26.09.2019

Томас мюнцер - биография, фотографии. Томас мюнцер и его учение


Радикальный проповедник времен Реформации, духовный лидер социального движения, проповедовавшего всеобщее равенство на основе евангельских идеалов и террор против традиционной церкви и дворянства. С движением Мюнцера было связано мощное выступление германских крестьян против феодалов (немецкая крестьянская война XVI века).


Родился в Гарце в 1490 г., учился в Виттенберге и сделался священником. Подобно Лютеру, Мюнцер увлекся мистиками, но, захваченный социально-религиозным брожением в народе, пришел к апокалиптическим представлениям и коммунистическим мечтам.

Он стал отвергать внешнее откровение: лишь тот, кто истерзан сердцем, кто в душевных бурях познал Бога - истинный Его избранник. Писание лишь убивает, но не оживляет. Божьим избранникам должны служить государи; народы, не подчиняющиеся им, должны погибнуть. В 1520 г. Мюнцер, в качестве проповедника в Цвиккау (в Саксонии), выступает как пламенный демагог, как самый яркий выразитель настроения, охватившего ремесленные слои города; его грубая речь, ветхозаветные аллегории как раз отвечали простонародным представлениям (см. Цвиккауские пророки).

Отставленный магистратом, Мюнцер едет в Прагу, где громит «попов и обезьян». Затем Мюнцер появляется в г. Альштедте (в Тюрингии), собирает прежних своих сторонников и проповедует установление на земле царства «святых»: «Израиль» (избранники) должен истребить безбожных «ханаанитов».

Руководимые Мюнцером энтузиасты разрушают иконы и жгут церкви, как «пещеры дьявола». Мюнцер развивает здесь и социальный идеал: всюду должно водвориться равенство и братство, правители должны сравняться с последним христианином. В своих посланиях к властям и городам Мюнцер заявляет, что призван Богом к истреблению тиранов; право меча - у общин, а не у князей.

Памфлеты его были подписаны: Мюнцер с молотом, Мюнцер с мечом Гедеона. Один из памфлетов был посвящен «светлейшему, высокорожденному владыке и всемогущему Господу Иисусу Христу». Лютеру и умеренной, чисто церковной реформе был объявлен полный разрыв. Лютер называл Мюнцера «альштедтским сатаной», а Мюнцер Лютера - виттенбергским папой, архиязычником, льстецом князей, освободившим совесть только от папы, но держащим ее в плотском плену.

Теократический «коммунизм» Мюнцера. Восстание крестьян

После новых странствований по южной Германии, где Мюнцер завязал сношения с революционерами и вождями подготовлявшегося крестьянского восстания, он утверждается в конце 1524 г. опять в средней Германии, в имперском городе Мюльгаузене.

Здесь он становится, вместе с бывшим монахом Пфейфером, во главе простого народа и заставляет капитулировать зажиточных бюргеров и магистрат. Избирается новый «вечный, христианский» магистрат, из «бедных» и «земледельцев». В городе проводится общность имуществ; Мюнцер отбирает монастырские владения, в соседних землях захватывает дворянские замки и монастыри.

В новом строе Мюнцер не занимал определенной должности, а держал себя как пророк и вдохновитель; отпустив длинную бороду, «как отцы-патриархи», в богатой одежде, он торжественно появлялся в народе и творил суд на основании закона Моисеева; перед ним носили красный крест и обнаженный меч. Его проповеди гремели против роскоши, золота, «идолов в домах и сундуках»; главной его темой было - кровавое истребление всех врагов Христа.

Скоро к городскому радикализму примкнули крестьяне. Восстание крестьян вспыхивает в Тюрингии одновременно с южно-германским, но отмечено здесь отличительной чертой, которую именно выражал, главным образом, Мюнцер: оно носит теократический характер, в духе чешского таборитства, с обращением к ветхозаветным образам.

Поражение и казнь

В то время, как князья средней Германии собрали военные силы для обуздания тюрингенских крестьян и подвигались к центру влияния Мюнцера, он ждал появления из-за гор франконских крестьян и пересылался с югом. Наконец, он решился выйти навстречу княжескому войску при Франкенгаузене, во главе 8000 крестьян, большей частью плохо вооруженных и без конницы. На требование выдать Мюнцера крестьяне ответили отказом; он обратился к ним еще раз с горячим воззванием, уверяя, что Бог отклонит от них выстрелы. Во время битвы, кончившейся полным разгромом крестьян, Мюнцер потерялся и скрылся в городе; но его нашли, пытали и обезглавили.

Литература

О М., помимо сочинений, относящихся к истории крестьянского восстания, см. Strobel, «Leben, Sch üiften u. Lehren Th. Müntzers»(1795); Seidemann, «Th. Münzer» (1842); Merx, «Th. Munzer u. Pfeiffer» (1889).

Важнейшая марксистская работа о Мюнцере - «Крестьянская война в Германии» Ф. Энгельса. Энгельс трактовал Мюнцера как борца за социальное равенство, использовавшего библейский язык как единственно понятный тогдашним крестьянам. Критики этой точки зрения утверждают, что важнейшими в учении Мюнцера были религиозные и апокалиптические мотивы, а победа классовой справедливости сама по себе интересовала его мало.

В XX веке много литературы о Мюнцере создано в ГДР, где Мюнцер считался национальным героем, а его портрет изображался на банкнотах.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907).

Введение

Томас (Фома) Мюнцер (нем. Thomas Müntzer , также Münzer , около 1490 - 27 мая 1525) - радикальный проповедник времён Реформации, духовный лидер социального движения, проповедовавшего всеобщее равенство на основе евангельских идеалов и террор против традиционной церкви и дворянства. С движением Мюнцера было связано мощное выступление германских крестьян против феодалов (немецкая крестьянская война XVI века).

1. Учение

Родился в Гарце в 1490 г., учился в Виттенберге и стал священником. Подобно Лютеру, Мюнцер увлёкся мистиками, но, захваченный социально-религиозным брожением в народе, пришёл к апокалиптическим представлениям и коммунистическим идеям.

Он стал отвергать внешнее откровение: лишь тот, кто истерзан сердцем, кто в душевных бурях познал Бога - истинный Его избранник. Писание лишь убивает, но не оживляет. Божьим избранникам должны служить государи; народы, не подчиняющиеся им, должны погибнуть. В 1520 г. Мюнцер, в качестве проповедника в Цвиккау (в Саксонии), выступает как пламенный демагог, как самый яркий выразитель настроения, охватившего ремесленные слои города; его грубая речь, ветхозаветные аллегории как раз отвечали простонародным представлениям (см. Цвиккауские пророки).

Отставленный магистратом, Мюнцер едет в Прагу, где громит «попов и обезьян». Затем Мюнцер появляется в г. Альштедте (в Тюрингии), собирает прежних своих сторонников и проповедует установление на земле царства «святых»: «Израиль» (избранники) должен истребить безбожных «ханаанитов».

Руководимые Мюнцером энтузиасты разрушают иконы и жгут церкви, как «пещеры дьявола». Мюнцер развивает здесь и социальный идеал: всюду должно водвориться равенство и братство, правители должны сравняться с последним христианином. В своих посланиях к властям и городам Мюнцер заявляет, что призван Богом к истреблению тиранов; право меча - у общин, а не у князей.

Памфлеты его были подписаны: Мюнцер с молотом, Мюнцер с мечом Гедеона. Один из памфлетов был посвящён «светлейшему, высокорождённому владыке и всемогущему Господу Иисусу Христу». Лютеру и умеренной, чисто церковной реформе был объявлен полный разрыв. Лютер называл Мюнцера «альштедтским сатаной», а Мюнцер Лютера - виттенбергским папой, архиязычником, льстецом князей, освободившим совесть только от папы, но держащим её в плотском плену.

2. Теократический «коммунизм» Мюнцера. Восстание крестьян

После новых странствований по южной Германии, где Мюнцер завязал сношения с революционерами и вождями готовившегося крестьянского восстания, он утверждается в конце 1524 г. опять в средней Германии, в имперском городе Мюльгаузене.

Здесь он становится, вместе с бывшим монахом Пфейфером, во главе простого народа и заставляет капитулировать зажиточных бюргеров и магистрат. Избирается новый «вечный, христианский» магистрат, из «бедных» и «земледельцев». В городе проводится общность имуществ; Мюнцер отбирает монастырские владения, в соседних землях захватывает дворянские замки и монастыри.

В новом строе Мюнцер не занимал определённой должности, а держал себя как пророк и вдохновитель; отпустив длинную бороду, «как отцы-патриархи», в богатой одежде, он торжественно появлялся в народе и творил суд на основании закона Моисеева; перед ним носили красный крест и обнажённый меч. Его проповеди гремели против роскоши, золота, «идолов в домах и сундуках»; главной его темой было - кровавое истребление всех врагов Христа.

Скоро к городскому радикализму примкнули крестьяне. Восстание крестьян вспыхивает в Тюрингии одновременно с южно-германским, но отмечено здесь отличительной чертой, которую именно выражал, главным образом, Мюнцер: оно носит теократический характер, в духе чешского таборитства, с обращением к ветхозаветным образам. Начавшуюся Реформацию и крестьянское движение Мюнцер толковал наиболее радикальным образом; он призывал к полному социальному перевороту и установлению народной власти. По мнению Энгельса, политическая программа Мюнцера была близка к коммунизму. «Под царством божьим, - писал Энгельс, - Мюнцер понимал не что иное, как общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти». Высоко оценивая деятельность и программу Мюнцера, Энгельс характеризовал неудачу с осуществлением этой программы в одном из городов Германии как трагичную и гибельную для любого политического вождя попытку осуществить идеи, для реализации которых нет общественно-исторических условий. Война католиков и лютеран на территории Германии завершилась Аугсбургским религиозным миром (1555 г.), согласно которому лютеранство становилось равноправной католичеству религией по принципу: «чья страна, того и вера» (cujus regio, ejus religio). Реформация нанесла тяжелый удар католической церкви; протестантизм* приняли ряд германских княжеств и городов, а также скандинавские государства.

В 1529 году католики добились на 2-м Шпейерском рейхстаге (ландтаге) решения об отмене права князей определять религию своих подданных (то есть, по существу, признавать государственной религией не католичество, а лютеранство). Несколько князей и представителей городов подали императору протест против этого решения, ссылаясь, в частности, на то, что вопрос о религии - дело совести, а не предмет решения большинством голосов. С тех пор приверженцев церквей и религиозных учений, созданных Реформацией, называют протестантами.

Общим лозунгом массовых религиозных движений был призыв к церковной реформе, к возрождению истинного, первоначального христианства, неискаженного духовенством. В своеобразных условиях XVI в. священное писание стало идейным оружием в борьбе против католической церкви и феодального строя, а его перевод с латыни на народный язык - средством революционной агитации и пропаганды. Текстами писания реформаторы обосновывали требование возрождения апостольской церкви; крестьянство и городские низы находили в Новом завете идеи равенства и «тысячелетнего царства», не знающего феодальной иерархии, эксплуатации, социальных антагонизмов. Реформация, начавшаяся в Германии, охватила ряд стран Западной и Центральной Европы.

3. Поражение и казнь

В то время, как князья средней Германии собрали военные силы для обуздания тюрингенских крестьян и подвигались к центру влияния Мюнцера, он ждал появления из-за гор франконских крестьян и пересылался с югом. Наконец, он решился выйти навстречу княжескому войску при Франкенгаузене, во главе 8000 крестьян, большей частью плохо вооружённых и без конницы. На требование выдать Мюнцера крестьяне ответили отказом; он обратился к ним ещё раз с горячим воззванием, уверяя, что Бог отклонит от них выстрелы. Во время битвы, кончившейся полным разгромом крестьян, Мюнцер потерялся и скрылся в городе; но его нашли, пытали и обезглавили.

4. Память

О Мюнцере, помимо сочинений, относящихся к истории крестьянского восстания, см. Strobel, «Leben, Schriften u. Lehren Th. Müntzers»(1795); Seidemann, «Th. Münzer» (1842); Merx, «Th. Munzer u. Pfeiffer» (1889).

Важнейшая марксистская работа о Мюнцере - «Крестьянская война в Германии» Ф. Энгельса. Энгельс трактовал Мюнцера как борца за социальное равенство, использовавшего библейский язык как единственно понятный тогдашним крестьянам. Критики этой точки зрения утверждают, что важнейшими в учении Мюнцера были религиозные и апокалиптические мотивы, а победа классовой справедливости сама по себе интересовала его мало.

    Исторический роман «Томас Мюнцер и его друзья» (нем. Thomas Münzer und seine Genossen , 1845), Кёлер, Людвиг.

    В XX веке много литературы о Мюнцере создано в ГДР, где Мюнцер считался национальным героем, а его портрет изображался на банкнотах.

    В 1956 году в ГДР сняли о нём фильм «Томас Мюнцер» (Thomas Müntzer ).

    В 1976–87 гг. в Бад-Франкенхаузене (Тюрингия) возведена Панорама Крестьянской войны в Германии (худ. Вернер Тюбке).

Литература

    Шафаревич И. Р. Социализм, как явление мировой истории

    Смирин М. М. Народная реформация Томаса Мюнцера

Список литературы:

    Томас Мюнцер кратко доклад, расскажет о вожде крестьянско-плебейских масс в Крестьянской войне в Германии 1525 года.

    Томас Мюнцер краткая биография

    Томас Мюнцер появился на свет в германском городе Штольберге в 1490 году. В 1503 году родители переезжают в Кведлинбург, чтобы работать в местном монетном дворе. В 1506 году Томас поступилв Лейпцигский университет, где изучал медицину, философию и теологию. По окончанию учебного заведения получил степени бакалавра теологии и магистра свободных искусств. Свою жизнь посвятил проповедованию по городам и селам Германии.

    В 1520 году Мюнцер находился в городке Цвиккау, где сближается с сектантами из подмастерьев ткачей, которые ждали наступления «Царства Божьего на земле». Так он взял участие вборьбе бедных горожан и крестьян с монахами-францисканцами, приняв сторону другого богослова – Мартина Лютера. Единственное, что в Реформацию Томас Мюнцер видел как меру, способную привести общество к воплощению божественной справедливости в мире. Мюнцер считал необходимым не только отобрать у Церкви владения, но и поделить его на всех ремесленников и пахарей. Томас твердил, что необходимо отдать власть простому народу. Тогда народные массы нравственно усовершенствуются и смогут на основе «общности имуществ» построить Царство Божье» на земле. Свои взгляды деятель изложил в «Манифесте», опубликованном в 1521 году на латинском, чешском и немецком языках.

    Чем прославился Томас Мюнцер?

    Томас Мюнцер продолжал проповедовать в землях Саксонии и Тюрингии, где был вовлечен в водоворот Крестьянской войны. Весной 1525 года народ города Мюльхаузена (Тюрингия), под руководством Мюнцера восстает против угнетателей и церкви. Богослов создал программу «Статейное письмо», которая предусматривала конфискацию земли у духовенства и знати в пользу бедняков, создание коммунистической общины в городе. Он разослал своих учеников во все концы, дабы те поднимали на восстание горожан и крестьян.

    Организация Мюнцером бунтов крайне обострила положение в Германии. Мартин Лютер стал требовать его казни. Союзные армии 4-ех немецких князей 15 мая 1525 года окружили и разбили отряд Мюнцера у городка Франкенхаузен. Самого проповедника ранили в голову и пленили. После пыток, Мартин Мюнцер так и не отказался от своих взглядов и идей, за что был обезглавлен близ Мюльхаузена 27 мая 1525 года.

    Томас Мюнцер интересные факты

    Происходил, по слухам, из семьи уважаемого мастера, чеканщика монет.

    Личные потребности Мюнцера всегда оставались весьма скромными. Он довольствовался простой пищей и не думал о новой одежде. Пытаясь сэкономить на бумаге, он писал на клочках, на счетах — везде, где оставалось чистое место, даже между строк и на полях чужих писем. Единственной роскошью, которую он себе позволял, были книги. На них он тратил больше, чем позволяли средства, и постоянно был должен книготорговцам.

    • Томас Мюнцер не занимал никакой должности, а вел себя как вдохновитель и пророк. Он отпустил длинную бороду и в богатой одежде торжественно появлялся толпе, творя суд на основании закона Моисеева. Перед ним носили обнаженный меч и красный крест.
    • Главная тема проповеди Мюнцера гремела против золота, роскоши, «идолов в домах и сундуках. Выступал за кровавое истребление всех врагов Христа.
    • Свои памфлеты подписывал как Мюнцер с мечом Гедеона или Мюнцер с молотом.
    • Был женат на бывшей монахине Оттилии. Они поженились в 1523 году, а спустя год у пары родился сын.

    Надеемся, что Томас Мюнцер доклад помог Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много полезной информации об этом человеке. А сообщение о Томасе Мюнцере Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.

    Почтенные, мудрые, благосклонные господа, друзья и любезные соседи! Так как до настоящего времени на бедный и простой люд в городах и деревнях вопреки богу и всякой справедливости налагались большие тяготы духовными и светскими господами и властями, которых они и мизинцем не трогали, то из этого следует, что подобного бремени отягощения невозможно ни переносить, ни терпеть, если только простой бедный человек не хочет пустить совсем по миру с нищенским посохом себя самого, свое потомство и потомство потомства. Потому программа и план этого христианского объединения заключаются в том, чтобы с помощью бога освободиться, и притом, насколько это возможно, без вооруженной борьбы и кровопролития, что, впрочем, не может быть осуществлено без братского поощрения и объединения во всех делах, касающихся общей христианской пользы и содержащихся в этих приложенных статьях, как за тем следует. Поэтому в том наша дружеская просьба, желание и братское стремление, чтобы вы добровольно и дружелюбно вступили в это христианское объединение и братство для того, чтобы дело общехристианской пользы и братской любви было восстановлено, воздвигнуто и приумножено. Если вы так поступите, то это будет проявлением воли бога во исполнение его заповеди о братской любви. Если же вы это отвергните, чего мы все же никак не ожидаем, то мы объявляем вас в светском отлучении и в силу данного письма будем вас считать в этом состоянии до тех пор, пока вы не откажетесь от вашего намерения и не вступите с доброй волей в это христианское объединение. Все это мы из лучших намерений не хотим скрыть от вас - наших любезных господ, друзей и соседей. Желаем получить от совета и общины письменный ответ на это письмо через этого же посланца. В этом заключаются божьи заповеди.



    Светское отлучение заключается в следующем. Все состоящие в этом христианском объединении должны считать делом своей чести и высшей обязанностью с теми, которые отказываются вступать в братское объединение и способствовать общей христианской пользе, не иметь и не поддерживать никакого общения: с ними - ни есть, ни пить, ни купаться, ни молоть, ни удить, ни пахать, ни боронить, также не привозить для них и не доставлять им пищи, ни напитков, ни дров, ни мяса, ни чего-либо другого; не покупать у них и не продавать им нечего.

    Пусть они будут оставлены, как отрезанные и мертвые члены, поскольку они в этих делах не только не помогают общей пользе и земскому миру, а, наоборот, препятствуют им. Пусть имбудет отказанов допущении ко всем рынкам, в общинные леса, воды и луга, не находящиеся в ихраспоряжении.И кто из вступивших в наше объединение нарушит это, пусть также будет исключен из общества и наказан тем же отлучением и изгнан к противникам вместе с женою и детьми.

    Ввиду того, что всякое предательство, гнёт и вред исходят и распространяются из замков, монастырей и поповских церквей, они с настоящего времени объявляются пребывающими в светском отлучении. Там же, где дворянство, монахи или попы, добровольно отказывавшиеся от монастырей или церквей, пожелают направиться в обыкновенные дома, как другие чужие люди, и вступить в это объединение, они должны быть дружески и добродетельно приняты вместе со своим имуществом и добром, и после того им должно полагаться без ущерба, с доверием и уважением, всё, что по общественному праву им следует...

    И все те, которые будут оказывать поддержку и заботу и предоставлять приют врагам настоящего христианского братства, должны быть таким же дружеским путем побуждены к отказу от такого поведения. Если же они не пойдут на это, то пусть они без всяких дальнейших переговоров будут признаны пребывающими в светском отлучении.

    [Там же. С. 127 - 128].

    1. ПИСЬМО МЮНЦЕРА МАНСФЕЛЬДСКИМ РУДОКОПАМ

    Дорогие братья, как долго вы спите! ...Если не хотите пострадать во имя божие, то пострадаете во имя дьявола. Опасайтесь этого. Не унывайте, будьте бодры. Не льстите безумным мечтателям и безбожным злодеям. Беритесь за дело божие и выходите на борьбу. Время настало! Убеж­дайте ваших братьев не презирать слова божия, иначе им грозит погибель. Вся Германия, Франция и Италия уже поднялись. Господь хочет приняться за дело; злодеи долж­ны погибнуть. На святой неделе разрушено четыре мона­стырских церкви в Фульде. Крестьяне Клетгау, Гегау и Шварцвальда восстали в числе 30 тыс., и рать их прибы­вает с каждым днем. Я боюсь только, чтобы глупых людей не увлекли фальшивыми договорами, в которых они не разглядят злого умысла… Итак, за дело! Пора, злодеи струсили, как псы. Возбуждайте ваших братьев к согласию и уговаривайте их снаряжаться. Давно, слишком дав­но пора, скорей же, скорей, за дело, за дело! Не подда­вайтесь, если даже враги будут обращаться к вам с доб­рым словом. Не трогайтесь бедствиями безбожников. Они будут молит вас и плакать перед вами, как дети, но не жалейте их. Сам бог приказал так через Моисея (Второ­законие, 7). Нам он открыл то же. Возбуждайте сёла и города, в особенности же горняков-подмастерьев и других славных ребят. Мы не должны больше спать. Смотрите, пока я писал эти слова, ко мне пришло известие из Заль­ца, что народ хотел выбросить из замка... герцога Георга за то, что он замышлял тайно погубить троих. Крестьяне Эйхфельда справились со своими дворянами, они не хотят жить их милостью. Со всех сторон перед вами много при­меров, принимайтесь же за дело, пора, Балтазар и Бартель! Крумпф, Фельтен и Бишоф, беритесь каждый за свою работу. Передайте это письмо вашим товарищам-гор­норабочим. Хотел бы так наставить всех братьев, чтобы их мужество было тверже всех замков безбожных злодеев во всей стране. За дело, за дело! Железо горячо, куйте его! Пусть ваши мечи не остывают от теплой крови! Пока злодеи живы, вы не освободитесь от человеческвго страха. Вам нельзя говорить о боге, покуда вами управляют. Итак, за дело, пока время ещё не ушло. Вами предводительст­вует бог, следуйте за ним...

    Писано в Мюльгаузене в 1525 г. Томас Мюнцер, божий воин против безбожных.

    [Там же. С. 128 – 129].

    ДВЕНАДЦАТЬ СТАТЕЙ

    Есть много нехристей, которые теперь на собраниях крестьянства находят случай хулить Евангелие, говоря: « Вот плод нового Евангелия: никого не слушаться, во всех местах поднимать восстания, чиня насилие, сбегаться толпами и собираться в отряды, реформировать, искоренять, может быть, даже избивать духовные и светские власти» .

    Всем этим безбожным хулителям отвечают написанные ниже статьи. Они, во-первых, снимают со слова божьего этот позор; во-вторых, дают христианское оправдание непослушанию и даже восстанию всех крестьян.

    Во-первых, Евангелие не сеть причина восстаний и бунтов, потому что оно есть речь о Христе, обещанном мессии, которого слово и жизнь учат только любви, миру, терпению, единству, так что все верующие в этого Христа становятся полны любви, мира, терпения, единства. И раз сущность всех христианских статей (как ясно видно дальше) направлена к тому, чтобы понять его Евангелие и жить согласно с ним, то как же могут нехристи называть Евангелие причиною восстания и ослушания...

    Во-вторых, следует ясно, что крестьяне в своих статьях, желающие себе такого Евангелия для поучения в жизни, не могут называться ослушниками и бунтовщиками. Но если бог пожелает услышать крестьян, горячо молящих о том, чтоб жить по его слову, кто осмелиться порицать божью волю, кто вступится в его суд, кто воспрепятствует его величию? Ведь услышал он вопль детей Израиля и освободил их от руки фараона, не может ли он и сегодня спасти своих? Да, он спасет и скоро. Поэтому, читатель-христианин, прочти со тщанием следующие ниже статьи и тогда суди.

    Теперь следуют статьи.

    Статья первая

    Во-первых, наше смиренное прошение и желание, наша общая воля и мнение - иметь впредь право и силу всею общинною выбирать себе священника и смещать его, когда он неподобно ведет себя. Этот выборный священник должен проповедовать нам святое Евангелие, чистое и ясное, без всякого человеческого добавления, учения и веления, одну лишь истинную веру. А буде представится случай просить бога о милости, пусть священник укрепит и утвердит нас в этом истинно законном стремлении. Ведь если в нас не будет насаждена божья благодать, мы навсегда останемся лишь плотью и кровью, в чём нет никакой пользы, ибо ясно стоит в Писании, что мы можем прийти к богу только через истинную веру и можем спастись только через его милосердие. Вот почему такой настоятель и священник необходим и таковое наше требование согласно с Писанием.

    Статья вторая

    Во-вторых, хотя справедливая десятина, установленная в Ветхом завете, с новым заветом потеряла силу, тем не менее мы согласны давать справедливую зерновую десятину, но лишь так, как полагается. Ведь раз её надлежит давать богу и его людям, то она подобает священнику, раз он возвещает правильное слово. Впредь мы желаем, чтобы эту десятину собирали наши церковные старосты, которых поставит община, и из собранного давали бы достаточное содержание священнику, избранному всю общиною, ему и его близким, по приговору общины. А что останется лишку - отдать бедным, какие окажутся в деревне по обстоятельствам дела и по приговору общины. Что останется сверх того - беречь на тот случай, когда приходится нести походную службу во имя страны, дабы не налагать на бедного человека еще новой земской подати.

    А если окажется, что одна или несколько деревень сами продали десятину по какой-либо нужде, то могущий доказать, как он получил десятину от целой деревни, не должен лишиться её без вознаграждения: мы хотим подобающим образом войти с ним в соглашение по обстоятельствам дела, чтобы выкупить у него десятину в подобающий срок. Но если кто у деревни не купил десятины, а его предки сами по себе её присвоили, то мы ему не должны ничего и впредь не желаем давать ничего, но, как сказано выше, будем содержать на неё своего выборного священника, а остаток сохраним или раздадим нуждающимся, как учит святое Писание, будут ли то клирики или миряне.

    Малой же десятины мы не хотим давать вовсе, потому что господь бог создал скот для человека беспошлинным. Её мы считаем неподобающею, придуманною людьми десятиною и потому не хотим больше давать её.

    Статья третья

    В-третьих, до сих пор было в обычае считать нас « собственными» людьми, что жалости подобно, принимая во внимание, что Христос пролитием своей драгоценной крови освободил и искупил нас всех - как пастуха, так и самого высокого, не исключая никого. Поэтому соответствует Писанию, чтобы мы были и хотим быть свободными.

    Не то, чтобы мы хотели быть безусловно свободными, не желали иметь никакой власти. Этому нас бог не учит. Мы должны жить по закону, а не по свободному плотскому измышлению: мы обязаны любить бога и познавать его и в своих ближних, поступая с ними так, как хотели бы, чтобы и с нами поступали, и как сам бог на прощанье заповедал нам на тайной вечери. Но, желая жить по его заповеди, разве указывает нам этот Завет, чтобы мы были непослушны власти? И не только власти, но чтобы мы смирялись перед всеми и чтобы мы соответственно во всех подобающих и христианских делах с готовностью оказывали повиновение своим выборным и поставленным от бога властям.

    Мы не сомневаемся, что вы, как истинные и подлинные христиане, с готовностью отпустите нас из личной крепости или же докажете нам по Евангелию, что мы должны быть крепостными.

    Статья четвертая

    В-четвертых, до сих пор было в обычае, что деревенский человек не был вправе ловить дичь, птицу или рыбу в текучей воде. Это кажется нам совсем не подобающим и не братским, а своекорыстным и несоответственным слову божию. Также в некоторых местностях власть содержит дичь нам во зло и в большой вред, а мы должны сносить, чтобы неразумные звери бесполезно пожирали наше достояние, чему бог предоставил расти на пользу человеку, и, сверх того, молчать, что тоже есть против бога и против ближнего. Ибо когда господь бог сотворил человека, он дал ему власть над всеми зверями, над птицею в воздухе и над рыбою в воде. Посему наше желание таково: если кто имеет воду и может доказать достаточными письменными документами, что воду он купил с ведома крестьян, то мы не желаем брать её у него силою, но тут во имя братской любви нужно войти в христианское соображение. Кто же не может представить достаточного доказательства, тот должен подобающим образом предоставить пользование общине.

    Статья пятая

    В-пятых, отягощены мы также и с использованием леса. Ибо наши господа присвоили исключительно себе все леса... И когда деревенский человек в чем-либо нуждается, то должен покупать за двойные деньги. Вот наше мнение: леса, освоенные, но не купленные мирянами или клириками, должны снова перейти в руки всей общины. Община подобающим образом распоряжается, чтобы каждый по нужде мог брать себе безвозмездно в дом для топлива, а также, когда понадобится плотничать, однако с ведома выбранных на то общиною людей. А если не окажется леса, кроме купленного правильно, то следует войти с собственником в братское и христианское соглашение. Если же добро с самого начала было [неправильно] присвоено, а потом было [правильно] продано, то нужно войти в соглашение по обстоятельствам дела, сообразно братской любви и святому Писанию.

    Статья шестая

    В-шестых, мы терпим большое отягощение от барщин, которые растут и умножаются со дня на день. Мы желаем, чтобы нам в этом оказали подобающее внимание и не отягощали нас так сильно, но милостиво рассмотрели бы, как служили наши отцы, однако всё по точному смыслу слова божьего.

    Статья седьмая

    В-седьмых, впредь мы не хотим позволять господину отягощать нас дальше, но как господин подобающим образом сдаёт крестьянину [землю], так последний и должен владеть ею на основании соглашения господина с крестьянами. Сверх сего господин не должен ни к чему принуждать, ни к каким дворовым или иным службам, чтобы крестьянин мог спокойно и без отягощений пользоваться землею. Однако если господину необходимо потребуется служба, то крестьянин должен более других быть для него в готовности и послушании, но в такой час и в такое время, от которого крестьянину не было бы ущерба, и работать на господина за подобающую плату.

    Статья восьмая

    В-восьмых, мы – все те, у кого есть земля, – отягощены тем, что эта самая земля не может окупить оброка и что на такой земле крестьяне теряют и губят своё собственное достояние. Пусть господа велят осмотреть эти самые земли людям почтенным и установят оброк по справедливости, так, чтобы крестьянин не делал своей работы даром, ибо каждый работник достоин платы своей.

    Статья девятая

    В-девятых, мы чрезмерно отягощены большими штрафами, ибо постоянно вводят новые постановления и наказываютнас, несоображаясь с делом, а по вражде или угодливости. Наше мнение таково: наказывать нас по старым писаным законам сообразно обстоятельствам дела, а не по произволу.

    Статья десятая

    В-десятых, мы отягощены тем, что некоторые присвоили себе принадлежащие общине луга, а также и пашни. Эти земли мы хотим снова вернуть в наше общее пользование, разве что они были куплены честно. Если же это приобретено нечестно, то нужно войти в братское соглашение, по обстоятельствам дела.

    Статья одиннадцатая

    В-одиннадцатых, обычай, называемый посмертным побором, мы хотим отменить совершенно. Мы никогда не потерпим и не позволим, чтобы против божьей чести и правды у вдовы и сирот отнимали их достояние так постыдно, как это происходило во многих местах и во многих видах. И те, которые должны были бы защищать и охранять нас, обдирали бы и обчищали нас, и будь у них больше прав, они отняли бы и всё остальное. Этого бог больше не потерпит, это должно быть устранено совершенно. Никто впредь не должен в таком случае давать ничего, ни много, ни мало.

    Общее решение

    В-двенадцатых, вот наше решение и окончательное мнение. Если здесь дана одна статья или больше статей, несогласных со словом божьим, чего мы не думаем, и нам укажут их несоответствие слову божьему, мы отступимся от них, если нам объяснят это на основании Писания. Если даже теперь признают некоторые наши статьи, а после окажется, что они были неправильны, то пусть они сейчас же будут мертвы и устранены, пусть не имеют больше силы. Точно так же, если по Писанию окажется у нас еще ряд статей о делах, которые идут против бога и отягощают ближнего, то мы твердо настоим на них, вводя их в наши постановления, пользуясь христианским учением и обычаем. Потому мы просим господа бога, который может нам дать это, а больше никто. Мир христов да будет со всеми нами.

    [Практикум по истории средних веков /сост. М. Л. Абрамсон и др. М.: Просвещение, 1988. Вып. 2. С. 129 - 135].

    МЕММИНГЕМСКАЯ ПЕТИЦИЯ

    Засим определены статьи, представлен­ные почтенными под­данными, крестьяна­ми и зависимыми людьми города Меммингена, которые прошлую пятницу предстали перед Со­ветом. Засим следует от­вет почтенного Сове­та Мемминна на жалобные статьи его подданных, крестьян.
    Всемогущий, вечный, бла­гой бог да дарует нам свою божескую благодать и ми­лость, чтобы мы могли прий­ти к правильному, истинно­му познанию его божеской воли и так относились друг к другу, чтобы в конце кон­цов получить венец блажен­ства. Аминь. Дальновидные, почтенные, мудрые, милостивые, доро­гие господа! Почтенный Со­вет хорошо знает, как мы последнюю пятницу, в день апостола Матфея , явились перед вашею почтенною мудростью и по­желали получить согласное со смыслом и содержанием слова божьего решение от­носительно некоторых ста­тей, которые нам кажутся не соответствующими этому божьему слову, и т. д. Сооб­разно тому почтенный Совет дал нам дружеский, добрый и христианский ответ: записать-де и нам наши статьи, тяготы, и тогда почтенный Совет милостиво рассмотрит их по смыслу божьего сло­ва. Потому мы и изложили здесь некоторые статьи, как следует ниже:
    Во-первых, наше смирен­нейшее и величайшее про­шение и желание - впредь самим намечать и выбирать себе священника, который бы чисто и ясно, по истин­ному разумению, без всякого человеческого добавления, измышления и веления, воз­вещал и проповедовал нам божеское и всемогущее, жи­вое слово и св. Евангелие, что есть пища души нашей. Такого священника мы гото­вы снабжать подобающим содержанием и прокормом. А где такой священник бу­дет вести себя неподобно, чтобы мы могли ему опять дать отставку и на его ме­сто выбрать другого, но всег­да с ведома всей общины. Ибо без возвещения слова божьего мы не можем до­стигнуть спасения, как ука­зывает нам апостол Павел, и т. д. В ответ на первую статью Совет готов в принадлежа­щих ему приходах поста­вить своим подданным хри­стианских священников, где в них есть недостаток, как только он сможет получить их; Совет окажет свою по­мощь, поскольку подданные захотят удовлетвориться этим. Но что касается Ворингена и других приходов, где назначение священника не принадлежит Совету, то Совет ради своих поддан­ных охотно готов серьезно переговорить с местными священниками по поводу их недостатков, а если священ­ник не пожелает считаться с этим, Совет готов написать об этом господину той зем­ли, чтобы он дал своим под­данным другого священника или разрешил им выбрать священника самим, и т. д.
    Во-вторых, хотя мы до сих пор строго обязывались да­вать десятину, однако мы полагаем, что впредь не должны давать десятины, потому что Новый завет не обязывает нас к тому. Зато священника мы готовы снаб­дить прожитием. В ответ на вторую статью, о десятине, господа совет­ники считают за благо, что­бы крестьянство и поддан­ные повременили со статьей о десятине, пока все кресть­янство не войдет в соглаше­ние со всеми чинами Сою­за . И что крестьяне полу­чат от других своих господ, то самое советники готовы немедленно дать и своим подданным.
    В-третьих, до сих пор счи­талось в обычае, что нас, людей бедных, считали ва­шей собственностью, что жалости подобно, принимая во внимание, что Христос своею драгою кровью осво­бодил и искупил нас всех, пастуха точно так же, как и императора. Но чтоб мы во­обще не хотели иметь ника­кой власти, такого мнения у нас нет. Напротив, во всех подобающих и приличеству­ющих случаях мы хотим с готовностью оказывать по­виновение всякой поставлен­ной от бога власти. Мы так­же не сомневаемся, что вы, как христианские госпо­да, с готовностью отпустите нас из крепости, и т. д. В ответ на третью статью о личной крепости, хотя гос­пода советники купили сво­их людей за значительную сумму денег и личная кре­пость не мешает христиани­ну при спасении души, од­нако, чтобы подданные мог­ли видеть и знать добрую волю Совета, советники го­товы освободить своих под­данных и считать свобод­ными от личной крепости всех, кто принадлежит Со­вету, но чтобы за это они ежегодно давали господам советникам достаточные охранные деньги и не брали себе никакого другого по­кровителя, потому что они находятся во власти Совета; чтобы они не привлекали к себе никого, кто бы не был свободен; точно так же, что­бы подданные Совета, муж­чины и женщины, не вступа­ли в брак с крепостными, но только со свободными, и во­обще оказывали послушание Совету, как своей власти, во всех подобающих вещах - податях, конных службах, приказах и запретах. А ког­да кто уплатит, что должен, то может идти, куда хочет, без помехи от Совета.
    В-четвертых, до сих пор было в обычае, что бедный человек не был вправе ло­вить или стрелять дичь; точно так же на рыбу в теку­чей воде у нас не было до­зволения. Это нам кажется совсем несправедливым и несоответственным слову божью. Когда господь бог сотво­рил человека, он дал ему власть над рыбою в воде, над птицею в воздухе и над всеми зверьми на земле и т. д. Наше желание не от­носится к тому случаю, ког­да кто имеет купленную, и притом без злого умысла, воду; тут во имя братской любви нужно бы войти в христианское соображение и т. д. В-четвертых, господа со­ветники охотно соглашают­ся, чтобы их подданные, на­сколько идёт лес и власть Совета, но не далее, могли по нужде ловить и стрелять зверя и птицу, особенно встречая их на своей земле. При этом, однако, они не должны употреблять настоящего охотничьего оружия и силков, но должны предоставить это право исключительно господам. Кроме того, когда подданные таким образом выследят дичь и захотят поймать либо пристрелить её, они должны осерегаться, чтобы никому не причинить вреда на его земле. Касательно свободной воды Совет хочет, чтобы впредь в купленной воде, текучей и стоячей, никто не ловил рыбу. Но какие воды прежде были свободными и общими, должны и впредь быть свободны, и всякому должно быть позволено ловить рыбу наметкою, но не каким-либо другим орудием; также в один раз нельзя наловить больше рыбы, чем сколько кто может сам съесть в своем доме, а остального не дарить и не продавать; также чтобы воды и заводи не вычерпывались и не запружались, чтобы заливные луга и берега не портились и не срывались и чтобы простому человеку через это не причинялось большого ущерба.
    В-пятых, вот наше сми­ренное прошение и желание. Так как мы давно уже силь­но отягощены службами, которые растут со дня на день, то мы желаем, чтобы милостиво вникли в то, как служили наши родители, однако по смыслу слова божьего, и т. д. В-пятых, относительно служб подданные Совета по большой части не должны очень жаловаться, ибо на них эти самые службы были возложены другими господами раньше, чем их купил Совет. Потому эту статью им не следует выставлять в том смысле, будто бы их так отяготил Совет. Тем не ме­нее, где его подданным при­ходится слишком тяжело и они доложат это Совету в отдельности и будут выслу­шаны договоры, там Совет отнесется к ним милостиво.
    В-шестых, мы не желаем впредь быть отягощаемы побором при допуске, но как кому сдана земля за по­добающий ценз, так чтобы он со своими потомками и пользовался такой землей без дальнейшего обремене­ния и т. д. В-шестых, что касается побора при допуске, то гос­пода советники не хотят впредь брать его, но зато не будут сдавать никакого двора больше чем на год. Если же кто не внесет своего цен­за или не будет держать в порядке своего двора, то Со­вет может, буде ему угодно, либо снова сдать его на год, либо передать другому. Итак, кто не дает по-преж­нему платежа при допуске, тот может каждый год вновь брать свой двор, как указывает настоящая статья.
    В-седьмых, некоторые де­ревни обременены большими штрафами. Мы желаем, чтобы штрафы оставались по старине и т. д. Относительно штрафов лесных воля господ советни­ков, чтобы в заповедном и общинном лесу штраф был одинаковый и чтобы штраф за каждое дерево был уста­новлен в один гульден. Кро­ме того, Совет во всякое время готов своим поддан­ным дать лес, сколько нуж­но для топки, городьбы и стройки. О других штрафах господа советники думают, что при установленных те­перь штрафах, которые от­части определены по соб­ственному желанию и про­шению подданных, и для большего мира справедливо избегать перемен.
    В-восьмых, наше смирен­ное прошение и желание, чтоб некоторым деревням, которые не столь давно бы­ли отягощены в использова­нии пашни, лугов и других угодий, которые прежде принадлежали общине, что­бы им их вернули и т. д. Далее, где общины были отягощены насчет лесов, лу­гов, пашен или другого чего-либо, там подданные мотут доложить это Совету в отдельности. Тогда Совет поручит нескольким совет­никам произвести личный осмотр и получит сведения, где у общины отнято что-нибудь и не было ли ей да­но взамен что-нибудь дру­гое. И когда Совет разберет это, он поступит, как обязан поступать.
    В-девятых, вот наша при­лежная просьба. Когда мы уплатим господину земли его ценз, то чтобы мы по­том со своим имуществом могли создавать себе при­быль, продавая его, где нам полезно и удобно, без поме­хи от господина. Когда же всемогущий бог покарает нас, так что случится не­урожай или градобитие, что­бы тогда господин убавил ценз по обстоятельствам де­ла, и т. д. Относительно девятой ста­тьи Совет не знает, чтобы он мешал своим подданным продавать свое имущество после того, как они уплати­ли ценз. Где и как это слу­чилось, пусть покажут ясно и разумно, и Совет в этом деле будет держаться спра­ведливости. Так и насчет градобития Совет по осмот­ре ущерба озаботится о хри­стианской сбавке ценза.
    В-десятых, вот наше все­подданнейшее прошение и желание. Так как некоторые наши имения отягощены столь сильно, что мы отча­сти не можем на них благополучно оставаться, то мы смиренно желаем, чтобы в этом было предпринято уменьшение и т. д. В-десятых, которые име­ния считаются отягощенны­ми, те Совет прикажет ос­мотреть и, сообразно тому, что найдет, сделает подоба­ющее распоряжение.
    В заключение, вот наше последнее мнение и жела­ние. Если мы выставили здесь одну или больше ста­тей, не согласных со словом божьим, чего мы не думаем, то эти статьи не должны иметь для нас силы. Точно так же, если уже признают наши статьи и после, на основании слова божьего, они ясно окажутся непра­вильными, мы вовсе не хо­тим иметь их. Сверх того, если мы и после найдем од­ну или больше статей, про­тивных слову божьему, то наше желание неизменно представлять и предъявлять их почтенному Совету, по­тому что такое действие оди­наково благодетельно и для вас, наши милостивые гос­пода, и для нас, ибо Хрис­тос говорит: «Кто нарушит одну из этих малейших за­поведей и научит тому лю­дей, тот станет наименьшим в царстве небесном» и т. д. Мы же обращаемся к вам, как к своим христианским властям, в несомненной на­дежде, что ваша христиан­ская мудрость наставит нас в этом лучше и согласнее с христианскою верою, нежели мы можем достигнуть сами. Предоставляя себя этим вашей милости, мы просим принять уверенность и наших верноподданиче- ских чувствах к вашей поч­тенной мудрости и т. д. Во всем этом Совет удер­живает за собой право в том смысле: если он про­смотрел здесь что-либо про­тивное слову божьему или справедливости или чего он вообще не имеет силы сде­лать, то он предоставляет себе это уменьшить, увели­чить или совершенно устра­нить, точно так же, как это­го пожелали его подданные в своих статьях.

    Одним из непримиримых оппонентов Лютера, на свой лад осмыслнвшим Реформацию, сделался его бывший последователь священник Томас Мюнцер (ок. 1489- 1525). Он видел в Реформации возможность всеобщего обновлення церкви н мира, воспринимал ее события как признак наступающего царства Божия, когда не будет над людьми никакой иной власти, кроме власти Бога.

    Мюнцер верил, что это обновление свершается по воле Всевышнего, но - действиями людей, которых он избрал своим орудием. B отличие от Лютера, Мюнцер не считал Священное Писание единственным источником откровения. Как и цвиккауские “пророки”, он был убежден в значении наития, “внутреннего голоса", прямого откровения Божьего духа. По учению Мюнцера, Бог не умолк со времени Писания, он продолжает говорить с людьми, и Дух может проявить себя в простом человеке, который не прочтет и буквы из Библии, равно как в язычнике, в мусульманине. Лютер иронизировал по этому поводу: “Сам Бог говорит с ними, словно с ангелами”. Мюнцер отвечал: не только католические попы и монахи, но также ученые-”книжннки" вроде Лютера видят в Писании одну лишь мертвую букву, ибо постичь живую истину Духа им не дано.

    Обвиняя Лютера как “книжника”, Мюнцер не пренебрегал Писанием, ио ему важно было, как оно толкуется. Чтобы просветить народ, донести до него “живое слово Божье”, он впервые в Германии разработал богослужение на немецком языке. Наряду со своим учением о Духе Мюнцер развивал также учение о кресте и учение “о мече” (власти). Избранными Богом носителями истины становятся лишь те, кто прошел крестный путь страданий и скорби и сумел отбросить все эгоистическое ради общего блага. Таких людей, подобных золоту, прошедшему через огонь, Мюнцер называл "испытанными в вере”. Он находил их прежде всего в простом народе и писал: “В народе я не сомневаюсь”. B отличие от Лютера, который требовал покорности властям, сохранения существующего порядка, Мюнцер ссылался на библейское пророчество Даниила о грядущей перемене: вся власть будет дана простому народу.

    У негодных правителей, “безбожных тиранов” меч власти будет отнят. Община, народ - господин меча, князья - лишь его слуги. Здесь закладывались основы концепции, которая обосновывала право народа на сопротивление тирании вплоть до использования насилия.

    Разоблачая “ложную веру" Лютера, Мюнцер обвинял его в сокрытии истинной причины народных возмущений. Главный корень бед - в господах, в князьях, которых нё заботят нужды бедного человека. Грабя и разоряя пахарей и ремесленников, они в то же время твердят: “Не укради!”, а Лютер, “доктор Лжец", их благословляет. Мюнцер заявлял, что не хочет насилия, народного возмущения, а потому предупреждает: господа не должны действовать так, чтобы бедный человек стал их врагом. Ho если предупреждению не внемлют, ответственность падет на господ. He менее острой критике Мюнцер подвергал и духовенство. Лютер объявил Мюнцера сторонником "кулака”, “сатанинским духом”, провоцирующим народное недовольство и подстрекающим к мятежу.

    Оба деятеля Реформации сталн характерными выразителями двух ее различных направлений. Каждое из них выдвигало сложные комплексы ндей, сочетавших религиозно-философскую и связанную с ней мирскую проблематику. Лютеранство стало магистральным реформационным направлением умеренно-консервативного толка, в то время как другое направление обрело раднкальную ориентацию. Оно выдвинуло в своем мюнцеровском варианте идеи решительного переустройства не только церковных, но и светских порядков. Полную завершенность, однако, это направление получило несколько позже под воздействием открытых социальных конфликтов в пору Крестьянской войны 1525 г.

    Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины