23.06.2019

Душа психически больных женщин. Как распознать шизофрению у женщин. Кардинальное изменение личности


Краткая классификация и особенности психических расстройств

Как классифицируются психические заболевания? Принципиально, в психиатрии выделяют два уровня патологических изменений. К первому уровню (или группе) относятся психотические состояния. Это обширная группа заболеваний, имеющих непсихогенное (непсихологическое) происхождение и связанных с рядом генетических, обменных и иных нарушений. Среди основных заболеваний этой группы выделяются шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилептические и старческие психозы. Болезни могут протекать непрерывно или приступообразно, вяло или ярко, тяжело или умеренно тяжело. Типичные симптомы психозов: бред, галлюцинации, поведенческие нарушения (чаще при шизофрении); расстройства эмоциональной сферы в виде мании или депрессии (при маниакально-депрессивном психозе) и т.д. Со временем может измениться весь психический "облик" человека. Другая группа патологических заболеваний включает в себя разнообразные невротические, неврозоподобные расстройства. Отличительной чертой этих заболеваний является связь их возникновения со стрессами, психотравмирующими обстоятельствами, дефектами воспитания, социальными условиями. В отличие от психозов, в случае непсихотических расстройств, составляющих так называемую "малую" психиатрию, больные относятся к своему психическому состоянию критически, пытаются бороться с постигшим их недугом. Психические болезни протекают во многом отлично от соматической (телесной) патологии и связь их с духовной сферой очевидна. Остановимся подробнее на этом положении. Одной из особенностей психических болезней является как бы отсутствие у них видимого повреждающего фактора. Сколько либо существенные анатомические изменения отсутствуют в мозге при шизофрении и маниакально-депрессивном психозе. Неврозы также не проявляют себя видимыми дефектами со стороны центральной нервной системы. При эпилептических и старческих психозах болезненные изменения в головном мозге скорее предшествуют клинике психических расстройств, нежели порождаются ими. Сродство духовной сферы и психических заболеваний отмечено с давних времен. Сегодня мало кто из историков медицины вспоминает, что первый этап становления психиатрии именуется монастырским. Со всей Руси в монастыри свозили душевнобольных и бесноватых. Братия относилась к ним с христианской любовью: молитвами, крещенской водой и безропотным уходом облегчала их страдания. Больной был не лишним и не чужим человеком, а братом во Христе, который нуждается в помощи. Однако со временем ситуация изменилась. Психиатрия стала более "объективной", ученые и практики предпочли больше опираться на факты, данные клинических наблюдений. Именитым профессорам не удалось удержаться от искушения всему найти рациональный ответ и поставить точки над "i". О духовной сущности психических болезней стали говорить все реже и реже. А дальше был октябрь 1917 года, принесший России столько горя и скорби. Шло время, десятилетие сменяло десятилетие и к 30 - 40-м годам в среде психиатров, и ученых других специальностей (за редким исключением) складывалась послушная установка на безбожие и атеизм. Духовное понимание всякой болезни было окончательно низвергнуто.

Что кроется за симптомами болезни?

Когда начинаешь обдумывать некоторые психопатологические проявления, наблюдаемые у больных, то невольно задумываешься о духовной сущности их возникновения. Приведу описания отдельных симптомов и синдромов, используемых на практике для описания душевного состояния больных.

Бред одержимости - в больного вселилось животное, насекомое, мифологическое или выдуманное самим больным живое существо, которое постоянно (реже - периодически) пребывает в организме и заставляет совершать движения, поступки, вопреки желанию больного, руководит его мыслями и чувствами.

Автоматизмы - возникновение чувств, движений, мыслей, образов, представлений и прочего помимо воли и желания больного.

Бред персекуторный - группа бредовых идей, характеризующихся бредовой убежденностью больного в воздействии извне и с целью причинить ему моральный или физический вред.

Бред Котара - ... сопровождается уверенностью в предстоящих мучениях, истязаниях, продолжительных и мучительно жестоких, которым будет подвергнут как сам больной, так и его родные и близкие.

Копролалия - систематическое засорение речи душевнобольных бранными, нецензурными словами, циничными выражениями.

Суицидомания - постоянное неослабевающее стремление во что бы то ни стало покончить жизнь самоубийством.

Некоторые принятые в психиатрии патологические состояния, такие, как инцест (половые отношения между родственниками), гомосексуализм, однозначно рассматриваются Святой Церковью как тягчайшие грехи. Грехами является и алкоголизм, злостное курение, употребление наркотиков.

Раздражительность, нетерпимость, уныние относятся не только к психопатологии, но и, может быть, прежде всего, к аскетике. Этот перечень можно продолжать и далее.

В психиатрии "загадок" больше, чем в какой-либо другой клинической дисциплине. Современная психиатрия утвердилась на материалистических позициях и, соответственно, не признает существования бесов. А отсюда и не может объяснить происхождение многих психических нарушений. Особенно это относится к состояниям бесоодержимости.

Следует также сказать, что психиатрия тесно связана с психологией. Последняя во многом формирует мышление психиатра, так как дает представление о душевных процессах здорового человека. Почти восемь десятилетий психологическая наука пыталась существовать без Бога. Я вспоминаю лекции по психологии, которые мне довелось услышать за годы обучения, и грустно вздыхаю. "За деревьями не было видно леса", - так можно их охарактеризовать. А если иначе, - то за мудреными терминами не проглядывала душа человека. До тех пор, пока я не начал знакомиться с творениями святых отцов, и сам находился как бы в тумане. Умудри нас Господи!

Душевный недуг - Господом возложенный крест

От чего же возникают психические расстройства и болезни? Попытаемся рассмотреть этот вопрос. Существует несколько точек зрения. Одна из причин - естество человека.

Преподобный Антоний Печерский три года ухаживал за монахом, больным кататонией (одна из форм психозов), рассматривая его состояние как болезнь, а не результат воздействия злого духа (пример цитир. по проф. Т.И. Юдину).

Преподобный Иоанн Лествичник приводит определенные признаки, по которым он советует различать возникающие помимо воли монахов расстройства настроения духовного происхождения, от таких же, не уступающих молитве и силе крестного знамения, настроений, развитие которых зависит, как он пишет, "от естества" (цитир. по проф. Д.Е. Мелихову).

В книге "Православное пастырское служение", говоря о психиатрии, архимандрит Киприан (Керн) указывает на то, что существуют состояния души, которые трудно определить категориями нравственного богословия и которые не входят в понятия добра и зла. Эти состояния, по мнению автора, принадлежат не к аскетической области, но к психопатологической, и развиваются от природы человека.

Подводя некоторый итог вышесказанному, можно предположить, что душевные болезни могут быть в этой плоскости сравнения сопоставимы с телесными, и что те и другие, по попущению Божиему, посылаются человеку в целях споспешествования в деле спасения. В данном случае душевный недуг - это Господом возложенный крест.

Научно-медицинские данные также свидетельствуют о том, что психические расстройства возникают на биологическом уровне. Подтверждают это положение такие обстоятельства, как например, возникновение психопатологических симптомов на фоне соматической или неврологической патологии, появление психических нарушений под воздействием разнообразных вредоносных факторов (отравление нейротропными ядами, СВЧ-поле, сильный шум, работа в условиях темноты и т.д.). Подтверждает выдвинутое положение и то, что психопатологические проявления часто и успешно излечиваются медикаментами. Стоит упомянуть и о том, что проведены генетические исследования на предмет предрасположения к психическим заболеваниям и выявлены определенные закономерности.

Понятно, что плоть человека не может болезновать изолированно от остальной его природы. Любая болезнь, будь то психопатология, заболевание желудка, костей или глаз, имеет и духовную природу, ибо все болезни человечества - следствие грехопадения. То есть, когда мы говорим, что эта или иная болезнь естественная, это означает, что в ее природе как бы более явственно и зримо проявляются психопатологические или соматические симптомы. В этой связи мне хочется привести пример. Известно, что шизофрения характеризуется своеобразным расщеплением психической деятельности. Но и у людей, считающих себя здоровыми, есть эта двойственность. О таком "двойничестве" падшего человека писал ап. Павел: “ Не понимаю, что делаю, потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, по живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех" (Рим. 7, 15-20).

Психические нарушения как вид бесоодержимости

Психические расстройства могут появляться и в результате действия злых духов на человека. В Священном Писании злые духи изображаются входящими в людей и выходящими из них (Мф. 4, 24; Мк. 1, 23; Лук. 4, 35 и др.). Особенно замечательным является исцеление Господом гадаринского бесноватого. Этот несчастный влачил жизнь свою не в человеческих жилищах, а в гробовых пещерах; бился о камень с пеной на губах, испускал вопли. Пробовали сковать его, но он, как веревки, разрывал оковы. Что это за болезнь?

Неверующие скажут: падучая болезнь, нервное расстройство. Очень вероятно, что в основе беснования лежит душевное и телесное расстройство, которое служит удобной почвой для дьявола. Но про гадаринского бесноватого нельзя сказать, что он был только нервно расстроен; это видно вот из чего: изгнанные из несчастного бесы просили у Христа дозволения войти в стадо свиней. Спаситель дозволил, и вот стадо бросилось с крутизны в море (Матф. 8, 28-32). Кто же потопил свиней? Не бесноватый, который сидел у ног Господа, а легион бесов, изгнанных из него (цитир. по книге "Христианское учение о злых духах").

В результате одержимости злым духом душа делается неестественной, она томится и страдает. В Священном Писании бесноватые прямо и ясно отличаются от людей одержимых душевными и телесными болезнями. Последние, как указано, развиваются от расстройства душевных сил, воображения, рассудка и т. п. (Библейская энциклопедия).

Бесоодержимость не забудется тому, кто хотя бы однажды увидел ее проявления. Я впервые наблюдал такого человека в Киево-Печерской Лавре. Это была женщина средних лет. Всякий раз, когда священник совершал каждение храма и приближался к месту, где она стояла, из нее вырывались дикие, нечленораздельные крики и, как бы в бесчувствии, женщина падала навзничь. Затем она вставала, тихо, со слезами на глазах, извинялась перед молящимися...

Позднее я сталкивался с подобными случаями не единожды. Приведу еще один пример. На прием пришла верующая, православная женщина по направлению настоятеля храма, прихожанкой которого она являлась. Выяснилось, что уже некоторое время она находится на инвалидности по психическому заболеванию. Тихая, в платочке, под очками красивые серо-голубые глаза. Она рассказывала мне о своем самочувствии. Как психиатру, мне не сложно было увидеть психические нарушения. Но вот что произошло дальше. Неожиданно она вся как-то изменилась, пришла в движение и громко, очень противным хриплым голосом нецензурно выругалась и сказала как бы самой себе несколько фраз. И мне, и ее сопровождавшему, который тоже находился в кабинете, стало совершенно ясно, что в ней говорит бес.

В 1994 году вышла книга о. Владимира Емелечева "Одержимые. Изгнание злых духов", в которой батюшка собрал большое количество примеров из собственного пастырского опыта и рассказов других людей, духовенства и мирян. Книга очень поучительная.

Пожалуй, два обстоятельства отличают бесоодержимого человека от генуинного (первичного) психотика. Первое - злые духи знают Бога, трепещут перед силою Креста Христова, молитвы, крещенской воды, св. Христовых Таин. Второе - психические (в основном поведенческие) расстройства у бесоодержимых людей носят оттенок насильственности. Ибо душе человека противно то, что заставляет делать лукавый. Отличительной особенностью также является критическое отношение к себе, что существенно отличает одержимого человека от душевнобольного. Архиепископ Иоанн (Шаховской) в книге "Философия православного пастырства" приводит следующие разграничения описываемых состояний. Бесноватостью можно, по мнению владыки, назвать такие состояния, когда человек теряет всякое самосознание. Душа находится под сильнейшим демоническим воздействием. Одержимость же есть частичная плененность души злой силой. В обычной действительности мы становимся одержимы, когда порабощаемся своим страстям и порокам.

На все воля Божия. Иным Господь попускает впасть в немощь одержимости, потому что знает, что ум и волю свою человек использует себе во зло; других, быть может, ограждает тем от тяжких грехов. Мы читаем в послании к Коринфянам у Св. ап. Павла: Предан сатане во измождение плоти, чтоб дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа (1 Кор. 5, 5). Кроме первостепенного по важности мистического аспекта, пастырское душепопечение (а в ряде случаев и деятельность православного психиатра) должно распространяться и на личность страждущего, его психологию. Владыка Иоанн пишет по этому поводу: "Пастырь вливает в страждущего-одержимого силы бороться с демоническими духами, неподчинение их внушениям, презирание их, святую евангельскую ненависть к ним и ко греху, через который обычно держат демоны людей в подчинении себе. Пастырь научает людей не верить демоническим внушениям и клеветам как на Бога, так и на людей, не сосредоточиваться на тех злых и темных мыслях, которые демоны внушают, влагают в сердце и разум. Непринятые мысли и чувства останутся "внешними" для человека, останутся в области "пяты" - под человеком. Принятые же и одобренные демонские внушения делаются семенами зла в душе человека и привязывают его органически к власти лукавого.

Из духовных бесед архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)

"Один из учителей Церкви второго века, Тертуллиан, сказал удивительно верные и глубокие слова: "Душа человеческая по природе христианка". Она жаждет пищи духовной, чистоты и святости, она жаждет Христа. Душа по природе христианка, и если не питается она пищей духовной, то наступает тяжелое хроническое голодание этой несчастной души. И как человек голодающий, не имеющий пищи, становится раздражительным, так и эти люди, голодающие духовно, раздражаются: легко брызжут слезы из глаз их. И нет им покоя, и не могут забыться они ни в каких развлечениях, ибо душа их - по природе христианка", жаждет пищи духовной, а они этой пищи ей не дают.

Это тоже одержимость бесами, в малой, слабой степени, но все же одержимость, одна из форм бесноватости.

Почему же, отчего люди становятся бесноватыми?

Человек живет в общественной среде. Его мысли, желания, дела, миропонимание определяются в огромной мере воздействием той среды, которая его окружает. Знаете вы, что если здоровый человек будет долгое время находиться возле чахоточного больного и дышать тем же воздухом, то он сам заражается. Так же заражаемся мы и от больных гриппом.

Так бывает и в жизни духовной. Если человек живет в атмосфере множества духов злобы поднебесных, среди соблазнов, среди тяжких примеров нечестия, развращенности, в атмосфере безудержных страстей человеческих, если он живет в атмосфере глупости и пошлости, то не может эта атмосфера не заражать его душу. Изо дня в день вдыхает он этот ядовитый воздух, который кишит духами злобы поднебесными. И заражается несчастная душа, и сама становится жилищем бесов.

Что же делать нам? Куда уйти нам от этой тяжкой, смертельно опасной атмосферы? Где прибежище наше? Где наша защита от бесов, духов злобы поднебесных? На все трудные вопросы всегда ищите ответа в Священном Писании.

Посмотрите псалом 61-й и там найдете ответ: только в Боге успокаивается душа моя; от Него спасение мое. Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое. Вот где прибежище наше, вот где противоядие от того яда, который воспринимаем мы из окружающей нас среды.

Болезни души - сокровенная тайна

Анализируя причины возникновения психических заболеваний, понимаешь, что все их многообразие трудно уложить в одну схему. Тот, кто бывал в психиатрической лечебнице, видел, слышал или общался с психически больными людьми, может подтвердить, что "дух" этого учреждения очень тяжелый. Я имею в виду в данном случае не столько впечатление об увиденном, сколько внутреннее сердечное чувство. Мы говорили о том, что в случае истинной (генуинной) психической патологии симптоматика развивается от естества, а не в виду вражеского искушения. Но "атмосфера" в психиатрических клиниках значительно отличается от той, которая бывает, например, в соматическом стационаре. В чем тут дело? Может быть, иногда встречаются одновременно и одержимость, и плотский недуг? Скорее всего, так.

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) говорил по этому поводу: "Причины многих душевных болезней неизвестны ученейшим психиатрам. Не знаем мы и причины буйного помешательства. Но мне представляется несомненным, что в числе буйно помешанных есть известный процент подлинно бесноватых".

Архиепископ Иннокентий Херсонский пишет о том, что на фоне душевных болезней разрушается тончайшая нервная ткань, и образуются пустоты, через которые душа становится наиболее уязвима к дьявольскому воздействию. Таким образом, возникшая от естества болезнь как бы обнажает душу. Не от того ли определенные психопатологические проявления так явственно напоминают поведение одержимых (вспомните перечисленные выше психопатологические образования)?

В большинстве случаев психических расстройств уместен и духовный "диагноз". Границы здесь очень прозрачные. И еще. Мне не раз приходилось видеть душевнобольных людей с большим стажем заболевания, у которых по мере воцерковления, по милости Божией, проходили различные трудноизлечимые и неизлечимые проявления заболевания. Молитва, пост, св. Таинства в корне изменяли их психическое состояние. Исчезали упорные бредовые идеи, галлюцинации, в глазах появлялась осмысленность, значительно улучшалось самочувствие. Вместо "маски сумасшедшего" на лице отображалась печать духовности.

Профессор Д. Е. Мелихов в своем труде "Психиатрия и проблемы духовной жизни" писал: "Под влиянием греха живая человеческая душа, не потерявшая совесть, испытывает чувство вины, печаль, мучение и потребность освободиться от греха. Верующий человек идет за помощью в церковь, обращается к духовно-опытному человеку. Он испытывает духовную боль и страдание, а иногда несет и физические последствия греха. Пред духовником, а также и пред психиатром, если он верующий человек, стоит первая задача - поставить "духовный диагноз", т. е. необходимо определить, что в этих страданиях человека имеет непосредственную духовную причину и подлежит лечению духовному. Одновременно надо установить, что в его переживаниях оказывается проявлением душевной болезни, имеющей причину в нарушениях мозговой деятельности или всего организма, а потому требует врачебной компетенции... Или, наконец, у пришедшего имеются такие психофизические нарушения, которые являются опосредованным следствием личных или семейных грехов, и тогда нуждаются в духовных и психиатрических методах лечения одновременно. В таких случаях духовное выздоровление может привести к психиатрическому и физическому выздоровлению".

Приведу еще одно очень важное духовное наблюдение: "Враг пал гордостью". «Гордость - начало греха; в ней заключены все виды зла: тщеславие, славолюбие, властолюбие, холодность, жестокость, безразличие к страданиям ближнего; мечтательность ума, усиленное действие воображения, демоническое выражение глаз, демонический характер всего облика; мрачность, тоска, отчаяние, ненависть; зависть, приниженность, у многих срыв в плотскую похоть; томительное внутреннее беспокойство, непослушание, боязнь смерти или наоборот - искание покончить жизнь, и, наконец, что нередко, полное сумасшествие. Вот признаки демонической духовности. Но доколе они не проявятся ярко, для многих остаются незамеченными" (Иеромонах Софроний, "Старец Силуан Афонский").

Приведу в качестве примера письмо, которое, на мой взгляд, достаточно ярко иллюстрирует сложное переплетение духовного и душевного, состояний одержимости и душевных расстройств. К тому же, "катализатором" возникновения страданий явилось увлечение оккультизмом. Автор письма убедительно и подробно раскрывает природу заболевания своей супруги.

Уважаемый Дмитрий Александрович!
Извините за беспокойство, но тревога за судьбу близкого мне человека побуждает меня написать это письмо. Хочу описать историю болезни моей жены N. Нам обоим по 50 лет, православные. Но путь к православию был очень извилистым, через различные восточные премудрости и, в частности, через трансцендентальную медитацию, которую мы бросили на этапе "полетов", почувствовав энергии далеко не божественные. Конечно, мы прошли покаяние, но не так, видимо, легко отделаться от этой бесовщины. И вот в 1994 году произошло нечто такое, что св. отцы называют прелестью. После праздника Рождества Пресвятой Богородицы моя жена, совершая домашние молитвы, стала видеть светящиеся и оживающие иконы, кроме Распятия. Одновременно с этим к ней потекли сильные посторонние внушения, побуждающие ее вынести из комнаты Распятие и не допускать окропления св. водой себя и помещения. При этом внушались еще мысли о ее каком-то высоком предназначении. В некоторые моменты мне удавалось убедить ее в ложности происходящих видений, но из-за слабой воли к сопротивлению и давней жажды чудес, она вновь впадала в эти состояния. Потом ей было внушено, что я, священники и Церковь вообще, являются ее врагами, и это было показано ей в страшных образах. Затем ей начали внушаться мысли, что она такая грешница, которую невозможно простить, что она хулила Святаго Духа. В нее вселился жуткий страх, и она уже пребывала в истериках. Пришлось прибегнуть к психиатрической помощи, и она попала в психиатрическую больницу. После шоковой терапии она быстро пришла в себя, но в течение месяца, все-таки, находилась в больнице.
Необходимо еще отметить, что до этого она занималась практикой Иисусовой молитвы без должного руководства и во весь период недуга в течение нескольких дней почти беспрерывно повторяла эту молитву. К тому же, все случившееся произошло на фоне умственного утомления, связанного в тот период со сложными переводами с иностранного языка и нервного потрясения после потери зубов. В больнице ей поставили диагноз " вегетососудистая дистония".
После больницы все было спокойно до Рождественского поста, хотя она и испытывала тревогу по поводу случившегося. Эта тревога побуждала ее часто исповедоваться, а с началом поста ей стало казаться, что она чего-то не доисповедует. Появились волнение, суетливость, нарушился сон. Четвертого декабря она причастилась, и в нее вошел страх, что она не исповедала один грех и теперь ее душу ждет вечная погибель. На следующий день наступило некоторое просветление в ее сознании, и мы договорились поехать в Троице-Сергиеву Лавру к о. Герману, но когда настал момент отъезда, последовал целый каскад отговорок. Я стал кропить ее св. водой, но она стала сопротивляться вплоть до драки. После окропления она несколько успокоилась, и мне удалось опять уговорить ее поехать в Сергиев Посад, но она теперь поставила условие ехать не к о. Герману, а к мощам преп. Сергия.
По приезде в Лавру получили благословение о. Германа па отчитку, но она стала сопротивляться и пришлось силой держать ее весь молебен. К концу молебна она несколько успокоилась. Но после молебна она опять начала укорять меня, что привел ее на отчитку, однако с благоговением приложилась к мощам преп. Сергия. Набрав св. воды из источника мы вернулись домой. По приезде на нее опять было нападение. Я окропил ее св. водой и ей стало легче. Ночью на нее было совершено страшное нападение. Ее трясло на койке, она лаяла и рычала по-собачьи. Когда она садилась в койке, то делала броски, подобно собачьим. Пробовал кропить ее св. водой и читать молитвы - стоял страшный крик. В таком состоянии пришлось отправить ее в психбольницу.
После этого случая она еще три раза с такими же симптомами попадала в больницу. В больнице ее приводят в сознание в течение 2-4-х дней, а последующие три недели отводятся па восстановительный период.
В промежутках между обострениями болезни она вполне нормальный православный человек: исполняет домашние молитвы, ходит в церковь, исповедуется и причащается. Перед кризисом ею начинают овладевать помыслы, которым она не сопротивляется в силу слабой воли и отсутствия духовного руководства. Наступает бессонница, что-то стягивает голову в затылке, взгляд становится тусклым, холодным; меня воспринимает как ближайшего врага. Затем появляются страх погибели души и истерика с собачьим лаем и конвульсиями. Будучи в больнице, она, после того как приходит в себя, принимает просфоры, св. воду. Я заказываю сорокоусты о ее здравии в нескольких монастырях. По выходе из больницы она принимает лекарства.
Для того, чтобы мне правильно, как мне кажется, строить свои взаимоотношения с женой во время кризисов и после них, я выстроил для себя версию ее заболевания, которая сводится к тому, что Господь попустил эти бесовские нападения за грехи наши, для вразумления и спасения души...

Несколько слов о пастырской психиатрии

Священнику в деле духовного окормления психически больных прихожан следует помнить, что у верующего человека болезнь тесно переплетается с его религиозностью. Хотя душа и недугует, но она и верует, и стремится к Создателю. Психические нарушения в этих случаях имеют ряд особенностей. Так, например, во время депрессии у больных часто отмечаются следующие признаки: упорные мысли о богооставленности; отчаяние во спасении, глубокое уныние. Если такое настроение держится более полумесяца и не проходит после молитвы и св. таинств, то это дает основание предполагать наличие психической болезни и в этих ситуациях помощь психиатра очень уместна.

Приведу еще пример. В психиатрии есть диагноз, который именуется "религиозная паранойя". Выставляется он на основании данных, свидетельствующих о специфических расстройствах мышления. Проявления религиозной паранойи разнообразны. В одних случаях это, к примеру, выглядит как отказ от социальных обязанностей (предположим, что неофит бросает учебу, работу и т.д.). В других - пренебрежение гигиеной, принятие без благословения непомерных подвигов поста, молитвы и др. Эти состояния отличаются от прелести или духовного заблуждения и неопытности и по ряду других проявлений, ставящих их в одну группу с другими душевными недугами.

Радует, что теперь в духовных школах вновь вводится изучение пастырской психиатрии. Священнику важно разбираться, где грех, а где болезнь. От этого будут зависеть многие особенности душепопечения.

Д.А. Авдеев - врач-психиатр, психотерапевт, канд. мед. наук
"Духовная сущность психических расстройств"

Полное название сумасшедшего дома, известного сегодня как« Бедлам» — Бетлемская королевская больница. Эта психиатрическая больница в Лондоне стала частью города еще в XIV веке, хотя в те времена пациентов там было всего ничего. Это была первая больница, куда отправляли только пациентов, страдающих психическими заболеваниями.

В 1632 году Бедлам описали так: «Маленькая гостиная, кухня, две кладовки, длинный коридор и 21 комната, где лежат бедные психически нездоровые люди; на втором этаже — 8 комнат для прислуги и бедняков».

К концу XVIII века состояние заведения можно было назвать таким же плачевным, как и состояние пациентов. Доски пола подгнили, с крыши капало… Едва ли такая обстановка способствовала выздоровлению пациентов.

Популярное

По дороге в ад


Кто мог попасть в Бедлам? Строго говоря, стать пациентом психиатрической клиники в XVIII — XIX веке было очень просто: достаточно было подписи двух врачей, которые подтверждали, что пациентка действительно нуждается в лечении. Это был эффективный способ избавиться от неугодных родственниц или супругов. Женщины, чей социальный статус был ниже, а финансовые возможности меньше, были наиболее уязвимыми жертвами своих мужей и родственников-мужчин.

Диагноз большинства пациенток — «острая мания». Это психическое расстройство, для которого характерно патологически повышенное настроение, ускоренное мышление и чрезмерное стремление к деятельности. Другими диагнозами были депрессия, повышенная тревожность, постродовая депрессия, но бывало, что пациентками Бедлама становились и настоящие убийцы.

Такова, к примеру, история Элизабет Тью(Elizabeth Thew). На фото — женщина с милым лицом, в аккуратной одежде. В руках у нее — кружево. Ее перевели из тюрьмы в Бедлам за убийство своего двухмесячного ребенка. Судя по ее записям, она не верила, что психически нездорова, просто страдала от тяжелых эпилептических припадков. Спустя 10 лет она покинула клинику и получила прощение за свое преступление.

Сохранилось множество фотографий женщин из Бедлама. В XIX веке верили, что по лицу человека можно было определить, безумен он или нет.

Другая пациентка — Элайза Джосолин(Eliza Josolyne), 23 года, была помещена в Бедлам в 1857 году с диагнозом« перенапряжение». На фото она выглядит вымотанной и подавленной, на лице — следы повреждений. Элайза работала домашней прислугой, единственной в огромном доме на 20 комнат. Ей не удавалось поддерживать все комнаты в порядке, особенно в зимние месяцы, когда дом промерзал, и нужно было растапливать камины и зажигать светильники. Что порекомендовал бы психиатр Элайзе сегодня?

Психиатр Наталья Чернобыльская предполагает, что у Элайзы могло быть тревожно-депрессивный статус.
« Скорее всего, ей бы назначили успокоительные и, возможно, лёгкие антидепрессанты. И обязательно — смена обстановки: больничный или отпуск хотя бы на месяц. Если это невозможно, рекомендовали бы госпитализацию, потому что если человек принимает транквилизаторы, но ему по‑прежнему нужно в авральном режиме выполнять тяжёлый труд, эффект будет сомнительный».

В ее личном деле говорилось, что Элайза часто« наносила себе повреждения, стучалась головой о двери и стены, поэтому спать ей приходилось в комнате с мягкими стенами».

Сара Гарднер(Sarah Gardner), 26 лет, тоже прислуга из Лондона, хотела убить себя. Она была раздавлена сплетнями относительно себя и своего нанимателя, так как в то время для одинокой женщины работать на мужчину считалось постыдным, это вызывало много вопросов. Саре потребовалось всего несколько месяцев, чтобы ее признали полностью здоровой.

Эмма Ричес(Emma Riches), 27-летняя мать четверых детей, попала в Бедлам, когда ее младшему ребенку было всего четыре недели отроду. Диагноз — «родильное безумие», в наше время мы бы сказали« постродовая депрессия». Она страдала от этого заболевания после каждых родов и уже попадала в клинику ранее. На фото на ней« укрепленное платье», сшитое таким образом, чтобы его не могли порвать другие пациенты. «Она никогда не говорит и не проявляет интереса к чему-либо… Она даже не будет есть, пока ее не заставят, не одевается и не раздевается самостоятельно».

Неизвестно, как именно лечили Эмму, мы знаем только, что« лекарства были признаны неэффективными». Через год после пребывания в клинике ее депрессия прошла.

Но попасть туда можно было и гораздо проще. Причиной многих психических заболеваний считалось расстройство репродуктивной системы. В Викторианскую эру деторождение было смыслом жизни женщины. Случаи« меланхолии» наблюдались у женщин в менопаузе. А уж «истерию» доктора-мужчины видели повсюду. Они связывали ее с неправильным положением матки, и почти любое поведение могло считаться признаком этого« заболевания»: например, если женщина слишком оживленно болтала с подругами.

Было и заболевание, которое называлось« моральным безумием», которое тоже могло привести женщину в сумасшедший дом. Проще говоря, измена.

Лечение или пытки

Один из способов лечения назывался« ротационная терапия». Он был изобретен Эрасмусом Дарвином — дедушкой того самого Чарльза Дарвина. Смысл лечения сводился к тому, что пациента пристегивали к стулу, подвешенному в воздухе, и крутили. Часами. Это был мучительный и жуткий процесс, не приводящий ни к каким результатам, кроме помутнения сознания.


За этим процессом, кстати, могли наблюдать зрители. Достаточно было заплатить несколько шиллингов, и зрелище было обеспечено.

В XVIII и XIX веках пациентов окунали в ледяную воду, морили голодом и часто — били. Филантроп Эдвард Уэйкфилд, посетивший Бедлам в 1814 году, описывал, как он наблюдал голых, страдающих от голода людей, прикованных к стенам короткими цепями.

Другим способом лечения считалась холодная ванная, придуманная Джоном Монро, его придерживались на протяжении 40 лет, начиная с 1751 года. В XIX веке эту процедуру сделали« сезонной» и лечили пациентов таким образом только до наступления холодов.


Для некоторых« тяжелых» пациентов применяли рвотные препараты и слабительное в больших количествах, что могло даже привести к смерти пациентов.

Известно, что« меланхолию», которую связывали с менопаузой, лечили пиявками, которых помещали на лобок женщины. Женская сексуальность(говоря тогдашним языком, «эротомания» или« гиперсексуальность») лечилась холодными ваннами, душем и охлаждающими компрессами на область гениталий.

Французский врач Жан-Этьен Эскироль так описывал лечение женщины 15-минутным ледяным душем: «После него она тряслась, ее челюсти яростно дрожали, а конечности не могли удержать вес ее собственного тела, пульс был редким и прерывистым».

Еще одним« действенным» препаратом считалась ртуть. Ею лечили истерию, а еще она успокаивала пациентов, делая их вялыми и сонными.

К счастью, за 200 лет образ психиатрии радикально изменился, и от прежней беспомощности не осталось и следа.

). Христос в Евангелии неоднократно призывает своих последователей оказывать помощь как нищим, заключенным, так и больным (см. и др.).

Во-вторых, Церковное душепопечение основывается на христианском взгляде на личность человека. Личность в христианской антропологии рассматривается в единстве духовных, душевных и телесных проявлений. И это единство достигается только при условии преобладающего влияния сферы духа.
По словам преп. , «Дух твой, ищущий Бога Небесного, да властвует над душою и телом, назначение которых устроить временную жизнь». В этом единстве – здоровье и норма человеческого бытия.
По утверждению свт. , духовную сферу в человеке составляют: «благоговение и жизнь в страхе Божием, совесть, искание Бога», а архиепископ , известный врач-хирург, писал, что «духовность есть высшее достижение человеческой души».
Единство и гармония всех сторон человеческой личности, состояние, которое было дано человеку в его первозданной чистоте, затем было утеряно в результате пренебрежения законами духовной жизни, теперь является заданным человеку, искомым состоянием: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (I Фес.5:23).Это завещание ап. Павла проходит через все века,
Соответственно указанным сферам личности и всякая болезнь имеет, в первую очередь, духовную, а уже затем психофизиологическую природу.
Таким образом, главной пастырской заботой в деле душепопечения о больном человеке всегда было нахождение корней болезни человека в его духовной сфере и врачевание этой сферы духовными средствами.

И, в-третьих, церковное душепопечение основывается на историческом опыте социального служения душевнобольным самой Церкви.
В период после гонения на , начиная с IV века, стали появляться благотворительные учреждения и монастыри. Они стали первыми обителями врачевания. Например, всем известна широкая благотворительная деятельность св. (379г.+»), в то время, когда он был епископом Кесарии. Им была открыта и врачебница для душевнобольных, которая называлась Василиадою. Также и другие епископы организовывали в своих епархиях в разное время подобные врачебницы.

Пришедшие из Греции в России первые иноки принесли с собой не только врачебные знания, но и представление о врачевании как о подвижническом долге монахов. С момента крещения Руси врачевание находилось под непосредственным покровительством Православной Церкви. Великий князь Владимир в своем Уставе(996г.) объявлял больницы учреждениями, а «лечцов» (врачей) – людьми церковными, подвластными епископу. На Стоглавом соборе 1551 года Иван Грозный потребовал оказания содействия в призрении нищих и больных, к которым относились и «лишенные разума». По постановлению этого собора монастыри взяли на себя попечение о психически больных, в частности, совершивших преступления. Эти функции монастыри выполняли и раньше, но постановления Стоглавого собора уточнили и расширили их обязанности.

В этот период пастырского душепопечения господствовало религиозно-мистическое понимание всех психопатологических нарушений, психические болезни рассматривались как результат воздействия дьявола на душу человека или последствия первородного греха. Надо сказать, что даже в этот период у опытных духовников наблюдался дифференцированный подход к психическим больным. Их пастырский опыт позволял разграничивать патологические состояния людей, возникшие под воздействием демонских искушений, и переживания, явившиеся результатом болезненных природных процессов в психофизическом организме. Так, преподобный (VII в.) описывает признаки, по которым советует отличать «духовное прельщение» (духовное заблуждение) от душевных расстройств, развившихся «от естества».

С конца XVIII века в России стал происходить процесс секуляризации культуры и науки. В это же время от церкви начала отделяться и психиатрия, которая прошла период становления на основе рационалистических теорий. Человек и его душевные болезни стали областью исследования психиатрии как науки. Пастырское попечение о таких больных оказалось как бы и не нужным. Известные профессора, особенно за рубежом, высказывали свое отрицательное отношение к религии. Всякий немедицинский путь в постановке диагноза и лечение душевнобольных отвергался и порицался.

В начале XX века в психологии и психиатрии возникла необходимость целостного рассмотрения психических проявлений человека в норме и патологии, во всей полноте его духовного и психофизического бытия. В это время всем здравомыслящим психологам и психиатрам становится ясно, что все психиатрические рационалистические концепции и психологические обобщения не адекватны для объяснения религиозных переживаний. Ученые медики стали приходить к убеждению, что религиозный человек, его поведение, состояние и даже заблуждения должны восприниматься во всем целостном строе личности, который включает не только психофизиологическое, но и духовное бытие. Классик психиатрии С.С.Корсаков в 1901 году писал, что «каждому психически здоровому человеку присуще религиозное чувство». Религиозная потребность – это искание и неутолимая жажда Абсолютного, Вечного и Безусловного, искание Высшего Смысла. На западе «Сократом современности» Шелером издается в 1921 году «Существенная феноменология религии”, где делается попытка по возможности точно определить специфические черты религиозного переживания и дать анализ этих особенностей.

Такое развитие психиатрии, учитывавшей религиозные чувства и духовное бытие человека, было остановлено в России после октябрьского переворота 1917 года. Краеугольным камнем всякой науки, включая и психиатрию, стал воинствующий атеизм. Личность стала рассматриваться с психофизиологических точек зрения. Духовное понимание всякой болезни стало ненаучным и поэтому недопустимым. В Европе в XX веке психиатрия продолжала развиваться в основном на рационалистических идеях.

В последние годы по милости Божией в нашей стране стали вновь наводиться мосты между Церковью и психиатрией, которые освободились от тяжелого гнета тоталитарного атеистического государства. Стали проводиться научно-богословские конференции с участием духовенства и врачей-психиатров. В декабре 1995 года в Москве состоялся первый семинар по пастырской медицине с приглашением психиатров. В 1997 году в Свято-Даниловом монастыре проходил пастырский семинар, посвященный этой теме. В психиатрических клиниках и интернатах стали открываться домовые храмы. Больные и врачи получили возможность духовно окормляться у православных пастырей.
В связи с появившейся уникальной возможностью совместного попечения о больных людях, как со стороны священства, так и со стороны врачей-психиатров перед нами встает ряд серьезных задач. Одна из основных задач, стоящих перед пастырем и врачом-психиатром, это анализ всех сфер личности, всех слоев бытия человека в целом. И надо сказать, что в зарубежной практике стала аксиомой необходимость такой совместной работы пастыря и психиатра. Сегодня – это веление времени, диктуемое интересами больных и широкого всестороннего понимания человеческой личности. Такая совместная работа, безусловно, необходима в сложных случаях течения болезни, как на этапе диагноза, так и на этапе лечения.
Как пишет профессор Д.Е.Мелехов в своем труде «Психиатрия и проблемы духовной жизни»: «Перед духовником, а также перед психиатром, если он верующий человек, стоит первая задача – поставить «духовный диагноз», т.е. необходимо определить, что в этих страданиях человека имеет непосредственно духовную причину и подлежит лечению духовнику. Одновременно надо установить, что в его переживаниях оказывается проявлением душевной болезни, имеющей причину в нарушениях мозговой деятельности или всего организма, а потому требует врачебной компетенции. Как правильно отмечено в Настольной книге священнослужителя (т.8): «Этап установления духовного диагноза более ответственный, нежели определение наличия и вида психического заболевания. Сюда относится определение уровня духовного развития человека, выяснение глубоко скрытого в тайниках его души личного отношения к Богу и ко греху, способность его сопротивляться силе греха. Здесь необходима компетенция умного и опытного пастыря, который имеет особый дар, проявляющиеся либо как присущая ему духовная прозорливость, либо как результат обобщения духовного опыта Церкви. Апостол Павел называл его даром различения духов, перечисляя дары Святого духа: слово мудрости, слово знания, вера, дар исцеления, чудотворения, пророчества, различение духов(-II ) «.

При установлении духовного диагноза пастырь может встретиться с таким психическим расстройством, которое является результатом воздействия злых духов на человека. В Священном Писании в Евангелии от описывается яркий случай исцеления больного в Гадаринской стране, который был одержан злыми духами. Бесоодержимость ныне довольно распространенное явление. Два обстоятельства отличают бесоодержимого человека от первичного психотика. Первое – злые духи знают Бога и трепещут перед силою Креста Христова, молитвы, святой воды, Св. Христовых Таин. Второе – психические поведенческие расстройства у бесоодержимых людей носят оттенок насильственности. Отличительной особенностью также является критическое отношение к себе одержимого человека. После изгнания злого духа из страждущего человека у него наблюдается полная сохранность психического здоровья.
В практике пастырского душепопечения состояния бесоодержания имеют свои разграничения. Бесноватостью можно назвать состояние, когда человек теряет всякое самосознание. Одержимость же есть частичная плененность души злой силой. В обычной действительности мы становимся одержимы, когда порабощаемся своим страстям и порокам.
Архиепископ говорил по этому поводу: «Причины многих душевных болезней неизвестны ученейшим психиатрам. Не знаем мы и причины буйного помешательства. Но мне представляется несомненным, что в числе буйно помешанных есть известный процент подлинно бесноватых». Не потому ли в психиатрической лечебнице очень тяжелый «дух», что в ней есть такая категория больных, которая не переносит ничего церковного, будь то молитва, окропление Святой водой, запах ладана и т.д.

В социальной концепции Русской Православной Церкви (РПЦ) §11.5, принятой на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000г., указано, что «представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами».

Болезнь души – это сокровенная тайна. Архиепископ утверждал, что «на фоне душевных болезней разрушается тончайшая нервная ткань, и образуются пустоты, через которые душа становится наиболее уязвима к дьявольскому воздействию. Таким образом, возникшая от естества болезнь как бы обнажает душу». Не оттого ли определенные психопатологические проявления так явственно напоминают поведение одержимых. Для того чтобы можно было легче разграничивать, где случаи истинного психического заболевания, а где случаи психических расстройств, вызванных духовными причинами, священник и практикующий врач Сергей Филимонов в своей книге « , больница, больной» указывает на наиболее распространенные симптомы духовного заболевания у человека. В этой же книге отец Сергий как пастырь дает и советы духовно болящим людям, направляя их для излечения своих недугов в Лоно Святой Православной Церкви.

В своем повседневном служении пастырю приходится нередко встречаться и со случаями окормления психических больных. Эти случаи рассматривает такая богословская дисциплина как пастырская психиатрия. Архимандрит пишет, «что существуют состояния души, которые трудно определить категориями нравственного богословия и которые не входят в понятия добра и зла. Эти состояния принадлежат не к аскетической области, но к психопатологической и развиваются от плоти, от естества». В случае окормления психически больного пастырю необходимо попытаться определить, какое место религиозные переживания занимают в общей структуре личности человека. Как указывает проф. Д.Е. Мелехов, «они могут быть в случаях патологии непосредственным отражением симптомов болезни или могут быть проявлениями здоровой личности, и тогда при наличии болезни, они помогают больному сопротивляться ей, приспосабливаться к ней и компенсировать дефекты, внесенные болезнью в личность больного. Вот почему для врача недопустимо при исследовании больного «сходу» трактовать всякое религиозное переживание как патологию или заблуждение и тут же в процессе исследования начинать антирелигиозную пропаганду или демонстрировать свое элементарное, догматически-материалистическое отношение к религиозным исканиям и сомнениям своего пациента».

При остром протекании психического заболевания верующему больному необходима помощь, в первую очередь, психиатра. Пастырю оставляется возможность усиленной молитвы за такого больного, так как пастырские наставления в данный момент не могут быть восприняты страждущим адекватно. По мере его выздоровления «удельный вес» психиатрической помощи будет ослабевать, духовной – напротив, возрастать. Выше описанное лишь эскизно изображает такую сложную область знаний как пастырская психиатрия.

К сожалению, у некоторых священнослужителей сложилось мнение о нецелесообразности психиатрической помощи как таковой. Душевные болезни ими воспринимаются либо как результат воздействия злого духа, либо – как следствие греховного повреждения души. Опыт показывает, что такого рода пастырские умозаключения не улучшают психического состояния болящих пасомых. Приведем ответ старца, насельника Свято-Троице-Сергиевой Лавры, архимандрита Кирилла (Павлова) психически больной женщине на ее вопрос обращаться ли ей к психиатру или нет. Старец ей написал: «обратиться к психиатру можно, но надо и помолиться, чтобы Господь, если есть на то святая Его воля, через врача исцелил Ваше заболевание». В помощь священнику проф. Д.Е.Мелехов указывает в своих работах, какие психопатологические состояния могут быть поводом для обращения к медицинской компетенции.

С точки зрения пастырского душепопечения душевное заболевание, как и телесное, – это Господом возложенный крест ради спасения души человека. По поводу того, как нужно пастырю вести дело окормления душевно больных хорошо пишет прот. Владимир Воробьев: «Священник должен объяснить человеку, что болезнь душевная – это не позор. Это вовсе не какое-то вычеркнутое из жизни состояние, это – крест. Такой человек чего-то не может делать так, как делают здоровые люди. Но он может смиряться и должен смиряться. Он многого не понимает, но должен слушаться. И если такому больному удается объяснить, что он должен смиряться, тогда все в порядке. Он обязательно реабилитируется и сможет жить в Церкви благополучно. Для него не закрыто ни Царство Божие, ни благодатная жизнь…»

Традиционно принято считать, что большинство психотической патологии мало излечимо. Опыт показывает, что это действительно так. Но даже тяжело душевно больные могут жить благодатною жизнью в Церкви при условии сохранения у них здорового духовного ядра личности. На лицах таких больных видна особая печать просветленности и духовности, что делает их духовно красивыми и привлекательными.

Выше шла речь о душепопечении лиц с тяжелыми психическими расстройствами, которые могут иметь биологическую природу или быть связанными с одержимостью души злыми духами. Вместе с тем, существует большая группа психических расстройств, именующихся в клинике как «пограничная патология (т.е. принципиально обратимая). К этой группе относятся неврозы, депрессивные состояния, психосоматозы, психопатии и др. Страдания этих людей, как считает московский врач-психиатр Авдеев Д.А., являются во многом следствием их личностно-характерологического склада, который определяется духовными причинами. Роль и ответственность пастыря в окормлении таких больных, очевидно, резко возрастает.

Становление психотерапии, которая и должна врачевать вышеперечисленные психические расстройства относят обычно на конец XIX века. Нельзя не отметить, что долгое время перед тем психотерапевтическую миссию по праву несли священники. Как пишет известный врач-психотерапевт Невярович В.К. в своем труде «Терапия души»: «Психотерапия вобрала в себя и немало позаимствовала из пастырства и духовного врачевания (нравственное воздействие словом, сокровенность встречи, искренность и сопереживание страждущему и другие формы); вначале труд психотерапевта во многом напоминал труд священника (за исключением богослужения и таинств), только в миру… В святоотеческом учении содержатся настолько глубоко и убедительно раскрытые аспекты, касающиеся терапии души, что не обратиться к ним и не использовать их вместо сомнительного рода модных психотехник, где наряду с каплей истины море лжи, было бы не только не разумно, но и преступно»… В социальной концепции РПЦ в §11,5 говорится, что «нравственно недопустимы психотерапевтические подходы, основанные на подавлении личности больного и уничижении его достоинства. Оккультные методики воздействия на психику, иногда маскирующиеся под научную психотерапию, категорически неприемлемы для Православия».

«Психотерапия, наполненная духовным смыслом, святоотеческими высоконравственными идеалами, не только имеет право на существование, но, вне всякого сомнения, рано поздно должна занять решающее место в целительстве человеческой души, способствуя ее спасению через истинную Православную веру в лоне Святой Апостольской Церкви Христа», – считает Невярович В.К.

А вот как раскрывает смысл и суть психотерапевтического воздействия архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): « Психотерапия, состоящая в словесном, вернее духовном воздействии врача на больного, – общепризнанный, часто дающий прекрасные результаты метод лечения многих болезней». Здесь делается акцент не на словесном, а духовном воздействии. Ибо не одухотворенное живительной силой духа слово есть пустая форма, шелуха. «Поэтому лишено всякого смысла говорить о духовном врачевании, если нет любви в сердце врачевателя, цельной веры, божественного горения и праведности на устах, но более в делах и реальной жизни», – пишет Невярович В.К.

В наше время резко возросло число душевнобольных людей, что является исполнением святоотеческих пророчеств, и в особенности их много в церкви. Сегодня люди ожидают от священнослужителей психотерапевтической помощи, которая является одной из форм духовной помощи, частью пастырского душепопечения. Главный врач одного из психодиспансеров Ивановской области в беседе со священником воскликнул: «Слава Богу, что открылось так много храмов, а то бы мы захлебнулись в потоке больных!»

Такая пастырская помощь особенно актуальна тогда, когда больной закрыт для неверующего врача, не доверяет ему, считая, что неверующий не может иметь правильных представлений о том, что происходит в его православной душе.
Таким образом, священник должен уметь оказать посильную психологическую помощь пришедшему к нему человеку и для этого ему необходимо обладать хотя бы минимальным набором начальных знаний в этой области. Для этого пастырь может обратиться к трудам святителя , который по праву считается Небесным Покровителем Пастырской Психологии как научно-богословского направления.

Роль пастыря в окормлении лиц с психическими расстройствами велика потому, что большинство психических расстройств, относящихся к области малой психиатрии – это болезни личности, возникающие, как правило, от игнорирования духовных потребностей, безбожия, духовной слепоты. Профессор Д.Е.Мелехов полагал, что в основе многих психических расстройств лежит несмирение. «Вера же есть смирение», – говорит св. Варсануфий Великий. Этому и должен, в первую очередь, научать пастырь своих пасомых.
Рассмотрим такое широко распространенное в наше время психическое расстройство как невроз. Как известно, невроз развивается ввиду конфликта личности с собой или другими людьми, т. е. это столкновение между желаемым и действительным. Чем мощнее это столкновение, тем острее протекает заболевание. Справедливо неврозы иногда называют запущенной формой страстей. Другими словами, грех определяет духовную почву для возникновения невроза. И поэтому невроз является чутким нравственным барометром и связь его с духовной сферой человека очевидна. По этому поводу священник писал: «…Нервность и т.д., мне кажется, просто виды греха, а, именно, гордости. Самый главный неврастеник – диавол. Можно ли представить неврастеником человека смиренного, доброго, терпеливого?»

По мнению профессора Д.Е.Мелехова компетенция психотерапевта – это рассмотрение психотравмирующих факторов или дефектов воспитания, компетенция духовника – помощь в преодолении нравственных причин болезни, мобилизация сил на активное противостояние ей, и, главное, помощь в покаянном раскрытии души к Богу, исторжение из души самих корней болезни.

Для врача, посвятившего себя психотерапии, важно иметь собственные духовные ценности, которые определяли бы его работу с пациентами. Без собственной духовной платформы врач не сумеет различить психосоциальные и биологические причины заболеваний от экзистенциональных, мировоззренческих. Если же врач-психотерапевт является православным, то по желанию и просьбе больного, он должен помочь ему найти путь к Богу. «В этом случае слово специалиста, – как пишет, исходя из врачебного опыта, Авдеев Д.А., будет подкрепляться благодатной силой Божией, укажет дорогу к тому, Который – Истина, Путь и Жизнь!»

Конечно, как правильно указывает игумен Евмений, у православного врача не должно возникать соблазна, навязывать религиозные ценности под видом психотерапевтической помощи. («Вам поможет только исповедь и Св. Причастие! Пока вы не примете Св. Крещение, я не буду Вас лечить!» и т.п.) Это является нарушением врачебной этики. Человек должен сознательно прийти к Богу, Церкви, Таинствам. Бог является только конечной целью всех устремлений человека, но не средством к достижению физического или психического здоровья.

Врач не должен подменять собой священника. Он лишь предшествует ему. «Доктор, как указывает врач Авдеев Д.А., иногда представляет собой «заслон» от того, чтобы пациент не впал в еще большие искушения и грехи (алкоголь, блуд, самоубийство)». Также и священник не должен подменять собою врача, оказывая духовную помощь лицам с психическими расстройствами.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать общий вывод, что совместная работа пастырей Церкви и врачей-психиатров в деле поддержания и сохранения психического здоровья населения – это давно назревшая необходимость, уникальная возможность сегодняшнего дня, требование людей и веление времени. Общими усилиями, доверяя и помогая друг другу, пастыри и врачи должны спасти наш народ от таких страшных бед, как повальная алкоголизация и наркотизация, от наплыва тоталитарных сект, оккультных врачевателей и психотехник, от постоянно растущей невротизации и психической деградации, корнем которых является бездуховность, потеря истинных ценностей и смысла жизни.
Какой будет Россия завтра, зависит во многом от нас с вами, пастырей и врачей, от нашей веры и духовности. С каждого из нас спросится за каждый нами прожитый день, за каждого человека, который обратился к нам за помощью и советом.

Используемая литература:
1) Новый Завет, изд. Московской патриархии, М. 1994
2) Настольная книга священнослужителя, т. 8, М., 1988
3) Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ. Москва, 13-16 августа 2000 г. сб. докладов и документов, С.-Петербург, 2000
4) Проф. Архимандрит , Православное пастырское служение, изд. журнала «Вечное», Париж, 1957
5) игумен Евмений. Пастырская помощь душевнобольным, изд-во «Свет Православия» Макариев-Решемская обитель, 1999
6) священник Сергей Филимонов, Церковь, больница, больной, С.-Петербург, 1999
7) сб. Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни, М. 1997
8) Невярович В.К. Терапия души, М.,2000
9) Авдеев Д.А. «В помощь страждущей душе,»М., 2000.

Стрессовые ситуации порой вызывают неадекватную реакцию человека. Затянувшиеся депрессии, неврозы зачастую сложно дифференцировать от проявлений психического заболевания. Признаки шизофрении у женщин имеют сложную симптоматику. Поставить правильный диагноз невозможно без квалифицированной помощи психиатра, всестороннего обследования, специальных тестов. Что такое шизофрения и каковы признаки ее проявления?

Первые симптомы шизофрении у женщин

Брезгливое отношение к психическим расстройствам в современном обществе – негативный фактор. Требуя изолировать таких людей, мы забываем, что заболевания психики часто являются наследственными, обусловлены простым набором генов. Социальная адаптация, лечение на ранних сроках способны максимально нивелировать проявления расстройства. Поддержка близких и родных для женщин особенно важна.

Шизофрения – неизлечимое заболевание, вызывающее нарушения логических процессов мышления, угнетение эмоциональных функций. Большинство обывателей зачастую ее ассоциируют с «раздвоением личности», что абсолютно неверно. Клинические исследования ДНК выявили группу «поврежденных» генов, которые обуславливают вероятность развития болезни. Согласно данным, ею страдает каждый сотый человек планеты. Как определить шизофрению и каковы ее признаки?

Отличие течения этого психического расстройства у женщин заключается в позднем периоде проявления начальных симптомов. Если у взрослых мужчин заболевание начинает прогрессировать к 18 годам, то у девушек ранние признаки дают о себе знать к 23-25 годам. Намного реже встречаются отдельные случаи детской шизофрении, старческого слабоумия. У женщин ранние признаки классифицируются на:

  1. Позитивные. Сопровождаются резкими перепадами настроения, видениями или бредом, тревожными, навязчивыми мыслями. Женщины становятся нервными, могут беспричинно плакать или смеяться.
  2. Негативные симптомы шизофрении. Проблемы в общении с социумом, непроходящая апатия к событиям, нежелание ухаживать за собой, потеря интереса к работе, увлечениям – отличительные особенности начальной стадии заболевания у женщин.

Основные признаки шизофрении

Подростковая шизофрения проявляется у девушек вспышками агрессии, замкнутостью или восприятием отсутствия поклонников как «конца света». Некоторые ученые называют цветные сны одной из предпосылок расстройства психики, отмечая, что люди, страдающие психическими расстройствами, склонны к «просмотру» картинок. Как проявляется шизофрения у женщин на разных этапах заболевания? Врачи выделяют 7 признаков шизофрении у женщин:

  1. Бредовые мысли и чужие голоса.
  2. Постоянные повторы слов, зачастую бессмысленных.
  3. Ощущение вмешательства в жизнь со стороны.
  4. Отсутствие заинтересованности в успехах и карьерном росте.
  5. Замкнутость, неряшливый вид.
  6. Когнитивные признаки – нарушение ассоциативного ряда, «поломка» цепочки причина-следствие, сложность восприятия поступающей новой информации.
  7. Перепады настроения, депрессии, склонность к суицидам.

Вялотекущей

Признаки психического расстройства у женщин, протекающего в скрытой форме, отличаются отсутствием агрессивного состояния и безопасностью для окружающих. Зачастую латентная шизофрения не перетекает в более тяжелые и опасные формы. Характеризуется неадекватным поведением приступообразной формы: необоснованной ревностью, снижением интереса к бытовым вопросам, утратой отношений с детьми.

Параноидальной

Мания преследования – частый «гость» при психических расстройствах. Распознать синдром параноидной шизофрении у женщин помогут такие признаки:

  1. Отрицание действительности, комфортное ощущение внутри «собственного» мира.
  2. Постоянные видения, образы, создаваемые собственным воображением.
  3. Голоса, которые слышат больные.
  4. Легкая дисфункция речи, путанность слов, нелогичность высказываний.

Старческой

Возрастное заболевание имеет свои особенности. В старости признаками шизофрении, проявляющейся необычным, странным поведением, принято считать:

  1. Частичные провалы в памяти.
  2. Забывчивость текущих событий на фоне великолепной памяти о давно минувшем времени.
  3. Бессонницу.
  4. Бредовые события, которые не происходят на самом деле: мелкие кражи, нанесение телесных повреждений со стороны родных.
  5. Снижение интеллекта, нарушение причинно-следственных функций.

Маниакальной

Внезапные вспышки бурной деятельности и их чередование с периодами полной усталости – повод насторожиться. Для маниакального расстройства психического здоровья женщины присущи:

  • Резкие перепады настроения.
  • Мир видится либо в розовых, либо черных красках.
  • Порывистость действий, внезапное «озарение» идеей.
  • Страх преследования и мания всеобщих заговоров.
  • Зацикленность на определенных действиях или ритуалах.

Алкогольной

У женщин постоянное принятие спиртных напитков быстро вызывает зависимость, которая может привести со временем к алкогольной шизофрении. Ее признаками выступают:

  1. Тревожное состояние.
  2. Тактильные неправдоподобные ощущения.
  3. Видения, называемые в просторечии «белочкой».
  4. Агрессия.
  5. Повышенная температура тела.

Неврозоподобной

Этот вид заболевания имеет наилучшие прогнозы восстановления психического здоровья. Признаками, которые легко нивелируются правильным лечением, являются:

  1. Недовольство своей внешностью, обретающее форму уродства.
  2. Навязчивые страхи, чувство одиночества.
  3. Агрессивное или замкнутое состояние.
  4. Истерики с игрой «на публику», вычурными приемами и театральностью.

Причины

Шизофрения передается по женской линии с вероятностью наследования до 14%. Являясь носителем «неправильного» гена, женщина может не страдать заболеванием, передавая ее будущим поколениям. Современная медицина, психиатрия не в состоянии точно указать факторы, побуждающие к расстройству психики. Совокупно причинами являются:

  1. Наследственность. Получившая «в подарок» поврежденный ген женщина способна стать шизофреником еще ребенком или в более позднем возрасте. Детская шизофрения зачастую приводит к деградации и остановке развития.
  2. Инфекционные или вирусные заболевания, перенесенные матерью при беременности. Они вызывают функциональные нарушения в мозгу малыша.
  3. Нарушения функций нейромедиаторов, отвечающих за взаимодействие головного мозга и различных систем человека. Проявляться начинают еще у подростков при гормональной перестройке.
  4. Воспитание. Заброшенные, никому не нужные дети или малыши, растущие в семьях, где один или оба родителя страдают психическими расстройствами, порой обнаруживают у себя признаки шизофреника.
  5. Длительные стрессовые ситуации, неврозы. Одиночество, постоянный прессинг на работе, непонимание со стороны близких приводят женщину к навязчивым мыслям.
  6. Вредные привычки. Любые наркотические вещества, алкоголь разрушают нейроны головного мозга. В результате у женщин возникают признаки приобретенной шизофрении.

Видео: как проявляется шизофрения

Классические признаки проявления шизофрении у женщин сопровождаются зачастую невротическими припадками, взрывом эмоций или агрессией. Маниакальные преследования, желание сутяжничества, апатия по жизни, эмоциональная бедность в отношениях с близкими «вырывают» женщин из привычного социального круга. Чем раньше начать лечить шизофрению, тем больше шансы на длительные периоды ремиссии. Узнайте, каковы у женщин внешние признаки шизофрении, посмотрев видео.

Внимание! Иформация представленная в статье носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Здравствуйте!

Продолжая тему психических расстройств у женщин, хотел бы остановиться на более тяжелом чем невроз заболевании - шизофрении. Мне, если честно, всегда это заболевание казалось чем-то вроде существующем, но где-то там в другом измерении, в больницах, на подобии той, что показана например в к/ф "Кавказкая пленница" и никогда не мог подумать, что оно может быть так близко. Нашел интетресную статью на эту тему и советую всем с ней ознакомиться

Шизофрения у женщин - хроническое психическое расстройство, которое затрагивает эмоциональную и мыслительную сферу, способствует формированию характерного личностного дефекта.

Некоторые источники пишут, что шизофрения у женщин встречается реже, чем у мужчин. Ю. В. Сейку провел исследование, касающееся распространенности шизофрении у мужчин и женщин. Он обнаружил, что немного более 8 представительниц слабого пола из 1000 страдают шизофренией, и точно также приблизительно 8 мужчин на 1000 больны данным расстройством. Так что вероятность заболеть шизофренией не зависит от пола . О том, как проявляется шизофрения у мужчин, я уже писала в предыдущей статье.

ПРИЧИНЫ ШИЗОФРЕНИИ У ЖЕНЩИН

Шизофрения - заболевание, имеющее наследственную природу. Изучение генетического кода человека позволило обнаружить гены, отвечающие за возникновение шизофрении. Более того, за развитие данного заболевания отвечает не один, а несколько генов. Поэтому некоторые люди, несмотря на наличие у них «дефектных» генов, могут и не страдать психическим расстройством, в то время как их дети могут заболеть шизофренией.

Вероятность возникновения шизофрении у ребенка, если один из родителей страдает данным расстройством - около 14%, если же оба родителя больны, то риск еще выше - 46%.

Вот потому врач, подозревая у женщины шизофрению, обязательно будет расспрашивать о наличии психических расстройств у близких родственников. Это может быть как шизофрения, так и расстройство личности, дистимия, суициды.

Не только наследственность имеет значение в развитии данного недуга. Стрессы, употребление алкоголя, психоактивных веществ могут спровоцировать начало психического расстройства.

ШИЗОФРЕНИЯ У ЖЕНЩИНЫ ПОСЛЕ РОДОВ

У некоторых женщин первые признаки шизофрении возникают после родов и расцениваются как послеродовой психоз. В данном случае роды не являются непосредственной причиной болезни, они лишь запускают ее начало.

У такой женщины имелся отягощенный наследственный фон, а гормональные изменения, психологические и физические нагрузки, возникающие во время родов и в послеродовом периоде, стали пусковым механизмом. Даже если бы данная женщина не рожала, то велика вероятность, что рано или поздно что-то другое бы спровоцировало возникновение психического расстройства, ведь причина кроется не во внешних факторах, а в самой женщине, ее генах.

ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ШИЗОФРЕНИИ У ЖЕНЩИН

Основной возрастной период, когда начинается шизофрения - 20-25 лет. Иногда встречается шизофрения у детей, подростков или после 30 лет, но это бывает гораздо реже.

Как проявляется шизофрения у женщин? Первыми признаками могут быть:

  • навязчивости;
  • психопатоподобное поведение;
  • галлюцинации и бредовые идеи;
  • внезапная агрессия, раздражительность;
  • утрата прежних интересов, эмоциональная холодность.

Первыми признаками шизофрении у женщин могут стать внезапно появившиеся навязчивые страхи, действия, различные абсолютно бессмысленные ритуалы. Например, это может быть счет до десяти перед тем, как зайти в дом, трехкратное протирание стула прежде, чем сесть на него и т. д. Человек настолько погружается в свои болезненные переживания, что даже не обращает внимания на окружающих, их удивленные взгляды, не видит абсурдности своих действий.

Начальными признаками психического расстройства может быть появление беспочвенных опасений о наличии какого-то соматического заболевания (ипохондрические жалобы). Женщина может всячески расписывать проявления своей болезни, как правило, фантастической природы. Например, это могут быть глисты, которые мигрируют по всему организму, прогрызая себе путь, или гниение органов, течение крови по сосудам в обратном направлении и многое другое.

Если при соматоформных расстройствах пациенты «придумывают» себе симптомы, могут начинать «ощущать» новые симптомы после общения с другими больными, прочтения медицинской литературы, то при шизофрении пациенты описывают проявления болезни так, как им кажется, как это воспринимается их больным подсознанием. Чаще всего подобные жалобы наблюдаются при вялотекущей шизофрении.

Может быть также психопатоподобное начало болезни. Некоторые женщины начинают манерничать, громко хохотать, привлекая к себе внимание или, наоборот, плакать, вести себя неестественно. И это становится не единичным случаем, а часто повторяется.

Иногда данное психическое расстройство дебютирует с явлений деперсонализации. При этом женщина начинает говорить, что она сильно изменилась, что с зеркала на нее смотрит совершенно чужой человек, что вообще это не ее руки, ноги, нос, лицо, тело…

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ И БРЕД

Иногда шизофрения начинается остро, с появления галлюцинаций, бредовых идей. Наиболее характерны слуховые галлюцинации. Женщине начинает казаться, что кто-то ее окликает, комментирует ее поступки, поведение, обсуждает ее.

Могут быть даже 2 голоса (по типу бога и дьявола), когда один голос осуждает, критикует, а второй, наоборот, вступается за нее. Более опасными являются слуховые галлюцинации императивного характера (отдаются приказы), таким голосам очень тяжело противостоять. Под действием таких галлюцинаторных переживаний больная может совершить самоповреждающие действия, представлять опасность для окружающих.

Еще одним проявлением шизофрении у женщин являются бредовые идеи. Характерен бред преследования, воздействия, отношения, ревности, физического недостатка :

  • бред преследования проявляется тем, что женщина начинает утверждать что за ней кто-то следит (соседи, сотрудники), преследует. Простые прохожие, идущие сзади, воспринимаются как агенты спецслужб, женщина начинает бояться выходить из дому, заходить сама в лифт, подъезд;
  • бред беспричинной ревности - больная начинает ревновать мужа без какой-либо объективной причины. В любовницы к мужу она может записать свою подругу, сотрудницу мужа, соседку, кого угодно. Одна больная у нас в стационаре в периоды обострения считала, что ее лечащий врач (женщина) является любовницей ее мужа и специально держит ее в больнице. Даже кидалась на врача, пыталась ее задушить. Когда обострение шизофрении прошло, больная поняла ложность своих убеждений;
  • бред воздействия является одним из наиболее характерных симптомов шизофрении у женщин. Больной кажется, что ее мыслями кто-то управляет, «вкладывает» их в ее голову с помощью магии, невидимых лучей;
  • бред отношения проявляется тем, что женщина уверена, что все вокруг обсуждают ее, критикуют, смеются над ней;
  • бред физического недостатка - внезапно женщина начинает находить у себя признаки уродства. Маленький, красивой формы нос воспринимается больной как огромный. Худая по всем стандартам и формулам женщина начинает себя считать чрезмерно толстой, садится на диету, ничего не ест. Никакие логические доводы не способны ее разубедить.

На начальных этапах шизофрении может появляться злость, беспричинная агрессия, больная может испытывать негативные чувства исключительно к близким и любящим людям, иногда возникает эмоциональное расщепление, когда к одному и тому же человеку женщина испытывает и ненависть, и любовь.

СТАДИИ БОЛЕЗНИ

Условно можно выделить несколько стадий шизофрении у женщин:

  • стадия начальных проявлений, когда болезнь только зарождается, присутствуют лишь отдельные симптомы;
  • развернутая стадия - расцвет психического расстройства, определяется множество симптомов болезни;
  • стадия дефекта - на смену галлюцинациям, бреду, неврозоподобным проявлениям приходят личностные изменения, апатия, мыслительные нарушения.

Не всегда болезнь протекает по данной схеме, у части больных эмоциональные нарушения присутствуют с начала болезни и только нарастают со временем. При некоторых формах шизофрении может не быть галлюцинаций или бреда.

ПРИЗНАКИ ШИЗОФРЕНИИ В ПОВЕДЕНИИ

В некоторых случаях можно обнаружить следующие признаки шизофрении у женщин в поведении: возникает эмоциональное уплощение, холодность, утрата прежних интересов. Может длительно сидеть на одном месте, ничего не делать.

Как распознать шизофрению у женщины? Если болезнь длится долго, это не составит труда.

Такая женщина становится безэмоциональной, ее ничего не интересует, даже, то, что лично ее касается. Она становится неопрятной, перестает за собой следить, мыться, готовить кушать. Может быть неаккуратно или вульгарно накрашена или вообще отказывается пользоваться косметикой. Может бросить учебу, уволиться с работы или просто перестать на нее ходить. Если есть муж, дети, то она может пренебрегать ними, своими обязанностями по отношению к ним.

ВЕДУЩИЕ СИМПТОМЫ ШИЗОФРЕНИИ У ЖЕНЩИНЫ

Не бред, и не галлюцинации, и даже не агрессия являются наиболее тяжелыми проявлениями психического расстройства. Самое худшее - происходящие личностные изменения. Шизофрения - неустанно прогрессирующая болезнь. Со временем человек теряет самого себя, свою собственную личность. Утрачиваются эмоции: радость, веселье, грусть, ненависть, гнев. Остается лишь апатия.

Женщине, длительно страдающей шизофренией, ничего не интересно: ни муж, ни дети, ни работа. Тяжелее всего приходится детям. Ведь им нужна любовь, поддержка, забота, поощрение, а этого мама дать им не может. Ведь ее переполняет равнодушие. Да, она может что-то делать, если это необходимо, если попросить ее об этом, однако в глубине души все это ей не интересно.

Безразличие часто распространяется и на исконно женские обязанности. И потому многие больные неопрятны, от них может плохо пахнуть, волосы не расчесаны, в доме не убрано и не приготовлено кушать.

Могут также возникать кататонические симптомы, они характерны для кататонической формы шизофрении. Женщина может замирать в одной позе (иногда очень неудобной), молчать, не реагировать на обращения к ней, не есть и не пить. Иногда больные копируют чьи-то движения, высказывания, могут пассивно подчиняться чьим-то инструкциями.

Не сразу, а спустя некоторое время от начала развития болезни (как правило, проходят месяцы, года) появляются изменения в области мышления. Человек может придумывать новые слова, называя ими привычные вещи, в мышлении появляется символизм (высказывания наполняются новым смыслом, могут обозначать совершенно иное). Могут присутствовать витиеватые выражения, длительные бесплодные мудрствования. Может обращать на себя внимание своеобразное соскальзывание: когда говоришь с человеком об одном, а он внезапно перескакивает на совершенно другую тему без какого-либо перехода. В запущенных случаях в речи больных определяются только отдельные фразы, не связанные между собой.

Несмотря на происходящие изменения, затрагивающие мышление и эмоционально-волевую сферу, интеллект остается на прежнем уровне. Все навыки, знания, полученные до начала болезни, женщина помнит и может их применить, если ее к этому побудить.

ЛЕЧЕНИЕ ШИЗОФРЕНИИ У ЖЕНЩИН

Лидирующей группой препаратов, применяемых для лечения шизофрении у женщин, являются нейролептики. Могут также использоваться антидепрессанты, ноотропы, тимостабилизаторы, витамины, однако их роль второстепенна.

Нейролептики действуют в следующих направлениях: они помогают ликвидировать галлюцинаторные переживания, бредовые идеи, кататонические проявления, агрессию. Таким эффектом обладают типичные нейролептики - тизерцин, трифтазин, галоперидол, аминазин.

Однако остаются еще куда более сложные симптомы - изменения в эмоциональной и когнитивной сферах. Приостановить их развитие гораздо сложнее. Чтобы замедлить нарастание личностного дефекта применяют атипичные нейролептики - кветиапин, рисперидон, оланзапин. Однако даже эти препараты не способны полностью остановить прогрессирование болезни.

Лечение шизофрении у женщин должно быть длительным. Этап активной терапии, направленный на ликвидацию острых проявлений болезни, длится, как правило, месяц-два. За ним следует этап стабилизирующего лечения: снижаются дозы применяемых нейролептиков, закрепляется полученный эффект. Длится он около 3 месяцев. Чтобы избежать рецидивов шизофрении, прогрессирования заболевания еще в течение как минимум полугода (а иногда и более) необходимо продолжать поддерживающее лечение.

Помимо медикаментозной терапии после того, как острые проявления психического расстройства будут купированы, больные шизофренией нуждаются в социальной адаптации, психотерапии. Необходимо, чтобы человек смог найти для себя подходящую работу или вернулся к прежней, чтобы близкие люди поддерживали его.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины