13.10.2019

Стертая форма дизартрии у детей дошкольного возраста. Стертая дизартрия


ДИЗАРТРИЯ - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией.

Основные проявления дизартрии: расстройство артикуляции звуков (речь нечеткая, смазанная) , нарушение голосообразования, изменение темпа и ритма речи, изменение интонации.

Проявления дизартрии проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта.

СТЕРТАЯ ФОРМА ДИЗАРТРИИ

Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре слов. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи. Стертая дизартрия по своим проявлениям очень похожа на сложную дислалию.

Чаще всего стертая дизартрия диагностируется после пяти лет. Детям, чья симптоматика соответствует стертой дизартрии, необходимо проконсультироваться у у невролога для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т.к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать в себя: медицинское воздействие, психолого-педагогическую помощь, логопедическую работу.

Причинами возникновения стертой дизартрии могут быть: отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония (повышенное давление) нефропатия во время беременности и др; инфекционные заболевания (ОРВИ, Грипп, и пр) перенесенные во время беременности; асфиксия новорожденных; стремительные или затяжные роды; длительный безводный период; механическое родовспоможение (щипцы, вакуум). В первый год жизни такие дети наблюдаются у невролога, им назначаются медикаментозное лечение и массаж. В диагнозе до года стоит ПЭП (перинатальная энцефалопатия). А после года диагноз либо снимают, либо ставят ММД (минимальная мозговая дисфункция). Развитие после года, как правило, у всех бывает благополучным, невропатологи больше не наблюдают этих детей, и ребенок считается здоровым.

При обследовании детей 5-6 лет со стертой дизартрией выявляются следующие симптомы:

Общая моторика: дети неловкие, ограничен объем активных движений, быстро утомляемость при нагрузках. Неустойчиво стоят на одной ноге. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т.д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а так же при переключаемости движений.

Мелкая моторика рук: Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются трудности пространственного расположения элементов. Многие дети до 5-6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы.

У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками:: плохой подчерк, медленный темп письма, «зеркальное» письмо, замены букв).

Особенности артикуляторного аппарата:

Паретичность мышц органов артикуляции проявляются в следующем: вялые губы, углы рта опущены, во время речи губы остаются вялыми. Язык при паретичности тонкий, находиться на дне рта, вялый, кончик языка мало активный. При нагрузках (логопедической гимнастике) мышечная слабость увеличивается.

Спастичность мышц проявляется в следующем: лицо амимично, мышцы лица на ощупь твердые, напряженные. Губы в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Многие дети не могут сделать трубочку из губ. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.

Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания языка и голосовых связок. Дрожание проявляется при нагрузках. Например, при удержании широкого языка на нижней губе под счет 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкое посинение кончика языка, а в некоторых случаях по языку прокатываются волны в продольном или поперечном направлении. В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляторного аппарата.

Апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений артикуляторного аппарата или переключении от одного движения к другому. У некоторых детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотичные движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу. Наблюдается «девиация» языка при логоп. гимнастике, гиперсаливация.

Дети со ст. дизарт. по заданию выполняют все движения из логопед. гимнастики, но качество этих движений страдает: смазанность, нечеткость движений, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, быстрая утомляемость мышц и др. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

Звукопроизношение характеризуется: смешением, искажением, заменой и отсутствием звуков, долго не автоматизируются и не вводятся речь. Наиболее распространенным дефектом звукопроизношения являются нарушения свистящих и шипящих. Достаточно часто отмечается межзубное произнесение, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов со сложной слоговой структурой, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных.

Просодика. Интонационно-выразительная окраска речи детей со ст. дизартрией резко снижена. Страдает голос, голосовые модуляции по высоте, силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется носовой оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворений речь ребенка монотонна, постепенно становится мене разборчива, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и пр.) У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе.

Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционную работу с ребенком. На начальных этапах предусматривается работ по нормализации моторики артикуляторного аппарата - логопедический массаж., логопедическая гимнастика. Обязательна работа по укреплению голоса и дыхания.

Сегодня мы попытаемся понять суть явления, называемого «дизартрия». Что это такое? По каким причинам возникает патология? Это особенно важно, так как у детей с нормальным умственным развитием данное заболевание составляет до 6% случаев, и наблюдается тенденция к росту этого показателя.

Дизартрия - это нарушение произношения звуков, вызванное поражением участков головного мозга и, соответственно, расстройством иннервации мышц, задействованных во время речи.

Тяжелая дизартрия - что это такое?

Наблюдается дизартрия в легкой и тяжелой форме. Последняя рассматривается как одно из проявлений Такие дети получают как логопедическую, так и врачебную помощь в комплексе. Ее обеспечивают специализированные детские учреждения (сады и школы для детей с проблемами речи или нарушениями опорно-двигательного аппарата).

Стертая дизартрия - что это такое?

Дети, имеющие легкую степень дизартрии (по-другому ее называют «стертой»), обучаются, как правило, в общих детских заведениях.

Она проявляется в легком нарушении функций органов артикуляции, а также Речь таких детей нечеткая, но понятна окружающим, так как в основе заболевания лежат лишь точечные поражения коры мозга. Это приводит к парезам только некоторых мышц, используемых для артикуляции, например, только одной стороны языка или его кончика.

При сравнении с дислалией (нарушением произношения звуков при нормальной иннервации артикуляционного аппарата) рассматриваемые нарушения имеют совсем иную причину и

Симптомы дизартрии

Диагностика дизартрии, несмотря на то что дети, пораженные нею, чаще всего не сильно выделяются среди сверстников, происходит по некоторым общим признакам:


Кроме перечисленных проблем, дети даже при легкой степени дизартрии страдают повышенной возбудимостью и истощаемостью нервной системы. Уже с первого года жизни это проявляется плаксивостью и постоянным требованием внимания от близких, нарушениями сна, предрасположенностью к частой рвоте, желудочным расстройствам. Состояние таких деток нередко зависит от метеорологических изменений.

Лечение дизартрии

Лечится дизартрия комплексно, при участии как психоневролога, так и логопеда. Но значительная роль в этом отводится родителям, поэтому им крайне важно знать: диагноз «дизартрия» - что это такое, для чего проводятся те или иные процедуры и упражнения, а также четко представлять себе возможные результаты.

В процессе лечения используются как терапевтические процедуры (лекарственные препараты, физио- и иглотерапия для нормализации мышечного тонуса, так и логопедическое воздействие (артикуляционная гимнастика, исправление голоса и исправление произношения и т. п.).

Человека отличает от животных организованная и структурированная речь, которая имеет множество функций. Каждого человека с самого рождения обучают речи. Если возникают различные формы отклонений и причины деформации речи, которые и являются симптомами болезней, тогда ребенка направляют на коррекцию или лечение. Дизартрия является одним из подобных нарушений, которые необходимо устранять с помощью специалистов.

Уже в раннем возрасте можно отметить, что у ребенка нарушена речь. На этапе формирования артикуляционного аппарата данный факт трудно установить, поскольку всем детям трудно дается правильное произношение слов и фраз. Однако со временем это становится явным. В первую очередь можно обратиться к логопеду, чтобы он провел диагностику речи ребенка и установил диагноз.

Что такое дизартрия?

Что такое дизартрия? Это нарушение речи, при котором ребенок неправильно (искаженно или затрудненно) произносит звуки, слова, фразы, слоги. Причиной данного расстройства ученые называют поражение головного мозга или различные нарушения в артикуляционном аппарате:

  • Иннервация голосовых связок, мышц мягкого неба или лицевых мышц в результате различных заболеваний, например, волчьей пасти или заячьей губы.
  • Отсутствие зубов.

Следствием речевой дизартрии развивается письменная, когда ребенок не может научиться правильному письму из-за неправильности произношения звуков и слогов. В тяжелых формах дизартрия приобретает формы непонятной для окружающих речи. Вследствие этого ребенок становится замкнутым и изолированным, а также нарушается склонность к нарабатыванию письменных навыков.

Причины дизартрии

Главной причиной дизартрии врачи называют поражение головного мозга, в результате чего возникает иннервация артикуляционного аппарата – органы, которые участвуют в создании речи, мало подвижны. К ним относятся губы, язык, нёбо, голосовые связки и пр.

Если дизартрия проявляется у взрослых людей, то у них не отмечается нарушение письма и чтения. Данные функции сохраняются. Однако появление дизартрии у детей приводит к расстройству в письме и чтении. Ребенок уже изначально становится неспособным к какой-либо форме речи. Устная речь при этом лишена плавности, сопровождается изменением темпа (то ускоряется, то замедляется), сбитым ритмом дыхания.

Выделяют следующую классификацию дизартрии:

  1. Скрытую. Имеет стертую симптоматику, поэтому ее путают в дислалией, от которой дизартрия отличается очагом неврологических симптомов.
  2. Выраженную. Ее основными симптомами являются непонятность, нечленораздельность, невыразительность интонации, дыхания, голоса, а также нарушенное звукопроизношение.
  3. Анартрию – полное отсутствие звуковоспроизведения.

Другими причинами дизартрии у детей могут быть:

  • Токсикоз во время беременности.
  • Неправильное развитие плаценты.
  • Несовместимость резус-факторов.
  • Вирусные заболевания во время беременности.
  • Стремительные или длительные роды.
  • Инфекционные болезни мозга у новорожденного.

Другими причинами дизартрии у взрослых становятся:

  • Сосудистая недостаточность.
  • Перенесенный инсульт.
  • Генетические, прогрессирующие или дегенеративные болезни нервной системы (болезнь Хантингтона, ).
  • Опухоль или воспаление головного мозга.
  • Рассеянный склероз.
  • Астенический бульбарный паралич.

Дизартрия делится на степени тяжести:

  1. Легкая – нарушение мелкой моторики, движений артикуляционных органов, произношения звуков. Речь нечеткая, но понятная.
  2. Тяжелая – связана с детскими церебральными параличами.

Менее распространенными причинами дизартрии называют:

  • Передозировка лекарства.
  • Отравление угарным газом.
  • Травмы головы.
  • Интоксикация вследствие злоупотребления наркотиками или алкоголем.

Дизартрия у детей

Часто дизартрия проявляется у детей, что имеет своеобразные формы проявления. Ее можно распознать по:

  1. Трудностям в произношении всех звуков. Дети их коверкают, искажают.
  2. Трудностям с жеванием и глотанием.
  3. Недоразвитости мелкой и крупной моторики: трудно прыгать на одной ноге, застегивать пуговицы, вырезать из бумаги.
  4. Трудностям с освоением письменной речи.
  5. Трудностям в употреблении предлогов и при составлении предложений.
  6. Расстройству голосообразования, изменению интонации, ритма и темпа речи.

Комбинация всех расстройств, которые отмечаются у ребенка при дизартрии, отличается в зависимости от тяжести болезни, степени, очага поражения нервной системы и времени развития. Отличаются речевые, двигательные и психические расстройства у данной категории детей.

Таких детей следует обучать в специализированных школах, где сначала проводится диагностика и уточнение вида и степени болезни, после чего применяется индивидуальный подход к обучению малыша.

Формы дизартрии

Выделяют различные формы дизартрии:

  1. Бульбарная – проявляется в снижении мышечного тонуса, атрофии или параличе мышц языка и глотки. Речь становится невнятной, замедленной, нечеткой. Возникает вследствие опухолей или воспаления в продолговатом мозге. Люди с данной формой дизартрии обладают низкой мимической деятельностью.
  2. Подкорковая – проявляется в нарушении тонуса и непроизвольных движениях мышц (гиперкинез). В спокойном состоянии и обстановке в кругу знакомых и близких ребенок неправильно произносит слова, звуки, фразы. Ситуация усугубляется, если ребенок попадает в стрессовую обстановку – он не может произнести ни слога. Изменяется интонация, темп и ритм. Речь становится либо быстрой, либо медленной, при этом существует большой разрыв между словами. Развиваются дефекты звукообразования и коммуникационные навыки. Может также развиться нарушение слухового аппарата.
  3. Мозжечковая – проявляется в скандировании или выкрикивании звуков. Возникает редко.
  4. Корковая – проявляется в произношении целых фраз и предложений. Возникают паузы между слова, словно при заикании. Если речь идет интенсивно, тогда возникают различные видоизменения звуков. В то же время отдельные слова ребенок произносит без труда.
  5. Стертая (легкая).
  6. Псевдобульбарная – проявляется чаще всего вследствие различных травм при родах или интоксикации. Легкая форма выражается замедленной и затрудненной речью, что объясняется малой подвижностью губ или языка. Тяжелая форма выражается полным обездвиживанием речевого аппарата, амимичностью, ограниченностью движений губ, в открытом рте.

Стертая дизартрия

Достаточно часто встречается стертая дизартрия, при которой основными характерными признаками являются:

  • Плохая дикция.
  • Невнятность и невыразительность речи.
  • Замена и искаженность звуков.

Впервые данную форму дизартрии описала О. Токарева, которая указывала на то, что отдельное произношение звуков у детей не вызывает труда, однако произношение их в сложных словах и фразах уже приводят к искажению. Речь становится размытой, нечеткой, смазанной.

Поражение головного мозга приводит к развитию стертой дизартрии. Обычно ее выявляют в 5-летнем возрасте. Если имеются подозрения на наличие дизартрии, ребенка следует отвести к невропатологу, который диагностирует болезнь, а затем назначит лечение. Коррекционная терапия слабо развита, однако она включает комплекс медикаментов, психолого-педагогической работы и логопедической помощи.

Помимо замены или полного отсутствия звуков, у ребенка наблюдается неспособность обучиться навыкам самообслуживания, нарушения в крупной моторике, а также невозможность держать рот закрытым из-за вялости мышц челюсти.

Псевдобульбарная дизартрия

Перенесенные в раннем возрасте инфекционные болезни или травмы головы приводят к появлению псевдобульбарной дизартрии, которая характеризуется нарушением речевой моторики, сосательного рефлекса, глотания. Мышцы лица вялые, изо рта наблюдается слюноотделение.

По степени тяжести выделяют такие формы псевдобульбарной дизартрии:

  • Легкая форма проявляется в неточной, замедленной, невыраженной речи. Также отмечаются нарушения в глотании и жевании. Звуки трудно произносятся и лишены голоса.
  • Средняя форма характеризуется амимичностью и вялостью мышц лица. Детям трудно вытянуть губы вперед или надуть щеки. Также почти неподвижным становится язык. Мягкое небо также практически не участвует в звукообразовании.
  • Тяжелая форма (анартрия) проявляется полным параличом мышц. Лицо маскообразное, челюсть свисает, рот открыт. Речь практически отсутствует, является нечленообразной.

Диагностика дизартрии

Дизартрию следует не только диагностировать, но и дифференцировать от других болезней, таких как дислалия и афазия. Врач основывает свои выводы на тех навыках, которые уже должны наблюдаться у ребенка, которого проверяют. Если малыш еще не говорит, то обращают внимание на его крик. У страдающих от дизартрии крик является тихим и носовым. Может наблюдаться отвисание нижней губы, асимметричность лицевых мышц. Ребенок может не брать в рот груди, захлебываться молоком, синеть.

Со временем проявляется неспособность ребенка проговаривать звуки. У него также наблюдаются проблемы с глотанием, жеванием. Чем старше становится ребенок, тем больше отмечаются различные отклонения:

  1. Замедленная речь.
  2. Слабовыраженная артикуляция.
  3. Наличие синкинезии.
  4. Просодическое расстройство.
  5. Трудности в удержании и переключении артикуляции.
  6. Нарушение в произношении звуков и их автоматичности.

Лечение дизартрии

Главное направление в лечении дизартрии – это восстановление функций правильной артикуляции, чтобы ребенок мог в дальнейшем спокойно общаться и обучаться. Все происходит тремя способами: прием лекарств, ЛФК и логопедическая работа. Здесь устраняются нарушение голоса, расстройство речевого дыхания и артикуляции.

Среди медикаментов назначают ноотропы: Энцефабол, Глицин и пр. Лечебная гимнастика включает упражнения, которые разрабатывают мышцы лица. В качестве основного метода лечения выступает массаж, где прорабатываются все мышцы артикуляционного аппарата. Активно используется дыхательная гимнастика А. Стрельниковой.

Ребенок должен тренироваться проговаривать звуки, слова и предложения. Это можно делать как самостоятельно, так и с логопедом. Помимо этого упор делается на развитии моторики и устранении прочих дисфункций.

Коррекция дизартрии

Самостоятельно вылечить дизартрию не получится.. Помимо лечебных мер можно прибегнуть к дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии и пр. Коррекция дизартрии зависит от степени тяжести болезни. В основном с больным работает логопед, который разрабатывает его артикуляционный аппарат, дыхание, мышцы лица и т. д.

Коррекционная работа делится на такие этапы:

  1. Массаж, когда разрабатываются мышцы лица.
  2. Упражнения по формированию артикуляции.
  3. Автоматизация при звукопроизношении.
  4. Правильное произношение звуков.

Прогноз

Дизартрия излечивается в зависимости от мер, которые предпринимались при лечении. Прогнозы остаются разнообразными, что зависит от причин возникновения и способности врачей устранить факторы болезни.

Многое ложится на плечи родителей, которые тоже должны выполнять рекомендации врачей и поддерживать своего ребенка. Следует давать ему любовь и понимание, а также хвалить за любые малейшие достижения.

Массовые исследования речевого развития у детей старших групп в детских садах выявили нарушения в 40-60 % случаев. Стертая дизартрия – одна из легких , на практике логопедов встречается довольно часто. В современной медицине есть проблемы с диагностированием этого вида дизартрии и ее последующим лечением, так как двигательная активность обычно у таких пациентов не страдает.

Что такое стертая дизартрия

Стертая форма дизартрии – патология речевой функции, причиной которой является небольшое поражение головного мозга, при котором у ребенка наблюдается смазанность артикуляции, плохая дикция, нечеткая речь, искажение шипящих и свистящих звуков. Недостатки особенно заметны при быстрой речи и когда малыш нервничает. Чаще всего данный вид заболевания обнаруживается у .

Среди детей с данной формой патологии выделяется три группы:

  • первая группа – заболевание проявляет себя заглатыванием некоторых звуков, их искажением. У ребенка нет проблем со слоговой структурой, он хорошо понимает процесс словообразования и умеет пользоваться полученными навыками;
  • вторая группа – частая замена звуком на неправильные, у ребенка нарушена фонематическая цепочка речи. В сложных словах возможны перестановки слогов местами, лексикон отстает;
  • третья группа – практически отсутствует правильная интонация в речи, непонимание того, как нужно строить сложные предложения. Ярко выраженное нарушение понимания звукового строения слова. Словарный запас сильно отстает от лексикона здоровых сверстников.

У детей со стертой формой дизартрии получается выполнять все , которые показывают им педагоги на коррекционных занятиях, но качество движений и артикуляции часто смазанное, наблюдается слабость в лицевых мышцах.

Особенности проявления заболевания

Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста накладывает на их развитие свой отпечаток. Неврологические исследования данного заболевания выявили нарушения развития языкоглоточного и лицевого нерва, из-за этого у многих ребят страдает подвижность языка, губ и артикуляция.

Характерные особенности развития детей со стертой формой дизартрии:

  1. в первые месяцы жизни они плохо едят, быстро утомляются при сосании груди;
  2. далее отношение с едой остается натянутым: первые годы малыш отказывается от еды, плохо жует, иногда держит пищу за щекой, не глотая ее;
  3. из-за слабо развитых мышц лица и языка возникают проблемы с гигиеной, таким детям трудно полоскать полость рта;
  4. мелкая моторика также страдает: чаду трудно застегивать пуговицы на одежде, завязывать шнурки, резать ножницами четко по линии, держать ровно кисть и проводить ею ровную черту;
  5. наблюдаются трудности с перехода от одного занятия на другое;
  6. при выполнении логопедических упражнений, из-за сильной утомляемости, часть языка может посинеть;
  7. часто такому малышу тяжело даются физические упражнения, танцы, прыжки на одной ноге, так как ему сложно управлять своим телом.

Стертая форма дизартрии вызывает у детей проблемы с мимикой, обычно, при разговоре можно увидеть асимметрию носогубных складок, напряжение губ при попытке улыбнуться и другие трудности с выражением эмоций на лице.

Признаки и причины патологии

Диагностика стертой дизартрии и методы ее коррекции не до конца развиты в современной медицине, несмотря на частотность данного заболевания. Легкая форма заболевания может проявляться не ярко выраженно, в отличии от .

Симптоматика стертой дизартрии у детей:

  • неловкие движения тела, непопадание в ритм музыки при танце, быстрая физическая утомляемость;
  • такие дети позже своих сверстников начинают крепко держать в руке предметы, учатся писать и держать правильно ручку;
  • наблюдается отсутствие силы в голосе;
  • нарушение артикуляции, смазанная речь: глотание звуков, иногда даже слов;
  • тремор языка;
  • излишняя суетливость и нервозность чада, которая не соответствует психологической обстановке;
  • в игре со своими сверстниками он несколько заторможен и медлителен.

Важно! Основным признаком стертой дизартрии, который можно увидеть невооруженным глазом, является гипоподвижность мышц лица, ребенок медленно и отстало от речи шевелит губами, пассивен в разговорах и активных играх.

Возможные причины заболевания:

  1. нарушения в перинатальном периоде: сильный токсикоз, гипертония на поздних сроках у будущей матери, несовместимость иммунитетов плода и женщины, инфекционные заболевания;
  2. патологии во время родов: асфиксия младенца, внутричерепная травма;
  3. инфекции у младенца в первый год жизни (ГРИПП, менингит, краснуха и т. д.).

В целом, причиной дизартрии является нарушение мозговой деятельности, которая появляется во внутриутробном периоде, во время родов или в первый год жизни младенца.


Лечение

Стертая форма заболевания, так же, как и , требует комплексного подхода в лечении. В борьбу с нарушениями речевого аппарата должны вступать родители, педагоги-логопеды и врачи. Чаще всего лечение затягивается на долгие месяцы и результаты приносит очень медленно. При выявлении первых симптомов необходимо обратиться за осмотром к невропатологу.

Комплексная терапия включает в себя:

  • коррекционные занятия с педагогами;
  • прием медицинских препаратов;
  • работа с психологом.

Развитие мелкой моторики и артикуляции – ключевой пункт в лечении, систематическое повторение упражнений, в домашний условиях и в коррекционных группах могут дать отличный эффект. Педагог должен обучить родителей тому, как правильно выполнять массаж для расслабления мышц лица или придания им тонуса, какие упражнения и сколько раз нужно выполнять дома с ребенком.

Дыхательная гимнастика, которая обычно входит в терапевтический курс для детей с таким диагнозом, помогает установить плавность речи, убирает скомканность звуков и слогов. Педагогами рекомендуется делать упор на игровые занятия с малышом дома: собирание пазла, шнуровка, мозаика с мелкими деталями, узнавание предмета через мешок и т. д.

Вспомогательные медикаменты: успокоительные седативные средства, (Глицин, Фенибут, Тенотен), ноотропные препараты, лечебные ванны. Лекарственные средства, дозировка и длительность курса должны подбираться строго врачом.

Внимание! Успех терапевтических мероприятий во многом зависит от слаженности взаимодействия педагогов и родителей.

Эмоциональные нарушения: скованность, зажатость, комплексы перед сверстниками – нужно корректировать параллельно логопедическим занятиям с детским психологом. Дети, с которыми проводят коррекционные процедуры, способны учиться в общеобразовательных учреждениях и догоняют своих одноклассников в развитии.

Прогноз лечения стертой дизартрии у детей всегда разный, если стадия у заболевания легкая, то коррекция проходит быстро и легко, если запущенная, то бороться можно многие месяцы, добившись небольших улучшений. Эффект терапии зависит от индивидуальных психических особенностей ребенка, частоты занятий с ним и правильного подбора препаратов.

Дизартрия, если рассматривать с сугубо медицинской точки зрения – это нарушение в работе речевого аппарата.

Конкретное заболевание обуславливается наличием повреждений неврологического характера, в том числе — и коры головного мозга человека.

В основе данного нарушения лежит блокировка (частичная парализация) мышц речевого аппарата.

Разберемся, что такое легкая дизартрия, симптомы и методы лечения I степени псевдобульбарной формы нарушения, которая нередко именуется как стертая.

Терминология — формы и стадии нарушения

Выделяют несколько основных форм детской , в зависимости от расположения очага имеющегося нарушения:

  1. . Поражение большого количества нервных окончаний, что, в свою очередь, приводит к сковыванию определенных групп мышц, которые отвечают и влияют непосредственно на артикуляцию. Особенности — нарушение мимики.
  2. . Повреждение и дисфункция некоторых участков головного мозга, что приводит к парализации речевого аппарата. Характерный признак – монотонность произношения.
  3. Корковая . Одностороннее повреждение коры мозга, с нарушением некоторых структур. Главный симптом – нарушение произношения части слогов, а общая структура речи сохраняется.
  4. Мозжечковая . Нарушения речи в результате повреждений мозжечка. Характеризуется нестабильностью структуры речи ребенка – тональность и громкость постоянно изменяются.
  5. Подкорковая . Поражается часть головного мозга, отвечающая за нормальное формирование речи. Особенность – невнятность и смазанность произношения.
  6. Смешанная . Является следствием разнообразных травм ребенка возрастной группы до 2-х лет. Как особенность – сложение нескольких факторов, влияющих на формирование дизартрии.

Различают четыре степени дизартрической патологии, которые делятся согласно выраженности и тяжести :

  1. Степень I – стертая дизартрия. Зачастую выявляется в 5-ти летнем возрасте. Основные симптомы могут быть сходными с симптоматикой иных заболеваний нервной системы. Особенно заметно смешение звуков и подмена одних – другими. Большинство детей опускают часть звуков при произношении длинных слов.
  2. Степень II . Может характеризоваться достаточно ясной речью, но дефекты произношения особенно явны. Восприятие слов ребенка требует некоторых усилий.
  3. Степень III . Усугубление речи доходит до того момента, что посторонние люди практически не могут воспринять смысл слов, произносимых ребенком.
  4. Степень IV . Искажение речи достигает тех пределов, что даже близкие родственники не могут воспринять произносимое с первого раза. Кроме прочего, речь может отсутствовать вовсе.

Стертая дизартрия – переломный момент в развитии конкретного типажа неврологических патологий. Является наиболее легкой формой , своевременное выявление которой гарантирует полное излечение и возможность ребенка в дальнейшем вести нормальный стиль жизни.

Конкретный термин «стертая дизартрия», был впервые предложен доктором Токаревой, которая четко характеризовала проявления I степени дизартрии, как «стертые, в собственном проявлении, симптомы псевдобульбарной дизартрии».

Отличается особой трудностью при преодолении проблем с произношением. Дети, страдающие от конкретного типажа заболевания, произносят подавляющую часть звуков верно, но речевой поток ребенка слабо автоматизирован и отсутствует четкость дифференциации звуков.

Причины и выявления в раннем возрасте

Факторы, провоцирующие появление и прогресс заболевания, возникают еще на стадии эмбрионального развития в утробе матери и при рождении. Зачастую, они таковы:

  • недостаток кислорода у развивающегося плода;
  • сильные токсикозы и гестозы;
  • невропатия или поражение почек;
  • вирусные заболевания I-II триместра;
  • родовые травмы;
  • слабость либо чрезмерная активность родовой деятельности матери;

Важно заметить проявления стертой дизартрии в как можно более раннем возрасте, так как успешное и полное ее излечение возможно лишь при обнаружении до 5-ти лет.

Лечение при обнаружении в более зрелом возрасте осложняется уже сформировавшимся восприятием и некоторыми дополнительными нарушениями в психическом развитии ребенка. Также сложности возникают из-за того, что тело отчасти сформировано и наиболее активная стадия его роста завершена.

Особенности клинической картины

Причинами возникновения конкретной формы дизартрии является поражение подъязычного нерва, определяющего четкость произношения и, как следствие – дальнейший прогресс болезни и поражение коры головного мозга.

При стертой форме дизартрии нарушения могут касаться нервов глазодвигательной системы, что приводит к второстепенному признаку в виде косоглазия.

Стертая дизартрия у детей проявляется следующими основными симптомами:

  • вялость речевой деятельности из-за частичной блокады речевого аппарата, губы и язык пациента практически неподвижны, при выполнении упражнений, относящихся к артикуляции, проявляется слабость выраженности;
  • заметны дрожание голоса и языка при гиперкризах, которые проявляются по причине напряжения лицевых мышц;
  • происходит искажение губ, что препятствует верному выполнению упражнений;
  • тонус лицевых мышц ослаблен, а контроль – занижен, как следствие — избыток отделяемой слюны.

Проявлениями, которые сопутствуют стертой дизартрии, можно указать:

  • нарушение мелкой моторики;
  • повышенная беспричинная утомляемость;
  • нарушение равновесия;
  • неспособность к имитации элементарных упражнений;
  • сложность ориентации в пространстве.

Условная классификация больных

Условно всех детей, с подтвержденным диагнозом стертая дизартрия можно разделить на три группы, исходя из того – какая именно функция нарушена:

  • дети, которые неспособны четко разделять звуки и воспроизводить интонации, единственно верные в той или иной ситуации. Сопровождается нарушениями пространственного восприятия;
  • пациенты с нарушениями восприятия звуковых моментов и неспособностью к четкому разделению звуков и воспроизведению требуемых интонаций. В речи могут присутствовать грамматические и лексические ошибки;
  • полиморфные нарушения при раздельном произношении и восприятии звуков, интонаций, также присутствуют сложности при сложении слов и словоформ.

Диагностические критерии и методики

Определить присутствие заболевания достаточно сложно. Большая часть успеха при определении стертой формы нарушения зависит от ответственности и наблюдательности родителей, которым необходимо своевременно заметить какие-либо нарушения и отправиться с ребенком на прием к логопеду. Логопед проведет некоторые проверки.

Осмотр у врача состоит из следующих этапов:

  • исследование и проверка присутствующих ;
  • выявление патологий, не связанных с артикуляцией;
  • проверка работоспособности мышц лица, в частности – мимических;
  • проверка письменных способностей детей, старше 5-ти лет, исходя из: каллиграфии, орфографии и прочего.

Выявив некоторые дефекты, относящиеся к заболеваниям невралгического характера, логопед направляет родителей и ребенка на прием к детскому неврологу, который занимается постановкой предварительного диагноза.

Для того, чтобы точно определить болезнь и стадию проводится комплекс медицинских мероприятий. При диагностике невролог направляет пациента на такие вспомогательные исследования:

  • исследование проводимости нервных импульсов.

Основываясь на полученных данных и опираясь на результаты дополнительных проверок невролог составляет конкретный план лечения и ставит окончательный диагноз.

Коррекция и лечение

Лечение проводится на основании поставленного диагноза, в случае стертой дизартрии, при адекватных методах коррекции обычно имеет место благоприятный прогноз, но требуется определить – нет ли еще каких либо сопутствующих невралгических заболеваний и нарушений.

Обязательные методы ее коррекции при стертой дизартрии:

  • обучение физиологически верному дыханию;
  • дыхательная гимнастика, направленная на речевое развитие и усиление голосовых связок;
  • массаж мышц речевого аппарата и дополнительные упражнения по развитию разговорного навыка;
  • назначение упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, дети с подобным заболеванием часто имеют проблемы с каллиграфией;
  • корректировка произношения и развитие выразительной речи;
  • увеличение разговорной активности;
  • выполнение упражнений на развитие памяти и внимания.

Медикаментозное лечение

В качестве дополнительных назначений, иногда используют некоторые группы препаратов и , основное воздействие которых направлено на стимуляцию активности мозга, улучшение памяти и повышение уровня внимания.

В медикаментозное лечение при легкой форме дизартрии входят следующие препараты:

  • снимающие сосудистые спазмы – ;
  • – Энцефабол, Пантокальцин, прочие;
  • метаболические – Актовегин, Церебролизин, прочие;
  • седативные – Тенотен, Ново-пассит.

Профилактические меры

В качестве профилактических мер для предотвращения конкретного заболевания, требуется обратить самое пристальное внимание на период беременности и процесс родов.

Если своевременно предупредить гипоксию плода и уберечь ребенка от повреждений головы в процессе рождения, а также — в первые годы после, то дизартрия маловероятна.

Для полного исключения стертой дизартрии, родителям требуется:

  • регулярно посещать с ребенком логопеда , — если в возрасте года нет «агуканья», если в два года совсем не разговаривает, если до 3-х лет словарный запас слишком беден или нет произношения простых звуков, если в 3-5 лет нет четкости произношения или речь сильно отличается от речи сверстников – это повод для неотложного визита к логопеду;
  • разговаривать с ребенком и привить ему интерес к разговору;
  • вместе с ребенком тренировать речь – учить скороговорки;
  • оберегать ребенка от соприкосновения и попадания в организм токсических веществ ;
  • вести профилактику – шапка в холодный период обязательна, своевременное лечение простуд и ЛОР-заболеваний, регулярные визиты и лечение стоматолога.

При проявлении начальных симптомов дизартрии, необходимо посетить врача, не откладывая визит в больницу на потом. В случае своевременного обращения, все назначения и терапия могут быть ограничены кратким курсом медикаментозного лечения первопричины, то есть – нарушений в работе головного мозга, и направлением в специальную группу детей в детском саду. Обычно, в подобных группах проводят все необходимое обучение и коррекцию речи.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины