27.09.2019

Трудно ли быть руководителем


«Только когда я сам стал начальником, я начал понимать, почему мой прежний руководитель поступал именно так» - эту фразу нередко можно услышать от «новоиспеченных» боссов. Действительно, понять позицию руководителя подчиненным бывает очень сложно – просто потому, что с начальником они находятся на разных ступеньках карьерной лестницы, и зачастую с более высокой ступени открывается совсем другой вид на происходящее в компании. Поэтому мы попросили руководителей нескольких хабаровских предприятий самим рассказать о себе и своем стиле руководства.

Вопросы от ОЖ:

1. Какой вы руководитель и каков ваш стиль руководства?

2. С какими сложностями пришлось столкнуться, став руководителем?

3. За что вы можете уволить (увольняли) подчиненного?

4. Как добиться любви и уважения сотрудников?

5. Что, на ваш взгляд, никогда не должен делать руководитель?

Андрей Абакумов,
генеральный директор ООО «Компания «Алютех ДВ»:

1. Я строгий руководитель, но, смею надеяться, что справедливый. Никогда не принимаю решений на эмоциях, все тщательно взвешиваю и просчитываю. Готов отвечать за каждое свое слово.

2. Я обнаружил, что мне не хватает знаний по психологии. Я привык все оценивать со своей позиции. К примеру, то, что очевидно для меня, другим может быть непонятно. Люди все разные, а взаимопонимание - важное условие успешной работы.

3. Здесь все банально: за пьянство, прогулы и ложь. Почему-то многие хотят получать зарплату, но не хотят ее зарабатывать. Халатное отношение к работе я тоже считаю поводом для увольнения.

4. Быть справедливым, создать нормальные условия труда и вовремя платить работникам заработную плату.

5. Я уверен, что руководитель не должен пить алкоголь вместе с подчиненными. Корпоративы, совместный отдых – это да, сближает и создает команду. Но совместная выпивка для меня табу.

Валентина Батрашина,
директор
ООО «Солнце мое»:

1. Я демократичный руководитель. Хотя 10 лет назад, когда начала работать, думала, что компания будет, как семья. Но получила жизненный урок и семью перевела в ранг друзей, что тоже, считала, неплохо. Однако после второго урока все расставила по своим местам: работа – это только работа, и с коллективом мы делаем одно общее дело. Сейчас конфликтов у нас не бывает.

2. Первое время у меня были сложности с персоналом. Я заметила, что мое желание быть ближе с сотрудниками снижало мой авторитет и, как следствие, негативно отражалось на организации работы.

3. Если я вижу со стороны сотрудника нежелание работать и неуважение к клиентам, то расстаюсь с ним без сожаления.

4. Прежде всего нужно быть справедливым, и люди это оценят.

5. Руководитель не должен допускать панибратских отношений с сотрудниками, стараться стать свойским человеком. Дружба и деловые интересы – это разные вещи, и не надо их смешивать.

Виталий Ванеев,
директор школы иностранных языков
«East Side»:

1. Я стараюсь соблюдать баланс между демократичным стилем руководства и авторитарным. Демократичность нужна, чтобы сотрудники сами проявляли инициативу и искали решения основных вопросов. Но быть добрым все время невозможно, поэтому, когда сталкиваешься с какой-нибудь серьезной проблемой, то «включаешь» авторитарный стиль. Баланс необходим, чтобы тебя уважали и в то же время слушались.

2. У меня вызывает сложность делегирование части полномочий. Когда я начинал работать, команда была маленькая, объем работы небольшой, и все основные вопросы я решал сам. Сейчас бизнес развивается, объемы растут, и часть полномочий приходится перекладывать на других. При этом нужно за всем проследить и все проконтролировать. Это сложнее, чем сделать самому.

3. Принцип нашей работы таков – все делать по максимуму, и чуть больше. Я сам всегда выкладываюсь по полной. Безалаберное отношение к работе не приемлю. За это увольняю.

4. Нужно быть трудолюбивым и работать больше, чем сотрудники. Также нельзя оставаться безучастным к их сложностям и стараться помогать.

5. Нельзя переходить на личности. Отношения между начальником и подчиненными должны находиться исключительно в деловой плоскости.

Андрей Петроченков, директор школы
позитивной фотографии
«Синяя птица»:

1. Я демократичный руководитель. Во-первых, у меня такое воспитание, при котором давить на людей я себе не позволяю. Во-вторых, для успешной работы в творческой среде коллеги должны относиться друг к другу только так - благожелательно и открыто. Поэтому в нашей фотошколе царит демократия.

2. У меня не было опыта руководящей работы. Сложности возникали в организационных моментах: нужно было и в бухгалтерии разбираться, и законодательство знать, и т. п.

3. Если из-за действий сотрудника будет страдать общее дело, я с ним расстанусь.

4. Любовь подчиненных – это абстрактное понятие, всем нравиться невозможно. Полезнее, если в коллективе в целом будет хорошая, спокойная обстановка.

5. Не следует контролировать каждый шаг своих сотрудников, перепроверять их работу, поскольку так никогда не создать слаженной, сплоченной команды.

Юлия Генералова,
генеральный директор ООО «Гардиа»:

1. Поскольку я являюсь в одном лице и руководителем, и подчиненным, то ответить на вопрос однозначно не могу. Но по отношению к себе я строга.

2. Сложности возникли не с моей непосредственной работой, а при взаимодействии с другими государственными структурами. Понятное дело, что с опытом их стало намного меньше.

3. Я не выношу безответственности. Увы, такой статьи в Трудовом кодексе нет. Зато есть «неисполнение своих обязанностей», вот за это я бы уволила.

4. Если руководитель будет справедливым, ему не нужно делать что-либо специально для поднятия своего авторитета.

5. Думаю, что здесь нет готового рецепта. Все индивидуально, ведь многое зависит от сферы деятельности, условий работы и прочее.

Есть мнение

Маша, 35 лет

Моя бывшая начальница все всегда знала лучше других. Каждого считала своим долгом научить правильно работать. Только зачем, спрашивается, подчиненные, если сама все знает и умеет? И любила регулярно рассказывать, как плохо мы работаем и какие ужасные результаты выдаем. Я просто отключалась в такие моменты – спорить с ней было бесполезно, проще было дождаться, когда этот поток иссякнет. Как только нашла новую работу с адекватным руководителем – уволилась не раздумывая.

Надежда, 29 лет

Среди моих начальников был удивительный кадр – он всех подчиненных называл «чурками». Причем вне зависимости от национальности – я, например, русская. Ругался матом и чуть что – обещал всех уволить.

Кирилл, 38 лет

Самое страшное – работать под руководством дурака, когда ты видишь, какие провальные решения он принимает, какие грубые ошибки допускает, но сделать ничего не можешь. Остается либо спорить (что с дураком делать не имеет смысла), либо втихую делать по-своему, так как результаты его «гениальных» мыслей все равно придется переделывать, а кому нужен мартышкин труд? В итоге я научился обходиться вообще без координации начальника на своем фронте работы. Но отношения у нас, мягко говоря, не очень.

Лилия, 41 год

У меня был руководитель – до слез могла довести любого, невзирая на возраст. Но при этом специалистом была – высший класс! Не только руководила, но и сама работала «руками». С ней было тяжело, но, оглядываясь назад, я осознаю: за два года работы под ее руководством я узнала больше, чем за десять лет трудового стажа до этого. Сейчас вспоминаю ее с благодарностью, несмотря на ее непростой и жесткий характер.

Оксана, 44 года

А я сама нахожусь в роли дуры-начальницы. Есть у меня сотрудница, доставшаяся «по наследству» от прежнего руководителя. Как он ее взял – ума не приложу. В коллектив не вписывается, ничего не помнит, развиваться не хочет, все время ищет виноватых. Зато всегда в курсе, кто развелся, женился, родился… Ситуация осложняется тем, что она одинокая мама с ипотекой. Предлагала перевести ее – так никто не берет, да она и сама не хочет уходить, прямым текстом мне заявляет: «Буду здесь сидеть, здесь тепло и зарплата белая. А вы ко мне придираетесь!» Ну да, если ее послушать, так это я мегера, а она белая и пушистая…

Опрос по-хабаровски*

Как вы охарактеризуете своего начальника?

44% - не подарок, но бывают и хуже
35% - замечательный человек
21% - терпеть его не могу!

Я около двадцати лет проработала директором небольшого государственного структурного подразделения и, возможно, мои размышления, советы, рекомендации в чём-то помогут начинающим руководителям, или тому, кто хочет стать руководителем .

Мои уважаемые читатели могут подумать, что такой опыт руководства ни о чём не говорит. Подумаешь, небольшая, да ещё государственная организация. А если большая, да ещё частная компания? Тогда все мои советы «гроша ломаного» не стоят?

Это глубокое заблуждение тех, кто не занимался управленческой работой. Вспомните сцену из кинофильма «Москва слезам не верит», когда подруги восхищаются Катериной и удивляются, как это она руководит коллективом, который насчитывает более тысячи человек. На что она отвечает: «Если научишься руководить несколькими людьми, потом их количество уже не имеет значения».

За точность фразы не ручаюсь, но смысл её высказывания был именно такой. И это абсолютная правда, принципы руководства любым коллективом, маленьким или большим, одинаковы. Что же касается частных компаний, то и тут действуют те же правила. Да, специфика бизнеса и госструктур разная, а принципы руководства те же.

И в государственных структурах, и в частном бизнесе работают люди, то есть коллектив, которым нужно уметь управлять, чтобы организация работала стабильно и успешно. Неважно, что в бизнесе, эта успешность выражается в прибыли, а в госструктуре в показателях. И там, и там этой успешности добивается коллектив, ведь один руководитель, будь он хоть «семи пядей во лбу» ничего не сделает. Поэтому, от грамотного руководства во многом зависит успешная работа как государственной организации, так и частной фирмы.

Начинала я свою работу в качестве руководителя в то время, когда наша страна от строительства развитого социализма перешла к выстраиванию непонятно какого капитализма. В то время зарождалось много новых государственных структур: пенсионный фонд, налоговая инспекция, социальная служба, регистрационная палата, государственное казначейство, служба занятости.

В одной из них, после собеседования, мне предложили работу руководителя. Кстати, до меня двое претендентов собеседование не прошли. Поэтому я шла на собеседование без особой уверенности, что меня возьмут, но и без особого уныния. На тот момент, я имела вполне приличную работу, была заместителем руководителя по кадровой работе в одной организации, и единственное, почему я хотела сменить работу - там, куда я хотела устроиться, была выше зарплата.


Поэтому, на собеседовании я не пыталась что-то изобразить и казаться лучше, чем я есть. Когда мне задали вопрос, почему я хочу устроиться на это место, я ответила правду: «Из-за более высокой зарплаты». На следующий вопрос: «Вы уверены, что справитесь с этой работой?», я тоже ответила предельно честно: «Не уверена, так как ещё плохо её представляю, но я буду стараться». Видимо, моя искренность подкупила членов комиссии и меня назначили на эту должность.


Что значит - быть руководителем?

Не буду рассказывать о всех трудностях, с которыми я столкнулась на новой работе, скажу лишь о двух главных. Во-первых, поскольку этой структуры в России не существовало с времён Октябрьской революции, то всё приходилось начинать с нуля, а поучиться было негде.

Был издан федеральный Закон о деятельности данной структуры, подзаконные акты, во время работы появлялись какие-то нормативные документы, но это не охватывало весь спектр практической работы, которую приходилось выполнять. Во-вторых, в процессе работы я столкнулась с непосредственно управленческими проблемами, которые, возможно, опытному руководителю не показались бы проблемами. Но я-то ведь никогда руководителем не была.

Я тогда конкретно ощутила, что отвечать за какой-то определённый участок работы или за всю деятельность организации в целом - это разные вещи.

Теперь твердо убеждена, руководить небольшой организацией ничуть не легче, а может в чём-то даже труднее, чем крупной. Постараюсь обосновать своё убеждение.

В больших организациях, компаниях, неважно какой они собственности, государственной или частной, существуют специалисты или даже целые отделы, занимающиеся всеми сторонами деятельности организации. Есть юристы, экономисты, специалисты, занимающиеся хозяйственной деятельностью, кадровики, и работники, занимающиеся непосредственной деятельностью по профилю работы организации.

Руководителю нужно только координировать и направлять их деятельность, не вникая в тонкости работы каждого отдела. Тогда как в небольшой структуре работают только специалисты по профилю непосредственной деятельности этой структуры, бухгалтер, возможно, кассир, если есть машина - водитель и руководитель. Никаких других специалистов в штатном расписании не предусмотрено.

А это, значит, что? А это значит всеми сопутствующими работами, без которых не может существовать ни одна организация: юридическими, экономическими, архивными, делами по пожарной безопасности и охране труда, кадровыми, хозяйственными, должен заниматься руководитель, кроме своей основной работы по профилю организации.

У руководителей небольших организаций не предусмотрена даже должность секретаря или делопроизводителя. Естественно, такой сопутствующей работы немного, но она есть, и прежде, чем её сделать, нужно вникнуть и понять, как её сделать. На момент начала своей работы в качестве руководителя у меня был только опыт кадровой работы и экономическое образование, по которому не было опыта работы.

«И швец, и жнец, и на дуде игрец»!

Да, именно таким должен быть руководитель, он должен разбираться во всех сторонах деятельности организации, которой руководит. Перечитав массу специальной литературы, постоянно советуясь со специалистами в разных областях деятельности, я научилась разбираться в строительных и ремонтных сметах, составлять правильные документы в судебные инстанции, в органы внутренних дел, отстаивать свою позицию на заседаниях суда, где рассматривались вопросы нашей организации, вести всю документацию и предпринимать практические действия по охране труда и пожарной безопасности, разбираться в бухгалтерских и экономических вопросах.

Но у любого руководителя ещё есть один, возможно, основной блок деятельности - умение правильно руководить людьми, создать такой микроклимат в коллективе, чтобы он положительно влиял на всю работу в целом и способствовал успешности работы организации.

Любой руководитель - психолог

По деловой психологии я тоже прочитала массу литературы, хотя, скажу честно, многие решения по взаимоотношению с сотрудниками мной принимались интуитивно.
Существует два стиля руководства: авторитарный и демократический.

Тот и другой имеет свои преимущества и недостатки. Авторитарный стиль мне точно не подходил, я по натуре человек мягкий, неконфликтный, уважающий чужое мнение, даже если не согласна с ним. Но и демократический стиль руководства меня не совсем устраивал, мне, с моим характером, при таком стиле руководства, было очень легко скатиться в панибратские отношения с сотрудниками.
Видимо, моё руководство был каким-то симбиозом из этих двух стилей.

Приведу один пример:

Однажды, когда мы на собрании с коллективом обсуждали, производственные вопросы, я высказала своё решение по одной проблеме, касающейся деятельности организации. Кто-то из сотрудниц сказал, что нужно по этому вопросу принять коллективное решение, что-то типа голосования.

Чтобы окончательно и навсегда прояснить вопрос по принятию решений, я, обращаясь ко всем, сказала, примерно следующее: «Уважаемые коллеги, запомните и постарайтесь понять, что у нас не колхоз или акционерное общество, где решения принимаются членами правления или большинством голосов.

Ответственность за деятельность организации у нас не коллективная, а персональная. За всю деятельность организации перед вышестоящими и другими органами власти, отвечает персонально руководитель. За все свои решения, правильные или неправильные, отвечаю лично я.

По любому производственному вопросу, обсуждаемому коллективно, я внимательно выслушаю все ваши предложения, и, если они окажутся грамотными и конструктивными, обязательно приму их во внимание. Но в любом случае, принимать решение буду я, так, как только я несу за них ответственность.

Если вы не согласны с моими решениями, то у вас есть три пути: первый - смириться и выполнять, второй - обжаловать мои решения в вышестоящие инстанции и третий - (если вам не подходят два первых, а выполнять и подчиняться вам не хочется) - увольняться».

Больше разговоров на эту тему не было. Кстати сказать, за всё время работы, никто из сотрудников не подал на меня ни одной жалобы ни в какие инстанции. И хотя было три уволившихся сотрудника, но они уволились в связи с переходом на работу, с более высокой зарплатой, причём двое из них вскоре попросились обратно, мотивируя свой уход с нового места работы плохим микроклиматом в коллективе.

Да, женский коллектив (в нашей небольшой организации, все, кроме водителя, были женщины) - это особый микромир (не путайте с пауками в банке), где иногда живут не здравым смыслом, а эмоциями, где кипят нешуточные страсти, чаще всего не производственные. Я сама женщина, и с пониманием относилась ко всем особенностям отношений в женском коллективе: бурному проявлению эмоций на пустом месте, обидчивости по пустякам, мелким ссорам из-за незначительных причин, но только до тех пор, пока это не мешало работе.


Коллектив без подлиз и любимчиков

Наверное, в любом коллективе, не исключая и женский, найдутся такие сотрудники, которые считают, что лучший способ улаживания своих конфликтов с кем-то в коллективе и завоевание одобрения руководства, это, так называемое, наушничество. Я с таким тривиальным явлением тоже столкнулась.

То одна, то другая сотрудница стали приходить ко мне в кабинет и чуть ли не шёпотом сообщали какие-то неприятные сведения о другой сотруднице, или о её каких-то неправильных действиях или бездействии в производственных вопросах, или нежелании выполнять какую-то работу. Все эти женские интриги и «подковёрные» действия не способствуют нормальной и слаженной работе коллектива, а только разжигают конфликты и вызывают недоверие к руководителю.

Чтобы пресечь такое в дальнейшем, я на ближайшем собрании, ясно и недвусмысленно дала понять, что такие действия не одобряю, сказав: «Если у кого-то из вас есть претензии к работе другого сотрудника, к ненадлежащему выполнению им своих обязанностей или к каким-то другим его неправильным действиям, вы можете и обязаны изложить всё это в докладной записке на моё имя, я разберусь в данной ситуации. В личных же ваших отношениях, приязнях и неприязнях, если это не прямое оскорбление словом или действием на рабочем месте, я разбираться не собираюсь, пока это не мешает работе».

Больше таких ситуаций не возникало, все поняли с первого раза, что любимчиков не будет и метод «подлизывания к руководителю» не действует. И никакими докладными меня не завалили. С производственными вопросами разбирались в рабочем порядке, и личные отношения выстраивались нормальные. Все женщины, в основном, умницы, не смотря на свою эмоциональность, а может быть, благодаря ей.

Успешная деятельность организации - во многом заслуга руководителя

Возможно, мои методы руководства и некоторые утверждения покажутся наивными и дилетантскими, но, во-первых, они проверены временем и опытом, а во-вторых, оказались действенными - наша небольшая организация за свою деятельность все эти годы была на хорошем счету, как у местной власти, так и у вышестоящих органов.

Мы работали не только успешно, но и стабильно. Я не считаю это полностью своей заслугой, у нас был хороший, работоспособный коллектив, работали ответственные и квалифицированные специалисты. Но работу даже самого распрекрасного коллектива нужно направлять и координировать.

Психологический микроклимат в коллективе был хороший, это не моё мнение, а мнение тех сотрудников, кто устраивался на работу к нам (штат постепенно увеличивался), текучести кадров не было.

Наоборот, если возникала вакансия, то приходилось устраивать чуть ли не конкурс, столько было желающих занять эту вакансию, хотя зарплата в низовых звеньях госструктур не слишком большая. У нас сложились хорошие отношения со всеми организациями, учреждениями и фирмами, с которыми мы сотрудничали, в том числе с судебными органами и органами правопорядка (по роду своей деятельности нам приходилось сотрудничать с полицией и судом очень плотно).

Как поётся в известном романсе «и напоследок я скажу»: если кто-то считает, что руководить, это от слов «рукой водить», то он глубоко заблуждается. Быть настоящим, хорошим руководителем успешно действующей организации или имеющий высокий рейтинг фирмы ответственная, трудная, но очень интересная и захватывающая работа.

Быть начальником - именно это является заветной мечтой множества людей. Привлекательное кресло босса обещает его обладателю все жизненные блага - престиж, уважение в компании и в обществе, солидный счет в банке и многие другие сопутствующие бонусы.

Даже если бегло ознакомиться с пословицами, поговорками, афоризмами и анекдотами, посвященными руководителям, можно понять, насколько волнующей является эта тема. Просто поразителен разворачивающийся спектр эмоций - от ненависти и нескрываемого презрения до откровенно демонстрируемой зависти! Начальство принято уважать, бояться и держаться от него на расстоянии - от греха подальше.

Автором одного из блестящих афоризмов о руководстве стал известный ученый Петр Капица. Он заявил: «Руководить - это значит не мешать хорошим людям работать». А наши современники придумали массу выражений, отражающих всю свою «любовь» к боссу. Одно из них гласит: «Начальник как плохая жена - приходится соглашаться со всей его глупостью, лишь бы только отстал».

Пришло время разобраться, действительна ли так выгодна должность начальника. Объективный взгляд на проблему поможет понять, что к чему.

Истоки стремления к власти

Для начала разберемся, откуда в нас это желание быть главным и руководить остальными. Нахождение причины поможет нам понять, являются ли наши мотивы подлинными, или это навязанные нам извне установки.

Если стремление к лидерству является выражением нашей сути, то в кресле начальника мы будем чувствовать себя как рыба в воде. Если мы поймем, что действуем по чьему-то постороннему сценарию, то руководящая должность не принесет удовлетворения, а превратиться в тяжелую обузу.

Так почему же мы так сильно хотим быть главными?

Детские желания

У многих все начинается в детстве, когда малыш с горечью осознает, что родители никогда не купят ему заветную машинку, велосипед с огнями на колесах или красивую куклу с набором вечерних платьев. Ребенок думает, что будь он взрослым самостоятельным человеком, то ничто не помешало бы ему выполнить свои желания без промедления.

Став взрослым, человек хочет пользоваться правом принятия самостоятельных решений. И чтобы больше никакие «родители» не могли ему ничего запретить! Но стоит ли ставить во главу угла лишь нереализованные детские желания?

Наличие лидерских способностей

Человек может осознать, что у него есть способности к лидерству. Он замечает, что уже с детства или юности знает и чувствует, как лучше организовать людей для решения той или иной задачи. Проявляются возможности успешно договариваться, контролировать, разрешать спорные ситуации. Возможно, уже в детском саду ребенку нравилось отвечать перед воспитательницей за порядок в своей группе.

Это именно тот случай, когда из вас может получиться начальник от Бога. Вперед, к победе!

Новый этап личностного развития

Нередко бывает, что работая на рядовой должности, в какой-то момент вы понимаете, что сделали все, что хотели и могли, а дальше вам просто неинтересно. В этом случае на должность руководителя способно стать качественно новым этапом развития как лично для вас, так и для компании в целом.

Но прежде чем устремиться к руководящей должности, сначала подумайте, хотите ли вы на самом деле быть лидером. Не исключено, что просто назрела потребность в смене профессиональных обязанностей или сферы деятельности.

Руководящая должность: все, о чем вы боялись спросить

Чтобы открыть секрет притягательности руководящей должности и осознать скрытые подводные камни, рассмотрим каждый из важнейших аспектов лидерства. Это поможет понять, стоит ли нам рваться наверх по карьерной лестнице или следует все-таки найти рядовое, но «свое» место.

Ответственность

Преимущество . Проработав в должности руководителя даже совсем недолго, вы получаете колоссальный опыт, который нельзя сравнить с выполнением рядовых обязанностей. Вы раскрываете неизведанные доселе способности, получаете навыки в делах, о который раньше и понятия не имели. Гораздо лучше начинаете разбираться в людях. Таким образом, вы совершаете значительный скачок в развитии.

Ответственность, которая довлеет над вами, не оставляет другого выхода: либо вы справляетесь с объемом работы, либо вынуждены покинуть должность.

Недостаток . Понимание, что за все происходящее в отделе или компании, в конечном счете, отвечаете вы, может приводить вас в уныние. Конечный результат зависит не только от ваших личных усилий, но и от массы других факторов - эффективности трудового коллектива, деятельности поставщиков, существующей системы принятия решений, взаимодействия с государственными структурами и т.д. Но если работа не увенчается успехом, то виноватым будете вы. А причины срыва никого, как правило, не волнуют. Чем выше вы забрались по карьерной лестнице, тем серьезней будет ваша ответственность.

Начальник отвечает не только перед своими руководителями, но и перед коллективом компании. Упали показатели прибыли? От сотрудничества отказались крупные клиенты? Сотрудники увольняются один за другим? Виноватым будете всегда вы. Поэтому после вступления в должность ваша работа станет серьезным стрессовым фактором.

Знание системы «сверху» и «снизу»

Преимущество . Руководитель прекрасно понимает все взаимосвязи между работой каждого сотрудника и стратегическими целями компании. Это дает вам уникальную возможность мыслить системно. Подобные знания невозможно получить в университете или на специальных курсах. А умение руководить просто невозможно без комплексного подхода.

Системный подход - то, что позволяет вам прекрасно ориентироваться в особенностях как самой компании, так и ситуации в отрасли, на меняющемся рынке сбыта товаров или услуг. Взгляд, вбирающий в себя все необходимые составляющие, становится неотъемлемой частью профессионального багажа.

Недостаток . Найти оптимальный баланс в деятельности компании - нелегкая задача даже для опытных профессионалов. Ведь, по сути, вам нужно добиться такого идеального положения, когда «и овцы будут целы, и волки сыты».

Всегда будут присутствовать моменты недовольства, не избежать и принятия необходимых непопулярных решений. Иногда будет нужно отложить повышение зарплат сотрудникам, сократить расходы на премиальный фонд и т.д. Вы просто не сможете нравиться всегда и всем. А зачастую это и невозможно по определению.

Кроме того, руководитель должен быть в курсе работы всех отдельных звеньев системы компании, чтобы безошибочно определить, в чем причина возникающих проблем. Не осознав важности какого-либо нюанса, вы рискуете потерять многое.

Умение принимать решения и генерировать идеи

Преимущество . Руководящая должность вырабатывает в человеке возможности для решения практически любой жизненной задачи. Вы не идете на поводу у переживаний, а составляете четкий план действий по достижению желанной цели.

Собственные решения и идеи всегда помогут реализовать профессиональный и личностный рост. Иногда вы знаете, как усовершенствовать систему работы для выхода на более высокие прибыли. Тогда есть шанс организовать собственный успешный бизнес.

Недостаток . Далеко не всегда инициатива безоговорочно принимается абсолютно всеми. Решения бывают неоднозначными и спорными. А ответственность за предложенное вами несете только вы. Новшество может спровоцировать противостояние между коллективом и руководством. Неизвестно, как сотрудники воспримут новую политику - как неграмотный ход, личную выгоду и т.д. Здесь важно заранее взвесить все «за» и «против».

Одиночество на вершине

Преимущество . Совсем необязательно стремится компенсировать свое одиночество именно на работе. В офисе вам гораздо выгоднее искать не друзей и единомышленников, а обзаводиться полезными деловыми контактами. Каждый профессионал, с которым вы знакомитесь, может в нужный момент сыграть свою роль, работая на общее дело. Каждый влиятельный человек способен стать проводником на новый уровень профессионального роста и принятия решений.

Недостаток . Руководитель одинок по своей сути. И пусть он с утра до вечера окружен множеством людей, которые ловят каждое его слово, - на деле все совсем не так. Каждый сотрудник думает в первую очередь о своих практических интересах - о карьерных перспективах, росте зарплаты, получении премии и т.д.

Лидерство, увы, не способствует сохранению и развитию дружеских связей. Ближе к боссу стараются пробраться люди, желающие получить от такой «дружбы» как можно больше выгод. Начальник, чувствуя это, отгораживается от подобных отношений. Лучше всего этот грустный процесс отражает высказывание Д. Эрлиха: «Повышен в должности до полной неузнаваемости».

Существенные временные затраты

Преимущество . Руководитель проводит свое рабочее время с большой пользой для карьеры. Если вы получаете истинное удовольствие от работы и дорожите карьерой, то это именно то, что нужно. Руководящее кресло дает вам возможность по-настоящему развиваться и совершенствоваться. Поэтому главное здесь - не время, а результат. Если работа по душе, бесконечная круговерть дел может не утомлять, а усиливать стимул к развитию.

Недостаток . Зачастую начальник не имеет права отказаться от бесконечных переработок, сверхурочных и форс-мажоров. И если рядовой сотрудник может с чистой совестью сослаться на свою занятость и попросить о переносе сроков выполнения задачи, то руководитель не может сделать то же самое из-за более высокой степени ответственности.

Нередко случается, когда босс стоит перед нелегким выбором: всеми правдами и неправдами заставить сотрудника сделать срочную работу, найти для этой цели кого-то другого, сделать все самому или оттянуть сроки под угрозой недовольства вышестоящих или денежных штрафов. Как видите, все варианты весьма и весьма неприятны. А вытягивать подобные моменты за счет собственных сил - никакого здоровья не хватит!

Как показывают исследования, львиная доля рабочего времени руководителя уходит на решение вопросов, не имеющих прямого отношения к деятельности компании. Но от них тоже никуда не денешься. Поэтому так часто приходится испытывать разочарование от доверху наполненного дня без какого-либо внятного результата.

Жесткий подход

Преимущество . Постоянная готовность к принятию важных решений дисциплинирует человека и вне офиса. Столкнувшись с проблемой, выходящей за рамки функциональных обязанностей, начальник действует быстро и четко. Таким образом, ему легче достигать и добиваться поставленных целей во всех сферах жизни.

Скорее всего, босс не будет долго терпеть неподобающее поведение своих детей, огромные траты жены в походах по магазинам и т.д. Его стиль - безотлагательно расставить все точки над i.

Недостаток . Жесткое отношение к миру вне стен компании может оттолкнуть от вас самых близких людей. Особенно это касается женщин. Особа, прочно вжившаяся в роль начальницы, в обычной жизни обречена на проблемы в отношениях. Наиболее болезненно это может ощущаться при общении с мужчинами. Возлюбленная-руководитель, боящаяся потерять «корону», - страшный сон каждого представителя сильного пола. Можно ли рядом с такой супер-женщиной чувствовать себя мужчиной? Она не только способна сделать все сама, но и заставит его жить по своим правилам.

Женщине-руководителю довольно сложно сохранить привлекательный женственный облик в суматохе текущих рабочих вопросов. Ей бы закрыть квартал без потерь! Конечно, есть талантливые боссы женского пола, которым успешно удается все. Но, увы, их можно встретить не так часто.

Быть руководителем - непростая работа. Она подходит далеко не всем. Поэтому не имеет смысла упорно стремиться занять руководящее кресло без серьезного анализа собственной мотивации. Ведь самое главное в работе и профессии - почувствовать свое настоящее призвание. В этом случае вы можете реализовать себя на любой должности. И для этого совсем необязательно раздавать поручения подчиненным и проводить производственные совещания.

А если вы являетесь руководителем по призванию, то лидерство обогатит вас огромными возможностями для собственного развития, позволит достичь невероятных высот и ощутить гордость за пройденный путь.

Большинство украинцев мечтают стать руководителями. Четверо из пяти согласились бы на руководящую должность, даже если бы точно знали, что их квалификации и опыта недостаточно.

Большинство офисных сотрудников хотели бы оказаться в кресле руководителя.

При этом работу начальника они легкой не считают. По данным опроса Международного кадрового портала hh.ua, только 6% уверены, что справились бы с обязанностями начальника лучше, чем их нынешний босс.

Большинство офисных сотрудников хотели бы оказаться в кресле руководителя. Но далеко не все дотягивают до руководящей должности по опыту и компетенциям. Как показал опрос hh.ua, отсутствие опыта «белых воротничков» не пугает. Четверо из пяти согласились бы занять руководящую должность, даже если бы точно знали, что их опыта недостаточно для такой работы. При этом каждый второй утверждает, что сможет быстро обучиться и взять ситуацию в свои руки. Почти треть ответили, что найдут способы и нужных специалистов и обязательно справятся.

Каждый седьмой не так уверен в своих силах, поэтому предпочитает подождать и наработать квалификацию. Всего трое из ста ответили, что просто не хотят быть руководителями и только один из ста по причине того, что любят свою нынешнюю работу.

Большинство сотрудников и руководителей сходятся во мнении, что быть начальником не так просто. Семеро из десяти опрошенных утверждают, что все зависит от профессиональных качеств руководителя и его отношения к работе. Четверть менеджеров и чуть больше четверти подчиненных считают, что быть руководителем крайне сложно. Но только 5% менеджеров и 1% сотрудников уверены, что в работе начальника нет никаких сложностей.

Оценивая своего руководителя, большинство ответили, что их начальник заслужено занимает свою должность. Двое из пяти считают, что в целом руководитель справляется, но ему есть куда расти. По мнению каждого восьмого, на место его начальника следовало бы взять другого человека. И только 6% заявили, что справились бы лучше, чем босс.

Данные были получены в результате опроса, проведенного Исследовательским центром Международного кадрового портала hh.ua в апреле 2016 года. В опросе приняли участие 1093 респондента из разных регионов Украины.

Легче держать вожжи, чем бразды правления.

Козьма Прутков

В зале Дворца конгрессов в Риме, где проходила конференция, раздался смех. Докладчик рассказал анекдот про начальника, который гладил новую электронную вычислительную машину и говорил ей: "Ну что ж, будем управлять вместе". И эффективность управления увеличилась еще до того, как машину пустили в ход. Потом этот анекдот путешествовал по газетам и журналам и попал, наконец, в "Литературную газету"; только теперь это был уже не английский, а советский начальник.

Откуда берутся начальники, какими им быть, как их учат и как заставляют работать? - вот вопросы, естественно, волнующие всех подчиненных, в том числе и начальников, потому что они тоже имеют своих начальников.

Было время, когда говорили об искусстве руководителя. Талант - только "от бога". Знание, опыт - дело второе. Значит, если нашел в себе "искру божью", иди и руководи кем угодно и чем угодно.

Потом со словом "искусство" стало соседствовать и "наука". Мнение о руководителе изменилось: нельзя управлять кем угодно и чем угодно, нужно знать отраслевую специфику, нужно быть специалистом. И пошли инженеры командовать промышленностью, а ученые - наукой. Когда одного народного артиста спросили, может ли он быть министром, тот ответил: "Отчего же нет - я царей-королей играл и министра культуры наверняка сыграю". Конечно, это шутка, но повременим смеяться, а задумаемся: ведь начальнику-артисту и впрямь кое в чем захочется поиграть, а начальнику-ученому - поэкспериментировать. Тогда как нужно управлять.

Сейчас мы переживаем то время, когда "искусства" становится меньше, а все больше говорят о "науке управления".

Итак, все-таки: кто лучший руководитель? Тот, кто сочетает талант руководителя, широкий кругозор и знание, чем и как управлять.

Рабочий, инженер, ученый могут быть виртуозами своего дела и при этом иметь право не быть начальниками. Если счетовод станет бухгалтером, затем главным бухгалтером, бухгалтером главка и, наконец, министерства, то вряд ли из него потом выйдет министр: слишком долго он специализировался.

Личность, прошедшая все ступени иерархической лестницы благодаря непрестанному труду, желанию достичь успеха и сильному честолюбию, становится анахронизмом, подобным алхимии. И даже сейчас, когда говорят о жизненном пути от слесаря до министра, то это не следует понимать буквально: рабочий закончил вечернюю школу, потом заочный институт, был бригадиром, мастером, начальником цеха, главным инженером, директором, начальником главка. Ступеней слишком много, а жизнь человеческая коротка. И на каждой ступени естественные препятствия: отсутствие вакансий, недоверие, собственные промахи. Поэтому человек делает скачки, получая общую подготовку, а потом крупными шагами идет по ступеням и специализируется.

Такой способ дискретного продвижения имеет свои недостатки: совершивший большой скачок вверх плохо знает, что делается на ступенях, которые он миновал. Трудно инженеру, который не был рабочим, но еще труднее директору завода, который не был ни рабочим, ни инженером. Для исправления этого недостатка прибегают к одноступенчатой или многоступенчатой стажировке. Особенно хорошо это организовано в геологии, где студенты все лето работают в геологических партиях: перешедшие на III курс - рабочими, на IV - коллекторами (техниками), на V - исполняют обязанности инженеров.

Известный государственный деятель прошлого С. Витте, окончив математический факультет Новороссийского университета, получил приглашение занять руководящий пост в управлении Одесской железной дороги, минуя касту Корпуса инженеров путей сообщения. Но для этого в течение полугода, занимая формально этот пост, он прошел основные ступени: был билетным кассиром, помощником и начальником станции, контролером и ревизором. К сожалению, такая многоступенчатая стажировка, как раньше, так и сейчас, большая редкость. А жаль.

В административном управлении происходит процесс "интеллигентизации": все больше постов занимают лица с высшим техническим или гуманитарным образованием; некоторые из них имеют ученые степени. Аспирантуры и докторантуры управления у нас практически нет, но развертывается всесоюзная кампания совершенствования кадров. Этим занимаются партийные органы, центры НОТ, специальные отраслевые курсы и институты, а также практически на каждом предприятии. Я говорил уже о "гуманитарном облагораживании" инженеров-администраторов, принудительном расширении их кругозора. Гуманитарии, в свою очередь, нуждаются в "оматемачивании" и лечении от "машинобоязни".

Скрепки, резинки, шариковые ручки перестают быть символами административного руководства. Их сменяют нормы времени, учет производства, логарифмические линейки и оргатехника.

В литературе последних лет много пишут о требованиях, предъявляемых к руководителю. Там и лидерство, интеллект, открытый, приветливый характер, мужество, уравновешенность, проницательность, искренность, справедливость, уверенность, ответственность, чувство юмора и очень многое другое.

Типичный руководитель в США: 44-летний мужчина, работающий в данной компании 12 лет и пять с половиной лет на данном посту. Один из путей, которым он занял свой пост, конкурс по методу "групповой дискуссии", в котором участвует 4-8 человек. Тема дискуссии формулируется заранее на 1-2 страницах, в соответствии с характером вакантной должности. Экспертам-судьям предлагается составить граф-диаграмму, отражающую связи между участниками в ходе дискуссии, частоту высказываний и их соответствие теме. По пятибалльной шкале анализируется роль участника (инициативная, стимулирующая, критическая, аналитическая). По трехбалльной шкале определяются качества: активность, самостоятельность, лидерство, самообладание, вклад в решение вопроса. Точность этой методики 80-90 процентов.

В "Курсе для высшего управленческого персонала", выпущенном у нас несколько лет назад, приводится следующий эпизод из американской практики. Одна из фирм открывала новый завод, на пост директора котоого претендовали два лица - назовем их просто Кэл и Гарри, личные друзья и оба - друзья президента фирмы. Все их данные совпадали как две капли воды, но завод один. Выбор все-таки сделали. Вспомнили, что когда оба они одинаково добросовестно выполняли ночную работу, планируя узловые моменты производства по дороге домой Кэл полушутя говорил: "Ну что ж, пропала еще одна возможность посмотреть, как играет наша команда", или: "Интересно, понравилась ли Алисе пьеса?" Гарри уходил с репликами другого рода: "Подождать тебя?", "Как насчет чашечки кофе, чтобы завершить это дело?" И назначение на пост с двойным окладом получил он. Через пять лет фирма открывала новый завод, но тогда уже наступал пенсионный возраст Кэла.

Руководитель, получивший пост и думающий, что сможет уделять этому 40 часов в неделю, пусть сразу уходит. Теоретически, может быть, это и правильно, но, как утверждают американские специалисты, способны на это несколько человек из миллиона. Труд руководителя и называется ненормированным потому, что совсем не требуется уделять работе что-нибудь 12 часов в день. А ровно столько, сколько нужно. Корни этого вопроса не только организационные, но информационные тоже.

Срубите растущее дерево, переверните его стволом вверх и представьте, что это иерархическая система административного управления. Главный ствол - директор, идущие от него стволы - заместители директора, ветви от них - начальники отделов, и так далее. Листочки - только подчиненные, причем листья на главном стволе - секретарь директора и другие его технические помощники. По стволу к листочкам движутся соки (прямая информационная связь) и от листочков к стволу (обратная связь). О роли обратной связи мы уже знаем. Близко расположенные ветви и листья - горизонтальная связь (здесь аналогия с деревом заканчивается): отношения между замами, начальниками отделов, и, наконец, между сотрудниками отдельных групп.

Иерархическое дерево растет по определенному закону. Вспомним, что коллектив - это не более тысячи сотрудников. Откуда берется тысяча? Во-первых, через каждые 4-5 этажей следует просвет, и единое государственное дерево можно рассматривать как систему деревьев: совет министров, аппараты министерств, предприятия. Если строится гигантский завод, то происходит адаптация в соответствии с этим законом: цехи начинают играть роль отдельных предприятий, и снова мы видим те же 4-5 этажей.

Во-вторых, от каждой ветки отходят 5-7 веток поменьше. Говорят, эти цифры назвал еще Наполеон, но если покопаться хорошенько, то, может быть, кто-либо еще до него. Вы имеете двух подчиненных: вы еще не начальник и в принципе им не нужны. У вас двадцать непосредственных подчиненных - вы наверняка плохой начальник, даже если и талантливы, так как руководство будет чисто номинальным. Не следует забывать: человек - информационная система с определенной пропускной способностью, и можно следить за работой только пяти-семи помощников, чтобы вовремя поправлять их, взыскивать и поощрять.

Присмотритесь внимательно, и вы увидите, что эти ветви неодинаковы, одни толще и короче, другие тоньше и длиннее. Есть хорошее управленческое правило: "Породистые лошади - на длинном поводке", что означает: кого я больше люблю, ценю и доверяю, тому предоставляю больше инициативы и меньше уделяю внимания, и наоборот.

В идеальной иерархической системе каждое звено управления может непосредственно сноситься только с прямым руководителем (вверху) и прямыми подчиненными (внизу). Это смежная связь. Директор тогда знать никого не знает, кроме своих замов и технических помощников. Такая идеальная субординация более всего характерна для армии, где действует цемент дисциплины и где нельзя жаловаться на своего начальника, не поставив его предварительно об этом в известность.

Практически же каждый руководитель осуществляет двойную вертикальную связь - не только смежную, но и трансиерархическую, то есть минующую непосредственных начальников и подчиненных. Чем выше уровень иерархии, тем больше трансиерархических связей, тем напряженнее информационный режим, тем больше, образно говоря, директор разрывается на куски. Когда вы приходите в какое-нибудь учреждение и видите в приемной очередь у кабинета директора, а к его замам никто не хочет идти, знайте: здесь злоупотребляют трансиерархическими связями, или, как говорят управленцы, плохо делегируются полномочия.

Представьте себе следующую ситуацию. В ходе вашей служебной деятельности возник вопрос, которого никогда не было раньше ни у вас, ни у ваших предшественников. Кто его должен решать? Не зная этого, на всякий случай вы отправляетесь к своему начальнику. Как он прореагирует на это? Может быть, отправит вас назад, может быть, решит вопрос сам или же пойдет к своему начальнику.

Вопрос будет подниматься по иерархической лестнице. И все напряженнее будет наверху информационная атмосфера от подобных вопросов. Между тем это можно предотвратить: вписать в должностную инструкцию не только то, что должен делать работник, но и то, что он делать не должен. Тогда все новые вопросы будут решать те, у кого они возникают, и до тех пор, пока вышестоящие начальники не вздумают распространить на них свои прерогативы.

Итак, идеальный руководитель - широко распахивающий перед всеми свои двери, будучи уверенным, что никто без должных оснований не рискнет переступить порог его кабинета.

Изучая формы связи "руководитель - подчиненный", наука обращает внимание, насколько заинтересован весь коллектив в целях, которые ставятся перед ним, какие применяются меры материального и морального воздействия и есть ли реальная возможность перехода в другой коллектив. Стиль руководства проявляется в том, как замещаются штатные и вакантные должности, кто и как часто наказывается и поощряется, сидит на совещаниях и ездит в командировки, кого обслуживает секретариат: по возможности всех или только одного начальника.

Для подчиненного начальник - не только распорядитель, но и помощник, и опекун. Политика начальника не должна вступать в противоречие с политикой сверху и с инициативой снизу. Нужно уметь требовать без навязывания и помогать без навязчивости. И горе тому, кто служит лишь выразителем "чужих" интересов и проводником "чужих" идей.

Социальные психологи точно установили, что на постепенно возрастающее давление сверху коллектив сначала реагирует тем, что снижает свою эффективность, а затем повышает ее, но до определенного предела. После этого эффективность стремительно падает, отражая общую подавленность и начавшийся процесс деморализации, что очень может означать приближение моральной смерти.

Социальные психологи также отметили, что, когда две вышестоящие инстанции придерживаются одного стиля руководства, допускающего инициативу подчиненных, - производительность труда и удовлетворенность бывают обычно самыми высокими. Когда оба они применяют автократический стиль, производительность хотя и может быть большой, но удовлетворенность небольшая. И самое плохое, когда автократический стиль применяет только непосредственный начальник.

Наука проникает в практику, практиками становятся ученые, и в практических организациях создаются исследовательские подразделения. Как складываются отношения между ними и вышестоящими инстанциями? Бывает, что верхняя инстанция не очень разбирается в том, что делают и должны делать ученые, и тогда профессиональная мотивация последних с умелыми, пусть непонятными, формулировками и тщательным подбором аргументов одерживает победу при слабой встречной мотивации.

Большую роль в этих условиях играет руководитель, его авторитет, особенно если это крупный ученый и существует боязнь его перехода в другое ведомство. Тогда терпимость сверху будет служить надежным зонтиком для своенравного коллектива: в принципе он сможет заниматься тем, чем ему вздумается, что для него интересно. Но в иных случаях он может вообще ничего не делать, и наверху будут довольствоваться только маркой: "Вот у нас работает такое светило!" На конференции в Риме сетовали, что таким "светилом" нередко становится лауреат Нобелевской премии, которого стараются заманить к себе и университеты, и промышленные фирмы.

Но вернемся к исследовательскому подразделению в практической организации. Упрочившаяся связь науки и практики отнюдь не означает, что практика должна потребительски относиться к науке. Просто наука сейчас делается не только в лабораториях, но и в цехах. И наряду с решением практических задач ученый в промышленности должен заниматься хотя бы немного и теорией. Поэтому промышленным заказчикам следует помнить, что, когда они пользуются услугами исследовательских организаций, выполняющих для них договорные работы, они платят деньги не только за конкретные решения, но и за ненужную им теоретическую науку, делаемую "контрабандой", полуофициально и идущую в качестве принудительного ассортимента.

Этой интересной проблеме сегодняшнего дня посвящена книга польского профессора А. Матейко "Условия творческого труда", переведенная у нас.

Закончилось заседание, и мы сели на автобус, направившийся к центру Вечного города. На другом берегу Тибра автобус пересек белую черту перед собором Святого Петра - границу государства в государстве - и повернул направо к Дворцу пап. Раздвинулись алебарды швейцарских стрелков. Анфилады залов со старинными картинами, и папская свита, словно сошедшая с этих картин. Весь в белом Павел VI сел в своё кресло на возвышении, ему подвинули под ноги скамеечку с подушкой, секретарь развернул папку. Начался прием. Официальная часть - обмен приветствиями. Неофициальная часть, когда скамеечка была отодвинута в сторону, - знакомство с представителями национальных делегаций на конференции и обмен мнениями по проблемам информации, организации и управления.

В эпоху массовых коммуникаций и глобальной информации, взаимозависимости и сосуществования нельзя оказаться вне хода научно-технического прогресса. И в частности, нельзя не считаться с мнением кибернетики. Вот ведь гордилась католическая церковь своей, казалось бы, совершенной иерархической организацией, но и на эту структуру сильно повлияла современность. Понадобилось быстро менять облик католического священника, от которого больше стали требовать интеллигентности и образованности. Теперь без знания психологии, социологии, науки организации и управления далеко не уйдешь. И Ватиканская академия наук стала строже придерживаться фарватера современной науки.

Накануне отъезда так же, как в Намюре три года спустя, мы долго ходили по ночному Риму. Смотрели, на восходившую из-за живописных руин Форума луну искусно подсвечиваемый Колизей, не пощаженный ни временем, ни христианами. Пробирались по плотно заставленным автомашинами переулкам и искали словно забытый кем-то мотоцикл на углу - ориентир переулка с нашей гостиницей. Ходили и разговаривали о взаимоотношениях руководителя с социальным психологом.

Когда к руководителю приходит социальный психолог и предлагает узнать, что думают о нем подчиненные, то не всегда слышит в ответ: "Да, если это вас не затруднит. Буду вам премного благодарен". Чаще всего, после некоторой паузы - вкрадчивый голос и большой палец, указывающий через плечо:

Видите ли, я прекрасно понимаю, что каждый из них имеет собственное мнение обо мне. Мало, скажу вам, они собираются в уголке и перемывают мне кости. Но ради бога, избавьте меня от этого. Зачем нарушать душевное равновесие?

Равновесие-то, может быть, и нет, но обратная связь, безусловно, нарушится.

Каждый в своем поведении использует обратную связь. Мы хотим быть оригинальными если не умом, то характером или одеждой. Оригинальных в коллективе любят. Но стараемся не превратить оригинальность в оригинальничание. Этого не прощают. А где пролегает граница? Этого мы не знаем, но интуитивно ходим посередине. Есть три категории людей, никак не попадающие на середину или не думающие о ней.

Первые - личности с несколько нарушенной психикой, которые, совершая поступки, не умеют их контролировать, то есть смотреть на себя со стороны. Вы хорошо знаете такого человека: он ловит вас за пуговицу и долго, нудно рассказывает о своих делах, совсем не подозревая, что это вам не интересно. Вы мысленно корчитесь под потоком бесполезной информации, хотели бы вырвать свою пуговицу, а прямо сказать стесняетесь.

Вторые - гениальные личности, которые уже в силу собственной гениальности не могут соизмерять свои поступки с поступками других. Мы недолюбливаем их за непохожесть, третируем за недостаток чувства коллективизма и в лучшем случае зовем "чудаками".

И наконец третьи - это сплошь и рядом руководители, особенно высоких рангов. Потому что не каждый из них умеет читать в глазах подчиненных все, что они о нем думают. А если умеет, то зачастую боится. Информационный барьер "страусового крыла": лучше знать меньше, но хорошее.

Методика, предлагаемая социальным психологом, не так уж сложна и не так уж опасна. Ведь речь идет не о том, что думает именно X или Y. Информация отражает мнение коллектива в целом. А с этим нельзя не считаться.

Социальный психолог раздает сотрудникам для заполнения анкету - как они относятся к своему руководителю. Чтобы обеспечить хорошую валидность, используется, так называемая полная принудительная анкета, на ее разработку потрачен не один месяц. В ней не только задаются вопросы, но и предлагаются на выбор возможные варианты ответов. В результате, корреспондент ничего не пишет, только подчеркивает и остается анонимным.

Считаете ли вы своего руководителя талантливым, просто способным, заурядным или хуже? Выберите одно из четырех значений. Обладает ли он достаточной глубиной знаний и широтой интересов? Хорошо и доступно говорит? Быстро ли принимает решения, часто ли делает и повторяет ошибки? Как относится к новому, особенно если раньше не видел и не слышал о нем? Насколько инициативен и поддерживает ли инициативу других? Кто он - оптимист, резонер, скептик, пессимист или, хуже того - циник. Как относится к подчиненным, о чем разговаривает с ними, чем интересуется и в чем помогает? Считаете ли вы своего начальника физически красивым и физически здоровым; говорите ли с гордостью знакомым, увидев его на улице: "Это мой шеф"? Его культура в отношении речи, одежды, поведения, чистоты, рабочей эстетики и неслужебных интересов?

Все это лишь канва анкеты. Формулируются вопросы так, чтобы они были нетрудны, понятны и даже интересны.

Собранные анкеты опечатываются и прячутся в сейф. Проходит полгода, год. Обследование повторяют, иногда даже дважды. И только потом подвергают обработке и делают выводы. Мало ли что может временно исказить коллективное мнение. Вот пример.

Начальник резко входит в комнату и громко говорит: с сегодняшнего дня все будут делать то-то и то-то. Кто не будет делать, с ним случится то-то и то-то. Всем понятно? Молчание. Почти что хлопает дверь. И тут появляется социальный психолог со своею анкетой. Вот уж когда можно разрядиться под горячую руку!

Пусть вы влюблены в своего руководителя и видите в нем только хорошее. Или за что-то невзлюбили, и ненависть плотно закрыла глаза. Это неважно. Ведь коллективный портрет - мнение большинства. И как интересно сопоставить его с портретом "Эм-Эм-Пи-Ай". В чем обнаружится разница? И не укажет ли она на источник коллективного заблуждения? Во всяком случае, информация служит объективным основанием для вышестоящего руководителя, чтобы похвалить, рекомендовать на более ответственный пост, указать на отдельные недостатки и дать срок для их устранения, перевести в другой коллектив или посоветовать оставить административную работу. Но это уже область управленческих решений. Во всяком случае, социальный психолог таким способом редко "открывает Америку": он лишь документирует то, о чем интуитивно все догадывались.

И в дополнение к этому сотрудник, заполняющий анкету, конечно, знает, для чего все это нужно, и сознательно вносит свой вклад в коллективное мнение. Но он никогда не узнает результат. Как видим, престижу начальника здесь наносится меньший ущерб, чем на общем собрании, когда поднимается уже настолько наболевший вопрос, что никто не думает о последствиях. Образно говоря, социальный психолог - терапевт, обязанность которого - не доводить воспалительный процесс до нарыва, когда требуется уже хирургическое вмешательство.

О результатах такого обследования знают только три лица: вышестоящий начальник, сам подчиненный и социальный психолог. Последний, как врач, хотя и не "ангел без крыльев", но должен уметь молчать.

Читатель скажет: все это хорошо применяется, наверно, за границей, но применимо ли у нас?




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины