основными источниками дворянского сословия в XVIII в. были - рождение и выслуга. К выслуге относились приобретение дворянства через пожалование и индигенат для иностранцев (по «Табели о рангах»), через получение ордена (по «Жалованной грамоте» Екатерины II). В XIX в. к ним прибавятся высшее образование и ученая степень .

Принадлежность к дворянскому званию закреплялась записью в «Бархатную книгу», заведённую в 1682 г. при уничтожении местничества, а с 1785 г. внесением в местные (губернские) списки – дворянские книги, разделенные на 6 частей (по источникам дворянства): пожалование, военная выслуга, гражданская выслуга, индигенат, титул (орден), давность. С Петра I сословие подчинялось особому ведомству – Герольдмейстерской конторе, а с 1748 г. – департаменту Герольдии при Сенате.

Права и преимущества дворянского сословия:

1. Личные права: право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождение от податей, повинностей и телесных наказаний, от обязательной государственной службы и др.

2. Имущественные права: полное и неограниченное право собственности на приобретение, использование и наследование любого вида имущества. Устанавливалось исключительное право дворян покупать деревни и владеть землей и крестьянами, дворяне имели право открывать промышленные предприятия (строить фабрики и заводы) в своих имениях, разрабатывать полезные ископаемые на своей земле, торговать продукцией своих угодий оптом, приобретать дома в городах и вести морскую торговлю.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины