31.05.2018

Мера - это сколько? Мерная система и основные категории. Смотреть что такое "Мера" в других словарях


МЕРА, -ы, ас. 1. Единица измерения. Квадратные меры. М. длины. М. веса. 2. Граница, предел проявления чего-н. Знать меру. Чувство меры. Без меры (очень). Сверх меры (слишком). В меру (как раз). В какой мере (насколько). 3. Средство для осуществления чего-н., мероприятие. Меры предосторожности. Решительные меры. Принять нужные меры. 4. Старая русская единица емкости сыпучих тел, а также сосуд для измерения их. М. овса. * В полной мере - вполне. В полной мере удовлетворен. По мере того как, союз - в течение того времени, в к-рое что-н. происходит. По мере того как поступают новые сведения, обстановка проясняется. По мере чего, предлог с род. п. - в соответствии с чем-н., совпадая с чем-н. По мере приближения к дому беспокойство усиливалось. Помогать по мере сил, по мере возможности. По крайней мере - хотя бы только; не меньше чем. Не мог прийти, по крайней мере мог бы позвонить. Ехать осталось по крайней мере километр. || прил. мерный, -ая, -ое (к 1 и 4 знач.).

Слово Мера в словаре Ефремовой

Ударение: ме́ра ж.

  1. Единица измерения.
    1. Старинная русская единица емкости для сыпучих тел, равная приблизительно одному пуду зерна.
    2. Сосуд для измерения сыпучих тел, вмещающий такое количество зерна.
    1. То, чем измеряют что-л .; мерило.
    2. перен. То, что служит основанием для оценки, измерения чего-л . или сравнения с чем-либо
    4)
    1. Величина, размер, степень охвата какого-л . явления.
    2. Последняя, крайняя степень, предел чего-л .

Слово Мера в словаре Фасмера Макса

ме́ра
ме́рить, укр. мíра, мíрити, др.-русск., ст.-слав. мѣра μέτρον, болг. мя́ра, сербохорв. мjе̏ра, словен. mẹ́ra, чеш. míra, слвц. miera, польск. miara, в.-луж., н.-луж. měra.
Связано с и.-е. *mē- "мерить", ср. др.-инд. mā́ti, mímāti "мерит", mā́tram, mā́trā ж., mā́nam "мера" (др.-чеш. měn "мера"), лат. mētior "мерю", греч. μῆτις "совет, разум", μητιάω "заключаю", гот. mēlа "мешок, мера (зерна)", алб. mat, mаs "мерю", mаtё, mаsё "мера", mоt "год, погода", лит. mẽtai "год", гот. mitan "мерить", д.-в.-н. mеʒʒаn – то же, mâʒа "мера"; см. Бернекер 2, 50; Траутман, ВSW 179; Уленбек, Aind. Wb. 222, 224; Мейе, Ét. 404; Торп 301; Вальде–Гофм. 2, 81 и сл. Лит. mierà "мера", лтш. mę̃rs (то же) заимств. из слав.; см. М.–Э. 2, 620.

Слово Мера в словаре Д.Н. Ушакова

МЕ́РА, меры, ·жен.
1. Единица измерения протяжения или емкости. Мера длины. Мера веса. Меры сыпучих тел. Кубические меры.
2. Предел, граница, размер. «Чудится, будто... голубая зеркальная дорога без меры в ширину, без конца в длину реет и вьется по зеленому миру.» Гоголь (о Днепре). Чувство меры. Соблюдать меру. Знать меру. «Душа меру знает.» (посл. ).
3. Мероприятие, способ действия. Крайняя мера. Принять или (·устар. ) взять меры. Решительные меры. Меры предосторожности. *****
5. Стихотворный размер (лит. ·устар. ).
6. Сосуд для измерения сыпучих тел, четверик (·устар. ·прост. ). Мера овса.
Без меры - безмерно. Сверх меры или чрез (и ·прост. через) меру - слишком, более надлежащего, чрезмерно. В меру - умеренно, достаточно, сколько нужно. По мере чего (сил, возможности и т.п. ) - соответственно, смотря по чему. По мере того, как, в знач. союза - в то время, как; в соответствии с тем, как. По меньшей мере - самое меньшее, самое крайнее, в крайнем случае. Это будет стоить по меньшей мере сто рублей. По крайней мере - см. крайний . В полной мере - вполне. В той мере, как - постольку, поскольку. Ни в какой мере (·канц. ) - никак, никаким образом.

Слово Мера в словаре Синонимов

критерий, мерило, мерка, способ, средство, паллиатив, масштаб, оценка, степень, количество, граница, предел, грань; мероприятие, действие, шаг; гектометр, кавальерия, ливр, квартер, квинтал, габариты, лан, гектолитр, гросс, трудодень, стадий, межа, верста, аршин, косс, золотая середина, ласт, челдрон, мензура, иох, кантар, лян, талант, гуфа, декатонна, инч, доппельцентнер, таэль, лье, киле, ведро, вершок, формат, градус, пикет, доза, норма, то, фут, кадь, пот, арпан, ардебб, му, почка, стон, осьмина, гарнец, косушка, ансырь, границы, федан, локоть, пальма, пек, золотник, край, кабельтов, гривенка, чардж, бочка, марко, карат, кен, чинг, шопин, мойо, цунь, шомер, короб, мина, морг, фанега, денюм, мазу, центал, йох, хандредвейт, йоджана, фарсанг, шоо, керамия, четверик, нен, перч, мани-шах, поттль, мандель, юнгфера, медими, лот, число, батман, репрессалия, рамки, десятерик, пипа, стопа, коробья, мерочка, сажень, доу, фарлонг, берковец, пинта, спуд, лоуд, пятерик, семерик, размер, шкалик, десятина, куль, драхма, унция, кварта, магнитуда, санкция, сороковка, кобел, цзинь, мюид, миллиарий, чейн, шестерик, эталон, фурлонг, морген, югер, момме, копа, арроба, бекарь, чакрым, литр, туаз, мешок, модий, параметры, центнер, объем, фунт, умеренность, четверть, соха, штоф, пуд, лод, модус, величина, чалдрон, гак, донум, пядь, фадом, чи, единица, мискаль, тоу, пикуль

Слово МЕРА в словаре Энциклопедии

в России емкость для измерения жидких и сыпучих тел. Обычно равна четверику (26,24 л).---1) философская категория, выражающая диалектическое единство качества и количества объекта; указывает предел, за которым изменение количества влечет за собой изменение качества объекта и наоборот.2) Мера как соразмерность лежит в основе ритма, гармонии, мелодии в музыке, ансамбля в архитектуре и т. п.3) Мера в метрологии - см. Меры.---(Mera) Хуан Леон (1832-94) , эквадорский политический деятель, писатель-романтик. Председатель сената и министр в правительстве Г. Гарсии Морено. Стихи (сборник «Туземные мелодии» 1858, текст Национального гимна), поэма «Дева солнца» (1861). Первый эквадорский роман - «Куманда» (1879; из колониальной эпохи), проникнутый духом католицизма; рассказы в духе костумбризма.

Слово Мера в словаре Синонимов 2

сущ 1. граница, предел, гранькрайняя степень проявления чего-либо 2. мерило, мерка, критерий

Слово Мера в словаре Синонимов 3

Мерка, мерило, масштаб, критерий; мероприятие, способ, средство, полумера, паллиатив.
Принимать меры, принимать меры предосторожности. ..
Ср. способ . См. граница, количество
в меру, перейти меру, под меру, по крайней мере, по мере, потерять чувство меры, превзойти меру, принимать меры предосторожности, принудительные меры, сверх меры...

Слово Мера в словаре Синонимы 4

ансырь, ардебб, арпан, арроба, аршин, батман, бекарь, берковец, бочка, ведро, верста, вершок, гак, гарнец, гектолитр, гектометр, граница, грань, гривенка, гросс, гуфа, декатонна, денюм, десятерик, десятина, доза, донум, доппельцентнер, доу, драхма, единица, золотник, инч, иох, йоджана, йох, кабельтов, кавальерия, кадь, кантар, карат, кварта, квартер, квинтал, кен, керамия, киле, кобел, контрмера, копа, короб, коробья, косс, косушка, край, критерий, куль, лан, ласт, ливр, литр, лод, локоть, лот, лоуд, лье, лян, магнитуда, мазу, мандель, мани-шах, марко, медими, межа, мензура, мерило, мерка, мерочка, мешок, миллиарий, мина, мискаль, модий, модус, мойо, момме, морг, морген, му, мюид, нен, норма, объем, оргмера, осьмина, пальма, пек, перч, пикет, пикуль, пинта, пипа, полумера, пот, поттль, почка, предел, пуд, пядь, пятерик, репрессалия, сажень, санкция, семерик, сороковка, соха, способ, спуд, стадий, степень, стон, стопа, талант, таэль, то, тоу, трудодень, туаз, унция, фадом, фанега, фарлонг, фарсанг, федан, фунт, фурлонг, фут, хандредвейт, центал, центнер, цзинь, цунь, чакрым, чалдрон, чардж, чейн, челдрон, четверик, четверть, чи, чинг, число, шестерик, шкалик, шомер, шоо, шопин, штоф, эталон, югер, юнгфера

Что такое «Мера» и что оно означает? Значение и толкование термина в словарях и энциклопедиях:

Социологический словарь » Мера

Англ. measure; нем. Ma?. 1. Предельное состояние, до к-рого определенные предметы или явления могут претерпевать количественные изменения. 2. Стандартизированная единица измерения. См. ИНДЕКС. 3. Соразмерность, гармония.

Философский словарь » Мера

Философская категория, традиционно используемая в контексте отображения взаимосвязи и взаимозависимости количественных и качественных изменений. Подобный подход в трактовке М. был конституирован и легитимизирован в историко-философской традиции Гегелем: "Все вещи имеют свою меру, т.е. количественную определенность, и для них безразлично, будут ли они более или менее велики; но вместе с тем это безразличие также имеет свой предел, при нарушении которого (при дальнейшем увеличении или уменьшении) вещи перестают быть тем, чем они были". М., таким образом, трактуется как интервал или диапазон, в границах которых вещи и явления, изменяясь, сохраняют тем не менее единство своих качественных и количественных параметров, т.е. остаются идентичными сами себе, самотождественными. M. y Гегеля тем самым исполняет роль соединительного логического звена между категориально-понятийными комплексами, описывающими, с одной стороны, непосредственное бытие, - и сферу сущности, с другой. Выступая также в качестве несущей конструкции гносеологической процедуры перехода от абстрактного к конкретному, М. в своем развертывании в рамках схемы Гегеля могла приобретать статус мерила "особости" либо даже "индивидуальности" того или иного объекта или явления. Классическая философия различает простую или непосредственную М. (как М. отдельного объекта вне системных взаимодействий), системную М. (как М. объекта, понятого в качестве элемента некоей целостности) и реальную М. (как М. объекта, рассматриваемого с точки зрения всех его возможных систем взаимодействий, где репрезентируется его качество). Проблема "горизонта", "предела" конкретизации М. применительно к феноменам действительности оказывается тесно сопряженной с философским вопросом о возможности аппликации М. к миру человека и его деятельности. Тезис Протагора о том, что человек есть М. всех вещей, остается противопоставлен пониманию М. как элементу объективной и общезначимой совокупности характеристик природного и социального бытия. Особую смысловую нагрузку в этом плане приобретает также основополагающая философская проблема принципиальной возможности не только выявления, но и создания человеком определенной "мерности" бытия. Несовпадение "мерности" программ человеческой деятельности и "мерности" существования определенных природных систем породило, в частности, совокупность экзистенциальных вопросов бытия человеческой цивилизации, именуемых "глобальными проблемами".

Словарь мер и весов » Мера

Русская мера вместимости жидкостей и сыпучих тел, равная четверику = 26,24 л.

» Мера

философская категория, выражающая диалектическое единствокачества и количества объекта; указывает предел, за которым изменениеколичества влечет за собой изменение качества объекта и наоборот.2) как соразмерность лежит в основе ритма, гармонии, мелодии в музыке,ансамбля в архитектуре и т. п.3) в метрологии - см. Меры.

Большой Энциклопедический Словарь » Мера

(Mera) Хуан Леон (1832-94) - эквадорский политический деятель,писатель-романтик. Председатель сената и министр в правительстве Г. ГарсииМорено. Стихи (сборник ""Туземные мелодии"" 1858, текст Национальногогимна), поэма ""Дева солнца"" (1861). Первый эквадорский роман - ""Куманда""(1879; из колониальной эпохи), проникнутый духом католицизма; рассказы вдухе костумбризма.

Большой Энциклопедический Словарь » Мера

в России емкость для измерения жидких и сыпучих тел. Обычно равначетверику (26,24 л).

Исторический словарь » Мера

Имеет следующие значения в оригинальном (греческом) тексте:- сата-1Ц 25.18; 4Ц 7.1,16,18; Мф 13.33,- бат-Лк 16.6,- кор-Лк 16.7.В Ин 2.6 употреблено греческое слово «метрета», означавшее меру, равную примерно 40л, а в Агг 2.16-просто «мера» (некое количество). (См. меры)

Исторический словарь » Мера

В России емкость для измерения жидких и сыпучих тел, обычно равна четверику - 26,24 п.

Исторический словарь » Мера

Евр. мида. . А. - мера длины. Небольшими мерами длины у евреев, как и у других народов, служили палец человека, локоть и т.д. Они были следующие, считая от самых малых: 1) Перст в ширину (евр. «эцба» (Мер. 52:21). 2) Ладонь (евр. тофах) (Исх. 25:25), равна длине 4 перстов (ширину). 3) Пядень или пядь (евр. серет) (Исх. 28:16) - расстояние от начала большого пальца до конца мизинца, как наша четверть, равное 3 ладоням (1 Цар. 17:4; Иез. 43:13; Ис. 40:12). 4) Локоть (евр. амма) (Быт. 6:16) - расстояние от локтя до конца среднего вытянутого пальца у мужчины (Втор. 3:11), равное 2-м пяденям, или б ладоням, или 24 перстам. 5) Сажень упоминается в Деян. 27:28. 6) Трость (евр. кане) (Иез. 40:5 и дал.; 42:16 и дал.), равнялась 6-ти локтям (Иез. 41:8). Согласно Талмуду, ширина пальца равнялась ширине шести сложенных семян, а локоть равнялся ширине 144-х таким же образом сложенных семян. По этим и другим сведениям длину древнего еврейского локтя, равняющуюся шести сложенным ладоням, считали равной 483,9 миллиметрам; это предположение подтверждается древне-египетским локтем, образец которого найден в Египте и который вообще имеет в длину 484,2 миллиметра. Следовательно, пядень (3) равнялся 241,95 миллиметрам, ладонь (2) - 80,65 миллиметрам, перст (1) - 20,1625 миллиметров, трость (6) - 2 метра и 903,4 миллиметра. От старинного Моисеева локтя (4) (Втор. 3:11; 2 Пар. 3:3), который, круглым числом, составлял немного более 11/2 фута, отличался египетский - так называемый, царский локоть, про который Иезекииль говорит, что он имеет длину большую Моисеева локтя на одну ладонь (Иез. 40:5; 43:13) и который считался равным 523,5 миллиметрам; вавилонский локоть равняется, приблизительно, 525 миллиметрам. Более неопределенны были меры пути: 1) Шаг (2Цар. 6:13). 2) Расстояние Быт. 35:16; 48:7; 4 Цар. 5:19). 3) Дневной путь (Быт. 30: 36; Лук. 2:44), приблизительно, восьмичасовой путь. 4) Субботний путь (Деян. 1:12) - длина пути, которую, по раввинскому толкованию некоторых мест Библии, было разрешено совершать в субботу. Срав. слова Иисуса к ученикам (Мат. 24:20) относительно субботы. Место в Исх. 16:29, где запрещается оставлять свой дом в субботу, раввины объяснили таким образом, что никому нельзя оставлять своего дома или его окрестностей, которые считали равными 2000 локтям или 1 км по всем направлениям от дома. Отходить на такое расстояние они допускали, основываясь на двух местах Священного Писания: И. Нав. 3:4, где говорится, что от лагеря до скинии было 2000 локтей, и Чис. 35:4, где сказано, что поля около левитских городов должны простираться на 2000 локтей во все стороны. Впрочем знали и другой способ, как обойти закон: отъезжали на 2000 локтей от дома, клали на землю свою пищу, часть которой съедали, часть закапывали и, таким образом, создавали себе «дом»; после чего считали для себя возможным отъехать еще на 2000 локтей и т.д. Кроме этих мер, в Новом Завете встречаются следующие чужеземные меры: 5) Стадия - самая большая единица меры длины у греков (Лук. 24:13; Иоан. 6:19; 11:18; Отк. 14:20; 21:16), первоначально это была длина Олимпийского ристалища (место атлетических состязаний греков), составляющая около 200 метров (625 римских футов). Восемь таких стадий составляли римскую милю. Все-же величина стадий изменилась, так что в более позднее время римскую милю считали равной 71/2 стадиям; такая стадия соответствовала талмудской мере (рус) или 400 локтям. 6) Поприще (Мат. 5:41) (мили), римская единица меры пути, равная 2000 шагов или 5000 римских футов, 8 греческих стадий или 1478,7 метра). Для измерения площадей евреи довольствовались обозначением длины участка и его ширины, выраженной в локтях или тростях (Чис. 35:4 и дал.; Иез. 40-7; 42:20; 45:2; 48:20; Отк. 21: 16). Б. Меры жидких тел у евреев были следующие: 1) Лог - (Лев. 14:10), самая малая мера. 2) Гин - (Исх. 29:40; Иез. 4:11), согласно указаниям раввинов, равен 12 логам 3) Бат - самая крупная мера жидких тел (3 Цар. 7:26), равная 6 гинам (Иез. 45:11); она составляла 1/10 хомера и, следовательно, равнялась ефе; у Лук. 16:6 единица этой меры названа словом «мера», т.е. бат или ефа. Меры сыпучих тел были следующие: 1) Каб - (4 Цар. 6:25), самый малый объем. 2) Гомер - или иссарон (Исх. 16:16; Лев. 14:10; Чис. 15:4), равняется 1/10 ефе (Исх. 16:36) или 1/20 каба. 3) Сата - (Быт. 18:6), равнялась 1/3 ефы или 6 кабам. В Новом Завете и в 4 Цар. 7:1.16 она названа «мера» (греч. сатон) (Мат. 13:33; Лук. 13:21). 4) Ефа - равная бату (Иез. 45: 11), часто встречающаяся мера (Исх. 16:36; Лев. 5:11; 6:20; Суд. 6:19; 1 Цар. 17:17; Иез. 46:5), равна 3 сатам или 10 гомерам. 5) Полхомер (евр. летек) (Ос. 3:2) - половина хомера. 6) X омер - (Исх. 27:16; Чис. 11:32; Ис. 5:10) или кор (3 Цар. 4:22; 5:11; Иез. 45:14); у Лук. 16:7 переведено словом «мера (греч. корус). Эта самая крупная мера сыпучих тел. По Иез. 45:11 эта мера является общею для сыпучих и жидких тел. Таким образом хомер равнялся 10 ефам или батам; «мера их (ефы и бата) должна определяться по хомеру». О действительной величине этих мер раввины говорят, что 1 каб по объему равняется 24 яйцам; 1 сата равна 144 яйцам и ефа одинакова по объему, с 432 яйцами. По этим данным вычислили различные меры емкости и нашли, что один бат равен 40 литрам. Кроме этих упоминаются некоторые меры неопределенной величины, как, напр., горсть (евр. шалиш) (Ис. 40:12), большая мера (евр. шалиш) (Пс. 79:6), может быть, 1/3 ефы; далее кадка (евр. кад; 3 Цар. 17:12,14,16); ведро (евр. кад; 3Цар. 18:34). У Агг. 2:16 упоминается также неизвестная мера (евр. пурах). Наконец в Новом Завете мы встречаем некоторые греческие меры: Xиникс (Отк. 6:6) - мера зерна для хлеба, которым мог прокормиться один человек в течение дня; мера - (греч. метретес; Иоан. 2: 6), около одного бата; Кружка (греч. ксестес; Map. 7:4) - 1/72 меры; сосуд (греч. модиос; Мат. :15; Map. 4:21; Лук. 11:33) - почти 7 литров.

Философский словарь » Мера

Определитель свойств и качеств вещей, общности и особенности явлений действительности, своеобразия и продуктивности человеческой личности. М. может быть выражена конкретным предметом, чашкой например. Но, став средством измерения, этот предмет становится абстрактным эталоном, безразличным к особенностям измеряемых веществ (воды, песка, семян, пороха и т. д.). М. может выражать количественно-качественные особенности предмета или системы (температурные границы нормального существования организма; соотношение биомассы растений, травоядных и хищных животных). В этом смысле М. оказывается интервалом, "рамкой", в которых вещь или система остаются в единстве своего качества и количества, т. е. сами собой. Глубокая разработка проблематики, связанной с характеристикой категории М., была осуществлена Гегелем. Он показал возможность использования М. как средства сопоставления фактически любых предметов, ибо М. выражает их абстрактную, одностороннюю общность (скажем - пространственную). Но особое значение этой категории в мышлении и познании немецкий философ связывал с ее функцией выражать качественное количество фиксирующее своеобразие предмета М как единство количества и качества выполняет в логике Гегеля роль звена соединяющего категории непосредственного бытия с категориями, характеризующими сферу сущности. Гегель закладывает основы познавательного подхода, направляющего исследование объекта от его абстрактных М. (и измерений) к характеристике его конкретной сущности; последняя выявляется в ходе суммирования определений, все более подчиняющихся отображениям и выражениям специфики объекта. Сложность этого подхода состоит в том, что он подразумевает особую и даже индивидуальную М. объекта. Возможности гегелевского подхода практически не были использованы ни философией, ни наукой, поскольку доминирующими были и остаются представления об абстрактной М., об абстрактных эталонах и соответствующих процедурах исследования. Кроме того, реализация этого подхода ставит под вопрос существование философии, логики и методологии, рассматривающих проблемы в общем виде. В ходе развития социальных наук серьезная попытка применения подхода Гегеля была осуществлена К. Марксом в его социально-экономических исследованиях. Рассматривая сопоставления различных товаров, товаров и деятельностей, деятельностей и их выражений, конкретных и абстрактных характеристик труда, Маркс выявляет логику процесса экономического воспроизводства, связи его скрытых форм и сил. Выясняется значение времени как М., выражающей сопоставления различных деятельностей. Вообще философская полемика вокруг категории М. во многом определялась вопросом об отношении М. к человеку и его деятельности. Тезис Протагора о том, что человек есть М. всех вещей, возбуждал негативную реакцию тех философов, которые настаивали на объективной общезначимой системе М., и пользовался поддержкой у тех, кто не хотел мириться с системой мер как жесткой необходимостью, предопределяющей бытие человека. Кроме того, оставался и остается открытым вопрос о роли человека (людей) в создании или выявлении мерности бытия. Обострение этого вопроса связано с повышением роли абстрактных эталонов в обществах, ориентированных на индустриальное развитие. В них действуют и тенденция подчинения индивидов внешним масштабам, и тенденция преодоления (иногда - разрушения) этих масштабов. В современной экологической проблематике также ощутимо критическое напряжение, связанное с применением внешних масштабов деятельности к особым природным системам. Человеческий смысл вопроса о М. оказывается вопросом о специфических М. человеческой деятельности и об их несовпадении с М., по которым существуют природные системы. В. Е. Кемеров

Философский словарь » Мера

Философская категория, традиционно используемая в контексте отображения взаимосвязи и взаимозависимости количественных и качественных изменений. Подобный подход в трактовке М. был конституирован и легитимизирован в историко-философской традиции Гегелем: "Все вещи имеют свою меру, т.е. количественную определенность, и для них безразлично, будут ли они более или менее велики; но вместе с тем это безразличие также имеет свой предел, при нарушении которого (при дальнейшем увеличении или уменьшении) вещи перестают быть тем, чем они были". М., т. обр, трактуется как интервал или диапазон, в границах которых вещи и явления, изменяясь, сохраняют тем не менее, единство своих качественных и количественных параметров, т.е. остаются идентичными сами себе, самотождественными. М. у Гегеля тем самым исполняет роль соединительного логического звена между категориально-понятийными комплексами, описывающими, с одной стороны, непосредственное бытие, - и сферу сущности, с другой. Выступая также в качестве несущей конструкции гносеологической процедуры перехода от абстрактного к конкретному, М. в своем развертывании в рамках схемы Гегеля могла приобретать статус мерила "особости" либо даже "индивидуальности" того или иного объекта или явления. Классическая философия различает простую или непосредственную М. (как М. отдельного объекта вне системных взаимодействий), системную М. (как М. объекта, понятого в качестве элемента некоей целостности) и реальную М. (как М. объекта, рассматриваемого с точки зрения всех его возможных систем взаимодействий, где репрезентируется его качество). Проблема "горизонта", "предела" конкретизации М. применительно к феноменам действительности оказывается тесно сопряженной с философским вопросом о возможности аппликации М. к миру человека и его деятельности. Тезис Протагора о том, что человек есть М. всех вещей, остается противопоставлен пониманию М. как элементу объективной и общезначимой совокупности характеристик природного и социального бытия. Особую смысловую нагрузку в этом плане приобретает также основополагающая философская проблема принципиальной возможности не только выявления, но и создания человеком определенной "мерности" бытия. Несовпадение "мерности" программ человеческой деятельности и "мерности" существования определенных природных систем породило, в частности, совокупность экзистенциальных вопросов бытия человеческой цивилизации, именуемых "глобальными проблемами". А. А.Грицанов

Философский словарь » Мера

Философская категория, выражающая органическое единство качественной и количественной определенности предмета или явления. Каждому качественно своеобразному объекту присущи определенные количественные характеристики. Эти характеристики изменчивы и подвижны. Однако сама их изменчивость необходимо ограничена нек-рыми пределами, за границами к-рых количественные изменения приводят к изменениям качественным (закон перехода количественных изменений в качественные). Эти границы и есть М. В свою очередь, изменение качества данного объекта ведет к изменению его количественных характеристик и М. Связь и единство количества и качества обусловлены природой данного объекта. Если рассматривать развитие объекта, то точки перехода от одной качественно отличной ступени этого процесса к др. выступают как узловые точки изменения М. О системе таких узлов принято говорить как об узловой линии мер. В истории философии категорию М. впервые разработал Гегель.

Философский словарь » Мера

Философская категория, выражающая единство качественных и количественных характеристик предмета или явления; "зона" в рамках бинарной оппозиции, раздвоенного единства, связки противоположностей - полюсов, сторон, членов отношения, где они соединяются согласованным образом, соизмеримо; мерило, стандартная единица или эталон для измерения качественно ему подобного. В диалектике это одна из немногих категорий одиночных - не имеющих пары, контрарного дополнения в виде семантической противоположности, если за таковую не считать противоположность контрадикторную - безмерность. Представления о М. отличаются исторически, причем они разные у разных народов. Гегель говорит, что народы "боготворят меру", относятся к ней с великим почтением и пиететом. А. Ф. Лосев акцентирует внимание на том факте, что у Гегеля можно встретить понимание меры, выходящее за пределы сугубо качественно-количественного отношения. Так, у него всякое единство противоположностей выступает как мера, в которой эти противоположности смыкаются, или объединяются: например, сущность и явление сливаются в мере, имя которой действительность; подобным же образом отыскивается своя мера для содержания и формы, объекта и субъекта, внутреннего и внешнего и т. п. М. есть результат разрешения противоречий в простых случаях отношений, бинарных оппозиций; гармония, в отличие от нее, - в сложных.

Философский словарь » Мера

Философская категория, выражающая органическое единство качества и количества какого-либо предмета или явления. Каждому качественно своеобразному объекту присущи определенные количественные характеристики. Эти характеристики изменчивы и подвижны. Однако сама их изменчивость необходимо ограничена некоторыми пределами, за границами которых количественные изменения приводят к изменениям качественным (закон перехода количественных изменений в качественные). Эти границы и есть мера. В свою очередь, изменения качества данного объекта ведут к изменению его количественных характеристик и меры. Ни качество, ни количество не являются застывшими и неподвижными категориями. Качество проходит через разные свои моменты, пока не исчерпает себя, уступая место новой категории -количеству... Если рассматривать развитие объекта, то точки перехода от одной качественно отличной ступени этого процесса к другой выступают как узловые точки изменения меры. О системе таких узлов принято говорить как об узловой линии мер. Протагор говорил, что мерой для истины (всех вещей) является человек (см. норма). Ассоциативный блок. В народе говорят: “Ври, ври да знай меру".

Философский словарь » Мера

Взаимосвязь качества и количества.

Слова близкие по значению

Мера (metron)

Без понятия «меры» немыслима ни платоновская ни вообще античная эстетика. а) Кроме обычного измерения одной величины другой Платон имеет в виду также (Politic, 283d -284с) измерение вещи с точки зрения ее назначения или ее сущности. Если существуют искусства, существует и такой двоякий способ измерения - внешнефизический и идеальный; а если существует такой двоякий способ измерения, существуют и искусства. Если же нет чего-нибудь из двух - искусства или двоякого измерения, то нет и другого (Politic, 284d). Одни искусства - «те, которые измеряют числа, длину, глубину, ширину и толщину тем, что противно этому»; другие же - те, которые относятся к «реальной мерности вещи, соответственности, удачному попаданию, долженствованию (pros to metrion cai to prepon cai ton cairon to deon) и всему тому, что находится посредине между крайними тонами» (Politic, 284 е). В последнем случае мера вещи есть идея этой вещи; и такое искусство не просто измеряет свои произведения, но измеряет так, что мы начинаем находить их соответствующими своему назначению, удачными, мерными, а не просто измеренными, т. е. исключающими всякие искажения и крайности. Другими словами, такая мера есть принцип эстетический. б) Эти рассуждения в «Политике» особенно важны. Все остальное, что мы можем привести из Платона по вопросу о «мере», -только их развитие или иллюстрация. Мера, например, не только специальна, но и совершенна. «...Мера подобных вещей [вроде души с ее тремя способностями]... если хоть немного не соответствует сущности, бывает не очень мерною (metrics), ибо ничто несовершенное ни для чего не может быть мерой» (R. Р., VI 504с). в) Эта специфическая и совершенная мера может быть рассматриваема и субъективно-психологически и диалектически, объективно и синтетично. В субъективном смысле мерой является «умение и знание» (Prot., 356 d - 357b; R. P., X 602с - 603а). С толкованием меры как свойством объективным, вытекающим из самых главных принципов диалектики, мы встречаемся и в общем анализе платоновского учения об эстетическом предмете. Именно в «Филебе» (26 d), как известно, выдвинуто учение о происхождении понятия меры из диалектического синтеза понятий предела и беспредельного. Платон хочет сказать, что предел, входя в диалектическое тождество с беспредельным, уже перестает быть просто пределом; он становится мерой. Таково объективно-диалектическое происхождение понятия меры. г) Но мера получает у Платона еще более богатое содержание, когда он ее мыслит как такую меру, которая сразу и объективна и субъективна и дана в виде целой иерархической лестницы: она регулирует чистый ум, психическую оформленность, являясь принципом художественных и общечувственных структур, дышаших жизнью, являясь смесью «ума» и «удовольствия». В этих рассуждениях «Филеба» о мере вполне ощущается ее жизненный и вещественный характер. д) Свою «меру» в той или иной форме Платон проповедует везде. Благодаря этой мере совершает все свои круговращения космос (Tim., 39 d). Но Платон рассуждает не только о космической мерности (см. равномерности космических движений в R. Р., Х 617 ab). При неясности после третьего голосования в народном собрании пусть решают те, кто был «мерою голосования», т. е. кто руководил голосованием (Legg., VI 756); «измерительное искусство (имеется в виду измерение „длины, плоскости и глубины") является одним из трех основных предметов обучения» (Legg., VII 817 е) «...Для всего есть мера. У кого есть ум... для того мерою слушания рассуждении является целая жизнь» (R. Р., V 450 b). «Подобное любезно соразмерному подобному; несоразмерные же вещи нелюбезны ни друг другу, ни соразмерным. У нас мерой всех вещей, преимущественно, пусть будет бог, гораздо более, чем какой-либо человек, как это «некоторые утверждают» (Legg., IV 716 с). Заметим, что под «богом» тут меньше всего приходится понимать старые греческие мифологические существа. Это-мифология, прошедшая сквозь детально продуманную систему объективного идеализма. «Боги» в таком понимании едва ли чем-нибудь отличаются от «вечной природы». ж) В «Определениях» Платона «мера есть середина между избытком и недостатком» (Def., 415 а). Здесь, пожалуй, имеется в виду не столько «мера» сколько «мерность», а может быть, даже «изморенность». И это значение меры попадается не раз. Так, мы читаем, что души пьют воду из реки забвения, причем, поскольку эта вода не удерживается ни в каком сосуде, «мерою этой воды по необходимости является самое питье»; «и кто не соблюдает благоразумия, тот пьет ее свыше меры; всегда же пьющие эту воду все забывают» (R. Р., Х 621 а). В другом месте утверждается, что социального неравенства сгладить нельзя, ибо «для неравных равное стало неравным, если не соблюдена настоящая мера» (Legg., VI 757а). В обоих случаях «мера» понимается как умеренная середина, как то, что не впадает ни в избыток, ни в недостаток. з) Следует указать еще на слово «metrics», которое как раз и значит по существу «мерный», или «умеренный». «Умеренность» (metrion) есть середина между избытком и недостатком, достаточная в художественном, научном, техническом, - вернее, просто планомерном смысле (cata technen arcoyn) (Def.,415 а). Стало быть, от metron (в указанном смысле) metrion отличается тем, что избежание крайностей, избытка и недостатка обладает тут характером некоего планомерного действия. «Намеревающийся стать гармоничным [так я бы назвал здесь metrion] гражданином не должен вдаваться в подробности изучения грамоты» (Legg. VII 809е), т. е. Платон рекомендует тут избегать односторонности, происходящей от неумеренного изучения наук. Само по себе понятие мерности близко подходит к понятию симметрии, хотя в. то же время и достаточно от него отличается. Его эстетический смысл не везде ясен. Наиболее четко этот смысл выражен в следующем тексте: «Тело наше как будто натянуто и держится теплотою и холодом, сухостью и влажностью и т. д.; а душа наша есть смешение и гармония этих начал, зависящая от хорошего и мерного соединения (epeidan... calos cai metrion cratei) их между собою. Если же душа есть гармония, то явно, что с непомерным (ametrios) ослаблением нашего тела или с его напряжением от болезней и прочих зол, она, несмотря на свою божественность, должна тотчас уничтожаться, подобно тому, как уничтожаются и другие гармонии, например, в звуках и во всех художественных произведениях.» (Phaed., 86bc). «Кто превосходно соединяет гимнастику с музыкой и максимально мерно (metriotata) применяет их к душе, того мы по всей справедливости можем называть человеком совершенно мусическим и вполне гармоническим, гораздо больше, чем тот, кто умеет настраивать одну струну над другой» (R. Р., III 412а). По-видимому, мерность, или умеренность, если ее понимать чисто формально, не имеет для Платона определенного эстетического смысла. Как и везде у Платона, эта категория становится эстетической только в связи. с тем конкретным предметом, к которому она применяется.. Платон приводит хороший пример: «Хотя существует три вида похорон - чрезмерно пышные, небрежные и умеренные, ты, законодатель, избрал только один вид, соблюдающий середину между двумя крайностями, его именно одобрил и предписал. Я же, если бы вывел в своем произведении какую-либо чрезвычайно богатую женщину, делающую распоряжения о своем погребении, стал бы хвалить пышные похороны. Если бы вывел человека скаредного и бедного, то похвалил бы убогие похороны. Если бы вывел человека, обладающего умеренным состоянием, да и самого по себе умеренного, похвалил бы соответствующие и похороны (Legg., IV 720de). Это рассуждение показывает, что мерность, взятая формально, не имеет для Платона никакого значения. Она обязательно связана с конкретной жизненной обстановкой. Да и в «Филебе», как мы помним, «мера» была неразрывно связана с абсолютной данностью того или иного вида бытия. и) Укажем также на родственные термины: emmetros- «размеренный» и ametria- «несоразмерность», «неразмеренность». «Мера», «размеренность» - термин, обозначающий противоположность всему хаотическому, неясному, лишенному меры (echein alogos cai ametros) (Tim., 53a), «расходящееся и не приходящее в согласие невозможно привести в гармонию» (Conv., 187с). «Безобразие есть ли что-нибудь иное, как не род несоразмерности (ainetrias), везде лишенный вида? Никоим образом не иное» (Soph., 228ab). «Стремление невпопад» и непопадание в цель бывает именно от «несоразмерности» (ametrias) а не от соразмерности (xymmetrias) (Soph., 228 е). «Неразумная душа безобразна и несоразмерна (ametron)» (Soph., 228 d). «Итак, все благое прекрасно, а прекрасное - не лишено меры (оус ametron)» (Tim., 87 с). «Итак, различив в достаточной мере (metrics) чистые наслаждения и наслаждения, которые по справедливости можно назвать нечистыми, характеризуем в нашем рассуждении сильные наслаждения признаком отсутствия меры (ametriап), а несильные, напротив, признаком соразмерности (emmetrian). Установим, что наслаждения, которые имеют большую величину и силу и бывают такими то часто, то редко, относятся к роду беспредельного, в большей или меньшей степени проникающему тело и душу, другие же наслаждения отнесем к числу соразмерного (ton emmetron)» (Phileb, 52 с). Лишь немногие, когда возникают страсти, «могут предпочесть умеренное (metroy) многому» и «держать себя в надлежащих пределах (carterein pros to metrion)» Ho у «большинства людей» «желания неумеренны (ametros), и, хотя возможно извлекать умеренную (ta metria) прибыль, они предпочитают ненасытную прибыль» (Legg., XI 915 d). В общем учении об эстетическом предмете у Платона мы встречаем текст (Phileb, 64de) о том, что «смесь» погибает от отсутствия «меры» (melroy) и «соразмерности» (symmetroy) и что умеренность (metriotes) и соразмереппость «всюду становятся „добродетелью" и „красотой"». «Несоразмерность» отнюдь не имеет у Платона формального значения, но она везде разная. Достаточно привести следующий пример: «Нигде соразмерность и несоразмерность (xyminetria cai ametria) не важны в такой степени, как в отношениях души к самому телу» (Tim., 87 d). к) Эти термины Платон не везде употребляет в одинаковом смысле. Если metron употребляется у него в смысле metrion и emmetron, то и эти последние употребляются в смысле metron. Говоря об орлином и о плоском носе, Платон говорит, что средний между тем и другим величается правильным emmetron (R. Р., V 474 d), т. е.«умеренным». Умеренно то, что не страдает ни избытком, ни недостатком. Emmetron употребляется в смысле соразмерности, согласованности: «Закон должен установить соразмерность (emmetron) и взаимную согласованность всего этого» (Legg., V 746 е).

Философский словарь

Мера Близости

Функция, по значению к-рой определяется степень "похожести", близости между объектами (или группами объектов) и между признаками (двумя или группами признаков). М.б. является важным инструментом анализа данных. Вычисление М.б. - составная часть многих математич. методов. Традиционно М.б. между признаками называется коэффициентами связи, между объектами - мерами сходства. Принято считать, что принципиальное отличие этих двух видов М.б. заключается в том, что объекты представляют собой элементы нек-рой однородной совокупности, а природа признаков различна. В частности, связь между признаками может иметь отрицательный характер, что не имеет смысла при измерении близости между объектами. Вместе с тем коэффициенты связи служат также инструментом измерения связи между объектами, и в ряде задач отрицательное значение коэффициента имеет смысл. Напр., при сравнении объектов по рез-там ранжирования их по различн. свойствам это означает, что один из этих объектов по отношению к другому имеет "обратный" характер ранжировки. Лит.: Айвазян С.А., Бежаева З.И., Староверов О.В. Классификация многомерных наблюдений. М., 1977; Дю-ран Б., Оделл П. Кластерный анализ. М., 1977; Раушен-бах Г.В. Меры близости и сходства//Анализ нечисловой информации в социологических исследованиях. М., 1985. Г. Г. Татарова.

Социологический словарь

Мера Ж.

1. Единица измерения. 2. Старинная русская единица емкости для сыпучих тел, равная приблизительно одному пуду зерна. // Сосуд для измерения сыпучих тел, вмещающий такое количество зерна. 3. То, чем измеряют что-л.; мерило. // перен. То, что служит основанием для оценки, измерения чего-л. или сравнения с чем-л. 4. Величина, размер, степень охвата какого-л. явления. // Последняя, крайняя степень, предел чего-л.

Толковый словарь Ефремовой

Мера Наказания

В уголовном праве наказание определенного вида и размера, назначенное приговором суда на основании санкции конкретной нормы уголовного закона, по которой квалифицировано совершенное преступление (напр., лишение свободы на срок два года с отбыванием в исправительной колонии общего режима).

Юридический словарь

Мера Наказания

В уголовном праве - наказание определенного вида и размера, назначенное осужденному приговором суда на основании санкции конкретной нормы уголовного закона, по которой квалифицировано совершенное преступление (например, лишение свободы на срок 2 года с отбыванием в ИТК общего режима).

Экономический словарь

Мера Общественного Воздействия

Средство, с помощью которого общественные объединения, трудовые коллективы , коллеги по службе или работе, коллективы по месту жительства оказывают воспитательное воздействие на членов соответствующих объединений или коллективов, чаще всего в связи с совершенными ими безнравственными поступками, в том числе порицаемыми правовыми предписаниями. Конкретные М. о. в. в законодательном порядке не установлены. Ими могут быть высказанное публично критическое замечание , предупреждение , предложение принести извинения или добровольно компенсировать вред и т. д. (К. Г.)

Юридический словарь Бизнес словарь

Мера Пресечения

в уголовном процессе способ пресечения попытокобвиняемого уклониться от явки в следственные органы и в суд, помешатьустановлению истины или продолжить преступную деятельность, а также способобеспечения исполнения приговора. Виды меры пресечения: подписка оневыезде, поручительство, заключение под стражу (арест) и др.

Большой Энциклопедический Словарь

Мера Пресечения

метод пресечения попыток подозреваемого уклониться от явки в органы дознания, в суд, помешать установлению истины или продолжить преступную деятельность. В качестве М.п. могут быть приняты: подписка о невыезде, поручительство, арест.

Экономический словарь процессе

Показатель плотности этнических связей различных весов и знаков (в кибернетическом смысле), определяющий степень сопротивляемость этноса внешним воздействиям.

Исторический словарь

Мера. Математическое И Идеальное Число В Античности

Совершенно особое место в греческом умосозерцании занимает понятие меры. "Ничего слишком", ничего сверх меры, - один из фундаментальных и в то же время наиболее сокровенных заветов античной культуры может служить тому подтверждением. Все, что превышает меру, уклоняется в ту или иную крайность, необузданное и чрезмерное, и представляет становящееся и небытийное, беспредельное, преходящее и безобразное, склоняющееся ко злу и обреченное смерти (не случайно саму добродетель Аристотель определяет прежде всего в терминах меры - середины между двумя крайностями, а наивысший расцвет человека, приходится где-то на возраст около 40 лет, когда он в наибольшей степени способен, удерживаясь на самом острие лезвия, соединять бодрость тела с умудренностью духа). Вне перемен - бытие. Бытие и есть форма, а мера "держит предел и беспредельное, между которыми нет соотношения и пропорции, но которые присутствуют уникальным, т.е. мерным, образом в каждой вещи, так что мера выступает посредником между бытием-определенностью и становлением-неопределенным. Поэтому для греков мудрый и свободный - тот, кто блюдет во всем меру. Мера же прежде всего связана с числом, ибо мера - точна, вне приблизительности и непознаваемости "более или менее", определенна, т.е. причастна пределу, и, как и истинное знание, не может быть иной. Поэтому-то мера - начало, начало познания, выражение несмешанного присутствия бытия в становящемся, ведь сам познающий представляет собой существо становящееся, находящее свою опору в бытии вне становления (Платон, «Филеб» 18а-Ь, 25Ь; Аристотель, «Метафизика» V 6, 1016Ь18; Х 1, 1052Ь20-24). Мера и есть выражение возможности такого пребывания в единственной точке, из которой можно не уклоняться в чрезмерность и потому пребывать в успокоении, покое бытия, синтетического соединения, как это происходит в числе, предела и беспредельного, единого и многого, тождественного и инакового. Античные мыслители вводят разнообразные и весьма тонкие различения, связанные с числом, предпринимая попытки, особенно частые в поздней античности, в неопифагореизме и неоплатонизме, истолкования значений тех или иных чисел (например, у Ямвлиха и Анатолия) в пределах первой десятки. Основываясь на пифагорейской аритмологии, Платон в конце жизни развивает учение о разных типах числа - математическом и эйдетическом, или идеальном (ср. изложение и критику этого учения у Аристотеля: «Метафизика» XIII 6, 1080а12 слл.). Математическое число - это число, которое получается из предыдущего прибавлением единицы (греческие математики признавали только натуральные числа). А для этого нужно наряду с первой и единственной единицей признать операцию прибавления единицы, т.е. фактически неопределенную двоицу, дающую нескончаемое множество единиц. Эйдетическое же число - сущее само по себе и, хотя и находится в некотором числовом ряду, тем не менее оно не связано с соседними числами через прибавление или отнятие единицы. В этом смысле идеальное число - это принцип математического числа - это сама по себе "двойка", сама по себе "тройка" и т.д., и их можно рассматривать как начала всех возможных двоек, троек и т.д., причем единицам идеальных чисел нет нужды быть взаимно сопоставимыми, - они оказываются различенными как начала различных идеальных чисел. Вопрос о разных видах числа изучался в Древней Академии, его отголоски можно обнаружить и у Аристотеля (Аристотель, «Физика» IV 14, 224а2 слл.).

Большой Энциклопедический Словарь

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

мера

    Единица измерения протяжения или емкости. Мера длины. Мера веса. Меры сыпучих тел. Кубические меры.

    Предел, граница, размер. Чудится, будто... голубая зеркальная дорога Без меры в ширину, Без конца в длину реет и вьется по зеленому миру. Гоголь (о Днепре). Чувство меры. Соблюдать меру. Знать меру. Душа меру знает. Пословица.

    Мероприятие, способ действия. Крайняя мера. Принять или (устар.) взять меры. Решительные меры. Меры предосторожности. 5. Стихотворный размер (лит. устар.). 6. Сосуд для измерения сыпучих тел, четверик (устар. простореч.). Мера овса. Без меры - безмерно. Сверх меры или чрез (и простореч. через) меру - слишком, более надлежащего, чрезмерно. В меру - умеренно, достаточно, сколько нужно. По мере чего (сил, возможности и т. п.) - соответственно, смотря по чему. По мере того, как, в знач. союза - в то время, как; в соответствии с тем, как. По меньшей мере - самое меньшее, самое крайнее, в крайнем случае. Это будет стоить по меньшей мере сто рублей. По крайней мере - см. крайний . В полной мере - вполне. В той мере, как - постольку, поскольку. Ни в какой мере (канц.) - никак, никаким образом.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

мера

    Единица измерения. Квадратные меры. М. длины. М. веса.

    Граница, предел проявления чего-н. Знать меру. Чувство меры. Без меры (очень). Сверх меры (слишком). В меру (как раз). В какой мере (насколько).

    Средство для осуществления чего-н., мероприятие. Меры предосторожности. Решительные меры. Принять нужные меры.

    Старая русская единица емкости сыпучих тел, а также сосуд для измерения их. М. овса. * В полной мере - вполне. В полной мере удовлетворен. По мере того как, союз - в течение того времени, в к-рое что-н. происходит. По мере того как поступают новые сведения, обстановка проясняется. По мере чего, предлог с род. п. - в соответствии с чем-н., совпадая с чем-н. По мере приближения к дому беспокойство усиливалось. Помогать по мере сил, по мере возможности. По крайней мере - хотя бы только; не меньше чем. Не мог прийти, по крайней мере мог бы позвонить. Ехать осталось по крайней мере километр.

    прил. мерный, -ая, -ое (к 1 и 4 знач.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

мера

    Единица измерения.

    1. Старинная русская единица емкости для сыпучих тел, равная приблизительно одному пуду зерна.

      Сосуд для измерения сыпучих тел, вмещающий такое количество зерна.

    1. То, чем измеряют что-л.; мерило.

      перен. То, что служит основанием для оценки, измерения чего-л. или сравнения с чем-л.

    1. Величина, размер, степень охвата какого-л. явления.

      Последняя, крайняя степень, предел чего-л.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

мера

в России емкость для измерения жидких и сыпучих тел. Обычно равна четверику (26,24 л).

Мера как соразмерность лежит в основе ритма, гармонии, мелодии в музыке, ансамбля в архитектуре и т.п.

мера

МЕРА (Mera) Хуан Леон (1832-94) эквадорский политический деятель, писатель-романтик. Председатель сената и министр в правительстве Г. Гарсии Морено. Стихи (сборник "Туземные мелодии" 1858, текст Национального гимна), поэма "Дева солнца" (1861). Первый эквадорский роман - "Куманда" (1879; из колониальной эпохи), проникнутый духом католицизма; рассказы в духе костумбризма.

Мера

Мера

Мера (река, впадает в Комо)

Мера - река в Швейцарии и Италии.

Берёт начало в Альпах в Швейцарии. Она течёт по направлению на юго-запад и впадает в озеро Комо.

Длина - 50 км. Высота истока 3053 м.

Мера (кантон)

Мера - один из 4 кантонов эквадорской провинции Пастаса. Площадь составляет 520 км². Население по данным переписи 2001 года - 8088 человек, плотность населения - 15,6 чел/км². Административный центр - одноимённый город.

Мера (приток Волги)

Ме́ра - река в Костромской и Ивановской областях России. Левый приток реки Волги.

Длина - 152 км, площадь бассейна - 2380 км², средний расход воды в 51 километре от устья - 6,5 м³/сек.

Крупнейшие притоки - Медоза; Тома, Сендега. Крупнейший приток - Медоза. На Мере расположен крупный посёлок Островское - центр Островского района Костромской области - и село Заречный Заволжского района Ивановской области.

Мера начинается неподалёку от деревни Первушино Судиславского района Костромской области.

В верхнем течении река течёт по лесной местности, сильно петляя. Ширина реки составляет 3 - 10 метров. На реке многочисленные завалы, берега одеты сплошным лесом, кое-где обрывисты. На некоторых участках в русле встречаются каменистые перекаты, скорость течения довольно велика, особенно в половодье.

Приняв справа р. Тому, Мера расширяется до 15-20 метров, чуть ниже этого места в посёлке Красная Поляна на реке плотина.

Между Красной Поляной и устьем Медозы река продолжает очень сильно петлять. Лес отходит от берегов. На этом участке находится большой посёлок Островское, в нём река пересекает шоссе Кострома - Киров.

За устьем Медозы Мера, сохраняя ширину около 20 метров, течёт среди высоких берегов, заросших хвойным лесом. На этом участке много мелей и перекатов.

За 10 километров до устья начинает сказываться подпор Горьковского водохранилища на Волге. Здесь река расширяется настолько, что чаще об этом участке говорят, как о Мерском заливе Горьковского водохранилища. Залив судоходен.

Мера впадает в Волгу чуть ниже городов Кинешма и Заволжск. В месте впадения на правом берегу расположено село Заречный.

МЕРА (ракета)

Мера - вновь разрабатываемая российская неуправляемая одноступенчатая твердотопливная метеорологическая ракета класса «DART». Максимальная высота подъёма до 100 километров.

Мера (Арьеж)

Мера́ - коммуна во Франции, находится в регионе Юг - Пиренеи. Департамент коммуны - Арьеж. Входит в состав кантона Ле-Ма-д’Азий. Округ коммуны - Памье.

Код INSEE коммуны 09186.

Мера (Ардеш)

Мера́ - коммуна во Франции, находится в регионе Рона - Альпы. Департамент коммуны - Ардеш. Входит в состав кантона Тюэй. Округ коммуны - Ларжантьер.

Код INSEE коммуны 07156.

Мера (философия)

Ме́ра - философская категория , означающая единство качественной и количественной определённостей некоторого предмета. Согласно А. П. Огурцову, эта категория обобщает способы и результаты измерения предметов. Анализ меры исходит из важности интервала изменений количественных величин, в рамках которого можно говорить о сохранении качества предмета. Категория меры тесно связана с рядом философских понятий, в том числе относящихся к областям этики и эстетики.

В античной мифологии символом меры была Немезида, почитавшаяся как богиня справедливости и устроительница космического порядка; согласно Еврипиду, «И меру нам и вес / Она даёт и числа образует».

Понятие меры у древних греков имело этическое значение. Согласно Гесиоду, «Меру в словах соблюдёшь - / И всякому будешь приятен». Понимаемая как умереность в словах и поступках, мера была одним из центральных понятий у греческих мудрецов (Клеобул: «Мера лучше всего (вар. наилучшее)»; Солон: «Ничего слишком (вар. сверх меры)»; Питтак: «Знай меру»; Фалес: «Блюди меру»).

Мера также имела и космическо- онтологическое значение, характеризуя способ бытия первоначала. Так, один из представителей ранней греческой философии Гераклит говорил о космосе как о вечно живом огне, «мерно возгорающемся и мерно угасающем». Мифологические истоки философии этого периода проявились в таком фрагменте Гераклита: «Солнце не преступит положенных мер, а не то его разыщут Эринии, союзницы Правды». В учении Диогена Аполлонийского первоначалом является Бог, тождественный воздуху и в то же время сознанию, позволяющему «полагать меру всему: зиме и лету, ночи и дню, дождям, ветрам и вёдру». Пифагорейцы стремились выразить меру с помощью чисел и пропорций. Так, справедливость они выражали квадратным числом (4 или 9).

В противовес космологической интерпретации меры в античности развивается также её антропологическая трактовка. Так, согласно Протагору, «человек - мера всех вещей, существующих, что они существуют, не существующих же, что они не существуют».

У Платона Благо понимается как единство трёх идей - красоты, соразмерности и истины, то есть включает в себя меру.

Универсальное значение категория меры приобретает в философии Аристотеля. Отвергая тезис Протагора в некотором смысле знание измеряется тем, что познаётся». Категория меры играет значительную роль и в его исследовании добродетелей, которые рассматриваются как середина между двумя крайностями - пороками. Этика Аристотеля предстаёт как учение о мере, избегающей крайностей излишества и недостаточности и выражающейся в ряде понятий - таких как симметрия, умеренность, середина, этос, равенство, справедливость и др.

В новое время значительный вклад в разработку категории меры внёс Гегель. «Мера есть качественно определённое количество...». «Кажущееся невинным изменение количества представляет собой как бы хитрость, посредством которой уловляется качественное». «Так, например, температура воды сначала не оказывает никакого влияния на её капельно-жидкое состояние, но затем при возрастании или уменьшении температуры достигается точка, на которой это состояние сцепления качественно изменяется, и вода переходит, с одной стороны, в пар и, с другой - в лёд», - пишет Гегель. Выход количественных изменений за предел данной качественной определённости Гегель характеризует как нарушение меры, в результате которого устанавливается новая мера как единство нового качества и соответствующего ему количества. Этот процесс, «который попеременно то оказывается только изменением количества, то переходом количества в качество», целесообразно, считает Гегель, представить «в образе узловой линии », узлы которой изображают названные переходы.

Примеры употребления слова мера в литературе.

Эти люди по крайней мере в значительной части являются чужими друг другу, а то и вообще враждебными, как это имеет место, например, при завоевании одних человейников другими.

Кристально чистая вода освещалась откуда-то снизу, но источник света удалялся по мере того, как Аарон спускался к нему сквозь шлейфы пузырьков, оставленные другими пловцами.

Все это было скверно, но Абель чувствовал себя увереннее по мере того, как капрал подбирался к нему.

Линкольна и, не позабыв уроков юношеского аболиционизма, в меру своих сил боролся за освобождение негров от рабства: острие сатиры направлено главным образом против демагогии идеологов Юга и в поддержку усилий северян.

Он сочувствовал идее аболиционизма, но не решался радикальными мерами восстановить против себя рабовладельцев Между тем среди офицеров-республиканцев сложился заговор с целью установить в стране республику и отменить рабство В 1888 г.

Единственным холистским принципом, связующим воедино многообразие человеческих мотивов, является тенденция к возникновению новой и более возвышенной потребности, по мере того, как в достаточной степени удовлетворяются потребности 86 Абрахам Маслоу.

Мы самоутверждаемся в той мере , в какой за данной нам действительностью ищем иную, за которой, будь то хоть сам абсолют, продолжаем опять искать.

Сущность романтизма поэтому заключалась, во-первых, в том абсолютизировании человеческого субъекта, которое началось еще в эпоху Возрождения, а во-вторых, в преодолении этой абсолютизации путем расширения человеческого субъекта до космических размеров или по крайней мере до проповеди фантастического ухода в бесконечность для достижения имманентно переживаемой универсально-мировой действительности.

Рутинная дипломатическая и военная разведка велась непрерывно, по крайней мере после образования в конце средних веков в Европе крупных абсолютистских государств.

Самый, быть может, привлекательный из всех этих мыслителей -- Кьеркегор на протяжении по крайней мере части своего существования не только искал абсурд, но и жил им.

Напрасно Брюгге, по мере того как отступала вода, выдвигал к устью реки свои аванпорты -- его набережные постепенно замирали.

По крайней мере , этот аватара совсем не напоминал ту девушку, с которой ему пришлось в свое время испытать чувство жгучего стыда.

Поджимал не только жесткий график выработки Союзного договора, по мере удаления от августовского триумфа постепенно тускнел героический имидж Ельцина, а в буднях повседневной политики соперничать с государственным талантом и тактическим мастерством Горбачева ему было намного труднее.

Используя 768 битный ключ, Рэнди и Ави могли бы хранить свою переписку в тайне от практически всего остального человечества на протяжении по меньшей мере ближайших нескольких лет.

Тотчас в качестве меры предосторожности русские войска заняли Герат, а британские войска - Кандагар, и мощный английский авиадесант, поддерживая атаку дружественных курдов, захватил и разграбил Мешхед.

Филос. категория, выражающая диалектич. единство качеств, и количеств. характеристик объекта. Качество любого объекта органически связано с оп редел. количеством. В рамках данной М. количеств. характеристики могут меняться за счёт… … Философская энциклопедия

В Викисловаре? … Википедия

Множества, обобщение понятия длины отрезка, площади фигуры, объема тела, интуитивно соответствующее массе множества при нек ром распределении массы по пространству. Понятие М. множества возникло в теории функций действительного переменного в… … Математическая энциклопедия

Мера - Мера ♦ Mesure Семейство за обедом. Мать приносит десерт. «Тебе побольше?» – обращается она к маленькому сыну. «Мне очень побольше!» – отвечает ребенок с сияющими от предвкушения глазами. Проблема заключается не в отсутствии чувства меры, а в … Философский словарь Спонвиля

МЕРА, меры, жен. 1. Единица измерения протяжения или емкости. Мера длины. Мера веса. Меры сыпучих тел. Кубические меры. 2. Предел, граница, размер. «Чудится, будто… голубая зеркальная дорога без меры в ширину, без конца в длину реет и вьется по… … Толковый словарь Ушакова

1. МЕРА, ы; ж. 1. Единица измерения. Метрическая система мер. Меры веса, объёма. Метр мера длины. 2. То, чем измеряют; мерило. Мерою служит метровая линейка. Мерою стала железная кружка. В качестве меры взят гранёный стакан. 3. То, что служит… … Энциклопедический словарь

Мерка, мерило, масштаб, критерий; мероприятие, способ, средство, полумера, паллиатив. Принимать меры, принимать меры предосторожности. .. Ср … Словарь синонимов

1) философская категория, выражающая диалектическое единство качества и количества объекта; указывает предел, за которым изменение количества влечет за собой изменение качества объекта и наоборот.2) Мера как соразмерность лежит в основе ритма,… …

мера - МЕРА одна из важнейших категорий философии, выражающая такой количественный интервал изменений, происходящих в какой либо системе, в рамках которого данная система сохраняет свою качественную специфику, остается той же самой. Понятие М.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

мера - Средство измерений, воспроизводящее и (или) хранящее одну или несколько точек шкалы измерений. Примечание Понятие меры применимо в шкалах, описывающих как количественные свойства (величины "мера величины"), так и качественные свойства,… … Справочник технического переводчика

В России емкость для измерения жидких и сыпучих тел. Обычно равна четверику (26,24 л) … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Мера за меру. Отелло. Король Лир , Шекспир. В книгу вошли бессмертные пьесы великого драматурга "Мера за меру", "Отелло", "Король Лир"…
  • Мера за меру. Венецианский купец (аудиокнига MP3) , У. Шекспир. Уильям Шекспир. Самый загадочный из гениев мировой литературы. Поэт, чья биография служила - и продолжает служить - поводом для бесконечных версий, догадок и гипотез. Почему? Да потому, что…



© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины