22.08.2019

"здоровые зубы - здоровью любы". Конспект урока ОБЖ «Здоровые зубы здоровью любы! Объясни пословицу здоровые зубы здоровью любы


Автор : Лапина Вера Анатольевна, воспитатель группы продленного дня ГБОУ РМЭ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 1 г. Йошкар-Ола для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII»

Цель : знакомство обучающихся со строением и значением зубов, основными правилами ухода за зубами и полости рта.

Задачи:

  • Способствовать развитию у обучающихся основных навыков самообслуживания, умения предотвращать заболевание ротовой полости; привитие навыков личной гигиены, привычки правильного ухода за зубами.
  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
  • Развивать память, внимание, мышление, речь, воображение учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, мультфильм «Фиксики», зеркальца, зубные щётки для всех учащихся, зубная паста, ополаскиватель для зубов, флосс, аудиозапись песни «От улыбки», всем детям листы для рисования, цветные карандаши, памятки для учащихся.

Ход занятия:

1. Приветствие. Настрой на занятие

Здравствуйте, ребята! Хочу еще раз сказать это чудесное слово «Здравствуйте! Здравствуйте!». И вы тоже по чаще говорите «Здравствуйте!» маме, папе, друзьям, прохожим и, конечно же, нашим гостям. (Дети поворачиваются лицом к гостям, здороваются).

Вы почувствовали, как у них поднялось настроение? Дело в том, что слово «Здравствуйте!» особенное. Когда мы говорим его, то не только приветствуем кого-то, но и желаем ему здоровья. Это слово обладает оздоровительной силой. В этом слове, как и в слове «здоровье» много звуков, которые дают нам заряд бодрости. Так будьте же здоровы, никогда не болейте.

Послушайте, ребята, загадки, и вы узнаете, о чём мы с вами будем говорить на сегодняшнем занятии нашего кружка «Здоровье».

  1. 33 весёлых друга
    Уцепились друг за друга,
    Вверх и вниз несутся в спешке,
    Хлеб жуют, грызут орешки!
  1. Красные двери в пещере моей,
    Белые звери стоят у дверей.
    И мясо, и хлеб - всю добычу мою
    Я с радостью белым зверям отдаю.

О чём эти загадки? (о зубах). Тема нашего занятия «Здоровые зубы здоровью любы».

2. Работа по теме занятия

Функции зубов.

У вас на партах лежат зеркала. Возьмите зеркало в руки и рассмотрите свои зубки. Будьте аккуратны при работе с зеркалом.

Посмотрели, аккуратно положили зеркала на место.

Пощупайте язычком свои зубы и дёсны, опишите, что вы почувствовали? Какие они? (Гладкие, твёрдые острые. Передние зубы имеют острые края, а задние бугристую поверхность)

Все ли зубы имеют одинаковую форму?

Зачем человеку зубы?

1. Зубы откусывают и пережёвывают пищу.

Чтобы пища лучше переваривалась, она смачивается во рту слюной и измельчается зубами.

2. Зубы помогают правильно говорить.

Попробуйте сказать слова не касаясь языком передних зубов: «дом», класс, «стол», своё имя. Сделайте вывод, зачем нужны зубы?

Наличие здоровых зубов, особенно передних, имеет важное значение для нормальной дикции, то есть ясного, чёткого произношения слов, для нормальной речи.

3. Здоровые зубы украшают лицо человека.

Нельзя также упускать из виду и того, что здоровые зубы служат украшением лица, больные же зубы или отсутствие зубов нарушает правильность черт лица, делает лицо некрасивым.

Обычаи, связанные с выпадением зубов

Первые зубы, молочные, появляются у человека на первом году жизни. К 6-7 годам их становится 20. К 10-11 годам молочные зубы выпадают и на их месте вырастают постоянные. Смена молочных зубов на постоянные зубы - естественный процесс, который происходит у всех детей, и не надо этого бояться. Но, если человек потеряет постоянный зуб - новый на его месте уже не вырастет.

В разных странах существуют разные обычаи, связанные с выпадением зубов. У испанцев надо забросить зуб на крышу дома и рассказать смешной стишок, приглашая мышонка взять старый зуб и принести новый. Когда японский ребёнок теряет зуб, он бросает его в воздух и кричит: «Превратись в зуб Они». (Они - это японское чудовище, у которого очень крепкие зубы).

У корейцев ребёнок бросает зуб на крышу и говорит: «Чёрная птица, чёрная птица, я даю тебе свой старый зуб, пожалуйста, дай мне новый». (Чёрная птица символизирует удачу). В России тоже зовут мышку, а зуб принято класть на печку или под подушку.

Форма зубов

Возьмите зеркальце. Найдите у себя постоянные зубы, молочные зубы. Они отличаются цветом и размером. Временные зубы бело-голубоватого цвета и меньше по размеру. За молочными зубами нужно ухаживать так же тщательно, как и за постоянными. Если молочные зубы будут болеть, во рту будет много микробов, тогда постоянные зубы здоровыми не вырастут.

Все зубы разные по форме и размеру, так как выполняют разную работу. Передние зубы - это резцы. Рассмотрите их в зеркало. Они находятся вверху и внизу прямо посередине. Проведите языком по краю. Чувствуете, какие они острые. Этими зубами мы откусываем небольшие кусочки от пищи. Например, когда едим яблоко, хлеб.

По бокам резцов расположены клыки. Да, они так называются. Клыки нужны для разрывания и разгрызания плотной пищи, например, морковки, мяса. Посмотрите на них - они не такие, как резцы. Чувствуете, какие у них острые края? Клыки есть у многих животных, особенно у хищников. У кошки тоже есть клыки.

А пережёвывают, перетирают пищу большие и малые коренные зубы. Их поверхность неровная, с выступами. Так легче перетирать пищу.

Зубы всякие нужны, зубы всякие важны!

Работа с рисунком «Строение зуба»
- Вы узнали, ребята, что зубы выполняют очень трудную работу. А чтобы хорошо справляться с ней, зубы должны быть хорошо защищены.
- Такая защита у зубов есть! Ребята, легонько постучите кончиком ручки по зубам. Чувствуете, какие они твёрдые. Это потому что они покрыты толстым слоем эмали. Нет ничего более твёрдого в нашем организме, чем эмаль. Она твёрже, чем кость. Здоровую крепкую эмаль не берёт даже сверло, а острие сабли при ударе об эмаль тупится.

Внутри зуба под эмалью спряталась мягкая пульпа. Здесь помещены нервы и кровеносные сосуды, через которые в зуб поступают кислород питательные вещества и витамины, необходимые для роста и сохранения зуба. У каждого зуба есть свой корень. Он закрепляет зубы, чтобы они не шатались и не выпадали. Через корень проходит нерв, который передаёт сигнал в мозг и обратно о состоянии ваших зубов. Основание зуба со всех сторон окружено десной. Очень важно, чтобы дёсны были здоровыми, иначе инфекция может распространиться на зуб и разрушить его. Чтобы сохранить зубы здоровыми, нужно соблюдать правила:

Как поел, почисти зубки.
Делай так 2 раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты...

(чтение правила обрывается, входит Баба Яга)-

Ведущий:
А вот и бабушка Яга - беззубая старушка.

Баба Яга:
Костяная я нога - детишкам всем подружка.
Зубки изучаете?
А зачем - не знаете.
А я люблю погрызть орешки,
Чупа-чупс и кириешки.
Я сухарики кусала,
Предпоследний зуб сломала.
И теперь один лишь зуб.
С ним хлопот не знаю.
Да я и одним зубом всех перекусаю.

А это что у вас за правило? (читает с доски)

Как поел, почисти зубки.
Делай так 2 раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идём
В год 2 раза на приём.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет! (смеётся)

У меня своё правило есть (достаёт из-под фартука, читает)

Как поел, не чисти зубки.
Делай так 3 раза в сутки!
Ешь конфеты, а не фрукты.
Во! Отличные продукты!
Если зуб забеспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу - ни шагу!
Получишь орден за отвагу!

Правильно? А вообще-то я к вам на минутку, забежала посоветоваться, как правильно сказать:

У рыбей нет зубей?
У рыбов нет зубов?
У рыб нет зуб?
(Дети отвечают: У рыб нет зубов)

Ведущий:
- Мы, Баба Яга, всегда знали, что у тебя проблемы с зубами, да ты к тому же ещё и неграмотная. Сядь лучше, послушай ребят. (Баба Яга садится)

Ну что ж, Баба Яга прекрасно обходится одним зубом, а мы-то с вами должны беречь свои зубы. Сейчас мы узнаем, почему болят зубы.

Вы слышали, ребята, о том, какая крепкая эмаль на наших зубах. Но почему же она разрушается? Да, эмаль разрушается очень быстро, если за зубами не ухаживать. На поверхности эмали появляются маленькие трещины. А отчего они появляются?

1 ученик (слайд)
Трещины на эмали зубов могут появиться, если грызть зубами твёрдые орехи, леденцы, от дурной привычки брать в зубы гвозди, булавки, грызть ручки, карандаши. Кроме того, трещины могут появиться, если сразу после горячей еды выпить, например, холодный сок, воду или откусить мороженное. Эмаль может потерять свою прочность, если человек неправильно питается: не пьёт молоко, не ест творог, овощи, фрукты, чёрный хлеб, а, наоборот, ест много конфет и других сладостей.

2 ученик.
После еды в эти маленькие трещины и в узенькие щелочки между зубами попадают остатки пищи. Если их не удалять, они начинают гнить, в результате образуются опасные микробы, которые будут и дальше разрушать эмаль зубов, и в зубе образуется полость или попросту дырка. Такое заболевание называется кариес. Если такой зуб не лечить сразу, то потом возникает сильная боль, даже может разболеться вся область вокруг зуба. Вместе с грязными руками в рот тоже могут попасть микробы, опасные для зубов. Поэтому очень важно мыть руки перед едой. А ещё больные зубы вредят другим органам: сердцу, почкам. Человек с больными зубами не может хорошо пережёвывать пищу, и от этого может заболеть желудок.

Если врач не залечит дупло, пока оно маленькое, то дупло будет увеличиваться в размерах и достигнет внутренней части зуба, и поэтому зуб начинает болеть. Если вовремя не обратиться к врачу, то можно потерять зуб. Но многие ребята очень боятся зубного врача.

(дети разыгрывают сценку «Вредный Петя» - Петю можно заменить куклой и вести с ней диалог)

Ведущий:
- Жил на свете мальчик Петя.
Больше всех любил на свете
Этот мальчик шоколад,
Чоко-пай и мармелад.

Что ж, конфеты любят дети.

Но не чистил зубы Петя.
Щётки, как огня, боялся.
Даже редко умывался.

Петя:
- Фу, колючая какая!
Поцарапает мой рот.
Фу! Противная какая!
Кто такую в рот возьмёт?!

Ведущий:
- Ведь не думал он, ребята,
Что зубы заболят когда-то.
Вот шоколадку Петя съел,
И зуб у Пети заболел.
Петя бегает, кричит:

Помогите! Зуб болит!
Ой! Ой! Ой! Нет сил терпеть!
Что ж теперь мне умереть?

Мама Петеньку жалеет,
Полосканье в чашке греет.

Мама:
- Мы пойдём с тобой к врачу.

А Петя снова: «Не хочу!»

Мама:
- Петя, Петя, ты не трусь.

Петя:
- Нет! Я врача совсем боюсь!
У него сверло такое!
Вмиг просверлит он меня!
У него щипцы такие!
Все зубы вырвет у меня!
Там уколы ставят всем.
Там убьют меня совсем!
У врача ужасный вид.
Пусть уж лучше зуб болит.

(подбегает Баба Яга)

Ты, касатик, потерпи.
Шоколадкой закуси.
Будем вместе: ты да я!
Мы беззубая семья!
(Петя убегает от Бабы Яги)

Ведущий
- Зря кричишь ты: «Ой! Ой! Ой!»,
Доктор ведь совсем не злой.
Вы его не бойтесь, дети,
Он добрее всех на свете.

Доктор:
Вы, больной, меня не бойтесь,
Не тряситесь, успокойтесь (лечит)
Не убьём, не искалечим.
Мы немножко вас полечим.
Вот и всё! Стал зуб здоров!

Не бойтесь, дети, докторов!

Практическое задание
(Детям выдаются листочки с изображением зуба)

Это наш Зубик. Он здоров. Но вот в нём, как в Замке, поселяется Зубная боль. Как она попала в наш Замок? Где нашла вход?

(рисуют карандашом маленькую дырочку) Чтобы ей не голодать, мы её всё время подкармливаем: то конфетку, то печенье ей. Боль растёт, растёт. Растёт и дырка, в которой она живёт. Что же нужно сделать, чтобы Боль не попала в Замок? Правильно, нужно выгнать её из Замка и больше не пускать? Это может сделать только врач. Давайте мы, как Лису метлой из чужой норки, выгоним её из Замка (стирают резинкой) и закроем вход в Замок (закрашивают зуб). И Зубик опять улыбается.

Чтобы зубы были здоровыми

Чтобы в кабинете врача не было больно и страшно, нужно приходить к врачу тогда, когда зубы ещё не болят, не реже 2-х раз в год. А ещё нужно выполнять очень простые правила, о которых нам расскажут ребята.

3 ученик:
- Чтобы зубы были здоровыми, их нужно чистить и ухаживать за ними. Нужно удалять остатки пищи, которые застревают между зубами и в маленьких трещинках. И в этом вам поможет зубная щётка. Щетина её «выметает» остатки пищи, а зубная паста или зубной порошок очищают зубы и рот от микробов. После этого зубы снова становятся белыми, блестящими, гладкими.

4 ученик:
У каждого человека должна быть своя зубная щётка. Щетинка её не должна быть очень жесткой, чтобы не повредить дёсны и не поцарапать во рту.
Менять щётку нужно 4 раза в год. Чистить зубы следует 2 раза в день: утром и вечером перед сном, а после каждого приёма пищи нужно полоскать рот.

Практическое задание
- А сейчас мы поучимся правильно чистить зубы.
1. Вначале нужно вымыть руки с мылом.
2. Зубную щётку хорошо промыть под струёй воды и стряхнуть.
3. На щётку выдавить немного зубной пасты.
4. Верхние зубы следует чистить сверху вниз, а нижние - снизу вверх. Потом, несильно нажимая, провести щёткой вправо и влево; так же чистят зубы и изнутри. Потом чистят жевательную поверхность каждого зуба. Чистить зубы нужно не менее 3-х минут.
5. Затем хорошенько прополоскать рот тёплой водой.
6. Тщательно промыть зубную щётку, стряхнуть и поставить в стакан ручкой вниз, чтобы щётка просохла.

Мы научились правильно чистить зубы. А знаете ли вы, всегда ли были зубные щетки и человек умел чистить зубы? (просмотр фрагмента мультфильма «Фиксики» о зубной щётке)

А теперь узнаем, как надо питаться, чтобы зубы не портились.

5 ученик:
Чтобы зубы не портились, нужно в пищу употреблять молоко, молочные продукты, овощи, фрукты. Особенно полезен зубам витамин Д, он содержится в рыбе, яичном желтке, молоке, масле. Полезно есть капусту, лук, чеснок, горох, фасоль, апельсины, помидоры, гречку, овсянку, морскую капусту, ржаной хлеб. Эти продукты содержат витамина, кальций, фосфор, укрепляющий эмаль зубов.

Практическое задание

Выбери те продукты, которые полезны для зубов. (На блюде у одной группы детей морковка, яблоко, конфета, творог, арахис, шоколадка, помидор, кефир, сухарики, у другой группы - то же самое записано словами. Дети выбирают то, что полезно для зубов)

3. Подведение итогов

Баба яга:

А сейчас мы поиграем, а заодно и проверим, как вы усвоили сегодняшний материал.

Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Говорите: «Нет, нет, нет!»

Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.

Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный.

Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет.

Говорила маме Люба:
«Я не буду чистить зубы»
И теперь у нашей Любы
Дырка в каждом, в каждом зубе.

Каков будет ваш ответ?
Молодчина Люба?
Нет!

Навсегда запомните,
Милые друзья,
Не почистив зубы,
Спать идти нельзя.

Если наш мой хороший,
Вы похлопайте в ладоши

Молодцы, ребята! Хорошо усвоили тему, да и я тоже буду теперь беречь свои зубы. Спасибо вам за науку! До новых встреч! (Баба Яга уходит)

Заканчивая наше занятие, я хочу вам сказать, что красивая улыбка - это одна из составляющих вашего здоровья и уверенности в себе. Здоровая полость рта - это неотъемлемая часть здоровья организма в целом. Поэтому не оставляйте уход за зубами на потом. Уделяйте зубам должное внимание, чистите их утром и вечером, а также полоскайте рот после каждого приема пищи. Здоровые зубы, не те, которые хорошо лечат, а те, за которыми постоянно и хорошо ухаживают. Если вы хотите стать обладателем здоровых и красивых зубов, нужно просто пользоваться всеми правилами гигиены зубов и полости рта. Не забывайте, что ваше здоровье - в ваших руках.

(раздаю памятки для работы дома всей семьёй)

А что бы ещё вы хотели узнать по этой теме? (дети высказываются, учитель нацеливает на работу на следующем занятии)

Образовательная область: «Познавательно-исследовательская».

Цель: Содействовать самостоятельному и осознанному выполнению правил личной гигиены (особенно гигиены зубов).

Образовательные задачи:

Формировать представления детей о зубах, их строении и разновидностях, их предназначении.

Продолжать знакомить с правилами личной гигиены, способами ухода за зубами (чистка зубов, полоскание полости рта после еды, посещение стоматолога в целях профилактики зубных болезней).

Развивающие задачи:

Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.

Формировать активное участие в игре с взрослым и сверстниками.

Воспитательные задачи:

Воспитывать желание ответственно и осознанно относиться к своему здоровью, потребность соблюдать личную гигиену.

Воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы.

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Развитие речи», «Познавательно-исследовательская деятельность», «Физическая культура», «Здоровье».

Форма проведения совместной деятельности: НОД.

Методы и приемы:

Практические: Дидактическая игра "Что полезно, а что вредно", физминутка, опыт «Как правильно чистить зубы».

Наглядные: демонстрационный материал (картинки).

Словесные: беседа и вопросы по изображению, загадывание загадок, художественное слово, словесная игра «Полезные и вредные советы».

Оборудование: зубные щетки на каждого ребенка, зубные пасты, зубные порошки, зубные щетки, ополаскиватель для зубов.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребятки. Меня зовут Татьяна Владимировна.

Давайте поздороваемся со всеми (выполняется вместе с детьми).

Здравствуйте, наши ладошки! (хлоп-хлоп)

Здравствуйте, резвые ножки! (топ-топ)

Эй, язычки, просыпайтесь! (цокают)

Глазки, скорей открывайтесь! (моргают)

Здравствуй, дружочек, здравствуй, дружок,

Крикнем мы дружно на весь белый свет:

Солнце, привет! (машут солнцу.)

Гости, привет! (машут гостям.)

Ребята, помните доброго доктора Айболита, который лечил больных людей и зверей? (Ответы детей.) Сегодня утром он прислал вам посылку. Давайте её откроем и вместе посмотрим, что внутри. (Воспитатель достаёт из посылки письмо и читает.)

«Здравствуйте, мои милые, друзья из детского сада «Солнышко». Я надеюсь, что вы растёте здоровыми и любознательными, умными и воспитанными детками. Отгадайте мою загадку, и вы узнаете для чего я вам прислал эту посылку. Я надеюсь, что вы узнаете много полезного и интересного. Желаю успеха! Любящий вас доктор Айболит!»

Когда мы едим – они работают,

Когда не едим – они отдыхают.

Не будем их чистить – они заболят.

Правильно – это зубы. Сегодня мы поговорим с вами про зубы, про наших верных помощников, узнаем для чего они нам нужны и как за ними ухаживать, а предметы, которые прислал нам Доктор Айболит, нам помогут.

Где находятся зубы, ребятки? (во рту). Правильно во рту.

А знаете ли вы, зачем вам зубы нужны? Чтобы кусаться? (Чтобы жевать, правильно говорить, улыбаться, откусывать, пережевывать, грызть.)

Без зубов человек может разговаривать? Без зубов человек не сможет красиво улыбаться. Без зубов мы не сможем откусить, грызть, пережевывать фрукты и овощи.

Молодцы, ребята! Правильно, зубы выполняют очень большую работу. Им приходится много пережевывать пищи. Если не пережевывать еду – мы будем проглатывать еду кусками, а это очень вредно, может заболеть живот.

Без зубов человек не сможет хорошо питаться, у него не будет сил и он совсем заболеет. Зубы помогают нашему организму набраться сил и жизненной энергии.

Давайте постучим языком по верхним зубам. Скажите: д-д-д. Какие зубы: твёрдые или мягкие? Да, ребята, зубы – самые твёрдые части нашего тела.

Ребята, давайте рассмотрим с вами зуб. (Картинка.)

Какого цвета зуб? (белого).

Правильно, он белый, одетый в красивую «рубашку» из эмали. Эмаль – это тонкий слой, покрывающий верхнюю часть зуба. Эмаль защищает зубы от холода от тепла от ударов.

Кто мне скажет, чем покрыты зубы?

Верхняя часть зуба, ребятки, называется коронкой (показываю).

Как называется верхняя часть зуба? (правильно, коронка).

А в десне, ребятки, находится корень у зубика, посмотрите вот он какой. Это корень зуба. Что это? (корень).

Корень находится глубоко в десне, мы его не видим. Корень крепко держит зуб. Зуб крепко держатся в десне с помощью корня и не падают и не шатаются. Что это, ребятки? (корень) Где он находится? (в десне?) Корень, что делает? (крепко держит зуб).

У маленьких деток зубки маленькие, их называют молочными, потому что они прорезываются в то время, когда ребенок питается только грудным молоком и не может есть твердую пищу. Молочные зубки выпадут и на их месте вырастут коренные зубы. У взрослых – 32 зуба.

Какие у детей зубы? (молочные). А у взрослых какие? (коренные).

А сейчас, я предлагаю вам сейчас послушать одну историю.

Однажды жили - были в «Домике - ротике» зубы и язычок. Были они очень хорошими друзьями, и никогда не ссорились. Но случилось однажды, что домику- ротику прислали к празднику много-много гостинцев: конфет, шоколада и мармелада. Домик-ротик угостил сладостями и язычок и зубки. Но им все было мало. Язычок облизывается, говорит, еще хочу, и зубки стучат, еще хотим! Так все сладости и съели. И тут с ними случилась беда.

Как, вы думаете, ребята, что случилось с зубками? (Они ели много сладкого, и теперь заболели.)

Да, случилась беда – зубы заболели. Из-за сладкого на зубках поселились микробы и начали портить зубы. - Заболевание зубов называется кариес. (Картинка.)

Кариес – это разрушение эмали зуба. Эмаль зуба разрушается, образуется дырочка в зубе, и зуб начинает болеть.

Что такое кариес, ребятки? (болезнь зуба), (дырочка в зубе).

Эмаль зуба может потрескаться от горячего или от холодного, если грызть зубами леденцы или орехи раскалывать зубами.

На эмали зубика появляется трещинка, туда попадают бактерии и начинают портить зуб. И появляется вот такая дырочка в зубике. Это очень больно.

Как появляется кариес? (разрушается эмаль зуба).

Вспомним нашу историю про зубки.

И все могло закончиться очень печально, но на помощь пришли помощники.

Как вы думаете, кто эти помощники?

Послушайте загадку.

Костяная спинка,

Жесткая щетинка,

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит (зубная щетка).

Правильно, на помощь пришли помощники - это зубная щетка и зубная паста.

Зубная щетка изготовлена из пластмассы. За ручку мы держим щетку в руке крепко, удобно. На головке зубной щетки – щетинки. На эти щетинки выдавливаем зубную пасту и чистят зубы.

Давным – давно, когда не было зубных щеток, в древнем Египте люди пользовались деревянной палочкой с разжеванным «веничком» с одной стороны. (Картинки.)

Дид. игра «Выбери себе щетку и пасту»

Ребятки, Доктор Айболит прислал вот такие зубные щетки, посмотрите. Дети какой щеткой будут чистить зубы? (детской).

А взрослые? (щеткой для взрослых). А почему?

Детям нужна детская щетка, с мягкой щетиной. А можно чистить зубы маминой или папиной щеткой?

Нет, только своей личной щеткой.

Кто знает, сколько раз в день нужно чистить зубы? (два раза).

Когда чистят зубы? (утром и вечером).

А вы когда чистите зубы?

А ваши мамы и папы?

Выберем зубную пасту.

Какая зубная паста нужна детям? (детская). А взрослым – паста для взрослых.

Перед тем как чистить зубы нужно вымыть руки с мылом, вымыть щетку с мылом, положить немного пасты на щетинку. Как почистили зубки, нужно снова вымыть щетку с мылом и поставить в стаканчик. Через каждые 3 месяца нужно покупать новую зубную щетку.

А если нет возможности почистить зубки, что нужно делать? (прополоскать ротик водичкой).

А если все-таки случилась беда, и зубы заболели, что нужно делать?

Надо обязательно показать их зубному врачу.

Как называется зубной врач? (стоматолог).

А теперь встанем ребятки в кружок, немножко отдохнем.

Физкультминутка:

Наши деточки устали,

И со стульчиков все стали,

Потянулись, потянулись,

Солнышку мы улыбнулись,

Вправо, влево наклонились

Быстро к речке мы спустились,

Льется чистая водица

Мы умеем сами мыться,

Зубную пасту мы берем

Зубной щеткой зубы трем

Моем шею, моем уши

Сами вытремся посуше.

Есть еще один секрет, ребятки: очень важно правильно чистить зубы. Садитесь за столы. Мы проведем опыт с расческами. Представим себе, что расчески – это наши зубки, а кусочки ваты– это остатки пищи, которые застряли между зубами.

Ребятки, вам нравятся такие зубы, где много мусора? (нет).

Вот так у нас после еды и сладостей собираются остатки пищи, на них появляются микробы, зубы начинают портиться.

Попробуем почистить наши зубки.

Возьмите зубные щетки и проведите слева направо по расческе. Что получилось? (мусор остался).

А теперь сверху вниз, и переверните расческу снизу-вверх. Что получилось?

Чистыми стали наши зубки?

Кто скажет, как надо правильно чистить зубы? (сверху вниз верхние зубки и снизу-вверх нижние.

А теперь сядем на стульчики.

Дети, чтобы зубы были здоровы, нужно не только правильно за ними ухаживать, но и есть полезные продукты.

Ребята, как вы думаете для того чтобы зубки были крепкими, какие продукты нужно кушать? (ответы детей).

Для укрепления зубов необходимо есть молочные продукты. (Картинка.)

Овощи и фрукты – всем полезные продукты! (Картинка.)

Конфеты, сухарики, орехи и разные сладости полезная пища для зубов? (Картинка.)

Поиграем в игру, что полезно для зубов, а что вредно?

(Проводится игра «Что полезно для зубов».)

Молодцы! Вы хорошо знаете, что полезно, а что неполезно.

Будут здоровыми зубы всегда,

Если полезная в доме еда.

Мясо, кефир и фрукты –

Очень нужные продукты.

Сахар зубы разрушает,

А яблоко укрепляет.

А сейчас встанем в круг и поиграем. Я буду давать вам советы.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Говорите: нет, нет, нет.

  1. Чистить зубы надо каждый день: утром и вечером.
  2. Можно пользоваться чужой зубной щеткой.
  3. Есть овощи и фрукты.
  4. Чистить зубы надо детским кремом.
  5. После чистки зубов, зубную щетку промываем мылом.
  6. Можно открывать зубами крышки бутылок.
  7. Ешьте шоколад, вафли, сахар, мармелад.
  8. Есть молочные продукты.
  9. Раскалывать зубами орехи.

Молодцы, ребятки понравилось вам сегодня играть?

Доктор Айболит хочет, чтобы зубки у вас были здоровыми и не болели. Будете чистить зубки без напоминаний? (молодцы). Доктор Айболит прислал вам яблочки, они укрепляют зубы. Ешьте на здоровье. И всегда помните – берегите зубы, ухаживайте за ними.

Занятие по формированию навыков

здорового образа жизни.

2 класс.

Тема: «Здоровые зубы – здоровью любы»

Цель:

Знакомство учащихся с основными правилами ухода за зубами и полости рта.

Способствовать развитию у учащихся основных навыков самообслуживания, умения предотвращать заболевание ротовой полости; привитие навыков личной гигиены, привычки правильного ухода за зубами.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Развивать память, внимание, мышление, речь, воображение учащихся.

Оборудование: рисунки зубов (рот со здоровыми зубами, рот с испорченными зубами), зубные щётки для всех учащихся, зубная паста, полотенце, флосс, аудиозапись песни «От улыбки», всем детям листы для рисования, цветные карандаши.

Составитель:

Шундулиди Анна Александровна учитель начальных классов,

МОУ Детский дом-школа №1

Г.Кемерово

Ход занятия

1. Организационный момент.

Повторение основного девиза «Уроков здоровья»

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу!

2. Объявление темы и целей урока.

Звучит фрагмент песни «От улыбки»

Какая песня прозвучала?

В этой песне есть такие слова «От улыбки станет всем светлей»

Как вы понимаете смысл этих слов? (улыбка дарит радость, поднимает настроение)

Ребята, а какую улыбку можно назвать красивой? (Добрая, открытая, радостная, нежная, с красивыми зубами,… - ответы детей)

Посмотрите фотографии, на которых люди улыбаются. Улыбнитесь друг другу. Что больше всего привлекает ваше внимание в этот момент? (Зубы)

- У этих улыбающихся людей ослепительные, красивые улыбки! Это потому, что у них здоровые, а значит, красивые зубы.

Однако, просмотрев эти фотографии, мы можем убедиться что, не на всякие зубы приятно смотреть .

3. Работа по теме урока.

«Функции зубов».

У вас на партах лежат зеркала. Возьмите зеркало в руки и рассмотрите свои зубки. Будьте аккуратны при работе с зеркалом.

Посмотрели, аккуратно положили зеркала на место.

Пощупайте язычком свои зубы и дёсны, опишите, что вы почувствовали? Какие они? (Гладкие, твёрдые острые. Передние зубы имеют острые края, а задние бугристую поверхность )

Все ли зубы имеют одинаковую форму?

Зачем человеку зубы?

1. Зубы откусывают и пережёвывают пищу.

Чтобы пища лучше переваривалась, она смачивается во рту слюной и измельчается зубами.

2. Зубы помогают правильно говорить.

Попробуйте сказать слова не касаясь языком передних зубов: «дом», класс, «стол», своё имя. Сделайте вывод, зачем нужны зубы?

- Наличие здоровых зубов, особенно передних, имеет важное значение для нормальной дикции, то есть ясного, чёткого произношения слов, для нормальной речи.

3. Здоровые зубы украшают лицо человека.

Нельзя также упускать из виду и того, что здоровые зубы служат украшением лица, больные же зубы или отсутствие зубов нарушает правильность черт лица, делает лицо некрасивым.

Обычаи, связанные с выпадением зубов.

Первые зубы, молочные, появляются у человека на первом году жизни. К 6-7 годам их становится 20. К 10-11 годам молочные зубы выпадают и на их месте вырастают постоянные. Смена молочных зубов на постоянные зубы – естественный процесс, который происходит у всех детей, и не надо этого бояться. Но, если человек потеряет постоянный зуб – новый на его месте уже не вырастет.

В разных странах существуют разные обычаи, связанные с выпадением зубов. У испанцев надо забросить зуб на крышу дома и рассказать смешной стишок, приглашая мышонка взять старый зуб и принести новый. Когда японский ребёнок теряет зуб, он бросает его в воздух и кричит: «Превратись в зуб Они». (Они – это японское чудовище, у которого очень крепкие зубы).

У корейцев ребёнок бросает зуб на крышу и говорит: «Чёрная птица, чёрная птица, я даю тебе свой старый зуб, пожалуйста, дай мне новый». (Чёрная птица символизирует удачу). В России тоже зовут мышку, а зуб принято класть на печку или под подушку.

Форма зубов

Возьмите в руки зеркала и рассмотрите форму зубов.

Рассмотрим макет зубов. Вы уже сказали, что не все зубы одинаковые. Почему?

Передние зубы имеют острый режущий край.

Что мы делаем с помощью передних зубов?

С помощью передних зубов мы откусываем пищу, словно отрезая её.

Как называются передние зубы? (Резцы).

А что мы делаем с помощью угловых зубов с заострёнными концами?

Эти зубы немного длиннее остальных зубов, что позволяет им легко входить в пищу и удерживать её при пережевывании.

Как называются эти зубы? (Это клыки).

Что мы делаем с помощью боковых зубов?

Они служат для размельчения, перемалывания пищи.

Как называются эти зубы? (Это малые и большие коренные зубы.)

Давайте сделаем вывод, отчего зависит форма зубов?

Форма зубов зависит от их функций. Пища бывает жидкой и твёрдой, поэтому и зубы разные.

Работа с рисунком «Строение зуба»

Зуб – это живой организм. Каждый зуб состоит из трёх основных частей. Вот так зуб выглядит изнутри. Давайте вспомним строение зуба.

В полости рта мы видим только часть зуба, которая называется коронкой. В челюсти зуб закрепляется корнем. Часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем называется – шейка, она прикрыта десной. В самой серединке зуба находится мягкая ткань – пульпа. В ней проходят нервы и кровеносные сосуды. Они приносят клеткам зуба питательные вещества и благодаря им зуб чувствует тепло и холод.

Зубы покрыты эмалью. Она твёрдая, защищает зубы от повреждения.

А теперь давайте ещё раз посмотрим на рисунок зуба в разрезе и заполним пропуски в предложении.

1. Мы видим часть зуба, которая называется ………………

2. Остальная часть зуба находится в …………….

3. ………….. прочно удерживает зуб в челюсти.

4. ………….. очень твёрдая и защищает зуб.

Назовём ещё раз части зуба.

5. В ………. находятся кровеносные сосуды и нервы.

Вся пища попадает в наш организм через ротовую полость. Таким образом, в течение дня на наших зубах образуется налёт и если за зубами не ухаживать, то этот налёт разрастается и превращается в монстра – кариес, который разрушает зуб, появляется дырочка. Дырка в зубе – всегда больно. А ещё больные зубы вредят другим органам – сердцу, почкам…

Как у нашей Любы
Разболелись зубы:
Слабые, непрочные -
Детские, молочные...
Целый день бедняжка стонет,
Прочь своих подружек гонит:
- Мне сегодня не до вас!
Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет,
Из бумаги куклу клеит.
Чем бы доченьку занять,
Чтобы боль зубную снять?...
Как вы думаете,
- Как вы думаете, почему заболели зубы у Любы? (плохо ухаживала за ними )

- Надо ли ухаживать за молочными зубами?

Надо оберегать от заболевания не только постоянные зубы, но и легко подвергающие порче молочные зубы, так как наличие больного молочного зуба вредно отражается и на постоянных зубах. В вашем возрасте как раз идёт замена молочных зубов на постоянные, поэтому за зубами необходимо ухаживать особенно тщательно.

Сохранение зубов является одним из важных условий сохранения здоровья всего организма в целом. Зубы, как известно, необходимы для пережёвывания пищи. Хорошо пережёванная пища легко проглатывается, хорошо переваривается, хорошо усваивается организмом. Плохо разжёванная пища плохо усваивается, нарушает нормальную деятельность органов пищеварения, нередко приводит к заболеваниям желудка и кишечника. Болезнетворные микробы, гнездящиеся в больном, разрушающемся зубе, могут быть причиной различных заболеваний.

Важнейшим средством сохранения зубов являются: полноценное питание, правильный уход.

- От чего могут испортиться зубы, отчего они могут заболеть?

Когда мы едим, в промежутках между зубами всегда остаются кусочки пищи, появляется налёт и образуется кислота которая разрушает зуб. Зубы вскоре начинают гнить. Это приносит большой вред зубам. Заболевание зуба начинается с того. Что на зубе появляется маленькое тёмное пятнышко, а через некоторое время на этом месте образуется еле заметная ямка (углубление). В неё забивается пища, здесь она гниёт, от этого зуб ещё больше портится. Вскоре на этом месте образуется дупло. Если зуб не лечить, дупло становится глубоким и появляются сильные боли. Через некоторое время зуб совсем разрушится, и его необходимо будет удалять.

Используя слова в рамке, нужно заполнить пропуски в предложении.

    Когда…………. разрушает эмаль зуба, начинается ………….

    Вскоре возникает отверстие, или ………. и……… распространяется.

(кислота, полость, кариес)

Основные требования к уходу за зубами.

Что же надо делать для того, чтобы зубы не портились и какие меры можно предпринять, чтобы не дать монстру-кариесу разрастись и повредить зуб? (необходимо заботиться о зубах)

Как избавиться от налётана зубах?

Как поел – почисти зубки!

Делай так два раза в сутки.

Предпочти конфетам фрукты –

Очень важные продукты.

Совершенно верно , ежедневно чистить зубы.

Что нужно делать после каждого приёма пищи?

Необходимо удалять остатки пищи из промежутков между зубами полосканием рта тёплой водой после каждого приёма пищи.

Какие продукты способствуют сохранению здоровых зубов?

Фрукты, овощи, молочные продукты.

Почему нужно есть меньше сладкого? (продукты в которых много сахара, способствуют появлению кариеса)

Также нельзя допускать приёма очень холодной или очень горячей пищи.

Практикум «Почистим зубы»

Назовите главных помощников сохранения зубов здоровыми. (Зубная щётка, зубная паста)

Как нужно правильно чистить зубы?

Сначала необходимо помыть руки с мылом. Намочить щётку водой. Нанести зубную пасту. Чистить зубы надо не менее трёх минут.

Запомните правила чистки зубов:

    Надо чистить все зубы – и передние и боковые; чистить со всех сторон – снаружи и изнутри, чтобы вычистить всех бактерий, мы должны вымести налёт, а не загнать его под дёсна.

    Верхние зубы надо чистить сверху вниз, нижние – снизу вверх.

    Надо также водить щёткой вправо и влево кругообразными движениями.

    Чистим жевательную поверхность зуба.

Зубы чистим осторожно,

Ведь поранить дёсна можно…

А потом что? А потом

Зубы мы ополоснём.

Поработали умело!

Наши зубы стали белы.

Прополоскав рот необходимо промыть щётку и убрать её на место.

- А как вы ухаживаете за своей зубной щёткой?

Промывайте щётку всякий раз после чистки зубов. Никогда не позволяйте никому пользоваться вашей щеткой и сам никогда не пользуйся чужой. Необходимо менять зубную щетку каждые три месяца, это лучший подарок для вашей улыбки.

- Почему мы пользуемся именно зубной пастой, а не мылом, например?

Зубная паста содержит фтор – специально вещество, которое предотвращает появление и развитие кариеса.

Только ли зубной пастой можно чистить зубы?

Есть зубные порошки, зубные эликсиры – оказывают противокариозное и ранозаживляющее действие, зубные нити – флоссы – удаляют налёт и остатки пищи из промежутков между зубами.

- Что нужно делать, если зуб всё же заболел?

Дать возможность детям рассказать случаи из жизни

Зубные врачи – стоматологи – знают:

    как помочь при зубной боли

    как некрасивые зубы сделать красивыми!

Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идём
В год два раза на приём.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!

4. Закрепление

    Ешьте фрукты и овощи.

    Не злоупотребляйте сахаром и сладостями!

    Чистите зубы два раза в день: после завтрака и перед сном.

    Меняйте зубную щётку каждые 3 месяца!

    Дважды в год посещайте стоматолога.

    И у вас будет ослепительная улыбка!

А сейчас мы поиграем, а заодно и проверим, как вы усвоили сегодняшний материал.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Говорите: «Нет, нет, нет!»

Постоянно нужно есть

Для зубов для ваших

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем не вкусный.

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад.

Это правильный совет?

Нет, нет, нет.

Говорила маме Люба:

«Я не буду чистить зубы»

И теперь у нашей Любы

Дырка в каждом, в каждом зубе.

Каков будет ваш ответ?

Молодчина Люба?

Нет!

Навсегда запомните,

Милые друзья,

Не почистив зубы,

Спать идти нельзя.

Если наш мой хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Почему за зубами нужно ухаживать?

Сколько раз в день необходимо чистить зубы? Почему?

Какая пища для зубов полезна?

Что нужно делать, если возникла боль? (Идти к врачу)

5. Итог урока.

Красивая улыбка – это одна из составляющих вашего здоровья и уверенности в себе. Здоровая полость рта – это неотъемлемая часть здоровья организма в целом. Поэтому не оставляйте уход за зубами на потом. Уделяйте зубам должное внимание, чистите их утром и вечером, а также полоскайте рот после каждого приема пищи. Здоровые зубы, не те, которые хорошо лечат, а те, за которыми постоянно и хорошо ухаживают. Если вы хотите стать обладателем здоровых и красивых зубов, нужно просто пользоваться всеми правилами гигиены зубов и полости рта. Не забывайте, что ваше здоровье – в ваших руках.

- В начале урока вы мне сказали, что красивая улыбка – это добрая, хорошая улыбка. Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением! И чем чаще мы это делаем, тем больше человек будут радоваться жизни вместе с нами! Давайте чаще улыбаться!

Если только рассмеяться,

То начнутся чудеса –
От улыбок прояснятся
И глаза, и небеса.
Ну-ка взрослые и дети,
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало на планете
И светлее, и теплей!

6. Домашнее задание.

1. выполнять все требования по уходу за полостью рта.

2. Нарисуйте предметы, которые помогут сохранить здоровые зубы и прогонят этого злого монстра.

Конспект для занятия в группе продлённого дня

« ЗДОРОВЫЕ ЗУБЫ ЗДОРОВЬЮ ЛЮБЫ»

Воспитатель ГПД

Родионова Т. Б.

Санкт - Петербург

Цель занятия : создание условий для формирования у учащихся знаний и навыков по сохранению здоровья полости ртаи зубов.

Задачи:


  • Настроить детей на здоровый образ жизни, подвести к мысли. Что главное в жизни - это здоровье.

  • Закрепить знания о строении зуба человека .
показать взаимосвязь питания и здоровья зубов.

3) Содействовать формированию важных привычек - сохранять зубы с ранних лет на всю жизнь.

4) Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.

Оборудование: Мультимедийная презентация, компьютер. Конверты с заданиями. Муляжи овощей и фруктов. Муляжи продуктов. Карточки со схемами строения зуба.

Ход занятия:

I.Сообщение темы и цели занятия.

Педагог:

Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас снова на занятии по здоровому образу жизни. На занятиях мы путешествуем по разным улицам города Здоровья; узнаём, как сохранить и укрепить наше здоровье. Сегодня мы вновь отправимся на улицу Здоровые зубы.

Ученики:

Здоровые зубы – это очень важно не только для красоты.

1) Задание 1. Собрать «Зуб» из частей. Вспомнить строение зуба (Коронка, шейка. корень)

2) Задание 2 . Надписать недостающие слова в схеме строения зуба (Эмаль, дентин,пульпа)

Дополнительные вопросы:

- Как называется заболевание зуба, при котором происходит разрушение эмали?

- Как называется осложнение кариеса, при котором поражена пульпа?

Задание 3 .

Стук в дверь входит Баба - Яга .

Какое у меня, ребята, горе приключилось! Только я пряничек столетней давности отведать хотела, как сломала зуб. Только орешков калёных погрызть собралась, выпал у меня ещё один зуб. Только стала косточки за ужином разгрызать, как ещё два зуба потеряла, а как попила молочка холодного, да чаем горячим запила, так заболели те зубы, которые ещё остались.

Я и улыбаться перестала, а все вокруг думают. Что я такая злая. Помогите мне несчастной. Подскажите, что сделать, чтобы оставшиеся зубы не болели?

Педагог:

Ребята, что надо сейчас сделать Бабе – Яге в первую очередь?

Учащиеся:

Сходить к доктору.

Баба – Яга уходит. Дети обещают ей помочь.

Педагог:

Ребята давайте в помощь Бабе – Яге соберём ей те продукты, которые полезны для зубов. (Дети собирают продукты в пакет)

4) Занимательное задание «Отгадай по вкусу» (с завязанными глазами).

Что из этих продуктов наиболее полезно для зубов: морковь, яблоко или банан?

5) Игра на внимание.

Если наш совет хороший-

Вы похлопайте в ладоши

На неправильный совет

Говорите: нет, нет, нет!
Постоянно надоесть

Для зубов для ваших

Фрукты, овощи, омлет.

Творог простоквашу.

Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем невкусный.

Лучше ешьте шоколад,

Вафли сахар, мармелад.

Это правильный совет ?
Навсегда запомните,

Милые друзья

Не почистив зубы,

Спать идти нельзя.

Если наш совет хороший-

Вы похлопайте в ладоши.

Зубы вы почистили,

И идёте спать.

Захватите булочку

Сладкую в кровать.

Это правильный совет?

6) Задание 4. Исключить неправильные советы, а правильные собрать и отправить Бабе – Яге.

Первая группа.

Cамый лучший напиток при утолении жажды – это сладкий лимонад;

Для зубов полезны сырые овощи и фрукты;

Чисти зубы утром и вечером перед сном;

Нельзя грызть зубами твёрдые конфеты, кости, откусывать нитки.

Вторая группа.

Чтобы зубы стали крепче, надо чаще грызть орехи;

Не ешь одновременно слишком горячую и холодную пищу;

Регулярно посещай зубного врача;

Кариес появляется в тех местах , где бактериальный зубной налёт покрывает зубы.

7) Подведение итогов игры.

Дети складывают из полученных кубиков слово СТОМАТОЛОГ.

(Слайд 2,3 работа стоматолога)

Профессия стоматолога очень древняя. В переводе с латинского языка стома – род.

Это врач, знающий и лечащий зубы и ротовую полость. Раньше зубных врачей так же называли дантистами. (Слайд 4,5)

Вручение учащимся дипломов за исключительную заботу о зубах.

Советы стоматолога (6.7)

Советы врача о том, как выбрать и как правильно пользоваться зубной щёткой и рекомендации, по выбору зубной пасты.

Подведение итогов занятия.

Педагог:

Ребята теперь мы знаем, что надо делать, чтобы не болели зубы, как у Бабы – Яги:

Правильно ухаживать за зубами. Кушать полезные для зубов продукты. Тогда мы сможем весело и приветливо улыбаться друг другу. Наше занятие закончено. Желаю вам и нашим гостям крепкого здоровья и красивой улыбки.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №462

Пушкинского района Санкт - Петербурга

Методическая разработка

урока здоровья

в рамках международной Акции «Colgate»

«Ослепительная улыбка на всю жизнь».

Тема: «Здоровые зубы – здоровью любы».

(«Зубы и уход за ними»)

Разработчик:

Волосянкина Наталья Васильевна,

учитель начальных классов

ГБОУ школы №462

Пушкинского района Санкт - Петербурга

Цели и задачи:
1. Дать представление о строении зубов;

2. Познакомить учащихся с правилами ухода за зубами;

3. Расширять знания о гигиене полости рта;

4. Воспитывать доброжелательное отношение к посещению стоматологического кабинета, к встрече с врачом;

5. Формировать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование:
1. Комплект наглядных пособий по теме «Зубы и уход за ними».

2. Индивидуальное зеркальце.

3. Зубная щётка.

4. Зубная паста.

5. Макет зубов.

6. Таблички с напечатанными словами: десна, кариес, эмаль, пульпа, корень, нерв.

7. Мультимедийная установка.

8.Диск mp 3 «Песенка про улыбку» (сл. М.Пляцковского, муз. В.Шаинского) из м/ф «Крошка Енот».

9. Картинки с изображением продуктов питания: морковь, капуста, молоко, орехи, конфеты, шоколад, творог, помидор, эскимо, яблоко, сухарики и др.

10. DVD «Доктор Заяц и Легенда о Зубном Королевстве».

11. Картинки с изображением улыбающихся людей.

Ход урока.

I. Организационный этап. Создание эмоционально настроя.

Дети заходят в класс. Звучит «Песенка про улыбку» композитора В.Я.Шаинского.

II . Мотивация .

«Если только рассмеяться,

То настанут чудеса-

От улыбок прояснятся

И глаза, и небеса.

Ну-ка, взрослые и дети,

Улыбнитесь поскорей,

Чтобы стало на планете

И светлее, и теплей».

Давайте и мы улыбнёмся и посмотрим друг на друга.

Что привлекает внимание других людей в этот момент? (ответы детей)

Посмотрите на картинки улыбающихся людей. Вы видите, какая красивая у них улыбка.

От чего зависит красивая улыбка? Поможет догадаться загадка «У красной прорубки сидят белые голубки».

Зубы - наши верные помощники. Они смело вонзаются в твёрдые яблоки, перетирают сухари, словно на мельнице. Дробят орешки, режут мясо и мнут картошку. Часто мёрзнут от мороженого и обжигаются горячим чаем. У них тяжёлая работа. Они трудятся ежедневно без отпусков и выходных. Они заботятся о твоём здоровье. Почему бы и тебе не позаботиться о них?

Как вы думаете, могут ли зубы постоянно заново вырастать, как скажем, волосы на голове, ногти на руках и ногах?
III. Определение темы.

Чему посвящён урок? (дети называют тему)

Предположите, о чем мы будем говорить? (версии детей)

Зачем человеку надо знать, как можно больше о зубах?

Сегодня мы отправимся в необычное путешествие в Зубное королевство .

Наш маршрут таков: (вывешивается на доске)

1. Для чего нужны зубы?

2. Какие бывают зубы.

3. Строение зуба.

4. Почему болят зубы?

5. Чтобы зубы были здоровыми.

6. Как правильно питаться.


IV. Основной этап..

1.Для чего нужны зубы?

Смогли бы мы обойтись без зубов? Зачем нам нужны зубы? (предположительные ответы детей : зубы помогают пережёвывать пищу, произносить звуки, слова, украшают лицо и т.д.)

2. Какие бывают зубы.

Когда человек рождается, у него совсем нет зубов. Первые-молочные, появляются на первом году жизни, а к 6-7 годам их становится 20. На место молочных появляются новые – постоянные.

У вас - передние зубы уже постоянные. К 10-11 годам все молочные зубы заменяются постоянными. К 20 годам у человека должно быть 32 зуба.

-Запомните: Если потерять постоянный зуб - новый не вырастет.


Практическая работа №1.(учитель показывает на макете)

Возьмите зеркальце. (дети рассматривают свои зубы).

Найдите у себя молочные зубы. Постоянные. Они отличаются цветом и размером. Временные - бело-голубоватого цвета и поменьше. За молочными зубами надо ухаживать так же тщательно, как и за постоянными. Если молочные зубы будут болеть, во рту будет много микробов. Тогда постоянные зубы здоровыми не вырастут.

Все зубы разные по форме и размеру, т.к. выполняют разную работу.

Передние – резцы . Рассмотрите их. Они находятся вверху и внизу прямо посередине. Проведите языком по краю. Чувствуете, какие они острые. Этими зубами мы откусываем небольшие кусочки пищи. Например, когда едим хлеб, яблоко.

По бокам резцов расположены клыки . Они нужны для разрывания и разгрызания плотной пищи, например, моркови, мяса. Посмотрите на них - они не такие, как резцы. Клыки есть у многих животных, хищников.

Пережёвывают, перетирают пищу большие и малые коренные зубы. Их поверхность неровная, с выступами. Так легче перетирать пищу.

Вывод: Зубы всякие нужны, зубы всякие важны.
3.Строение зуба. (таблица)

(учитель может привлечь к рассказу заранее подготовленных детей)

Зубы выполняют очень трудную работу. Чтобы хорошо с ней справиться, они должны быть хорошо защищены.

Такая защита есть. Легонько постучите кончиком ручки по зубам. Чувствуете, какие они твёрдые. Это потому что они покрыты толстым слоем эмали. Нет ничего более твёрдого в нашем организме, чем эмаль. Она твёрже, чем кость. Здоровую крепкую эмаль не берёт даже сверло, а острие сабли при ударе об эмаль ломается.

Внутри зуба. Под эмалью, спряталась мягкая пульпа . Здесь помещены нервы и кровеносные сосуды, через которые в зуб поступают кислород, питательные вещества и витамины, необходимые для роста и сохранения зубов.

У каждого зуба есть свой корень. Он закрепляет зубы, чтобы они не шатались и не выпадали.

Через корень проходит нерв, который передаёт сигнал в мозг и обратно о состоянии ваших зубов.

Основание зуба со всех сторон окружено десной. Очень важно, чтобы дёсна были здоровыми, иначе инфекция может распространиться на зуб и разрушить его.
4. Почему болят зубы?

Вы узнали, какая крепкая эмаль на зубах. Но почему же она разрушается? (версии детей)

Да, эмаль разрушается очень быстро, если за зубами не ухаживать. На поверхности эмали появляются маленькие трещины.

Отчего появляются трещины на зубах? Рассказывают дети.

Ученик 1.

- Трещины на эмали могут появиться, если грызть зубами твёрдые орехи, леденцы; от дурной привычки брать в зубы гвозди, грызть ручки, карандаши. Кроме того, трещины могут появиться, если сразу после горячей пищи выпить, например, холодный сок, воду, или откусить мороженое. Эмаль может потерять прочность, если человек неправильно питается: не пьет молоко, не ест творог, овощи, фрукты, чёрный хлеб, а наоборот, ест много конфет и др. сладостей.

Ученик 2.

После еды в эти маленькие трещины и в узенькие щёлочки между зубами попадают остатки пищи. Если их не удалять, они начинают гнить. Образуются опасные микробы, которые будут и дальше разрушать эмаль зубов. Тогда в зубе образуется полость или попросту дырка. Такое заболевание называется кариес. Если такой зуб не вылечить сразу, то потом возникает сильная боль.

Ученик 1.

- Вместе с грязными руками в рот тоже могут попасть микробы, опасные для зубов. Поэтому важно мыть руки перед едой. А ещё больные зубы вредят другим органам: сердцу, почкам. Человек с больными зубами не пережёвывает хорошо пищу, и от этого может заболеть желудок.

Ученик 2.

- Если врач не залечит дупло, пока оно ещё маленькое, то оно будет увеличиваться и достигнет внутренней части зуба. Поэтому зуб начинает болеть. Если вовремя не обратиться к врачу, то можно потерять зуб. Но многие дети очень боятся зубного врача.
V. Физкульпауза.

Инсценировка стихотворения «Вредный Петя».

Ведущий:

Жил на свете мальчик Петя.

Больше всех любил на свете

Этот мальчик шоколад,

Чоко-пай и мармелад.
Что ж, конфеты любят дети

Но не чистил зубы Петя.

Щётки, как огня, боялся,

Даже редко умывался.


Петя:

Фу, колючая какая!

Поцарапает мой рот.

Фу! Противная какая!

Кто такую в рот возьмёт?
Ведущий:

Ведь не думал он, ребята,

Что зубы заболят когда-то.

Вот шоколадку Петя съел,

И зуб у Пети заболел.

Петя бегает, кричит:


Петя:

Помогите! Зуб болит!

Ой! Ой! Ой! Нет сил терпеть!

Что ж теперь мне умереть?


Ведущий:

Мама Петеньку жалеет,

Полосканье в чашке греет.
Мама:

Мы пойдём с тобой к врачу!


Ведущий:

А Петя снова:

Петя:

Не хочу!
Мама:

Петя, Петя, ты не трусь.
Петя:

Нет! Я врача совсем боюсь!

У него сверло такое,

Вмиг просверлит он меня!

У него щипцы такие,

Все зубы вырвет у меня!

Там уколы колют всем,

Там убьют меня совсем!

У врача ужасный вид.

Пусть уж лучше зуб болит!


Баба-Яга: (появляется)

Я - бабушка Яга, беззубая старушка.

Костяная я нога – детишкам всем подружка.

Я люблю погрызть орешки,

Чупа- чупс и кириешки.

Я сухарики кусала,

Предпоследний зуб сломала.

И теперь один лишь зуб.

С ним хлопот не знаю

Да, и зубом я одним всех перекусаю.

(обращается к Пете)

Ты, касатик, потерпи,

Шоколадкой закуси.

Будем вместе: ты да я!

Мы беззубая семья! (Петя убегает от Бабы Яги)
Мама:

Зря кричишь ты: Ой! Ой! Ой!

Доктор ведь совсем не злой!
Ведущий:

Вы его не бойтесь, дети,

Он добрее всех на свете.

С ним давно знакома я-

Это мамочка моя! (входит мама-врач, берёт Петю за руку, садит в кресло)
Мама-врач:

Вы, больной, меня не бойтесь,

Не тряситесь, успокойтесь (лечит)

Не убьём, не искалечим.

Мы немножко вас полечим.

Вот и всё! Стал зуб здоров!

Все:

Не бойтесь, дети, докторов!


VI. Основной этап (продолжение).

5. Чтобы зубы были здоровыми.

Что случится, если кусочек мяса оставить на жаре?

А если кусочек пищи застрял в зубе? То же самое. Микробы, как пираты, прячутся между зубами. Зубы не умеют сами позаботиться о себе. Им надо помочь. И тогда они подарят ослепительную улыбку!

Послушайте, что вам расскажут ребята.


Ученик 1.

- Чтобы зубы были здоровыми, их надо чистить и ухаживать за ними.

«Как поел, почисти зубки.

Делай так 2 раза в сутки»

Это люди поняли давно. Использовали золу, толчёное стекло с песком. А зубной щёткой служили шерстяные тряпочки, пропитанные мёдом.

Зубочистками были когти животных. Такой уход был мало приятен!
Ученик 2.

- Жевали древесную кору в Индии, а в Сибири-смолу. Протирали зубы солью. Потом начали чистить зубы толчёным мелом. Так появился зубной порошок. Зубная паста появилась лишь в 20-е годы 20 века. Её изобрели позже автомобиля и паровоза.

- Нужно удалять остатки пищи, которые застряли между зубами и в маленьких трещинках. И в этом поможет зубная щётка. Щетинка её «выметает» остатки пищи, а зубная паста очищает зубы и рот от микробов. После этого зубы становятся белами, блестящими и гладкими.

«Вы позавтракали вкусно?

Зубы вам почистить нужно.

В руки щёточку возьми,

Зубной пасты нанеси!»
Ученик 3.

- У каждого человека должна быть своя зубная щётка. Щетинка не должна быть очень жёсткой, чтобы не повредить дёсна и не поцарапать во рту.

- Менять зубную щётку нужно 4 раза в год. Чистить следует 2 раза в день: утром и вечером перед сном. А после каждого приёма пищи полоскать рот.
«Зубы чистим осторожно,

Ведь поранить дёсна можно…

А потом что? А потом

Зубы мы ополоснём.

Нам понадобится кружка..

Улыбнитесь-ка друг дружке.

Поработали умело.

Наши зубки стали белы».


Ученик 4.

Чтобы в кабинете врача не было больно и страшно, надо приходить к врачу, когда зубы ещё не заболели. Делать это не реже 2-х раз в год.

«Чтобы зуб не беспокоил,

Помни правило такое:

К стоматологу идём
В год 2 раза на приём,

И тогда улыбки свет

Сохранишь на много лет!»
Практическое занятие №2.

-А теперь мы поучимся правильно чистить зубы. (опора на таблицу)

1.Вначале вымыть руки с мылом.

2.Зубную щётку промыть под струёй воды и стряхнуть.

3.На зубную щётку выдавить немного пасты.

4.Верхние зубы чистим СВЕРХУ ВНИЗ, а нижние-СНИЗУ ВВЕРХ. Потом несильно нажимая, провести вправо и влево. Также чистят изнутри. Потом чистят жевательную поверхность каждого зуба. Чистить зубы не менее 3-х минут.

5.Затем хорошо прополоскать рот тёплой водой.

6.Тщательно промыть щётку, стряхнуть её и поставит в стакан ручкой вниз, чтобы она просохла.
6. Как правильно питаться.

Мы научились правильно чистить зубы. А теперь узнаем, как питаться, чтобы зубы не портились. (опора на таблицу)

Ученик 1.

Чтобы зубы не портились надо в пищу употреблять молоко, молочные продукты, овощи, фрукты. Особенно полезен витамин Д. Он содержится в рыбе, яичном желтке, масле, молоке.

Ученик 2.

- Полезно есть лук, чеснок, горох, фасоль, гречку, овсянку, апельсины, помидоры, морскую капусту, ржаной хлеб. Эти продукты содержат витамины, кальций, фосфор, укрепляющий зубы.

Ученик 3.

Выберите продукты, полезные для зубов (показывает картинки): морковь, яблоко, конфета, капуста, творог, орехи, шоколад, помидор, эскимо, сухарики, молоко.


VII. Закрепление. Игра «Да – нет»

1. « Постоянно нужно есть

Для зубов для ваших:

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладони».


2. « Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем не вкусный.

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, маринад.


Это правильный совет? Нет!»
3. « Говорила маме Люба:

«Я не буду чистить зубы».

И теперь у нашей Любы

Дырка в каждом, каждом зубе.

Каков будет ваш ответ?

Молодчина Люба?» (Нет)


4. « Навсегда запомните

Милые друзья,

Не почистив зубы,

Спать идти нельзя.

Если наш (мой) совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши».


VIII . Рефлексия .

Чему вы научились?

Что запомнили?
IX. Итог занятия.

Заканчивая занятие, мы хотим пожелать вам всем здоровья. Берегите свои зубы с детства и тогда, когда станете взрослыми, ваши зубы не доставят неприятностей.


Ученик 1

Так давайте, друзья, наши зубы беречь. На уроке об этом сегодня шла речь.

Ученик 2

Будем зубы лелеять, будем зубы любить, и улыбкой своей сможем всех ослепить.

В завершении дети исполняют песню «Улыбка».
Для закрепления знаний и практических навыков по уходу за зубами, полученных на данном уроке, рекомендован просмотр видеофильма «Доктор Заяц и Легенда о зубном Королевстве». (DVD)
X. Домашнее задание.

Детям предлагается выполнить рисунки по теме урока.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины