30.09.2019

Воля. Проявление воли. Виды волевых усилий


Воля - свойство человеческой психики, проявляющееся в активной саморегуляции человеком своей деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям и воздействиям.

В качестве основных функций воли выделяют:

Выбор мотивов и целей;

Регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;

Организацию психических процессов в систему, которая адекватна выполняемой человеком деятельности;

Мобилизацию физических и психических возможностей при достижении поставленных целей в ситуации преодоления препятствий.

Волевой акт – сложный, многоступенчатый процесс, включающий потребность, определяющую мотивацию поведения, осознание потребности, борьбу мотивов, выбор способа реализации, запуск реализации, контроль реализации.

Основные признаки воли:

а) приложение усилий для выполнения волевого акта;

б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

Под волевой регуляцией понимают намеренно осуществляемый контроль побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости и выполняемому человеком по своему решению. При необходимости торможения желательного, но социально не одобряемого действия имеют в виду не регуляцию побуждения к действию, а регуляцию действия воздержания.

Среди уровней психической регуляции выделяются следующие: непроизвольная регуляция (допсихические непроизвольные реакции; образная (сенсорная) и перцептивная регуляция);произвольная регуляция (речемыслительный уровень регулирования); волевая регуляция (высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели).

Функцией волевой регуляции является: повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.

Волевое усилие - это способ, с помощью которого происходит преодоление трудностей в процессе совершения целенаправленного действия; оно обеспечивает возможность благополучного протекания деятельности и достижение ранее поставленных целей.

Выделяют четыре формы самостимуляции: 1) прямая форма в виде самоприказов, самоободрения и самовнушения,2) косвенная форма в виде создания образов, представлений, связанных с достижением, 3) абстрактная форма в виде построения системы рассуждений, логических обоснований и выводов,4) комбинированная форма как сочетание элементов трех предыдущих форм.

Наиболее важными волевыми свойствами являются - целеустремленность, настойчивость, решительность, инициативность, смелость и др.

Целеустремленность - способность человека подчинять свои действия поставленным целям. Она проявляется в умении быть толерантным, т.е. устойчивым к возможным препятствиям, стрессам, неожиданным поворотам событий при ориентации на определенную цель.

Настойчивость - способность мобилизоваться для преодоления трудностей, умение быть сильным, а также разумным и творческим в сложных жизненных ситуациях.

Решительность - умение принимать и претворять в жизнь своевременные, обоснованные и твердые решения.

Инициативность - способность к принятию самостоятельных решений и их реализации в деятельности, спонтанное выражение побуждений, желаний и мотивов человека.

Развитие воли у человека связано: а) с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные; б) с приобретением человеком контроля над своим поведением;в) с выработкой волевых качеств личности;г) с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.

Воля — одно из наиболее сложных понятий в психологии. Воля рассматривается и как самостоятельный психический процесс, и как аспект других важнейших психических явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение.

Воля является психической функцией, которая буквально пронизывает все стороны жизни человека. В содержании волевого действия обычно выделяются три основных признака:

  1. Воля обеспечивает целенаправленность и упорядоченность человеческой деятельности. Но определению С.Р. Рубинштейна, «Волевое действие — это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет поставленную перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом».
  2. Воля как способность человека к саморегуляции делает его относительно свободным от внешних обстоятельств, по-настоящему превращает его в активного субъекта.
  3. Воля — это сознательное преодоление человеком трудностей на пути к поставленной цели. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо увеличивает усилия. чтобы преодолеть возникшие трудности.

Функции воли

Таким образом, волевые процессы выполняют три основные функции:

  • инициирующую, или побудительную , обеспечивающую начало того или иного действия в целях преодоления возникающих препятствий;
  • стабилизирующую , связанную с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех;
  • тормозную , которая состоит в том, чтобы сдерживать другие, зачастую сильные желания, не согласующиеся с главными целями деятельности.

Волевой акт

Важнейшее место в проблеме воли занимает понятие «волевой акт». Каждый волевой акт имеет определенное содержание, важнейшими из компонентов которого являются принятие решения и его исполнение. Эти элементы волевого акта часто вызывают значительное психическое напряжение, сходное по своему характеру с состоянием .

В структуре волевого акта выделяются следующие основные составляющие:

  • побуждение к совершению волевого действия, вызываемое той или иной потребностью. Причем степень осознания этой потребности может быть разной: от смутно осознаваемого влечения и до четко осознанной цели;
  • наличие одного или нескольких мотивов и установление очередности их выполнения:
  • «борьба мотивов» в процессе выбора того или иного из противоречивых побуждений;
  • принятие решения в процессе выбора того или иного варианта поведения. На данном этапе может возникнуть или чувство облегчения, или состояние беспокойства, связанное с неуверенностью в правильности принятого решения;
  • реализация принятого решения, осуществление того или иного варианта действий.

На каждом из этих этапов волевого акта человек проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия В каждый из этих моментов он сличает полученный результат с идеальным образом цели, который был создан заранее.

В ярко проявляется личность человека, ее главные черты.

Воля проявляется в таких свойствах личности, как:

  • целеустремленность;
  • самостоятельность;
  • решительность;
  • настойчивость;
  • выдержка;
  • самообладание;

Каждому из этих свойств противостоят противоположные черты характера, в которых выражено безволие, т.е. отсутствие своей воли и подчинение чужой воле.

Важнейшим волевым свойством личности выступает целеустремленность как осуществлять свои жизненные цели.

Самостоятельность проявляется в умении совершать действия и принимать решения на основе внутренней мотивации и своих знаний, умения и навыков. Несамостоятельный человек ориентирован на подчинение другому, на перекладывание ответственности на него за совершаемые действия.

Решительность выражается в умении своевременно и без колебаний принимать обдуманное решение и претворять его в жизнь. Действия решительного человека характеризуются продуманностью и быстротой, смелостью, уверенностью в своих поступках. Противоположной чертой решительности является нерешительность. Человек, отличающийся нерешительностью, постоянно сомневается, колеблется в принятии решений и использовании выбранных методов решения. Нерешительный человек, даже приняв решение, начинает вновь сомневаться, выжидает, как поступят другие.

Выдержка и самообладание есть умение владеть собой, своими действиями и внешним проявлением эмоций, постоянно их контролировать, даже при неудачах и больших неудачах. Противоположностью выдержке является неумение сдерживать себя, что вызвано отсутствием специального воспитания и самовоспитания.

Настойчивость выражается в умении добиваться поставленной цели, преодолевая трудности на пути к ее достижению. Настойчивый человек не отступает от принятого решения, а при неудачах действует с удвоенной энергией. Человек, лишенный настойчивости, при первой неудаче отступает от принятого решения.

Дисциплинированность означает осознанное подчинение своего поведения определенным нормам и требованиям. Дисциплинированность проявляется в разных формах как в поведении, так и в мышлении, и противоположна недисциплинированности.

Мужество и смелость проявляются в готовности и умении бороться, преодолевать трудности и опасности на пути к достижению цели, в готовности отстаивать свою жизненную позицию. Мужеству противоположно такое качество, как трусость, вызываемая обычно страхом.

Формирование перечисленных волевых свойств личности определяется главным образом целенаправленным воспитанием воли, что должно быть неотделимо от воспитания чувств.

Сила воли и волевая регуляция

Чтобы перейти к разговору об отличиях в воле, следует разобраться в самом этом понятии. Воля, как известно, способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления . Это специфический акт, не сводимый к сознанию и деятельности как таковой. Не всякое сознательное действие, даже связанное с преодолением препятствий на пути к цели, является волевым: главное в волевом акте заключается в осознании ценностной характеристики цели действия, ее соответствия принципам и нормам личности. Для субъекта воли характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен». Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти актуальных потребностей, импульсивных желаний.

По своей структуре волевое поведение распадается на принятие решения и его реализацию . При несовпадении цели волевого действия и актуальной потребности принятие решения часто сопровождается тем, что в психологической литературе называют борьбой мотивов (акт выбора). Принятое решение реализуется в разных психологических условиях, начиная от таких, в которых достаточно принять решение, а действие после этого осуществляется как бы само собой (например, действия человека, увидевшего тонущего ребенка), и кончая такими, в которых реализации волевого поведения противостоит какая-либо сильная потребность, что порождает необходимость в специальных усилиях для ее преодоления и осуществления намеченной цели (проявление силы воли).

Различные истолкования воли в истории философии и психологии связаны, прежде всего, с противоположностью детерминизма и индетерминизма: первый рассматривает волю как обусловленную извне (физическими, психологическими, социальными причинами или же божественным предопределением — в супранатуралистическом детерминизме), второй — как автономную и самополагающую силу. В учениях волюнтаризма воля предстает как изначальное и первичное основание мирового процесса и, в частности, человеческой деятельности.

Различие философских подходов к проблеме воли нашло свое отражение в психологических теориях воли, которые могут быть разделены на две группы: автогенетические теории, рассматривающие волю как нечто специфическое, не сводимое к каким-либо другим процессам (В. Вундт и др.), и гетерогенетические теории, определяющие волю как нечто вторичное, продукт каких-либо других психических факторов и явлений — функцию мышления или представления (интеллектуалистические теории многие представители школы И.Ф. Гербарта, Э. Мейман и др.), чувств (Г. Эббингауз и др.), комплекс ощущений и т.п.

Советская психология в свое время, опираясь на диалектический и исторический материализм, рассматривала волю в аспекте ее общественно-исторической обусловленности. Основным направлением являлось изучение фило- и онтогенеза произвольных (происходящих из воли) действий и высших психических функций (произвольного восприятия, запоминания и т.д.). Произвольный характер действия, как это было показано Л.C. Выготским, есть результат опосредования взаимоотношений человека и среды орудиями и знаковыми системами. В процессе развития психики ребенка первоначальные непроизвольные процессы восприятия, памяти и т.д. приобретают произвольный характер, становятся саморегулируемыми. Параллельно развивается и способность к удержанию цели действия.

Важную роль в изучении воли сыграли работы советского психолога Д.Н. Узнадзе и его школы по теории установки.

Проблема воспитания воли имеет большое значение и для педагогики, в связи с чем разрабатываются различные методики, ставящие целью тренировку способности к поддержанию усилий, необходимых для достижения цели. Воля тесно связана с характером человека и играет значительную роль в процессе его формирования и перестройки. Согласно распространенной точке зрения, характер является такой же основой волевых процессов, как интеллект основой мыслительных процессов, а темперамент — эмоциональных.

Подобно другим видам психической деятельности, воля — процесс рефлекторный по физиологической основе и типу совершения .

Эволюционную предпосылку волевого поведения представляет так называемый рефлекс свободы у животных — врожденная реакция, для которой адекватным стимулом служит насильственное ограничение движений. «Не будь его (рефлекса свободы), - писал И.П. Павлов, - всякое малейшее препятствие, которое встречаю бы животное на своем пути, совершенно прерываю бы течение его жизни». Поданным советского ученого В.П. Протопопова и других исследователей, именно характер преграды определяет у высших животных перебор действий, из которых формируется приспособительный навык. Таким образом, воля как активность, обусловленная потребностью в преодолении встретившейся преграды, обладает известной самостоятельностью по отношению к мотиву, первично инициировавшему поведение. Избирательное торможение реакции преодоления. а также специфическое действие на эту реакцию некоторых лекарственных веществ позволяют говорить о наличии специального мозгового аппарата, реализующего рефлекс свободы в павловском его понимании. В механизмах волевого усилия человека большую роль играет система речевых сигналов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия). Для целенаправленною поведения человека преградой нередко становится и конкурирующая потребность. Тогда доминирование одного из мотивов будет определяться не только его соотносительной силой, но и возникновением активности, по отношению к которой субдоминантный мотив есть препятствие, внутренняя помеха. Подобная ситуация встречается в тех случаях, когда принято говорить о волевом подавлении эмоций, точнее, обусловивших эти эмоции потребностей. Будучи тесно связана с действиями, сознанием и эмоциями человека, воля представляет собой самостоятельную форму его психической жизни . В то время как эмоции обеспечивают мобилизацию энергетических ресурсов и переход к тем формам реагирования, которые ориентируются на широкий круг предположительно значимых сигналов (эмоциональные доминанты), воля препятствует чрезмерной генерализации эмоционального возбуждения и способствует удержанию первоначально избранного направления. В свою очередь, волевое поведение может явиться источником положительных эмоций до того, как будет достигнута конечная цель, за счет удовлетворения самой потребности в преодолении препятствий. Вот почему наиболее продуктивным для деятельности человека оказывается сочетание сильной воли с оптимальным уровнем эмоционального напряжения.

Проблема воли, произвольной и волевой регуляции поведения и деятельности человека давно занимает умы ученых, вызывая острые споры и дискуссии. Fine в Древней Греции обозначились две точки зрения на понимание воли: аффективная и интеллектуалистическая .

Платон понимал волю как некую способность души, определяющую и побуждающую активность человека.

Аристотель связывал волю с разумом. Он употребил этот термин с целью обозначения определенного класса действий и поступков человека, а именно тех, которые детерминируются не потребностями, желаниями, а пониманием нужности, необходимости, т.е. сознательных поступков и действий или стремлений, опосредованных размышлением. Аристотель говорил о произвольных движениях, чтобы отделить их от непроизвольных, осуществляющихся без размышления. К произвольным действиям он относил те, о которых «мы заранее совещались с собою».

Из истории психологии известно, что понятие «воля» было введено как объяснительное о зарождении действия, которое основывается не только на желаниях человека, но и на умственном решении о его осуществлении .

В дальнейшем интенсивная разработка представлений о воле начинается только в XVII в. и продолжается в XVIII-XIX вв., в Новом времени, отмеченном бурным развитием естественно-научных и психологических знаний. Эти представления можно разделить натри направления, которые в современной психологии представлены как мотивационный и регуляционный подходы, а также и подход «свободного выбора».

Мотивационный подход. В рамках этого подхода представления о природе свободы сводятся либо к начальному моменту мотивации действия (желание, стремление, аффекта), либо к признанию свободы как тесно связанной с мотивацией, но не идентичной ей способности к побуждению действий, в частности, к преодолению препятствий.

Отождествление воли и доминирующего в сознании желания прослеживается во взглядах значительной части исследователей. Так, одни из них объясняли волю как способность души формировать желания, другие — как последнее желание, предшествующее действию. Тем самым воля возникала не как самостоятельная реальность. а как одно из желаний, выгода которого устанавливается разумом. В гаком случае сущность мотива составляли эмоции, а волевой процесс имел два момента: аффекта и обусловленного им действия (Р. Декарт. Т. Гоббс, В. Вундт, Т. Рибо).

К регуляционному подходу в исследовании воли принадлежат представления о свободе воли как способности к сознательному умышленному преодолению препятствий. Если мотивация является лишь фактором, инициатором действия, то существование препятствий на пути к выполнению действия и умышленное их преодоление становится фактором волевого акта. Так рассматривают преодоление препятствий Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн. Вместе с тем к функции воли они относят и принуждение. При этом, отмечая комплексный характер воли, ученые указывают на важность регулятивной функции.

Подход «свободного выбора». Впервые вопрос о спонтанном, ничем не детерминированном свободном выборе поведения поставил античный философ Эпикур. В дальнейшем это привело к выделению проблемы свободы воли.

Позиции представителей этого подхода были принципиально разграничены. Одна часть ученых считала, что многогранность мира проявляется в воле. По их мнению, во Вселенной существует единая мировая воля, которая полностью свободна в своих проявлениях, ничем не ограничена и поэтому могущественна. У человека же универсальная воля, которая представлена в его собственном характере. Он дан человеку от рождения как неизменный и вообще непознаваемый. Волю эти ученые трактовали как самостоятельную силу души, способной к свободному выбору (А. Шопенгауэр, У. Джемс). Такие идеи считались волюнтаристскими, ибо они объявляли волю высшим принципом бытия и утверждали независимость человеческой воли от окружающей действительности.

Иную позицию занимали те. кто рассматривал волю не как самостоятельную силу, а как способность разума принимать решения (делать выбор). При этом выбор выступал или основной функцией воли, либо только одним из моментов волевого действия (Б. Спиноза. И. Кант. В. Франкл и др.).

В воле как синтетической характеристике личности, ее системном свойстве выражается практическая сторона сознания. Нельзя не согласиться с теми, кто считает: есть воля — есть человек, нет воли — нет человека, сколько воли — столько и человека.

Имеющиеся сегодня данные позволяют трактовать волю как системное качество, в котором выражается вся личность в аспекте, раскрывающем механизмы ее самостоятельной, инициативной активности. По этому критерию все действия человека можно рассматривать как последовательно усложняющийся ряд от непроизвольных (импульсивных) к произвольным и собственно волевым действиям . В произвольных действиях проявляется, по выражению И.М. Сеченова, способность человека руководить вызовом, прекращением, усилением или ослаблением активности, направленной на достижение сознательно поставленных целей. Другими словами, здесь всегда имеет место действие по инструкции и самоинструкции.

Собственно не могут не быть одновременно и произвольными, поскольку они тоже всегда представляют собой действия по самоинструкции. Однако их характеристика этим не исчерпывается. Волевые действия (воля как обобщенное обозначение специфичного для человека высшего уровня управления всеми его психофизическими данными) предполагают способность личности подчинять удовлетворение низших потребностей высшим, более значимым, хотя и менее привлекательным сточки зрения действующего лица. Наличие воли в этом смысле достоверно свидетельствует о преобладании у человека высших, социально обусловленных потребностей и соответствующих им высших (нормативных) чувств.

В основе волевого поведения, движимого высшими чувствами, лежат, таким образом, усвоенные личностью социальные нормы. Кодекс норм человека, определяющий, какую линию поведения он изберет в конкретной ситуации, — одна из самых красноречивых характеристик личности, особенно с точки зрения степени учета (или игнорирования) в нем прав, законных притязаний и чаяний других людей.

В тех случаях, когда в деятельности человека низшие потребности подчиняют себе высшие, мы говорим о безволии, хотя человек может преодолевать при этом для достижения своей цели большие трудности (стремясь, например, добыть спиртное, наркотик и т.п.). Следовательно, сущность морально воспитанной, доброй воли заключается в подчинении низших (в некоторых случаях антиобщественных) потребностей высшим, выражающим нужды более широких групп, иногда человечества в целом.

Важным психологическим механизмом осознанной иерархизации мотивов является волевое усилие. Волевое усилие — связанное с напряжением сознательное самопобуждсние к предпочтению высших устремлений и торможению низших, преодолению соответствующих внешних и внутренних трудностей. Как известно, подчинение побуждениям низшего порядка, непосредственно более притягательным, ведущим к более легким и приятным действиям, не требует усилий.

Волевые компоненты, включенные в регуляцию целостных актов деятельности, тесно переплетены с эмоциями человека и уровнем его ориентировки в окружающем. Это может быть прослежено в любых проявлениях активности. Так, чем совершеннее, адекватнее решаемой задаче ориентировочная деятельность, тем, при прочих равных условиях, выше организованность и прямое ее следствие — экономичность активности. Особенности связи волевых проявлений с характером осознания человеком действительности и собственной активности фиксируются в таких волевых свойствах личности, как критичность воли, ее принципиальность и др.

Анализ поведенческих актов, включающих эмоции повышенной, а иногда крайней интенсивности, с точки зрения соотношения в них силы эмоций с уровнем ориентировки и организованности, может пролить свет на природу разительного отличия аффектов, дезорганизующих деятельность, от чувств, обеспечивающих ее продуктивность при высочайшей мобилизации всех ресурсов. Типичным аффектом является, например, паника. Для этого состояния характерно, во-первых, связанное с пассивно-оборонительной реакцией переживание ужаса, парализующего способность к ориентировке. Это, как правило, усугубляется нарушением каналов коммуникации, дезинформацией. Отсюда полная дезорганизация как системы совместных действий, так и действий каждой отдельной личности. К дезорганизации деятельности могут приводить и аффекты, являющиеся выражением активно-оборонительных реакций. Важно подчеркнуть, что дезорганизация деятельности не представляет собой прямого следствия чрезвычайной по силе эмоции. Промежуточным и соединяющим звеном здесь всегда оказывается нарушение ориентировки. Злоба, ярость, как и ужас, мутят разум. Однако в тех случаях, когда сильнейшему эмоциональному напряжению соответствует ясная ориентировка в окружающем и высокая организованность, человек оказывается способным буквально творить чудеса.

В попытке объяснить механизмы поведения человека в рамках проблемы воли возникло направление, получившее в 1883 г. с легкой руки немецкого социолога Ф. Тенниса название «волюнтаризм» и признающее волю особой, надприродной силой. Согласно волюнтаризму, волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Формирование этого, по существу философского. направления в изучении воли связано с ранними работами А. Шопенгауэра, с трудами И. Канта. Таким образом, в крайнем своем выражении волюнтаризм противопоставил волевое начало объективным законам природы и общества, утверждал независимость человеческой воли от окружающей действительности.

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Волевые действия — сознательно контролируемые действия, направленные на преодоление трудностей и препятствий при достижении поставленных целей.

Ключевой характеристикой волевого действия является борьба мотивов.

Характеристики воли.
  • Сознательная опосредованность.
  • Опосредован ность внутренним интеллектуальным планом.
  • Взаимосвязь с мотивом «должен».
  • Связь с другими психическими процессами: вниманием, памятью. мышлением, эмоциями и т.д.
Функции волевой регуляции.
  • Повышение эффективности соответствующей деятельности.
  • Волевая рефляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.
  • Регуляция основных психических функций: восприятия, памяти, мышления и т.д. Развитие данных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.
Интенсивность волевого усилия зависит от следующих качеств (факторов):
  • мировоззрение личности;
  • моральная устойчивость личности;
  • степень общественной значимости поставленных целей;
  • установки по отношению к деятельности;
  • уровень самоуправления и самоорганизации личности.
Способы активизации воли.
  • Переоценка значимости мотива.
  • Привлечение дополнительных мотивов.
  • Предвидение и переживание последующих событий/действий.
  • Актуализация мотива (через воображение ситуации).
  • Через мотивационно-смысловую сферу.
  • Стойкое мировоззрение и убеждения.
Волевые действия делятся:
  • по степени сложности — простые, сложные;
  • по степени осознанности — произвольные, непроизвольные.
Базовые волевые качества (на личностном уровне):
  • сила воли;
  • энергичность;
  • настойчивость;
  • выдержка.
Функции воли
  • Выбор мотивов и целей.
  • Регуляция побуждений к действиям.
  • Организация психических процессов (в систему, адекватную выполняемой деятельности).

Мобилизация физических и психологических возможностей. Итак, воля — это обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических феноменов.

Г. Мюнстерберг, отмечая, например, роль внимания и представления в формировании произвольных действий, пишет, что слабая воля ребенка — это его неспособность длительно удерживать внимание на цели.

«Научиться хотеть того или иного — не это важно. Главное — научиться действительно выполнять то, что намечено, и не отвлекаться всякими случайными впечатлениями».

Ряд авторов считает, что волевые свойства личности формируются в процессе деятельности. Поэтому для развития «силы воли» (волевых качеств) чаше всего предлагается путь, кажущийся наиболее простым и логичным: если «сила воли» проявляется в преодолении препятствий и трудностей, то и путь ее развития идет через создание ситуаций, требующих такого преодоления. Однако практика показывает, что это не всегда приводит к успеху. Говоря о развитии «силы воли» и волевых качеств, следует учитывать их мно- покомпонентную структуру. Один из компонентов этой структуры — моральный компонент воли, по И.М. Сеченову, т.е. идеалы, мировоззрение, нравственные установки. — формируется в процессе воспитания, другие (например, типологические особенности свойств нервной системы), как генетически предопределенные, не зависят от воспитательных воздействий, и у взрослых людей практически не изменяются. Отсюда развитие того или иного волевого качества в значительной степени зависит оттого, в каком соотношении в структуре этого качества находятся указанные компоненты.

Большое значение для формирования волевой сферы личности ребенка имеет не только предъявление к нему требований, вербализуемых в словах «надо» и «нельзя», но и контроль над выполнением этих требований. Если взрослый говорит «нельзя», а ребенок продолжает выполнять запрещаемое действие, если после слов «надо убрать игрушки» ребенок убегает и невыполнение требований остается для него без последствий, нужный стереотип волевого поведения не вырабатывается.

С возрастом трудность предъявляемых к ребенку требований должна увеличиваться. В этом случае он сам убеждается в том, что взрослые считаются с его возросшими возможностями, т.е. признают его уже «большим». Однако при этом надо учитывать меру трудностей. которые должен преодолеть ребенок, и не превращать развитие его волевой сферы в скучное и нудное занятие, при котором развитие воли становится самоцелью, а вся жизнь ребенка превращается, как писал С. Л. Рубинштейн, «в одно сплошное выполнение разных обязанностей и задании».

Чем меньше возраст ребенка, тем больше требуется ему помощи в преодолении трудностей для того, чтобы он увидел конечный результат своего усилия.

Постоянное одергивание, грубый окрик, чрезмерное фиксирование внимания ребенка на его недостатках и опасностях предстоящей деятельности, поддразнивание и т.п. ведут к неуверенности, а через нее к тревожности, нерешительности, боязни.

В нашем пособии необходимо сказать и о роли учета половых особенностей. Так, неоднократно проводились эксперименты по самовоспитанию старшеклассниками воли, в котором обозначились различия в развитии тех или иных волевых проявлений в зависимости от пола. Девушкам удалось значительно быстрее, чем юношам, добиться успехов в исправлении своих недостатков. По сравнению с юношами, больше девушек научились приказывать себе, выработали самостоятельность, преодолели упрямство, развили решительность, упорство и настойчивость. Однако они отставали от юношей в развитии смелости, принципиальности, мужества.

Самовоспитание воли

Самовоспитание воли является частью самосовершенствования личности и, следовательно, должно осуществляться в соответствии с его правилами и, прежде всего, с разработкой программы самовоспитания «силы воли».

Многие психологи понимают волевой акт как сложную функциональную систему (рис. 14).

Так. еще Г.И. Челпанов в волевом акте выделял три элемента: желание, стремление и усилие.

Л.С. Выготский в волевом действии выделял два отдельных процесса: первый соответствует решению, замыканию новой мозговой связи, созданию особого функционального аппарата; второй, исполнительный, заключается в работе созданного аппарата, в действии по инструкции, в выполнении решения.

Многокомпонентность и полифункциональность волевого акта отмечается и В.И. Селивановым.

Исходя из рассмотрения воли как произвольного управления, последнее должно включать в себя самодетерминацию, самоинициацию, самоконтроль и самостимуляцию.

Самодетерминация (мотивация)

Детерминация — это обусловленность поведения человека и животных какой-либо причиной. Непроизвольное поведение животных, как и непроизвольные реакции человека, детерминированы, т.е. обусловлены какой-либо причиной(чаще всего — внешним сигналом, раздражителем). При произвольном поведении конечная причина действия, поступка находится в самом человеке. Именно он принимает решение реагировать или нет на тот или иной внешний или внутренний сигнал. Однако принятие решения (самодетерминация) во многих случаях является сложным психическим процессом, который называется мотивацией.

Рис. 14. Структура волевого акт

Мотивация - это процесс формирования и обоснования намерения что-то сделать или не сделать. Сформированное основание своего поступка, действия называется мотивом. Чтобы понять поступок человека, мы часто задаемся вопросом: а каким мотивом руководствовался человек, совершая этот поступок?

Формирование мотива (основания действия, поступка) проходит ряд этапов: формирование потребности личности, выбор средства и способа удовлетворения потребности, принятие решения и формирование намерения совершить действие или поступок.

Самомобилизация. Это вторая функция воли. Самоинициация связана с запуском действия для достижения цели. Запуск осуществляется посредством волевого импульса, т.е. отдаваемой самому себе команды с помощью внутренней речи — слов или восклицаний, произносимых про себя.

Самоконтроль

В связи с тем, что осуществление действий происходит чаще всею при наличии внешних и внутренних помех, могущих привести к отклонению от заданной программы действия и недостижению цели, требуется осуществлять сознательный самоконтроль за получаемыми на разных этапах результатами. Для этого контроля используется откладываемая в кратковременную и оперативную память программа действия, служащая человеку эталоном для сличения с получающимся результатом. Если в сознании человека при таком сличении фиксируется отклонение от заданного параметра (ошибка), он вносит исправление в программу, т.е. осуществляет ее коррекцию.

Самоконтроль осуществляется с помощью сознательного и преднамеренного, т.е. произвольного, внимания.

Самомобилизация (проявление силы воли)

Очень часто осуществление действия или деятельности, совершение того или иного поступка встречает затруднения, внешние или внутренние препятствия. Преодоление препятствий требует от человека интеллектуального и физического напряжения, обозначаемого как волевое усилие. Использование волевого усилия означает, что произвольное управление видоизменилось в волевую регуляцию, направленную на проявление так называемой силы воли.

Волевая регуляция определяется силой мотива (поэтому нередко волю подменяют мотивами: раз хочу, значит, делаю; однако эта формула не подходит для случаев, когда человек очень хочет, но не делает, и когда очень не хочет, но все же делает). Несомненно, однако, что в любом случае сила мотива определяет и степень проявления волевою усилия: если очень хочу достичь цели, то буду проявлять и более интенсивное и более длительное волевое усилие; так же и при запрете, проявлении тормозной функции воли: чем больше хочется, тем большее волевое усилие должен приложить, чтобы сдержать свое стремление, направленное на удовлетворение потребности.

Волевые качества — это особенности волевой регуляции, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в конкретных специфических ситуациях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.

Следует учитывать, что проявление волевых качеств определяется не только мотивами человека (например, мотивом достижения, определяемым двумя составляющими: стремлением к успеху и избеганием неудачи), его нравственными установками, но и врожденными индивидуальными, дифференцирующими личность особенностями проявления свойств нервной системы: силы — слабости, подвижности — инертности, уравновешенности — неуравновешенности нервных процессов. Например, страх сильнее выражен у лиц со слабой нервной системой, подвижностью торможения и преобладанием торможения над возбуждением. Поэтому им труднее быть смелыми, чем лицам с противоположными типологическими особенностями.

Следовательно, человек может быть несмелым, нерешительным, нетерпеливым не потому, что не хочет проявить силу воли, а потому, что,оля ее проявления у него имеются меньшие генетически обусловленные возможности (меньше врожденных задатков).

Это не означает, что не следует прилагать усилия для развития волевой сферы личности. Однако нужно избегать и излишнего оптимизма, и стандартных, тем более волюнтаристских, подходов в преодолении слабости волевой сферы человека. Нужно знать, что на пути развития силы воли можно столкнуться со значительными трудностями, поэтому потребуются терпение, педагогическая мудрость, чуткость и такт.

Следует отметить, что у одного и того же человека различные волевые качества проявляются неодинаково: одни лучше, другие хуже. Это означает, что понимаемая так воля (как механизм преодоления препятствий и трудностей, т.е. как сила воли) неоднородна и проявляется по-разному в рахпичных ситуациях. Следовательно, единой для всех случаев воли (понимаемой как сила воли) нет, иначе в любой ситуации воля проявлялась бы данным человеком либо одинаково успешно, либо одинаково плохо.


Проявление волевых усилий в виде физического напряжения Если человек регулярно проявляет сознательные волевые усилия, то этим он сильно укрепляет свою полевую форму жизни. Существует много вариантом проявления волевых усилий, но в конечном итоге большинство из них проявляются внешне в виде тех или физических актов, типа напряжения мышц. Эта особенность была давно подмечена в Древнем Китае, где была разработана целая система подготовки и совершенствования сознания и тела на основе произвольных мышечных напряжениях.
Отдельные люди и у нас добивались значительных результатов в этом виде подготовки. Например, Александр Засс, благодаря оригинальной методике тренировки волевого напряжения мышц, добился потрясающих силовых результатов. При этом он имел обыкновенное телосложение.
Итак, обратимся к первоистокам укрепления полевой формы жизни, к древне даосской системе "Тайные основы преобразования мышц и костей, тонкое искусство продления жизни".
Предисловие Сюна. Юю было 17, когда его обозвали слабаком. Он разозлился, но слова вымолвить в ответ не смел. Ему посоветовали не злиться, а заняться преобразованием мышц. Он прозанимался 5 лет, и тогда смог поднять груз весом 300 кг и по площадке диаметром 3 метра носил 20 кругов. И убедился, что есть сила в пояснице. Потом поднимал груз на трёх пальцах, определяя их силу. Сейчас Юю 75 лет, кожа и мышцы - как у ребёнка гладкие, кости не выступают, люди не верят в его года.
Когда Юй руководил спортивным обществом тонких боевых искусств, среди занимающихся были такие, которым не могли помочь. Они были с постоянно холодной головой, плохим пищеварением, желудочные и лёгочные больные. Всего за два месяца, дойдя до 4-го упражнения первой ступени, у одного за другим состояние начало улучшаться. Со временем те, что не прекратили занятий, излечили все болезни. Такова эффективность работы по преобразованию мышц.

О составе трактата о преобразовании мышц

Первая ступень включает 8 упражнений, 5-е и 8-е предусматривают некоторое движение, в остальных движения отсутствуют. Вторая ступень включает 4 упражнения, из них 1-3 без движений, о движении 4-м будет сказано особо. В третьей ступени два упражнения, 1-е без движений, о движении во втором будет сказано особо. На что обращать внимание на тренировке. 1. Каждое упражнение начинают выполнять за 9 дыхательных циклов (один цикл - вдох и выдох) и доводят до 81. Дыхание должно быть медленным и долгим, нельзя допускать резкого и быстрого дыхания. Начиная с 9 дыханий тренируются до чистого выполнения без насилия, затем добавляют ещё 9 дыханий. Продвигаются постепенно без насилия. Каждый раз закончив упражнение, необходимо немного отдохнуть, только затем переходить к следующему. И отрабатывая растянутое дыхание, ни в коем случае недопустимо привлекать усилие. Если чувствуешь усталость, то необходимо отрегулировать дыхание и только потом продолжать. 2. Начинающие должны начинать с первого упражнения первой ступени, с 9 дыханий, и довести до 9х9=81 дыхания. Только почувствовав, что нет насилия, можно переходить ко второму упражнению. Но если вам это покажется слишком однообразным, можно последовательно пройти с 1-го по 8-е. В этом случае выполнять каждое упражнение только по 9 дыханий. Дозировку увеличивать постепенно, доводя каждое упражнение до 9х9=81 дыхания. Увеличение должно быть постепенным, пресекаются все попытки резкого и быстрого дыхания. 3. Дышать необходимо с сомкнутыми зубами, кончик языка поднять к нёбу, рот чуть приоткрыт. Сомкнутые зубы не позволяют потерять старые зубы. Приоткрытый рот способствует естественному дыханию. Касание кончиком языка нёба увеличивает слюноотделение. 4. Изучая данную методику, занимаются утром, в полдень, вечером - по крайней мере 1раз в день. Во время тренировки сознание делают единым, плечи опускают, грудь не выпячивают. Закончив упражнение следует сделать несколько шагов, немного отдохнуть. Если вы слишком переутомились, тренироваться не следует. Тренировка должна идти естественно, без насилия. 5. Выполняя движения: сжимая кулаки, надавливая ладонью, подпирание вверх, толкание вперёд или упирание ладонями влево и вправо, на каждый выдох и вдох необходимо добавлять одно напряжение. Например, после сжатия кулаков, сделать вдох и выдох, ещё немного усилить сжимающее усилие в кулаках, вдох и выдох - ещё усилить сжимающее усилие в кулаках, вплоть до 9х9 дыханий и только тогда расслабляют кулаки. Другими словами, усилие напряжения должно постепенно возрастать от одного дыхания к другому, достигая максимума на последних дыхательных циклах. Толчок вперёд, подпор вверх, упор ладонями влево и вправо выполняются аналогично. 6. Выполнение упражнений 1-й ступени не требует увеличения напряжения, необходима лишь естественность и продолжительность. Длительность в тренировке самопроизвольно увеличат вашу силу и укрепят полевую форму жизни. Во второй ступени, упражнения с 1 по 4 являются способом "складывания костей". Всё тело укорачивается на 5 цуней. При интенсивной тренировки этим способом может овладеть целеустремлённый ученик. Выполняя дыхание в упражнениях необходимо мысленно следить, чтобы вдыхаемая энергия (ци) опускалась, погружаясь в область чуть выше пупка. 7. Первое упражнение третьей ступени - метод "проглатывания инь ". Только целеустремлённые ученики, после нескольких лет тренировок, могут добиться в этом успеха. Второе упражнение предназначено для тренировки силы пальцев рук и поясницы. Выполнение этих упражнений в течении длительного времени приводит к продлению жизни, преобразованию слабости в мощь. 8. Здесь собрано 14 упражнений, каждое обладает своими особенностями. Во время практики их вы почувствуете на что они направлены и постепенно постигните их истинную суть. Методика тренировки по "Трактату о преобразовании мышц". Первая ступень. Упр. 1 . Ноги поставить устойчиво на ширине плеч, глаза смотрят горизонтально, зубы в полном прикусе, рот слегка приоткрыт, кончик языка касается нёба. Завершив каждый цикл дыхания, кулаки чуть сжимают, удерживают усилие и после следующего цикла дыхания ещё чуть сжимают, и так поступают до тех пор пока не достигнут 81 дыхания, после чего кулаки расслабляются. На первой ступени от вас не требуется чрезмерных напряжений. Всё делаете в пол силы. После подобной тренировки в течении нескольких месяцев сила кистей естественно возрастёт. Внимание: плечи должны быть опущены, грудь не выпячивать, мысленно на вдохе проводить энергию в область пупка. Вначале, сделайте 9 дыханий, расслабьте кисти. Затем постепенно увеличивайте число дыханий, при этом не насилуйте себя, добивайтесь естественности. Упр. 2 . Положение тела как в упр. 1. Но ладони отставлены влево и вправо. После каждого дыхательного цикла создавать ладонями надавливающее вниз усилие. При этом происходит не столько надавливание вних, сколько натягивание на себя пальцев рук. По мере надавливания ладони опускаются не расслабляясь. Это упражнение увеличивает силу рук. Внимание : плечи опустить, грудь вобрать, энергию мысленно погружать в область пупка. Во время надавливания вниз пальцы отгибать наружу. Упр. 3 . Ладони толкают вперёд с выдохами и вдохами. Исходное положение, как в упр. 1. Ладони толкают вперёд, большие и указательные пальцы образуют треугольник. Каждый раз, завершив вдох и выдох, ладони "подталкиваются вперёд" (просто создаётся впечатление подталкивания вперёд, на самом деле руки на месте, лишь напряжение возрастает) , при этом пальцы оттягиваются внутрь. По мере "толкания" ладони продвигаются дальше вперёд, и только выполнив 9х9=81 дыхание, расслабляются. Упражнение увеличивает силу кистей и пальцев рук. Внимание: руки и запястья немного согнуты, энергию погружать в пупочный центр, пальцы оттягивать внутрь на себя. Упр. 4 . Левая и правая ладони подпирают с выдохами и вдохами. Исходное положение прежнее. Руки вытянуты влево и вправо горизонтально ладонями вверх. Представьте, что на ладонях находятся тяжёлые предметы. Завершив каждый цикл дыхания, мысленно подпирают ладонями вверх - только мысленно, увеличивают напряжение, ладони при этом неподвижны. И так 9х9=81 дыхание. Это укрепляет руки. Внимание: плечи погрузить, грудь подобрать, энергию опускать в область пупка, кисти вытягивать горизонтально и держать неподвижно. Упр. 5 . Разведение и сведение ладоней с выдохами и вдохами. Положение тела прежнее. Ладони плотно смыкаются на уровне груди, большие пальцы "приклеиваются" (неподвижно прижимаются) к телу. На вдохе ладони расходятся, на выдохе снова смыкаются; тренируют до 9х9=81 дыхания. В этом упражнении лёгкие, то расправляются, то сжимаются, это помогает в случае туберкулёза. Внимание: плечи погрузить, грудь подобрать, энергию забирать в область пупка; когда ладони расходятся и сходятся, пальцы отгибать, большой палец "приклеен" (прикасается) к телу; локти вверх не поднимать (см. рис. 5-1, 5-2); сдвигают ладони на уровне груди. Руки в такт дыханию разводят, сводят и заканчивают упражнение в положении, показанном на рис. 5-а. Упр. 6. Упор ладонями влево и вправо с выдохами и вдохами. Положение тела прежнее. Ладони разведены влево и вправо в позе упирания, центры ладоней направлены наружу, пальцы направлены вверх, кончики пальцев оттянуты к голове. При каждом дыхании ладони как бы упираются наружу. Количество дыханий прежнее 9х9=81. Чем сильнее упор, тем дальше расходятся ладони. Расслабление только после окончания всего дыхательного цикла. Это упражнение увеличивает силу предплечья и плеча. Внимание: плечи погрузить, грудь подобрать, энергию погружать в область пупка, кончики пальцев оттягивать к голове. Упр. 7. Упор ладонями вверх с выдохами и вдохами. Положение ног прежнее, кисти, вывернув ладони, упираются вверх, центры ладоней обращены к небу, большие и указательные пальцы рук, располагаются друг против друга, образуют треугольник, обращённый к небу. На вдохе зубы плотно сжимать, на выдохе рот раскрывать, кисти упираются высоко вверх - чем сильнее напряжение, тем выше, пока не завершиться 81 дыхание. Это упражнение избавляет от неприятного запаха изо рта. Внимание: энергию погружать в область пупка, голову откинуть назад, глаза смотрят в тыльную сторону ладоней, грудь и живот не выпячивать, пальцы оттягивать вниз. Упр. 8. Свешивание кистей с выдохами и вдохами. Положение тела прежнее. Туловище нагибают до 900, кисти постепенно свешиваются вниз. Когда туловище наклоняется вниз - выдох, поднимается вверх - вдох. Кисти по мере наклона туловища опускаются всё ниже. Если дыхание слишком быстрое, то поднявшись в вертикальное положение, можно сделать вдох и выдох, после чего снова наклонить туловище вниз. Если усталость не чувствуется, можно повторить до 81 дыхательного цикла. Внимание: погрузить плечи, подобрать грудь, энергию погружать в область пупка; когда кисти свешиваются вниз, плечи немного перемещаются расслаблено; кисти должны быть расслаблены, никаких напряжений. Это упражнение эффективно в случае избытка жира в области живота. Оно способствует его уменьшению, утоньшению талии. Если жира слишком много, то для быстрого успеха, упражнение необходимо выполнять 3-5 раз в день по 9х9=81 дыханий. Эффект скажется уже через месяц. Вторая ступень. Упр. 9. Лукообразный шаг, потягивание корпуса вправо с выдохами и вдохами. Правую ногу отставить вправо на шаг, образуя правый лукообразный шаг. (Этот шаг, т.е. стойка, образуются так. Поставив ступни параллельно на ширине плеч, правую ступню выдвинуть вперёд на шаг параллельно самой себе, а левую развернуть влево на 450). Корпусом тянуться вперёд вправо, затем правую ладонь помещают за спину, а левую руку, согнув дугой, помещают перед грудью центром ладони наружу. Глаза смотрят на левую пятку. В этом упражнении, встав в стойку, плотно соединяют зубы, лишь затем выполняют от 1 до 81 дыхания. Внимание: данное упражнение представляет собой "правое сложение костей", но при выполнении не в молодом возрасте, успеха добиться трудно. Во время вдохов и выдохов тело совершенно неподвижно. Аналогично выполняют изгиб влево с левым лукообразным шагом. Упр. 10. Сжимать кулаки и обращать лицо вверх с выдохами и вдохами. Ноги, как и в предыдущем упражнении, т.е. в правом лукообразном шаге, туловище держать ровно. Правую руку согнуть в локте и, сжав кулак, поместить его над головой. Голову откинуть назад, глаза смотрят на центр правой ладони. Левую руку сжать в кулак и свесить вниз, центр ладони обращён назад. (рис. 10-а). Прикус зубов плотный. Продолжать выдохи и вдохи 81 раз, лишь потом расслабиться. Упражнение полезно при толстой шее. Внимание: во время вдохов и выдохов всё тело неподвижно, правая рука слегка согнута в запястье внутрь, голова откинута назад, шея напряжённо вытянута. Аналогично выполняют в левую сторону. Упр. 11. Упирание одной ладонью вверх, свешивание другой вниз с выдохами и вдохами. Положение ног - как в предыдущем упражнении: правый лукообразный шаг. Корпус вытянут ровно. Правая ладонь упирается вверх, центр ладони обращён к небу, пальцы отогнуты вниз к голове. Левую ладонь свешивают вниз, пальцы направлены к земле, центр ладони направлен к бедру. Глаза смотрят горизонтально. Прикус зубов плотный, выполняют 81 дыхание, затем расслабляются. Это упражнение оказывает взаимосвязанное действие с упр. 9 первой ступени. Внимание: при выполнении дыхания всё тело неподвижно. После завершения каждого выдоха-вдоха нужно упирать вверх правую ладонь, а левую тянуть вниз: смысл в растягивающем действии на кости. Аналогично выполняют в левую сторону. Упр. 12. Поднимании и опускание в присяде с выдохами и вдохами. Носки ступней "приклеить" к земле на расстоянии 40 см. друг от друга, руки поставить на пояс, туловище медленно опустить в присяде. При приседании пятки отрываются от земли, центр тяжести сохраняется только носками ног. Глаза смотрят горизонтально, прикус зубов плотный. Приседать до горизонтального положения бёдер. Подниматься и приседать до 81 дыхания. Длительная тренировка делает шаг устойчивым, почки крепкими, в старости не будет слабости в ногах. Внимание: во всём комплексе "преобразования мышц", только упр. 5, 12 и 14 содержат движения. В данном упражнении - приседая выдыхают, вставая вдыхают. При вставании используют носки ног, при стоянии - пятки покоятся на земле, при приседании вновь отрываются от земли. Третья ступень. Упр. 13 . Проглатывание Инь с выдохами и вдохами. Ступни "приклеены" к земле, расстояние между ними несколько больше 30 см. Руки помещены за спину, правая кисть сжата в кулак, левая сжимает правое запястье. Туловище слегка в присяде, колени немного согнуты, глаза смотрят горизонтально, зубы в плотном прикусе, кончик языка касается нёба. Выполняют непрерывно 81 выдох и вдох. Данное упражнение эффективно для молодых при длительной тренировке. В зрелом возрасте потренируешься несколько месяцев и результат будет неожиданный. В данном упражнении, стоя в положении "стояние столбом" , втягивая с дыханием энергию и опуская её в область пупка, можно излечить все хронические болезни. Внимание: в положении "стоя столбом" анус слегка напряжён и поднят (это способствует лучшему удержанию энергии в организме и концентрации её в соответствующем энергетическом центре - поле пилюли по китайски). Упр. 14. Отжимание с выдохами и вдохами. Всё тело выровнено в упоре, носки ног и пальцы "приклеены" к земле. Опускают и поднимают тело с выдохами и вдохами 81 раз. Вес тела в основном держат на кистях. Использовать кисти можно трояко. В первом случае движутся, "приклеив" к земле ладони. После чистого овладения, во втором варианте, ладони заменяют кулаками. После чистого овладения этим, при выполнении без перенапряжения, переходят к третьему варианту: кулаки заменяют пальцами. Пальцы также можно располагать по-разному: под углом и вертикально. Под углом - ногти обращены вверх, в вертикальном - ногти перпендикулярны земле. В данном упражнении трудней всего использовать пальцы. Выполнение подъёмов и опусканий туловища начинайте с небольшого числа раз, постепенно увеличивая количественно (число раз) и качественно (становясь на пальцы) нагрузки. В этом случае у вас не будет никаких затруднений. В дальнейшем, уменьшают количество пальцев, доводя до одного большого пальца - такова максимальная задача. Здоровые люди, выполняя это упражнение, через несколько месяцев достигают поразительных результатов в отношении силы пальцев, рук, поясницы. При выполнении этого упражнения больше года, можно гнуть медные монеты. Движения должны быть медленные. Внимание: данные движения нельзя выполнять страдающим туберкулёзом, болезнями сердца и желудка.

Воля – это, пожалуй, одно из самых сложных понятий в мире психологии. Вера в себя и собственные силы, умение себя дисциплинировать, проявление решительности в необходимое время, мужество и терпение – это все явления, которые воссоединяются в одно целое, образуя главную героиню нашей статьи. Психология охватывает несколько толкований понятия воли. В нашей статье мы постараемся узнать об этой таинственности как можно больше.

Что такое воля: определения

  1. Воля представляет собой осознанное регулирование каждым индивидуумом своих поступков и действий, выполнение которых требует моральных и физических затрат.
  2. Воля - это форма психического отражения, в которой отражаемым объектом выступает поставленная цель, мотивация её достижения и существующие объективные препятствия для реализации; отражённым принято считать субъективную цель, борьбу противоречий, собственное волевое усилие; результатом проявления воли является достижение цели и удовлетворение собственных желаний. Стоит отметить, что препятствия, с которыми приходится сталкиваться человеку, являются как внутренними, так и внешними.
  3. Воля - это сторона сознания, которая является своеобразным рычагом деятельности и регуляции начала, призванное создавать усилия и удерживать их в течение такого времени, сколько это необходимо.

Короче говоря, можно объединить все вышеизложенное и сделать вывод, что воля – это умение каждого человека , которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им собственной деятельности и разнообразных психических процессов.

Воля и её основные признаки

Современная психология подразделяет это явление на три наиболее распространённых вида в психике человека:

Развитие воли в характере человека

Эта отличительная черта характера человека отличает нас от поведения прочих живых существ на планете. Принято полагать , что это сознательное качество, которое образовалось вследствие образования социума и общественного труда. Воля тесно взаимодействует с познавательными и эмоциональными процессами, которые проходят в человеческой психике.

Ей подвластно проявлять всего две функции:

  • тормозную;
  • побудительную.

Функционирование первого качества проявляется в виде сдерживания тех поступков, которые противоречат вашим предубеждениям, признакам, нормам морали и прочее. Что касается второго качества, то он побуждает нас к активным действиям и реализации поставленных целей. Благодаря совокупности этих двух, взаимодействующих между собой функций, у каждого человека есть возможность развивать у себя волевые качества , преодолевать жизненные трудности, которые стоят на пути собственной реализации и счастья.

Стоит отметить, что, если качество жизненных условий, начиная с рождения, были неблагоприятными, то вероятность того, что у ребёнка будут хорошо развиты волевые качества – мала. Но верьте и знайте, что мужество, настойчивость, решительность и дисциплинированность всегда можно развить, благодаря кропотливой работе над собой. Для этого необходимо уделять время различным видам деятельности, подавляя внешние и внутренние препятствия.

Перечень факторов , которые способствуют торможению развития волевых качеств у детей:

  • избалованность;
  • жёсткие родители, которые полагают, что подавление решений ребёнка пойдёт ему на пользу.

Характеристики воли

  • Тесная взаимосвязь с понятием и мотивом “надо”;
  • Формирование четкого интеллектуального плана, который позволяет идти к реализации задуманного;
  • Осознанная опосредствованность;
  • Взаимодействие с иными психическими процессами, например: эмоции, внимание, мышление, память и прочее.

Воля в структуре характера и её воспитание

Самовоспитание и развитие собственных волевых качеств является неотъемлемой частью самосовершенствования каждой личности, исходя из чего, необходимо разработать правила и программы по разработке самовоспитания “силы воли”.

Если силу воли рассматривать как самопроизвольное управление, то оно должно включать в себя самостимуляцию, самодетерминацию, самоконтроль и самоинициацию. Давайте рассмотрим каждое понятие более подробно.

  • Самодетерминация (мотивация)

Детерминация или, как мы привыкли говорить, мотивация – это обусловленность поведения человека, которая была побуждена определёнными факторами или причинами. В произвольном поведении человека причина действия и поступка таится в самом человеке. Именно он отвечает за реакцию организма на раздражитель. Однако, принятие решения является более сложным процессом , который охватывает больше протекающих явлений.

Мотивация - это процесс формирования намерения действовать или бездействовать. Сформированный фундамент своего поступка называется мотивом. Довольно часто, чтобы постараться понять причину действий другого человека, мы задаёмся вопросом, а какой мотив побудил человека к совершению этого поступка.

Подведя итоги всего вышеизложенного, хочется отметить, что у одного человека все составляющие волевых качеств проявляются неоднородно: одни лучше, другие хуже. Это свидетельствует о том, что воля неоднородна и в зависимости от различных жизненных ситуаций. Следовательно, можно полагать, что единственной для всех случаев силы воли нет, в обратном случае она бы проявлялась одним человеком либо крайне успешно, либо стабильно плохо.

Но это не говорит о том, что нет смысла заниматься самосовершенствованием и воспитанием своей силы воли. Следует полагать, что на пути можно встретиться с существенными трудностями, поэтому необходимо обзавестись терпением, мудростью, тактом и человеческой чуткостью.

6.9. Характеристики и виды волевого усилия

Волевое усилие может иметь различную степень выраженности как по интенсивности, так и по длительности. Эта степень и характеризует проявляемую тем или иным человеком силу воли.

Волевое усилие характеризуется и таким свойством, как лабильност ь (подвижность). Это свойство отчетливо проявляется в произвольном внимании и заключается в умении человека когда нужно - напрячь внимание, а когда можно - ослабить его интенсивность. Неумение расслаблять внимание приводит к быстрому психическому утомлению и, в конце концов, к невнимательности. То же можно сказать и о произвольном сокращении и расслаблении мышц.

Волевое усилие характеризуется также направленностью, в связи с чем различают такие его функции, как активация и торможение (запуск и остановку при наличии внешнего и внутреннего сопротивления, усиление и ослабление, ускорение и замедление). В различных ситуациях человек использует разные характеристики волевого усилия в разной степени: в одном случае прилагает максимум волевого усилия однократно, в другом - сохраняет волевое усилие определенной интенсивности длительное время, в третьем - тормозит реакции.

Виды волевых усилий. Волевое усилие может быть не только физическим, но и интеллектуальным. Приведу описание интеллектуального волевого усилия, сделанное знаменитым парапсихологом В. Мессингом: «Мне надо собрать все свои силы, напрячь все свои способности, сконцентрировать всю свою волю, как спортсмену перед прыжком, как молотобойцу перед ударом тяжелой кувалдой. Мой труд не легче труда молотобойца и спортсмена. И те, кто бывал на моих психологических опытах, иной раз видели капли пота, выступающие у меня на лбу» [Великие пророки, 1998, с. 198].

Интеллектуальные волевые усилия прилагаются человеком, например, тогда, когда он вчитывается в сложно написанный текст, пытаясь понять, что хотел сказать автор. К этому же виду волевых усилий можно отнести и напряжение внимания спортсмена на старте, когда он ждет сигнала к началу бега.

П. А. Рудик выделял следующие виды волевых усилий:

1. Волевые усилия при мышечных напряжениях.

2. Волевые усилия, связанные с преодолением утомления и чувства усталости.

3. Волевые усилия при напряжении внимания.

4. Волевые усилия, связанные с преодолением чувства страха.

5. Волевые усилия, связанные с соблюдением режима. Придерживаясь этого принципа классификации волевых усилий, надо было бы сказать и о волевом усилии, связанном с преодолением нерешительности, страха перед возможной неудачей и т. д.

Б. Н. Смирнов выделял мобилизующие и организующие волевые усилия. Мобилизующие волевые усилия содействуют преодолению препятствий при возникновении физических и психологических трудностей и реализуются при использовании приемов психической саморегуляции типа словесных воздействий: самоободрения, самоубеждения, самоприказа, самозапрещения и т. п. Все они, как писал упомянутый автор, являются приемами самомобилизации волевых усилий.

Организующие волевые усилия проявляются при технических, тактических и психологических трудностях в преодолении препятствий и реализуются путем употребления другой группы приемов психической саморегуляции. А именно используются различные виды произвольной направленности внимания на контроль за ситуацией и собственными действиями; противодействие отвлекающим внимание факторам (подавление непроизвольного внимания); идеомоторная подготовка; контроль за расслаблением мышц; регуляция дыхания; наблюдение за соперником; решение тактических задач и т. д. Основное назначение организующих волевых усилий - оптимизация психического состояния, координация движений и действий, экономное расходование сил.

При таком широком спектре функций, выполняемых организующим волевым усилием (сюда входит все, что не связано с мобилизацией), возникает сомнение: действительно ли выполнение всех этих контрольных действий связано с волевым напряжением, а не с волевым импульсом и простым привлечением внимания к решаемой задаче; не принимается ли за волевое усилие простая команда начать то или иное действие?

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Язык и сознание автора Лурия Александр Романович

Из книги Психология установки автора Узнадзе Дмитрий Николаевич

автора Войтина Юлия Михайловна

Выполнение волевого акта

Из книги Психология воли автора Ильин Евгений Павлович

63. СТРУКТУРА ВОЛЕВОГО ДЕЙСТВИЯ Любое волевое действие начинается с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называть желанием.Если желание осознанно, то влечение всегда смутно, неясно.

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

6.7. Природа волевого усилия Природа волевого усилия до конца еще не раскрыта. Каковы физиологические механизмы возникновения волевого усилия, каким путем человек регулирует его интенсивность, т. е. энергию, - все это остается пока не выясненным до конца (что дает

Из книги Думай медленно... решай быстро автора Канеман Даниэль

6.8. Самостимуляция как механизм актуализации волевого усилия Волевое усилие возникает не спонтанно, а под влиянием самостимуляции, которая является психологическим механизмом волевой активности. Одним из первых на сознательную самостимуляцию волевых усилий обратил

Из книги 100 способов уложить ребенка спать [Эффективные советы французского психолога] автора Бакюс Анн

8.3. Характеристики волевого поведения (сложные морально-волевые качества) Реальное волевое поведение человека часто определяется сочетанием многих личностных качеств, и не только волевых, но и нравственных (моральных). Поэтому при характеристике волевого поведения

Из книги Похвалите меня [Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе] автора Рапсон Джеймс

Оценка силы и длительности волевого усилия по А. Н. Шадрину Новизна подхода заключается в отказе от оценки субъективных ощущений испытуемого, обычно выражающихся в словесных формах типа «устал», «очень устал», «скоро не смогу» и т. д. В основу предлагаемой методики

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

§66. Анализ волевого действия Волевое действие, как мы знаем, предполагает предварительное осознание цели действия и средств, ведущих к достижению этой цели. Это значит, что человек, прежде чем приступить к действию, намечает мысленно, для чего и как он будет действовать,-

Из книги автора

Умственные усилия Если вы хотите почувствовать работу Системы 2 на полную мощность, проделайте следующее упражнение, которое за 5 секунд выведет вас на пределы когнитивных возможностей. Для начала придумайте несколько комбинаций из четырех разных цифр и запишите каждую

Из книги автора

Напряжение и усилия Симметрия многих ассоциативных связей стала главной темой при обсуждении ассоциативной связности. Как упоминалось раньше, люди, которые «улыбаются» или «хмурятся», засунув в рот карандаш или зажимая шарик между бровями, склонны испытывать эмоции,

Из книги автора

Из книги автора

Прикладывайте усилия Для успеха практики избавления от иллюзий мы советуем следующее: Осознанно работайте со своим партнером. Если вы состоите в отношениях, скажите ему: «Я собираюсь поработать над этим, и мне нужна твоя поддержка». Медитируйте. Работайте с телом

Из книги автора

64. Анализ сложного волевого действия Воля человека проявляется в действиях, поступках, выполняемых с заранее поставленной целью. Однако такие действия, как ходьба, устный счет в пределах таблицы умножения, речевое общение с близкими, родными и т. д., не являются




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины