26.09.2019

Томас Мюнцер – жизнь и казнь. Томас мюнцер краткая биография и интересные факты


Он стал отвергать внешнее откровение: лишь тот, кто истерзан сердцем, кто в душевных бурях познал Бога - истинный Его избранник. Писание лишь убивает, но не оживляет. Божьим избранникам должны служить государи; народы, не подчиняющиеся им, должны погибнуть. В г. Мюнцер, в качестве проповедника в Цвиккау (в Саксонии), выступает как пламенный демагог, как самый яркий выразитель настроения, охватившего ремесленные слои города; его грубая речь, ветхозаветные аллегории как раз отвечали простонародным представлениям (см. Цвиккауские пророки).

Отставленный магистратом, Мюнцер едет в Прагу , где громит «попов и обезьян». Затем Мюнцер появляется в г. Альштедте (в Тюрингии), собирает прежних своих сторонников и проповедует установление на земле царства «святых»: «Израиль» (избранники) должен истребить безбожных «ханаанитов».

Руководимые Мюнцером энтузиасты разрушают иконы и жгут церкви, как «пещеры дьявола». Мюнцер развивает здесь и социальный идеал: всюду должно водвориться равенство и братство, правители должны сравняться с последним христианином. В своих посланиях к властям и городам Мюнцер заявляет, что призван Богом к истреблению тиранов; право меча - у общин, а не у князей.

Памфлеты его были подписаны: Мюнцер с молотом, Мюнцер с мечом Гедеона . Один из памфлетов был посвящён «светлейшему, высокорождённому владыке и всемогущему Господу Иисусу Христу». Лютеру и умеренной, чисто церковной реформе был объявлен полный разрыв. Лютер называл Мюнцера «альштедтским сатаной», а Мюнцер Лютера - виттенбергским папой, архиязычником, льстецом князей, освободившим совесть только от папы, но держащим её в плотском плену.

Теократический «коммунизм» Мюнцера. Восстание крестьян

После новых странствований по южной Германии, где Мюнцер завязал сношения с революционерами и вождями подготовлявшегося крестьянского восстания, он утверждается в конце г. опять в средней Германии, в имперском городе Мюльгаузене .

Здесь он становится, вместе с бывшим монахом Пфейфером, во главе простого народа и заставляет капитулировать зажиточных бюргеров и магистрат. Избирается новый «вечный, христианский» магистрат, из «бедных» и «земледельцев». В городе проводится общность имуществ; Мюнцер отбирает монастырские владения, в соседних землях захватывает дворянские замки и монастыри.

В новом строе Мюнцер не занимал определённой должности, а держал себя как пророк и вдохновитель; отпустив длинную бороду, «как отцы-патриархи», в богатой одежде, он торжественно появлялся в народе и творил суд на основании закона Моисеева; перед ним носили красный крест и обнажённый меч. Его проповеди гремели против роскоши, золота, «идолов в домах и сундуках»; главной его темой было - кровавое истребление всех врагов Христа.

Скоро к городскому радикализму примкнули крестьяне. Восстание крестьян вспыхивает в Тюрингии одновременно с южно-германским, но отмечено здесь отличительной чертой, которую именно выражал, главным образом, Мюнцер: оно носит теократический характер, в духе чешского таборитства, с обращением к ветхозаветным образам.В 1524 г. началось всеобщее восстание крестьянства южной и средней Германии против церковных и светских феодалов; одним из вождей крестьянской войны был Томас Мюнцер (ок. 1490-1525). Начавшуюся Реформацию и крестьянское движение Мюнцер толковал наиболее радикальным образом; он призывал к полному социальному перевороту и установлению народной власти. По мнению Энгельса, политическая программа Мюнцера была близка к коммунизму. "Под царством божьим, - писал Энгельс, - Мюнцер понимал не что иное, как общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти". Высоко оценивая деятельность и программу Мюнцера, Энгельс характеризовал неудачу с осуществлением этой программы в одном из городов Германии как трагичную и гибельную для любого политического вождя попытку осуществить идеи, для реализации которых нет общественно-исторических условий. Война католиков и лютеран на территории Германии завершилась Аугсбургским религиозным миром (1555 г.), согласно которому лютеранство становилось равноправной католичеству религией по принципу: "чья страна, того и вера" (cujus regio, ejus religio). Реформация нанесла тяжелый удар католической церкви; протестантизм* приняли ряд германских княжеств и городов, а также скандинавские государства.

  • В 1529 г. католики добились на 2-м Шпейерском рейхстаге (ландтаге) решения об отмене права князей определять религию своих подданных (т.е., по существу, признавать государственной религией не католичество, а лютеранство). Несколько князей и представителей городов подали императору протест против этого решения, ссылаясь, в частности, на то, что вопрос о религии - дело совести, а не предмет решения большинством голосов. С тех пор приверженцев церквей и религиозных учений, созданных Реформацией, называют протестантами.

Общим лозунгом массовых религиозных движений был призыв к церковной реформе, к возрождению истинного, первоначального христианства, неискаженного духовенством. В своеобразных условиях XVI в. священное писание стало идейным оружием в борьбе против католической церкви и феодального строя, а его перевод с латыни на народный язык - средством революционной агитации и пропаганды. Текстами писания реформаторы обосновывали требование возрождения апостольской церкви; крестьянство и городские низы находили в Новом завете идеи равенства и "тысячелетнего царства", не знающего феодальной иерархии, эксплуатации, социальных антагонизмов. Реформация, начавшаяся в Германии, охватила ряд стран Западной и Центральной Европы.

Поражение и казнь

В то время, как князья средней Германии собрали военные силы для обуздания тюрингенских крестьян и подвигались к центру влияния Мюнцера, он ждал появления из-за гор франконских крестьян и пересылался с югом. Наконец, он решился выйти навстречу княжескому войску при Франкенгаузене, во главе 8000 крестьян, большей частью плохо вооружённых и без конницы. На требование выдать Мюнцера крестьяне ответили отказом; он обратился к ним ещё раз с горячим воззванием, уверяя, что Бог отклонит от них выстрелы. Во время битвы, кончившейся полным разгромом крестьян, Мюнцер потерялся и скрылся в городе; но его нашли, пытали и обезглавили.

Память

О Мюнцере, помимо сочинений, относящихся к истории крестьянского восстания, см. Strobel, «Leben, Schüiften u. Lehren Th. Müntzers»(); Seidemann, «Th. Münzer» (); Merx, «Th. Munzer u. Pfeiffer» ().

Важнейшая марксистская работа о Мюнцере - «Крестьянская война в Германии» Ф. Энгельса . Энгельс трактовал Мюнцера как борца за социальное равенство, использовавшего библейский язык как единственно понятный тогдашним крестьянам. Критики этой точки зрения утверждают, что важнейшими в учении Мюнцера были религиозные и апокалиптические мотивы, а победа классовой справедливости сама по себе интересовала его мало.

Литература

  • Трансформация аристотелизма в мистический пантеизм и попытки реформации средневекового аристотелизма (Мюнцер, Суарес) - в: Гусев Д. А., Манекин Р.В. , Рябов П. В. История философии. Учебное пособие для студентов российских вузов - Москва, «Эксмо», 2004, ISBN 5-699-07314-0, ISBN 5-8123-0201-4.

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мюнцер Т." в других словарях:

    - (Munzer) Томас (ок. 1490 1525) протестантский теолог, идеолог народной реформации в Германии, предводитель крестьян и городской бедноты в Крестьянской войне (1524 1525). Приобрел известность как лютеранский священник в Цвиккау. Растущее… … Философская энциклопедия

    Фамилия. Известные носители: Мюнцер, Андреас (нем. Andreas Münzer; 25 октября 1964 14 марта 1996) профессиональный австрийский культурист, известный благодаря крайне малому содержанию жира в организме. Мюнцер, Томас (нем. Thomas Müntzer … Википедия

    - (Томас Munzer) радикальный проповедник времен Реформации,род. в Гарце в 1490 г., учился в Виттенберге и сделался священником.Подобно Лютеру, М. увлекся мистиками, но, захваченныйсоциально религиозным брожением в народе, пришел к… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (Müntzer, Münzer) Томас (около 1490, Штольберг, Гарц, 27.5.1525, близ Мюльхаузена, Тюрингия), немецкий революционер, идеолог народного течения в Реформации (См. Реформация), один из главных вождей восставшего крестьянства и городского… … Большая советская энциклопедия

    - (Münzer), Томас (ок. 1490 27.V.1525) нем. революционер, идеолог нар. течения в Реформации, предводитель восставших крестьян и гор. плебса в Крестьянской войне 1524 25. Род. в г. Штольберге (Гарц). Биография М. до 1517 окружена легендами. Известно … Советская историческая энциклопедия

    - (Munzer) Леопольд (8 III 1901, Львов расстрелян нем. фашистами в июле 1943, там же) польский пианист и педагог. Игре на фп. учился у Е. Лялевича в консерватории Галицийского муз. об ва (до 1918) во Львове, с 1919 совершенствовался у Э.… … Музыкальная энциклопедия

В конце XV века в Германии не прекращались крестьянские восстания. Великая роль Томаса Мюнцера состоит в том, что он объединил крестьян и стал проповедником нового времени - беспокойной эпохи Реформации.

Томас Мюнцер родился в 1490 году в германском городе Штольберге.

Томас получил теологическое образование. Но, по его мнению, вся организация католической церкви нуждалась в коренном преобразовании. Он утверждал, как и гуситы, что духовное сословие не должно пользоваться какими-либо привилегиями и выделяться из остальной массы верующих; само существование папства и других высших церковных должностей представлялось ему грубым искажением идеалов ранеехристианской общины.

Мюнцер объявил единственным догматическим основанием вероучения Библию и решительно отверг всю последующую каноническую литературу. И то, что Лютер в раннем периоде своей деятельности был в добром согласии с Мюнцером и пригласил его в Цвикау как первого евангелического пастора, вполне естественно.

В своих проповедях Мюнцер выступил с резким осуждением богатого духовенства и монашества, представители которых забыли евангельские заповеди. Слова Мюнцера о том, что монахи «отличаются ненасытной пастью» и что «лицемерные служители Христа придумали себе доходную статью в виде учения о чистилище», находили горячий отклик у слушателей.

В свою очередь, Мюнцер близко сошелся с сектой анабаптистов, которые совершенно отрицали значение духовенства как посредника между Богом и людьми и верили в непосредственное откровение свыше, доступное каждому человеку, удостоившиеся его становились в их глазах пророками и апостолами. Анабаптисты отвергали и все церемонии и обряды церкви.

Все эти взгляды разделял Мюнцер. Деятельность Лютера стала возбуждать в нем скептическое отношение: «Бороться против власти папы, - писал он, - не признавать отпущения грехов, чистилища, панихид - значит проводить реформу только наполовину. Лютер - плохой реформатор, он подкладывает подушечки нежному телу, слишком превозносит веру и мало значения придает делам».

После перехода Мюнцера на сторону «опасных еретиков» Городской совет решил принять против него меры. Поводом послужила уличная демонстрация ткачей, в результате которой 56 человек были посажены в тюрьму. Мюнцер был также обвинен в участии в бунте и приговорен к изгнанию. Изгнанный из Саксонии, он осенью 1521 года прибыл в Прагу. Он опубликовал там воззвание к населению на латинском, немецком и чешском языках.

«Я, Томас Мюнцер из Штольберга, - так начинается воззвание, - вместе с верным и достославным поборником Христа Яном Гусом свидетельствую перед церковью избранных и целым миром, куда направили меня сам Христос и его наперсники, что я с прилежанием учился у всех живущих в мое время, пока не удостоился полного и редкого познания непобедимой, святой христианской веры.

Бывшие до меня говорили о ней холодными устами... Я слышал от них лишь Писание, которое они выкрали из Библии, как воры и грабители... Горько оплакиваю я величайшее бедствие христианства, что слово его затемнено и запятнано, что со смертью апостольских учеников непорочная девственница-церковь, изменив духу, стала блудницей. Но радуйтесь, возлюбленные! Небо наняло меня в поденщики, и я точу мой серп, чтобы жать колосья... Голос мой возвестит высшую истину... а если я не сумею сделать это, то пусть поразят меня муки земной и вечной смерти - у меня нет более ценного залога!»

После выхода воззвания Мюнцеру пришлось покинуть Чехию. В Алыптедте ему удалось получить место проповедника. Мюнцер много писал, проповедовал, он имел огромное влияние на своих прихожан. Мюнцер отменил папскую проповедь, не признавал привилегированного положения духовенства, он служил по-немецки, чтобы слушатели имели возможность все понимать.

Лютер выступил против «алынтедтской фурии» с «Посланием к князьям саксонским о мятежном духе». Он обвинял Мюнцера в приготовлении к мятежу и требовал от князей изгнания лжепророка. Донос Лютера послужил поводом к дознанию. 1 августа 1524 года Мюнцер был вызван на допрос к герцогу Иоанну в Веймарский замок. Уличить его в ереси было трудно - он в совершенстве знал Святое Писание и мог подкрепить цитатами из него все мысли своих проповедей и сочинений.

После допроса судьи вынуждены были отпустить Мюнцера - и он поспешил скрыться из города.

Мюнцер решил свести идейные счеты с «отцом Реформации», и в городе Нюрнберге он обнародовал памфлет против Лютера. Тот не осмелился открыто ответить Мюнцеру, опасаясь потерять популярность в народе.

Мюнцер остался без всяких средств к существованию - городские власти запретили ему проповедовать, и он отправился в странствие. Вскоре в стране заполыхало пламя Великой крестьянской войны.

Легкие победы обнадежили крестьянские отряды и дали уверенность Томасу Мюнцеру. Но вскоре положение изменилось - движение крестьян сдерживали дворяне обещаниями подчиниться их требованиям, если они будут признаны справедливыми земским судом. Успеху бунтовщиков мешали их плохая сплоченность и неорганизованность. 12 мая Мюнцер прибыл во Франкенгаузен, центр Тюрингенского движения. Крестьяне расположились на возвышении и укрепили позиции. У них не было кавалерии и артиллерии, во всем войске не было ни одного опытного воина.

Против 8000 необученных крестьян с проповедником во главе выступили около 10 000 пехотинцев и более 3000 всадников, не считая многочисленной артиллерии. И князья оказались более искусными воинами, чем вдохновенный проповедник. Обманув крестьян назначением определенного срока для ведения переговоров, они предательски начали боевые действия еще во время перемирия.

Мюнцер с остатками разбитой дружины также оказался запертым во Франкенгаузене. За его голову была назначена награда, неприятель следовал за ним по пятам. Все погибло. Но Мюнцер не потерял присутствия духа. Однако вскоре его схватили и немедленно повели к князьям. Враги торжествовали и злорадствовали. «Когда он предстал перед князьями, - писал Меланхтон, - они спросили его, зачем он развращал и вводил в заблуждение бедный народ».

Несмотря на всю свою ненависть к Мюнцеру, лютеранский летописец не мог не признать того, что пленник держал себя с непреклонным достоинством. «Он твердо ответил, что поступал правильно, желая наказать князей, так как они были врагами Евангелия». За допросом последовали пытки. «Верю, Томас, что тебе тяжело, - глумился над ним герцог Георг Саксонский, - но подумай, каково было тем несчастным, которых казнили сегодня по твоей милости». - «Нет, не я, а вы довели их до этого», - спокойно отвечал Мюнцер.

Дальнейшие испытания ждали пленника у его злейшего врага, графа Эрнста Мансфельдского, которому он был выдан в качестве военного приза.

В пятницу 26 мая начались казни; прикованный к телеге, Томас Мюнцер был привезен из Гельдрунгена. Ужасные пытки и тюрьмы, тряска в телеге по неровной дороге уже довели его до полусмерти. Герцог Генрих Брауншвейгский прочел ему «Верую», потом его привели в чувство, дав выпить воды.

Когда палач сделал свое дело, окровавленную голову Мюнцера насадили на кол и выставили на Исполинской горе в Мюльгаузене.

Введение

Томас (Фома) Мюнцер (нем. Thomas Müntzer , также Münzer , около 1490 - 27 мая 1525) - радикальный проповедник времён Реформации, духовный лидер социального движения, проповедовавшего всеобщее равенство на основе евангельских идеалов и террор против традиционной церкви и дворянства. С движением Мюнцера было связано мощное выступление германских крестьян против феодалов (немецкая крестьянская война XVI века).

1. Учение

Родился в Гарце в 1490 г., учился в Виттенберге и стал священником. Подобно Лютеру, Мюнцер увлёкся мистиками, но, захваченный социально-религиозным брожением в народе, пришёл к апокалиптическим представлениям и коммунистическим идеям.

Он стал отвергать внешнее откровение: лишь тот, кто истерзан сердцем, кто в душевных бурях познал Бога - истинный Его избранник. Писание лишь убивает, но не оживляет. Божьим избранникам должны служить государи; народы, не подчиняющиеся им, должны погибнуть. В 1520 г. Мюнцер, в качестве проповедника в Цвиккау (в Саксонии), выступает как пламенный демагог, как самый яркий выразитель настроения, охватившего ремесленные слои города; его грубая речь, ветхозаветные аллегории как раз отвечали простонародным представлениям (см. Цвиккауские пророки).

Отставленный магистратом, Мюнцер едет в Прагу, где громит «попов и обезьян». Затем Мюнцер появляется в г. Альштедте (в Тюрингии), собирает прежних своих сторонников и проповедует установление на земле царства «святых»: «Израиль» (избранники) должен истребить безбожных «ханаанитов».

Руководимые Мюнцером энтузиасты разрушают иконы и жгут церкви, как «пещеры дьявола». Мюнцер развивает здесь и социальный идеал: всюду должно водвориться равенство и братство, правители должны сравняться с последним христианином. В своих посланиях к властям и городам Мюнцер заявляет, что призван Богом к истреблению тиранов; право меча - у общин, а не у князей.

Памфлеты его были подписаны: Мюнцер с молотом, Мюнцер с мечом Гедеона. Один из памфлетов был посвящён «светлейшему, высокорождённому владыке и всемогущему Господу Иисусу Христу». Лютеру и умеренной, чисто церковной реформе был объявлен полный разрыв. Лютер называл Мюнцера «альштедтским сатаной», а Мюнцер Лютера - виттенбергским папой, архиязычником, льстецом князей, освободившим совесть только от папы, но держащим её в плотском плену.

2. Теократический «коммунизм» Мюнцера. Восстание крестьян

После новых странствований по южной Германии, где Мюнцер завязал сношения с революционерами и вождями готовившегося крестьянского восстания, он утверждается в конце 1524 г. опять в средней Германии, в имперском городе Мюльгаузене.

Здесь он становится, вместе с бывшим монахом Пфейфером, во главе простого народа и заставляет капитулировать зажиточных бюргеров и магистрат. Избирается новый «вечный, христианский» магистрат, из «бедных» и «земледельцев». В городе проводится общность имуществ; Мюнцер отбирает монастырские владения, в соседних землях захватывает дворянские замки и монастыри.

В новом строе Мюнцер не занимал определённой должности, а держал себя как пророк и вдохновитель; отпустив длинную бороду, «как отцы-патриархи», в богатой одежде, он торжественно появлялся в народе и творил суд на основании закона Моисеева; перед ним носили красный крест и обнажённый меч. Его проповеди гремели против роскоши, золота, «идолов в домах и сундуках»; главной его темой было - кровавое истребление всех врагов Христа.

Скоро к городскому радикализму примкнули крестьяне. Восстание крестьян вспыхивает в Тюрингии одновременно с южно-германским, но отмечено здесь отличительной чертой, которую именно выражал, главным образом, Мюнцер: оно носит теократический характер, в духе чешского таборитства, с обращением к ветхозаветным образам. Начавшуюся Реформацию и крестьянское движение Мюнцер толковал наиболее радикальным образом; он призывал к полному социальному перевороту и установлению народной власти. По мнению Энгельса, политическая программа Мюнцера была близка к коммунизму. «Под царством божьим, - писал Энгельс, - Мюнцер понимал не что иное, как общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти». Высоко оценивая деятельность и программу Мюнцера, Энгельс характеризовал неудачу с осуществлением этой программы в одном из городов Германии как трагичную и гибельную для любого политического вождя попытку осуществить идеи, для реализации которых нет общественно-исторических условий. Война католиков и лютеран на территории Германии завершилась Аугсбургским религиозным миром (1555 г.), согласно которому лютеранство становилось равноправной католичеству религией по принципу: «чья страна, того и вера» (cujus regio, ejus religio). Реформация нанесла тяжелый удар католической церкви; протестантизм* приняли ряд германских княжеств и городов, а также скандинавские государства.

В 1529 году католики добились на 2-м Шпейерском рейхстаге (ландтаге) решения об отмене права князей определять религию своих подданных (то есть, по существу, признавать государственной религией не католичество, а лютеранство). Несколько князей и представителей городов подали императору протест против этого решения, ссылаясь, в частности, на то, что вопрос о религии - дело совести, а не предмет решения большинством голосов. С тех пор приверженцев церквей и религиозных учений, созданных Реформацией, называют протестантами.

Общим лозунгом массовых религиозных движений был призыв к церковной реформе, к возрождению истинного, первоначального христианства, неискаженного духовенством. В своеобразных условиях XVI в. священное писание стало идейным оружием в борьбе против католической церкви и феодального строя, а его перевод с латыни на народный язык - средством революционной агитации и пропаганды. Текстами писания реформаторы обосновывали требование возрождения апостольской церкви; крестьянство и городские низы находили в Новом завете идеи равенства и «тысячелетнего царства», не знающего феодальной иерархии, эксплуатации, социальных антагонизмов. Реформация, начавшаяся в Германии, охватила ряд стран Западной и Центральной Европы.

3. Поражение и казнь

В то время, как князья средней Германии собрали военные силы для обуздания тюрингенских крестьян и подвигались к центру влияния Мюнцера, он ждал появления из-за гор франконских крестьян и пересылался с югом. Наконец, он решился выйти навстречу княжескому войску при Франкенгаузене, во главе 8000 крестьян, большей частью плохо вооружённых и без конницы. На требование выдать Мюнцера крестьяне ответили отказом; он обратился к ним ещё раз с горячим воззванием, уверяя, что Бог отклонит от них выстрелы. Во время битвы, кончившейся полным разгромом крестьян, Мюнцер потерялся и скрылся в городе; но его нашли, пытали и обезглавили.

4. Память

О Мюнцере, помимо сочинений, относящихся к истории крестьянского восстания, см. Strobel, «Leben, Schriften u. Lehren Th. Müntzers»(1795); Seidemann, «Th. Münzer» (1842); Merx, «Th. Munzer u. Pfeiffer» (1889).

Важнейшая марксистская работа о Мюнцере - «Крестьянская война в Германии» Ф. Энгельса. Энгельс трактовал Мюнцера как борца за социальное равенство, использовавшего библейский язык как единственно понятный тогдашним крестьянам. Критики этой точки зрения утверждают, что важнейшими в учении Мюнцера были религиозные и апокалиптические мотивы, а победа классовой справедливости сама по себе интересовала его мало.

    Исторический роман «Томас Мюнцер и его друзья» (нем. Thomas Münzer und seine Genossen , 1845), Кёлер, Людвиг.

    В XX веке много литературы о Мюнцере создано в ГДР, где Мюнцер считался национальным героем, а его портрет изображался на банкнотах.

    В 1956 году в ГДР сняли о нём фильм «Томас Мюнцер» (Thomas Müntzer ).

    В 1976–87 гг. в Бад-Франкенхаузене (Тюрингия) возведена Панорама Крестьянской войны в Германии (худ. Вернер Тюбке).

Литература

    Шафаревич И. Р. Социализм, как явление мировой истории

    Смирин М. М. Народная реформация Томаса Мюнцера

Список литературы:

    Томас Мюцер - немецкий проповедник времён реформации, духовный лидер социального движения, проповедовавшего всеобщее равенство на основе евангельских идеалов и террор против традиционной церкви и дворянства. С движением Мюнцера было связано мощное выступление германских крестьян против феодалов (немецкая крестьянская война XVI века). богословие мюнцер лютер

    Родился около 1490 года в городке Штольберг, что в регионе Гарский гор. Происходил, по слухам, из семьи уважаемого мастера, чеканщика монет. В 1503 году из-за безработицы, родители Томаса переселились в Кведлинбург, где находился местный монетный двор.

    О детстве и юности Мюнцера известно очень мало. В 1506 году он поступил в Лейпцигский университет, где занимался философией, теологией и медициной. В дальнейшем он получил степень магистра свободных искусств и бакалавра теологии. Обладая блестящими способностями, Мюнцер вполне мог сделать университетскую карьеру, однако чистая наука никогда его не привлекала. Вся его жизнь прошла в скитаниях по стране и в проповедях перед бедняками. Личные потребности Мюнцера всегда оставались весьма скромными. Он довольствовался простой пищей и не думал о новой одежде. Пытаясь сэкономить на бумаге, он писал на клочках, на счетах - везде, где оставалось чистое место, даже между строк и на полях чужих писем. Единственной роскошью, которую он себе позволял, были книги. На них он тратил больше, чем позволяли средства, и постоянно был виноват книготорговцам.

    Радикальные взгляды были свойственны Мюнцеру уже в юности. Еще очень молодым человеком в 1512 г. он основал тайное общество в Галле с целью заговора против архиепископа Магдебургского. Заговор не удался, но Мюнцеру удалось скрыться. Около 1517 г. он служил учителем в Мартинская гимназии в Брауншвейге, откуда он должен был уйти "из-за неспокойного характера". В 1519 г. Мюнцер вступил капелланом и духовником в монастырь бернардинок Бейтиц вблизи Вейсенфельса, однако через несколько месяцев получил отставку из-за того, что запровандував различные нововведения в богослужении. Затем он проповедовал в Ютерборзи и был изгнан воинственными католиками. Оттуда Мюнцер отправился в Виттенберг, где встретился с Лютером. В будущем им предстояло стать непримиримыми врагами. Но в то время противоречия, разделявшие их, еще не созрели. Мюнцер понравился Лютеру, и тот выхлопотал для него в 1520 г. место проповедника в Цвикау. Там он активно выступал против францисканцев. С этого времени агитация Мюнцера начинает выходить за рамки традиционного лютеранства. Размах революционных событий в Германии, успехи Реформации убеждали Мюнцера в реальности грядущего общемирового социально-политического переворота, в результате которого будет установлено "царство Божие" на Земле. Идеи такого переворота активно пропагандировались рядом плебейских сект, особенно анабаптистами.

    Летом 1521 года Мюнцер посетил разбушевавшуюся оппозиционным движением Чехию. Здесь он опубликовал "Пражский манифест", в котором изложил основные положения своего революционного учения и понимания Реформации. Томас Мюнцер призывал рудокопов Чехии возродить мятежные традиции таборитов.

    После того, как власти Чехии выслали Мюнцера из страны, ему пришлось некоторое время прожить в Нордхаузен. Затем ему удалось получить место проповедника в Альштедти - небольшом городке, находившемся во владениях саксонских князей. Поселившись здесь, Мюнцер много писал, проповедовал и приобрел большое влияние на своих прихожан. Одновременно с Лютером, или даже несколько раньше, он отменил все католические обряды, ввел богослужение по-немецки и распорядился читать народу не только тексты апостольских посланий, но и всю Библию. Тогда же Мюнцер женился на бывшей монахиней Оттилии, которая ушла из монастыря. На Пасху 1524 года она родила ему сына.

    Вскоре Альштедт стал главным центром Реформации во всей Тюрингии. В своих проповедях Мюнцер призывал относиться к католическим храмам, как к идольским капищам. Вдохновленная ним толпа в марте 1524 года сжег в Маллербаси часовню, знаменитую своей чудодейственной иконой. Этот поступок наделал много шума и обратил на Мюнцера всеобщее внимание.

    В июле того же года в Альштедт прибыли саксонские курфюрсты Иоанн и Фридрих Мудрый для того, чтобы послушать тамошнего проповедника. Мюнцер мог выбрать для проповеди нейтральную тему, но не пожелал смягчать обычный резкий тон своих речей. Он выступил перед князьями с толкованием второго раздела из книги пророка Даниила, предоставив ее содержания апокалиптический смысл. Свою речь он сводил к тезису, что если князья не хотят быть сброшенными с престола, они должны помочь народу в его освобождении. Курфюрсты были очень удивлены дерзостью Мюнцера. Однако дух времени был таков, что они покорно выслушали проповедь до конца и даже разрешили ее напечатать. Только книга Лютера "Послание саксонским князьям о мятежный дух" открыла им глаза. Лютер первый почувствовал, к чему клонятся выступления Мюнцера. На него начались гонения. Его типографию закрыли. Опасаясь ареста, он в начале августа бежал из Альштедта и переселился в свободный имперский город Мюльхаузен. Здесь он написал свой ответ Лютеру - памфлет "Защитная речь", полную резких личных выпадов и ругательств.

    Между тем выступления Мюнцера становились все более непримиримыми. В своих проповедях, обращенных к горожанам, он говорил, что мюльхаузенци не обязаны подчиняться никакой власти, не должны платить кому подать и католическое духовенство должно быть изгнанным. Он призвал ввести в городе власть общины и таким образом установить принцип справедливости и общей пользы. Его учение вскоре дало результат. В Мюльхаузене начались погромы монастырей и церквей: плебеи разбивали статуи, рвали священные покровы, швыряли в грязь иконы. Дальше больше - появились требования отмены всех налогов и поборов, изгнание попов и передача власти обществу, которое избрало Вечный совет, и руководствовалась в своем политике Божьим словом. Увидев одичавшую толпу бургомистры и члены совета поспешили скрыться. Немалыми усилиями магистрата удалось отстоять власть и Мюнцеру пришлось бежать.

    В конце Сентябрь вместе со своим другом бывшим монахом Пфейфер он отправился в Южную Германию. Здесь, в Южном Шварцвальде и смежных австрийских землях уже разгорался пожар большой Крестьянской войны. Именно там сформировались первые боевые отряды крестьян и впервые выдвинут лозунг "божественной правды". Подробности пребывания здесь Мюнцера неизвестны. Его последователи активно действовали всей Южной Германией, но он сам основном оставался в Гриссени, на шафхаузенському границе. До начала 1525 года вся страна между Дунаем, Рейном и Лехом находилась в состоянии большого возбуждения. В феврале за оружие взялись верхнешвабские крестьяне, и вскоре число восставших здесь превысило 30 тысяч человек.

    В середине февраля Мюнцер вернулся в Мюльхаузен, где после массовых народных волнений набрал большую силу его друг Пфейфер.

    Во время Крестьянской войны Томас Мюнцер и его немногочисленные ученики (прежде всего анабаптисты) были вдохновителями наиболее решительных выступлений крестьянства. Сам Мюнцер ездил Средней и Юго-Западной Германией, призывая крестьян и городскую бедноту к борьбе и распространяя печатные памфлеты. В близких к Мюнцеру кругах в конце 1524 - начале 1525 годов была составлена наиболее радикальная программа действий восставшей бедноты - "Статейный лист" (Artikelbreif). В конце февраля или начале марта 1525 года Томас Мюнцер приехал в Тюринзьке город Мюльхаузен и возглавил там отряды восставших крестьян. Он пытался создать в Тюринзько-саксонском регионе единый центр всей Крестьянской войны. 15 мая 1525 его отряд был разгромлен у города Франкенхаузен объединенным войском немецких князей, а сам Мюнцер, попав в плен, был казнен после мучительных пыток.

    Космический порядок Мюнцер видел в том, что все частности должны признавать полное преобладание и господство общего начала. Он представлял именно такой идеальный небесный мир, где царит божественная гармония совершенства. В отличие от него наш земной и чувственный мир является миром творений, которые потеряли свое единство с Богом и пребывают в изолированном состоянии. Грехопадение Адама в том и состояла, что он увлекся частными интересами в ущерб общим. С тех пор люди находятся во власти творений, то есть своих плотских, частных интересов, и задача христианства состоит в том, чтобы помочь им вернуться к Богу. Исходя из этого фундаментального положения, Мюнцер представлял развитие мира, как постепенное торжество нравственной идеи подчинения частных интересов общим.

    Другая важная сторона вероучения Мюнцера заключалась в мистическом понимании сути божественного откровения. Он не мог и не желал мириться с усиленно насаждаемым в период Реформации представлениям о Священном Писании, как о едином источник божественной истины. Ему казалось странным и бессмысленным положение, что Господь, Который сотворил человека, устранился потом от прямого руководства ею, оставив вместо себя путаную и неясную Библию. Нет, говорил Мюнцер, Бог продолжает находиться в прямом и непрерывном общении с людьми и изрекает Свое слово прямо в середину их душ. Но, разумеется, не каждому дано слышать Бога. Для того чтобы слово Божие вошло в душу, она должна воздерживаться от любых искушений и находиться в состоянии глубокой скорби и печали. Только тогда к ней приближается Бог. Именно поэтому грешники не слышат его. "Если человек хочет достичь божественных откровений, - писал Мюнцер, - он должен отойти от всех утех и иметь мужество познать истину".

    Главную цель Реформации, в отличие от Лютера, Мюнцер видел не в превращении церкви, а в полной перестройке жизненного уклада по христианским законам. Крестьянскую войну, которая вспыхнула позже, он воспринял как начало времен Апокалипсиса, как общее устранения злодеев и нечестивцев, которое Бог совершает руками народа. Устойчивое представление о том, что в конце мира, во время Страшного суда Бог Сам "отделит зерна от плевел, вызывало у него только горькую улыбку. Он утверждал, что мировой переворот должен начаться в рамках земного мира и произойти благодаря насильственным действиям верных ревнителей Божьих дел. Антихрист будет уничтожен руками людей, которым овладеет Дух Божий. Эта идея была центральной во всем учении Мюнцера.

    Поскольку удовлетворение частных интересов шло в ущерб общественным, то такая деятельность подпадала под категорию зла противному Богу. Итак, исходным нормой человеческого поведения должно стать преобладание общего принципа и совместной выгоды. Потому в "общем" воплощено именно божественное начало. Так же должны быть подавлены все те политические и социальные учреждения, которые охраняют частные привилегии и интересы в ущерб общественным. Он был решительным противником частной собственности и частных интересов.

    С Цвиккау Мюнцер отправился в Чехию. Он надеялся, что на родине Яна Гуса, где еще свежи были воспоминания о гуситов, его проповедь будет иметь больший успех. И действительно, сначала его встретили в Праге с большим воодушевлением, так как видели в нем сторонника Лютера, имя которого было у всех на устах. Но, после того как Мюнцер выступил с несколькими проповедями, радикализм его идей показался членам магистрата опасным. Власти начали всячески препятствовать Мюнцеру и весной 1523 года выслала его из Чехии.

    После новых странствований южной Германии, где Мюнцер завязал отношения с революционерами и вождями крестьянского восстания, готовилось вспыхнуть, он останавливается в конце 1524 в средней Германии, в городе Мюльгаузен.

    Здесь он становится, вместе с бывшим монахом Пфейфер, во главе простонародья и заставляет капитулировать зажиточных бюргеров и магистрат. Избирается новый вечный, христианский" магистрат, из "бедных" и "земледельцев". В городе проводится коллективизация имущества - Мюнцер отбирает монастырские владения, в соседних землях захватывает дворянские замки и монастыри.

    В новом строе Мюнцер не занимал определенной должности, а держал себя как пророк и вдохновитель. Отпустив длинную бороду, "как отцы-патриархи", в одежде, он торжественно появлялся в народе и осуществлял суд на основании закона Моисея. Перед ним носили красный крест и обнаженный меч. Его проповеди гремели против роскоши, золота, идолов в домах и сундуках". Его главной темой было кровавое истребление всех врагов Христа.

    Большинство крестьянских руководителей, были склонны к переговорам с господами и являлись противниками революционной тактики. Однако пропаганда анабаптистов, сторонников Мюнцера, организовала стихийные крестьянские волнения. Жалобы крестьян и городских низов на своих господ объединялись этими пропагандистами в общую программу борьбы угнетенного народа против всех господ за новый социальный порядок. В кругах, близких к Мюнцеру, в конце 1524 или в начале 1525 годов была составлена первая программа революционного крестьянства. Этот документ требовал от крестьян решительной борьбы против всех господ.

    "Статейный лист" начинался энергичным заявлением о том, что существующее положение не может и не должно быть таковым и впредь. Задача народа состоит в том, чтобы "освободиться совсем". Мирное решение этой задачи возможно только в том случае, если весь народ перестроит жизнь на основе служения общей пользы. Если существующие трудности не будут устранены, то не обойдется без кровопролития. Большое внимание в "Статейном письме" внутреннем единстве народного союза, созданного для служения общей пользы. В документе говорится, что те, кто отказывается вступить в "братское объединение и заботиться о "общую пользу", не могут рассчитывать на услуги других членов общества. Все замки знати и все монастыри, являющиеся центрами предательства и народного гнета, должны быть объявлены "с этой же минуты" в состоянии светского отлучения. Только те дворяне, монахи и священники, которые откажутся от своего настоящего положения, войдут в обычные дома и захотят вступить в братское объединение, будут дружески приняты вместе со своим имуществом и получат все, что принадлежит им по "божественному праву".

    "Статейный лист" был первой совместной программой восставшего крестьянства. Он сформулировал антифеодальные цели его борьбы и указал главные вражеские очаги, против которых должны быть направлены силы всего народа. К тому же программа была составлена в боевом духе, который не допускал компромисса. Требование революционной программы, чтобы объединились народные массы сел и городов, действуя силой и не останавливаясь перед кровопролитием, ликвидировали вражеские очаги и устанавливали справедливый порядок, основанный на общей пользы, была по существу требованием перехода власти к простому народу, на чем настаивал Мюнцер. Несмотря на то, что идеи "общественности" и народной власти, которые лежали в основе "Статейного листа", могли тогда понять лишь некоторыми людям, его появление и распространение имели на этом первом этапе Крестьянской войны важное значение.

    Документ не содержит никаких конкретных предложений по решению спорных вопросов с господами и никакой просьбы облегчения бремени. Его составители заявляли о полном устранении силами народа феодальных господ и упразднении зависимости от них крестьян. Объединенный народ ликвидирует вражеские очаги и установит тот порядок, который он считает справедливым, считая, что и все остальные должны иметь то, что им положено по "божественному праву". В основу этой программы положен принцип передачи власти народу, то есть тот принцип, на котором настаивал Мюнцер.

    Томас Мюнцер с радужным флагом в Штольберзи.

    Восстание крестьян вспыхивает в Тюрингии одновременно с южно-германским восстанием, но отличалось отличительной чертой, какую высказывал Мюнцер: оно носит теократический характер, в духе чешского таборитства, с обращением к ветхозаветных образов. Реформацию и крестьянское движение Мюнцер толковал наиболее радикальным образом, он призвал к полному социальному перевороту и установлению народной власти. По мнению Энгельса, политическая программа Мюнцера была близка к коммунизму. "Под царством божьим, - писал Энгельс, - Мюнцер понимал не что иное, как общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной и чужой государственной власти, противостоящей членам общества". Высоко оценивая деятельность и программу Мюнцера, Энгельс характеризовал неудачу с осуществлением этой программы в одном из городов Германии как трагическую и гибельную для любого политического вождя попытку осуществить идеи, для реализации которых нет общественно-исторических условий. Война католиков и лютеран на территории Германии завершилась Аугсбургского религиозного миром (1555 г.), согласно которому лютеранство становилось равноправной с католицизмом религией по принципу: "чья власть, того и вера" (cujus regio, ejus religio). Реформация нанесла тяжелый удар католической церкви. Протестантизм приняли ряд германских княжеств и городов, а также скандинавские государства.

    В 1529 году на 2-м Шпейерському рейхстаге (ландтаге) католики добились решения об отмене права князей определять религию своих подданных (т.е., по сути, признавать государственной религией не католичество, а лютеранство). Несколько князей и представителей городов подали императору протест против этого решения, ссылаясь в частности на то, что вопрос о религии - дело совести, а не предмет решения большинством голосов. С тех пор приверженцев церквей и религиозных учений, созданных Реформацией, называют протестантами.

    Общим лозунгом массовых религиозных движений был призыв к церковной реформе, к возрождению истинного, первоначального христианства, неискаженного духовенством. В своеобразных условиях XVI в. Священное Писание стало идейным оружием в борьбе против католической церкви и феодального строя, а его перевод с латыни на народный язык - средством революционной агитации и пропаганды. Текстами писания реформаторы обосновывали требования возрождения апостольской церкви. Крестьянство и городские низы находили в Новом завете идеи равенства и "тысячелетнего царства", которое не знает феодальной иерархии, эксплуатации, социальных антагонизмов. Реформация, начавшаяся в Германии, охватила ряд стран Западной и Центральной Европы.

    Как только Мюнцер стал во главе франкенгаузенського отряда, пришла весть, что объединенное войско князей. Первые легкие столкновения произошли 14 мая 1525 года. На второй день битва возобновилась. Мюнцер расположился со своим отрядом на вершине горы, окружив себя укреплениями из телег. Он знал, что сто лет назад, во время гуситских войн в Чехии, такая тактика не раз приносила крестьянам победу в сражениях с рыцарями. Кроме того, он ждал подкрепления из гор в лице франконских крестьян, а также переписывался с югом.

    Но теперь было совсем другое время. Пушки князей после нескольких залпов разбили укрепления крестьян. Прорвав линию телег, конница ландскнехтов ворвалась в крестьянский лагерь. Началась резня - с 8 тысяч повстанцев за короткий срок погибло более 5 тысяч. В тот же день был взят Франкенгауз. Раненный в голову Мюнцер попал в плен. После мучительных пыток его отправили в замок Хельдрунген и снова пытали, убеждая отречься от своих еретических заблуждений. Не известно насколько палачи преуспели в этом. 27 мая 1525 года вождь плебейской Реформации был казнен. С ним вместе казнили Пфейфера и еще 25 неизвестных людей.

    Томас Мюнцер

    Томас Мюнцер - вождь немецкой плебейской Реформации - родился около 1490 г. в городке Штольберг. Происходил он, по слухам, из семьи уважаемого мастера, чеканщика монет. В 1503 г., когда в Штольберге не стало работы, родители Томаса переселились в лежащий неподалеку Кведлинбург, где находился местный монетный двор. О детстве и юности Мюнцера мы знаем очень мало. В 1506 г. он поступил в Лейпцигский университет, где занимался философией, теологией и медициной. В дальнейшем он получил степени магистра свободных искусств и бакалавра теологии.

    Обладая блестящими способностями, Мюнцер вполне мог сделать университетскую карьеру, однако чистая наука никогда его не привлекала. Вся его жизнь прошла в скитаниях по стране и проповедях перед бедняками. Личные потребности Мюнцера всегда оставались очень скромными. Он довольствовался самой простой пищей и не думал о новой одежде. Стараясь сэкономить на бумаге, он писал на четвертушках, на счетах - везде, где оставалось чистое место, даже между строк и на полях чужих писем. Единственная роскошь, которую он себе позволял, были книги. На них он тратил больше, чем позволяли средства, и постоянно был должен книготорговцам.

    Радикальные взгляды были свойственны Мюнцеру уже в юности. Еще очень молодым человеком в 1512 г. он основал тайное общество в Галле с целью заговора против архиепископа Магдебургского. Заговор не удался, но Мюнцеру удалось скрыться.

    Около 1517 г. он служил учителем в Мартинской гимназии в Брауншвейге, откуда, по словам хрониста, он должен был уйти «из-за беспокойного нрава». В 1519 г. Мюнцер поступил капелланом и духовником в монастырь бернардинок Бейтиц близ Вейсенфельса, однако через несколько месяцев получил отставку из-за того, что допускал различные нововведения в богослужении. Затем он проповедовал в Ютерборге и был изгнан воинствующими католиками. Оттуда Мюнцер отправился в Виттенберг, где встретился с Лютером. В будущем им предстояло стать непримиримыми врагами. Но в то время противоречия, разделившие их, еще не созрели Мюнцер понравился Лютеру, и тот выхлопотал для него в 1520 г. место проповедника в Цвиккау.

    Это было время, когда над страной повеял освежающий ветер Реформации. Лютер уже три года вел борьбу с догматами и строем католической церкви. Все немцы ожидали скорых перемен и жадно прислушивались к речам проповедников. Старый город Цвиккау также находился в смятении и волнении. Появление здесь Мюнцера не прошло незамеченным. Уже вторая его проповедь собрала толпы народа и возбудила умы. Тон его выступлений еще не выходил за пределы общих идей Реформации церкви, обозначенных Лютером. Так, Мюнцер яростно нападал на богатых монахов из нищенствующих орденов - этих «слепых пастырей слепых овец, которые своими продолжительными молитвами пожирают жилища вдов и близ умирающих думают не о вере, а об удовлетворении своей ненасытной жадности». Хотя о том же говорили тогда многие проповедники, резкий, непримиримый тон Мюнцера вскоре начал тревожить магистрат.

    Чувствовалось, что идеи его гораздо радикальнее лютеровских. Мир погряз в грехах и пороках, говорил Мюнцер. Можно ли исправить его преобразованием одной только церкви? Нет, нужен коренной, глубинный переворот, который всю жизнь общества перестроит на основании законов евангелия и всех сделает счастливыми. Городская беднота, собираясь на проповеди Мюнцера, ловила каждое его слово. В речах нового проповедника плебеи находили выражение своих смутных надежд и невольно тянулись к нему. Магистрат, встревоженный деятельностью Мюнцера и его огненными речами, велел арестовать нескольких близких к нему людей. Готовились схватить самого Мюнцера, но в ночь на 16 апреля 1521 г. он успел бежать из города. Имя его с тех пор обретало все большую известность.

    В основе вероучения Мюнцера лежало понимание мира как частного, которое относится к Богу как к общему и целому. Космический порядок виделся ему в том, что все частности должны признавать полное преобладание и господство общего начала. Именно таков идеальный Небесный мир, где царит божественная гармония совершенства. В отличие от него наш земной и плотский мир является миром творений, потерявших свое единство с Богом и потому пребывающих в изолированном состоянии. Грехопадение Адама в том и состояло, что он увлекся частными интересами во вред целому. С тех пор люди находятся во власти творений, то есть своих плотских, частных интересов, и задача христианства заключается в том, чтобы помочь им вернуться к Богу. Исходя из этого фундаментального положения, Мюнцер представлял развитие мира, как постепенное торжество нравственной идеи подчинения частных интересов общему.

    Другая важная сторона вероучения Мюнцера состояла в мистическом понимании сути божественного откровения. Он не мог и не желал мириться с усиленно насаждаемым в период Реформации представлением о Священном Писании, как о единственном источнике божественной истины. Ему казалось странным и нелепым разделяемое многими положение, что Господь, сотворивший человека, устранился потом от прямого руководства им, оставив вместо Себя во многом путанную и неясную Библию.

    Нет, говорил Мюнцер, Бог продолжает находиться в прямом и непрерывном общении с людьми и изрекает Свое слово прямо во внутренность их душ. Но, разумеется, не каждому дано слышать Бога. Для того чтобы Слово Божие вошло в душу, она должна воздерживаться от всякой похоти и пребывать в состоянии глубочайшей скорби, печали или сокрушения. Лишь тогда к ней приближается Бог. Именно поэтому грешники не слышат Его. «Если человек желает достичь божественных откровений, - писал Мюнцер, - он должен удалиться от всех утех и иметь мужество познать истину».

    В состоянии «слияния с Богом» человек мыслит и действует в соответствии с божественной волей и потому вправе оспаривать авторитет любых церковных интерпретаций Библии. Мюнцер учил, что «пергаментная Библия» - это только внешняя Библия, которая должна постоянно получать подтверждение в настоящем Священном Писании, начертанным в человеческих сердцах «живым перстом Божьим». «Если ты даже пожрешь Библию, - говорил он, - это тебе не поможет; ты должен взять острый плуг, которым Бог вырывает плевелы из твоего сердца». Сам Мюнцер не испытывал по отношению к букве Священного Писания никакого трепета - на свой лад толковал любые тексты, перекраивал в проповедях учение пророков, часто вкладывая в их уста фразы, которых не было в Библии. Вместе с тем он безразлично относился к церковной обрядности и внешней стороне религии вообще. Значение духовенства и церкви Мюнцер никогда не ставил высоко и потому не отводил им какой-либо мистической роли в «обожествлении человека». Церковь может помогать этому, но может и мешать. Точно так же в таинствах он ценил только их духовное содержание (то, что помогает усвоению религиозной идеи), а не внешний акт, и считал, что каждый может совершать их так, как ему угодно.

    Главную цель Реформации, в отличие от Лютера, Мюнцер видел не в преобразовании церкви, а в полной перестройке жизненного уклада по христианским законам.

    Разразившуюся затем Крестьянскую войну он воспринял как начало времен Апокалипсиса, как всеобщее устранение злодеев и нечестивцев, которое Бог осуществляет руками народа. Устоявшееся представление о том, что в конце света, во время Страшного суда Бог Сам «отделит зерна от плевел», вызывало у него только горькую усмешку. Нет, говорил он, мировой переворот должен начаться в рамках земного мира и произойти благодаря насильственным действиям верных ревнителей дел Божьих. Антихрист будет сокрушен руками людей, которыми овладеет Дух Божий. Эта идея была центральной во всем учении Мюнцера. Освобождение мира от власти зла или его «оправдание», учил он, находится в самом мире. «Ясно как день, - писал Мюнцер, - что Бог поручает избранным совершать насилие над Его противниками…» Не Бог, а сам человек должен утвердить в мире божественный закон, который, как уже говорилось выше, заключается в господстве общего начала, обязательного для всех частей. Поскольку удовлетворение частных наклонностей в ущерб общественным есть зло противное Богу, исходной нормой человеческого поведения должно сделаться преобладание общего принципа и общей выгоды. Ибо в «общем» воплощено само божественное начало. Равным образом должны быть подавлены все те политические и социальные учреждения, которые охраняют частные привилегии и интересы в ущерб общественным. Под грядущим Царством Божьим Мюнцер понимал такой общественный порядок, в котором не будет ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества государственной власти. То есть такой строй, когда все помыслы и имущества станут общими и установится равенство. Только тогда, писал Мюнцер, «народ сделается свободным, и один только Бог будет его господином». Вследствие этого он был решительным противником частной собственности и частных интересов. Он говорил: «Согласно требованиям христианской любви никто не должен возвышаться над другим, каждый человек должен быть свободным».

    Из Цвиккау Мюнцер отправился в Чехию. Он надеялся, что на родине Яна Гуса, где еще свежи были воспоминания о гуситах, его проповедь будет иметь больший успех.

    Действительно, поначалу его встретили в Праге с большим воодушевлением, так как видели в нем сторонника Лютера, имя которого было у всех на устах. Но, после того как Мюнцер выступил с несколькими проповедями, радикализм его идей показался членам магистрата опасным. Власти стали чинить Мюнцеру препятствия и весной 1523 г. выслали его из Чехии. Некоторое время Мюнцер прожил в Нордхаузене. Затем ему удалось получить; место проповедника в Альштедте - небольшом городке, который лежал во владениях саксонских князей. Поселившись здесь, Мюнцер много писал, проповедовал и приобрел большое влияние на своих прихожан. Одновременно с Лютером, или даже немного раньше, он отменил все католические обряды, ввел богослужение на немецком языке и распорядился читать народу не только тексты апостольских посланий, но и всю Библию.

    Тогда же Мюнцер женился на бывшей монахине Оттилии, ушедшей из монастыря. На Пасху 1524 г. она родила ему сына.

    Вскоре Альштедт стал главным центром Реформации во всей Тюрингии. В своих проповедях Мюнцер призывал относиться к католическими храмам, как к идольским капищам. Вдохновленная им толпа в марте 1524 г. сожгла в Маллербахе часовню, знаменитую своей чудодейственной иконой. Дело это наделало много шума и обратило на Мюнцера общее внимание.

    В июле того же года в Альштедт, чтобы послушать здешнего проповедника, прибыли саксонские курфюрсты Иоанн и Фридрих Мудрый. Мюнцер мог выбрать для проповеди нейтральную тему, но не пожелал смягчать обычный резкий тон своих речей. Он выступил перед князьями с толкованием второй главы из книги пророка Даниила, придав ее содержанию апокалиптический смысл. Современный мир, говорил он, погрязший в пороках, близок к своему концу. Развратных правителей и безбожных попов ждет кара. Если князья не хотят быть сброшенными с престола, они должны помочь народу в его освобождении. «Оставьте пустую болтовню, будто сила Божия должна сделать это без помощи вашего меча, - говорил Мюнцер - Тех, кто противиться божественному откровению, следует убивать без всякого милосердия… ибо иначе христианская церковь не сможет вернуться к своим исконным началам. С наступлением жатвы следует вырвать плевелы из вертограда Божья. Господь сказал «Не жалейте безбожников, разбейте их алтари, разбейте и сожгите идолы их, чтобы гнев Мой не обрушился на вас». Курфюрсты были немало смущены дерзостью Мюнцера.

    Однако дух времени был таков, что они покорно выслушали проповедь до конца и даже разрешили ее напечатать. Только книга Лютера «Послание саксонским князьям о мятежном духе» открыла им глаза. Лютер первый почувствовал, к чему клонятся выступления Мюнцера, и писал Фридриху: «Я обращаюсь к вам только потому, что понял из его писаний, что этот сатана не ограничится словами, а намерен пустить в ход кулаки, применить силу против властей и поднять настоящий бунт».

    На Мюнцера начались гонения. Его типографию закрыли. Опасаясь ареста, он в начале августа ушел из Альштедта и переселился в свободный имперский город Мюльхаузен. Тут он написал свой ответ Лютеру - памфлет «Защитительная речь», полный резких личных выпадов и ругательств. Эта книга ознаменовала его открытый разрыв с «виттенбергским папой». Между тем выступления Мюнцера становились все более непримиримыми. В своих проповедях, обращенных к горожанам, он говорил, что мюльхаузенцы не обязаны подчиняться никакой власти, не должны платить кому-либо подати и что католическое духовенство должно быть изгнано. Он призывал ввести в городе власть общины и таким образом установить принцип справедливости и общей пользы, ликвидировав всякую возможность злоупотреблений. Семя его учения вскоре дало всходы в Мюльхаузене начались погромы монастырей и церквей: плебеи разбивали статуи, рвали священные покровы, швыряли в грязь иконы. Дальше больше - появились требования отмены всех налогов и поборов, изгнания попов и передачи власти общине, которая изберет Вечный совет и будет руководствоваться в свой политике божьим словом. При виде неистовой толпы бургомистры и члены совета поспешили скрыться. С немалым трудом магистрату удалось отстоять власть. Мюнцер был вынужден бежать.

    В конце сентября вместе со своим другом бывшим монахом Пфейфером он отправился в Южную Германию. Здесь, в Южном Шварцвальде и смежных австрийских землях, уже разгорался пожар великой Крестьянской войны. Именно там сложились первые боевые отряды крестьян и был впервые выдвинут лозунг «божественной правды». Подробности пребывания здесь Мюнцера нам неизвестны. Его последователи активно действовали по всей Южной Германии, но сам он большей частью оставался в Гриссене, на шафхаузенской границе. К началу 1525 г. вся страна между Дунаем, Рейном и Лехом находилась в состоянии величайшего возбуждения. В феврале за оружие взялись верхнешвабские крестьяне, и вскоре число восставших здесь превысило 30 тысяч человек.

    В середине февраля Мюнцер вернулся в Мюльхаузен, где после народного возмущения набрал большую силу его друг Пфейфер. Теперь ничего не мешало претворить в жизнь социальную программу Мюнцера. В своих проповедях он призывал ввести в городе «евангельское правление» - распустить магистрат и передать власть Вечному совету. 17 марта большинство горожан высказалось за роспуск магистрата. В тот же день был выбран Вечный совет. Мюнцер не занял никакой официальной должности. Но он присутствовал на каждом заседании совета и объявлял, насколько то или иное решение соответствует «божьему слову». Фактически он и Пфейфер управляли городом.

    Повсеместно было отменено католическое богослужение, а имущество церквей продано с публичных торгов. По всей Швабии полыхали крестьянские восстания. В соседних областях - Гессене, Саксонии и районе Гарца - также шла активная подготовка ко всеобщему восстанию, к чему Мюнцер приложил немало сил. Он писал письма, рассылал во все стороны эмиссаров и гонцов и постоянно выступал с проповедями.

    Обращаясь к крестьянам, он говорил, что нынешняя война начата Самим Богом и что в ней должны погибнуть все враги истины. Только таким образом мир может быть очищен от греха и несправедливости. Он провозглашал, что впредь над народом не должно быть никакой власти, ибо этого требует божье право, и призывал простолюдинов к истреблению господ. Всеми возможными способами он, словно ветхозаветный пророк, разжигал ненависть к дворянам и попам, пробуждая самые бурные страсти. Его горячие воззвания как искры разлетались по стране. В Тюрингии, в Эйхсфельде, в Гарце, в саксонских герцогствах, в Гессене, Фульде, в Верхней Франконии крестьяне повсеместно поднимали восстание, собирались в отряды, жгли замки и монастыри. Мюнцер был более или менее признанным вождем всего движения, а Мюльхаузен оставался его центром. Один из руководителей княжеской партии ландграф Филипп Гессенский писал в апреле, что «Мюльхаузен является основой и началом всех несогласий и волнений, и все мятежные действия вытекают из него, как из ключа».

    Князья Тюрингии поначалу растерялись и оказались не в состоянии справиться с крестьянами. Лишь в последних числах апреля ландграфу Филиппу удалось собрать войско и начать против восставших успешную войну. Тогда же Мюнцер совершил поход в Эйхсфельд. По пути были разрушены несколько замков и монастырей, а в Хейлигенштадте и Лангензальце установлено правление по образцу мюльхаузенского.

    В начале мая Мюнцер с отрядом добровольцев двинулся на помощь восставшему Франкенхаузену. Под этим городом собрался большой крестьянский отряд, насчитывавший, по некоторым данным, 8 тысяч восставших. Впрочем, крестьяне были плохо вооружен и недисциплинированны, в их рядах насчитывалось очень мало бывших солдат и совершенно не было способных военачальников.

    Едва Мюнцер встал во главе франкенхаузенского отряда, пришло известие, что приближается объединенное войско князей. Первые легкие стычки произошли 14 мая.

    На другой день сражение возобновилось. Мюнцер расположился со своим отрядом на вершине горы, окружив себя укреплениями из повозок. Он знал, что сто лет назад, во время гуситских войн в Чехии, такая тактика не раз приносила крестьянам победу в сражениях с рыцарями. Но теперь было совсем другое время. Пушки князей после нескольких залпов разбили укрепления крестьян в щепы. Прорвав линию повозок, конница ландскнехтов ворвалась в крестьянский лагерь. Началась резня - из 8 тысяч восставших в короткий срок пало более 5 тысяч. В тот же день был взят Франкенхаузен. Раненный в голову Мюнцер попал в плен. После мучительных пыток его отправили в замок Хельдрунген и здесь опять пытали, убеждая отречься от своих еретических заблуждений. Не ясно, насколько палачи преуспели в этом. 27 мая 1525 г. вождь плебейской Реформации был обезглавлен. С ним вместе казнили Пфейфера и еще 25 неизвестных.

    Из книги 100 великих пророков и вероучителей автора Рыжов Константин Владиславович

    Томас Мюнцер Томас Мюнцер - вождь немецкой плебейской Реформации - родился около 1490 г. в городке Штольберг. Происходил он, по слухам, из семьи уважаемого мастера, чеканщика монет. В 1503 г., когда в Штольберге не стало работы, родители Томаса переселились в лежащий

    автора Авадяева Елена Николаевна

    Из книги 100 великих казней автора Авадяева Елена Николаевна

    автора

    Кто же такой Монетариус-Мюнцер Немецкий врач, житель Нюрнберга Хиеронимус Мюнцер подписывался в своих латинских письмах и статьях, а иногда и в немецких, Иероним Монетариус, переводя по обычаю Возрождения свою фамилию на латинский язык. Чаще фамилия его писалась Munzer, но

    Из книги Русские поморы на Шпицбергене автора Обручев Сергей Владимирович

    Из книги Русские поморы на Шпицбергене автора Обручев Сергей Владимирович

    Из книги 100 великих адмиралов автора Скрицкий Николай Владимирович

    ТОМАС КОЧРЕН Томас Кочрен вошел в историю как британский моряк, воевавший за независимость Чили, Перу, Бразилии и Греции. Однако он был известен также и как ученый, и как писатель.Родился Кочрен в 1775 году в Энсфильде (Ланкашир). Его отец, химик Арчибальд Кочрен, разорил

    Из книги 100 великих узников [с иллюстрациями] автора Ионина Надежда

    Томас Мор Будущий социалист-утопист и первый министр Англии происходил из среды зажиточной торговой буржуазии. Образованный и способный молодой юрист, умело выступавший в суде как защитник интересов нарождавшейся буржуазии, Томас Мор стал широко известен в начале XVI в.

    Из книги Король Артур и Святой Грааль от А до Я автора Кокс Саймон

    Из книги Узники Тауэра автора Цветков Сергей Эдуардович

    Томас Мор Детство знаменитого автора «Утопии» прошло в доме кардинала Мортона. Мальчик подавал большие надежды. «Кому только удастся дожить до того времени, когда вырастет этот мальчик, теперь прислуживающий за столом, – говорили седовласые государственные мужи, – тот

    автора

    VI. Томас Сас

    Из книги Антипсихиатрия. Социальная теория и социальная практика автора Власова Ольга Александровна

    Томас Сас Монографии“My Madness Saved Me”: Te Madness and Marriage of Virginia Woolf. New Brunswick, NJ: Transaction Publishers, 2006.Anti-Freud: Karl Kraus’s Criticism of Psychoanalysis and Psychiatry. Syracuse: Syracuse University Press, 1990.Antipsychiatry: Quackery Squared. Syracuse: Syracuse University Press, 2009.Ceremonial Chemistry: Te Ritual Persecution of Drugs, Addicts, and Pushers. Garden City; N.Y.: Doubleday, 1974.Coercion As Cure: A Critical History of

    Из книги Антипсихиатрия. Социальная теория и социальная практика автора Власова Ольга Александровна

    Томас Шефф МонографииBeing Mentally Ill: A Sociological Teory. Chicago: Aldine Pub. Co., 1966.Catharsis in Healing, Ritual, and Drama. Berkley: University of California Press, 1979.Labeling Madness / T. Schef (ed.). N.Y.: Prentice Hall, 1975.Mental Illness and Social Process / T. Schef (ed.). N.Y.; Evanston; L.: Harper & Row, 1967.Microsociology: Discourse, Emotions and Social Structure. Chicago: University of Chicago Press, 1990.СтатьиA Social/Emotional Teory

    Из книги История новоевропейской философии автора Васильев Вадим Валерьевич




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины