27.06.2019

Тренировка психологической устойчивости. Принципы и средства тренировки психических возможностей Они умеют принимать изменения


Психофизическая тренировка – это комплекс таких упражнений, которые тренируют психику и одновременно с этим человек развивается физически. Они представляют собой комплекс приемов и действий, выполняемых в условиях повышенной опасности (риска) и связанных со значительными физическими и психическими напряжениями.

На физические показатели в условиях боя в большой степени влияет психический фактор. В ВДВ проводились следующие испытания:

Вначале боец строевым шагом проходил по широкой доске, лежащей на земле. Время прохождения засекалось. Затем боец проходил по той же доске, но на высоте в 5 метров. На высоте время затраченное на прохождение доски оказывалось намного больше. Высота давит на психику и скорость теряется, так как страх мешает быстроте выполнения упражнения. Это подтверждали и другие испытания: на той же высоте боец делал упражнения на гибкость и силу, прыжки. Их результат был ниже, чем при выполнении упражнений на земле.

Все эти испытания показали: чем крепче боец психически, тем лучше у него физические показатели. И наоборот. Поэтому на всех занятиях по физподготовке надо для тренировки психики использовать упражнения, выполнение которых связано с опасностью и риском. Благодаря им, боец научится побеждать страх в самые трудные для него минуты.

Страх – это защитная функция организма. Это сигнал об опасности. Солдат, не испытывающий страха, в разведку не годен. Страх – драгоценность, если боец умеет владеть ею. Всем страшно прыгать с парашютом в первый раз. Это нормально. Это – врожденная, спасительная боязнь высоты. Но если страху поддаться, то с человеком начинают твориться такие чудеса – сам удивляется потом. Организм выходит из подчинения: кружится голова, руки трясутся, человек обливается холодным потом и так держится за перила парашютной вышки, что пальцы невозможно отцепить. Страх делает человека бессильным. А научиться управлять страхом можно. И как во всяком ученье, главное – постепенность. Сначала солдата учат прыгать с полуметра, затем с каждым упражнением высота повышается. Человек не перестает бояться, но страх больше над ним не господин. Он лишь предупреждает бойца об опасности, помогает ему быстрее принимать решение.

Все упражнения, все тренировки должны работать на одну цель: убедить что ты . Возможности человека беспредельны, если он победит страх.

Или возьмем горную подготовку. Цель горных тренировок простая – дать бойцу возможность психологически адаптироваться к высоте, проверить и увеличить свои возможности. В горах выясняется, кто есть кто. На крутых головоломных спусках спускаться вниз психологически тяжелее, чем лезть вверх. С непривычки страшно пятиться назад или вниз, ища ногой опору, которая то ли выдержит тебя, то ли нет. Оглянешься через плечо и бездонная бездна, кажется магнитом тянет вниз в свою глубину. Конечно, быстрее осваиваются в первую очередь альпинисты, скалолазы, им как говорится «сам бог велел». А за ними все те, у кого есть опыт спортивной борьбы, для кого риск, азарт, полное напряжение сил – не пустые слова. Такая вот психофизическая тренировка.

Без привычки к высоте человек то и дело застывает на крутом склоне, словно наколотый на булавку жук. Где ему , ведь любая победа над врагом начинается с победы над самим собой, над своей слабостью и сомнениями. Начинать надо с того, что сажают бойцов над пропастью, на самом краю. Вначале новички просто цепенеют от ужаса. Боятся сдвинуться, пошевелиться. Но у человека есть прекрасное свойство – он не может долго жить в страхе. Вот один засвистел, другой начал делиться впечатлениями, третий потянулся что-то дать товарищу… По этим признакам командир чувствует: люди полностью пришли в себя. Первый шаг сделан, можно продолжать дальше «обкатку» высотой: форсировать крутые склоны (по принципу чем круче, тем лучше), вырабатывать навыки скалолазания.

Следует постоянно учить разведчиков преодолевать страх, подавлять инстинкт самосохранения. Это достигается разъяснительной работой и целенаправленными тренировками, в процессе которых надо сочетать упражнения по физподготовке усиленной сложности (переходы по канату над пропастью и т.п.) с элементами тактической и огневой подготовок. Помимо преодоления препятствий и заграждений под огнем «противника», и внезапных встреч с ним, надо широко практиковать приемы, воспитывающие дерзость в действиях разведчиков – типа внезапных налетов на важные объекты (штабы, узлы связи, пусковые установки ракет и т.п.).

Маршруты РДГ (Р азведывательно-Д иверсионной Г руппы — примечание сайт ) следует выбирать по топким и труднопроходимым участкам (болота, густой лес, горы, водные преграды, располагая на них минные поля, мины – ловушки и «сюрпризы». Одновременно с этим разведчики должны отрабатывать задания на выживание: ночлег в открытом поле, в лесу, приготовление пищи из местной растительности, дичи и живности, с маскировкой своего передвижения, длительным пребыванием без движения в одном положении под палящим солнцем, под дождем и на холоде.

При воспитании психологической устойчивости главные усилия должны быть направлены на то, чтобы любые неожиданности для разведчиков стали привычными. Чтобы неожиданность стало правилом, сюрприз – закономерностью, а внезапное изменение ситуации – обычным делом.

Примерный набор некоторых упражнений, из которых состоит психофизическая тренировка:

  • упражнения на ;
  • «полоса риска», участок которой преодолевается под действительным огнем из стрелкового оружия;
  • упражнения горной подготовки;
  • упражнения из курса воздушно-десантной подготовки;
  • переправа вплавь на подручных средствах через водную преграду с быстрым течением;
  • преодоление проволочного забора под напряжением электрического тока;
  • действия с ВВ и метание боевых ручных гранат;
  • «борьба с » – «обкатка танками»;
  • скрытное передвижение по труднопроходимой местности с попутным решением тактических задач;
  • упражнения по устранению боязни высоты, воды, огня, взрывов, замкнутого пространства;
  • переправа по канату через реку или горное ущелье в полном боевом снаряжении;
  • плавание в обмундировании и с оружием;
  • ныряние на глубину 3 м и освобождение там от оружия и снаряжения;
  • ныряние в воду с высоты 3 м с оружием и с завязанными глазами;
  • рукопашный бой с двумя-тремя противниками;
  • сочетание лыжной подготовки с элементами выживания: марш по пересеченной местности со стрельбой на 2-х – 3-х рубежах и с ориентированием по карте и компасу;
  • ведение рукопашного боя настоящим ножом, малыми лопатками, автоматом с прикрепленным к нему штык-ножом;
  • уклоны и увертки от летящего в бойца боевого ;
  • выдерживание ударов тупыми предметами;
  • сопротивление болевым и удушающим приемам;
  • адаптация к порезам, виду крови и к нанесению ранений живому существу;
  • специальное упражнение: поймать в петлю живого зайца, убить животное ударом головы о дерево, привязать за задние ноги, быстро отрезать голову и задержав дыхание выпить хлынувшую кровь, затем сделать выдох;
  • посещение моргов, с наблюдением за вскрытием трупов;
  • метание боевой гранаты в окно, прыжок через окно в горящий дом и отработка там рукопашного боя с чучелами;
  • преодоление маршрута 25-35 км по пересеченной местности ночью по азимуту. Характер препятствий должен соответствовать изучаемому театру военных действий.

Опытный офицер спецназа Сергей Козлов делится своими методами психофизической подготовки разведчиков:

« …Мы изготавливали чучело – манекен, одевали его в старую прыжковую форму, покрой которой стилизован под полевую форму одежды армии США, в нагрудный карман прятали какой-либо документ. После этого обильно поливали манекен кровью, а в расстегнутую куртку помещали кишки и другие внутренности. Всю кровавую атрибутику заимствовали у бродячей собаки. Вот этот-то «труп» и предстояло обыскивать разведчикам.

Надо сказать, что далеко не каждый способен запросто возиться в кровавом месиве кишок, но преодоление этого психологического барьера просто необходимо. Не менее важно воспитать в подчиненных готовность убить врага любым из изученных способов, для чего также может пригодиться бродячая псина. Психологически очень тяжело «грохнуть» низа что ни про что невинную тварь, но гораздо тяжелее будет ломать себя при необходимости совершить убийство мирного жителя, случайно обнаружившего группу в тылу противника. Однако, если этого не сделать, то совершенно однозначно этот житель выдаст группу противнику.

Многие солдаты не способны видеть даже сцену убийства. Я вспоминаю, как в марте 1984 года мы полетели на один из наших первых «облетов».

После столкновения с противником я решил после обыска добить ножом тяжело раненого «духа». При виде этого Максудян чуть не свалился в обморок. Боец этот не проходил отбора в Союзе и тем более не готовился по программе психологической устойчивости. Чуть позже из-за него чуть не погибла вся группа. Когда на Максудяна вышла группа мятежников, совершивших обходной маневр, он и его напарник Мамедов бросили свои позиции и бежали.

Многие будут возражать по поводу убийства бродячих собак. Для того, чтобы убийство не было бесцельным, можно отработать еще один элемент воспитания психологической устойчивости. Мясо собаки вполне съедобно, и на полевом выходе возможно приготовление мясного блюда из собаки – однако не каждый сможет съесть это блюдо. Преодоление брезгливости – также немаловажный вопрос для выживания в экстремальных условиях. Чтобы выжить и продолжать выполнять поставленную задачу, солдат в мирных условиях должен научиться употреблять в пищу все, включая насекомых, лягушек и змей.

Среди людей, прошедших такую подготовку, значительно ниже процент подверженных поствоенному синдрому. Люди же, не готовые к мощному прессингу в виде лишений, смерти товарищей и необходимости убивать для того, чтобы не быть убитым самим, зачастую становятся пациентами психоневрологических диспансеров, либо попадают в исправительно-трудовые учреждения ».

В своей работе специалисты от психологии используют упражнения, направленные на тренировку психических процессов человека, или говоря обобщённо, нацеленные на тренировку психики.

К психическим процессам относятся ощущение, восприятие, память, воображение, представление, внимание, мышление, речь, эмоции и воля.

Первичными регуляторами поведения человека являются именно психические процессы. Что значит первичными регуляторами? Это означает, что именно на основе психических процессов происходит формирование знаний, умений, навыков, психических состояний, способов реагирования и поведения.

Психические процессы динамичны, то есть они продолжительны во времени и могут изменяться: начинаются, продолжаются и оканчиваются.

Психические процессы можно разделить на познавательные (память, представление, мышление), эмоциональные (все виды эмоций) и волевые (управление поведением, принятие решений, преодоление трудностей).

В каком случае у человека возникает психологическая проблема? В том, когда один или несколько параметров психических процессов нарушается. Например, нарушение волевого процесса вызывает проблему принятия решений или преодоления трудностей, нарушение процесса мышления вызывает проблему обучения или понимания происходящего, нарушение эмоциональной сферы — проблемы эмоционального реагирования.

Все психические процессы напрямую взаимосвязаны между собой, и сбой в работе одного из них может повлечь цепную реакцию и нарушение в других: например, нарушение процесса внимания (рассеянность, сниженная способность к концентрации) нарушает процесс восприятия или представления, они влекут нарушение процесса мышления, который проявляется в снижении способности к обучению, что может вызвать нарушение эмоциональной сферы и повлечь отрицательные эмоции, они в свою очередь могут повлиять на волевой процесс — стремление к продолжению обучения до достижения хотя бы среднего результата, или вообще отказ от обучения.

Приведённый пример является условным, и призван дать общее понимание, как нарушение одного психического процесса влияет на нарушения в других, а они в свою очередь на результат поведения и деятельности человека.

Последовательность нарушения психических процессов может быть любой.

В работе психолога одними из самых часто встречающихся нарушений психических процессов, о которых говорят клиенты, являются нарушения эмоциональной сферы и воли.

При этом когнитивный подход в консультировании предполагает, что началом нарушения эмоциональных и волевых процессов является нарушение процессов познания.

Развитие психических процессов происходит в течение всей жизни, при этом их «качество» с возрастом стремится к снижению: уменьшается скорость мышления, способность к концентрации (внимание), наблюдается эмоциональная «закостенелость» и прочее.

Психические процессы развиваются под влиянием генетических факторов, то есть «природных» способностей человека, а также воспитания и обучения.

Однозначного и чёткого ответа о том, что является преобладающим — генетика или окружающая действительность — наука не даёт.

Принято считать, что развитие человека зависит как от генетической предрасположенности, так и от процессов обучения и воспитания. Преобладание одного из указанных факторов мы можем установить только проводя исследование с конкретным человеком, и обязательно выясним, что в структуре его личности имеются и «природные» склонности, и влияние социализации.

Вместе с тем, я как специалист склоняюсь ко второму мнению, то есть считаю, что основополагающим фактором развития человека является окружающая обстановка, то есть «бытие определяет сознание», а сознание в последующем формирует наше «бытие». При этом я ни в коем случае не отрицаю важность и значение конституционных особенностей личности.

Исходя из этого отношения к развитию человека, я согласен с мнением, что наши актуальные, то есть текущие способы познания объективного мира, способы реагирования на окружающую действительность и поведение в ней являются «натренированными» в процессе жизни.

Почему актуальные способы познания, реагирования и поведения являются «натренированными», и почему это слово взято в кавычки?

Дело в том, что способы познания, реагирования и поведения тренируются в процессе человеческого развития путём закрепления, то есть многократного повторения. Кавычки же означают, что чаще всего человек не знает и не подозревает, иными словами — не осознает, что актуальные способы познания, реагирования и поведения есть результат многократного повторения этих способов в повторяющихся, аналогичных или похожих жизненных ситуациях. Мало того, способы познания, реагирования и поведения могут повторяться не только в схожих условиях, но и распространяться на смежные ситуации, или даже на те, которые для человека являются новыми.

В процессе развития способы познания, реагирования и поведения могут закрепиться в виде определённой «модели», которая становится преобладающей и определяет направленность психического состояния человека.

Подтверждением изложенных выводов может служить и личный жизненный опыт общения с другими людьми: наверняка в окружении каждого из нас найдутся люди, которых мы можем в общих чертах охарактеризовать как умных или не очень, волевых или безвольных, агрессивных или добрых, пессимистичных или радостных, развязных или сдержанных.

Кто учился в обычной средней школе также прекрасно знает, что среди учеников есть отличники (умные), среди отличников есть учащиеся, имеющие «математический склад» ума — им легко даются алгебра, геометрия, физика, химия; есть гуманитарии; есть хорошисты и троечники; есть «спортсмены» и ученики, склонные к физическому труду.

Перечисленное разделение людей по общей характеристике и склонностям к определенной деятельности складывается от природной предрасположенности, но в большей мере от окружающей обстановки их развития, то есть воспитания и обучения.

Проводя разбор психологической проблемы человека, психолог может давать вышесказанные разъяснения, выясняя условия жизни и развития, текущую жизненную ситуацию, а также те ситуации, в которых проявляется проблемное реагирование и поведение.

В несложных вопросах, для клиента бывает достаточно иногда самого понимания психологических закономерностей развития личности и причинно-следственных связей возникновения его психологической проблемы.

Но как только вопрос усложняется, необходимо переходить на более высокий уровень работы, который может включать в себя помощь в развитии новых навыков познания, реакций и поведения.

В этом случае на помощь приходят психологические упражнения.

Эти упражнения также могут именоваться психотехниками, методами и прочими научными или околонаучными названиями, но суть их одна — тренировка новых навыков и умений психики.

Для понимания сути психологических упражнений, давайте рассмотрим аналогию — упражнения с целью физического развития.

Условно можно выделить три вида телосложения — эктоморф, эндоморф и мезоморф. По-русски — худощавый, полный, мускулистый. Идеальный тип встречается редко, поэтому у каждого человека могут быть признаки того или иного типа с выраженным преобладанием одного над другим.

Человек с полным телосложением склонен, так сказать, к стремлению «вширь». Диеты, нагрузки конечно дают эффект, но природа берёт своё.

Человек худощавого телосложения наоборот, имеет повышенный метаболизм, может есть «как не в себя», при этом оставаться худым.

Третий тип — мезоморф, или мускулистый тип телосложения.

Для целей нашей статьи для аналогии физических и психологических упражнений нам будут интересны два последних типа: худощавый и мускулистый. Давайте их переименуем и условно назовём: мускулистый — это физически «сильный», худощавый — «слабый».

Люди мускулистого типа в народе могут характеризоваться «широкой» или «тяжёлой костью», «косой саженью в плечах», от природы развитой мускулатурой.

Мускулистый тип является генетически сильным человеком в смысле физической силы. Таким людям очень легко тренироваться, у них хорошо растёт мышечная масса, они выносливы, упорны, некоторые имеют соответствующий «бойцовский» характер.

Такой человек может в принципе вообще не тренироваться и до преклонного возраста сохранять высокий уровень физической силы и крепости.

Худощавый тип напротив, вынужден много и упорно тренироваться, постоянно «быть в форме» чтобы приблизиться или сравняться по уровню физического развития к мускулистому типу.

Если два человека одного возраста, но разного типа телосложения (мускулистый и худощавый) начнут одновременно заниматься одним видом спорта, то через одинаковое время тренировок мускулистый тип покажет результаты, гораздо превышающие результаты худощавого.

Способен ли «худощавый тип» достичь или превзойти уровень мускулистого?

Да, способен. Но для этого ему придётся приложить усилия, кратно превосходящие усилия мускулистого.

Аналогичная ситуация с психикой.

Условно всех людей можно разделить на три типа: «сильных», «средних» и «слабых».

Сильный тип психики — это так называемые «сильные личности». Не буду объяснять их характеристик, думаю и так всем понятно, что это за люди. Добавлю только, что люди с сильным типом психики не обязательно имеют высокий социальный статус или успех, возглавляют организации и прочее. «Сильный» тип психики может наблюдаться и у вполне обычного человека, какого-нибудь сантехника, вполне довольного своей жизнью, изредка, а может и частенько подбухивающего, но готового приложить такие усилия для преодоления жизненных трудностей, на которые не способен иной руководитель успешной бизнес-корпорации.

В процентном соотношении психически сильных людей меньше всего.

Средний тип психики — это подавляющее большинство людей, которые с какими-то проблемами могут справиться сами, а какие-то могут их и сломить или надолго вывести из рабочего состояния.

Слабый тип — ну, чего тут объяснять. Когда в жизни всё более менее хорошо — они чувствуют себя хорошо. Но может статься, что какая-то мелочь надолго выведет их из психологического равновесия, и для восстановления потребуется длительное время. Этот тип характеризуется помимо прочего повышенным уровнем тревожности.

Могут ли люди среднего, а тем более слабого типа психики стать сильнее в психологическом смысле? И могут ли они приблизиться к характеристикам сильного типа?

Ответ однозначный — да, могут.

Для этого и служат психологические упражнения, направленные на тренировку психики. Если быть точным — тренировку психических процессов.

Какие психические процессы тренируются?

Да практически все. Подлежат тренировке воля, внимание, память, мышление, представление и воображение, тренируется речь (культура речи) и голос, и что очень существенно в обычной жизни — тренируется эмоциональная сфера: управление эмоциями, способность проявлять эмоции, испытывать или чаще ощущать новые или редкие эмоции (например, радость), выражать их и прочее.

Для развития каждого психического процесса существуют свои упражнения, некоторые упражнения могут влиять на развитие сразу нескольких процессов.

В свою очередь, навык развития и управления собственными психическими процессами приводит к изменению и управлению более стойкими и длительными проявлениями психики — психическими состояниями (например, настроением).

Ну и самое главное. Тренировка психики имеет своим результатом изменение и совершенствование способов познания как себя, так и окружающего мира, изменение и улучшение способов реагирования и поведения в конкретных жизненных ситуациях.

То есть в конечном итоге психологические упражнения влияют на общее состояние человека и его деятельность, направлены на повышение качества жизни.

В следующей статье я расскажу о том, каким образом строится система упражнений, их виды, продолжительность тренировок и разъясню другие, на мой взгляд очень интересные положения практической стороны психологических упражнений.

Благодарю за внимание.

При подготовке статьи использована следующая литература:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2018.

Как выжить в уличной драке. Иллюстрированный самоучитель рукопашного боя Терехин Константин Игоревич

Глава 3 Тренировка психологической устойчивости

Испуган – наполовину побежден.

А.В. Суворов

Самозащита на 80% работа ума и лишь на 20% – работа тела.

Думаю, не стоит доказывать, что психологическая устойчивость, умение подавить страх, вовремя найти в себе внутренние силы являются наиважнейшими навыками бойца. «Меч в руках труса – бесполезен», – так говорили китайцы. Следующая глава как раз и будет посвящена вопросам укрепления и развития «боевой психики», другими словами, поведения в бою.

Дзен в карате

Одни каратисты слышали, а другие даже любят повторять японскую пословицу: «Каратева дзенва ити». Что в переводе означает: «Карате и дзен – одно».

Что же скрывается за этой максимой? И наверное, самое главное, как это связано с практикой? Как это определяет эффективность боя? Какую роль этот принцип играет в реализации «иккен хисацу» («победить одним ударом»)? Ни для кого не будет секретом, что тренировки в большинстве секций карате начинаются с дзадзен (размышления в положении сидя). Правда, несмотря на это, просветленных практиков пока не видно.

Хитрые японцы после команды «мокусо» закрывают глаза. А дальше? И как подсчет дыханий влияет на победу в бою? Столько вопросов! Теперь обо всем по порядку.

Хотим мы этого или нет, но каждый из нас является носителем «собственного» эго , которое состоит из (а чаще и определяет) наших мыслей и эмоций. Другими словами, эго – это набор «наших» представлений о «себе» любимом. Почему слово «себе» я взял в кавычки? Именно потому, что «я» и мои собственные представления обо мне – это «две большие разницы».

Наше «самопредставление» или «самоощущение» было сформировано под влиянием социума, культуры, религии, образования, семьи, различных жизненных ситуаций и т.д. В итоге мы думаем, считаем , что Я – это, например, мужчина (кстати, обратите внимание, что такое определение несет в себе социальный, нежели физиологический смысл, т.е. мужчина – это показатель силы, храбрости, воли, лидерства и т.д.), глава семьи, коммерсант, отец ребенка, каратист с 27-летним стажем и т.д.

Но ведь на самом деле это не «я», а многочисленные роли, исполняемые мной в жизни. Кто же этот «я» на самом деле? С вашего позволения, не буду углубляться в метафизические дебри, но мне нравится думать, что «человек создан по образу и подобию Божию». Получается, мы с Ним родственники. :)

Все это хорошо, но какого черта?! Какое это все имеет отношение к бою?!? – спросит нетерпеливый читатель. Еще минуточку терпения. Предлагаю вам провести простой эксперимент (все упражнения, которые непосредственно связаны с техникой карате, находятся в разделе, посвященном методике наших тренировок): берем листик бумаги 10x10 см, новую денежную купюру и т.д. Едва касаясь (т.е. с усилием, необходимым лишь для того, чтобы листок не упал) чистыми и сухими указательным и большим пальцами держим его. При этом листик расположен посередине, между четырьмя и большим пальцами на высоте приблизительно 3–5 см. Затем держащий листок должен его просто отпустить, не прикладывая никаких дополнительных усилий (рис. 3.1–3.4 ) Задача второго участника – поймать листик кистью.

Рис. 3.4

Ну как, получилось? Вряд ли. Если с первого раза вам удалось поймать листочек в 30–50% случаев, поздравьте себя – это замечательный (!) результат.

Ну а в чем же причина неудачи? Казалось бы, здесь нет ничего сложного? Глаза увидели, пальцы схватили. Ха! Не тут-то было! Данное упражнение придумано для того, чтобы «столкнуть» себя с эго.

Загвоздка в том, что большинство считают «эго» некой философски-умозрительной проблемой. Если бы это было так…

Рассмотрим эксперимент с листиком. Чаще всего вместо схемы «глаза видят, тело действует» начинает работать схема «глаза видят, ум (читай эго) думает , тело действует». Вот и выходит, что пока ум думает, листик-то падает.

О’кей, оставим листик и перенесемся в реальные условия. А листик? Бог с ним. Пусть падает. Итак, переходим в условия боя. Противник наносит вам удар. Увидев это, вы… начали размышлять , как бы его получше отразить: «Тааак…. может, аге-уке? Нет. Неудобно. О! Тогда сделаю подшаг и нырну под руку. Блин, тоже не лучший вариант. А может..? Черт, как же все-таки больно!» Пока вы думали , кулак долетел.

Друзья! Упражнение с листочком нам нужно только для осознания процесса думанья. Дело в том, что мы настолько к нему привыкли, что зачастую не отдаем себе в этом отчет. А бесконтрольное думанье – это, по сути, и есть эго.

Как именно карате и дзэн могут помочь в борьбе с «нашим» эго? Говоря общо, направленность основной методологии дзен как раз и есть разотождествление со «своими» представлениям о «себе», со «своими» страхами, «своими» чувствами, т.е. со «своим» эго. Иными словами, дзен и карате – это способ снять «скафандр эго», закрывающий от нас реальность.

Напрашивается еще пример: бандит заносит над вашей головой кусок арматуры. Что делать? Упаси бог, если вы замерли, представляя себе возможные действия или вообще уже думая об исходе событий или о том, что зря вы пошли этой дорогой. Вот оно – ваше испуганное эго начало прокручивать весь этот бред у вас в голове. Арматура уже летит, а вы все еще размышляете.

Лучше уж пусть тело испугается в этой ситуации. Тело, на счастье, не умеет думать, зато оно (наученное на тренировках) может и умеет реагировать: может резко сократить дистанцию и прихватить руки нападающего (или на худой конец) подставить собственные руки под удар и выключить ударом колена в пах выродка, посмевшего взять в руки оружие.

Спешу оговориться, что я бы не хотел, чтобы из моих слов вы сделали вывод, что мысли, ум, мышление, рассудок – это плохо. Нет! Отнюдь! Это очень хорошо, но «всему свое время» или, как говорили древние, «ничего сверх меры». Нельзя недооценить значение ума сдавая экзамене по математике, делая выбор покупки в магазине, переходя дорогу, во время проведения деловых переговоров. Здесь ум играет решающую роль. Здесь без него никак. Но вот уже мы не любуемся прекрасным пейзажем, воспринимая его удивительную красоту, а думаем, как он хорош. А во время драки размышляем о способах нанесения ударов и постановки блоков.

В чем разница между размышлением о природе и о драке? Принципиального различия здесь нет! Работает один и тот же механизм. Ключевое отличие – цена вопроса. Пропустили мимо, не разглядев истинную красоту Природы, это, безусловно, досадно, но не смертельно. В то время как пропущенный удар в драке может быть и досадным, и смертельным.

Отсюда напрашивается простой вывод: любые дзенские искусства (икебана, бонсай, оригами, чайная церемония) так или иначе ведут к просветлению. Однако боевые искусства вообще и карате в частности значительно убыстряют этот процесс. (Все-таки получить по башке по меньшей мере больно.)

В некотором, самом возвышенном, смысле этого слова карате при правильном подходе – это «конвейер», выпускающий просветленных!!!

(При этом обращаю внимание, в разделе, посвященном дзен, не было сказано ни слова о ритуалах, религии, обрядах и т.д. По сути дзен – это ничего, кроме практики. И выполнение данных упражнений (насколько я могу судить) не противоречит принципам как приверженцев любой религии, конфессии, философии, так и любому материалисту.)

Ну ладно, а теперь давайте посвятим время практике, т.е. упражнениям, вынуждающим нас отказаться от думанья в бою.

Первое упражнение. Один партнер одевает две «лапы» и быстрыми, но плавными движениями, в «рваном» ритме водит ими в зоне досягаемости рук второго. Задача последнего – каждый раз кимировать (т.е. прикладывать силу) в лапу тем или иным ударом (рис. 3.5 ).

Второе упражнение. Один партнер берет в руки дзё (палку длиной около 1,3 м), держит ее вертикально за один конец и в рваном ритме качает ею в зоне досягаемости ног второго. Задача второго – попадать в палку разными ударами ног (рис. 3.6 ).

Рис. 3.6

Третье упражнение. Один партнер, легко держа дзё за один конец, ведет другим концом по полу в «свободном рисунке». Задача второго – наступить на палку. (рис. 3.7 ) (Внимание! Не допускайте отклонения плеч назад. Данное упражнение – имитация наступания на ноги, а не детских качелей.)

Четвертое упражнение. Берете обычный мячик для большого тенниса и с помощью сетчатого эластичного медицинского бинта прикрепляете на резинке, подвязанной к потолку. Задача – бить мячик любыми ударами ноги. Это упражнение не только отлично вырабатывает реакцию, но, самое главное, вынуждает осознавать ту самую паузу, щель, которая у всех есть в сознании.

Пятое , наверное, самое сложное и самое важное упражнение . Ибо, согласно одному философу «между трудным и важным есть мистическая связь». Это нахождение «ски». Ски (на самом деле правильнее произносить «сУкИ», но по понятным причинам я, как и многие японисты, использую такое написание) по-японски – это «щель, промежуток». Это одно из главных, принципиально важных понятий боевых искусств.

Рис. 3.7

«Ски» означает щель в обороне, т.е. незащищенную часть тела, открытую для поражения. Почему такие участки появляются иногда, кстати, и у опытных бойцов?

Дело в том, что человеку сложно осознавать, чувствовать все свое тело. Таким образом, получается, что боец как бы «забывает» о части своего тела. (Простейшим примером, демонстрирующим такого рода ситуацию, будет удар ногой в область коленного сустава после 3–5 ударов рукой в голову. Скорее всего, атакуемый будет удивлен пропущенному удару в колено: «А что, у меня еще и ноги есть?» – будет его первой мыслью.)

В более глубоком, дзенском смысле «ски» означает промежуток времени между двумя действиями: самим событием и реакцией на него. В нашем случае это будет промежуток времени между летящим ударом и вашим блоком, например.

И таким образом получается, как вы уже наверняка догадались, что наше упражнение с листиком бумаги позволяет столкнуться с собственным «ски».

Но все же предлагаю вернуться к внешнему проявлению ски, как к щели в обороне. Упражнение как раз направлено на это и состоит в нанесении медленных ударов. Очень условно его можно назвать медленным спаррингом.

Задача заключается в том, чтобы «подтвердить» наличие ски у себя и у противника. А добившись этого, убрать «щель» у себя (т.е. научиться постоянно осознавать, чувствовать все тело целиком) и научиться определять и атаковать ски противника.

Для совершенствования получаемого результата необходимо также обращать внимание и на обстановку вокруг себя (в идеале необходимо успевать видеть на 360°), т.е. отмечать людей, предметы, здания, вокруг себя, поверхность, на которой вы стоите, положение Солнца и т.д.

Но что послужит доказательством того, что удар пришелся именно в ски противника? Для этого необходимо стремиться попасть в него медленным ударом . Итак… Отложите в сторону обычные способы ведения боя, забудьте про «раздергивание» противника, про отвлекающие маневры, про «входы» и резкие скоростные удары. Это упражнение отнюдь не спарринг! Хотя в нем и принимают участие двое.

Наилучшим подтверждением его успешного выполнения будет… удивление партнера от пропущенного удара . Таким образом, он постепенно станет учиться расширению своего сознания на все тело. А атакуя вас, будет способствовать убиранию ваших ски.

Какое ощущение вызывает ски противника, в статье не расскажешь. Говоря за себя, мне как-то интуитивно получается почувствовать область тела противника, которую он «забыл», конечно, если таковая имеется. Можно попробовать сравнить это с возникновением весьма своеобразного ощущения «пустоты», какого-то недостатка в этом месте. Поэтому что говорить: «Практика – критерий истины» («как завещал великий Ленин»).

Пожалуй, пришло время итогов. Чем бы ни был вызван «зазор», ски между действиями (неважно, вызван он думаньем или эго), его устранению будут способствовать практически все дзенские искусства: бонсай, чайная церемония, оригами, икебана и т.д. Однако боевое искусство позволяет достигнуть просветления быстрее и эффективнее просто потому, что здесь вам, в отличие от чайной церемонии, бывает очень больно. :)

Из книги Психологическая подготовка к рукопашному бою автора

Из книги Психологическая самоподготовка к рукопашному бою автора Макаров Николай Александрович

Из книги Один на один с врагом [Русская школа рукопашного боя] автора Кадочников Алексей Алексеевич

Из книги Греко-римская борьба: учебник автора Автор неизвестен

Биомеханические аспекты устойчивости Всякое положение биологического тела является процессом колебательного характера. Точка общего центра тяжести (ОЦТ) тела при статическом положении испытывает колебания в диапазоне 2–3 см вследствие кровообращения, лимфотока,

Из книги Тхэквондо [Теория и методика. Том.1. Спортивное единоборство] автора Шулика Юрий Александрович

Глава 13. Основы многолетней психологической подготовки Психологическая подготовка спортсменов имеет общую для всех видов спорта основу с той лишь разницей, что в единоборствах психологические нагрузки являются избыточно стрессорными и значительно снижают

Из книги Дзюдо [Система и борьба: учебник] автора Шулика Юрий Александрович

Глава 12. Основы многолетней психологической подготовки в

Из книги Входные ворота ушу автора Яоцзя Чэнь

ГЛАВА 14 ОСНОВЫ МНОГОЛЕТНЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Психология как наука существует давно, но до сих пор имеют место споры о том, что именно к ней относится в отличие от физиологии.В значительной степени для снятия этих споров используется термин психофизиология (Е. К.

Из книги Бегай быстро и без травм автора Пири Гордон

Глава 7 КОМБИНИРОВАННАЯ ТРЕНИРОВКА Комбинация (цзухэ) – объединенный вид тренировки, осуществляемый после овладения основной работой и такими основными движениями, как позы и способы для рук, формы и способы шагов, способы для ног, балансирование, прыжки. Комплекс ушу

Из книги Стрельба из рогатки автора Кёхлер Джек

Глава Четвертая. Тренировка В этой главе мы рассмотрим вопросы, связанные с особенностями спортивной тренировки - как подготовить себя к соревнованиям во всем диапазоне дистанций: от 100 метров до марафона. Подготовка в каждой группе дистанций имеет свои особенности, но

Из книги Психотехника восточных единоборств автора Воронов Игорь Анатольевич

Глава 10. ТРЕНИРОВКА Несмотря на то, что спортивная стрельба из рогатки существует уже долгое время, эта дисциплина еще далеко не достигла пика своей популярности. Так что сейчас возможно лучший момент для того, чтобы стать лучшим стрелком из рогатки в мире. Насколько

Из книги Йога для стройности, здоровья и красоты автора Сторожук Лариса Александровна

Из книги К бою готов! Стрессоустойчивость в рукопашном бою автора Кадочников Алексей Алексеевич

Из книги Курс самозащиты без оружия «САМБО» автора Волков Владислав Павлович

Повышение психической устойчивости к стрессовым ситуациям На тренировках нередко возникают стрессовые ситуации, вызывающие повышенную эмоциональную напряженность рукопашников. Кроме того, в ходе боев также часто возникают стрессовые ситуации.Чтобы повысить

Из книги Штурмовой бой ГРОМ. Психологическая подготовка автора Махов Станислав Юрьевич

Глава III. Свободная тренировка I. Общие понятия Свободная тренировка - есть постепенное повторение разученных положений, которые дают основное направление для вольной схватки.Обучающийся, прошедший школу фазисной работы, приступает к тренировке под наблюдением и

Из книги Бегайте быстрее, дольше и без травм автора Брунгардт Курт

Урок 8 Тема: тренировка представлений. Идеомоторная тренировка Этот урок состоит из двух частей. Каждую из них необходимо усваивать отдельно.Тренировка представленийНастала пора научиться представлять мысленные образы, сопереживать их. Эти представления помогут

Из книги автора

Комплекс силовых тренировок Развитие устойчивости и мощности В начале бегового бума 1970?х годов спортсмены и тренеры пренебрегали силовыми тренировками. Бытовало заблуждение, что так можно превратиться в «качка», поэтому, чтобы лучше бегать, нужно просто бегать.

К великому сожалению стрессы уже давно стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Зачастую, столкнувшись с непредвиденной ситуацией, неподготовленный человек не сразу понимает, как ему нужно реагировать и что делать: звать кого-либо на помощь или же самостоятельно решать проблему. Когда мысли в голове путаются, принять правильное решение просто невозможно. Но уравновешенный человек с холодным умом способен на логичные продуманные действия и точный расчет. Только обладатель перечисленных качеств сможет самостоятельно справиться с неожиданно возникшей нестандартной ситуацией. Чтобы легко и быстро решать любые поставленные задачи, сохраняя при этом спокойствие, необходимо постоянно заниматься развитием своей эмоциональной устойчивости. Но далеко не каждый из нас знает, как развить эмоциональную устойчивость, то есть способность удерживать контроль над эмоциями. Большинству людей, особенно излишне чувствительным женщинам, управлять своими эмоциями кажется непосильным трудом. Но на самом деле это не так уж и сложно сделать, конечно же, если регулярно практиковаться. Психологические тренировки делать следует поэтапно небольшими шагами, каждый раз закрепляя достигнутый успех.


В настоящее время существует большое количество тренингов, на которых психологи помогают всем желающим научиться нюансам контроля над собственными эмоциями. Но следует учитывать, что во время тренингов необходимо работать как над собственными мыслями, так и над телом, поскольку известно, что тело человека мгновенно реагирует на любые раздражающие факторы.

Первые шаги


  1. Чтобы научиться абсолютному спокойствию, для начала следует, уподобившись мудрым японцам, отработать навык умиротворенного созерцания прекрасного (благо, что красивых пейзажей на нашей планете предостаточно). Если же у вас отсутствует возможность регулярного времяпровождения на природе, то для тренировок вполне подойдет созерцание живописной картины с изображенным на ней пейзажем.
  2. После того, как освоите навык созерцания, учитесь спокойно смотреть на человека (не дергаясь и не отводя взгляда). Для этого вам понадобиться отработать так называемый расфокусированный взгляд, то есть смотреть следует не в одну точку, а на человека в целом.
  3. Заведите специальную тетрадь-дневник. Страницы расчертите на четыре колонки. Каждую из них озаглавьте: «ничего особенного», «зеленый», «желтый», «красный». В колонки ежедневно записывайте все происшествия: в колонку с заголовком «зеленый» - незначительные события, под заголовком «желтый» - неприятности средней степени, а в колонку «красный» - жутко неприятные форс-мажорные ситуации. Занятие, конечно, кропотливое, но такое ежедневное разграничение жизненных эпизодов поможет вам изменить свою реакцию на происходящие события и тогда мелкие неприятности, теряя свою значимость, смогут перекочевать из зеленой колонки в колонку «ничего особенного», а то, что вы, допустим, слету указали в красной колонке перенесете в желтую. Благодаря тщательному анализу произошедших за день событий, вы будете тренировать свою эмоциональную устойчивость к стрессовым ситуациям и потихоньку научитесь не переживать по незначительным поводам.

Особенности психики


Как видите, ничего сложного в данных упражнениях нет. Если, благодаря собственным усилиям, вы со временем станете более спокойным и рассудительным человеком, это будет означать, что ваша эмоциональная устойчивость стала более высокой, и что вы встали на путь улучшения качества своей жизни.

Способность усиливать порог стрессоустойчивости является одной из особенностей психики человека. Каждый раз после стрессовых переживаний наша психика стремится к восстановлению своего равновесного состояния. Получается, что человечество обладает чудесной способностью психологически адаптироваться к любым неблагоприятным факторам, но порог эмоциональной чувствительности у людей индивидуальный. Поэтому-то в одинаковых стрессовых моментах мы ведем себя по-разному.

Обратите внимание! Чем больше вы будете уделять внимание своей эмоциональной устойчивости, методично и последовательно тренируя свою психику, тем быстрее вы сможете вернуться в уравновешенное состояние после пережитых неприятностей.



Тренировать эмоциональную устойчивость следует, начиная с осознания собственных слабостей и недостатков, ведь именно они сильно мешают претворению намеченных планов. После такого осознания, наметьте план по их устранению и решительно приступайте к тренингам. Через некоторое время вы начнете замечать, что ваши дела начинают успешно и своевременно выполняться, куда-то исчезает недовольство окружающих, а ваша эмоциональная устойчивость стабилизируется.

Для большей стимуляции на работу над собой, чаще напоминайте себе, что люди с низкой эмоциональной устойчивостью, не желающие либо не умеющие контролировать свои эмоции, обречены на полную тревог, переживаний, поражений и обид безрадостную жизнь.

И совет напоследок… Старайтесь своевременно избавляться от негативных эмоций, не накапливайте их в себе, ни в коем случае не выплескивайте внутреннюю агрессию на окружающих.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины