21.09.2019

Типы и способы восприятия информации


КАК ВОСПРИНИМАЕТСЯ РЕЧЬ

Без сомнения, перевод мыслей в слова, сам процесс конструирования из этих слов предложений и дальнейшее их воспроизведение с помощью звуков – процесс интересный и загадочный.

Однако не менее любопытны и механизмы восприятия речи. Ученые приложили немало сил для их расшифровки, однако стройной теории, которая бы объясняла все стороны феномена, до сих пор не существует.

Тем не менее для объяснения накопленных фактов определенные гипотезы выдвинуты. Например, в настоящее время превалирующим в науке о речи является предположение, что сообщение осмысливается лишь тогда, когда речевой сигнал преобразован в последовательность дискретных элементов. Затем, как считается, эта последовательность должна быть представлена цепочкой символов-фонем, число которых в каждом языке очень невелико: например, в русском языке их 39.

То есть речь – это, по сути, кодирование речевого сигнала в последовательность неких физиологических или биохимических реакций, которое осуществляется в блоке фонетической интерпретации. Впрочем, в этом ничего особенного нет. Вопрос в другом – в тех конкретных психофизиологических механизмах, этот процесс обеспечивающих. Но о них известно пока не очень много. Хотя в этой области исследований определенные наработки все-таки есть.

Так, например, доказано, что в системе восприятия звуков, то есть в слуховых отделах мозга, существует достаточно строгая организация нейронов , которые, в зависимости от чувствительности к тем или иным звуковым частотам, и в первичной слуховой коре, и в подкорковых слуховых центрах расположены в определенном порядке.

Существует также версия, что в слуховой системе присутствуют и более сложные типы детекторов: в частности, избирательно реагирующие на особенности согласных. Но опять же неизвестно, какие механизмы участвуют в формировании фонетического образа слова и в его опознании. Чтобы хоть как-то разобраться в этом вопросе, американские психологи Д. Мейер и Р. Шваневельдт разработали оригинальную модель опознания букв и слов при чтении. По их мнению, процесс опознания начинается в тот момент, когда ряды букв восприняты так называемым «анализатором деталей». Здесь буквы шифруются в специальные коды, содержащие информацию о форме букв, которые затем передаются на детекторы слов.

Когда эти детекторы обнаружат такое количество признаков, которых вполне достаточно, чтобы распознать слово, об этом в соответствующие участки подается сигнал. При этом обнаружение определенного слова также активизирует расположенные рядом слова. Например, слово «компьютер» активизирует также такие слова, как «программное обеспечение», «винчестер» т. д. Такая активация семантически связанных слов облегчает их последующее обнаружение.

Эта модель подтверждается тем, что испытуемые опознают связанные слова быстрее, чем несвязанные.

Нейрофизиологи считают также, что кроме систем, опознающих и кодирующих буквы, у взрослого человека существуют механизмы, обеспечивающие фонологический, артикуляторный, зрительный и семантический анализ слова. Причем все перечисленные коды и операции осуществляются в определенных нейронных блоках, которые находятся в определенных зонах мозга.

В общем виде это может выглядеть так. Акустическая информация, которая содержится в слове, обрабатывается как в слуховой системе, так и в тех образованиях мозга, которые в классическом понимании за слух не отвечают, например в подкорковых областях. Затем она поступает в первичную слуховую кору (зону Вернике), которая обеспечивает понимание смысла слова; здесь эта информация преобразуется таким образом, чтобы сформировать программу речевого ответа.

Но для произношения данного слова его «образ», или семантический код, должен попасть в зону Брока, которая связана с зоной Вернике дугообразным пучком нервных волокон. В зоне Брока создается детальная программа артикуляции, которая затем реализуется благодаря активации лицевой зоны, управляющей лицевой мускулатурой.

Однако в том случае, если слово поступает через зрительный канал, вначале включается уже первичная зрительная кора. После обработки полученная информация о прочитанном слове направляется в угловую извилину, которая связывает зрительную форму данного слова с его акустическим сигналом в зоне Вернике. А дальше все происходит по тем же программам, как и при чисто акустическом восприятии.

Дальнейшие исследования механизмов восприятия речи показали, что во время звукового восприятии слов задействованы две зоны: первичная слуховая зона и височно-теменная. При этом левая височно-теменная зона, скорее всего, связана с фонологическим кодированием, т. е. воссозданием звукового образа слова.

С этой зоной связан один любопытный момент. Дело в том, что при чтении эта зона обычно не активируется. В то же время если предъявляемые в письменном виде задания усложняются, то следом происходит и возбуждение височно-теменной зоны.

Установлено, что участки, где происходит возбуждение при восприятии написанных слов, находятся в затылочной области как левого, так и правого полушарий. А это значит, что, скорее всего, в этих зонах происходит и формирование зрительного «образа» данного слова.

А вот семантический анализ слова осуществляется главным образом в передних отделах левого полушария, в первую очередь, фронтальной зоны. Предполагается, что именно эта зона связана с нервными сетями, обеспечивающими словесные ассоциации, на основе которых программируется ответное поведение…

В настоящее время уже полностью доказано, что по своим функциональным обязанностям в механизмах речи правое и левое полушария существенно различаются. Более того, имеются и морфологические отличия в строении симметричных зон коры, участвующих в речевых процессах.

Например, сильвиева борозда в правом и левом полушариях имеет разную длину и ориентацию. Кроме того, ее задняя часть, образующая зону Вернеке, у взрослого праворукого человека в левом полушарии в семь раз больше, чем в правом.

Продолжая разговор о речевой локализации праворуких и леворуких людей, следует отметить, что речевые центры у 95 % правшей локализованы преимущественно в левом полушарии и лишь у 5 % – в правом. Но и большей части леворуких – около 70 % – речевые зоны также локализованы в левом полушарии. Примерно у 15 % речь контролируется правым полушарием, а у остальных 15 % – полушария не имеют четкой функциональной специализации по речи.

Выходит, что левое полушарие играет ведущую роль в речевом феномене. Например, хорошо известно, что оно хорошо «понимает» обращенную к нему речь, как устную, так и письменную, и обеспечивает грамматически правильные ответы. Кроме того, левое полушарие способно оперировать не только словами, но и другими формализованными символами (знаками).

Оно превалирует в формальных лингвистических операциях, свободно владеет символами и грамматическими конструкциями в логических построениях и в пределах ранее усвоенных правил. Помимо этого, левое полушарие осуществляет синтаксический анализ и фонетическое представление, регулирует сложные мышечные движения в момент произнесения слов.

И еще левое полушарие осуществляет управление тонким артикуляционным аппаратом, а также высокочувствительными программами, которые позволяют различать последовательность фонетических элементов во времени.

Скорее всего, происходит это благодаря существованию особых комплексов, локализованных в левом полушарии и обеспечивающих переработку быстрой последовательности дискретных единиц информации, из которых складывается речь.

Однако в отличие от правого полушария, левое не различает интонации речи и модуляции голоса.

<<< Назад
Вперед >>>
Что ты выберешь? Решения, от которых зависит твоя жизнь Бен-Шахар Тал

70 Воспринимать трудности как угрозу или Воспринимать трудности как вызов

Воспринимать трудности как угрозу

Воспринимать трудности как вызов

Пессимист видит проблемы в каждой возможности; оптимист видит возможности в каждой проблеме.

Уинстон Черчилль

Слова не просто описывают реальность, они ее создают. Оценивая ситуацию как угрозу, вы наверняка будете испытывать стресс. Если вы смотрите на ту же ситуацию как на вызов, вы будете испытывать при этом, скорее всего, просто волнение, возбуждение. Одно и то же событие может восприниматься совершенно по-разному, в зависимости от слов, которыми вы пытаетесь его описать. Публичное выступление - это грозная опасность или желанный вызов? Что я говорю себе о сложностях в отношениях с партнером? Мое восприятие является продуктом как субъективной (в смысле моего ума), так и объективной (в смысле внешнего мира) реальности. Я творец своего опыта, своей жизни.

Научные работы Джо Томака, Джеймса Бласковича и их коллег показывают, как в определенной ситуации мы можем влиять на свои психологические и физиологические реакции, изменив отношение к происходящему. В одном исследовании две группы студентов получили одинаковый математический тест. Первой группе сказали, что задача называется «трудные вычисления в уме», и им было поручено решить ее быстро и эффективно. Неудивительно, что они восприняли эту ситуацию как тревожную. Второй группе сказали, что «вычисления в уме» - это просто интересная и сложная проблема и что студенты должны как следует постараться, чтобы ее решить. В отличие от первой группы, вторая восприняла испытание как увлекательный вызов. Эти студенты отнеслись к заданию спокойнее, более творчески и в итоге показали лучшие результаты, чем члены первой группы, которые оценивали ту же ситуацию как угрозу.

В других исследованиях психологи задокументировали, какой эффект оказывало восприятие реальности на физиологические реакции. Всего одно слово может иметь огромное влияние на организм - менять количество сердечных сокращений, кровяное давление и другие маркеры, связанные со стрессом. Будем ли мы рассматривать ситуацию как интересную задачу или угрозу, как возможность или опасность, как привилегию или злой умысел - наша точка зрения может радикально изменить тот опыт, который мы получим в результате.

Из книги Язык разговора автора Гарнер Алан

Глава 9 Как конструктивно воспринимать критику Не важно, насколько хорошие отношения у вас с окружающими, все равно вы постоянно подвергаетесь критике.«Ты постоянно опаздываешь!»«Мог бы и получше относиться к моим друзьям!»«Если не наденешь пальто, обязательно

Из книги Радость, гадость и обед автора Херцог Хел

Вступление Почему нам так трудно адекватно воспринимать животных Люблю размышлять об отношении людей к животным - удается узнать о людях много нового. Марк Бекофф Зачастую наше отношение к другим видам живых существ абсолютно нелогично. Взять хотя бы Джудит Блэк. В

Из книги Камасутра общения. Магия слов и жестов автора Ром Наталья

Или Как воспринимать критику Всем нам приходится сталкиваться с критикой и негативными высказываниями в наш адрес. Вопрос в том, как каждый из нас реагирует на подобные замечания!В большинстве случаев мы все-таки болезненно воспринимаем критику. Как правило, в ответ мы

Из книги Обдуматый [Как освободиться от лишних мыслей и сфокусироваться на главном] автора Ньюбиггинг Сэнди

Думать или непосредственно воспринимать Существует огромная разница между тем, чтобы подумать об этой игре, и непосредственным участием в ней – прямо сейчас. Если вы сразу же попробуете сыграть, вам это поможет – эта игра помогала всем, с кем я в нее играл. Но если вы

Из книги Психология победы [Секреты подготовки олимпийских чемпионов и преуспевающих бизнесменов, или 24 часа в твою пользу] автора Кутовая Елена Ивановна

Глава XVII Или друг, или враг, а как? (об умении прощать врагов и воспринимать друзей такими, какие они есть…) Нашу жизнь можно сравнить с путешествием в гору, и пути у всех разные. Как и в религии – все идут к вершине по своим тропинкам. И очень важно дойти до конечной цели, но

Из книги Воспитание с умом. 12 революционных стратегий всестороннего развития мозга вашего ребенка автора Сигел Дэниэл Дж.

Воспринимать несказанное: расскажите ребенку о невербальных коммуникациях и сонастроенности с другими людьми Это замечательно, что мы учим наших детей внимательно слушать то, что им говорят: «Слушай, что он говорит. Он сказал, что не хочет, чтобы его поливали из шланга!»

Из книги Как говорить «нет» без угрызений совести [И сказать «да» свободному времени, успеху и всему, что для вас важно] автора Брайтман Патти

2. Учитесь воспринимать отрицательные ответы Это относится к людям, которые, прочитав предыдущие строки, готовы сказать: «Да, это действительно было ужасно! Я ненавижу человека, который мне отказал!» Если у вас был подобный печальный опыт, вы можете переоценивать

Из книги Измените мысли – изменится жизнь. 12 простых принципов автора Кейси Карен

Глава 11. Воспринимать любую встречу как священный дар Одно из самых значительных изменений в образе моего мышления произошло, когда я приняла решение воспринимать любую встречу как священную. Да, будь то члены моей семьи или соседи, служащие банка, продавцы, кассиры и так

Из книги Похвалите меня [Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе] автора Рапсон Джеймс

Умение воспринимать сложные и пугающие эмоции Пора разобраться с переживаниями Дэйва. Сейчас он выполняет роль слушателя, и его задача – прислушиваться к партнеру и самому себе. Умение сдерживать в это время эмоции открывает много возможностей для развития и роста. Не

Из книги Правила достижения цели [Как получать то, что хочешь] автора Темплар Ричард

Учитесь спокойно воспринимать критику Я заметил, что адекватно воспринимают критику уверенные в себе люди. Если им указывают на какой-нибудь их промах, они не ставят под сомнение все свои достоинства и способности. Они знают себе цену. Попробуйте сказать неуверенному

Из книги Книга решений автора Крогерус Микаэль

Модель «Обратная связь» Как научиться правильно воспринимать комплименты и критику Обратная связь – один из самых щекотливых моментов в группах. С одной стороны, можно легко ранить людей, а с другой – от фальшивых комплиментов мало пользы. Зачастую комплименты

Из книги Что ты выберешь? Решения, от которых зависит твоя жизнь автора Бен-Шахар Тал

2 Упускать из виду все сокровища жизни или Воспринимать жизнь как чудо Те, кто живет в мире, полном красоты и тайн, никогда не бывают одиноки и не разочаровываются в жизни. Рэйчел Карсон То, что мы видим вокруг себя, во многом зависит от выбора, который мы делаем. Часто ли

Из книги Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам?! автора Вологодская Ольга Павловна

34 Воспринимать трудности как постоянные или Воспринимать трудности как временные Что бы ни случилось, и это пройдет. Элла Уилер Уилкокс Наша жизнь не свободна от горя и страданий. Даже самый счастливый человек в мире испытывает печаль, разочарование, гнев и горе.

Из книги Спасибо за отзыв. Как правильно реагировать на обратную связь автора Хин Шейла

88 Воспринимать ошибки как катастрофу или Воспринимать ошибки как ценную обратную связь Свобода не может называться свободой, если она не дает права на ошибку. Махатма Ганди Ошибки и заблуждения - неизбежная часть жизни любого человека и чрезвычайно важная часть

Из книги автора

Научите ребенка воспринимать критику Еще одно важное качество, которое обязательно должны воспитать родители, – это умение воспринимать критикубез ощущения стыда, мучений, терзаний. Правда, и критика должна быть конструктивной, направленной на исправление

Из книги автора

Значение умения хорошо воспринимать обратную связь Умение воспринимать обратную связь отнюдь не означает, что вы должны со всем соглашаться. Оно означает способность правильно вести разговор и принимать разумные решения в отношении того, как вам применять ту

Международная Ассоциация Культурных и Политических Инициатив опубликовала прекрасный научный текст о том, как воспринимается 3D-формат в современных художественных фильмах.

18 апреля 2014 года, известный болгарский художник Красимир Тодоров выступил на международной конференции НИИ ВГИК с размышлениями о трехмерных технологиях и важности эстетического наполнения произведений.


Пространство в котором мы сегодня живем и общаемся становится объектом интенсивного воздействия со стороны технологий. Появляются возможности делать копии объектов реальности, создавать трехмерный образ по заданным координатам. 20-30 лет назад мы говорили о профессиональной фотографии как искусстве, как законах света, которые рисуют пространство и форму. Парадокс в том, что они лучше передавали ощущение внешней красоты человека, чем сегодня это делает 3D формат. Главный вопрос - каково это новое пространство, создающееся нашим сознанием в 21 веке? 3Dпринтеры позволяют быстро реализовывать предметы, но куда важнее не забывать о том - что такое эстетика. Важно смотреть и думать не только о форме, но и о сущности. О эстетике самой формы.

Говоря про базовые 3Dинсталляции - нет никакой сложности отсканировать ряд предметов и сцен, а затем смонтировать их посредством технологии в единое пространство, которое будет восприниматься человеком как 3D. Но почему мы так выделяем значимость формы? Потому что человечество подходит к рубежу трансформации познания. Нынешние профессора, обладающие информационной базой прошлого особенно важны в контексте передачи цикла знания следующему, более цифровому, виртуализированному поколению, для построения образа нового мира. Само деление на трехмерное, четырехмерное пространство в этом плане ошибочно, потому что изображение не на экране ТВ или монитора. Изображение в нашем сознании - это зеркальное свойство персонажа отражать сущность воспринятого. Главная задача - как это сделать таким способом, чтобы сохранить понимание эстетики следующими поколениями, взрастить в них через искусство ощущение прекрасного. Инновационные возможности сегодня - это новое пространство в которое мы входим и ответственность ложится не только на совершенствование технической оснастки, но также на разработку инструментов для восприятия новой формы. Происходит трансформация классического искусства фотографии, кино, живописи. Мы создаем технические инструменты, но не используем весь арсенал для освоения, отчего модные 3D, 4Dпревращаются в обертку без содержания. Легко нажать на кнопку и сделать какой-либо объект. Но это не объект, а продукт. Все становится более игрушечным и менее осознанным. Это - новый мир. Если мы не разработаем его как положено, не синкретизируем знания прошлого и настоящего в адаптированные версии дня следующего, то, что станется с искусством и нашим миром в целом? Артист, художник, режиссер не могут на 100% объяснить то, что думают и чувствуют, между тем у них появляются новые инструменты воздействия на сознание зрителя. Это нужно развивать, адаптировать и применять. Важна ответственность за эстетическое содержание, иначе мы остановимся на фазе продукта, за которой нет никакого развития.

Являются ли современные кинопродукты трехмерными? Нет. Это кадр, кадр, кадр и технология. В нашем сознании создается ощущение, что они трехмерные. Существует объект, существует процесс. Однако то - как технология трансформирует в нашем сознании объект из плоского в объемный может способствовать развитию не только технологии, но и самого мышления. Мы сейчас все упрощаем, просто нажимая на кнопки и получая на выходе результат. Благодаря чему он произошел, какие процессы позволили получить эту конечную форму? Этого мы знать не хотим, это нам кажется неинтересным. Компьютеры и 3D поменяли наше сознание, запустив новые процессы восприятия мира, новые образовательные программы. Не игнорируя прогресс (остановить его все равно невозможно), важен акцент внимания на таких вещах как воспитание добрых, умных, развитых детей - будущего нашего общества. Важно рассматривать новомодные технологии с точки зрения философии, эстетики, основ воспитания молодежи. Важно сохранить основу классического искусства, чтобы оно превратилось в один из базисов развития этого пространственного перехода.

Вадим Велински для МАКиПИ, на основе изложения Красимира Тодорова

Инструкция

Соблюдайте режим. Если вы хотите улучшить память и сделать свою интеллектуальную деятельность более эффективной, то первое, на что стоит обратить внимание, - здоровый сон. Дело в том, что именно во время сна происходит восстановление клеток мозга, а также своеобразная его «перезагрузка». Неудивительно, что у тех, кто поздно ложиться и рано встает, снижается способность концентрироваться на какой-либо информации и быстро воспринимать ее.

Не забывайте о перерывах. Вспомните школу: 45 минут урока, затем 15 минут перемены. Попробуйте воплотить этот принцип и в работе, учебе, других занятиях. Если вам тяжело сосредотачиваться на одном занятии в течение 40-50 минут, то стоит немного изменить «график». Например, делайте десятиминутный перерыв каждые полчаса. После 4-5 циклов необходимо взять часовой тайм-аут. По возможности выберитесь на свежий воздух и прогуляйтесь.

Соблюдайте «умную» диету. Полноценный рацион - немаловажный фактор, способствующий успешной интеллектуальной деятельности. Постарайтесь отказаться от фаст-фуда и постоянных перекусов в пользу правильного питания. В вашем меню обязательно должны присутствовать продукты, содержащие жирные кислоты омега-3, например, рыба, морепродукты, киви, орехи. Не забывайте о белках и углеводах: ешьте постное мясо, яйца, молочные продукты, а также цельнозерновой хлеб и крупы. А витаминами организм обеспечат сезонные ягоды, фрукты, овощи.

Тренируйте память. Например, ежедневно заучивая небольшой отрывок текста. Однако не нужно «зубрить» его, игнорируя смысл. Сначала прочитайте строки несколько раз, постарайтесь представить описываемую картину, подобрать ассоциации. Затем изложите текст вслух своими словами. Возвращайтесь к отрывку в течение дня, а вечером попробуйте воспроизвести его наизусть.

Воспринимайте информацию визуально. Ментальное «фотографирование» - отличное упражнение для тех, кто хочет улучшить работу своего мозга. На несколько секунд задержите взгляд на каком-нибудь предмете. Затем закройте глаза и попробуйте воссоздать объект в своем воображении. «Фотография» должна получиться максимально детальной: цвет, форма, фактура, элементы декора, даже трещины или пыль - добивайтесь максимального сходства. Стоит начинать с простейших бытовых предметов, например, расчески или чашки. Постепенно усложняйте задания, пытаясь создать ментальные портреты знакомых или даже просто прохожих на улице.

Память , с научной точки зрения, - это главная функция мозга человека. По мнению академика Бехтеревой Н.П., ю называют хорошее запоминание, удержание и воспроизведение информации. Различают кратковременную и долговременную формы. Первая характеризуется быстрым запоминанием и удержанием информации не более получаса. Затем эта информация забывается или переходит в долговременную память.

Вам понадобится

  • - «Реминил», «Экселон», «Семакс»;
  • - «Глицин», «Мексидол», «Кавинтон», «Церебролизин», «Энцефабол»;
  • - регулярные интеллектуальные тренировки памяти;
  • - рациональное питание;
  • - полноценный сон и отдых;
  • - физические нагрузки.

Инструкция

Подготовка к экзамену требует не одного часа. Время наибольшей мозговой активности у всех людей разное. Кто-то лучше запоминает с утра, кто-то в интервале между 3-4 часами дня, а кому-то проще просидеть над учебниками всю ночь. Определите свои «активные» часы и приступайте к изучению тем в отведенное время.

Информация поступает в мозг через каналы восприятия, которые также у всех людей различны. По типу восприятия люди делятся на аудиалов, визуалов, кинестетиков и дискретов . Чтобы определить свой тип, попробуйте передать информацию, например, об одуванчике. Аудиалы начнут описывать цветок вслух, визуалы скорей всего его нарисуют, кинестетики расскажут о своих эмоциях в связи с цветком («Он мягкий, лепестки щекочут кожу…» и т.д.), а дискреты вспомнят о лекарственных свойствах (потому как ищут в предметах пользу и возможность применения в жизни).

Аудиалам проще воспринимать информацию на слух. Эффективным методом запоминания будет проговаривание темы. Попробуйте прочитать сухую терминологию так, словно читаете стихи: выразительно, с некоторым напевом. Можно использовать любимую песню - переложите слова под знакомый мотив и повторяйте несколько раз подряд.

Визуалам , чтобы отчетливо запомнить что-либо, требуются схемы и чертежи. Попробуйте нарисовать изучаемую тему. Эффективен метод коллажа, когда человек приклеивает фотографии/картинки на стену и рисует связи между ними.

Кинестетикам важны ощущения. Выберите для подготовки к экзамену уютное местечко, удобную одежду и т.д. Лучше, если подготовка будет проходить где-нибудь на природе, в тихом уединенном месте. Мысленно ассоциируйте важные термины с чем-нибудь приятным. Также кинестетики опираются на механические действия: для запоминания записывайте основные термины и принципы.

Дискреты – хорошие аналитики, им важна суть. Чтобы лучше запомнить большой объем информации, необходимо разложить ее на мелкие составляющие. Уберите из текста лишние слова, и все получится.

Помимо канала восприятия и временной активности нельзя списывать со счетов общее состояние организма. Не забывайте во время подготовки к экзаменам отдыхать и хорошо питаться, включите в рацион витамины (аскорбиновую кислоту с глюкозой) и грецкие орехи с фундуком.

Отработайте диалоги с экзаменатором – пусть кто-то из близких людей старшего возраста протестирует ваши ответы и, по возможности, внесет поправки.

Установлено, что область видения глаз не ограничивается только фиксационной линией движения глаз по строчке, а образует значительное "поле зрения" в несколько строчек выше и ниже читаемой, фиксируемой глазом.

Строчки, лежащие выше или ниже читаемой, воспринимаются в "боковых полях видения".

Спрашивается, какое значение имеют эти "боковые поля видения" для взрослого чтеца или школьника, который готовится к поступлению в ВУЗы Польши , России, Европы или США?

Опыты с устранением таковых полей показали, что взрослый читатель, ограниченный в своем поле чтения лишь одной строчкой, испытывает какую-то беспомощность в понимании читаемого текста.

Дело в том, что боковые или косвенные поля видения, давая возможность оглядываться на пройденный путь и заглядывать в дальнейший, ориентируют читателя в содержании цельного воспринимаемого текста, помогая в установлении связи между читаемыми словами и даже фразами.

Иную картину мы видим в чтении ребенка. Прежде всего глаз его движется не скачками или толчками, как у взрослого, а равномерно от буквы к букве, делая на строчке столько остановок, сколько имеется буквенных значков. При этом поле чтения ребенка суживается до одной воспринимаемой в фиксационной линии движения глаз строчки, а боковые поля видения, давая ряд фиксационных, мешающих раздражений, не только не помогают акту чтения, а расстраивают его, отвлекая глаз к этим мешающим фиксационным раздражениям.

Оценивая с точки зрения добытых экспериментальной педагогикой данных относительно актов чтения взрослого и ребенка как методы обучения грамоте, так и пособия для чтения (буквари и азбуки), мы должны прежде всего принять общее положение, что целью обучения грамоте является приведение ребенка (начинающего) к типу чтения грамотного, т. е. выработать в нем уменье читать целыми словами, приучить его глаза к таким же движениям при чтении, какие совершают глаза грамотного человека.

Почти все издававшиеся до недавнего времени азбуки и буквари в этом отношении резко противоречили тем требованиям, какие должны быть к ним предъявлены с указанных точек зрения.

Раскройте первые страницы любого букваря: вы здесь найдете все, что развлекает внимание маленького читателя, целый ряд мешающих раздражений, отвлекающих глаз от фиксационной линии чтения. Тут и буквы разного формата, величины и шрифтов, тут и рисунки, и образцы прописи! И самая фиксационная линия читателя явится не такой, к какой должен бы привыкать глаз читающего: эта линия не ведет глаз читателя от левого края строчки к правой, а ведет по вертикальной линии сверху вниз.

Знаменитые столбцы слов в букварях распространенного типа не способствуют выработке нужных навыков движения глаз при чтении. Не находит для себя места и поводов в этих букварях и упразднение боковых или косвенных полей видения, имеющих важное значение в ориентировании читателя в содержании читаемого материала.

В самом деле, какой повод для ориентирования в тексте читаемого могут дать слова столбцов букварей?

Редкие из старых азбук и букварей удовлетворяли указанным условиям. Можно указать на два классических пособия, которые удовлетворяли многим и главнейшим из перечисленных требований, это — "Родное Слово" Ушинского и "Новая Азбука" Л.Н. Толстого. Из современных пособий, по мнению П. О. Афанасьева, более или менее удовлетворяет указанным условиям букварь Фортунатовой и Шлегер "Шаг за шагом".

В издаваемом Государственным Издательством букваре П. О. Афанасьева "Читай, пиши, считай", автор его стремился согласовать как внешнюю сторону, так и внутреннее содержание с приведенными требованиями.

Из рассмотренного видно, что все те явления, с которыми мы имеем дело в книге, — восприятие напечатанных слов, выделительных конструкций, восприятие объектов изобразительной графики, — всё это получает должное объяснение в свете структурной психологии.


Обсуждение (комментариев 0) :

Порой случается так, что возникает необходимость докричаться до другого человека, находящегося на большом расстоянии, а мобильного телефона под рукой нет. Или он находится вне зоны доступа сети. Обычно приходится складывать руки рупором и надрывать голосовые связки, чтобы таким образом пытаться докричаться до удалённого собеседника или даже до целой группы людей.

Факторинг представляет собой комплекс финансовых услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа. Отдельные черты факторинга можно найти ещё в Древней Месопотамии эпохи царя Хаммурапи - около 2000 лет до нашей эры, и в Древнем Риме, когда торговцы применяли его в своей деятельности. Определённый этап в развитии факторинга связан с появлением в Англии в XVII веке «Дома факторов», когда многие крупные европейские торговые дома имели своих представителей в колониях-факториях. Бурное развитие факторинговой деятельности наблюдалось в Северной Америке во второй половине XIX века.

Срубами на Руси назывались деревянные сооружения, стены которых собирались из обработанных брёвен. Так строились избы, храмы, башни деревянных кремлей и другие сооружения деревянного зодчества. Строится дом-сруб и различные ограждения из дерева для террасы из брёвен хвойных и лиственных пород. Такая древесина должна быть сухой, без гнили, трещин, грибка и не заражёна жуком-древоедом.

Прошли времена, когда в СССР гражданам выделялись участки земли от 4 до 6 соток под огороды, на которых разрешалось строить одноэтажный домик размером не более 3 на 5 метров - своеобразный хозблок дачный для хранения садового инвентаря и другой дачной утвари круглогодично. Зато ещё тогда ко многим огородным участкам подводилось электричество, а водоснабжение на огородах обеспечивалось подведением труб с водой или рытьём колодцев.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины