25.09.2019

Страстная седмица: чему посвящен каждый из дней строжайшей недели поста. Каждый день - великий. История, обычаи, традиции и приметы Страстной недели


Как проводят православные последнюю неделю перед Пасхой: за что молятся, во что верят, что должны сделать и чего нельзя делать, что можно есть, а чего - нельзя

Наверное, в жизни каждого христианина нет более значимого недели, более важной, как неделя перед Светлым Христовым Воскресением - Страстная или Великая неделя. Вся история христианства, главные ее вехи и главные посылы отражает эта неделя, во время которой мы вспоминаем последние дни земной жизни Спасителя, Его страдания и Его смерть. Осмысливая Страсти Христовы - предательство Иуды, Тайную вечерю, Молитву Спасителя в Гефсиманском саду, мы и называем эту неделю Страстной.

В эти дни мы особенно задумываемся над болезненным осуждением судом Синедриона Сына Божьего, о неправедном суде над Ним у Пилата, о Его страданиях, гонениях, распятии и крестной дороге. Вся земная жизнь Спасителя должна быть на этой неделе - как на ладони, чтобы сделать выводы, чтобы укрепиться в вере и в собственных силах, навести порядок в мыслях и помыслах.

А Великой эта неделя называется, ибо Христос, добровольно восходя на Крест, доказал нам, что любовь есть, что жизнь вечная и что человечество спасено.

"Тяжко страдает душа моя, аж до смерти", - передает Священное Писание слова Сына Господнего, а иконы - его тяжелый, но осознанный путь. Поэтому каждый християних понимает, что его путь - крестный, что надо нести свой крест без ропота и идти за Христом.

Эта неделя начинается и завершается большими праздниками - Вербным воскресеньем и Светлым Христовым Воскресением - что свидетельствует о том, что каким бы тяжелым не был путь, но если он осмыслен, если на нем главное - это любовь, он все равно будет счастливым.

В 2018 году Страстная неделя продлится с 2 по 7 апреля. Затем - Пасха - 8 апреля.

Каждый день Страстной седмицы сопровождается историями из церковных летописей, рассказам исследователей народной старины, подкрепляется приметами, пословицами и поговорками, которые прошли шлифовку в народа на протяжении веков.

Страстной понедельник

Первый день Страстной седмицы - день полного погружения в размышления о жизни Христа. Церковь советует христианам прожить этот день со своим Спасителем - сопутешествовать с Ним, изучить Его путь и пережить его, отказаться от наслаждений, свести до минимума еду и мирскую суету.

В этот день служится молебен, с которого начинается мироварение. Миро - это смесь 50 веществ на основе оливкового масла, трав и смол. Это святыня, которая хранится в алтаре и используется в таинстве Миропомазания. Готовится миро только раз в год - с понедельника по среду Страстной недели, а в четверг освящается.

Хозяева в Страстной понедельник убирают дом и двор, готовясь к празднику: моют, чистят, подметают дворы, красят.

"В понедельник, особенно для женщин, день начинался рано, - пишет краевед Дмитрий Копинец в книге "Буштинские обрядовые действа и развлечения молодежи в древности". - Еще до восхода солнца мать будила дочерей, и они, умывшись, начинали хозяйничать, смазывать желтой глиной пол на завалинке, потом мыли строя (сундук на одежду), лавочки, стол, дверь, чистили окна и тому подобное. После обеда шли на огород, чтобы к живного четверга посеять все семена".

В понедельник верующие едят сырые овощи и фрукты, а также хлеб, мед и орехи. За стол садились один раз в сутки - вечером.

Страстной вторник

В Страстной вторник христиане вспоминают, как Христос учил в храме Иерусалимском и народ считал Его пророком.

Этот день также посвящен уборке, стирке, глажению. Если позволяла погода, хозяйки выносили на улицу все, что нужно просушить, вытрепать, а также готовили к празднику праздничная одежда. Мужчины тем временем осматривали огород, убирали дворы, заготавливали дрова для выпечки пасх.

Из еды также, как и в понедельник, разрешено сырые фрукты и овощи, мед, орехи и хлеб. И также - раз в день.

Страдальческая среда

Среда - еще более сложный день у православных - день, когда отдали Иисуса на страдания и смерть: когда совет первосвященников и книжников уже решил взять Христа и убить Его, в селении Вифания в доме Симона прокаженного, где остановился в ночь на среду Иисус, одна "грешница" возлила драгоценное миро на Его голову. Здесь же в душе Иуды родилось намерение выдать беззаконному совету Учителя.

Хозяева в среду пытались завершить важнейшие работы: убрать квартиру и вокруг нее, убрать огород и подготовить его к весне. Хозяйки растворяли тесто для пасх, девушки выбирали яйца для писанок, готовили красители и тому подобное, парни же убирали двор.

Также в этот день готовили свечи, которые защищали семью от болезней.

Ели в этот день также хлеб, овощи и фрукты, холодную сырую пищу без масла.

Особенно важными считаются последние три дня перед Пасхой - Великие четверг, пятница и суббота.

Чистый, Страстной, Живний четверг

В четверг в церкви читается Евангелие, верующие вспоминают становление таинства причастия Тела и Крови Христовых - евхаристии. Большую силу в этот день приобретают свечи, принесенные из церкви. Они круглый год будут защищать дом от пожаров. Страстной свечой выжигают крест на косяке над входом в дом и хранят ее до следующего Страстного четверга.

В четверг начинаются приготовления собственно к Пасхе. По традиции, на рассвете все - и взрослые, и малые - должны помыться, чтобы весь год быть при здоровье и в хорошем настроении. Издавна делали это возле прудов, озер, или у колодца. Для девушек существовало много прибауток, но каждая могла своими словами попросить в водицы еще большей красоты. Считается, что в этот день вода имеет целебные свойства.

  • К Чистому четвергу дом должен быть уже чисто убран, украшен вышитыми рушниками, сплетенными салфетками и другими украшениями для дома, которые умеют делать хозяйки.
  • Еще в этот день хозяева запекали в печи соль, которая очищала от нечисти, а также приобретала уникальных целебных свойств.
  • В Чистый четверг девушки расписывают писанки для любимых и готовят пасхальные открытки, сувениры, подарки.
  • В этот день начинают печь куличи, придерживаясь различных древних обрядов. Как правило, их выпекают несколько, разных размеров, иногда для каждого члена семьи отдельно, и одну большую - для всех.

"Особенно следили, чтобы не нарушить обычных правил, когда сажали пасхи в печь, - пишет Дмитрий Копинец. Хозяйки запрещали ходить по дому, чтобы не было сквозняка. Всех, кто был в доме, просили выйти, кроме дочерей, чтобы с детства учились печь".

В народе считалось, что в этот день души праведников возвращаются на землю, чтобы отпраздновать «Мертвецкую Пасху». Ночью в церкви в этот день можно увидеть умерших священников и прихожан.

В этот день можно есть горячую растительную пищу с растительным маслом дважды в день.

Великая пятница

Это - самый скорбный день, день траура в память о страстях и смерти Христа, потому что именно в пятницу Иисус был распят и умер на Кресте, расплатившись за человеческие грехи. В субботу тело Спасителя "пребывало во гробе", но душой Он сошел в ад и вывел из него души праведников. Богослужение Великой пятницы проникнуте Духом безграничной любви и милосердия к человеческому роду, к нам, грешным.

Главным в церковном обряде есть Плащаница - болезненная история спасения рода человеческого.

"Благородный Иосиф, с древа сняв Пречистое Тело Твое, Плащаницей чистой обвил, и благовониями покрыв, во гробе новом положил", - поется в тропаре Великой Пятницы на вечерни и на утрени Великой Субботы.

Православные особенно относятся к Плащанице - с безграничной любовью и уважением. В Великую пятницу все постятся и с большим благоговением приступают к целованию Святой Плащаницы, отдавая три земные поклона со словами: "Протерпел Ты за нас страсти, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй нас!"

"В Пасхальную пятницу дома люди пытались вести разговор в умеренных тонах, - пишет Дмитрий Копинец.- В этот день, кроме детей и больных, никто не ел. А вечером шли в церковь целовать Плащаницу. Возвращаясь с богослужения, снова брались за работу. Нельзя было только шить, стирать, колоть дрова, строгать и тому подобное".

  • В народе считается, что в Великую пятницу лучше красить яйца, печь пасхи. Перед началом работы хозяйки должны прочитать "Отче наш", попросить благословения и приступать к готовке.
  • В этот день христиане строго постятся, особенно набожные вообще ничего не едят вплоть до самого воскресенья.
  • Нельзя петь и веселиться.
  • Нельзя ничего сажать, в общем, работать в земле - ничего не приживется. Не надо в пятницу сушить белье, потому что тогда на ней могут появиться красные пятна, похожие на кровь.

Великая суббота

В Великую субботу нужно готовить Пасхальную корзину. Так повелось, что в каждой семье есть для этого специальная, своя корзина, в которой освящают куличи и скоромные блюда на Пасху, ее называют дарником. А еще специально к Пасхе хозяйки имеют вышитый рушник, которым прикрывают все вкусности праздничной корзины - пасочки, крашенки и пасхальные яйца, колбасы, масло, сыр, сало, хрен, соль, чеснок, свечу.

Вся великая суббота посвящена пасхальной еде - пекли пасхи, красили яйца, делали писанки. Хозяева украшали дом к празднику и готовились к Всенощной. Этой ночью не желательно спать вообще, потому что как раз этой ночью ходит счастье. А еще всю ночь горит свет - и в доме, и на улице.

Великая суббота - последний день Великого поста. По церковному уставу, желательно в субботу, как и в Страстную пятницу, воздерживаться от еды по максимуму: есть только хлеб и пить воду. К тому же, не смотря на то, что Пасха наступит уже в полночь, праздничная трапеза разрешается только утром.

В Великую субботу, конечно, не копаются в огороде, не убирают (только украшают цветами, сувенирами и т. п) дом, не стирают, не занимаются рукоделием, избегают веселья и развлечений.

Итак, в Страстную субботу мы заканчиваем подготовку к Пасхе, обязательно вечером идем в церковь, чтобы освятить еду в корзинах и отстоять праздничную Всенощную.

Не делать этого в Страстную неделю!

  • Конечно, в єту Великую неделю нельзя ругаться, ссориться, выяснять отношения и обижаться. Надо посвятить максимум времени своему духовному миру, покаянию и очищению. Пусть вера, благодать и любовь наполнят душу и мысли - на самом деле это самое главное в большой подготовке к Светлому Воскресению.
  • Нельзя отказывать в просьбах - считается, что просьбы ближнего на этой неделе идут от самого Бога.
  • Среди самых главных запретов на Страстной неделе - строжайший пост.

И вот, когда душа и тело готовы принять радость Спасения, приходит Большое воскресенье - Светлое Христово Воскресение.

Это - важнейшее событие духовной истории человечества, то, что нас больше всего объединяет. Через Христово Воскресение мы открываем для себя вечную жизнь, мы верим в бескорыстную, настоящую любовь, верим в победу жизни над смертью и победу в целом.

Мы приветствуем друг друга словами "Христос Воскрес!" и отвечаем "Воистину Воскрес!". И эти слова луной разносятся светлым утром Воскресения и наполняют каждого непреодолимой верой в то, что так и есть, что наша вера бесполезная. Ибо Христос воистину восстал из мертвых!

Христос Воскрес!

Страстна́я неде́ля (вар. Красная неделя, Червоная , укр. Білий тиждень, Чистий тиждень , полес. Русальна недзеля , христ. Страстная седмица , Святая неделя ) - следует после Вербной , седьмая последняя неделя перед Великоднём (Пасхой), продолжительностью шесть дней; она начинается в понедельник и завершается в субботу, предшествующую пасхальному воскресенью .

В течение всей недели шла подготовка к главному празднику: мыли столы, скамейки, лавки, окна, двери. Белили печь, а то и стены. Выскабливали, вымывали пол, вытряхивали половики, перемывали посуду. С четверга до субботы шло приготовление у печи и во дворе: хозяйки пекли пасхальные куличи, красили яйца, запекали мясо; мужчины ставили качели, заготавливали дрова на время праздника и др. Селяне старались быть немногословными. Как и в течение всего поста, избегали громкого уличного пения, не было уличных игр и хороводов. По поверьям болгар, за соблюдением традиций следили самовилы . Согласно славянским поверьям, перед Великднём или после него, предки возвращаются на землю, где пребывают в течение некоторого времени .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Страстная неделя, последняя неделя Великого поста перед Пасхой

    ✪ PT221 Rus 68. События Страстной недели. Помазание Иисуса миром. Предательство Иуды.

Субтитры

Страстная неделя Страстная неделя – особый период в христианстве. Это последняя неделя перед Пасхой, следующая за Вербным воскресением и установленная в память о страданиях и мученической смерти Иисуса Христа. Называют эту неделю еще: Страстной седмицей, Страстной неделей, Страшной неделей, Великой седмицей, Великой неделей, Красной, Червоной, Святой неделей, Білий тиждень, Чистий тиждень. Последние шесть дней Великого Поста посвящены воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью. Называется эта седмица Великою, потому что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя. В христианстве все дни Страстной седмицы носят название «Великих» - Великий понедельник, Великий вторник и т. д., употребляется также эпитет «Страстной». Согласно древнему обычаю, Страстная неделя начинается в воскресенье и заканчивается в субботу. Во время Страстной недели вспоминаются Тайная Вечеря, предание на суд, распятие и погребение Иисуса Христа. Богослужению в Страстную седмицу придается особое значение. В Страстную седмицу пост особенно строг. Путь Страстной седмицы – путь поста, исповеди и причащения. Каждый день Страстной недели исполнен сакрального значения. В течение всего одной недели Иисус Христос познал цену человеческой любви и предательству, жизни и смерти. В начале страстной недели он въехал в Иерусалим, в середине – был схвачен и предан страданиям, в конце недели - распят. Ход церковной службы меняется в зависимости от того, какое событие произошло в определенный день предшествующей Пасхе недели. Каждый день Страстной недели – великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. В дни Страстной недели Православная Церковь не празднует дни своих Святых, не поминает умерших и не проводит таких таинств, как венчание, крещение. Это неделя перед Пасхой, каждый день которой велик и свят. Православные христиане проводят это время, усердно молясь и пребывая в строгом воздержании. Рассмотрим каждый день отдельно. Вербное воскресенье В вербное воскресенье Спаситель вошел в Иерусалим для того, чтобы проповедовать там, быть схваченным и принять страдания. Иисус Христос знал о том, что ему предстоит, и шел на сознательную жертву ради того, кого любил больше всего на свете – ради человека. Обитатели Иерусалима приняли Иисуса как пророка и встречали его, держа в руках пальмовые ветви. В славянских странах решили заменить их веточками вербы. Люди в этот освящают в храмах вербу. С понедельника по среду Иисус Христос проповедовал в Иерусалиме. Зная о том, что срок его земной жизни подходит к концу, он старался вложить в уши слушателей как можно больше информации. Великий понедельник В понедельник вспоминается история смоковницы, на которой Иисус не обнаружил плодов и иссушил ее. Это бесплодное дерево символизирует души, которые не приносят в Царстве Божьем духовные плоды - истинное покаяние, веру, молитвы и добрые дела. В этот день вспоминается и библейский Иосиф – сын Иакова, которого братья продали в рабство в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа. Иосиф был выведен из темницы и поставлен над Египтом. Есть разрешается овощи, фрукты, хлеб. Великий вторник В Великий вторник воспоминается обличение Иисусом фарисеев и книжников, а также притчи, произнесённые Им в Иерусалимском Храме: о дани кесарю и о воскресении мёртвых, также о Страшном суде и кончине мира, о десяти девах и талантах. Едят в этот день горячее без наличия в пище растительных сортов масла. Великая среда Среда Страстной Седмицы является днем, в который Христа предали страданиям. В среду происходит два важнейших события: раскаявшаяся грешница Мария из Магдалы выливает драгоценное миро на ноги уставшего Иисуса и получает прощение, омыв слезами и помазав драгоценным миром ноги Христа, подготовила Его таким образом к погребению. В Великую среду христиане со скорбью вспоминают решение Иуды Искариота о предательстве своего Учителя за 30 сребренников. Этот день знаменателен проведением Литургии Преждеосвященных даров, прекращением великих поклонов. Великий четверг В Великий четверг христиане вспоминают четыре события: 1.В четверг происходит Тайная вечеря, во время которой Иисус Христос дает последние наставления своим ученикам и предвещает свою скорую смерть и воскрешение. 2.Омытие Господом ног своих учеников 3.Спаситель следует в Гефсиманский сад, где совершает молитву и напоминает апостолам о том, что в эту ночь им спать нельзя. 4.Но апостолы засыпают, и, преданный Иудой, Христос в ночь с четверга на пятницу попадает в руки римских солдат. На долю Христа приходится еще одно предательство: перепуганный Петр отрекается от учителя перед солдатами. День Великого Четверга, называют также «Четверток» Великая пятница - Страстная пятница Страстная пятница – это день, когда Иисус Христос был предан пыткам, судим и распят на кресте. После нескольких часов невыносимых страданий Христос умирает распятый на кресте. Это самый скорбный день страстной недели, день печали и самого строгого поста. В Великую пятницу литургия не совершается. Богослужения посвящаются распятию на кресте и смерти Христа. Литургия отсутствует, а христиане держат горящие свечи – символ величия Господа. По обычаю нищим подают милостыню, принято раздавать различные продукты питания бедным людям. Даже тем, кто не постился в течение Великого поста, священники настоятельно рекомендуют воздержаться в эту пятницу от употребления скоромной пищи, алкоголя. Великая суббота В субботу верные ученики хоронят тело Иисуса Христа. Суббота – самый таинственный день Страстной недели. Пока тело Христа лежит в гробу, душа его сходит в ад, где прощает древних пророков и праведников, живших до рождения Иисуса. Ад стонет от злости, так как Христос устанавливает свою власть даже в царстве дьявола. Остается всего несколько часов до Пасхи - великого дня, ознаменовавшего победу над смертью. В Великую Субботу следует готовиться к наступлению Воскресения Христа. По прошествии утреннего богослужения во всех храмах освящаются пасхи, яйца, пасхальные куличи. Священники облачаются в светлые одежды и проводят литургию. В субботу в Иерусалиме сходит благодатный огонь. После Великой субботы – наступает праздник Пасхи Страстная неделя для христиан Для христианина Страстная неделя – время строгого поста и покаяния. Отцы церкви предписывают проводить это время в молитвах и воздержании, посещать храм, присутствовать на службах, исповедоваться в грехах. Присутствуя в Страстную седмицу на церковных службах, представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю величественно трогательную и безмерно назидательную историю страданий Христовых. Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем. Отцы Церкви так составили и расположили богослужения Страстной недели, что в них отражаются все страдания Христовы. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. Богослужения Страстной седмицы Святая Церковь обставила особым внешним величием, возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту седмицу. Славянские традиции Истинно верующим людям рекомендуется в течение Страстной недели размышлять о жизни и учении Иисуса Христа, о событиях последних дней его земной жизни. Русские люди выполняли заветы Православной Церкви: молились, соблюдали строгий пост, старались посещать всю неделю церковь, вести себя с достоинством, в это время запрещалось веселиться, петь песни, смеяться. В течение всей недели идет подготовка к главному празднику Пасхи: приводят в порядок дома, дворы, ворота, колодцы. Раньше белили печь, а то и стены. Считается, что Страстная неделя - это временем разгула нечистой силы. Согласно славянским традициям, перед Велик днём или после него предки возвращаются на землю, где пребывают в течение некоторого времени. В течение Страстной недели проводилось множество обрядов очистительного и предохранительного характера. Страстной Четверг, Великий Четверг. Обычаи предписывают проснуться перед наступлением рассвета и приступить к очищению самого себя и своего дома. Народные традиции именуют этот день "Чистым Четвергом". Соответственно, верующие люди в это время стремятся как к духовному, так и к телесному очищению. Свечи, зажженные в церкви и внесенные в родной дом, по преданию приносят счастье. В Чистый четверг, по русскому обычаю, необходимо было вымыть весь дом: полы, потолки, стены, двери и окна, очистить оклады икон, просушить все, что хранилось целую зиму в сундуках, сжечь старые соломенные постели, выбросить старую обувь, одежду, вынести весь мусор, тщательно вымыть всю посуду в доме. После Чистого четверга и до самой Пасхи включительно в доме уже не убирали и не подметали, этот запрет объяснялся боязнью засыпать пылью глаза Иисуса Христа, лежащего во гробе. В этот же день были распространены ритуальные омовения людей, которые должны были очистить человека от грехов, дать ему здоровье, красоту. Они проводились обычно на восходе солнца, до пробуждения птиц, когда вода еще «ничем не запачкана». Омовение проводились на реке, пруду, озере или дома. Магическое действие воды люди старались усилить, проводя различные дополнительные ритуальные действия. Так, в воду, приготовленную для омовения, а также в естественный водоем бросали серебряные монеты, обладавшие, по поверью, очищающими свойствами. В Чистый четверг, по обычаю, красили яйца, выпекали кулич, изготавливали из творога пасху. Кулич надо было выпекать, по мнению крестьян, именно в четверг, так как в этот день Иисус Христос преломил хлеб и дал вкусить от него своим ученикам со словами «сие Тело Мое». В Страстную пятницу - день распятия Христа на кресте - были запрещены все работы. В Страстную субботу освящали в храмах кулич, пасху и крашеные яйца. Великой субботой оканчивается Великий пост. Нужно сходить в церковь и освятить приготовленные куличи и другую пасхальную еду. Не разрешается употребление пищи до окончания ночной службы. После окончания крестного хода наступает Великая Пасха

Чистый, Страшной, Великий понедельник

Начинается неделя подготовки к встрече святого Воскресения . В этот день мыли и белили хаты, чистили скотину . Тот, кто в Чистый понедельник искренне постится (не ест и не пьёт целый день), будет, как говорили на Витебщине, успешно находить летом птичьи гнезда. Гомельские полещуки избегали держать в доме в этот понедельник и вторник что-либо нечистое (из продуктов), чтобы на людей и говяду (скотину) не напала порча [ ] . Крестьяне говорили про этот день: «С великого понедельника до Великого Дня целая неделя, по горло бабам дела!» .

На Херсонщине на «Жиловий понеділок» совершаются большие поминки по предкам - «Мертвецький Великдень» .

Чистый вторник

Во вторник последней недели великого поста в селениях Тульской губернии сбирают из закромов семена льняные и конопляные вместе, толкут их в ступке и потом с водою приготовляют из них соченое молоко. Все это делается утром, до рассвета. Таким молоком на рассвете поят всех домашних животных, в предосторожность от будущих болезней. Здесь главное условие: мужчины не должны знать сего дела, а иначе оно будет без пользы. По замечаниям старушек известно, если животное не пьёт сочёного молока, то в нём нельзя ожидать никакого прока; оно бывает тогда уже или больным, или очарованным [ ] .

Страстная среда

В страстную среду обливают скотину снеговой водой .

В Белоруссии накануне Чистого четверга клали под крышу хлеб, соль и мыло. С тем хлебом на Юрия выгоняли скот из хлева, соль в дальнейшем использовали как средство от сглаза, а мылом назавтра до восхода солнца мылись в бане, чтобы быть чистыми (здоровыми) целый год. Если вынесенный хлеб за ночь замерзал, предполагали, что и яровые вымерзнут [ ] .

Чистый четверг

Чистый четверг, в зависимости от региона, называли: «Навський Великдень» (укр.), Деревесный четверг (белорус.), Жильник (белорус.)

До восхода солнца («пока ворóна своих детей не выкупала») вся семья должна искупаться, чтобы весь год не приставали болезни и недуги, а днём убирали воду, вывешивали сушить зимнюю одежду. Из воспоминаний воронежской крестьянки: «Чистый четверг - это купание. Вставали утром рано, до зари, до восхода солнца. Бабушка кипятила воду с чередой, будила меня рано, до восхода солнца, и начинала с мытья головы. Она мне голову вымыла - „Отче наш“ раз прочитала; она меня по пояс вымыла - „Отче наш“ второй раз прочитала; и третий раз она читает „Отче наш“, когда она мне вымыла ножки и всё, что ниже пояса. Трижды она читала „Отче наш“, заканчивала: „Пошли, Господи, здоровья мне и моему ребёнку“. Потом мылась сама. Вот эту воду она не выливала, она отдавала её козам пить. Козы пили её с удовольствием. Все мылись до восхода солнца. Чистый четверг не праздновали. Четверг, пятница, суббота почитались как строгие дни. Все были дома, в селе было тихо. Ночи были тёмные, жуткие». Купались, стирались, всё мыли-перемывали. Забивали поросёнка тоже до солнца, его сало считалось целебным [ ] .

На Киевщине, Подолье и Левобережье «чистый четверг» - Навский Великдень (навь , др.рус. - покойник, потусторонний мир). По старым поверьям Бог трижды в год выпускает души умерших из «потустороннего мира»: первый раз в «чистый четверг», второй раз - когда цветёт жито (вероятно на Семик), и третий раз - на Спас . Сохранились мифологические рассказы о выходе мёртвых в Страстной четверг в севернорусских и русинских (у лемков) материалах [ ] [ ] .

На русско-белорусском пограничье, на востоке Белоруссии и на западно-русских территориях в Страстной четверг жгут большие общесельские костры .

Страстная пятница

О пятнице на страстной неделе говорили: «кто сию пятницу постится, тот человек от неприятелей и разбойников сохранён будет» [ ] .

Страстная суббота

Страстная суббота (рус. Красильная суббота , белор. Чырвоная субота, Вялiкдзень валачобны , укр. Великодня субота , серб. Врбица ) - канун Великого дня.

В Белоруссии накануне Великодня жгли костры . На Великую Субботу ещё в XX веке в некоторых деревнях Белоруссии соблюдался обряд, который дошёл из седой старины: 12 девушек, одевши белые рубашки, брали соху и с молитвою проводили ею борозду вокруг села - этим хотели как бы отгородиться от всего лихого на целый год [ ] .

На западе Полесья, в Польше, Словении запрет спать во время всенощной мотивировался угрозой неурожая: верили, что у хозяина, заснувшего/лежащего в пасхальную ночь, полягут рожь, пшеница и лен, поля зарастут сорняками и т. д. .

Угощенье водяного

Считалось, что водяной всю зиму лежит на речном дне и спит глубоким сном. К весне он - изрядно наголодавшийся за зимнюю спячку - просыпается, начинает ломать лёд и до смерти мучит рыбу: назло рыболовам. Вот потому-то они и стараются умилостивить угощением гневливого речного воеводу. После этого он делается покладистей-сговорчивее и сам начинает стеречь рыбу, переманивать «на княжеский хлеб» крупных рыб из других рек, спасает рыбаков на водах во время бурь и распутывает им невода [ ] .

Поговорки и приметы

См. также

Примечания

  1. «Руса́льна недзе́ля, йих тры: велико́-дня , на Тру́йцу и на Рожэство́ ». –См.: Толстая С. М. Полесский народный календарь - М.: Индрик, 2005 - С. 216.
  2. , с. 161.
  3. , с. 267.
  4. , с. 102.
  5. , с. 163.
  6. , с. 209.
  7. , с. 257.
  8. Четверговая свеча // РЭМ
  9. Вытирание огня // РЭМ
  10. Четверговый хлеб // РЭМ
  11. Четверговая соль // РЭМ
  12. Верес // РЭМ
  13. , с. 621.
  14. Народни обичаји и веровања
  15. , А. Коринфский считал, что в старину Страстная неделя посвящалась Перуну, и в его честь разжигали на холмах костры., с. 213, 222.
  16. , с. 642.
  17. , с. 214-215.
  18. , с. 214-215.
  19. , с. 459.
  20. , с. 457.

Литература

  • Костер / Т. А. Агапкина // Славянские древности : Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; . - М. : Межд. отношения , 2004. - Т. 3: К (Круг) - П (Перепёлка). - С. 620–6271. - ISBN 5-7133-1207-0 .
  • Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл . - М. : Индрик , 2002. - 816 с. - (Традиционная духовная культура славян . Современные исследования).
  • Пасха /

В этом году Страстная неделя или Страстная седмица приходится со 2 по 7 апреля.

Строгим днем ​​Великого поста считается Страстная пятница.

В этом году Страстная неделя или Страстная седмица приходится со 2 по 7 апреля. Затем отмечать главный церковный праздник — Пасху будут 8 апреля.

Главные запреты на Страстную неделю

Во время Страстной недели действует только досада насчет пищи, а также правил Великого поста. Так, 2-5 апреля — «сухие» дни, можно есть только хлеб, овощи и фрукты; 6 апреля — полное воздержание от пищи, 7 апреля — горячая пища, но без масла.

Великий понедельник - 2 апреля

В этот день нужно закончить все работы по дому — покрасить, отремонтировать, убрать.

Великий Вторник - 3 апреля

В этот день принято завершить стирку, глажку, ремонт одежды.

Великая среда - 4 апреля

В этот день из дома выносили последний мусор, готовили яйца и все необходимое для их окрашивания.

Чистый четверг - 5 апреля

В этот день необходимо искупаться до восхода солнца. Считается, что вода в этот день обладает целебными свойствами. В четверг также начинают готовить куличи. Перед замесом теста нужно помолиться, очистить душу и пространство вокруг, иначе куличи могут не получиться.

В Чистый четверг в церквях зажигают свечи, которые нужно сохранить и принести домой — эта свеча будет защищать ваш дом от пожара в течение года. Также в народе считают, что в этот день души праведников возвращаются на землю, чтобы произвести «Мертвецкую Пасху». Ночью в церкви в этот день можно увидеть умерших священников и прихожан.

Страстная пятница - 6 апреля

В Страстную Пятницу 2018 нельзя ничего делать по дому, петь, танцевать или слушать музыку. В память о муках Христа запрещается употребление пищи. Вечером во время богослужений в церкви выносят Плащаницу.

Великая суббота - 7 апреля

Считается самым тяжелым днем ​​для хозяек - в этот день готовят все для пасхального застолья. Также продолжают красить яйца.

Великое Воскресение - Пасха

После окончания поста, когда душа и тело готовы принять радость спасения, приходит Великое воскресенье - День Пасхи.

Строгим днем ​​Великого поста считается Страстная пятница. В 2018 году она выпадает на 6 апреля. В этот день в церквях прекращается колокол, а верующие почти ничего не едят. Считается, что именно в Страстную пятницу Иисус Христос принес себя в жертву и был распят, чтобы воскреснуть через три дня и потом подняться. По сей день церковь рекомендует хозяйкам завершить приготовления к Пасхе. При этом в народе считается, что в пятницу лучше красить яйца и печь куличи.

Перед началом работы хозяйки должны прочитать «Отче наш», а затем произнести «Господи, благослови» и только потом приступать к готовке. Также с выпечкой связано еще одно поверье: вкусной и красивой пасха будет только в том случае, если никто не будет видеть тесто. А во время выпекания нельзя громко говорить.

Второй день Страстной недели - Великий вторник. С ним связано множество событий, которые предшествовали смерти Христа и его распятию.

Страстная неделя призвана очистить наши помыслы, чтобы помочь приблизиться к Богу. Каждый день этой недели помогает стать смиреннее и озаботиться спасением души. На эту благую цель направлены молитвы, милостыни и пожертвования.

Привнести свою лепту в общее дело можно на православном портале, который занимается восстановлением разрушенных храмов. Участие в праведном деле на православном портале Серафима Саровского в преддверии Пасхи поможет в реконструкции храма Воскресения Христова.

Великий вторник

Это последний вторник Великого поста. Его точная дата ежегодно меняется и зависит от Великого поста. В 2016 году Великий вторник отмечают 26 апреля.

Наряду с понедельником, он знаменует собой начало самого строго воздержания в году, которое длится почти неделю. Страстная неделя и Великий вторник в частности рассказывают о так называемых страстях Христовых — о событиях, которые происходили вокруг Христа незадолго до его смерти на кресте.

26 апреля помимо чтения молитв дома многие люди пойдут в храм, чтобы послушать песнопения, посвященные событиям того самого понедельника. Если у вас не будет такой возможности, вы можете помолиться дома.

В этот день согласно библейскому писанию произошло много важных событий. Мы расскажем о главных. Именно о них вспоминают в молитвах на богослужениях во всех православных храмах 26 апреля.

Обычаи и традиции всей Страстной недели требуют соблюдения строжайшего воздержания от животной пищи. Некоторые монахи и священники стараются по мере возможно питаться лишь одним хлебом и водой, однако сегодня этот обычай не считается обязательным.

В каждый день Страстной недели принято ходить в храм и проводить как можно больше времени в молитвах и смирении. Вторник не станет исключением. Помолиться в этот день очень просто: достаточно вознести молитву ангелу-покровителю этого дня.

События Великого вторника

Ночь вторника Иисус Христос провел в Вифании. Утром он продолжил читать проповеди в Иерусалимском храме, помогая людям пробудить любовь ко Всевышнему. Враги Иисуса Христа пытались пресечь его учения и рассказы любыми методами, но боялись ярости народа, который уважал Спасителя и чувствовал в нем пророка.

Иисус Христос рассказал людям о втором пришествии мессии. Спаситель поведал, что мир увидит его еще раз. Когда именно — знает только его Отец, наш Великий Создатель. Единственные подсказки, данные людям звучат следующим образом: «Вы увидите страх людской перед природными буйствами, увидите лжепророков, почитаемых церковью, и увидите беззаконие антихриста, который придет на Землю, чтобы править миром. Это будет началом, которое скажет вам о том, что пришло время увидеть Иисуса Христа вновь. Это будет началом конца и началом начал — Великого Суда Божьего».

Великий вторник был днем откровений. И хотя враги Иисуса продолжали мучить его вопросами до самой ночи, задавая каверзные вопросы на проповеди, им так и не удалось заставить Спасителя замолчать.

Вторник в Страстную неделю — это день поучений, когда в церкви вспоминают, что Спаситель должен вернуться к нам снова, чтобы произвести Суд над каждым, кто жил или живет в нашем мире. Мы желаем вам легко пережить воздержания этой недели и удачно встретить светлую Пасху , до которой остается всего несколько дней. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

  • Иеромонах Ириней (Пиковский) . 24 лекция. (Православные просветительские курсы)
  • Иеромонах Дорофей (Баранов) .
  • Диакон Владимир Василик .
  • Анна Сапрыкина. (материнские заметки)
  • Юрий Кищук . . Мысли в Страстную седмицу
  • Дни Страстной седмицы

    Богослужение

    Богослужебные особенности Страстной

    • Николай Завьялов .
    • Гермоген Шиманский .
    • Священник Михаил Желтов .

    Иконография

    • . ФОТОГАЛЕРЕЯ

    Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью. «Все дни, - говорится в Синаксаре, - превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая Суббота. Называется эта седмица Великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя…»

    По свидетельству святителя Иоанна Златоуста первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, претерпевшему единственно по любви к падшему человечеству беспримерные страдания, старались быть добрыми и снисходительными к немощам братий своих и больше творить дела милосердия, считая неприличным произносить осуждение во дни нашего оправдания кровию Непорочного Агнца, прекращали в эти дни всякие тяжбы, суды, споры, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях.

    Каждый день Страстной недели - великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов. Все, что в Ветхом Завете было только предызображено или сказано о последних днях и часах земной жизни Богочеловека, - все это Святая Церковь сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в Богослужениях Страстной седмицы. Вспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и благоговением следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных страданий на кресте, и далее - до светлого торжества Христова Воскресения. Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления, к воспоминанию которого мы готовимся.

    Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к страстям Христовым. В соответствии с тем, что Иисус Христос пред страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением. Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей Евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, Святая Церковь в первые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие. Беседы Иисуса Христа после входа в Иерусалим, обращенные то к ученикам, то к книжникам и фарисеям, развиваются и раскрываются во всех песнопениях первых трех дней Страстной седмицы. Так как в первые три дня Страстной седмицы совершились различные многознаменательные события, которые имеют самое близкое отношение к страстям Христовым, то и эти события благоговейно воспоминаются Святой Церковью в те самые дни, в которые они совершились. Таким образом, Святая Церковь в эти дни неотступно ведет нас за Божественным Учителем, с Его учениками, то в храм, то к народу, то к мытарям, то к фарисеям и всюду просвещает нас теми именно словами, которые предлагал Сам Он слушателям Своим в эти дни.

    Подготовляя верующих к крестным страданиям Спасителя, Святая Церковь Богослужению первых трех дней Страстной седмицы придает характер печали и сокрушения о нашей греховности. Вечером среды оканчивается великопостное Богослужение, в церковных песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души человеческой и наступают дни иного плача, пронизывающего все Богослужение, - плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия. В то же время и другие чувства - неописуемой радости за свое спасение, беспредельной благодарности Божественному Искупителю - переполняют душу верующего христианина. Оплакивая безвинно страждущего, поруганного и распятого, проливая горькие слезы под крестом своего Спасителя, мы испытываем и невыразимую радость от сознания, что распятый на кресте Спаситель совоскресит с Собою и нас, погибающих.

    Присутствуя в Страстную седмицу на церковных службах, представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю величественно трогательную и безмерно назидательную историю страданий Христовых, мыслью и сердцем своим «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему». Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем. Отцы Церкви так составили и расположили богослужения Страстной недели, что в них отражаются все страдания Христовы. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. Богослужения Страстной седмицы Святая Церковь обставила особым внешним величием, возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту седмицу. Поэтому, кто постоянно пребывает в эти дни на богослужении в храме, тот видимо идет за Господом, грядущим на страдания.

    Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом. В каждый из этих трех дней Евангелие читается на всех службах, полагается прочитать все четыре Евангелия. Но кто может, тот непременно должен сам читать эти места из Евангелия дома и для себя, и для других. Указание, что надо читать, можно найти в церковном календаре. При слушании в церкви, из-за большого количества читаемого, многое может ускользать от внимания, а домашнее чтение позволяет следовать за Господом всеми мыслями и чувствами. При внимательном чтении Евангелий страдания Христовы, оживая, наполняют душу неизъяснимым умилением… Поэтому, читая Евангелие, невольно переносишься в уме на место событий, принимаешь участие в происходящем, идешь за Спасителем и страждешь с Ним. Необходимо также благоговейное размышление о Его страданиях. Без этого размышления мало плодов принесет и присутсвие в храме, и слышание, и чтение Евангелия. Но что значит - размышлять о страданиях Христа, и как размышлять? Прежде всего представьте в своем уме страдания Спасителя как можно живее, по крайней мере, в главных чертах, например: как Он был предан, судим и осужден; как Он нес крест и был вознесен на крест; как вопиял к Отцу в Гефсимании и на Голгофе и предал Ему дух Свой: как был снят с креста и погребен… Потом спросите самого себя, за что и для чего претерпел столько страданий Тот, Кто не имел никакого греха, и Который, как Сын Божий, мог всегда пребывать в славе и блаженстве. И еще спросите себя: что требуется от меня для того, чтобы смерть Спасителя не оставалась для меня бесплодной; что я должен делать, чтобы действительно участвовать в спасении, приобретенном на Голгофе для всего мира? Церковь учит, что для этого требуется усвоение умом и сердцем всего учения Христова, исполнение заповедей Господних, покаяние и подражание Христу в благой жизни. После этого совесть сама уже даст ответ, делаете ли вы это… Такое размышление (а кто не способен на него?) удивительно скоро приближает грешника к его Спасителю, тесно и навсегда союзом любви связует с крестом Его, сильно и живо вводит в участие того, что происходит на Голгофе.

    Путь Страстной седмицы - путь поста, исповеди и причащения, иначе говоря - говения, для достойного причащения святых Таин в эти великие дни. И как же не говеть в эти дни, когда отъемлется жених душ (Мф. 9, 15), когда Он Сам алчет у бесплодной смоковницы, жаждет на кресте? Где еще слагать тяжести грехов посредством исповеди, как не у подножия креста? В какое время лучше причащаться из Чаши жизни как не в наступающие дни, когда она подается нам, можно сказать, из рук Самого Господа? Поистине, кто, имея возможность приступать в эти дни к Святой Трапезе, уклоняется от нее, тот уклоняется от Господа, бежит от своего Спасителя. Путь Страстной седмицы - оказывать, во имя Его, помощь бедным, больным и страждущим. Путь этот может казаться отдаленным и непрямым, но на самом деле он чрезвычайно близок, удобен и прям. Спаситель наш столь любвеобилен, что все, делаемое нами во имя Его для бедных, больных, бездомных и страждущих Он усвояет лично Себе Самому. На Страшном Суде Своем Он потребует у нас особенно дел милосердия к ближним и на них утвердит наше оправдание или осуждение. Помня это, никогда не пренебрегайте драгоценной возможностью облегчать страдания Господа в Его меньшей братии, а особенно воспользуйтесь ей в дни Страстной седмицы - одев, например, нуждающегося, вы поступите как Иосиф, давший плащаницу. Вот главное и доступное каждому, с чем православный христианин в Страстную седмицу может следовать за грядущим на страдания Господом.




    © 2024
    womanizers.ru - Журнал современной женщины