25.06.2019

Навыки и правила их выработки у собак, служебное собаководство. Приучение собаки к подаче голоса (лая) Навыки и правила их выработки у собак


Навыки - это действия собаки, которые в результате длительного повторения в ответ на действия раздражителя стали проявляться как бы автоматически.

Навыки животных неосознанны. Они вырабатываются в ходе приспособления к окружающим условиям и целенаправленной дрессировки. Обычно навык - это последовательное проявление собакой нескольких положительных и тормозных условных рефлексов.

Например, навык на команду "Ко мне" состоит из нескольких условных рефлексов, находящихся между собой в определенном сочетании. Во-первых, проявляется рефлекс движения собаки к дрессировщику, во-вторых, собака садится около дрессировщика, и, в-третьих, проявляется тормозной рефлекс, обеспечивающий выдержку собаки в занятом положении.

Процесс выработки навыка у собак можно условно разделить на три стадии (рис. 55).

Рис. 55. Схема выработки навыков при дрессировке собаки

1-я стадия. Дрессировщик подбирает условия без сильных посторонних раздражителей и начинает выработку первоначального условного рефлекса, входящего в состав навыка. Например, навык подносить предметы начинают с выработки у собаки по команде "Апорт" хватки за предмет, находящийся в руках дрессировщика.

2-я стадия. Совершенствуя первоначальный условный рефлекс, начинают последовательную выработку новых рефлексов, входящих в состав данного навыка. Например, хватательный рефлекс за предмет по команде "Апорт" дополняется выработкой новых рефлексов: сначала собаку приучают брать предмет, брошенный вблизи, затем отыскивать предмет, заброшенный далеко, приучают брать его зубами и подносить дрессировщику. Таким образом вырабатывается навык в целом.

3-я стадия. Продолжается усвоение выработанного во 2-й стадии навыка до автоматического его выполнения по команде дрессировщика в разнообразных условиях и при наличии отвлекающих раздражителей.

Как уже говорилось, выработанный навык состоит из последовательно проявляющихся нескольких условных рефлексов. Такое явление обычно называют динамическим стереотипом, так как на основе одного навыка вырабатывают следующий и т. д. Более простые навыки входят, как правило, в состав более сложных. Чем прочнее выработаны определенные стереотипные движения (навыки) в процессе дрессировки, тем безотказнее работа собаки при ее служебном использовании.

При дрессировке собак необходимо соблюдать следующиеправила:Рис. 55. Схема выработки навыков при дрессировке собаки

1. Наличие двух раздражителей: один должен быть условный (например, команда), второй - безусловный (рывок поводком, пища)

2. Выработка условного рефлекса должна основываться на базе обязательного сильного безусловного рефлекса. Только в этом случае условный рефлекс выработается достаточно стойкий и в более короткое время. Поэтому если условный рефлекс вырабатывается на базе безусловного пищевого, то собаку перед работой рекомендуется не кормить.

3. Сила возбуждения собаки на безусловный раздражитель должна быть большей, чем на условный сигнал, хотя четкость и приказная интонация команды тоже обязательны. Так, например, нажим рукой на собаку должен быть достаточной силы, четким, кратковременным. Бели команду "Сидеть" подавать даже очень громко, но на поясницу не нажимать, а лишь прикасаться к ней, то есть оказывать слабое раздражение, то рефлекс не образуется. Но сила раздражителей должна соответствовать особенностям нервной системы собаки.

4. Условный и безусловный раздражители нужно правильно сочетать во времени. Безусловный раздражитель применяют через 1-2 секунды после условного. Например, подается команда "Рядом" и через 1-2 секунды делается рывок поводком.

5. Раздражители (условные и безусловные) должны применяться многократно. Повторять их действие можно примерно через 2-3 минуты. В течение дня рекомендуется до 15-40 упражнений при выработке навыков на пищевом подкреплении и до 15-20 упражнений при выработке оборонительных рефлексов. Однако когда вырабатываемый навык упрочивается, необходимо изменять режим упражнений и время между упражнениями то сокращать, то удлинять.

6. При дрессировке в первое время должны отсутствовать посторонние раздражители, так как они вызывают ориентировочный рефлекс, а значит, отвлекают собаку, мешая выработке нужного рефлекса. Однако когда условный рефлекс уже выработан, обстановку следует постепенно усложнять, чтобы собака могла работать в любых сложных условиях.
7. Команды следует подавать четко, однократно, без лишних слов и крика.

8. Дрессируемая собака должна иметь нормальную работоспособность нервной системы, то есть быть здоровой, бодрой. У вялой, больной собаки рефлексы не образуются.

9. Обращаться с собакой нужно спокойно, бережно. При грубом обращении условные рефлексы у собаки не образуются: этот процесс тормозится защитными реакциями организма.

Важную роль в выработке условных рефлексов играет подражание. Если собака наблюдает определенные действия другой хорошо обученной собаки, то выработка навыка значительно ускоряется.

Двигательные условные рефлексы вырабатываются быстрее, если нужные движения собака совершает сама и они вовремя подкрепляются дрессировщиком. Можно вызвать у собаки пассивные движения, например заставить ее сесть, нажав в области поясницы. Но рефлекс на команду "Сидеть" образуется быстрее, если создавать такие условия, чтобы собака начинала садиться сама, а дрессировщик тут же подавал команду и затем поощрял собаку лакомством. Такой метод называется методом наталкивания.

В дрессировке собак необходимо пользоваться одновременно целым комплексом факторов, сочетая их между собой по мере необходимости и возможности (подражание, игру, естественные повадки, имеющиеся навыки и непосредственное воздействие на собаку), с учетом индивидуальных особенностей поведения животного и задач дрессировки.

Всегда ли нужно применять подкрепление условного раздражителя (команда, жест) безусловным (нажатие на части тела собаки, дача лакомства и др.)?

В начальный период выработки навыка подкрепление следует применять систематически. Как только навык начинает проявляться на сигнал (команду, жест), дрессировщик изменяет порядок применения подкрепления. Считается целесообразным подкрепление применять все реже и реже, в неопределенном порядке и как бы неожиданно для собаки. Собака все время ждет подкрепления, но когда оно последует, после какого по счету упражнения, остается для нее неизвестным. Этот фактор поддерживает активность собаки в работе. В последующем, по мере еще большего упрочения навыка на сигнал дрессировщика, подкрепление применяют лишь от случая к случаю. В ходе выработки у собаки нужных навыков правильные ее действия поощряются (восклицанием "Хорошо", поглаживанием, дачей лакомства), а неправильные останавливаются и исправляются (воздействием руки, рывком поводка и др.), что также способствует лучшей выработке рефлексов.

Когда навык прочно закреплен, он проявляется автоматически на условный сигнал и без подкрепления: сытая собака будет хорошо работать по командам дрессировщика. Здесь уже ведущая роль в формировании поведения начинает принадлежать внешним факторам и возникшей потребности совершать определенные мышечные движения (динамический стереотип).

Учитывая закономерности образования навыка, не следует на одном занятии начинать выработку нескольких навыков. Целесообразно вырабатывать один навык, затем сделать перерыв в работе (7-10 минут), изменить обстановку и лишь затем переключиться на другую работу, более легкую.

Количество упражнений по выработке того или иного навыка может значительно колебаться в зависимости от ряда факторов.

1. От характера вырабатываемого навыка. Например, навыки ОКД требуют максимального количества упражнений. При выработке более сложных специальных навыков к оличе ство упражнений уменьшается, а при таких, как развитие агрессивности (злобы), задержание убегающего человека и т. п., количество упражнений доводится до минимума: 2-3 на одном занятии. Количество таких упражнений может быть большим для менее злобных, но сильных собак.

2. От характера подкрепления условных раздражителей. При пищевом подкреплении количество упражнений увеличивается и доводится до максимума, а при подкреплении механическими (болевыми) воздействиями - уменьшается.

3. От индивидуальных особенностей поведения собаки и скорости формирования вырабатываемого навыка. Если собака заметно утомлена, занятие следует прекратить. Количество упражнений уменьшается, изменяется сила применяемых раздражителей для собак, быстро устающих. На собак более активных, возбудимых нагрузка увеличивается. Если у собаки быстро формируется навык, то продолжительность занятий и количество упражнений можно сокращать до минимума, но так, чтобы навыки на каждом занятии (уроке) упрочивались и совершенствовались.

В процессе дрессировки нужно поддерживать оптимальный режим упражнений с учетом степени активности собаки в работе.

по вопросу размещения статей обращаться по: [email protected]

Исходя исходя из сферы использования собаки необходимо формировать поведение собаки. Это делается путем выраброттки соответствующих навыков. Под ним понимают комплексы безусловных и условных рефлексов,выполняемых автоматически и имеющих законченный вид. Навыки - это действия собаки, которые в результате дли­тельного повторения стали в ответ на действие раздражителя проявляться как бы автоматически.

Навыки вырабатываются в ходе приспособления к окружающим условиям и целенаправленной дрессировки. Обычно навык - это последовательное проявление собакой нескольких положительных и тормозных условных рефлексов. Например, навык на команду «Ко мне!» состоит из несколь­ких условных рефлексов, находящихся между собой в опреде­ленном сочетании. Во-первых, проявляется рефлекс движения собаки к дрессировщику, во-вторых , собака садится около дрессировщика и, в-третьих, проявляется тормозной рефлекс, обеспечивающий выдержку собаки в занятом положении. При дрессировке собак у них вырабатывают общедисципли­нарные и специальные навыки. Одни из этих навыков более сложные, например, работа собаки по запаховому следу, вы­борка вещей, другие - менее, например, навыки на команды «Сидеть!», «Лежать!», «Стоять!»

Процесс выработки навыка у собак можно условно разделить на 3 стадии:

1-я стадия. Дрессировщик подбирает условия без сильных посторонних раздражителей и начинает выработку первона­чального условного рефлекса, входящего в состав навыка. Например, навык подносить предметы начинают с выработки у собаки по команде «Апорт!» и хватки за предмет, находящийся в руках дрессировщика.

2-я стадия. Совершенствуя первоначальный условный реф­лекс, начинают последовательную выработку новых рефлек­сов, входящих в состав данного навыка. Например, хвата­тельный рефлекс за предмет по команде «Апорт!» дополня­ется выработкой новых рефлексов: сначала собаку приучают брать предмет, брошенный вблизи, затем отыскивать предмет, заброшенный далеко, приучают брать его зубами и подносить дрессировщику. Таким образом, проявляется навык в целом.

3-я стадия. Продолжается усвоение выработанного во 2-й стадии навыка до автоматического его проявления по команде дрессировщика в разнообразных условиях и при наличии от­влекающих раздражителей.

Как уже говорилось, выработанный навык состоит из после­довательно проявляющихся условных рефлексов. Такое явле­ние обычно называют динамическим стереотипом, т. к. на ос­нове одного навыка вырабатывают следующий и т. д. Более простые навыки входят, как правило, в состав более слож­ных. Чем прочнее выработаны определенные стереотипные движения (навыки) в процессе дрессировки, тем безотказнее работа собаки при ее служебном использовании.

При дрессировке собак необходимо соблюдать следующие правила:

1) Наличие 2-х раздражителей: один должен быть услов­ный (например, команда), второй-безусловный (рывок поводком, пища).

2) Выработка условного рефлекса должна основываться на базе обязательного сильного безусловного рефлекса. Толь­ко в этом случае условный рефлекс выработается достаточно сильный и в более короткое время. Поэтому если условный рефлекс вырабатывается на базе безусловного пищевого, то собаку перед работой рекомендуется не кормить.

3)Сила возбуждения собаки на безусловный раздражитель должна быть большей, чем на условный сигнал, хотя четкость и приказная интонация команды тоже обязательный.

Так, например, нажим рукой на собаку должен быть доста­точной силы, четким, кратковременным. Если команду «Си­деть!» подавать даже очень громко, но на крестец не нажимать, а лишь прикасаться к нему, т. е. оказывать слабое раздраже­ние, то рефлекс не образуется. Но сила раздражителей должна соответствовать особенностям нервной системы собаки.

4)Условный и безусловный раздражители нужно правиль­но сочетать во времени. Безусловный раздражитель приме­няют через 1-2 секунды после условного. Например, подает­ся команда «Рядом!» и через 1-2 секунды делается рывок поводком.

5)Раздражители (условные и безусловные) должны при­меняться многократно. Повторять их действие можно пример­но через 3-5 минут. В течение дня рекомендуется 8-20 упраж­нений при выработке навыков на пищевом подкреплении и 3-10 упражнений при выработке оборонительных рефлексов. Однако когда вырабатываемый навык упрочивается, необхо­димо изменять режим упражнений и время между упражне­ниями то сокращать, то удлинять.

6)При дрессировке в первое время должны отсутствовать посторонние раздражители, т. к. они вызывают ориентировоч­ный рефлекс, а значит, отвлекают собаку, мешая выработке нужного рефлекса. Однако когда условный рефлекс уже вы­работан, обстановку следует постепенно усложнять, чтобы собака могла работать в любых сложных условиях;

7)Команды следует подавать четко, однократно, без лишних слов и крика.

8)Дрессируемая собака должна иметь нормальную рабо­тоспособность нервной системы, т. е. быть здоровой, бодрой, У вялой, больной собаки рефлексы не образуются.

9)Обращаться с собакой нужно спокойно, бережно. При грубом обращении условные рефлексы у собаки не образуются: их образование тормозится, защитными реакциями организма.

Важную роль в выработке условных рефлексов играет подражание.

Если собака наблюдает определенные действия дру­гой хорошо обученной собаки, то выработка навыка значи­тельно ускоряется.

Двигательные условные рефлексы вырабатываются быстрее, если нужные движения собака совершает сама и они вовремя подкрепляются дрессировщиком. Можно вызвать у собаки пассивные движения, например, заставить ее сесть, нажав в области крестца. Но рефлекс на команду «Сидеть!» обра­зуется быстрее, если создавать такие условия, чтобы собака начинала садиться сама, а дрессировщик тут же подавал ко­манду и затем поощрял собаку лакомством. Такой метод называется методом наталкивания.

По желанию хозяина могут вводиться следую­щие навыки: посадка, укладка, стойка, подача голо­са по команде, апортировка предметов, возвраще­ние на место, охрана вещи, плавание, безразличное отношение к выстрелам, переползание.

Если в вашем представлении идеал собаки — су­щество, спокойно лежащее на месте, и которым время от времени вы сможете воспользоваться, то лучше завести себе автомобиль.

Обязательные навыки для собак:

  • знание хозяина и своей клички;
  • безотказный ;
  • приучение к снаряжению, свободному со­стоянию;
  • выполнение запрещающих команд;
  • движение рядом с хозяином;
  • отказ от корма, предлагаемого посторонни­ми лицами или найденного случайно.

Навыки и привычки

Поведение, прежде всего, это видимые реак­ции и действия собаки. Причина любого поведе­ния — появление какой-либо потребности собаки.

В процессе дрессировки хозяин сам создает у собаки нужную ему потребность, и сам предла­гает ей способ удовлетворения данной потреб­ности. Пример: для обучения собак различным приемам (посадка, укладка и т. д.) можно вос­пользоваться ее желанием получить лакомство. Для этого собаку не кормят перед занятиями, в процессе урока и т. д., за правильное выполне­ние поощряют лакомством, то есть удовлетво­ряют пищевую потребность собаки.

Факт удовлетворения потребности (подкре­пление рефлекса) воспринимается собакой по­ложительно и способствует закреплению в па­мяти действия, которое привело к нему. Если действие многократно повторяется, оно заучи­вается, легко вызывается командой и воспро­изводится независимо от различных условий, то есть становится навыком. Например, собака в одиночестве и голод­на. Выход — самостоятельный поиск пищи для удовлетворения голода. Если пища тщательно не убрана, собака находит ее и съедает. Данный положительный результат поиска одновременно становится подкреплением тому способу (поиск), с помощью которого собака нашла пищу.

Доста­точно 2-3 раза не убрать обувь — готов навык уни­чтожения башмаков. Вариабельное (вероятностное) подкрепле­ние. Ваш щенок попрошайка. В процессе приема пищи вы не подкармливаете щенка у стола, зато в ваше отсутствие это охотно делают остальные члены вашей семьи. Навык можно без напряже­ния выработать, подкрепляя положительно каж­дую третью попытку. Для того, чтобы погасить на­выки, выработанные с помощью вероятностного подкрепления, понадобятся большие усилия, по сравнению с теми навыками, которые вырабаты­вались с помощью постоянного подкрепления.

Привычки отличаются от навыков. Если на­выки используются собакой как способы дости­жения какой-либо цели, то привычки — для себя самих. Когда собака в одиночестве бездель­ничает, а основные ее потребности удовлет­ворены, вот тогда и формируются привычки, просто от нечего делать, для того, чтобы время в одиночестве шло быстрее. Многократно по­вторяясь, привычки становятся необходимым условием для проведения свободного времени. Выход — формирование других привычек.

С привычками очень трудно бороться, так как они все приводят к возникновению у со­баки положительных эмоций. А потребность в положительных эмоциях является у живых ор­ганизмов одной из основных.

Частая — позднее воспитание. Но условные рефлек­сы образуются у щенка сразу же после рождения! Когда мы приступаем к воспитанию щенка, у него уже есть в запасе несколько отработанных навы­ков, а, может, и привычек.

Почему же отрицательное поведение вы­рабатывается достаточно быстро, а устраняет­ся с большим трудом? Дело в том, что научение у молодых собак происходит по типу запечат- ления (импринтинга), которое характеризуется чрезвычайной быстротой и фиксацией результатов в памяти легко и надолго. Пере­воспитание же требует настойчивости, после­довательности, терпения и упрямства со сто­роны дрессировщика.

Вам понравилось? Делитесь с друзьями!

Ставьте Лайк! Пишите комментарии!

III.5. Общие принципы и этапы формирования навыков

Несмотря на бытующее мнение, что формирование навыка представляет собой простой, «одноступенчатый» процесс, практика дрессировки подсказывает нам, что это далеко не так. На самом деле процесс формирования любого, даже самого элементарного навыка представляет собой совокупность сменяющих друг друга этапов. Игнорирование в процессе дрессировки этого положения в целом, так же как и пропуск одного из этапов, ведёт к грубым ошибкам. Нам кажется целесообразным выделить следующие этапы (каждый из которых в свою очередь делиться на более мелкие подэтапы):

первый этап - взаимные объяснения;

второй - автоматизация навыка;

третий - полная автоматизация.

Ниже, описывая принципы формирования навыка, мы попытаемся обосновать целесообразность такого подразделения.

Первый этап включает следующие подэтапы.

Занятия следует проводить дома или в безлюдных местах, с тем чтобы ограничить вероятность появления конкурирующих с базой мотивации: игровой, половой, оборонительной и т.д. Если не соблюдать это правило, то процесс обучения сильно затрудняется - собака теряет интерес к работе, возможны и нервно-психологические перегрузки.

2. Выбор и формирование базовой доминирующей мотивации.

Выбор мотивации, на базе которой будет строиться обучение собаки, зависит от характера и сложности формируемого навыка, а также от стиля работы и опыта дрессировщика. Мы рекомендуем на этом этапе обучения использовать в качестве основных пищевую мотивацию и мотивацию избирательного аппетита, а также различные формы игровой мотивации (имеется в виду общий курс дрессировки). Данные рекомендации обусловлены тем, что именно в рамках реализации указанных мотиваций мы наблюдаем со стороны собаки максимальную заинтересованность в выполнении приёма, что в свою очередь повышает устойчивость диады «собака-дрессировщик» и улучшает положительный эмоциональный контакт между её членами. Другими словами, чтобы достигнуть желаемого подкрепления, собака очень старается понять дрессировщика и выполнить те требования, которые он к ней предъявляет. Таким образом, выбор адекватно поставленной задаче мотивации и создание у собаки устойчивого мотивационного состояния, на основе которого будет формироваться навык, является на первом этапе обучения первоначальной задачей дрессировщика.

3. Собственно взаимные объяснения.

Взаимные объяснения между дрессировщиком и собакой будут эффективны лишь в том случае, если дрессировщик чётко формирует перед собакой поставленную задачу и ясно представляет себе тот результат, которого добивается. Любые воздействия на собаку с помощью поводка, рук, лакомства, интонаций, слов, команд и т.д. должны производится осмысленно и целенаправленно. Перечисленные воздействия на собаку со стороны дрессировщика и ответные действия собаки и её поведение в целом выполняют функцию передачи необходимой информации. Совокупность этих взаимодействий обеспечивает, таким образом, создание между ними своеобразного, но вполне определённого «языка». «Язык» между членами диады «человек-собака» создаётся в результате их «общения» ещё на стадии знакомства (контакта). В дальнейшем, в процессе дрессировки, он обогащается, так как при формировании практически любого нового навыка вводятся новые элементы «языка». В конечном итоге, «язык», существующий между дрессировщиком и собакой, позволяет им хорошо, часто с полуслова, понимать друг друга, сохранять взаимопонимание и взаимный интерес, что в свою очередь обусловливается тем, что каждая из сторон имеет возможность достигать своего программируемого результата.

4. Определение границ формирования навыка.

Дрессировщик должен иметь чёткое представление о том, что он подкрепляет, а собака - не менее чёткое представление о том, какое её поведение желательно для дрессировщика. В процессе взаимодействия двух функциональных систем дрессировщика и собаки должен всегда достигаться общий результат их деятельности, то есть поддерживаться взаимная заинтересованность на максимально высоком уровне. Иными словами, дрессировщика очень важно точно представить границы формируемого навыка и объяснить их собаке. Собака должна знать - её правильные действия подкрепляются положительными воздействия, неправильные - не подкрепляются вообще или подкрепляются отрицательными воздействиями, то есть усвоить границы между «черным» (ошибочным) и «белым» (правильным).

5. Введение санкционирующей команды, разрешающей выполнение навыка.

Для того чтобы собака выполняла навыки, которым её обучили своевременно, используются санкционирующие команды: «Сидеть», «Лежать», «Ко мне», «Стоять», «Рядом» и т.д. Санкционирующая команда подаётся всегда перед началом воздействий дрессировщика, направляющих собаку на выполнение навыка. В дальнейшем, на стадии автоматизации навыка, санкционирующая команда приобретает значение стимула, запускающего поведение.

6. Введение санкционирующей команды, отменяющей выполняемый навык.

На всех этапах дрессировки выполнение навыка должно всегда отменяться дрессировщиком либо командой «Гуляй» (в это время собака не выполняет никакой команды, а просто отдыхает на поводке или без поводка), либо другой командой. Например: команду «Сидеть» можно отменить либо командой «Гуляй». Либо командами: «Стоять», «Лежать», «Рядом», «Фас» и т.д. Произвольного «ухода» собаки с выполнения навыка без команды дрессировщика допускать нельзя.

7. Дрессировочный контроль.

Дрессировка собаки на всех этапах формирования навыка, вплоть до полной его автоматизации, должна осуществляться под постоянным контролем технических средств (поводка, длинной верёвки, радиоуправляемого электроошейника и т.п.), с помощью которых дрессировщик может всегда осуществлять коррекцию поведения, и именно в тот момент, когда в этом есть необходимость.

8. Условные подкрепляющие воздействия: «Хорошо» и «Фу».

В зависимости от характера формируемого навыка применяют положительные или отрицательные условные подкрепляющие воздействия или же те и другие. Условные воздействия служат для того, чтобы своевременно и быстро объяснить собаке, что она делает правильно, а что неверно, то есть что в её действиях является желательным, для дрессировщика, а что нет. Условные подкрепляющие воздействия применяются практически на всех стадиях формирования навыка.

9. Режим подкреплений.

На первом этапе формирования навыка применяют стопроцентный режим подкреплений. То есть каждое правильное действие собаки всегда подкрепляется кусочком пищи (или игрой).

10. Введение элементов контрастного метода дрессировки.

На первом этапе наряду с мотивацией (пищевой или игровой), в случае нежелательных действий со стороны собаки, следует формировать слабую форму мотивации активного избегания неприятных воздействий со стороны дрессировщика. С этой целью вводятся направляющие и объясняющие, сравнительно слабые отрицательные воздействия: рывки поводком, нажатия и подталкивания руками, угрожающие интонации и др. При этом обязательным является соблюдение следующего правила: сразу после применения отрицательного воздействия (в том случае, если животное исправило свою ошибку) должно следовать положительное как в виде пищи, так и виде ласки. Это необходимо для снятия у собаки отрицательного эмоционального состояния. Применение контрастного метода дрессировки на этом этапе позволяет дрессировщику более чётко очертить границы формируемого навыка, оттенить контраст между «черным» и «белым».

11. Режим формирования навыка.

Короткие периоды интенсивной работы с собакой обязательно должны чередоваться с не менее интенсивными короткими периодами отдыха, что позволяет сохранить у собаки длительную заинтересованность в работе, постоянную готовность к выполнению навыка, а также предотвратит нервно-психические нагрузки.

Второй этап состоит из следующих подэтапов.

1. Автоматизация навыка.

а) Направленное обеднение дрессировочной обстановки.

Как и на первом этапе («взаимные объяснения»), обучение собаки должно проходить в безлюдных местах, в отсутствии других собак. Автоматизация навыка достигается многократным повторением навыка под «жёстким» контролем технических средств с использованием вероятностной системы подкрепления. Необходимым условием достижения автоматизации навыка является применение «контрастного» метода дрессировки (чередование положительных и отрицательных подкрепляющих воздействий). Данный метод, на наш взгляд, противопоказан при обучении собаки навыкам апортировки, выборке вещей и др. и, наоборот, рекомендуется при отработке команд общего послушания: «Сидеть», «Лежать», «Стоять», «Рядом», «Ко мне» и т.д.

По мере автоматизации частота и вероятность положительных подкрепляющих воздействий (например, дача пищи) за выполнение навыка снижается, а степень отрицательных (в случае нечёткого выполнения навыка) возрастает. Все воздействия направлены на то, чтобы добиться чёткого и быстрого выполнения навыка. Воздействия как направляющие, так и корректирующие производятся очень быстро и стереотипно.

б) Повышение требований к точности выполнения навыка.

На втором этапе обучения повышается требовательность со стороны дрессировщика к чистоте и точности выполнения навыка. Так, например, если на первом этапе обучения собака после команды «Ко мне» может подходить к дрессировщику с разной скоростью, порой отвлекаясь на обстановочные стимулы (собак, людей, различные шумы), то на втором этапе обучения от собаки нужно добиться, чтобы подходы совершались только бегом и без отвлечений на посторонние раздражители.

в) Усиление степени отрицательных подкрепляющих воздействий.

В качестве отрицательных подкрепляющих воздействий в основном используют рывки поводком различной степени силы.

Постепенно увеличение степени отрицательных воздействий в случае нежелательных действий собаки позволяет усилить мотивацию активного избегания воздействий дрессировщика, то есть создать мотивацию более конкурентоспособную, по сравнению с пищевой или игровой. То есть на этом этапе начинается постепенная замена исходной базовой мотивации (пищевой или игровой) на оборонительную (мотивацию активного избегания). При использовании отрицательных воздействий (особенно при их усилении) обязательным является соблюдение следующего правила: сразу после применения к собаке отрицательных воздействий (в том случае, если животное исправило свою ошибку) должно следовать положительное воздействие как в виде пищи (игры), так и в виде ласки. Это снимет у животного отрицательное эмоциональное состояние и оттенит контраст между «черным» и «белым» (то есть правильным и ошибочным).

г) Увеличение интенсивности работы дрессировщика.

Все воздействия на собаку - направляющие, корректирующие, положительные и отрицательные, а также условные - производятся дрессировщиком сразу после поданной команды, очень быстро и максимально стереотипно. Производя указанные воздействия, дрессировщик добивается выполнения навыка сразу после первой команды.

д) Режим положительных подкрепляющих воздействий.

На этом этапе постепенно вводится вероятностный режим подкрепления (75-80 процентов). Применение такой схемы, в условиях которой собака не знает точно, когда она получит подкрепление (но знает точно, что получит), позволяет повысить её заинтересованность в работе (например, сформировать желание заработать кусочек корма), уточнять и видоизменять границы формируемого навыка, поскольку появляется возможность направленно отбирать и подкреплять желаемые элементы поведения собаки.

2. Автоматизация навыка в условиях обогащения дрессировочной обстановки.

а) На этом этапе окончательно определяются границы формируемого навыка.

б) Повышается требовательность к выполнению навыка скорости и точности его исполнения (в зависимости от обстоятельств, в том случае, если собака с большими нервно-психическими затратами справляется с работой в этих условиях, то дрессировщик должен сделать как бы шаг назад, снизив при этом предъявляемые к собаке требования).

в) Режим отрицательных подкрепляющих воздействий. Постепенное усиление степени отрицательных подкрепляющих воздействий приводит к усилению мотивации избегания неприятных воздействий со стороны дрессировщика. Суммарное количество отрицательных воздействий одновременно с их усилением снижается. То есть на этой стадии контраст между отрицательными и положительными воздействиями достигает максимума. Однако, несмотря на это, дрессировщик, умело чередуя положительные и отрицательные воздействия, должен добиться, чтобы общий эмоциональный фон у собаки в процессе работы оставался положительным.

г) Режим положительных подкрепляющих воздействий.

Применяется 50-60 процентный вероятностный режим подкреплений (обязательным является применение положительных воздействий сразу после отрицательных). Такая схема приводит к усилению пищевой мотивации и желанию заработать вознаграждение.

д) Сохранение интенсивности работы дрессировщика.

Дрессировщик должен поддерживать высокую интенсивность работы во время дрессировки и при этом добиваться выполнения собакой навыка сразу после первой команды.

3. Заключительный этап автоматизации навыка.

Занятия проводятся в местах, где много отвлекающих факторов.

а) Режим положительных подкрепляющих воздействий.

На этом этапе производят постепенное уменьшение вероятности получения подкреплений от 50 процентов до нуля.

б) Режим отрицательных подкрепляющих воздействий.

Отрицательные воздействия в случае отказа собаки от выполнения навыка применяются в 100 процентах случаев невыполнения и при этом достигают значительной силы. Постепенное усиление степени отрицательных воздействий позволяет осуществить плавный перевод сформированного навыка на базу мотиваций активного избегания неприятных воздействий со стороны дрессировщика и при этом сохранить общий положительный эмоциональный фон у собаки.

в) Постепенное уменьшение количества применения условных положительных подкрепляющих воздействий.

г) Постепенное увеличение количества и длительности выполнений навыков, с обязательным чередованием периодов работы и отдыха.

Третий этап - полная автоматизация навыка.

Критерием автоматизации навыка является быстрое, точное и стереотипное выполнение его сразу после первой команды дрессировщика (независимо от окружающей обстановки).

На этапе окончательной автоматизации навыка значение команды (санкционирующего стимула) резко возрастает и начинает играть решающую роль в управлении поведением собаки. Это, по-видимому, происходит за счёт обеднений функциональной системы, обеспечивающей навык. Обеднение функциональной системы связано с окончательным выбором собакой наиболее эффективной программы поведения, что обусловлено правильными, последовательными, стереотипными и прежде всего целенаправленными воздействиями на собаку со стороны дрессировщика. Другими словами, на стадии окончательной автоматизации навыка из структуры функциональной системы навыка, на начальном этапе его реализации, практически выпадает стадия принятия решения (стадия выработки оптимальной программы поведения). На этом этапе обучения у собаки полностью отпадает необходимость в принятии какого то ни было решения, так как лишь одна из программ поведения в процессе дрессировки всегда оказывалась высокоэффективной (то есть приводила к достижению цели и результата), а все остальные оказывались крайне неэффективными (так как либо вообще не подкреплялись дрессировщиком, либо подкреплялись отрицательными воздействиями).

Автоматизация навыка достигается следующими методическими приёмами.

а) Вероятностная схема положительных подкрепляющих воздействий с постепенным снижением их относительного количества от этапа к этапу формирования навыка.

б) Постепенная замена базовых подкреплений (на основе которых формировался навык, например пищевых) на не основные положительные подкрепляющие воздействия (различные варианты ласки, игры и т.п.) и на условные положительные воздействия (типа «Хорошо»).

в) Применение «контрастного» метода дрессировки (своевременного чередования отрицательных подкрепляющих воздействий с положительными), основной целью которого является создание помимо основной мотивации, на базе которой изначально формируется навык (пищевой или игровой), дополнительной мотивации активного избегания неприятных воздействий со стороны дрессировщика. Суть метода заключается в том, что в определённый момент времени за счёт целенаправленных воздействий со стороны дрессировщика мотивация избегания становится доминирующей, после чего её вновь сменяет базовая.

г) Введение постепенного и последовательного усиления отрицательных подкрепляющих воздействий со стороны дрессировщика при одновременном уменьшении их количества. Этот методический приём при водит к возрастанию контраста между положительными и отрицательными подкрепляющими воздействиями и практически к изменению взаимоотношений между дрессировщиком и собакой. При этом мотивация активного избегания собакой неприятных воздействий со стороны дрессировщика приобретает яркую социальную окраску и фактически трансформируется в поведении подчинения дрессировщику как вожаку (если она раньше на воспринимала дрессировщика как вожака) с появлением характерных поз подчинения. Это приводит также к тому, что происходит уточнение границ ролевых функций собаки в рамках отрабатываемого навыка и по отношению к дрессировщику.

д) Поэтапное увеличение требовательности к чистоте и точности исполняемого навыка (то есть соблюдение этапных границ его выполнения).

Это приводит к тому, что коренным образом перестраиваются отношения в диаде «человек-собака». В начале процесса формирования навыка устойчивость, основанная на взаимной заинтересованности друг в друге, была обусловлена со стороны собаки желанием в пище или игре, а со стороны дрессировщика заинтересованность в выполнении собакой определённого навыка.

Приведённая выше схема дрессировки коренным образом меняет эти отношения, у собаки и дрессировщика появляется взаимный интерес к «правильной» работе. Это объясняется тем, что в их отношениях совместной деятельностью посредством доставления друг другу положительных эмоций, которые в дальнейшем в значительной степени определяет устойчивость диады «дрессировщик-собака».

Таким образом, на данном этапе дрессировки для собаки, по-видимому, основным результатом, на который направлено её поведение, становится позитивно-эмоциональный результат, получаемый через социальный контакт с дрессировщиком на уровне эмоционального общения с ним. Другим, по-видимому, не менее важным результатом для собаки является получение ею позитивно-эмоционального подкрепляющего результата за счёт постоянного соответствия сличаемых программ - реализуемой и программируемой, - и, вследствие этого, само по себе безошибочное выполнение действия (навыка) начинает выполнять функцию подкрепления. Говоря другими словами, правильное выполнение собакой отработанного навыка доставляет собаке такую же радость, как если бы она за него получила пищевое или игровое подкрепление со стороны дрессировщика.

Приведём пример с формированием простого навыка у собаки - посадки по команде «Сидеть».

Соблюдая принцип «обеднение среды», обучение собаки лучше всего начинать дома. Перед кормлением возьмём собаку на поводок и расположим её перед собой. Подавая команду «Сидеть», мы придерживаем собаку за поводок левой рукой, а правой подносим к носу животного зажатый в ладони кусочек пищи. Как только собака коснётся носом ладони с кусочком пищи и попытается достать его, ладонь медленно уводится за голову собаки, вверх-назад (по касательной к голове). Собака тянется за лакомством, задирает голову вверх, и, если ей немного помочь - придержать за поводок или легко надавить на круп, - то собака сядет. Сразу после посадки собака получит порцию пищи, «условное подкрепление» - «Хорошо» и ласку. Несколько таких повторений, и собака будет садиться уже после команды «Сидеть». Однако нам необходимо, чтобы собака по команде не только садилась, но и оставалась в этом положении некоторое время. Поэтому определяем для себя, что подкреплять пищей мы будем не только посадку собаки после команды «Сидеть», но и выдержку её в этом положении вплоть до отменяющей выполнение приёма команды «Гуляй» (или какой-либо другой команды, например «Рядом»). Итак, границами навыка на данном этапе у нас будет посадка собаки сразу после команды «Сидеть» (желательно одной) и выдержка её в таком положении вплоть до отмены команды.

Теперь нашей главной задачей будет понятно объяснить собаке свои требования. Для этого, как только собака после команды «Сидеть» примет соответствующее положение, мы сразу дадим ей кусочек пищи и будем многократно повторять: «Хорошо», «Хорошо» и т.д., что означает в нашем с собакой «языке»: «Делаешь правильно». Если собака сохраняет нужное положение, то мы подкрепляем её действия - в данном случае выдержку - кусочком пищи и условным подкреплением «Хорошо». Если вдруг собака попытается встать без разрешения, то мы тут же дадим команду «Сидеть», а если она не сядет сама, усадим её с помощью поводка насильно. Как только собака примет прежнее положение, вновь последует условное подкрепление - «Хорошо» (делаешь правильно), но реального подкрепления (кусочка пищи) сразу после этого не последует. Реальное подкрепление собака получит лишь после некоторой выдержки в положении «сидеть». Так постепенно, но достаточно быстро мы сможем объяснить собаке, что она должна садиться по команде «Сидеть», так как за это получает кусочек пищи (положительное подкрепляющее воздействие), и находиться некоторое время в этом положении (за что она тоже получает подкрепление - пищу), и что вставать ей без разрешающей команды нельзя, так как за это её ругают (условное отрицательное подкрепляющее воздействие) и, воздействуют поводком, опять сажают на место (отрицательное подкрепляющее воздействие), да при этом пищу не дают.

Вот таким или примерно таким образом происходит формирование навыка, в процессе которого создаются новые элементы «языка» общения между дрессировщиком и собакой, определяются границы навыка, вводятся команды, санкционирующие выполнение и отмену приёма, используются элементы контрастного метода дрессировки. При этом следует напомнить, что вся проделанная работа, которую мы здесь описали, проводится исключительно на поводке (то есть под постоянным контролем технических средств).

Итак, мы завершили этап взаимных объяснений, на котором у собаки был сформирован и в достаточной степени закреплён навык посадки после команды «Сидеть». Однако если мы посчитаем, что навык уже отработан и подготовленную таким образом собаку поместим в незнакомую обстановку, насыщенную отвлекающими факторами, и попытаемся посадить её по команде, по-видимому, это у нас не получится. Собака вместо посадке после команды «Сидеть», скорее всего, будет демонстрировать ярко выраженную ориентировочно-исследовательскую активность, которая затем может перейти либо в игровое, либо в оборонительное поведение.

Чтобы избежать подобных сбоев, на следующие этапе - «автоматизация навыка», - продолжая работу в условиях обеднённой обстановки, постепенно с помощью воздействий поводка мы вводим более жёсткий контроль за соблюдением собакой грани сформированного навыка. Например, если на этапе «взаимных объяснений» собака соблюдала все наши требования лишь тогда, когда она находилась вблизи от нас, то на этом этапе мы добиваемся от неё устойчивой посадки независимо от нашего месторасположения. При этом значительно возрастает темп работы (команду «Сидеть» подаём своевременно, а следующие за ней направляющие и подкрепляющие воздействия производим очень быстро) и, кроме того, максимально стереотипизируются производимые нами действия. То есть, быстро перемещаясь по дрессировочной площадке, мы сразу же подбегаем к собаке в том случае, если она изменяет положение тела (например, встаёт, заваливает набок передние ноги и т.д.), и незамедлительно поправляем её, воздействуя поводком. В том же случае, если собака сразу выполняет команду, практически мгновенно подкрепляем её правильные действия, применяя условное подкрепляющее воздействие «Хорошо», кусочки пищи и ласку, после чего сразу же отходим от собаки. Все наши действия должны быть максимально однообразны.

Следующей нашей задачей является постепенный перевод собаки со стопроцентного режима положительных подкрепляющих воздействий на вероятностный. Для этого мы будем подкреплять пищей не каждую правильную посадку собаки, а в случайном порядке. При этом собака не должна знать, когда она получит пищу, выполнив требуемую работу (навык), а когда - нет. Это побуждает её вновь и вновь повторять выполнение навыка посадки. Так же постепенно мы уменьшаем количество отрицательных воздействий на собаку (с помощью поводка) в случае нарушений ею границ выполнения навыка (изменение позы, уход с места и т.д.) или явного нежелания его выполнять, но степень этих воздействий плавно увеличиваем.

После того как мы добились от собаки чёткого (сразу после команды) выполнения навыка в условиях обеднённой дрессировочной обстановки, можно переходить к работе с ней в усложнённых условиях: в присутствии других собак, посторонних людей, шумов и т.д. Делать это следует постепенно, по элементам. Так, например, сначала мы попробуем воспроизвести навык посадки собаки где-нибудь в углу тихого сквера (на тихой улице), затем в более людном месте, потом в месте для выгула собак (в их отсутствие), в присутствии одной посторонней собаки, относящейся к нашей собаке индифферентно, и т.д. Вне зависимости от сложности условий обстановки, в которой проходит дрессировка, мы должны всегда добиваться от собаки быстрого и чёткого выполнения навыка посадки сразу после первой команды. Однако в зависимости от характера этих условий степень усложнения границ выполняемого навыка (длительность выдержки в положении сидя, дальность ухода от собаки и т.д.), а также суммарное время работы с собакой, затрачиваемое на отработку навыка посадки, необходимо строго регламентировать. Так как в зависимости от характера условий, в которых проходит дрессировка, собака получает большую или меньшую нервно-психическую нагрузку, а работоспособность нервной системы не беспредельна, то нагрузку необходимо ограничивать. Собака всегда, вне зависимости от внешних условий, чётко и быстро должна выполнять навык посадки сразу после первой поданной нами команды, без применения как положительных (пищевых), так и отрицательных подкрепляющих воздействий. Только после этого снимается поводок и с собакой продолжают работать без поводка. Постепенно условное положительное подкрепляющее воздействие «Хорошо» применяется все реже и реже, а затем заменяется просто молчание дрессировщика. автора Котенкова Е В

Стадия формирования доминирующей мотивации 1. Излишне быстрое обогащение среды, в условиях которой происходят занятия с собакой (особенно на начальных этапах обучения), способствует сталкиванию мотивационных возбуждений, что не даёт возможности полноценно

Из книги Среднеазиатская овчарка автора Ермакова Светлана Евгеньевна

5 Этапы возрастного развития среднеазиатской овчарки Предваряя главу, где подробно описаны особенности воспитания и дрессировки среднеазиатской овчарки, необходимо ознакомиться с особенностями каждой возрастной категории щенков этой породы. Говоря о воспитании

Из книги Спаниели автора Куропаткина Марина Владимировна

Этапы возрастного развития спаниеля Воспитание собаки охотничьей породы, подразумевает выполнение владельцем определенных программ занятий с ней, соответствующих возрастным особенностям развития животного. Конечно, вашей целью должно стать не только обучение

Из книги Гриффоны автора Сергиенко Юлия

Этапы развития собаки Все щенки в период своего взросления проходят несколько этапов развития. Каждый этап характеризуется определенными особенностями в поведении щенка, что следует учитывать при его обучении и воспитании.Первые 2 нед жизни щенка называются периодом

Из книги Ротвейлеры автора Сухинина Наталья Михайловна

Этапы возрастного развития ротвейлера Говоря о воспитании служебной собаки, подразумевают выполнение хозяином определенных программ занятий с ней в соответствии с возрастными особенностями развития животного. Разумеется, целью должно стать не только обучение

Из книги Допинги в собаководстве автора Гурман Э Г

Из книги Учебное пособие для специалистов-кинологов органов внутренних дел автора Министерство Внутренних Дел РФ

Из книги Все о голубях автора Бондаренко Светлана Петровна

Недостаточность формирования скорлупы яиц Заболевание связано с нарушением обмена веществ, в первую очередь минерального питания, и отсутствием витамина D; который влияет на формирование скорлупы. Снесение яиц без скорлупы или с мягкой скорлупой часто зависит от

Из книги Племенное разведение собак автора Сотская Мария Николаевна

Из книги Мыши автора Красичкова Анастасия Геннадьевна

Общие принципы кормления Кормление играет очень важную роль в жизни и развитии животных. Декоративные мыши практически всеядны, поэтому особых трудностей, связанных с кормлением, не будет. Можно давать зверькам пищу и со своего стола. Главное правило – разнообразие

Из книги Формы научения и способы дрессировки собак для поиска взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия и боеприпасов автора Гриценко Владимир Васильевич

Из книги Кожа и шерстный покров собаки. Научный, ветеринарный и косметологический аспекты автора Сотская Мария Николаевна

Из книги автора

Из книги автора

Этапы ухода за шерстью Процедура ухода за шерстью собаки включает в себя ряд последовательных

Для того чтобы научить собаку следовой работе, необходимо выстраивать дрессировку, опираясь на одну из трех базовых потребностей: пищевую, социальную или игровую.

Выбор будет зависеть от характера, предпочтений и особенностей животного, а также от его опыта и имеющихся навыков. Начинать дрессировку нужно вовремя. Взрослую собаку уже вряд ли заставишь идти по следу без своевременной подготовки. Во время выслеживания даже охотничьи собаки опираются не только на нюх, но и на слух, а также на зрение.

Лучший возраст для начала тренировки щенков – два-три месяца.

Занятия нужно выстраивать в виде игрового процесса по поиску игрушек, еды или самого хозяина. В ходе таких игр щенок научится активно задействовать свое обоняние.

Дрессировка поисковых навыков собаки:

Для начала попробуйте, держа собаку на поводке, показать какую-нибудь интересную для нее вещь, например любимую игрушку. Можно подразнить питомца этим предметом, помахав у него перед носом, а потом бросить предмет. Для начала просто бросайте вещь на некоторое расстояние и идете с собакой его искать, выждав полминуты или меньше. Затем можно усложнять задание: бросив вещь, поверните собаку вокруг своей оси и отправляйтесь искать. По мере того как пес будет делать успехи, усложняйте задание. Бросайте предмет за спину собаки или закрывайте ей глаза рукой. Так питомец будет постепенно отучаться от поиска с помощью зрения, и научится использовать обоняние. Командой для выполнения задания будет « ». Сопровождающий жест – правой рукой указать желаемое направление поиска. Двигайтесь к предмету не по прямой, а по зигзагу. После нахождения предмета собаку нужно поощрить, поиграть с ней.


После того
как собака освоит такую поисковую игру , можно переходить к следующей стадии. Прячьте предмет на земле незаметно, пока животное не видит. Затем ищите предмет вместе с собакой, прицепив ее на поводок. В начале обучения предпочтительнее тренироваться в спокойных укромных местах, чтобы питомцу не на что было отвлекаться. Идеальные условия для начала дрессировки – поле или луг с низкой растительностью, не на открытой местности. На асфальте, песке или камнях искать по запаху будет значительно сложнее. На первых порах начало следа нужно отмечать, потоптавшись по земле, а идти мелкими шагами, слегка шаркая по земле. При этом нужно стараться не рыхлить землю подошвами и не ломать траву, так как это создаст лишние запахи, на которые собака будет потом ориентироваться при ведении следа. Постепенно можно переходить на более широкий и легкий шаг. Места для тренировок лучше регулярно менять, чтобы питомец не привыкал к одинаковым условиям и не терял интерес. В ветреную погоду лучше прокладывать свой маршрут по ветру.

Оптимальная длина следа для начала – 50 метров по прямой. Затем можно удлинять его время от времени на 20-30 метров. После того как собака научится легко справляться с такой работой, можно усложнить задачу следом с углами и поворотами. Сначала их должно быть мало. Их нужно располагать на достаточно большом расстоянии и при этом внимательно следить, чтобы собака не пропустила угол. В начале занятий длина поводка должна быть не более трех метров, со временем дистанцию необходимо увеличивать. Для работы по следу можно использовать команду «Нюхай».

Под использованием социальной потребности имеется в виду зависимость питомца от хозяина как вожака стаи, лидера. В возрасте 3-6 месяцев щенок лучше всего восприимчив для данного способа. Заниматься нужно в уединенном месте, где есть неровности, кусты, овраги и так далее. Спустив собаку с поводка, пока она бегает, хозяин прячется незаметно от животного и наблюдает. Не найдя хозяина глазами, собака постарается найти его с помощью обоняния. Когда поиск завершится успехом, питомец будет рад, его следует похвалить и приласкать. Каждый следующий раз можно немного усложнять задание, прячась на более дальнем расстоянии, более тщательно. Можно взять с собой помощника, который будет держать животное на поводке, пока хозяин прячется. Если собака не проявляет беспокойства, оставшись в одиночестве, хозяин может время от времени звать ее из своего укрытия.

Другим вариантом является использование игровых потребностей. В этом случае стимулом станет любимая игрушка, которую питомцу придется найти с помощью следа. Этот способ подходит для игривых животных и собак, имеющих любимую игрушку. Потребность в игре можно успешно развивать во время воспитания щенка. Перед тем как спрятать игрушку, предложите собаке несколько раз принести ее. Затем уже можно прятать вещь, постепенно удлиняя прокладываемый след и используя более сложные условия для поиска. После нахождения вещи собака должна получить в качестве вознаграждения игру с найденным предметом.

Для взрослых животных лучше всего использовать потребность в еде. Можно использовать что-то особенно вкусное и привлекательное для собаки. Чтобы она не погналась за угощением, можно привязывать ее к дереву, предварительно дав попробовать или понюхать угощение. На первых этапах приманку придется скармливать собаке после нахождения. Позднее можно поощрять ее небольшими порциями корма, а затем и вовсе кормить ее только по возвращению с занятий.

Чтобы заинтересовать собаку и не допустить потери ее внимания к запахам, можно применять усилители следа. Это некие вещества или продукты, пахнущие особенно привлекательно для собаки. Эти усилители выкладываются поверх человеческого следа, что заставляет питомца принюхиваться. Количество таких усилителей постепенно сокращают, а потом и вовсе исключают.


Учим собаку команде «голос»
Обучаем пса команде «Лежать!»
Собака – ваш спортивный партнер
Отучаем собаку кусать за ноги Обучаем пса команде «Ко мне» Правильное воспитание собаки




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины