09.04.2019

Поликлиническая помощь. Организация амбулаторно-поликлинической помощи населению: задачи, способы реализации


Амбулаторно-поликлиническая помощь населению

Наиболее массовой и общедоступной формой ПМСП в системе отечественного здравоохранения, как уже говорилось, является амбулаторно-поликлиническая помощь населению (от лат. ambulatrius - подвижной). Амбулаторно-поликлинические учреждения предназначены для оказания помощи приходящим больным, а также больным в домашних условиях.

Краткий исторический очерк амбулаторной помощи населению в России. Впервые амбулаторная помощь больным в России стала применяться в XI в. В 1089 г. в Киевской Руси «безвозмездное врачевание» приходящим больным было вменено в обязанность «больницам, находящимся при церквях». Амбулаторный «прием» больных вели также знахари и знахарки, к которым обращался за помощью простой люд. Вплоть до XVI в. медицинское дело не подлежало ведению государства, так как Русь была раздроблена на феодальные княжества, на территории которых хотя и вводились (под контролем князя или монастыря) санитарные, карантинные меры, приглашались на службу и русские и иностранные доктора, единой организации или службы здравоохранения не было. И только после создания централизованного русского государства под властью Москвы стали возможными организация государственных медицинских учреждений и издание соответствующих установлений по медицинскому делу. Так, указом Ивана Грозного была учреждена так называемая Царева, или Придворная, аптека (1581 г.), выполняющая функции по оказанию медицинской помощи царю, его семье, ближним боярам. Вскоре был учрежден Аптекарский приказ по управлению медицинским делом государства.

В 1620 г. возникают первые «светские» амбулатории, где прием ведут врачи. Организацию амбулаторной помощи ускорили тяжелые эпидемии оспы, чумы, холеры. Петровские реформы дали начало реорганизации всего медицинского дела: вместо боярской приказной системы была создана государственная администрация, в том числе и Медицинская канцелярия вместо Аптекарского приказа. В 1738 г. при главной аптеке Петербурга была учреждена должность врача для бедных, это была первая по всей Европе бесплатная амбулатория. В 1804 г. впервые в истории России поликлиническая практика была введена в программу преподавания на медицинских факультетах университетов. Как правило, амбулаторная помощь в городах оказывалась при больницах. Самостоятельные учреждения этого типа стали развиваться лишь в 80-х гг. XIX в., чему способствовало развитие земской и фабричной медицины. Земская реформа создала систему медицинской помощи, включающую в себя участковое обслуживание, разъездную врачебную помощь, обеспечение фельдшерами.

Усиленное развитие в нашей стране амбулаторно-поликлиническая помощь получила с 20-х гг. XX в., т.е. в годы становления отечественной системы здравоохранения. Так, по соглашению Наркомздрава РСФСР и ВЦСПС на предприятиях начали создаваться пункты медицинской помощи, амбулатории, стационары. В 1929 г. опубликовано постановление ЦК ВКП(б) «О медицинском обслуживании рабочих и крестьян», в котором главное внимание уделялось организации медицинской помощи, в том числе и амбулаторной. Важным методом профилактики объявлялась диспансеризация, которая в то время в силу многих объективных причин была сведена к регистрации заболеваний и медицинским осмотрам. Совершенствовалась система охраны материнства и детства, значительно увеличилась сеть детских поликлиник и женских консультаций. Накануне войны несмотря на ошибки и просчеты, репрессии, унесшие тысячи жизней специалистов здравоохранения, была построена государственная система здравоохранения, которая предполагала профилактическую направленность, плановость, доступность и т.д. К 1950 г. несмотря на громадный ущерб, нанесенный народному хозяйству страны в годы войны (было уничтожено 40 000 больниц и поликлиник), число медицинских учреждений не только достигло довоенного уровня, но и возросло. В те годы начинает проводиться диспансеризация сельского населения, ведется подготовка к диспансеризации в поликлинике. В период с 1961 по 1983 г. в амбулаторно-поликлинической помощи основное внимание уделялось диспансеризации.

Организация работы поликлиники и амбулатории. В настоящее время амбулаторно-поликлиническую помощь оказывают в широкой сети амбулаторий и поликлиник, входящих в состав больниц, в самостоятельных городских поликлиниках и сельских врачебных амбулаториях, диспансерах, специализированных поликлиниках, женских консультациях, здравпунктах, фельдшерско-акушерских пунктах и т.д. В этих учреждениях начинают и заканчивают лечение примерно 80 % всех больных и лишь 20 % больных подлежат госпитализации. Таким образом, амбулаторно-поликлиническая помощь является самым массовым видом лечебно-профилактической помощи населению.

Типы учреждений внебольничной помощи утверждены в 1978 г. Министерством здравоохранения СССР. Ведущими среди них являются поликлиники и амбулатории.

Поликлиника (от греч. polls - город и klinik - искусство врачевания) - многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания медицинской, в том числе специализированной, помощи больным, а при необходимости - для обследования и лечения больных в домашних условиях. В поликлинике прием ведут врачи различного профиля (терапевты, кардиологи, гастроэнтерологи, окулисты, хирурги и т.д.), а также функционируют диагностические кабинеты (рентгеновский, эндоскопический, лаборатория, физиотерапевтический кабинет и т.д.). Основной принцип работы поликлиники - территориально-участковый, когда за участковым врачом-терапевтом и медицинской сестрой закреплен участок с определенным числом жителей. Участковые врач и медицинская сестра несут ответственность за проведение всех лечебных и профилактических мероприятий на территории данного участка. Территориально-участковый принцип соблюдается и в отношении врачей «узких» специальностей при выполнении ими вызовов на дому (по назначению участкового терапевта).

Амбулатория - это лечебно-профилактическое учреждение, которое, так же как и поликлиника, предназначено осуществлять медицинскую помощь приходящим в амбулаторию больным, а также больным в домашних условиях. Принцип работы амбулатории - также территориально-участковый, но амбулатория отличается от поликлиники меньшими объемом работы и возможностями специализированной медицинской помощи. В амбулаториях, располагающихся, как правило, в сельской местности, ведется прием лишь по небольшому числу специальностей (не более пяти): терапия, хирургия, акушерство и гинекология, педиатрия. Работа медицинской сестры в амбулатории напоминает работу участковой медицинской сестры поликлиники, но только медсестра амбулатории более самостоятельна.

Основными задачами поликлиники являются: оказание квалифицированной специализированной медицинской помощи населению в поликлинике и на дому;

организация и проведение диспансеризации населения; организация и проведение профилактических мероприятий среди населения с целью снижения заболеваемости, инвалидности, смертности;

экспертиза временной нетрудоспособности; организация и проведение работы по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, пропаганда здорового образа жизни.

Поликлиники могут быть самостоятельными или объединенными со стационаром, общими или специализированными, например стоматологическими, курортными и т.д.

Основные структурные подразделения городской поликлиники. В состав поликлиники входят следующие подразделения: регистратура; отделение профилактики; лечебные отделения; диагностическое отделение (лаборатория, рентгеновский кабинет, кабинет УЗИ-диагностики и т.д.); статистический кабинет; административные подразделения (главный врач, заместитель главного врача по экспертизе трудоспособности).

Регистратура обеспечивает оформление записи больных на прием к врачу и регистрацию вызовов врача на дом, своевременный подбор и доставку документации в кабинеты врачей, информацию населения о времени приема врачей и о правилах вызова врача на дом, оформление листков и справок о временной нетрудоспособности.

Отделение профилактики включает в себя кабинет доврачебного контроля, смотровой женский кабинет и т. д. В отделение профилактики направляются больные из регистратуры, впервые пришедшие на прием к врачу. В кабинете доврачебного контроля систематизируют больных, выдают различные справки, проводят предварительные осмотры.

В состав лечебных отделений входят участковые терапевты и врачи «узких» специальностей. Возглавляет каждое отделение заведующий отделением. Руководителем поликлиники является главный врач поликлиники (поликлиника является самостоятельным лечебно-профилактическим учреждением) или заместитель главного врача по поликлинике (поликлиника объединена со стационаром).

В статистическом кабинете поликлиники осуществляют обработку и учет документации, анализируют показатели работы структурных подразделений поликлиники.

С 2002 года основной упор в оказании медицинского обслуживания делается на организацию амбулаторно-поликлинической помощи населению. Приказ о постоянном совершенствовании этого направления издан Министерством здравоохранения РФ (№ 350). Для его внедрения реализуется проект национального значения "Здоровье".

Роль ведущих структур отводится амбулаторно-поликлиническим службам, где около 80 % населения проходят полный курс лечения - от первого обращения до выписки, без необходимости госпитализации.

Типы учреждений

Регулирует организацию амбулаторно-поликлинической помощи населению закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». Типы учреждений были утверждены Министерством здравоохранения СССР в 1978 году.

Поликлиника - многопрофильное медицинское с широким спектром оказываемой помощи. Пациенты имеют доступ к помощи врачей многих специальностей, диагностике, физиотерапии, высокотехнологичной помощи. При необходимости почти весь спектр услуг оказывается в домашних условиях.

Помощь населению предоставляется по территориально-участковому принципу, где врач и медицинская сестра охватывают услугами определенное количество жителей. Также медики проводят на вверенной территории методическую, профилактическую и просветительскую работу. Врачи определенных специальностей оказывают помощь на дому по назначению терапевта в соответствии с территориально-участковым делением.

Номенклатура поликлиник:

  • Городская (в том числе городская детская).
  • Консультативно-диагностическая (в т. ч. детская).
  • Стоматологическая (в т. ч. детская).
  • Психотерапевтическая.
  • Центральная районная.
  • Восстановительного лечения.
  • Физиотерапевтическая.

Амбулатория - по функциональности загружена, как и поликлиника, но отличается меньшими объемами работ, ограничением в оказании высокотехнологичной помощи и меньшим представлением узкоспециализированных врачей. Как правило, амбулатории располагаются в сельской местности, прием проводится терапевтом, гинекологом-акушером, хирургом и педиатром.

Амбулатории и поликлиники могут быть субъектами самостоятельной деятельности или входить в структуру больниц, диспансеров, женских консультаций, фельдшерских пунктов и т. д. Организация амбулаторно-поликлинической помощи городскому населению - это самый массовый вид охвата населения квалифицированной медицинской помощью.

Система, принципы

Принципы организации амбулаторно-поликлинической помощи населению следующие:

  • Доступность для всех слоев населения.
  • Участковость.
  • Поэтапность и преемственность терапии.
  • Профилактика и просвещение населения.
  • Массовость.
  • Профессионализм врачей и среднего медперсонала.

Система организации амбулаторно-поликлинической помощи населению по участковому принципу позволяет достичь целей:

  • Пациент лечится у одного специалиста на протяжении длительного времени.
  • Врач осуществляет систематическое наблюдение за больными, предоставляет помощь семьям.
  • Специалист полностью ознакомлен с условиями труда, быта населения на своем участке.
  • Службы клиники изучают заболеваемость, выявляют пациентов, нуждающихся в диспансеризации.
  • Реализуются профилактические, просветительские, противоэпидемические мероприятия на обслуживаемом участке.
  • Укрепляется санитарно-гигиенический уровень, осведомленность населения.

Задачи

Система организации амбулаторно-поликлинической помощи населению выполняет ряд функций и призвана решать часть задач:

  • Оказание первичной специализированной помощи гражданам в условиях поликлиники и на дому.
  • Оказание помощи при острых состояниях, травмах, неотложных случаях вне зависимости от прописки пациента.
  • Плановая и неотложная госпитализация больных, нуждающихся в интенсивном лечении и наблюдении (круглосуточный или дневной стационар в поликлинике, больнице).
  • Экспертные заключения и осмотры по поводам временной нетрудоспособности, освобождению от трудовой деятельности, по направлению пациентов с устойчивыми признаками нетрудоспособности на медико-социальную экспертизу.
  • Организация, проведение и внедрение комплекса профилактических мер на обслуживаемом участке и на охваченных предприятиях, направленные на уменьшение смертности, заболеваемости, инвалидности.
  • Популяризация и проведение профосмотров целевых групп населения.
  • Регулярные мероприятия по диспансеризации населения. Каждый специалист определяет перечень больных, подлежащих процедуре.
  • Направление групп пациентов на лечение в санаторно-курортные учреждения.
  • Организация агитации и пропаганды здорового образа жизни, реализация проектов по и воспитанию.

Отделения поликлиники

Для оказания квалифицированного медицинского обслуживания организация амбулаторно-поликлинической помощи взрослому населению реализуется приемом пациентов в структурных подразделениях.

Основные отделения поликлиник:

  • Руководство и администрация.
  • Регистратура (в том числе стол справок).
  • Лечебно-профилактические (хирургия, терапия, офтальмология, стоматология, травматология, неврология и т. д.). Также сюда входят специализированные кабинеты и службы. Кабинеты - ЛФК, инфекционных патологий, женская консультация и т. д. Службы - фельдшерский пункт, скорая и неотложная помощь, диспансер и пр.
  • Диагностическое отделение - кабинеты рентгена, функциональной диагностики, лаборатории, эндоскопии и т. д.
  • Вспомогательные отделения - медицинской статистики, хозяйственная часть, кабинет учета и т. д.

По решению руководства учреждения организация амбулаторно-поликлинической помощи городскому населению может быть дополнена в зависимости от потребностей. Так, могут появиться отделения дневного стационара, нетрадиционной помощи, школы пациента, центры здоровья, хозрасчетные подразделения и пр.

Функции и задачи терапевта

Организация амбулаторно-поликлинической помощи взрослому населению реализуется по участковому принципу, где главная нагрузка ложится на терапевта. Участковый врач является первым специалистом, организующим систему здравоохранения на первичном участке. По сути, участковый терапевт - это специалист общей практики, который обязан обеспечить:

  • Квалифицированную и своевременную медицинскую помощь каждому жителю прикрепленного участка (в медучреждении, на дому).
  • Оказание экстренной помощи пациентам, независимо от места жительства, при возникновении острых состояний, отравлений, травм.
  • Плановую (с предварительным обследованием) или неотложную госпитализацию пациентов.
  • Консультации больных по своему профилю, а в случае необходимости организацию консультативного приема врачами узких специальностей (хирург, отоларинголог, эндокринолог и т. д.) в пределах своего учреждения или в других больницах.
  • Применение современных методов в лечении, профилактике, диагностике (в том числе в терапии, восстановлении, реабилитации).
  • Экспертизу нетрудоспособности (временной).
  • Организацию, внедрение системы мер для диспансеризации населения, анализ эффективности предпринятых мероприятий и качества проведенного процесса.
  • Вакцинацию, дегельминтизацию населения участка.
  • Организацию противоэпидемической работы (раннее выявление, передача информации об инфекционных больных и случаях массового инфекционного отравления в быту, на производствах в СЭС и т. д.).
  • Повышение квалификации, в том числе медицинской сестры.
  • Организацию и внедрение медико-просветительской работы на участке.

Деятельность участкового врача-терапевта состоит в чередовании поликлинического и стационарного приема, посещения пациентов на дому. График работы утверждается главным врачом.

Для детей

Организация амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в своей основе схожа с принципами и задачами клиники для взрослых, но имеет некоторую специфику. В детских медицинских учреждениях обслуживаются дети с момента рождения и до 17 лет.

Основные задачи:

  • Оказание всего спектра необходимой медицинской помощи детям в условиях поликлиники, амбулатории или в домашних условиях.
  • Организация, проведение, внедрение профилактических мероприятий.
  • Организация плановой или неотложной госпитализации детей, подростков в стационары, специализированные учреждения (сады, ясли, школы), санатории и пр.
  • Организация и реализация лечебных и профилактических мероприятий в образовательных учреждениях.
  • Реализация противоэпидемических мер.
  • Участие в правовой защите детского населения.

Организация поликлинической помощи подросткам и детям также работает по участковому принципу. На одного педиатра в среднем приходится около 800 пациентов в возрастной категории от 0 до 17 лет.

Для успешного выполнения профилактических мероприятий за каждым участком закреплена медицинская сестра, у которой обязанностей больше, чем на аналогичной работе во взрослой клинике. В ее задачу входит реализация профилактических, просветительских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у подрастающего поколения, а также оказание пациентам назначенной профильной помощи на дому и многое другое.

Профилактика и просвещение

Одной из важнейших задач при обслуживании детского и подросткового населения является организация отделения здорового ребенка. В задачу структуры входит пропаганда здорового образа жизни, его формирование у детей, просвещение родителей (режим сна, питания, обучения, обучение основам ухода и закаливания, пр.), профилактика отклонений в развитии, предупреждение заболеваемости.

В детских поликлиниках и амбулаториях роль ведущего специалиста отводится педиатру. Его основные функциональные задачи:

  • Патронажная работа с дородового периода, профосмотры детей, проживающих на участке, обследование ребенка перед поступлением в ясли, сад, школу и т. д.
  • Охват санитарно-просветительской работой родителей, детей. Пропаганда и воспитание здорового образа жизни.
  • Противоэпидемические мероприятия (плановая вакцинация, выявление инфекционных заболеваний и их регистрация, реабилитационные мероприятия и пр.).
  • Лечение детей в условиях клиники и на дому.

Помощь гражданам, проживающим в сельской местности

Организация амбулаторно-поликлинической помощи населению в сельской местности основывается на принципах доступности, массовости, участковости, квалифицированности медработников.

Особенности:

  • Поэтапное оказание медицинского обслуживания.
  • Выездные бригады врачей.

Первичная помощь сельскому населению предоставляется поэтапно:

  • Врачебный участок. В структуру входят - участковая амбулатория, поликлиника, самостоятельная больница, медицинские профилактории и т. д.
  • Районные медицинские организации - центральная, районная (зональная) больница с поликлиническими и диспансерными отделениями, подразделениями скорой и неотложной помощи.
  • Медицинские учреждения областного значения - больница с отделениями консультативно-поликлинической и диспансерной службы, стоматологической клиникой, санитарной авиацией, психиатрической клиникой и т. д.

Этапность предоставления медицинской помощи достигает поставленных целей - охват всего населения медицинским обслуживанием, предоставление пациенту необходимого спектра лечения.

Немного о госпитальной помощи

Организация госпитальной помощи в современных условиях предусматривает плановое оказание помощи пациенту, а также экстренную эвакуацию. Госпитальная помощь предоставляется в стационарах, где лечение получают около 20 % всех больных. Как правило, госпитализируются пациенты с тяжелым течением болезни, требующие круглосуточного наблюдения и лечения под контролем специалиста.

  • Острые, неотложные, экстренные показания.
  • Необходимость применения методов интенсивной терапии.
  • Проведение серии сложных исследований.
  • Неудовлетворительные условия жизни пациента.

Ведущим стационарным учреждением является многопрофильная больница, в функции которой входят:

  • Реализация лечебно-восстановительных мероприятий (диагностика, лечение, реабилитация, восстановление, неотложная помощь).
  • Профилактическая работа (снижение количества заболеваний и смертности, профилактика инфекционных поражений и т. д.).
  • Учебная и научно-исследовательская деятельность.

Экстренная госпитализация осуществляется сразу при обнаружении угроз жизни пациента. Госпитализация в плановом порядке осуществляется по направлению лечащего врача амбулатории. При этом у больного должен быть установленный диагноз, результаты предварительно проведенных исследований. При поступлении пациент осматривается дежурным специалистом приемного отделения.

Показаниями к госпитализации являются:

  • Состояние пациента, требующее активных лечебных мер.
  • Состояние пациента, требующее пристального динамического наблюдения.

Организация госпитальной помощи городским и сельским поселениям обеспечивает пациенту следующие виды обслуживания:

  • Осмотр лечащим специалистом.
  • Оформление необходимой документации, амбулаторной карты пациента, направление на стационарное лечение (госпитализация).
  • Полный объем обязательного обследования, предусмотренный при плановой госпитализации.
  • Полный комплекс лечебно-профилактических, противоэпидемических и прочих мероприятий на каждом этапе осуществления медицинского обслуживания.
  • Транспортировка пациента к месту госпитализации в случае экстренных и неотложных ситуаций, организация сопровождения при необходимости.
  • В тех случаях, если определены абсолютные показания к госпитальному лечению, амбулаторные исследования проводятся на протяжении 3 дней.

Относительные показания к стационарному лечению позволяют согласовать длительность диагностики с пациентом. Также пациенту обеспечивается согласование времени госпитализации, специальные виды исследований, экспертиза трудоспособности, обследования по направлениям организаций медико-социальной экспертизы.

Размещение поступивших в стационар больных осуществляется в палатах, при экстренном поступлении возможно размещение в коридоре (не более 2-х суток). Больные, поступающие по плановой госпитализации, размещаются в палате в течение 1 часа после прибытия в приемный покой стационара.

Этапы предоставления помощи в Москве

Организация поликлинической помощи в Москве регулируется приказом Департамента здравоохранения столицы № 983. В основе лежат территориально-участковый принцип, этапность, квалифицированность персонала.

Больные получают медицинскую помощь трех уровней:

  • Первичный. Помощь оказывается в участковых поликлиниках и амбулаториях по территориальному признаку. В учреждениях этого уровня пациент получает доврачебную, первичную, медико-санитарную, первичную специализированную, диагностическую помощь. В задачу учреждений первого уровня входит организация, проведение, внедрение профилактических мер. Также здесь занимаются ранним выявлением заболеваний, ведением беременности, всеми видами неотложной помощи при наступлении острых состояний течения заболеваний, отравлениях, несчастных случаях, травмах.
  • Второй (специализированный) уровень. Пациенту предоставляется лечебно-диагностическая, консультативная, лечебная специализированная помощь по участковому принципу. Медицинские учреждения второго уровня принимают пациентов с целью проведения специальных методов диагностики, консультирования и лечения согласно узкому профилю заболевания.
  • Третий (специализированный) уровень. Пациенту оказывается лечебная, диагностическая, консультативная помощь, в том числе высокотехнологичная. Услуги предоставляются на базе стационаров (в том числе дневного пребывания) по принципу административных округов. В задачу медицинских учреждений третьего уровня входит оказание услуг с применением ресурсоемких технологий диагностики и научно-технического потенциала в условиях стационаров.

Организация амбулаторно-поликлинической помощи городскому населению РФ и жителям сельской местности постоянно совершенствуется, пациентам предоставляются все более широкие возможности для лечения, диагностики и консультаций у лучших специалистов.

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) разработана стратегия «Здоровье – 21: основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ», которая дает возможность каждому человеку, каждой семье вести здоровый, продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни. Реализация этой стратегии направлена в основном через первичную медико-санитарную помощь в соответствующих ей учреждениях. Предпосылкой разработки этой программы была, проведенная в Алма-Ате в 1978 году, международная конференция, на которой разработана концепция системы ПМСП и принята соответствующая декларация ВОЗ – Алма-атинская декларация. Согласно принятой декларации, ПМСП должна обеспечивать не только лечебную, но и профилактическую работу, а также организацию медицинской помощи прикрепленному населению на всех этапах. Таким образом, первичная медико-санитарная помощь является центральной функцией и основным звеном системы здравоохранения любой страны, главной службой оказания медико-санитарной помощи, построенной по принципу «от периферии к центру». Основными принципами деятельности ПМСП являются: справедливость и равенство в распространении и доступности служб здравоохранения, а также участие населения в развитии здравоохранения и др.. К основным направлениям (элементам) ПМСП относятся: гигиеническое обучение и воспитание населения, содействие обеспечению рациональным питанием, доброкачественным водоснабжением, иммунизация населения и др., а критериями оценки деятельности по организации ПМСП должны стать: доля внутреннего валового продукта (ВВП), расходуемая на нужды здравоохранения, уровень младенческой смертности и средней продолжительности предстоящей жизни, доступность ПМСП отображены в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан (1993)». Так, статья 38 «Основ» гласит: «Первичная медико-санитарная помощь является основным доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства, других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства».



В настоящее время у нас в стране медицинская помощь населению оказывается обширной сетью лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), санитарно-профилактических, фармацевтических, учреждениями судебно-медицинской экспертизы и обязательного медицинского страхования.

Самые многочисленные учреждения, в которых оказывается первичная медико-санитарная помощь (медико-санитарная помощь первого уровня) – амбулаторно-поликлинические, женские консультации, скорая и неотложная помощь, родовспоможения и санитарно-эпидемиологической службы.

Среди амбулаторно-поликлинических учреждений ведущими являются поликлиника и амбулатория, которые составляют более75% учреждений внебольничного типа.

Поликлиникой называется высокоразвитое специализированное ЛПУ, в котором оказывается медицинская помощь проходящим больным, а также больным на дому, осуществляется комплекс лечебно-профилактических мероприятий по лечению и предупреждению развития заболеваний и их осложнений.

Деятельность поликлиники в настоящее время в РФ все еще регламентируется приказом Министерства здравоохранения СССР №1000 « О мерах по совершенствованию организации амбулаторно-поликлинических учреждений»(1981) с последующими незначительными изменениями. В этой связи мощность учреждения и численность персонала (штаты) определяются на основании численности обслуживаемого населения и ожидаемого числа посещений, а финансовые органы до сих пор пристально следят за выполнением так называемого планового объема работы.

К основным структурным подразделениям поликлиники относятся: руководство поликлиники, регистратура со столом справок, лечебно-профилактические подразделения, вспомогательно-диагностические подразделения, кабинет учета и медицинской статистики, административно-хозяйственная часть.

По решению руководства в поликлинике могут быть организованы и другие подразделения, в том числе на основе платных медицинских услуг и хозрасчетной деятельности: центры здоровья, отделения нетрадиционных методов лечения и др.

Принцип организации и особенности амбулаторно-поликлинической помощи заключается в: участковости, массовости, общедоступности, профилактической направленностью, профессионализмом работы врачей и среднего медицинского персонала.

Размеры территориального терапевтического участка по численности взрослого населения в настоящее время составляет 1700, а цехового – 1600 человек.

Особенности амбулаторно-поликлинической помощи определяются следующими факторами работы врача:

1) неизвестность в начале каждого дня поликлинического приема состава обращающихся больных;

2) ограниченность времени у врача на поликлиническом приеме;

3) необходимость быстрой ориентировки врача, владения методами ранней диагностики заболеваний, систематической работы над повышением квалификации;

4) меняющийся состав поликлинических больных по сравнению со стационарным;

5) необходимость консультаций с другими специалистами и связь с лечебно-диагностическими службами поликлиники;

6) особенности лечения больного амбулаторно-поликлинических условиях, когда диагноз поставлен, назначено лечение, а выполнения врачебных назначений зависит от самого больного.

Важной особенностью амбулаторно-поликлинической помощи является профилактическая работа, конкретное выражение которой находится в применении диспансерного метода . Это активный метод динамического наблюдения (диспансеризация) за состоянием здоровья определенных контингентов (здоровых и больных) населения с целью раннего выявления заболеваний, взятия на учет и комплексного лечения больных, проведения мероприятий по оздоровлению условий труда и быта, по предупреждению возникновения распространения заболеваний, формированию здорового образа жизни.

Таким образом, в содержании работы участкового врача-терапевта можно выделить следующие разделы работы: лечебная, профилактическая, противоэпидемическая, санитарно-просветительская, ведение оперативно-участковой документации.

Основные элементы работы участкового врача-терапевта включает в себя:

1) лечебная деятельность – терапевтическая помощь в поликлинике и на дому, госпитализация терапевтических больных, экспертиза трудоспособности;

2) профилактическая деятельность – профилактические осмотры, диспансеризация;

3) противоэпидемическая деятельность – выявление инфекционных больных, профилактические прививки и дегельминтация;

4) реабилитационная деятельность – способствование всеми мерами (социальными, медицинскими, физиотерапией, природными факторами) восстановлению здоровья и трудоспособности.

При отсутствии показаний к госпитализации или при затруднении её реализации участковый врач-терапевт организует уход за больным на дому – стационар на дому , или в поликлинике – дневной стационар . В этих случаях врач обеспечивает проведение больному необходимых клинико-диагностических исследований, выполнение медицинской сестрой лечебных процедур, консультации с врачами других специальностей.

Центральным вопросом организации амбулаторно-поликлинической помощи является формирование численности медицинского персонала, расстановка и использование кадров . В настоящее время (Методические рекомендации по нормированию труда медицинского персонала, 1996г.) в учреждениях здравоохранения рекомендуются к широкому использованию отраслевых показателей расчетных норм времени и объема работы. Нормы времени служат базой для расчета норм нагрузки (обслуживания), норм выработки, нормативов численности («штатных нормативов»). Таким образом, основа решения кадровых и финансовых вопросов, это объемы работы и трудозатраты на их выполнение, которые характеризуются:

1) обеспечение населения амбулаторно-поликлинической помощью, т. е. числом врачебных должностей, занятых этим видом помощи, на 10000 населения; расчетный норматив составляет 11,8 врачебных должностей на 10000 взрослого городского населения;

2) нагрузкой медицинского персонала, т. е. числом посещений в поликлинику на одного жителя в год; расчетный норматив этого показателя – 9,2 посещений в год на одного городского жителя.

Нагрузка медицинского персонала на приеме в поликлинике и при оказании помощи на дому характеризуется числом посещений на один час работы врача. Норма нагрузки при этом составляет для врача амбулаторного приема 3,4 человека в час, или 17,7 минут на одного пациента. Плановая функция врачебной должности выражается в числе посещений к врачу в течение года и округленно составляет 5600 посещений.

Численность среднего и младшего персонала в амбулаторно-поликлинических учреждениях определяется в зависимости от численности врачебного персонала. Рекомендуемое соотношение составляет в среднем для городских поликлиник 1:2,2:0,9.

Соблюдение принципа участковости определяется показателем участковости , который вычисляется следующим образом:

Хорошим показателем участковости принято считать 80% и более посещений, сделанных к своему участковому врачу.

Активность посещений врачом на дому характеризует процент повторных посещений на дому, выполненных врачом активно, т. е. без последовавшего от пациента вызова:

Хорошим считается показатель30% от общего числа посещений врачом больных на дому.

Показатель качества врачебной диагностики на поликлиническом приеме определяется частотой совпадения диагноза, установленного врачами поликлиники и стационара у больных, направленных поликлиникой в стационар:

Профилактическую деятельность поликлинических учреждений характеризуют: полнота охвата соответствующих контингентов диспансерным наблюдением, снижение заболеваемости, инвалидности и смертности среди диспансерных больных, охват иммунизацией населения против острых инфекционных и эпидемических заболеваний, выполнение плана санитарного просвещения среди населения.

В целях проведения оценки деятельности амбулаторно-поликлинических (стационарных) учреждений, в их составе на правах структурного подразделения организуются кабинеты медицинской статистики , непосредственно подчиняющиеся главврачу или его заместителю по лечебной (оргметод) работе. Основными функциями кабинета медицинской статистики являются: организация статистического учета, контроль за правильным ведением документации и достоверности содержащейся в ней информации, составление свободных учетных документов, составление периодического и годового статистического отчета, разработка отчетных и учетных статистических документов, участие в анализе деятельности учреждения на основании этих разработок; рациональная организация хранения учетных документов текущего года, а также контроль за бесперебойным снабжением ею.

Важнейший документ – годовой статистический отчет (форма №30), который в установленные сроки представляется вышестоящему органу управления здравоохранением в Госкомстат России. Данный отчет (форма№30) лечебно-профилактического учреждения включает в себя 8 разделов:

Раздел 1: штаты учреждения на конец отчетного года;

Раздел 2: деятельность поликлиники (амбулатории), диспансера, консультации;

Раздел 3: деятельность стационара;

Раздел 4: работа лечебно-вспомогательных отделений (кабинетов);

Раздел 5: работа диагностических отделений;

Раздел 6: антирабическая деятельность;

Раздел 7: оснащенность электронно-вычислительной техникой;

Раздел 8: техническое состояние зданий.

Статистический отчет амбулаторно-поликлинической помощи составляется на основании данных, полученных из данных оперативно-учетной документации: медицинской карты амбулаторного больного (уч. ф. 025/у), статистического талона для регистрации заключительного (уточненного) диагноза (уч. ф. 025-2/у), экстренного извещения об инфекционном заболевании, пищевом, остром, профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку (уч. ф. 058/у), дневника работы врача поликлиники (амбулатории), диспансера, консультации (уч.ф.039/у), контрольной карты диспансерного наблюдения (уч. ф. 030/у), списка лиц, подлежащих диспансерному наблюдению (уч. ф. 048/у), листков нетрудоспособности (справок о временной нетрудоспособности студента, учащегося – уч. ф. 095/у), талонов на законченный случай временной нетрудоспособности (уч. ф. 025-9/4-у), книге регистрации листков нетрудоспособности (уч. ф. 036/у), врачебного свидетельства о смерти (уч. ф. 106/у), извещений о важнейших неэпидемических заболеваниях (уч. ф. 089/у,090/у), талона амбулаторного пациента (уч. ф. 025-10/у), талон на прием к врачу (уч. ф. 025-4/у).

Информация об оценке работы амбулаторно-поликлинической службы доводится до сведения руководителей учреждения, всех структурных подразделений, врачей и является предметом обслуживания среди сотрудников.

Организация амбулаторно-поликлинической помощи сельскому населению принципиального отличия не имеет, однако есть особенности, которые обусловлены особенностями труда и быта сельских жителей. Это прежде всего значительно меньшая, чем в городе, плотность населения, сезонный характер труда и пр. Оказание медицинской помощи по участковому принципу сельскому населению осуществляется лишь для населения райцентра и приписного участка. Для населения, проживающего на остальной территории, в штате ЦРБ выделяются 0,3 ставки терапевта на 10000 взрослого населения и 0,2 ставки педиатра на 10000 детей.

В связи с этим основной особенностью оказания медицинской помощи сельскому населению является этапность. Различают три этапа оказания медицинской помощи жителями села.

I этап – сельский врачебный участок, который включает врачебную амбулаторию, ФАП, детский ясли-сад, здравпункт, санаторий-профилакторий.

Сельский врачебный участок – первичное врачебное звено в системе учреждений, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь сельскому населению.

Амбулатория , это тоже поликлиника, но отличающаяся от нее ограниченным уровнем специализации и объемом деятельности. В амбулатории ведется прием по небольшому числу основных специальностей: терапии, хирургии, акушерству и гинекологии, педиатрии. Однако следует отметить, что в действительности основным учреждением на первом этапе является ФАП, поскольку в каждом районе имеется всего лишь 2-3 амбулатории и, следовательно, 2-3 врачебных участка, а на остальной территории – ФАПы.

II этап – районные медицинские учреждения, к которым относятся ЦРБ, районный центр СЭН, межрайонные специализированные отделения. На этом этапе оказывается преимущественно специализированная медицинская помощь.

III этап – областные (краевые, республиканские) медицинские учреждения, в том числе специализированные поликлиники (например, стоматологическая поликлиника). На третьем этапе оказывается преимущественно узкоспециализированная медицинская помощь.

К основным проблемам сельского здравоохранения можно отнести:

1) низкую материально-техническую базу;

2) недоступность медицинской (врачебной) помощи для некоторой части населения. Это связано с отсутствием должного числа врачебных амбулаторий;

3) недостаточным объемом специализированной медицинской помощи;

4) практически полное отсутствие (за исключением райцентров) скорой медицинской помощи для населения района, что связано с радиусом обслуживания и состоянием дорог;

5) низкую квалификацию врачебного и сестринского персонала.

Альтернативой существующей организации медицинской помощи сельскому населению должна стать первичная медико-санитарная помощь по принципу семейного врача. Это дает возможность обеспечить доступность медицинской и скорой помощи, повысит качество оказания помощи, т. е. в основном устранит обозначенные выше проблемы.

Реорганизация амбулаторно-поликлинической службы с ориентацией на ПМСП с созданием института врачей общей практики и семейных врачей предопределена концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской федерации. В перспективе в РФ участкового должен сменить врач общей практики и семейный врач. И здесь дело не в смене названия, а в сути его работы, повышении профессионального мастерства, заинтересованности и ответственности. Ключевой фигурой в реформе первичной медицинской помощи должен стать врач, хорошо подготовленный к лечебной работе, освоивший специфику первого и последующего ведения больного, умеющий оказать неотложную и многопрофильную медицинскую помощь, специалист в организации здравоохранения, управления и экономики, а также в области юридических и финансовых проблем, ответственный за обеспечение медицинской помощи на всех её этапах.

В соответствии с государственными квалификационными требованиями к профессии врач общей практики и семейный врач обязан не только оказывать эффективную медицинскую помощь взрослым и детям, проводить основные лечебно-диагностические процедуры, но и владеть методами первичной и вторичной профилактики, разрабатывать и осуществлять мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья всех членов семьи.

Появление семейного врача, несомненно, может сделать нашу повседневную жизнь более устойчивой и комфортной. Тем более если такой семейный врач или врач общей практики будет озабочен профилактической направленностью своей деятельности, социально-психологическим влиянием и воздействием на благополучие семейного коллектива, станет проявлять искреннее понимание насущных проблем и потребностей своих подопечных.

Специальность врача семейной и общей практики была признана в феврале 1969 года, когда Американский Совет медицинских специальностей и Совет по медицинскому образованию Американской медицинской ассоциации утвердили первичный Совет по сертификации этой специальности. Однако идея выделения одного врач, ответственного за здоровье семьи (крестьянского двора), была впервые реализована земской медициной в России еще в 1864 году, когда в ряде губерний было введено земско-хозяйственное самоуправление. В 1865 году земские учреждения были введены: в Воронежской, Казанской, Калужской, Костромской, Курской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Пензенской, Полтавской, Псковской, Рязанской, Самарской, Санкт-Петербургской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Харьковской, Херсонской, Черниговской и Ярославской губерниях. А к 1871 году земские учреждения действовали уже в 34 из 89 Российских губерниях.

Подлинными творцами земской медицины стали те передовые врачи и ученые, чье мировоззрение формировалось в обстановке высокого общественного подъема 60-х годов 19-го века, чьими идеалами были служение народу, гуманизм и бескорыстие. Среди них – предводитель дворянства Полтавской губернии, врач – князь Долгоруков Н.А. и председатель Казанского общества врачей – профессор Петров А.В., врачи Погожев А.В.и Уваров М.С. и др. Многотрудной, поистине подвижнической деятельностью они, намного опередив свое время, внесли неоценимый вклад в теоретическую разработку и практическое осуществление создания в России новой, оригинальной формы организации медицинской помощи и охраны здоровья.

За годы существования земской медицины были разработаны и введены в действие новые принципы оказания медицинской помощи сельскому населению: общедоступность, участковость, бесплатность, санитарно-профилактическая направленность. Единицей учета в земстве был двор (крестьянская семья) и лечение каждого члена семьи проводилась с учетом состояния здоровья всех её членов (всей семьи в целом). Земский врач был образованным специалистом, осуществлявшим квалифицированную медицинскую помощь при заболеваниях терапевтического и хирургического профиля, инфекционных, детских, неврологических заболеваниях, при акушерской и разнообразной хирургической патологии. Это был врач-универсал.

Особенностью земской медицины являлось то, что она финансировалась за счет средств земств. Будучи бесплатной для сельского населения, она стоила огромных средств для земств. В 1868 году в России на медицину земства тратили 18% от всех средств, в 1890 году – 21%, в 1903 году – 28%, а некоторые из земств (Липецкое, Хвалынское, Ливенское и др.) тратили на медицину 45-47% своего бюджета.

За период своего существования с 1864 по 1917 год земская медицина прошла большой путь от возникновения до формирования принципов и организации медицинской помощи сельскому населению. Созданная впервые в нашей стране и не имевшая аналогов в мире, земская медицина стала национальной гордостью России, а её главные ценности, такие, как общедоступность, бесплатность медицинской помощи, профилактическая направленность и участковый принцип, в 1950-х годах были рекомендованы ВОЗ всем странам для систем сельского здравоохранения.

Впервые о возможности перехода к оказанию медицинской помощи по принципу семейного врача в советском здравоохранении заговорили в конце 80-хь годов 20 столетия. Так, в газете «Правда» от 27 ноября 1987 года были опубликованы «Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в 12-й пятилетке и на период до 2000 года», в которых среди планируемых мер по повышению качества медицинской помощи предусматривалось «проводить линию на постепенный переход к оказанию медицинской помощи по принципу семейного врача». В 1989 году «Союзмединформ» впервые выпускает обзорную информацию «Где, когда и кому нужен семейный врач», в которой дается анализ зарубежного опыта по проблема семейной медицины.

В 1992 году Министерством здравоохранения РФ был издан приказ №237 от 26 августа «О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)». В приказе дано определение врача общей практики (ВОП) как специалиста: «Врач общей практики (семейный врач) – специалист, широкоориентированный в основных врачебных специальностях и способный оказать многопрофильную амбулаторную помощь при наиболее распространенных заболеваниях и неотложных состояниях».

«Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан», введенными в действие 22 июля 1993 года, предусмотрено, что семья по договоренности всех её совместно проживающих членов имеет право на выбор семейного врача, который обеспечивает ей медицинскую помощь по месту жительства (ст. 22, п. 3). В этих же «Основах» дано определение семейного врача как специалиста: «Семейный врач ­– это врач, прошедший специальную многопрофильную подготовку по оказанию первичной медико-санитарной помощи членам семьи, независимо от их пола и возраста.» (ст. 59, п. 1).

Исходя из определения «Врач общей практики» и «Семейный врач», приказом МЗ РФ №237 «О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)», определена численность обслуживаемого контингента в объеме – не более 1500 человек у врача общей практики и не более 1200, с учетом детского (от рождения до 15 лет) населения, у семейного врача.

Оказание медицинской помощи по принципу семейного врача наиболее оптимально использовать в сельской местности, в то время как использование специалиста общей врачебной практики наиболее оптимально в городских условиях, где имеется хорошо отлаженная педиатрическая служба.

В последующие годы в ходе внедрения общеврачебной практики выявились упущения и недоработки в вышеуказанном приказе и положении о враче общей практики, что послужило поводом для разработки и издания в 1999 году приказа МЗ РФ №463 «Об отраслевой программе «общая врачебная (семейная) практика», в котором предопределено дальнейшее развитие системы общей врачебной (семейной) практики на региональном уровне.

Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность врача общей практики, семейного врача, включает в себя следующие разделы положения о ВОП (согласно приказа МЗ РФ №237):

1. Общие положения.

2. Обязанности врача общей практики (семейного врача).

3. Права врача общей практики (семейного врача).

4. Ответственность врача общей практики (семейного врача).

Квалификационные требования к врачу общей практики, семейному врачу включают в себя:

1. Владение основами законодательства по охране здоровья населения, знание структуры и основных принципов здравоохранения, права, обязанности, ответственности, владение планированием и анализом своей работы, принципами сотрудничества с другими специалистами и службами (социальной службой, страховой компанией, ассоциацией врачей и др.).

2. Знание и соблюдение принципов врачебной этики и деонтологии.

3. Освоение следующих видов деятельности и соответствующих им задач:

1) профилактику, диагностику, лечение наиболее распространенных заболеваний и реабилитацию пациентов;

2) оказание экстренной и неотложной медицинской помощи;

3) выполнение медицинских манипуляций;

4) организационную работу.

Основные задачи первого вида деятельности:«Профилактика, диагностика, лечение заболеваний и реабилитация пациентов» включает объем деятельности врача общей практики, семейного врача:

1) проведение осмотра и оценка данных физического исследования

пациента;

2) составление плана лабораторного и инструментального обследования;

3) умение интерпретировать результаты анализов крови, мочи, мокроты, желудочного сока, дуоденального исследования, копрограммы, ликвора; лучевых, электрофизиологических и других методов исследований;

4) владение принципами и методами профилактики и лечения наиболее распространенных заболеваний, реабилитации пациентов;

5) самостоятельное проведение обследования, диагностики, лечения, реабилитации пациентов, при необходимости, организацию дообследования, консультацию, госпитализацию пациентов, с последующим выполнением назначений и осуществлением дальнейшего наблюдения больного при следующих заболеваниях: внутренние болезни, хирургические болезни, болезни женских половых органов, инфекционные, туберкулез, заболевания нервной системы, психические болезни, кожно-венерические болезни, ЛОР-болезни, глазные болезни, аллергическая патология.

Основные задачи второго вида деятельности: «Оказание экстренной и неотложной медицинской помощи»:

Врач общей практики, семейный врач должен уметь самостоятельно диагностировать и оказывать неотложную (экстренную) помощь на догоспитальном этапе при следующих неотложных состояниях: шок, обморок, коллапс, кома, острая дыхательная и сердечная недостаточность, отек гортани, ложный круп, астматический статус, гипертонический криз, кровотечения, аппендицит, утопление, переломы, поражение электрическим током и т.д.

Основные задачи третьего вида деятельности: «Выполнение медицинских манипуляций» включает в себя самостоятельное выполнение:

1) всех видов инъекций;

2) проведения внутрикожных проб;

3) определения группы крови;

4) проведения и расшифровки ЭКГ;

5) спирометрии;

6) внутрисердечного введения лекарственных средств;

7) искусcтвенного дыхания;

8) методов аспирации;

9) непрямого массажа сердца;

10) биопсии, пункции, зондирования;

11) анестезии, первичной обработки ран, ожоговой поверхности;

12) наложения повязок, иммобилизации, вскрытий абсцессов и пр. по всем специальностям.

Основные задачи четвертого вида деятельности врача общей практики, семейного врача: «Организационная робота» включает в себя:

1) знание демографической и медико-социальной обстановки характеристики прикрепленного контингента;

2) пропаганду ЗОЖ, гигиеническое обучение, антиалкогольную, антиникотиновую и пр. пропаганду;

4) консультации по вопросам планирования семьи, этики, медико-сексуальных аспектов семейной жизни и пр.;

5) проведение противоэпидемических и лечебно-оздоровительных мероприятий;

6) проведение работы по выявлению ранних и скрытых форм заболеваний и факторов риска;

7) организацию всего комплекса диагностических, лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий;

8) проведение диагностики беременности и наблюдение за течением беременности, лечение экстрагенитальных заболеваний, выявление противопоказаний к беременности и направление на её прерывание, ведение послеродового периода;

9) совместную с органами социального обеспечения и службами милосердия организацию помощи одиноким, престарелым, инвалидам и хроническим больным, в т. ч. по уходу, устройству в дома-интернаты;

10) проведение КЭК, выдачу направления на МСЭК, перевод на облегченную работу; проведение анализа для оценки состояния здоровья прикрепленного контингента; ведения учетно-отчетной документации.

Контрольные вопросы.

1. Место и роль ПМСП в системе здравоохранения.

2. Что относится к основным направлениям ПМСП? По каким критериям оценивается деятельность ПМСП?

3. Правовая база ПМСП в законодательстве РФ.

4. Что такое поликлиника, какова её структура? Каковы принципы организации амбулаторно-поликлинической помощи населению?

5. Каковы особенности амбулаторно-поликлинической помощи?

6. В чем заключается диспансерный метод наблюдения за состоянием здоровья населения?

7. Основные элементы деятельности врача терапевта.

8. Чем характеризуются показатели объема работы и трудозатраты врачебной должности?

9. Показатели деятельности амбулаторно-поликлинического учреждения.

10. Функции кабинета медицинской статистики амбулаторно-поликлинического учреждения.

11. На основании каких данных составляется годовой статистический отчет №30?

12. Организация амбулаторно-поликлинической помощи сельскому населению; три этапа оказания медицинской помощи жителями села.

13. В чем заключается реорганизация амбулаторно-поликлинической службы в РФ?

14. Что предусматривает появление в системе здравоохранения семейной медицины?

15. Предшественники семейных врачей в России. Значение опыта земской медицины России для международных систем здравоохранения.

16. «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» по вопросам семейной медицины.

17. Функции, объем, нормативно-правовая база деятельности врача общей практики и семейного врача.

18. Квалификационные требования к ВОП и СВ.

19. Основные задачи первого вида деятельности ВОП, СВ.

20. Основные задачи второго и третьего вида деятельности ВОП, СВ.

21. Основные задачи четвертого вида деятельности ВОП, СВ.

Глава 23. Стационарная медицинская помощь.

Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в РФ определены основные задачи, среди которых приоритеты отданы увеличению объема профилактических мероприятий, переносу части медицинской помощи из стационаров на амбулаторное обслуживание, внедрению стационарзамещающих технологий, сокращению длительности госпитального этапа лечения, развитию института врача общей практики, семейного врача, реформированию поликлиник в консультативно-диагностическую службу.

Вместе с тем роль и значение стационарной помощи в условиях нашей страны по-прежнему остаются весьма высокими, а задачи – чрезвычайно актуальными. Ухудшение состояния здоровья населения, увеличение частоты хронических заболеваний, нарастание инвалидизации требуют укрепления стационарного сектора в системе здравоохранения РФ.

В настоящее время стационарная помощь в России представлена разветвленной сетью больничных учреждений: отраслевые, ведомственные, специализированные. Для оказания данного вида помощи в РФ развернуто около 2 млн. коек, а обеспеченность населения составляет 128 коек на 10000 человек. Это дает возможность из каждых 100 обратившихся за медицинской помощью госпитализировать 21 человека, т. е. иначе говоря, процент отбора на койку составляет 21%. Такого большого числа стационарных коек, высокой обеспеченности населения стационарной помощью (128) и высокого процента отбора на койку (21%) не существует ни в одной экономически развитой стране. Для сравнения, например, в США обеспеченность койками составляет 55, в Англии – 75, в Германии – 108 коек на 10000 населения. Иначе говоря, для России характерен так называемый экстенсивный путь развития здравоохранения, акцентированный на стационарную помощь. Причинами такого положения являются: низкая квалификация медицинского персонала амбулаторно-поликлинических учреждений, их низкая материальная и техническая оснащенность, а также отсутствие многоуровневой системы организации стационарной помощи.

Организационные формы оказания стационарной помощи населению до настоящего времени, а также структура больничных учреждений и их размещение продолжает зависеть от уровня и характера заболеваемости, что в свою очередь обуславливает характер специализации и мощность больничных учреждений. В связи с этим основными стационарными учреждениями в РФ остаются центральные районные, городские, областные, краевые и республиканские больницы, в которых развернуто более 2/3 всего коечного фонда страны. Ведущими больничными учреждениями в существующей системе здравоохранения являются городские больницы, составляющие около 20% всех больничных учреждений.

Городская больница является лечебно-профилактическим учреждением, оказывающим квалифицированную помощь населению на основе достижений современной медицинской науки и техники.

По виду, объему и характеру оказываемой медицинской помощи и системе организации работы городские больницы бывают:

1) по профилю ­– многопрофильные или специализированные;

2) по системе организации – объединенные или необъединенные с поликлиниками;

3) по объему деятельности – различной категории (мощности).

Структура городской больницы (без поликлиники):

1) управление больницы – канцелярия, кабинет медицинской статистики, медицинский архив, бухгалтерия, библиотека;

2) лечебная часть – приемное отделение, медицинские отделения (терапевтическое, хирургическое, травматологическое, онкологическое, урологическое, глазное, ЛОР, детское, гинекологическое, родильное, инфекционное и другие в зависимости от мощности), вспомогательно-диагностические отделения (кабинеты), лаборатории (клиническая, биохимическая, бактериологическая, серологическая, бактериологическая, серологическая), патологоанатомическое отделение, кабинет переливания крови, аптека;

3) административно-хозяйственная часть – кухня, прачечная, гараж, склады и т.д.

Указанная структура больницы является примерной, она может меняться в зависимости от местных условий, мощности больницы (количество коек).

Возглавляет больницу главный врач, который несет ответственность за всю медицинскую и хозяйственную деятельность больницы.

Во главе каждого отделения находится заведующий отделением, назначаемый из числа наиболее квалифицированных врачей, имеющих опыт работы в стационаре и организаторские способности. Заведующий отделением руководит всей лечебной работой в отделении, проводит ежедневные обходы больных, консультирует врачей-ординаторов, выписывает больных из стационара, проверяет правильность лечебных назначений.

В системе отечественного здравоохранения, как уже говорилось, является амбулаторно-поликлиническая помощь населению (от лат. ambulatorius - подвижной). Амбулаторно-поликлинические учреждения предназначены для оказания помощи приходящим больным, а также больным в домашних условиях.

Краткий исторический очерк развития амбулаторной помощи в России

Впервые амбулаторная помощь больным в России стала применяться в XI в. В 1089 г. в Киевской Руси «безвозмездное врачевание» приходящим больным было вменено в обязанность «больницам, находящимся при церквях». Амбулаторный «прием» больных вели также знахари и знахарки, к которым обращался за помощью простой люд. Вплоть до XVI в. медицинское дело не подлежало ведению государства, так как Русь была раздроблена на феодальные княжества, на территории которых хотя и вводились (под контролем князя или монастыря) санитарные, карантинные меры, приглашались на службу и русские, и иностранные доктора, единой организации или службы здравоохранения не было. И только после создания централизованного русского государства под властью Москвы стали возможными организация государственных медицинских учреждений и издание соответствующих установлений по медицинскому делу. Так, указом Ивана Грозного была учреждена так называемая Царева, или Придворная, аптека (1581), выполняющая функции но оказанию медицинской помощи царю, его семье, ближним боярам. Вскоре был учрежден Аптекарский приказ по управлению медицинским делом государства.

В 1620 г. возникают первые светские амбулатории, где прием ведут врачи. Организацию амбулаторной помощи ускорили тяжелые эпидемии оспы, чумы, холеры.

Петровские реформы дали начало реорганизации всего медицинского дела: вместо боярской приказной системы была создана государственная администрация, в том числе и Медицинская канцелярия вместо Аптекарского приказа. В 1738 г. при главной аптеке Петербурга была учреждена должность врача для бедных, это была первая в Европе бесплатная амбулатория.

В 1804 г. впервые в истории России поликлиническая практика была введена в программу преподавания на медицинских факультетах университетов. Как правило, амбулаторная помощь в городах оказывалась при больницах. Самостоятельные учреждения этого типа стали развиваться лишь в 80-х гг. XIX в., чему способствовало развитие земской и фабричной медицины.

Земская реформа создала систему медицинской помощи, включающую в себя участковое обслуживание, разъездную врачебную помощь, обеспечение фельдшерами.

Усиленное развитие в нашей стране амбулаторно-поликлиническая помощь получила с 20-х гг. XX в., т. е. в годы становления отечественной системы здравоохранения. Так, по соглашению Наркомздрава РСФСР и ВЦСПС на предприятиях начали создаваться пункты медицинской помощи, амбулатории, стационары. В 1929 г. опубликовано Постановление ЦК ВКП(б) «О медицинском обслуживании рабочих и крестьян», в котором главное внимание уделялось организации медицинской помощи, в том числе и амбулаторной. Важным методом профилактики объявлялась диспансеризация, которая в то время в силу многих объективных причин была сведена к регистрации заболеваний и медицинским осмотрам. Совершенствовалась система охраны материнства и детства, значительно увеличилась сеть детских поликлиник и женских консультаций. Накануне войны, несмотря на ошибки и просчеты, репрессии, унесшие тысячи жизней специалистов здравоохранения, была построена государственная система здравоохранения, которая предполагала профилактическую направленность, плановость, доступность и т. д. К 1950 г., даже учитывая громадный ущерб, нанесенный народному хозяйству страны в годы войны (было уничтожено 40 000 больниц и поликлиник), число медицинских учреждений не только достигло довоенного уровня, но и возросло. В те годы начинает проводиться диспансеризация сельского населения, ведется подготовка к диспансеризации в поликлинике. В период с 1961 по 1983 г. в амбулаторно-поликлинической помощи основное внимание уделялось диспансеризации.

Организация работы поликлиник и амбулаторий

В настоящее время амбулаторно-поликлиническую помощь оказывают в широкой сети амбулаторий и поликлиник, входящих в состав больниц, в самостоятельных городских поликлиниках и сельских врачебных амбулаториях, диспансерах, специализированных поликлиниках, женских консультациях, здравпунктах, фельдшерско-акушерских пунктах и т. д. В этих учреждениях начинают и заканчивают лечение примерно 80 % всех больных и лишь 20 % больных подлежат госпитализации.

Таким образом, амбулаторно-поликлиническая помощь является самым массовым видом лечебно-профилактической помощи населению.

Типы учреждений внебольничной помощи утверждены в 1978 г. Министерством здравоохранения СССР. Ведущими среди них являются поликлиники и амбулатории.

Поликлиника (от греч.polis - город иklinike - врачевание) — многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания медицинской, в том числе специализированной, помощи больным, а при необходимости — для обследования и лечения больных в домашних условиях.

В поликлинике прием ведут врачи различного профиля (терапевты, кардиологи, гастроэнтерологи, окулисты, хирурги и т. д.), а также функционируют диагностические кабинеты (рентгеновский, эндоскопический, лаборатория, физиотерапевтический кабинет и др.).

Основной принцип работы поликлиники - территориально-участковый , когда за участковым врачом-терапевтом и медицинской сестрой закреплен участок с определенным числом жителей. Участковые врач и медицинская сестра несут ответственность за проведение всех лечебных и профилактических мероприятий на территории данного участка. Территориально-участковый принцип соблюдается и в отношении врачей «узких» специальностей при выполнении ими вызовов на дому (по назначению участкового терапевта).

Амбулатория - это лечебно-профилактическое учреждение, которое, как и поликлиника, предназначено осуществлять медицинскую помощь приходящим в амбулаторию больным и больным в домашних условиях.

Принцип работы амбулатории также территориально-участковый, но амбулатория отличается от поликлиники меньшими объемом работы и возможностями . В амбулаториях, располагающихся, как правило, в сельской местности, ведется прием лишь по небольшому числу специальностей (не более пяти): терапия, хирургия, акушерство и гинекология, педиатрия. Работа медицинской сестры в амбулатории напоминает работу участковой медицинской сестры поликлиники, но только медсестра амбулатории более самостоятельна.

Основными задачами поликлиники являются:

  • оказание квалифицированной специализированной медицинской помощи населению в поликлинике и на дому;
  • организация и проведение диспансеризации населения;
  • организация и проведение профилактических мероприятий среди населения с целью снижения заболеваемости, инвалидности, смертности;
  • экспертиза временной нетрудоспособности;
  • организация и проведение работы по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, пропаганда здорового образа жизни.

Поликлиники могут быть самостоятельными или объединенными со стационаром, общими или специализированными, например стоматологическими, курортными и т. д.

Основные структурные подразделения городской поликлиники

В состав поликлиники входят следующие подразделения:

  • регистратура;
  • отделение профилактики;
  • лечебные отделения;
  • диагностическое отделение (лаборатория, рентгеновский кабинет, кабинет УЗИ-диагностики и т. д.);
  • статистический кабинет;
  • административные подразделения (главный врач, заместитель главного врача по экспертизе трудоспособности).

Регистратура обеспечивает оформление записи больных на прием к врачу и регистрацию вызовов врача на дом, своевременный подбор и доставку документации в кабинеты врачей, информацию населения о времени приема врачей и о правилах вызова врача на дом, оформление листков и справок о временной нетрудоспособности.

Отделение профилактики включает кабинет доврачебного контроля, смотровой женский кабинет и т. д. В отделение профилактики направляются больные из регистратуры, впервые пришедшие на прием к врачу. В кабинете доврачебного контроля систематизируют больных, выдают различные справки, проводят предварительные осмотры.

В состав лечебных отделений входят участковые терапевты и врачи «узких» специальностей. Возглавляет каждое отделение заведующий отделением. Руководителем поликлиники является главный врач поликлиники (поликлиника является самостоятельным лечебно-профилактическим учреждением) или заместитель главного врача по поликлинике (когда поликлиника объединена со стационаром).

В статистическом кабинете поликлиники осуществляют обработку и учет документации, анализируют показатели работы структурных подразделений поликлиники.

Организация работы участкового терапевта городской поликлиники

Участковый терапевт играет ведущую роль в системе охраны здоровья населения (в дальнейшем это будет семейный врач). В сложной работе участкового врача соединены медицинская и организационная деятельность (организация профилактики, лечения, диспансеризации, реабилитации, санитарно-просветительной работы). Участковый врач по сути является организатором здравоохранения передового звена.

Именно деятельность участкового врача-терапевта и участковой медицинской сестры наиболее близко соприкасается с работой органов социальной защиты и во многом является медико-социальной. Участковый врач и участковая медсестра оказывают важное влияние на решение медико-социальных проблем клиента в профессиональной деятельности социального работника. Именно к участковому врачу должен в случае необходимости обращаться специалист по социальной работе при трудностях медико-социального характера клиента.

Работа участкового врача-терапевта обычно организована таким образом, что каждый день он принимает больных в поликлинике (примерно 4 часа) и выполняет вызовы к больным на дому (примерно 3 часа). Врач не только выполняет те вызовы, которые сделаны самим больным или его близкими, но и сам при необходимости (без вызова) навещает больного на дому. Такие вызовы называются активными. Больных-хроников, одиноких престарелых, инвалидов участковый врач должен посещать не реже одного раза в месяц независимо от того, вызывал врача больной или нет. Выполняя вызов, врач не только лечит больного, но и выполняет элементы социальной работы: выясняет социально-бытовые условия больного, контактирует в случае необходимости с органами социальной защиты, отделением РОКК, аптечными учреждениями и т. д.

Медицинская сестра также принимает непосредственное участие в приеме больных (подготавливает необходимую на приеме документацию, выписывает по указанию врача рецепты на лекарственные средства, заполняет бланки направлений на обследование, измеряет артериальное давление, температуру тела и т. д.) и выполняет назначения врача на участке (делает инъекции, ставит горчичники, клизмы, проверяет выполнение больными назначенного режима и т. д.). В случае необходимости деятельность врача и медицинской сестры на участке может быть организована по типу стационара на дому, когда врач посещает больного на дому ежедневно, а медицинская сестра выполняет на дому врачебные назначения.

Диспансеризация

Диспансеризация является основным средством профилактики в отечественной системе здравоохранения.

Диспансеризация — это активное, динамическое наблюдение за состоянием здоровья определенных контингентов населения (здоровых и больных), взятие групп населения на учет с целью раннего выявления заболеваний, периодического наблюдения и комплексного лечения заболевших, оздоровления труда и быта, для предупреждения развития болезни, восстановления трудоспособности и продления периода активной жизнедеятельности.

Диспансеризация предполагает обследование и лечение больных вне обострения заболевания.

Диспансеризация (или диспансерный метод) состоит из нескольких этапов. На регистрирующем этапе выявляют больных (по результатам медицинских осмотров или по обращаемости, причем предпочтительнее первое). На следующем этапе обследуют больного, оценивают состояние его здоровья, изучают условия труда и быта. На третьем этапе составляют план профилактических и лечебных мероприятий, оформляют документацию. Затем активно и систематически наблюдают за больным, проводят индивидуальное профилактическое лечение, оздоровительные мероприятия на этапе исполнения. Санитарно-просвети- тельную работу, формирование здорового образа жизни, государственные и общественные мероприятия по борьбе с факторами риска для здоровья осуществляют на заключительном этапе (профилактические мероприятия).

1.История развития амбулаторной помощи

2.Структура и организация работы поликлиники

3. Показатели работы поликлиники

4. Организация медицинского обслуживания рабочих промышленных предприятий

5. Скорая медицинская помощь

6. Показатели работы.

Начало организации амбулаторной помощи относится к XI в. В 1089 г. в Киевской Руси бесплатную медицинскую помощь больным оказывали больницы, находящиеся при церквах. С 1620 г. начали возникать первые светские (гражданские) амбулатории с врачами и фельдшерами. Этого требовала тяжелая эпидемическая обстановка: эпидемии чумы, холеры, натуральной оспы, дифтерии, сыпного тифа и других инфекций. Органы управления вынуждены были открывать врачебные приемы для больных из «неимущего населения». В 1738 г. при главной аптеке Петербурга была учреждена должность врача для бедных. Это была первая во всей Европе бесплатная амбулатория.

В 1804 г. в России поликлиническое дело было введено в программу обучения на медицинских факультетах университетов.

Как правило, амбулаторная помощь в городах оказывалась при больницах. Самостоятельные учреждения этого типа появились лишь в 80-х годах XIX в. Уже в 1913 г. в России насчитывалось 1230 амбулаторных учреждений. Число посещений их больными в этот год составило 33,5 млн.

Дальнейшее развитие амбулаторно-поликлиническая помощь получила после революции 1917 г. По всей территории Беларуси была создана сеть амбулаторно-поликлинических учреждений.

После распада СССР возникли новые политические и экономические отношения. Изменился спрос населения на медицинские услуги. Создались предпосылки для реформирования системы здравоохранения, пересмотра ряда подходов, взглядов, принципов организации медицинской помощи.

Поликлиника. Поликлиническая помощь населению является одним из основных видов лечебно-профилактической помощи. Различают многопрофильные и специализированные поликлиники (например, стоматологические). В учреждениях, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, начинают и заканчивают лечение до 80% всех больных, и лишь около 20% больных госпитализируются.

Типы учреждений внебольничной помощи утверждаются приказом министра здравоохранения.

В Беларуси в 1998 г. насчитывалось 540 самостоятельных поликлиник и амбулаторий, в том числе в городах - 149, и 714 поликлинических отделений больниц и роддомов, в том числе в городах - 310.

Поликлиника - это специализированное учреждение. Ее предназначение:

Оказание медицинской помощи приходящим больным и больным на дому;

Осуществление комплекса лечебно-профилактических мероприятий, направленных на лечение и предупреждение развития заболеваний и их осложнений.



От качества деятельности поликлиник зависят работа больничных учреждений и эффективность использования больничных коек.

В соответствии с номенклатурой поликлиники делятся:

1. по организационному признаку:

Объединенные со стационаром;

Не объединенные со стационаром (самостоятельные);

2. по территориальному признаку:

Городские;

Сельские;

3. по профилю:

Общие (обслуживающие и взрослое, и детское население);

Обслуживающие только взрослое или только детское население, стоматологические, физиотерапевтические, курортные;

4. по количеству врачебных посещении в смену по мощности):

1-я группа - свыше 1200;

2-я группа - 751-1200;

3-я группа - 501-750;

4-я группа - 251-500;

5-я группа - до 250.

Задачи поликлиники:

1. организация и проведение комплекса профилактических мероприятий по снижению заболеваемости, инвалидности и смертности среди населения;

организация и осуществление диспансеризации населения (здоровых и больных);

2. оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи населению в поликлинике и на дому;

3. изучение показателей и причин общей и инфекционной заболеваемости населения, заболеваемости с ВУТ, инвалидности в целях разработки и практического осуществления соответствующих лечебных и оздоровительных мероприятий;

4. организация и проведение мероприятий по гигиеническому обучению и воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни;

5. привлечение общественности, организаций и учреждений к оздоровлению условий труда, быта, разработке и проведению мероприятий по улучшению лечебно-профилактической помощи населению.

Организационная структура городской поликлиники (схема 9):

1)руководство поликлиники;

2)регистратура;

3)отделение профилактики:

Кабинет доврачебного приема;

Смотровой кабинет;


Кабинет организации и контроля диспансеризации и ведения централизованной картотеки лиц, состоящих на диспансерном учете;

анамнестический кабинет для выявления лиц с повышенным риском заболевания

Кабинет санитарного просвещения и гигиенического воспитания населения (кабинет пропаганды здорового образа жизни);

Кабинет профилактических осмотров декретированных контингентов;

4) лечебно-профилактические подразделения:

Терапевтические отделения (основная служба поликлиники);

Кабинет для оказания медицинской помощи подросткам;

Цеховое терапевтическое отделение;

Хирургическое отделение (кабинет);

Стоматологическое отделение (кабинет);

Офтальмологический кабинет (отделение);

Кабинет отоларинголога (отделение);

Неврологический кабинет (отделение);

Кардиологический кабинет;

Ревматологический кабинет;

Кабинет инфекционных заболеваний;

Женская консультация;

Кожно-венерологический кабинет;

5)отделение медицинской реабилитации;

6)физиотерапевтическое отделение;

7)вспомогательно-диагностические подразделения:

Рентгенологическое отделение (кабинет);

Лаборатория;

Отделение (кабинет) функциональной диагностики;

Эндоскопический кабинет;

Кабинет учета и медицинской статистики;

8) административно-хозяйственная часть.

Регистратура является основным структурным подразделением по организации приема больных в поликлинике и на Дому. В ней работает преимущественно средний медицинский персонал. Она может быть:

Централизованной, являясь единой для всего учреждения;

Децентрализованной, когда отдельно осуществляется запись на прием к врачам-педиатрам, акушерам-гинекологам и др.

и при оказании помощи на дому; она характеризуется числом посещений за I ч работы врача (для врача-терапевта этот показатель равен соответственно 4,5 и 2);

3) материально-техническая и клинико-диагностическая оснащенность;

4) организация и качество медицинской помощи, ее эффективность.

Качество амбулаторно-поликлинической помощи оценивают по тому, как соблюдается принцип участкового, достаточна ли активность врача, посещающего больных на дому, каковы качество диагностики, выполнение плана профилактических мероприятий (осмотров и т. д.), высоки ли уровни заболеваемости и смертности и пр.

Показатель участковости рассчитывается для участковых врачей-терапевтов.

Участковость на приеме участковых терапевтов:


Показатели участковости свидетельствуют о степени соблюдения участкового принципа оказания медицинской помощи населению. Преимущества его состоят в том, что жители участка обслуживаются «своими» врачом и медицинской сестрой. Это, как известно, важнейший элемент деятельности врача обшей практики (семейного врача).

Для оперативного анализа состояния медицинской помощи в целях ее коррекции в течение года указанные показатели должны вычисляться по отдельным врачебным участкам и по месяцам года.

Профилактическая работа поликлиники выдается в проведении осмотров в целях раннего выявления заболеваний, в диспансерном обслуживании больных, выполнении противоэпидемической и санитарно-просветительной работы. Ее характеризуют следующие основные показатели:

1) полнота охвата соответствующих контингентов диспансерным наблюдением;

2) снижение заболеваемости, длительности нетрудоспособности, инвалидности и летальности среди диспансерных больных;

3)охват населения иммунизацией против острых инфекционных и эпидемических заболеваний;

4)выполнение плана санитарного просвещения среди населения.

Качество врачебной диагностики определяется путем сопоставления диагнозов заболевания, поставленных больным в амбулаторно-поликлинических учреждениях при направлении их на госпитализацию, с диагнозами, установленными в стационаре.

В результате сопоставления данных может быть вычислен процент неправильных диагнозов:

Удельный вес неправильных диагнозов является показателем требующим пристального изучения и анализа. Врачебные ошибки имеют очень серьезные последствия и в ряде случаев не могут быть исправлены.

О преемственности в работе поликлиники

1. процент оформленных, переданных из поликлиники в стационар и полученных обратно документов;

2. процент лиц, подготовленных к плановой госпитализации (отбор на госпитализацию, обследование, сроки ожидания);

3. процент лиц, которым проведено лечение в поликлинике после выписки из стационара.

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ РАБОЧИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Медицинское обслуживание рабочих промышленных предприятий организуется по преимущественному принципу. Пре­имущество состоит в том, что они могут получить обслуживание как по месту работы, так и по месту жительства.

Медицинское обслуживание по месту работы. Промышленным предприятиям с численностью работающих 10 000 и более человек в целях более полноценного медицинского обслуживания было разрешено строить собственные лечебно-профилактические учреждения. Такие учреждения получили название «медико-санитарная часть» (МСЧ).

МСЧ могут быть:

Открытого или закрытого типа;

Поликлинические или стационарные;

Стационарно-поликлинические.

В Беларуси 32 МСЧ. В 15 из них имеются стационары на 4650 коек суммарно. В МСЧ работают около 1500 врачей. Кроме того, врачи работают и в здравпунктах промышленных предприятий.

МСЧ закрытого типа обслуживают только рабочих своего предприятия. МСЧ открытого типа обслуживают своих рабочих и часть населения прилежащей территории. Все 32 МСЧ республики работают как открытые по территориальному принципу. Уча­стки на предприятиях именуются не территориальными, а цеховыми. Работающие врачи называются соответственно цеховой терапевт, цеховой акушер-гинеколог и др. Они обслуживают ра­бочих прикрепленного цеха (нескольких цехов).

Если цеха завода удалены один от другого на значительное расстояние или имеют большую численность работающих, непосредственно на заводе (в цехах) организуются врачебные или фельдшерские здравпункты. График их работы соответствует графику работы предприятия. Здравпункты могут работать в ре­жиме 1,2,3 смен или круглосуточно.

Врачи здравпунктов имеют те же права по выдаче больничных листов, что и цеховые врачи.

Фельдшер здравпункта имеет право освободить рабочего только до конца рабочей смены, выдав ему соответствующую справку об освобождении. В данном случае будет иметь место выдача больничного листа задним числом.

Задачи фельдшерского здравпункта:

1. оказание доврачебной помощи нуждающимся в рабочее время;

2. проведение профилактической работы в цеху;

3. контроль за соблюдением санитарного состояния в цеху и на рабочих местах;

4. проведение подготовительной работы для диспансеризации.

Цеховой врач ответствен за контроль по обеспечению благоприятных для сохранения здоровья условий на рабочих местах, а также за организацию своевременной медицинской помощи, т.е. за проведение всего комплекса лечебно-профилактических мероприятий. Основным местом его работы является врачебный здравпункт, а если в цеху такового нет, то МСЧ.

В обязанности цехового врача входит:

Составление плана оздоровительных мероприятий на обслуживаемом участке (в цеху);

Проведение лечебно-профилактической работы;

Изучение технологического процесса производства;

Разработка предложений о замене (модернизации) вредных для здоровья технологий производства;

Организация и проведение диспансеризации рабочих совместно с узкими специалистами.

Цеховой врач выполняет те же функции, что и участковый, но только применительно к своему цеху. В целях предупреждения влияния на здоровье человека вредных условий труда в каждом цеху создаются инженерно-врачебные бригады. Во главе бригады стоит, как правило, инженер по технике безопасности. В ее состав входят представитель профсоюзного комитета и цеховой врач. Бригадами разрабатываются планы оздоровительных мероприятий по каждому цеху в отдельности. Они служат основой для составления комплексного плана на предприятии в целом. Комплексный план является составной частью коллективного договора, ежегодно заключаемого профсоюзом с администрацией предприятия.

Диспансеризация рабочих промышленного предприятия в зависимости от наличия вредных условий на производстве может проводиться 2 и более раз в год. График проведения диспансеризации утверждается руководителем предприятия. С учетом ее результатов разрабатывается план оздоровительных мероприятий.

Рабочие, взятые на диспансерный учет, могут быть направлены в санаторий-профилакторий для проведения оздоровительных мероприятий без отрыва от производства. Суточный цикл для них имеет следующий вид: смена - санаторий-профилакторий - смена.

Рабочие предприятий, где имеются МСЧ, могут обращаться за медицинской помощью не только по месту работы, но и по месту жительства.

Медицинское обслуживание рабочих по месту жительства. Большинство предприятий Республики Беларусь МСЧ не имеют. Медицинское обслуживание их рабочих осуществляют территориальные поликлиники.

Поликлиники, к которым для медицинского обслуживания рабочих прикрепляются предприятия, в своем составе организуют цеховые участки. Наряду с участковыми врачами в поликлинике работают цеховые врачи. Всю работу по диспансеризации рабочих выполняют специалисты этой поликлиники.

Главный врач территориальной поликлиники может заключать с руководством предприятий договор по более глубокому обследованию и дополнительному лечению их работников. Оговаривается оплата таких услуг. Это является дополнительным источником финансирования поликлиники.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины