22.09.2019

Таблица социальные институты функции роли символы. Функции и структурные элементы основных социальных


эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах

1. Относительная истина, в отличие от абсолютной:

1) содержит объективное знание о предмете;
2) всегда опирается на здравый смысл;
3) может быть со временем опровергнута;
4) является результатом чувственного познания.
2. Практика как критерий истины включает:
1) научный эксперимент;
2) научные понятия;
3) теоретические обобщения;
4) статистические методы.
3. Верны ли следующие суждения о социальном познании?
А. Особенностью социального познания является преобладание фактического материала над теоретическими обобщениями.
Б. В социальном познании не используется метод моделирования.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
4. Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. Человек формирует самооценку, сравнивая себя с другими.
Б. «Я-образ» - это представление, которое сложилось о человеке у окружающих.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
5. Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие только научному познанию:
1) использование понятий;
2) логическое выведение умозаключений;
3) экспериментальное подтверждение результатов;
4) открытость рациональной критике любого положения;
5) обобщение данных повседневного опыта.
6. Какой смысл философы вкладывают в понятие «познание»? Составьте два предложения с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания.
7. Завершите фразу: «Смена утвердившихся в науке устойчивых представлений о явлениях и процессах реального мира, формирование новых теорий происходит в процессе...».

1. Какими правами наделены политические партииучастники выборов? 2. На конкретном примере pacкройте осуществление права партии вступать в избирательные

блоки. 3. Почему политические партии и (или) избирательные блоки обязаны заранее, в уcтaновленные сроки, публиковать свои программы? 4. Coгласно закону, п. 1. ст. 36 вступает в силу через два года после опубликования документа. Как складывается дальнейшая судьба общественно-политических движений и иных общественных организаций, принимавших ранее участие в выборах? Поясните ответ на примерах.

Институционализация, институциональные признаки.

Функции социальных институтов.

Институт семьи.

Институт (от лат. institutum "установление, учреждение") – это "опора"; основа, удерживающая от хаоса и распада.

Для того чтобы гарантировать устойчивость социальных отноше­ний, от чего зависит существование группы или общества как целого, создана своеобразная система учреждений – институтов, которые контролируют поведение членов групп и общест­ва.

Процесс институционализации или образования социального института состоит из нескольких последовательных этапов:

1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2) формирование общих целей;

3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4) появление процедур, связанных с нормами и правилами;

5) институционализация норм, правил и процедур т.е. их принятие и регулярное применение;

6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Социальный институт – это организованная система социальных связей и норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества .

Социальных институтов в обществе много. Это семья, государство и его органы (парламент, президент, правительство, суд), системы: образования, здравоохранения, социального обеспечения, заводы, банки, научные и культурные организации и учреждения, средства массовой коммуникации, религия, наука и т.д. Наиболее крупными, главными среди них являются: семья, государство, бизнес, образование и религия.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие с другими институтами признаки. Их можно представить в виде следующей таблицы:

Признаки главных институтов общества

Государство

Образование

1. Установки и образцы поведения

Привязанность Лояльность

Ответственность Уважение

Послушание Лояльность Субординация

Производительность Экономность Производство прибыли

к знанию

Посещаемость

Почтительность Лояльность

Поклонение

2. Символические культурные признаки

Обручальное кольцо

Брачный ритуал

Фабричная марка Патентный знак

Школьная эмблема Школьные песни

3. Утилитарные культурные черты

Квартира

Общественные здания

Общественные работы

Бланки и формы

Фабрика Оборудование Бланки, формы

Библиотеки

Стадионы

Церковные здания

Церковный реквизит

Литература

4. Кодекс устный и письменный

Семейные запреты и допущения

Конституция Законы

Контракты Лицензии

Правила учащихся

Церковные запреты

5. Идеология

Романтическая любовь Совместимость Индивидуализм

Государственное право

Демократия Национализм

Монополии Свободная торговля

Право на труд

Академическая свобода Прогрессивное образование Равенство при обучении

Православие Протестантизм

Социальные институты выполняют в обществе целый ряд разнообразных функций:

1) Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым.

2) Регулятивная функция. Она состоит в стандартизации поведения людей в рамках тех или иных институтов, в выработке шаблонов поведения.

3) Интегративная функция. Суть этой функции состоит в обеспечении сплочения членов института на основе взаимозависимости и взаимоответственности членов входящих в него социальных групп. Это происходит под воздействием институциализированных норм, правил, санкций и систем ролей. Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов или необходимых требований: а) консолидация или совмещение усилий; б) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей; в) согласованность личных целей индивидов с целями других или целями группы. Интеграция - это одно из важнейших условий выживания организаций и институтов.

4) Транслирующая функция. Суть ее – в передаче социального опыта. В каждом институте существует механизм, способствующий усвоению новыми людьми, новыми поколениями его ценностей, норм, ролей. Например, семья, воспитывая ребенка, ориентирует его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются родители. Государственные учреждения стремятся воздействовать на граждан таким образом, чтобы привить им нормы повиновения и лояльности и т.п.

5) Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института, с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и вовне – во взаимодействии между институтами.

Семья – первый среди равных социальных институтов. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

Семья – малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью, ответственностью за воспитание детей, отношениями взаимопомощи.

Это наиболее древний институт общественной организации. Ему присуще многообразие, систематизировав которое, мы получаем следующую типологию семейных структур:

В зависимости от характера супружества это может быть моногамия (брак одного мужчины с одной женщиной) или полигамия (брак одного супруга с несколькими). Полигамия бывает двух видов: полигиния (брак одного мужчины с несколькими женщинами) и полиандрия (брак одной женщины с несколькими мужчинами);

По критериям родительства-родства выделяют патрилинейные и матрилинейные семейные структуры, где наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу либо по матери.

По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семьи (он зарабатывает средства на содержание семьи, он представляет семью в обществе и т.д.) и матриархальные , где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет четко выраженных семейных глав, и преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью имеет место эгалитарная семья (эгалитарность понимается как равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями). Выделяется еще такой тип как партнерская семья. В ней семейные решения обсуждаются и принимаются совместно.

По критерию социального положения супругов (или родителей супругов) семьи могут быть гомогенными , где супруги из одной социальной группы, страты, касты, класса, и гетерогенными , где супруги происходят из разных.

По критерию пространственно-территориальной локализации семьи бывают патрилокальные (молодые живут в доме отца мужа) и матрилокальные (молодые остаются жить у родителей жены). Если молодые селятся у тех родителей, у кого попросторнее жилище, то это – унилокальные семьи. Если молодая семья живет отдельно от родителей, то она называется неолокальной .

По структуре семьи бывают нуклеарными и расширенными . Нуклеарная семья включает мужа и жену, а также находящихся у них на содержании детей. Расширенная семья включает в себя две и более нуклеарных семьи с единым домохозяйством и состоит из трех и более поколений: прародителей, родителей и детей. Наиболее распространены сегодня нуклеарные семьи.

Возникновение семьи связано с заключением брака.

Брак – исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной (как правило), устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и детям.

Долгое время существенным фактом создания семьи выступала регистрация брака. В России до 1918 г. она носила церковный характер, а затем – гражданский. К настоящему времени формы брака стали разнообразнее:

Фактический брак (конкубинат – сожительство, которое обывательски неправильно именуют "гражданским браком"), когда мужчина и женщина живут вместе, но брак не регистрируют;

Гостевой брак, когда супруги не съезжаются, а навещают друг друга;

- "открытый брак", где каждый из супругов свободен в своих отношениях (в том числе и сексуальных) с третьим лицом;

Повторный брак, когда люди расставшись, порвав отношения, затем возвращаются друг к другу.

Возрождаются и некоторые формы группового брака.

При всем разнообразии мотивов вступления в брак все они в конечном счете сводятся к двум – любовь и расчет. У нас весьма распространен стереотип противопоставления этих мотивов. Однако между любовью и расчетом нет жесткой, непроходимой границы. Социальные психологи выделяют шесть наиболее распространенных видов чувства любви: эрос (сексуальное влечение, страсть), людус (любовь – игра, сиюминутность отношений, свободная смена влечений), агапэ (романтическая влюбленность на основе идеала, придуманного в подростковом возрасте), прагма (рассудочная любовь, связанная с практическим расчетом), сторге (любовь – дружба, умение ждать и прощать, понимать и терпеть) и мания (любовь – мука, сочетающая неуверенность в себе и партнере с подчинением страсти). Как видите, любовь бывает очень разной, в том числе и включающей расчет. При этом расчет понимается не как материальная, статусная или иная выгода, а с психологической стороны, т.е. как здравая оценка любимого человека, своей любви к нему, его ответного чувства. Если в основе семьи лежит людус, агапэ, мания или только эрос, она едва ли будет прочной.

Люди, вступая в брак, создавая семью, включаются в процесс выполнения семейных функций :

1) репродуктивная – включает в личном плане удовлетворение потребности супругов в детях, а в общественном - биологическое воспроизводство населения.

2 ) воспитательная – состоит в самовоспитании и взаимовоспитании супругов, а с появлением детей - в их благополучной социализации, в поддержании культурного воспроизводства общества.

3) хозяйственно-бытовая – включает в себя организацию семейного быта, поддержание физического здоровья членов семьи, уход за детьми и престарелыми.

4) экономическая - состоит в материальном обеспечении семьи, в экономической поддержке несовершеннолетних и нетрудоспособных.

5) первичный социальный контроль - состоит в моральной регламентации поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также в регламентации обязательств и ответственности в отношениях между супругами, родителями и детьми.

6) социально-статусная – предоставление членам семьи определенного социального статуса.

7) функция духовного общения – состоит в развитии личностей членов семьи, в их духовном взаимообогащении.

8) досуговая – включает совместное проведение досуга, формирование и постоянное развитие круга общих интересов.

9) функция эмоциональной поддержки – обеспечивает каждому члену семьи психологическую защиту, эмоционально стабилизирует.

10) функция сексуального регулирования – упорядочивается сексуальные отношения людей, приобретая форму супружества. Все перечисленные функции равно важны для сохранения и укрепления семьи.

Наиболее распространенным типом в РФ сегодня является малодетная, нуклеарная семья. В социологии и демографии принято разделение семей по детности на три типа: многодетные (пять и более детей), среднедетные (три-четыре ребенка) и малодетные (менее трех). Исследования показывают, что доминирование в России малодетной семьи связано как с усложнением социально-экономической ситуации в стране, так и с изменением функциональных приоритетов. Родительство, родство отходят на второй план. Супруги живут в семье друг для друга и для себя.

В общем смысле термин "социальный институт" означает установленный порядок правил и стандартизированных образцов или моделей поведения, принятых в обществе, социальной общности, организации, группе. Чаще всего употребляемое значение понятия "социальный институт" связано с характеристикой упорядочения элементов социальной системы, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. Важнейшей и необходимой предпосылкой возникновения социальных институтов является наличие потребностей, удовлетворение которых как на уровне общества, так и личности, является основной функцией любого социального института.

В курсе лекций по социологии А.А.Радугин и К.А.Радугин (53, С. 97 –– 104) обращают внимание на то, что социальные институты организуют совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей, и образуются на основе социальных связей, взаимодействий и отношений конкретных лиц, социальных групп и иных общностей. Однако, как и другие социальные системы, они не могут быть сведены к сумме этих лиц и взаимодействий. Социальные институты имеют индивидуальный характер. Они обладают собственными системными качествами, т.е. представляют собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития, и с этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью функций.

Развернутое представление о социальных институтах одним из первых дал американский социолог и социальный критик норвежского происхождения Веблен Торстейн. В своей книге "Теория досужего класса", критикуя образ жизни сознательного и демонстративного потребления, он рассматривает эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов.

Краткое изложение позиции Т.Веблена дается в книге С.И.Курганова и А.И.Кравченко Социология для юристов (38, С. 192 –– 200). Социальный институт он определял как совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек поведения, образ мыслей и образ жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств, и служащих орудием приспособления к ним. Отсюда и термин "институционализация", означающий узаконение (формальное или неформальное) сложившейся практики общественных отношений в виде законов или норм.

В социологической литературе называется различное количество социальных институтов. Например, известный польский антрополог и социолог Бронислав Малиновский выделяет семь институтов, соответствующих биологическим и социально-психическим потребностям человека. В отечественной литературе подчеркивается, что у каждого человека индивидуальная комбинация потребностей, но фундаментальных, одинаковых для всех, всего пять, как и пять основных социальных институтов: в воспроизводстве рода, в безопасности и социальном порядке, в добывании средств существования, в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров, в решении духовных проблем, смысла жизни. Именно этими потребностями детерминированы основные институты в каждом обществе. Кроме них выделяются не основные социальные институты, общее число которых тождественно числу социально значимых видов деятельности. При этом необходимо иметь в виду, что не основные институты являются частью, элементом системы основного социального института. Например, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как защита частной собственности, профессионального подбора и оценки кадров, маркетинга, которые, по существу, являются институтами, поскольку в их рамках реализуются соответствующие социальные потребности.

Каждый социальный институт: и основные, и не основные, выполняют соответствующие функции, смысл которых –– приносить пользу, т.е. обеспечивать реализацию соответствующих социальных потребностей. Функции подразделяются на: явные, если они официально заявлены, очевидны, всеми осознаются, и латентные, если они скрыты и не заявляются. К явным функциям института народного образования относятся обучение профессиональным ролям, усвоение студентами базисных ценностей общества. Но у него есть еще и такие скрытые функции, как приобретение определенного социального статуса, завязывание прочных дружеских связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда. Кроме того, функция того или иного института может быть явной для одних членов общества, и латентной –– для других. Например, одним важно приобрести в университете фундаментальные знания, в то время как для других –– завязать знакомства или уклониться от службы в армии.

Таблица 5.3.1. Функции и структурные элементы основных социальных институтов общества

Таким образом, социальный институт можно определить как такую социальную группу, посредством которой удовлетворяются общественные и личные социальные потребности на основе строгого соблюдения фиксированных социальных норм, правил и образцов поведения. Любой социальный институт имеет определенную структуру, –– он является организацией.

Выделяются следующие характеристики социальной организации.

  1. Целевая природа, т.е. всякая организация создается для достижения определенной цели, это объединение и регламентация поведения людей в процессе совместной деятельности для реализации такой цели, которая не может быть достигнута индивидуально.
  2. Всякая организация возникает на основе разделения обязанностей, т.е. функций, и строится по иерархическому принципу с четким выделением управляющей и управляемой систем.
  3. В этой связи члены социальной организации распределены по статусам и ролям. Таким образом, социальная организация есть система социальных позиций и ролей.
  4. Каждая организация осуществляет контроль за деятельностью своих членов на основе внутриорганизационных норм, которые создаются соответствующими институтами и проводятся в жизнь их властью и влиянием.
  5. Кроме того, на основе действия этих четырех факторов возникает определенный организационный порядок как система относительно стабильных целей, связей и норм, регулирующих организационные взаимодействия и отношения. Отсюда они выводят пятую характеристику.

  6. Социальные организации представляют собой целостную социальную систему. А целое больше своих частей. Поэтому на базе соединения различных элементов организации в целое создается организационный, или кооперативный , эффект. Он означает синергию, т.е. прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий участников социальной организации. Этот эффект складывается из трех его составляющих:
    1. организация объединяет усилия многих ее членов, а одновременность многих усилий уже дает прирост энергии;
    2. сами единицы, включенные в организацию становятся несколько иными, т.е. они превращаются в частично специализированные. Следовательно, однонаправленные элементы, выполняющие определенную функцию, также усиливают энергию, поскольку она направлена в одну точку;
    3. благодаря управляющей подсистеме действия людей синхронизируются, что служит мощным источником повышения общей энергии социальной организации.

Иную характеристику социальной организации дают С.И.Курганов и А.И.Кравченко (38, С. 180). Отталкиваясь от утверждения о том, что под социальной организацией понимается социальная группа, которая характеризуется определенной структурой, коллективной тождественностью (идентичностью), имеет точный список членов, программу деятельности и процедуру перемещения (замещения) членов, авторы выделяют следующие характеристики социальной организации.

  1. Социальная структура –– совокупность людей, имеющих сходные черты, и отношений, возникающих между ними в процессе взаимодействия. Включенность индивида в социальную группу предполагает, что они имеют, как минимум, одну общую черту, и связаны не иначе, как посредством взаимодействия.
  2. Коллективная идентичность –– название, признанное всеми его членами и обществом, например: либерально-демократическая партия, научно-исследовательский институт и т.д. В названии может содержаться информация о целях социальной организации, ее расположении, правилах приема персонала.
  3. Точный список. Социальная организация позволяет идентифицировать ее членов на принадлежащих и не принадлежащих к ней.
  4. Программа деятельности может формулироваться очень точно или только в самых общих ее чертах. Но в любом случае существует определение цели деятельности и способы ее достижения.
  5. Процедура перемещения членов организации включает правила приема новых членов и передвижения старых с одной позиции на другую.

В учебной и научной литературе социальные организации классифицируются и по другим признакам. Выделяются, например, формальные и неформальные организации. В первых всегда присутствует цель деятельности, определенная структура власти и управления, строгое распределение функциональных обязанностей между ее членами, формальный контроль за их действиями. Вторая, по существу, является объединением людей по интересам, склонностям, симпатиям и т.п. В таких организациях отсутствует формальный контроль, взаимодействия носят межличностный характер, и регулируются в рамках обычаев, традиций, принятых в данной группе, и нравственными нормами.

Общественное мнение как институт гражданского общества.

Институционализация и развитие социальных институтов.

Социальный институт. Функции и структурные элементы основных институтов общества.

Часть № 2.

1. Термин “институт” от латинского institutum означает установление или устройство. Используются в двух значениях:

ü в узком техническом – название учебных и научных учреждений;

ü в широком социальном – устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и преобразующих их в систему ролей и статусов.

В социологию этот термин пришел из права и обогатился новыми социологическими деталями.

Одним из первых социальные институты стал изучать Т. Веблен. В своей работе “Теория праздного класса” (1899г.), он подчеркивает, что эволюция общества - это процесс естественного отбора социальных институтов.

Известный социолог Н. Смелзер дает такое определение этому понятию:

социальный институт – это совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной потребности.

По мнению ученых, самый ранний социальный институт – семьи. Он возник вследствие формирования первых социальных норм, регулирующих сексуальные отношения внутри общины.

Для возникновения и развития социального института необходимые условия:

* в обществе должна возникнуть и распространиться некая потребность в становлении нового института;

* должны быть в наличии операционные средства удовлетворения этой потребности;

* институт для выполнения своей миссии должен быть наделен необходимыми ресурсами (финансовыми, трудовыми, организационными, материальными), которые общество должно стабильно пополнять;

* для обеспечения самовоспроизводства института необходима и особая культурная среда, т.е. должна сформироваться присущая только ему субкультура (особая система знаков, правил поведения, которые отличают людей, принадлежащих этому институту).

Социальный институт – есть приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулирующее его жизнедеятельность.

Каждый институт наделен множеством функций.

Функция – т.е. польза, которую приносит обществу институт (достижение целей, решение задач, оказание услуг).

Если институт помимо пользы наносит вред обществу – это дисфункция.

Американский ученый Р. Мертон различал явные и латентные функции социальных институтов.

ü Явные функции закреплены в документах и официально заявлены для того или иного института.

ü Латентные функции институтов осуществляются в реальности и не всегда совпадают с явными.



К основным институтам общества принято относить семью, религию, экономическую, политическую и образовательную системы (табл. № 9).

институтов общества.

Таблица № 9.

Институты Функции Основные роли Физические черты Символические черты
семьи и брака репродуктивная, воспитательная отец, мать дом, обстановка кольца, обручение, контракт
экономические добывание пищи, одежды, жилья работодатель, наемный, покупатель, продавец. фабрика, офис, магазин деньги, торговля, марка
политические поддержание законов, правил и стандартов законодатель, субъект права общественные здания и места кодекс, флаг
образование социальное приобщение к базисным ценностям и практикам учитель, ученик школа, институт, академия диплом, степень, аттестат
религиозные углубление веры, соборные отношения пастор, прихожанин, монашка собор, костел, церковь крест, алтарь, библия, коран

Предназначение социальных институтов – удовлетворять жизненные потребности людей. Внутри каждого института есть более мелкие образования. Это тоже институты, но их называют неглавными . К примеру, в семейно-брачных социологи находят институт отцовства, материнства, родовой мести.

В отличие от основных институтов общества, неглавные (неосновные) институты выполняют специализированные задачи.

Социальные институты служат индикатором социальной стабильности общества. В стабильном обществе функции социальных институтов четкие, понятные, неизменные. В нестабильном обществе функции многозначны и постоянно меняющиеся.

2. Институты – постоянно развивающиеся системы, которые усложняются и модернизируются. Этому сопутствует процесс институционализации.

Термин “институция ” в переводе означает установление, обычай, порядок. Отсюда и слово “институционализация”, обозначающее закрепление в виде закона или социальной нормы принятого порядка.

Институционализация – это процесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.

Ряд ключевых социальных потребностей, которые порождают процессы институционализации определил Г. Ленский :

ü потребность в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт);

ü потребность в производстве продуктов и услуг;

ü потребность в распределении благ (привилегий);

ü потребность в безопасности граждан, защите их жизни;

ü потребность в поддержании системы нравственности;

ü потребность в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право).

Институционализация может осуществляться двумя путями :

ü возникновением новых социальных институтов ;

ü изменением и совершенствованием уже имеющихся социальных институтов .

Первый путь обычно связан с радикальными переменами в жизни страны, например, получение независимости, что предполагает создание собственной системы управления.

Второй путь развития институционализации в большей степени связан с эволюционными процессами реформирования уже имеющихся социальных институтов.

Большое внимание изучению вопросов институционализации уделял Т.Парсонс. Он выделял два источника изменения социальных институтов :

ü внешние факторы (связаны с изменением ценностных ориентаций, способов духовного освоения социальной реальности);

ü внутренние факторы (связанные с неэффективностью социальных институтов удовлетворять в полной мере социально-значимые потребности).

Институционализация – это процесс, позволяющий сформировать четкую статусно-ролевую структуру общества и тем самым повысить степень организованности и эффективности его жизнедеятельности.

3. Общественное мнение – это отношение населения к тому или иному явлению или ситуации, имеющим место как в данной стране, так и в международной жизни.

В социологическом знании понятие “общественное мнение” несет две основные смысловые нагрузки:

ü социальный институт , специфический механизм принятия решений на различных уровнях жизни общества;

ü суждения , разделяемые более или менее широким кругом людей, по поводу различных явлений общественной жизни.

В качестве института гражданского общества общественное мнение выполняет три основные функции :

ü экспрессивную;

ü консультативную;

ü директивную.

v Экспрессивная функция – связана с выражением определенной позиции общественности по отношению к любым событиям в жизни общества, действиям государственных институтов, политических лидеров. Данная функция

позволяет общественному мнению контролировать органы государственной власти, оценивать их деятельность в нравственном и моральном аспектах.

v Консультативная функция – выражается в советах относительно способов разрешения тех или иных социальных проблем.

v Директивная функция – проявляется, когда общественность выносит решение по различным вопросам социальной жизни. Эти решения носят императивный характер (например, волеизъявления народа при проведении референдума).

Общественное мнение отражает конкретное состояние общественного сознания.

Общественное сознание – совокупность идей, взглядов, теорий, отражающих реальное общественное бытие.

Как считают социологи,д ля функционирования и развития общественного мнения, необходимы следующие условия:

ü общественная значимость , актуальность темы или проблемы . Как правило, общественное мнение формируется и получает развитие в отношении тех вопросов, которые имеют важное практическое значение для многих людей;

ü дискуссионность обсуждаемых вопросов . Предметом рассмотрения общественности становятся проблемы, предполагающие различия в оценках и мнениях, и заключают в себе момент дискуссионности;

ü необходимый уровень компетентности . Если люди не имеют элементарной осведомленности относительно содержания той или иной проблемы, то обсуждение вопроса может не состояться.

Таким образом, общественным является не любое коллективное мнение, а лишь такое, которое соответствует критериям социальной значимости, дискуссионности и компетентности.

Источниками формирования общественного мнения являются:

ü непосредственное наблюдение за происходящим событием;

ü СМИ, оказывающие воздействие на мнение и поведение людей.

В условиях современной России общественное мнение как институт гражданского общества имеет важное значение. В настоящее время в нашей стране действуют около двадцати центров по изучению общественного мнения

(ВЦИОМ, Центр Киссельнава, РОМИР и др.).

Структура социальных институтов
Поскольку зарубежные, а вслед за ними и российские социологи придерживаются различных определений социального института, то вполне естественно, что по-разному они понимают его внутреннюю структуру, т. е. функционально взаимосвязанную систему опорных элементов. Некоторые социологи считают, что главным в социальном институте выступают статусы и роли, другие уверены, что в первую очередь речь идет о системе норм и предписаний, третьи выделяют значение моделей и образцов поведения, регулируемых механизмом социального контроля. Несмотря на многообразие точек зрения, все они по существу верны, поскольку представляют разное видение одного и того же. Следует выделить такие элементы социального института:
. цели и задачи, которые относятся к явным функциям института;
. образцы и правила поведения, устные и письменные традиции;
. символические черты и элементы;
. утилитарные черты, материальные средства.
Раскрывая и анализируя поэлементную структуру социального института, нужно тесно связывать ее с выполняемыми институтом функциями. Кроме того, необходимо различать внешние (формальные) характеристики, которые воспринимаются уже при первом знакомстве с функционированием института, и внутренние, связанные с совокупностью правил и образцов поведения.
Правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру института, а об институциональных признаках, т. е. общих для всех институтов чертах и свойствах. Таковых пять:
1) установки и образцы поведения (например, привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве),
2) символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.),
3) утилитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии),
4) устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии, законы, правила),
5) идеология.
Все социальные институты обычно подразделяют на главные (их именуют также фундаментальными, основными) и неглавные (частные). Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего возникновения и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием бюрократической системы управления, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.
Основные социальные институты
Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, подразумевая главные институты:
1. Экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность;
2. Политический - институты власти;
3. Семейный - институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;
4. Военный - институты, организующие законное наследие;
5. Религиозный - институты, организующие коллективное почитание богов.
Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных (основных, фундаментальных) институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение - удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом. Каждый наделен ими в избытке, к тому же у каждого - индивидуальная комбинация потребностей. Но фундаментальных, важных для всех, не так уж и много. Их всего пять, но ровно пять и основных социальных институтов:
. потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);
. потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);
. потребность в средствах существования (экономические институты, производство);
. потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т. е. включая науку и культуру);
. потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).
Институты возникли в глубокой древности. Социологи определяют возникновение производства не менее 2 млн лет, если отправной точкой считать первое орудие труда, созданное человеком. Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех пор семья постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная семья. Государство существует примерно столько же, сколько и образование, а именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм и анимизм) появилась приблизительно 30—40 тыс. лет назад, хотя некоторые археологи, учитывая возраст древнейших наскальных рисунков (15 тыс. лет) и миниатюрных скульптурок, отображающих зарождение культа Матери-Земли (25 тыс лет), считают ее возраст несколько меньшим.
В таблице 5.1 приведены характеристики пяти фундаментальных институтов общества, указаны отличительные черты каждого. Как уже говорилось, внутри главных институтов находятся неглавные, или неосновные институты, которые называют также социальными практиками или обычаями. Дело в том, что у каждого главного института существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур. Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок.
Внутри института семьи и брака, в который входит и система родства, находятся институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей, имя наречения и т. д. Скажем, обычай назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания. Культуры различаются существующим в них набором социальных практик. Так, в некоторых регионах Азии невест выкупают либо похищают, поэтому существует институт выкупа. Калымный брак - его разновидность. А в Европе за невестой принято давать приданое, отсюда соответственно существует институт приданого, имеющий длительную историю и множество региональных особенностей. В отличие от основного института неосновной выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребность.
Функции социальных институтов
Функция (от лат. functio - исполнение, осуществление) - назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т. д. в обществе). Функцию социального института можно определить как ту пользу, которую он приносит обществу. Иначе говоря, совокупность решаемых им задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.
Первой и важнейшей миссией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т. е. того, без чего общество не может существовать как таковое. Оно не может существовать, если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, приобретать средства пропитания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов. Основные функции социальных институтов перечислены в таблице 5.1.

Таблица 5.1. Признаки главных институтов общества

Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Ее можно назвать универсальной. Список универсальных, т. е. присущих всем социальным институтам, функций можно продолжить, включив сюда функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующую и коммуникативную функции.
Наряду с универсальными, существуют специфические функции, т. е. такие функции, которые присущи одним и не присущи другим институтам, например воспроизводствоновых поколений (институт семьи), добывание средств существования (производство), наведение и поддержание порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), отправление ритуалов (религия).
Некоторые институты выполняют функцию стабилизации общественного порядка. К ним относятся политико-правовые институты государства, правительства, парламента, полиции, судов, армии. Другие поддерживают и развивают культуру: это относится, например, к институтам церкви и религии. Комбинация универсальных и специфических функций может быть представлена следующей таблицей.

Внутри каждого социального института можно выделить целый ряд подфункций, которые он выполняет и которых может не быть у других институтов. К примеру, в институте семьи можно выделить подфункцию сексуального регулирования, репродуктивную подфункцию, подфункцию эмоционального удовлетворения, а также статусную, защитную и экономическую подфункции.
Некоторые институты выполняют несколько функций одновременно, тогда как на выполнении одной функции могут специализироваться сразу несколько институтов. К примеру, функцию воспитания или социализации детей выполняют такие институты, как семья, церковь, школа, государство. При этом институт семьи выполняет такие функции, как воспроизводство людей, воспитание и социализация, удовлетворение потребности в интимной близости.
Динамика функций социальных институтов
Функции, выполнявшиеся некогда одним институтом, со временем могут передаваться другим или распределяться, частично или полностью, среди других. Скажем, в далеком прошлом институт семьи выполнял не более пяти-семи функций, однако сегодня некоторые из них переданы другим институтам. Воспитанием наряду с семьей занимается школа, организацией отдыха - специальные институты рекреации. А функцию добывания средств существования, чем во времена охотников и собирателей занималась исключительно семья, сегодня целиком и полностью взяла на себя индустрия.
На заре своего существования государство выполняло узкий круг задач, связанных прежде всего с налаживанием и поддержанием внутренней и внешней безопасности. Однако по мере усложнения общества усложнялись и функции государства. Сегодня оно не только защищает границы, борется с преступностью, но также регулирует экономику, занимается социальным обеспечением и помощью малоимущим, собирает налоги и поддерживает здравоохранение, науку, школу.
Церковь, которая создавалась ради решения важных мировоззренческих вопросов и установления высших нравственных нормативов, со временем взяла на себя функции образования, экономической деятельности (монастырское хозяйство), сохранения и передачи знаний, исследовательской работы (монастырские библиотеки, религиозные академии, гимназии, школы, университеты, колледжи), попечительства и филантропии (помощь нуждающимся).
Функции, выполняемые институтами, со временем изменяются. Так, принадлежавшие ранее церкви функции образования и социальной помощи нуждавшимся приняло на себя современное государство, создав разветвленную сеть учреждений, выполняющих ту и другую работу. Однако в какой-то мере церковь продолжает заниматься образованием и социальной работой. К функциям семьи относят обеспечение экономической безопасности, образования, религиозного просвещения и руководства, рекреации, воспроизводства и эмоциональной поддержки. В разных культурах функции семьи различались. Вот примеры из примитивных обществ.
Контроль воспроизводства. В одних племенах биологический отец не получал соответствующего социального статуса, в других - социальный статус отца получал не биологический отец, а другой человек.
Число разрешенных супругов. Полигамия означает множество супругов и включает полиандрию (одна жена и несколько мужей), полигинию (один муж и несколько жен), групповой брак (несколько жен и несколько мужей). Полиандрия была отмечена в 31 из 475 изученных племен, полигиния - в 378, моногамия - в 66. Но в племенах с полигинией лишь небольшое число мужчин, как правило, самых богатых, имели по нескольку жен.
Стабильность брака. Нерушимым брак оказался только в 4% изученных племен, в 48% развод мог происходить по инициативе любого из супругов, в 23% - только по желанию мужа. Ни одного случая развода по инициативе жены не обнаружено.
Выбор супруга и социальная структура. Эндогамия предполагает брак внутри своей группы, но запрещает брак между близкими родственниками. Экзогамия означает выбор суп-руга вне своей группы.
Передача статуса и собственности. Родство ведется как по линии матери, так и по линии отца. Матринальная, как и патернальная системы существуют также в наследовании собственности.
Статус и роль пола. Женщины в большинстве случаев занимают низшие статусы. Это присуще 73% земледельческих и 87,5% пастушеских племен.
Если институт вместо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. К примеру, функция (задача) института образования - готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то необходимых специалистов общество не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек. Функция превращается таким образом в дисфункцию.
Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Она может расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации общества.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины