11.08.2019

Телесные техники. Основные идеи телесно-ориентированной психотерапии. Что происходит во время терапии


Телесно ориентированная терапия положила в свою основу идеи о неразрывной связи психологического, психического состояния с физическими ощущениями, физиологическим здоровьем тела и всего организма.

Данный вид терапии основан на прямом и постоянном взаимодействии на психологическое состояние физическими действиями и наоборот: психологическими переживаниями на здоровье и состояние физиологических показателей организма. Таким образом, телесно-ориентированная терапия тесно связывает между собой любые изменения в состоянии физическом и психологическом.

Положения телесно-ориентированной терапии

Терапия имеет рад особенностей, которые отличают ее от других терапевтических практик. Эффективность работы терапии подтверждает и серьезная статистика: более 90% всех случаев с психологическими и физическими проблемами завершались положительно после курса телесно-ориентированной психотерапии.

Особенности телесно-ориентированной терапии:

  • Установление гармонии в психологическом и эмоциональном плане;
  • Использование приемов и техник, направленных на раскрытие физических ресурсов человека;
  • Биоэнергетика как один из методов воздействия телесно-ориентированной терапии;
  • Сочетание физического воздействия с психологическими контактами пациента и психотерапевта;

В каких случаях она эффективна

Данное направление терапии способно решить широкий спектр различных проблем личности, сочетая в себе комплексный подход и целостность лечения.

  • Психологические зажимы, неуверенность в себе, страхи неудачи;
  • Некоторые физические заболевания: артрит, растяжения, локальные боли и др.;
  • Бессонница;
  • Неконтролируемые проявления эмоций;
  • Панические атаки;
  • Фобии;
  • Неумение расслабляться, отвлекаться от мыслей и проблем.

Весь спектр действия телесно-ориентированной терапии трудно уместить в одном списке, так как ситуации, в которых может быть применено данное направление могут быть различными, и возможность назначения данной терапии решает врач.

Что происходит во время терапии?

Во время прохождения телесно-ориентированной терапии пациент проходит не только через беседу с психотерапевтом, но и через физические процедуры. Они подбираются специалистом в зависимости от проблем пациента. Врач устанавливает длительность курса, регулярность и степень воздействия тем или иным методом.

В целом, процесс телесно-ориентированнной терапии можно описать следующей схемой действий:

  • Беседа с психотерапевтом;
  • Обозначение проблем в психическом и физическом плане;
  • Обсуждение вариантов решения;
  • Непосредственное воздействие на организм человека определенными методами и использование психологических практик для избавления от психологических зажимов.

Этапы могут дополняться необходимыми для решения проблемы действиями, терапия может включать в себя множество других направлений, практик и психологических приемов. Все должно быть направлено на проработку и избавление от проблемы.

Методы, которые могут быть использованы

Данная терапия предусматривает весьма большое количество допустимых методов, что делает данный вид лечения комплексным и универсальным.


Конкретные методы, применяемые в телесно-ориентированной терапии, могут быть расширены путем включения в процесс терапии танцев, элементов восточных единоборств, и некоторых других направлений.

Телесно-ориентированнная терапия во многих случаях является эффективным и наиболее приемлемым методом из всех трансперсональных методик.

В телесно-ориентированной терапии основное внимание уделяется глубинным телесным ощущениям и исследованию того, как чувства и влечения выражаются на языке тела, в том числе с помощью симптомов. Конечной целью терапии является разработка более конструктивных подходов к разрешению конфликтов, которые связаны с этими потребностями и эмоциями.

Классическими элементами телесно-ориентированной терапии являются дыхательные упражнения. Они включают задержку дыхания, расслабленное или полное дыхание, способствующее разрядке сдерживаемых чувств. На первых занятиях группы участники могут испытывать тревогу и если она сильна, стремятся ее подавить. Это создает телесное напряжение, которое блокирует энергию, необходимую для самораскрытия. Если расслабить челюстные мышцы, мышцы гортани и дышать глубоко и свободно, можно добиться полной свободы выражения ранее подавляемых чувств.

Мышечное напряжение определяется с помощью фиксации напряженных поз тела и упражнений, способствующих появлению напряжения. Основной напряженной позой является арка – прогиб назад (см. упражнения). При этом упражнении выявляются участки тела, склонные к чрезмерному мышечному напряжению и проявлению физической ригидности. Регулярное применение напряженных поз помогает участникам лучше почувствовать собственное тело и научиться сохранять ощущение внутренней гармонии даже в состоянии стресса.

Одним из базовых упражнений является брыкание, имитирующее протестующие движения маленького ребенка, лежащего на спине. Используются также приемы, выражающие негативные эмоций по отношению к другим частникам группы, например, теннисной ракеткой колотят по стулу и кричат на кого-то, бьют его батогом – палкой из пенопласта, борются руками и т.п. После физического отреагирования этих эмоций они обычно сменяются успокоением и положительными контактами. Это используется для более эмпатичного взаимодействия с другими, установления обратной связи и вербальной работы над своими реакциями.

С целью расслабления «мышечной брони» используют мышечный массаж. Массажируют зажатые мышцы задней поверхности шеи и плеч. При полном массаже двигаются вниз по телу: к пациенту прикасаются, давят, мнут, тискают и щиплют, достигая последнего круга, расположенного на уровне таза. Для поощрения эмоциональной разрядки, чтобы поддержать расстроенного или уставшего после тяжелой работы участника, его обнимают.

В двигательной терапии двигательные нарушения, а также такие телесные расстройства, как осанка и дыхание, рассматриваются во взаимосвязи с психологическими нарушениями. Гармонизация моторных процессов благотворно воздействует на психическое состояние и поведение. Главными направлениями двигательной терапии являются: развитие невербальной коммуникации, нормализация ритмического протекания движений, приобретение опыта в переживаниях пластичности и радости.

Как правило, двигательная терапия назначается пациентам, неуверенным в себе, длительное время избегающим физических нагрузок, из-за чего они приступают к занятиям с опасением, страшась перегрузок, болевых ощущений и собственных неудач. Поэтому программа терапии должна строиться с учетом состояния пациента, субъективных и объективных данных, полученных при его обследовании. Акцент делается не на результатах упражнений, а на участии.

Длительность занятий увеличивается постепенно. В стационаре занятия проводятся ежедневно по 30 минут, при амбулаторном лечении – 1 час в неделю. Упражнения могут проводиться в помещении и на улице, стоя и сидя, на полу, на табурете, на скамье, на мате, с небольшими снарядами. Желательно сопровождать их музыкой. Одной из важнейших задач терапевта является создание теплой, дружелюбной атмосферы. Он не должен находиться «над группой», команды следует произносит энергичным, но не начальственным тоном.

Наиболее простым методом является ритмическая двигательная терапия. Она способствует мускульному расслаблению пациентов, тем самым создавая предпосылки для дальнейшей двигательной активности при выполнении других упражнений. Продолжительность этой части занятий не превышает 15 минут. Постоянный и определенный порядок упражнений позволяет выполнять их также индивидуально в домашних условиях. Используются двигательные элементы из классической гимнастики. Центральными вопросами при этом являются «Что я чувствую теперь?» и «О чем говорит мое тело?» Важным моментом является процесс вербализации переживаемых ощущений и эмоций.

Ритмические упражнения сменяются свободной ходьбой в помещении, освоением окружающего пространства. Пациенты получают задание осмотреться, увидеть других, улыбнуться им. Далее следует свободный выбор партнера для выполнения совместных упражнений. Это задание имеет и диагностическую функцию. Так, эгоцентричные, стеничные пациенты для «завоевания» желаемого партнера может притянуть его и прижать к себе. Депрессивные, заторможенные, со сниженными потребностями пациенты ведут себя в этой ситуации выжидающе, двигаются мелкими шажками, их тело напряжено, выражение лица робкое.

После выбора партнера выполняются совместные упражнения в группах по 2–4 человека. Содержание упражнений постепенно усложняется, каждый участник во время одного занятия должен побыть как в пассивной, так и в активной роли. Таким образом формируются и поддерживаются коммуникативные функции.

Психогимнастика – невербальное межличностное взаимодействие с помощью движений, мимики, пантомимы. В подготовительной части занятий решаются следующие задачи: уменьшение напряжения у участников, снятие страхов и запретов, развитие внимания и чувствительности к собственной двигательной активности и активности других людей, сокращение эмоциональной дистанции между участниками, формирование способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния и проблемы без слов и понимать невербальное поведение других людей. В начале работы группы на подготовительную часть может отводиться больше половины времени всего занятия. Обсуждения ограничиваются самым общим обменом впечатлениями.

Психопантомима составляет основную, содержательную часть занятия, которая занимает большую часть времени в зрелой группе, участники представляют без помощи слов темы по собственному выбору или по предложению терапевта. Содержание тем может быть ориентировано на проблемы отдельного участника или группы в целом.

Чаще всего в этой части используются:

  • привычные жизненные ситуации (просьбы, требования, обвинения, ссоры, опоздания и т.п.);
  • темы, относящиеся к проблемам конкретных участников (какой я есть, каким хотел бы быть, каким кажусь окружающим, я среди людей, моя семья);
  • темы, отражающие общечеловеческие проблемы и конфликты, которые могут
  • быть представлены в символическом виде (преодоление трудностей, болезнь, здоровье, счастье, тревога);
  • темы, связанные с межличностными взаимоотношениями в группе (отношение к членам группы, групповой портрет или скульптура, воображаемые ситуации, в которые попадает группа).

В ходе пантомимы широко используются вспомогательные приемы типа «двойников» или «зеркал». Суть их состоит в предоставлении участнику невербальной обратной связи, что позволяет увидеть себя глазами других (когда члены группы повторяют его невербальное поведение) и получить информацию о возможных вариантах (когда члены группы предлагают свои способы невербального поведения для только что представленной ситуации). После выполнения каждого пантомимического задания группа обсуждает сделанное. Происходит эмоциональный обмен собственными переживаниями, возникшими в процессе того, как участники выполняли задание или наблюдали за невербальным поведением других, своими ассоциациями, воспоминаниями, опытом, предлагается собственное понимание ситуации, анализируются взаимоотношения и взаимодействия участников группы. Материал, полученный в ходе выполнения пантомимических заданий, может быть использован и для групповой дискуссии.

Заключительная часть направлена на снятие напряжения и возникших сильных эмоций, а также на повышение сплоченности группы, рост доверия и уверенности. С этой целью используются упражнения из подготовительной части, позволяющие пережить чувство общности.

Психопантомима оказывается особенно эффективной, если человек испытывает трудности в вербализации и осознании собственных эмоций, а также при склонности к чрезмерной интеллектуализации. Данный метод широко применяется в качестве вспомогательного при проведении психодрамы, гештальттерапии, группы встреч, психотерапии детей и подростков.

Вашему вниманию, уважаемые посетители сайта сайт , предлагается узнать, как телесно-ориентированная психотерапия — ее упражнения — в купе с психоаналитической и другими техниками психологического лечения, поможет вам избавиться от многих невротических и личностных расстройств — от стресса и депрессии, до фобий, панических атак и серьезных неврозов.

Телесно-ориентированная терапия упражнения для личного пользования

Прежде чем использовать упражнения, вам стоит узнать, что такое телесно-ориентированная терапия и как она работает.

Райх ввел такое понятие как «мышечный панцирь» , исходя из того, что страхи и другие эмоции человека подавляются не только в подсознание (бессознательное), но и в мышцы, образуя тем самым мышечные (мускульные) «зажимы» и излишние психологические защиты , приводящие человека к невротическим расстройствам.

Телесно-ориентированная терапия поможет вам расслабить мышцы и, соответственно, отработать накопленные негативные эмоции. А психоанализ и другие психотерапевтические техники, избавят вас от негативов, сохраненных в подсознании.

7 групп мышц, образующих зажимы и панцирь с удерживаемыми эмоциями:

  1. область глаз (страх);
  2. область рта: мышцы подбородка, горла и затылка (гнев);
  3. область шеи (раздражение);
  4. грудная клетка (смех, печаль, страсть);
  5. область диафрагмы (ярость);
  6. мышцы живота (злость, неприязнь);
  7. область таза (возбуждение, гневливость, удовольствие)

Телесно-ориентированная психотерапия — упражнения для снятия мышечно-эмоциональных зажимов

  1. Начинаем снимать мышечный панцирь с области глаз.
  2. Для этого усядьтесь (или прилягте) поудобней. Сделайте несколько глубоких вдохов-выдохов — расслабьтесь. Переключите фокус своего внимания на область глаз, отвлекитесь от внешнего мира и от насущных проблем — расслабьтесь еще больше.

    Выберите любую точку (пятно) напротив себя и сфокусируйте взгляд на ней. Представьте что-то страшное, ужасное, пугающее вас в этой точке и широко-широко расширьте глаза (как будто вы чего-то очень испугались).

    Проделайте это несколько раз.

    Сфокусируйте взгляд снова на точке, сделайте несколько вдохов-выдохов — расслабьтесь.

    Теперь, глядя на точку, сделайте круговые движения глазами (20 раз в одну сторону и 20 в другую).

    И, напоследок, выполните движения глазами влево-вправо, по диагонали и вверх-вниз — несколько раз.

    Закончите первое упражнение телесно-ориентированной терапии глубоким дыханием и расслаблением.

    Если у вас есть не отработанные глубокие стрессовые расстройства, перенесенные психотравмы , приносящие душевные страдания и переживания, то для их отработки вам поможет техника Шапиро (метод ДПДГ — Десенсибилизация Посредством Движения Глаз).

  3. Это упражнение телесно-ориентированной психотерапии направлено на раскрепощение мышц орального спектра — подбородок, горло, затылок
  4. Чтобы отработать накопленные эмоции, разжав эти мышцы, вам придется немного «по обезьянничать» и «покривляться» перед зеркалом.

    Глядя на себя в зеркало, представьте как можно ярче, что вам хочется поплакать, даже пореветь в голос. Начните рыдать как можно громче, при этом имитируя реальный плач с гримасничаньем, искривлением губ, кусанием, громким рёвом…вплоть до имитации рвоты…

    Уделите этому упражнению несколько минут.

    Помните, что если вы будете вспоминать реальные ситуации из жизни, где вам хотелось пореветь (поплакать в голос), но вы сдерживали себя, вы удалите эмоции не только из мышц, но и из подсознания.

  5. Третье упражнение телесно-ориентированной терапии поможет вам разжать глубокие мышцы шеи, которые невозможно помассировать руками
  6. Здесь вам нужно изобразить гнев, злость, ярость, опять же ярко представляя такую ситуацию из жизни, и как следует покричать (поорать), можно со слезами… Изобразить рвоту и вопли… (цель — не надорвать голос и горло, а напрячь и расслабить мышцы).

    До кучи можно побить подушку, представляя себе объект гнева и агрессии.

    Упражнение выполнять до естественного «остывания» (отработки эмоции).

  7. Четвертое упражнение телесно-ориентированной психотерапии направлено на расслабление и разжатие мышц и органов грудной клетки, плеч, лопаток и всей руки
  8. Здесь важнейшим аспектом является правильное дыхание, направленное на глубокий вдох и полный выдох.

    Для выполнения этого упражнения вам подойдет дыхание животом , в отличие от обычного, грудного дыхания.

    Для раскрепощения мышц плечевого пояса, лопаток и рук, вам нужно поработать, например используя подушку (или боксерскую грушу), над нанесением ударов, страстного «удушения», сжатия кистями и разрывания руками предмета.

    При этом, как и в прошлых упражнениях, вам нужно ярко представлять ситуации из жизни, где вы сдерживали гнев, плач, громкий смех («ржач») и свою страсть (например в сексе).

  9. Здесь, в пятом упражнении, телесно-ориентированная терапия направлена, в первую очередь, на работу с диафрагмой, используя диафрагменное дыхание , как и в предыдущем упражнении.
  10. Вы четко можете обнаружить «мышечный панцирь» этой области тела, если ляжете на ровный пол и заметите «приличный» промежуток между полом и позвоночником. Это показывает излишнюю выгнутость позвоночника вперед, что, в свою очередь, затрудняет полный выдох и отработку эмоций.

    Поэтому, это упражнение, включающее работу с правильным, диафрагменным дыханием и имитацией рвотных движений, нужно выполнять после отработки первых четырех (области глаз, рта, шеи, груди).

  11. Телесно-ориентированная психотерапия в шестом упражнении поможет вам отработать зажимы мышц живота и поясницы — неосознанный страх нападения, злость, неприязнь…
  12. Здесь вы можете использовать дыхание животом (втягивание-выпячивание), как в четвертом и пятом упражнении. Напряжение и расслабление этих мышц. А также подойдет обычный оздоровительный, классический мануальный массаж этих областей.

    Следует помнить , что к шестому упражнению следует переходить после отработки первых пяти.

  13. И последнее, седьмое упражнение телесно-ориентированной терапии направлено на самую интимную область — область мышц таза, в том числе глубоких, которые затруднительно (или вообще невозможно) массировать руками, а также бедра, включая внутреннюю часть с областью паха, коленный сустав, голень и стопы с пальцами ног.
  14. Эта группа мышц — крестец, ягодицы и, особенно, глубокие мышцы тазового дна (лобково-копчиковая мышца, образующая лонно-влагалищную мышцу у женщин и лонно-простатическую мышцу у мужчин — так называемые «мышцы любви», а также лонно-уретральной и лонно-ректральной мышц у обоих полов) — отвечает за подавленное половое возбуждение и сексуальное удовольствие.

    Чтобы убрать этот панцирь и отработать гнев, накопленный в области таза, вам необходимо лечь на ровный пол и, создав мышечное напряжение, бить ягодицами по полу и лягать ногами. При этом можно кричать.

    Конечно, для мышц в области крестца, ягодиц и самих нижних конечностей, подойдет классический мануальный массаж, проведенный специалистом или обученным партнером.

    Мануально (руками) массировать глубокие «мышцы любви», для высвобождения чувства возбуждения, удовольствия и сладострастия — согласится далеко не каждый (не каждая), т.к. необходимо проникновение во влагалище и/или прямую кишку. Разве что это будет делать специально обученный сексуальный партнер, при том, к которому есть полное доверие.

    Но, в принципе, такого проникновения и не понадобится, т.к. освободить от эмоциональных зажимов глубокие интимные мышцы таза вы сможете и самостоятельно.

    Для этого вам подойдут упражнения не только телесно-ориентированной психотерапии, но и физические упражнения для лобково-копчиковой мышцы, разработанные Арнольдом Кегелем.

Однажды, когда я только начинала пробовать свои силы в психотерапии, ко мне на занятие пришли подростки. «Здравствуйте, – сказали они, – мы на аэробику к психиатру». Забавно, но именно так молодые люди восприняли программу, основанную на использовании методов телесно-ориентированной психотерапии. С тех пор мы с коллегами в шутку называем свои занятия психиатрической аэробикой.

А между тем телесно-ориентированная психотерапия – одно из наиболее эффективных направлений в современной психотерапии. Своими истоками она восходит к позднему психоанализу, а ее родоначальником стал ученик Зигмунда Фрейда Вильгельм Райх. Для Райха работа с телом стала одним из способов вернуть своим пациентам душевное равновесие и комфорт. Он ввел понятие защитной «брони», или «панциря», характера – совокупности защитных механизмов, которые блокируют переживание той или иной эмоции. «Броня» формируется по мере взросления, когда мы учимся вести себя в соответствии с требованиями общества.

В результате нам приходится подавлять свои первичные – инстинктивные – порывы. Однако их энергия никуда не девается – мы просто загоняем её внутрь себя, уплотняя свой панцирь. В дальнейшем с помощью брони мы как бы гасим тревогу, связанную с внешними и внутренними проявлениями, которые вызывают страх. Броня характера позволяет нам оставаться в социальноприемлемых рамках, но при этом мы часто перестаем чувствовать контакт со своим внутренним «я», всё беднее проявляем свои эмоции, что, в конечном итоге, лишает нас возможности получать удовольствие от жизни и работы. В результате исследований Райх пришел к заключению, что панцирь имеет не только психологическую, но и физиологическую основу. Другими словами, он существует не только на уровне психики, но и на уровне тела, где проявляется в постоянном мышечном напряжении – зажимах. Наша физическая оболочка – это надежное хранилище самых разнообразных и часто противоречивых переживаний. Тело, так же как и мозг, хранит в себе опыт, который мы получаем в течение жизни.

Взять для сравнения тело ребенка и тело взрослого. Ребенок расслаблен, его движения непосредственны и естественны. Взрослый же более напряжен, плюс ко всему у него уже готов целый набор выработанных движений-привычек: походка, поза, жестикуляция… Они-то и задаются мышечным панцирем, с годами становящимся все жестче и жестче.

Связь тела и души неразрывна. Так, пребывая в хорошем настроении, мы или расслаблены, или находимся в состоянии приятной активности – нам хорошо и душевно, и физически. При плохом настроении мы обычно напряжены, что особенно заметно по лицу. Отсюда дискомфорт и физический, и психологический. И наоборот – если мы плохо себя чувствуем, то и на душе покоя нет; если же с телом всё в порядке, душа спокойна. Таким образом, повлияв на тело, можно по­влиять и на душу.

Райх выделил семь телесных уровней (поясов), на которых формируется мышечный панцирь: уровень глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. Метод Райха, получивший название характероаналитической вегетотерапии, предполагает постепенную проработку всех уровней сверху вниз; считается, что каждый следующий (тот, что ниже) сдерживает более глубокие и значимые незавершенные эмоциональные переживания. Проработка с помощью особых манипуляций (сам Райх использовал массаж) и специальных упражнений дает возможность заново пережить недопережитый опыт, навсегда избавиться от связанного с ним эмо­цио­наль­но­го негатива и восстановить свободное течение энергии в теле. Вообще, Райх был неутомимым исследователем, для него не существовало формальных запретов и рамок.

Долгое время проработав в Австрии, в 1939 году он получил приглашение от Американского психосоматического движения. К тому моменту Райх создал свою лабораторию «оргонной энергии» (этим термином он определял универсальную энергию, которая движет объектами во вселенной и одновременно является биоэнергией живых существ). По словам самого Райха, ему удалось сконструировать так называемый оргонный аккумулятор – устрой­ство, генерирующее оргонную энергию. Исследования показали, что больные, пользовавшиеся аккумуляторами, волшебным образом излечивались от своих – порой серьезных – недугов. Но, несмотря на успешность практики, деятельность Райха оказалась под запретом. Из-за нарушения судебного постановления, запрещающего производство оргонных аккумуляторов, Райх был осужден. Он умер от сердечного приступа в федеральной тюрьме США.

Биоэнергетика А. Лоуэна

Эстафету развития телесно-ориентированной психотерапии перенял американский психотерапевт Александр Лоуэн, создавший биоэнергетическую концепцию. В биоэнергетике Лоуэна, в отличие от вегетотерапии Райха, работа строится не на проработке одного за другим поясов мышечного панциря, а варьируется в зависимости от информации, которую терапевт получает, исследуя физическое и психическое состояние клиента.

Классическая сессия Лоуэна начиналась с дыхательных упражнений, выполнявшихся в положении стоя или сидя, откинувшись на спинку стула. Он также активно прибегал к методу напряженных поз, при которых происходил активный выброс адреналина и возникало мышечное напряжение. Мышечное напряжение влияет на подвижность, поэтому в напряженном состоянии можно обнаружить, какие участки тела скованы, а какие свободны. Основная напряженная поза, которую использовал Лоуэн, это арка (дуга), прогиб назад в положении стоя. Если при выполнении позы можно провести воображаемую перпендикулярную линию от точки между лопатками до точки между стопами, то энергия в теле перемещается свободно. Если же тело жесткое или, наоборот, слишком гибкое, то добиться правильного положения в арке практически невозможно. Эта поза помогает обнаружить заблокированные зоны в теле, в которых происходит накопление энергии. А вот высвободить ее позволяет массаж этих областей или надавливание на них.

В своей книге «Язык тела» Лоуэн приводит следующий пример. Как-то к нему на сеанс пришла молодая женщина, мать двоих детей. Она была хорошей хозяйкой, но жаловалась на раздражительность и на то, что отношения с мужем не приносят радости. Выразиться конкретнее она не могла, но чувствовала, что терапия может ей помочь. Вот как Лоуэн описывает ее внеш­ность: «Она была невысока ростом, с изящной фигурой, но слишком большой для ее комплекции головой и крупным выразительным лицом. Живые глаза, прямой небольшой нос, немного неправильной формы рот и тяжелая нижняя челюсть. Коротковатая шея соединяла голову с хрупким телом, вполне пропорциональным, если не считать слишком узких плеч. У нее была кукольная внешность. Плечи были не только узкими, но и напряженно выдвинутыми вперед, так что при ходьбе казалось, будто руки болтаются на искусственных шарнирах. Такое же впечатление оставляли и ноги».

Оказалось, что женщина была единственным ребенком в семье. Мать хотела, чтобы девочка всегда и всем нравилась, и внушала дочери, что, если та не будет милой, нежной и ласковой, ее никто не полюбит. В результате девочка превратилась в куколку с ангельской внешностью и покладистым характером. Она всячески подавляла гнев и раздражение. Все это, как диагностировал Лоуэн, привело к тому, что грудная клетка, спина и таз стали жесткими, а сжатые челюсти, по его мнению, свидетельствовали о намерении женщины всегда во что бы то ни стало оставаться пай-девочкой.

Анализ также показал, что, выполняя свои повседневные дела (с ними она, кстати, прекрасно справлялась), пациентка направляла всю свою энергию на то, чтобы сделать всё правильно и нигде не ошибиться. На первом же сеансе Лоуэну удалось заставить ее расслабить челюсти. Как только это произошло, женщина разрыдалась: обида и напряжение, сдерживаемые крепко стиснутыми зубами, вырвались наружу. Затем с помощью специальных упражнений он помог ей освободить и подавляемый годами гнев. «С каждым сеансом кукла оживала, – пишет Лоуэн, – соответственно менялась и наружность пациентки. Руки и ноги окрепли, плечи расширились и распрямились, в лице появились черты зрелой женственности. Жалобы, с которыми женщина приходила ко мне, прекратились».

Плачь, плачь, танцуй, танцуй

Танцевально-двигательная терапия – это исследование своего тела и «я», а также своих стереотипов и взаимоотношений с окружающими через танец и движение. Развитие этого направления связывают с такими танцовщиками, как Фредерик Мэтиас Александер, Рудольф фон Лабан, Айседора Дункан, Мэри Вигман и др. Главным для них было выражение неповторимой индивидуальности танцующего, непосредственная эмоциональная жизнь человеческой личности. На тренингах по танцетерапии большое внимание уделяется характеру движений. Дело в том, что в движении, как и во всем остальном, есть что-то, чего мы не можем принять. Так, достаточно часто женщины подсознательно считают для себя неприемлемыми «мужские» – резкие и сильные движения, а мужчины – «женские» – плавные и медленные. Вместе с тем источник нашей силы часто находится там, куда нам страшно и непривычно идти. Преодолев этот страх и приняв то, что раньше казалось чуждым, мы освобождаемся от ограничений и стереотипности поведения. А это, в свою очередь, дает нам более мощный ресурс для преодоления жизненных трудностей.

Танцетерапия – это не выполнение формальных танцевальных па, а естественный, спонтанный поток движений. Она идеально подходит тем, кто по каким-то причинам не в состоянии выразить свои эмоции иначе. Более того, считается, что самопроизвольный танец стимулирует энергетические каналы, а потому высвобождает заблокированную энергию и способствует ее равномерному течению по всему организму. Самое главное – чувствовать себя в танце свободно и раскрепощенно, так, чтобы ощутить релаксацию в движении. В этом случае танец будет воздействовать не только на мышцы, но и на сознание, полностью преображая эмоциональную и духовную сферы танцующего.

Все ровно

Еще одно направление в телесно-ориентированной психотерапии – это рольфинг, или структурная ин­те­гра­ция. Оно носит имя своей основоположницы Иды Рольф, биохимика и физиолога. Рольф считала, что телу необходимо вернуть ровность и симметрию. Основные методы структурной интеграции – массаж и растягивание. По мнению Рольф, расслабление соединительной ткани больше, чем что-либо другое, выталкивает на поверхность воспоминания раннего травмирующего опыта, пережить который очень важно. При этом можно его вербализировать, но нельзя зацикливаться на его анализе. В результате человек возвращает себе утраченное душевное спокойствие.

Найти и обезвредить

Итак, телесно-ориентированная психотерапия задействует множество методов и техник, но общим в них является работа с телом. Ее можно назвать гомеопатическим методом работы с психологическими проблемами через активное взаимодействие тела с внешней средой, к которой относятся как психотерапевт, так и подручные средства психотерапии. Когда через ощущения в теле мы понимаем, что происходит с нашей психикой, осознание становится более конкретным, материальным, что позволяет быстрее обнаружить проблему и справиться с ней.

Терапия Вильгельма Райха

Вильгельм Райх - создатель телесно-ориентированной терапии. Райх полагал, что механизмы психологической защиты и связанное с ними защитное поведение способствуют формированию «мышечного панциря» (или «брони характера»), выражающейся в противоестественном напряжении различных групп мышц, стесненном дыхании и пр. Противостоять психологическим защитным механизмам можно путем модификации телесного состояния и воздействия на напряженную область. Райхом были разработаны методики для уменьшения хронического напряжения в каждой группе мышц; с помощью физического воздействия он стремился высвободить подавленные эмоции . Для поощрения эмоциональной разрядки используют мышечный массаж. К пациенту прикасаются, используя щипковые и давящие движения, чтобы помочь ему сломать панцирь, двигаются вниз по телу, достигая последнего круга панциря, расположенного на уровне таза. Телесно-ориентированная терапия Райха в значительной степени базируется на его теории органной энергии. Райх рассматривал удовольствие как свободное движение энергии из сердцевины организма к периферии и во внешний мир; тревожность представляет собой отвлечение энергии от контакта с внешним миром, возвращение ее внутрь. Райх в конце концов пришел к представлению о терапии как о восстановлении свободного протекания энергии через тело посредством систематического освобождения блоков мышечного панциря. По его мнению, эти блоки (мышечные зажимы) служат искажению и разрушению естественного чувствования, в частности, подавлению сексуальных чувств.

Биоэнергетика Александра Лоуэна

Биоэнергетика Лоуэна представляет собой модификацию райхианской терапии. Понятие «энергия» имеет для телесно-ориентированной терапии особое значение. Александр Лоуэн, ученик Вильгельма Райха , изучает тело с учетом его энергетических процессов и описывает его как «биоэлектрический океан» химического и энергетического обмена. Она включает райхианскую технику дыхания, многие из традиционных приемов эмоционального раскрепощения. Лоуэн использует также напряженные позы для энергетизации частей тела, которые были заблокированы. В этих позах увеличивается напряжение в постоянно зажатых частях тела. В конце концов, оно усиливается настолько, что человек вынужден расслабить мышцы, «распустить мышечный панцирь». Участники групп телесно-ориентированной терапии обычно надевают легкую спортивную одежду, например шорты. В некоторых группах поощряется и полное обнажение. Типичным упражнением является демонстрация собственного тела перед зеркалом. Затем участники группы описывают тело человека, стоящего перед ними. На основании полученных описательных характеристик руководитель и члены группы могут сделать выводы о «броне характера» каждого участника, блокировках спонтанного течения энергии, а также соотнести эти выводы с теми проблемами, которые возникают у участников группы. Таким образом, на протяжении всех занятий не прекращаются попытки соотнесения телесного состояния с обсуждаемыми психологическими темами. Мышечное напряжение определяется с помощью фиксации напряженных поз тела и упражнений, способствующих появлению напряжения.

Терапия Моше Фельденкрайса

Моше Фельденкрайс постулирует, что люди действуют в соответствии со своим Я-образом, направляющим каждое действие и обусловленным тремя факторами:

а) биологической конституцией,

б) воспитанием в специфической социальной среде,

в) самовоспитанием, независимым элементом социального развития.

Поскольку наследование физических признаков от нас не зависит, а воспитание в обществе навязывается, самовоспитание — это единственное, что находится в наших собственных руках. Эти три силы формируют Я-образ или индивидуальность (личность). Они также являются главными детерминантами успеха или неудачи индивидуума в обществе и межличностных отношениях. Индивидуум формирует социальную маску, которую носит в течение всей жизни для демонстрации успеха или неудачи. Идентификация с социальной маской может привести к утрате связи с собственными физическими и, органическими побуждениями (потребностями) и чувством удовлетворения. Органическая жизнь индивидуума и удовлетворение внутренних органических побуждений оказываются в конфликте с внешним социальным и финансовым существованием маски. С точки зрения Фельденкрайса, это — эквивалент эмоционального расстройства. Суть системы Фельденкрайса состоит в формировании лучших телесных привычек, в восстановлении естественной грации и свободы движений, в утверждении образа Я, в расширении самосознания и развитии способностей человека. Фельденкрайс утверждает, что деформированные паттерны мышечных движений приобретают застойный характер, становятся привычками, действующими вне сознания. Упражнения применяются для снижения избыточного напряжения при простых действиях, например при стоянии, и для высвобождения мышц с целью использования их по назначению. Для облегчения осознания мышечных усилий и плавности движений внимание пациента акцентируется на поиске лучшего положения, соответствующего его врожденной физической структуре.

Метод Ф. Матиаса Александера

Акцент на исследовании привычных поз и осанки, а также на возможности их улучшения.

Австрийский актер Фредерик Матиас Александер после ряда лет профессиональной деятельности потерял голос, что явилось для него подлинной жизненной трагедией. Девять лет он посвятил тщательному самонаблюдению перед трехстворчатым зеркалом. Наблюдая за своими речевыми действиями, Александер обратил внимание на привычку запрокидывать голову назад, всасывая воздух и фактически сжимая голосовые связки, и попытался избавиться от неправильных движений и заменить их более подходящими. В результате он создал метод обучения интегрированным движениям, основанный на уравновешивании головы и позвоночника; начал обучать других своему методу и благодаря своей настойчивости смог вернуться на сцену.

Метод Александера направлен на использование привычных телесных поз и их совершенствование. Александер полагал, что предпосылкой свободных и естественных движений, что бы мы ни делали, является наибольшее возможное растяжение позвоночника. Это не означает насильственного вытягивания позвоночника, имеется в виду естественное вытягивание вверх. Уроки техники Александера предполагают постепенное тонкое руководство в овладении более эффективным и удовлетворительным использованием тела. Как правило, терапия начинается с легкого надавливания на голову, при этом мышцы задней части шеи удлиняются. Пациент делает головой легкое движение вверх, голова как бы приподнимается, и таким образом создаются новые соотношения между весом головы и тонусом мышц". Далее продолжаются легкие манипуляции в движении, в положении сидя, при вставании. В результате возникает сенсорное переживание «кинестетической легкости», при котором человек внезапно чувствует себя невесомым и расслабленным. Кроме упражнений подобного типа, метод Александера включает также коррекцию психологических установок и устранение нежелательных физических привычек. Этот метод особенно популярен среди артистов, танцоров и т. п. Он также эффективно используется для лечения некоторых увечий и хронических заболеваний.

Терапия Иды Рольф (рольфинг)

Метод структурной интеграции, называемый рольфингом по имени ее основательницы Иды Рольф. В этом методе уделяется большое внимание физическому контакту.

Ида Рольф защитила докторскую диссертацию по биохимии и физиологии в 1920 г. и двенадцать лет проработала ассистентом в биохимической лаборатории Рокфеллеровского института. Более сорока лет она посвятила совершенствованию системы структурной интеграции и обучению этой системе.

В основе метода Рольф лежат представления о том, что хорошо функционирующее тело с минимумом затрат энергии остается прямым и вертикальным, несмотря на влияние силы тяготения. Под влиянием стресса это положение искажается, а наиболее сильные изменения происходят в фасциях и соединительных оболочках, покрывающих мышцы. Цель структурной интеграции - привести тело к лучшему мышечному равновесию, ближе к оптимальной позе, при которой можно провести прямую линию через ухо, плечо, бедренную кость и лодыжку. Терапия состоит из глубокого массажа с помощью пальцев и локтей. Этот массаж может быть очень сильным и болезненным. Чем больше напряжение мышц, тем сильнее боль и тем более необходимы упражнения. Процедура рольфинга включает 10 основных занятий, в ходе которых тело массируется в определенной последовательности.

Работа над определенными участками тела нередко высвобождает старые воспоминания и способствует глубоким эмоциональным разрядам. Вместе с тем целью рольфинга является преимущественно физическая интеграция, психологические аспекты процесса не становятся предметом специального внимания. В то же время многие из тех, кто сочетал рольфинг с той или иной формой психотерапии, отмечали, что рольфинг помогает освободить психологические блоки, способствуя продвижению в других областях.

Система «Чувственное сознавание»

Систему в Европе развивали Эльза Гиндлер и Хайнрих Якоба, в США - их ученики Шарлотта Селвер и Чарльз Брукс. Чувственное сознавание - это процесс познания возвращения в соприкосновение с нашими телами и чувствами , со способностями, которыми мы располагали, будучи детьми, но утратили по мере взросления. Родители реагируют на детей с позиций собственных предпочтений, вместо того чтобы разобраться, как способствовать реальному развитию ребенка. Детей учат, какие вещи и какие действия «хороши» для них, как долго им нужно спать и что они должны есть, вместо того чтобы предоставить им судить об этом по своему собственному опыту. «Хороший» ребенок учится приходить, когда мама зовет, прерывать свой естественный ритм, сокращать пребывание на воздухе для удобства родителей и учителей. После таких многочисленных нарушений внутренне присущее ребенку чувство ритма запутывается, также как и внутреннее чувство ценности собственного опыта .

Другая проблема детского опыта - совершение усилий. Как много родителей, которые хотят, чтобы их ребенок сел, встал, пошел, заговорил как можно раньше! Они не хотят дождаться естественного процесса развертывания способностей. Детей учат, что недостаточно дать вещам происходить самим по себе; их учат «стараться».

Работа чувственного сознавания фокусируется на непосредственном восприятии, умении отличать собственные ощущения и чувства от социально привитых образов, которые столь часто извращают опыт.

Это требует развития чувства внутреннего мира и покоя, основанного на «недеянии».

Многие упражнения в системе чувственного сознавания основаны на фундаментальных положениях — лежании, сидении, стоянии, ходьбе. Эти упражнения, по мнению авторов методики, предоставляют естественную возможность открыть свое отношение к окружающему, развить сознательную осведомленность о том, что мы делаем. Большинство упражнений имеют медитативную ориентацию. Селвер и Брукс указывают, что по мере постепенного развития внутреннего покоя ненужные напряжения и ненужная деятельность уменьшаются, восприимчивость к внутренним и внешним процессам усиливается; происходят и другие изменения во всей личности.

БиоЭнергоСистемоТерапия (БЭСТ-массаж)

БЭСТ - Биологическая энергия в системе терапии - это комплексная система воздействия различными методами на структуру человеческого организма, в основе которой лежит принцип функционального единства тела и психики человека. Работа целителя по этому методу носит системный (двупланный) характер. С одной стороны ликвидируя патологический процесс в организме, целитель непосредственно воздействует на физическое тело пациента, его энергетику, с другой стороны - работает на ментальном уровне . Это позволяет согласованно использовать приемы и методы физического, биоэнергетического и психологического воздействия для достижения более быстрого и полного целительного эффекта.

В основе метода лежит контактное устранение нарушений, вызванных особенностями памяти тела (клеточной памяти). Очень часто с нами происходят вроде бы незначительные события, которые коренным образом меняют всю жизнь (о чем, часто, мы даже не подозреваем). Со временем можно забыть о них, но наше тело помнит и "встраивает" нас в события, которых мы сознательно не желаем, стараемся избежать - но они повторяются. Мы считаем их роковыми для себя или для близких - а это та самая телесно-душевная связь, незаметно установившаяся, растущая, крепнущая и нередко подчиняющая нас себе.

Во время процедуры Вы будете находиться в особом состоянии сознания , когда появиться возможность увидеть, телесно ощутить, пережить заново и переосмыслить целые периоды жизни. В этом состоянии тело, обретающее единство с психикой, помогает нам осуществить тот самый ВЫБОР - и показателем этого будет устранение телесного или душевного недуга.

Также, помимо всего вышесказанного:

БЭСТ — снижает психоэмоциональную напряженность, снимает депрессивные состояния, улучшает настроение.

БЭСТ — активизирует защитные силы организма, улучшает работу органов сердечно—сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата.

БЭСТ — нормализует работу эндокринной и гормональной системы.

БЭСТ — решает многолетние психо-сексуальные проблемы: такие как аноргазмия, болезненные менструации, нарушения менструального цикла и др.

Метод основан Евгением Иосифовичем Зуевым - посвященным целителем, целителем в пятом поколении, ещё при жизни ставшим легендой. Творчески освоив достижения восточной и западной медицины , на которые опирается современная практика целительства, а также различные массажные техники он создал свой метод, получивший признание среди коллег-целителей и (уникальный случай) "официальной" медицины. Им заинтересовались медицинские центры в Европе и США, а в России он зарегистрирован как "СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХО-СОМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ" (получен патент).




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины