19.05.2018

Коньковые лыжные ходы. Методика обучения коньковому xоду


Коньковый ход, как подводящее упражнение к изучению поворотов переступанием или совершенствованию отталкивания в скользящем шаге, известен очень давно и нашел применение в практике работы по лыжному спорту.

Однако в связи с появлением пластиковых лыж и более тщательной подготовкой лыжных трасс он стал применяться как способ передвижения на лыжах. Значительное улучшение условий скольжения, широкие укатанные трассы позволяют развивать коньковыми ходами более высокую скорость передвижения по сравнению с другими ходами.

В настоящее время на соревнованиях применение классических лыжных ходов и свободных (коньковых) разделено. В положении о соревнованиях заранее оговаривается, какими ходами лыжники проходят данную дистанцию.

Различают следующие варианты передвижения коньковыми ходами: полуконьковый одновременный ход, коньковый ход без отталкивания руками (с махами и без махов руками), одновременный двухшажный коньковый ход, одновременный одношажный коньковый ход, попеременный коньковый ход.

Рис.1. Одновременный одношажный коньковый ход

Действия лыжника при передвижении данными способами несколько напоминают движения конькобежца - отсюда и пошло название хода.

Отталкиваясь внутренним ребром одной из лыж назад-в сторону (скользящий упор), лыжник переносит вес тела на другую скользящую лыжу, и движения повторяются с другой ноги, отталкивание выполняется со скользящей лыжи. В отличие от классических ходов остановки лыжи в циклах хода нет. При передвижении этим ходом активно работают и руки, отталкивание происходит одновременно или попеременно в согласовании с ритмом работы ног. Возможны варианты и без отталкивания руками (с махами рук и без них).

На ровных участках трассы толчок руками чаще всего выполняется одновременно, а на подъемах - в зависимости от крутизны (одновременно или попеременно). Полуконьковый ход (отталкивание многократно одной из ног, другая скользит прямолинейно) применяется чаще при прохождении поворота по пологой дуге (толчок выполняется наружной лыжей). На иллюстрациях показаны одновременный одношажный коньковый ход (рис. 1), попеременный коньковый ход (рис. 2), одновременный двухшажный коньковый ход (рис. 3).



Рис. 2. Попеременный коньковый ход со свободным скольжением

Обучение коньковому ходу проходит на ровной, широкой, хорошо укатанной учебной площадке, но снег не должен быть леденистым. Небольшой верхний слой снега должен быть разворошен, чтобы лыжник мог оттолкнуться ребром лыжи.


Рис. 3. Одновременный двухшажный коньковый ход

Сначала при передвижении по лыжне, проложенной по дуге, пробуют оттолкнуться внутренним ребром наружной (по отношению к дуге поворота) лыжи.

Первые упражнения выполняются без палок в ту или другую сторону. Постепенно угол отведения лыжи в сторону увеличивается. Лучше, если первые попытки будут выполняться под пологий уклон или на выкате после спуска со склона средней крутизны. Главное заключается в том, чтобы предварительно набрать скорость (со спуска) или выполнить движения в облегченных условиях (под пологий уклон). Основное внимание обращается на отталкивание ребром лыжи.

Затем переходят к изучению конькового хода в целом, отталкиваясь поочередно правой и левой ногой. При первых попытках угол отведения носка лыжи не должен быть велик; учащиеся как бы поддерживают скорость, набранную при "разбеге". Главное при этих первых попытках - обратить внимание на координацию движений и отталкивание внутренним ребром лыжи.

Вначале обучение проходит без палок, что позволяет легче освоить координацию движений. Более успешно идет обучение, если площадка имеет очень пологий уклон (здесь легче поддерживать скорость движения, даже если толчок еще не освоен должным образом). Необходимо обратить внимание на своевременный перенос веса тела на скользящую лыжу. Затем угол отведения носка толчковой лыжи увеличивается. После освоения этого способа без палок пробуют передвигаться с палками. Сначала с одновременными толчками палками (так легче освоить координацию движений), а затем с попеременными отталкиваниями. Можно варьировать задание - передвижение с одной палкой и с махом другой рукой и наоборот. При отталкивании следует обратить внимание также на небольшой наклон и разворот туловища в сторону движения.

Для более успешного овладения коньковым ходом перед его изучением на снегу целесообразно проимитировать все движения без лыж. Имитация выполняется как шаговая, так и прыжковая. Шаги (прыжки) выполняются вперед - в сторону с низкой (стелющейся) траекторией движений. При этом следует обратить внимание на отталкивание всей стопой (боковой - внутренней частью), а не носком. Носок маховой ноги обязательно разворачивается чуть вперед - в сторону.

В отличие от конькобежцев лыжники выполняют движения в более высокой посадке (наклон туловища значительно меньше). Руки также выполняют имитацию отталкивания (а не размахивания в стороны).

В условиях глубокой лыжни данный ход неприменим, он требует специальной подготовки трасс. В программу зимних праздников можно включать эстафеты и соревнования на коротких отрезках при условии передвижения коньковым ходом. Тщательно подготовить короткую трассу для таких праздников вполне по силам, и это можно сделать без применения машин.

Лыжный спорт является одним из популярнейших занятий в мире. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий.

За последнее двадцатилетие наука о спорте, в том числе и теория, и методика лыжного спорта, начала развиваться быстрыми темпами. Если раньше она в основном занимала объяснительную функцию и мало помогала практике, то в настоящее время ее роль существенно изменилась. Спортивные соревнования – это уже не просто индивидуальные поединки и не только соревнование команд, это прежде всего демонстрация силы и умения спортсмена, высокого тактического мышления преподавателя-тренера.

Каждый, кто начинает заниматься лыжным спортом, ставит перед собой определенную цель: один хочет стать чемпионом, другой – просто сильнее и выносливее, третий стремится с помощью ходьбы на лыжах похудеть, четвертый - укрепить волю. И все это возможно. Нужно лишь регулярно, не делая себе поблажек и скидок, упорно тренироваться.

Лыжный спорт включает в себя несколько самостоятельных видов спорта: лыжные гонки, биатлон, прыжки на лыжах с трамплина, двоеборье, горнолыжный спорт. По этим видам спорта есть правила проведения соревнований и предусмотрено присвоение разрядов и званий в соответствии с требованиями Единой спортивной классификации. Это стимулирует систематические занятия и рост спортивных достижений лыжников. Названные виды лыжного спорта включены в программы чемпионатов и Кубков мира, зимних Олимпийских игр.

Лыжи - одно из самых древних изобретений первобытного человека. Появление лыж было обусловлено потребностью человека добывать на охоте пищу зимой и передвигаться по местности, занесенной снегом.

Лыжи были изобретены северными народами в процессе миграции в области с холодным климатом и долгой зимой. Для выживания людям было необходимо передвигаться по снегу, порой очень глубокому(более метра). Скорее всего, сначала были изобретены снегоступы - приспособления, увеличивающие площадь опоры ног и тем самым предотвращающие проваливание под снег. Известны народы севера, на момент открытия их исследователями пользовавшиеся снегоступами, но не знавшие о лыжах. В процессе развития этого изобретения и появились лыжи. Появившиеся, судя по археологическим находкам, на Алтае и в районе озера Байкал лыжи-снегоступы были широко распространены до XVI века нашей эры. Но к этому времени уже использовались и лыжи скользящие. Епископ Олаф Великий в своей изданной в 1555 году в Риме книге «История северных народов» так описывал приемы зимней охоты лопарей: «Те из них, кто на лыжах ступает, служат загонщиками, те, кто скользит, бьют дубинами оленей, волков и даже медведей, потому что свободно их догоняют. Звери не могут быстро бежать по глубокому, проваливающемуся снегу и после утомительной и долгой погони делаются жертвой легко бегущего на лыжах человека».

Лыжи появились повсеместно, где жил человек в условиях снежной зимы. Первые лыжи были ступающие. Одна из последних находок (А.М.Микляев, 1982г.) обнаружена на территории Псковской области. По заключению специалистов, эта лыжа является одной из самых древних - сделана около 4300 лет назад.

Первые письменные документы о применении скользящих лыж относятся к VI-VII в.в. н. э. Готский монах Жорданес в 552г., греческие историки Иордан в VI в., Авел Диакон в 770г. описывают использование лапландцами и финнами лыж в быту и на охоте. В конце VIIв. Историк Верефрид дал подробное описание лыж и их использование народами Севера на охоте за зверем. Король Норвегии Олаф Тругвассон по записям 925г. представлен хорошим лыжником. В 960г. лыжи упоминаются как принадлежность для обучения придворных норвежских сановников.

Впервые интерес к лыжам как к спорту проявили норвежцы. В 1733г. Ганс Эмахузен издал первое наставление по лыжной подготовке войск с явно спортивным уклоном. В 1767г. были проведены первые соревнования по всем видам лыжного спорта (по современным понятиям): биатлону, слалому, скоростному спуску и гонкам.

Первая в мире выставка различных типов лыж и лыжного инвентаря была открыта в Тронхейме, в 1862-1863г.г. В 1877г. в Норвегии организовано первое лыжное спортивное общество, вскоре в Финляндии открыли спортивный клуб. Затем лыжные клубы начали функционировать и в других странах Европы, Азии и Америки. Росла популярность лыжных праздников в Норвегии - Холменколленские игры (с 1883 г.), Финляндии - Лахтинские игры (с 1922 г), Швеции - массовая лыжная гонка «Васалоппет» (с 1922 г).

В конце XIX в. соревнования по лыжному спорту стали проводиться во всех странах мира. Лыжная специализация в разных странах была различной. В Норвегии большое развитие получили гонки на пересеченной местности, прыжки и двоеборье. В Швеции - гонки на пересеченной местности. В Финляндии и России - гонки по равнинной местности. В США развитию лыжного спорта способствовали скандинавские переселенцы. В Японии лыжный спорт под влиянием австрийских тренеров получил горнолыжное направление.

В 1910 г. в Осло состоялся международный лыжный конгресс с участием 10 стран. На нем была создана Международная лыжная комиссия, реорганизованная в 1924 году в Международную лыжную Федерацию.

На I Зимних Олимпийских играх в Шамони (Франция, 1924 г.) лыжный спорт был представлен лыжными гонками на дистанции 18 и 50 км, прыжками на лыжах с трамплина и северным двоеборьем (прыжки с трамплина и лыжная гонка).

Олимпийским чемпионом в лыжных гонках и в лыжном двоеборье стал норвежский лыжник ТарлифХауг. В прыжках на лыжах с трамплина занял III место. ТарлифХауг первый в мире был удостоен звания «Короля лыж». На 16-ти последующих играх повторить и тем более превзойти рекорд первого в мире «Короля лыж» не смог ни один олимпиец. За свои победы на лыжне Хауг был удостоен 10 Королевских Кубков. В знак необычайных спортивных заслуг суровые и немногословные норвежцы впервые в мире воздвигли Тарлифу на его родине прижизненный памятник. История олимпийского движения 60-70г.г. знает лишь 2 случая, когда такой чести удостоились спортсмены. Оба они были героями Олимпиад 1924 года. Это герой Белой Олимпиады Хауг и герой летней Олимпиады финн Пааво Нурми.

Этот вариант хода считается наиболее распространенным в коньковом стиле. Поэтому мы уделим ему самое пристальное внимание.

Данным ходом лыжник может пользоваться при любых условиях скольжения, как на равнинных участках, так и на подъемах малой и средней крутизны.

Длина цикла - 3,5-8,5 м, средняя скорость в нем - 3,5-7,0 м/с. Темп - 40-75 циклов в минуту. Сам же цикл хода состоит из двух скользящих коньковых шагов и одного отталкивания палками. Причем, первый и второй шаг неравнозначны. Они отличаются по длине, продолжительности и скорости. Надо помнить, что первый шаг является как бы подготовительным ко второму, самому ключевому шагу, в котором лыжник отталкивается другой ногой и руками почти одновременно.

Рассмотрим все это более подробно на примере спортсмена, преодолевающего подъем в 7°. Для более полного раскрытия “секретов” хода разделим его цикл на шесть фаз.

Фаза 1 свободное одноопорное скольжение на левой лыже - длится с окончания отталкивания правой ногой до выведения ее же вперед в сторону и начала разгибания левой ноги. Каковы же основные положения у лыжника в начале этой фазы? Туловище спортсмена наклонено к горизонту под углом 50°. Опорная (левая) нога в коленном суставе согнута до 111°, а в тазобедренном - 91°. В процессе скольжения на плоско поставленной левой лыже под углом 19° к направлению движения осуществляется плавное разгибание опорной ноги в коленном суставе на 31°, в тазобедренном - на 48°. Туловище выпрямляется на 9° (2). Руки выносятся почти прямыми.

Фаза 2 одноопорное скольжение на левой лыже с одновременным отталкиванием этой же ногой. А вот правая нога, закончив приближение к левой, начинает махом выходить вперед-в сторону. Обратите пристальное внимание на положение рук В отличие от классических способов передвижения, палки втыкаются в снег не одновременно, с несимметричным наклоном и не одинаковым сгибанием рук в плечевых и локтевых суставах. Такой “неклассической” постановке палок на опору препятствует отведенная в сторону опорная (левая) лыжа. Из-за этого одноименная с опорной ногой рука, значительно больше выпрямленная в локтевом суставе, втыкает палку под более острым углом и, как правило, несколько раньше другой. Лыжник вынужден очень широко расставлять палки (расстояние между “лапками” 1-1,3 м), больше наклоняя внутрь одноименную с опорной ногой палку. Да и кисти рук вначале отталкивания занимают явно разновысокое положение.

Фаза 3 считается началом основного, более активного движения в цикле. Она начинается с постановки левой палки почти под прямым углом на снег и заканчивается окончательным отрывом левой лыжи от опоры. Спортсмен активно наклоняет туловище вперед до 41° и выпрямляет левую ногу в суставах. Правую лыжу во втором шаге следует стремиться поставить на 2-6° меньше, чем в первом. Этому способствует и положение правой палки.

Фаза 4 должна сосредоточить вас на моменте подседания на правой (опорной) ноге с последующим мощным выталкиванием ею. Этот “угол подседания” 106° в коленном и 89° в тазобедренном суставах. Туловище же продолжает увеличивать наклон вперед до 36°. Благодаря такому положению достигается уменьшение давления массы тела на скользящую лыжу и облегчается отталкивание руками.

Фаза 5 скольжение с отталкиванием правой ногой и завершением отталкивания вначале левой палкой, а затем и правой. Заметьте, что и левая и правая руки составляют почти прямую линию. Это говорит о том, что данный лыжник, даже идя в подъем, превосходно выполняет этот существенный момент в технике как коньковых, так и классических ходов.

Фаза 6 заканчивается активное разгибание толчковой (правой) ноги в коленном и голеностопном суставах. Туловище начинает выпрямляться, спортсмен некоторое время скользит на двух лыжах, а затем готовится к переходу в одноопорное скольжение на левой лыже, с постепенным переносом всей массы тела на нее. И цикл вновь повторяется.

Нельзя умолчать и об одной из основных особенностей техники конькового стиля. Речь идет о значительных поперечных колебаниях тела. Различные его части неодинаково перемещаются в поперечной плоскости. Эти движения во многом зависят от угла разведения лыж. На равнинных участках дистанции этот угол находится в пределах 15-45° и определяется, в основном, скоростью передвижения, с увеличением которой он уменьшается. На подъемах, в зависимости от их крутизны величина угла может доходить до 75°. Естественно, чем выше мастерство спортсмена, тем уже положение лыж. Но это зависит от уровня развития физических кондиций лыжника.

Техника данного хода показана на рисунке 1.

Рисунок 1 - Одновременный двухшажный коньковый ход

Полуконьковый ход выгодно использовать на равнинных пологих участках трассы, где сбоку проложена лыжня. Дело в том, что одна лыжа в этом ходе обязательно должна двигаться по лыжному желобу, а другая - по укатанной трассе. Один цикл хода состоит из одновременного отталкивания руками, отталкивания ногой скользящим упором и свободного одноопорного скольжения. В нем есть элементы, напоминающие и классические хода. В первую очередь, это работа рук. Она почти такая же, как при одновременном бесшажном ходе, только здесь они чуть больше разведены в стороны. За один цикл лыжник прокатывается от 4 до 9 метров при средней скорости 4,5-8,5 м/с. Темп хода зависит от подготовки лыжника и находится в пределах 40-75 циклов в минуту.

Анализ цикла начнем с окончания отталкивания правой ногой, которая в этот момент разогнута в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. Запомните эту позу. Она является самой характерной в этом стиле.
Первая фаза свободное одноопорное скольжение на левой лыже. Правая лыжа плавно отрывается от снега. Опорная (левая) нога и туловище начинают выпрямляться, а почти прямые руки, опустившись вниз у бедер и немного согнувшись, поднимаются до уровня плеч.

На этих же кадрах видно, что туловище не выпрямляется полностью, а остается наклоненным вперед под углом 70°, а вот опорная (левая) нога выпрямляется почти полностью, а правая нога, приподнятая над снегом на 5-7 см, поравнявшись с левой, продолжает движение вперед по воздуху.

Во 2-й фазе лыжник, закончив вынос палок, начинает наклон туловища вперед. При этом он, активно опираясь на палки, окончательно опускает правую лыжу на снег под углом от 16 до 24°.

В 3-й фазе спортсмен, скользя на двух лыжах, производит отталкивание правой ногой и руками.

В 4-й фазе мы видим, что руки закончили свою работу и составляют с палками прямую линию. В этот момент угол наклона палок к горизонту - 30°. На заключительной, 10 фазе, представлен момент, аналогичный позиции 1-й, где угол сгибания опорной левой ноги в коленном суставе 120°, а голень наклонена вперед под углом 80°. Наклон туловища в этот момент - 37°. С отрывом правой лыжи от снега заканчивается цикл данного хода.

Взяв на вооружение указанную выше общую схему в методике обучения коньковых ходов, используйте ее в освоении данного хода. К этому можно лишь добавить три момента, касающихся совершенствования техники хода в целом. А именно:

а) научитесь передвигаться данным ходом с разной интенсивностью как на равнине и подъеме, так и на спуске;
б) не забывайте о смене через каждые 8-10 циклов толчковой ноги (левая, правая, левая и т.д.);
в) возьмите за правило чередовать полуконьковый ход с одновременным бесшажным классическим ходом.

Техника полуконькового хода изображена на рисунке 2.



Рисунок 2 - Полуконьковый ход

Применяются два варианте этого хода: с махами и без махов руками.

В обоих вариантах цикл хода состоит из двух скользящих шагов, во время которых выполняются два поочередных отталкивания ногами, и включает две фазы, характерные для каждого шага – свободное одноопорное скольжение и скольжение с отталкиванием ногой. Длина цикла - 6-9 м. продолжительность - 0,7-1.0 с, средняя скорость в цикле - 6-10 м/с, темп хода - 60-85 циклов в 1 мин.

Фаза 1 - свободное одноопорное скольжение на правой лыже-начинается после отталкивания левой ногой и продолжается до выведения левой (маховой) ноги вперед в сторону. Продолжительность фазы - 0,18-0.25 с. Опорная нога лыжника в начале фазы согнута в тазобедренном суставе под углом 97-103°, в коленном - под углом 72-78°, голеностопном - 67-73°, туловище наклонено под углом 30-45° (к горизонтали), левая рука, удерживающая палку в горизонтальном положении, опущена спереди, правая (сбоку) удерживает палку кольцом сзади - вверху. Оттолкнувшись левой ногой, лыжник сгибает ее в коленном суставе и подтягивает к опорной ноге. Одновременно п. ц. м. т. лыжника перемещается на переднюю часть стопы опорной ноги из положения сзади-сбоку по отношению к опоре. Почти прямая левая рука вместе с палкой в этой фазе движется назад до колен, правая - вперед. К окончанию фазы обе руки движутся навстречу одноименным ногам и друг другу и опускаются к коленям.

Фаза 2 - скольжение на правой лыже с отталкиванием этой же ногой - начинается с момента выведения маховой (левой) ноги вперед в сторону и заканчивается отрывом правой лыжи от снега. Продолжительность фазы - 0,19-0,25 с. При скольжении на правой лыже в этой фазе маховая (левая) нога движется вперед - в сторону под углом 10-14 к направлению движения. При этом проекция массы тела лыжника смещается в сторону движении маховой ноги.

Коньковый ход без махов руками, так же как и с махами, применяется при хороших условиях скольжения на равнине, пологих спусках и при разгоне на более крутых спусках, когда скорость выше 7 м/с.

Низкая стойка, неподвижное положение рук перед грудью при высокой скорости передвижения обеспечивают уменьшение силы сопротивления воздуха. Этот ход экономичен благодаря небольшой парусности, большой длине скольжения, невысокому темпу движений.

Длина цикла-7-12 м, продолжительность-0.9-1.4 с, средняя скорость в цикле-6-9 м/с, темп - 42-66 циклов в минуту.

Техника конькового хода без отталкивания руками изображена на рисунке 3.



Рисунок 3 - Коньковый ход без отталкивания

Попеременный коньковый ход применяется на подъемах большой крутизны (более 8°), а также при мягкой лыжне и плохих условиях скольжения на менее крутых подъемах. Хотя этот ход наименее скоростной, значение его недооценивать нельзя. Цикл хода состоит из двух скользящих шагов, в процессе которых лыжник дважды поочередно (попеременно) отталкивается руками.

Длина цикла 3-4.5 м. продолжительность- 0,8-1,15 с. средняя скорость в цикле - 3.5- 5 м/с. темп хода 55-75 циклов в 1 мин. время отталкивания ногой -0.2-0,3 с. рукой - 0.25-0,35 с. В зависимости от крутизны подъемов, темпа передвижения, технического мастерства спортсмены применяют два варианта попеременного конькового хода.

В первом варианте окончание отталкивания рукой совпадает с началом отталкивания ногой, а чаще усилия руки к ноги накладываются. При этом варианте скорость поддерживается за счет частоты шагов при укорочении скользящего шага. Этот вариант хода применяют на крутых подъемах, при плохих условиях скольжения, при физической усталости, когда спортсмен не может достаточно мощно оттолкнуться.

Во втором варианте есть фаза свободного одноопорного скольжения (после отталкивания рукой и перед отталкиванием ногой). Рассмотрим последовательность движений в первом варианте попеременного конькового хода.

Фаза 1 - скольжение на левой лыже с отталкиванием правой рукой - начинается с отрыва правой лыжи от снега и продолжается до выведения маховой (правой) ноги вперед в сторону. Длительность фазы - 0,16-0.21 с.

Скольжение в этой фазе поддерживается активным разгибанием правой руки в плечевом и локтевом суставах, а также незначительным (2-3°) наклоном туловища. Опорную (левую) ногу лыжник при скольжении разгибает в коленном суставе на 24-28°, в тазобедренном - на 20-24°, а голень наклоняет на 7-10°, Маховую (правую) ногу вместе с лыжей гонщик подтягивает к опорной ноге, постепенно сгибая в коленном суставе. При этом угол между лыжей и направлением движения не меняется, пятка стопы подводится к опорной ноге. В этой фазе лыжник продолжает выносить вперед левую руку, постепенно сгибая ее в локтевом суставе, кисть руки он поднимает почти до уровня плеч.

Фаза 2 -скольжение на левой лыже с отталкиванием левой ногой и правой рукой - начинается с выведения маховой (правой) ноги вперед в сторону и заканчивается отрывом правой палки от опоры. Продолжительность фазы - 0,03-0,09 с.

Когда в результате активного движения маховой (правой) ноги вперед в сторону стопы лыжника максимально сближаются, он начинает отталкиваться левой ногой, разгибая ее вначале в тазобедренном суставе. В это же время лыжник заканчивает отталкиваться правой рукой, а левую руку продолжает выносить вперед.

Фаза 3 -скольжение на левой лыже с отталкиванием левой ногой (0,18-0,23с) - начинается с отрыва правой палки от опоры и заканчивается постановкой левой палки. Лыжник продолжает отталкиваться левой ногой, разгибая ее в тазобедренном и коленном суставах (туловище он выпрямляет на 2-3°). Маховую ногу, согнутую в коленном уставе почти до прямого угла, лыжник двигает вперед в сторону. В это же время он заканчивает вынос левой руки и ставит палку на опору под острым углом, а правую руку после отталкивания начинает перемещать вниз вперед. В конце этой фазы лыжник ставит маховую (правую) ногу на снег под углом 16-24° к направлению движения.

Фаза 4 - скольжение на двух лыжах с отталкиванием левой ногой и одноименной рукой - начинается с постановки палки на опору и заканчивается отрывом левой лыжи от снега. Продолжительность фазы -0,09-0,16 с.

Толчковую (левую) ногу лыжник продолжает разгибать в тазобедренном и коленном суставах, а разгибание ее в голеностопном суставе заканчивает отталкивание.

С окончанием отталкивания левой ногой и отрывом ее от снега начинается второй скользящий шаг в цикле хода, движения в котором те же, что и в первом шаге.

Техника попеременного конькового хода изображена на рисунке 4.



Рисунок 4 - Попеременный коньковый ход

Самый скоростной вид хода - одновременный одношажный. Применение его в соревновательных условиях требует высочайшего уровня атлетической подготовки. Кроме того, данный ход наиболее сложный в координационном отношении. Он применяется при стартовом разгоне, на любых равнинах и пологих участках дистанции, а также на подъемах до 10-12°.

Цикл хода состоит из двух скользящих шагов. Каждый шаг включает в себя отталкивание ногой (правой или левой), одновременное отталкивание руками с последующим одноопорным скольжением. Если сказать проще, то одновременный толчок палками осуществляется здесь под каждую ногу. На равнинных участках лыжник, используя данный ход, прокатывается от 6 до 15 м, а на подъемах, в зависимости от их крутизны - от 4 до 10 м. Темп хода - 30-50 циклов в минуту.

В первой фазе, которая начинается с окончания отталкивания правой ногой и до постановки палок на снег левая (опорная) нога вначале скольжения сильно согнута: в коленном суставе - 99°, тазобедренном - 97°, голеностопном - 71°. В процессе скольжения на плоско поставленной по направлению движения левой лыже под углом 17° происходит плавное разгибание в этих суставах. Руки при этом выносятся вперед и, дойдя по высоте до уровня плеч, ставятся на снег. Локти явно отведены в стороны. В этот же момент правая (маховая) нога медленно подтягивается к левой (3, б) и готовится к броску постановке лыжи на снег под тем же углом, что был и у левой - 17°.

Фаза 2 фиксирует явный наклон туловища вперед с навалом на палки и отталкивание ими и одновременно левой ногой. При этом правая нога продолжает активный вынос вперед и готовится, в свою очередь, стать теперь уже не маховой, а опорной.

В заключительной третьей фазе зафиксирован довольно непродолжительный момент скольжения на двух лыжах и окончания отталкивания левой ногой.

Этими действиями заканчивается первая половина одновременного одношажного конькового хода. Движения во второй половине цикла аналогичны. Техника хода показана на рисунке 5.



Рисунок 5 - Одновременный одношажный коньковый ход

Тенденция 1. Коньковая техника значительно изменилась начиная с Олимпийских Игр 1994 года в Лилехаммере. Победа Алъшгорда в 30-километровой гонке в Лилехаммере заставила призадуматься многие головы, и эффективность его техники изменила с тех пор взгляд на техническую подготовку лучших лыжников мира. Эта тенденция связана в основном с положением тела во время толчка и понятием компрессии (сжатия).

Тенденция 2. Длительность цикла у лучших лыжников почти не изменилась, но значительно изменился процент времени цикла, в котором мышцы лыжника работают интенсивно. Теперь лучшие лыжники отдыхают относительно больше во время их цикла, а работают относительно меньшую долю цикла, чем они делали это 4 года назад.

Тенденция 3. Эффективность техники практически не зависит от антропометрических параметров тела. Два лыжника, имеющих очень эффективную технику, но обладающие различными антропометрическими параметрами, не сильно отличаются друг от друга на лыжне визуально. Если различия слишком очевидны, значит, один из них или оба, вероятно, имеют некоторые проблемы в технике, которые работают против них.

Тенденция 4. Гладкое и управляемое движение не подразумевает, что кто-то ходит на лыжах более эффективно, чем тот, кто выглядит "немного диким". Это обусловлено очень важной тенденцией 1 (положение тела в течение цикла и понятие сжатия). Если "дикий" человек, кажется, тратит впустую лишнюю энергию на движения рук или ног, но положение его тела более эффективно, чем у лыжника с гладким и управляемым движением, но менее эффективным положением тела, то "дикий", скорее всего, тратит намного меньше усилий во время всей гонки. В лучшем случае, нужно иметь и гладкое, эффективное движение, и хорошее положение тела, но положение тела намного важнее.

Тенденция 5. Вынос рук далеко вперед перед толчком - не самый эффективный прием.

Тенденция 6. Длина палок очень критична для достижения наибольшей технической эффективности и зависит от типа тела. Правильная длина палок определяет непринужденность или, наоборот, трудности в обнаружении и чувстве эффективного положения тела.

В данной работе проанализированы основные коньковые ходы. В свободном стиле есть и другие. Норвежские авторы, например, называют еще 12 разновидностей ходов. Но большинство из них представляет интерес лишь для гонщиков самого высокого класса. Нам же о них говорить пока рано. Упомянутые ходы применяется и у нас, и за рубежом.

Лыжи – средство физического воспитания для людей любого возраста, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

Прогулки на лыжах на чистом морозном воздухе заметно повышают сопротивляемость организма к самым различным заболеваниям, положительно сказываются на умственной и физической работоспособности, доставляют положительное влияние на нервную систему.

Во время занятий на лыжах успешно воспитываются важнейшие морально-волевые качества: смелость и настойчивость, дисциплинированность и трудолюбие, способность к перенесению любых трудностей, физическая выносливость, что особенно важно в подготовке юношей к службе в рядах Вооружённых Сил РК.

Лыжи имеют большое прикладное значение в быту и на различных работах в условиях длительной и снежной зимы в северных и восточных районах страны, где используются охотниками, геологами, связистами, лесниками.

1 Лыжный спорт учебник / Т.И Раменская, А.Г Баталов./ Москва. Издательство «Флинта», издательство «Наука».
2 Лыжный спорт. Учебник для институтов и техникумов ФК / Евстратова, Чукардин, Сергеев./Санкт- Петербург 2003 г.
3 Лыжная подготовка в образовательных учреждениях / А.П. Олюнин, Г.Б. Чукардин, Н.И. Семенов/ Санкт- Петербург 2003 г.

Уважаемые читатели! Вашему вниманию предлагается своего рода эссе на тему техники конькового хода на лыжах. Если что-то вам покажется интересным и полезным - я буду рад, если что-то покажется спорным или неверным или не относящимся к делу, так на то оно и эссе, жанр предусматривает такие вольности. Еще одно замечание - текст не академический и я позволил себе не обозначать кавычками жаргонизмы, принятые в среде лыжников - закантоваться, капнуть и так далее. Надеюсь, читатели не осудят меня строго.
Так же в тексте нет иллюстраций - из принципиальных соображений.
Итак, как показывает практика, техника конькового хода, при всей ее кажущейся простоте, совсем не так проста и не поддается копированию по визуальному ряду. Нет, не поддается. Грубо, вчерне - да, а в деталях, в нюансах, самых важных в этом вопросе - нет. Я не могу судить, как обстоят дела у профессиональных спортсменов, но у любителей - это так. Поэтому предлагаю подойти к этому вопросу с позиции логики, понимания закономерностей, не очевидных из визуального ряда. С применением аналогового моделирования.
О чем идет речь - если то или иное явление, сложное, или недостаточно изученное, можно смоделировать и при этом упростить или, что еще лучше, взять уже хорошо изученную модель и перенести ее свойства на интересующий нас предмет - это будет грамотный и продуктивный прием.
Я предлагаю взять за такую модель… парусное судно и рассмотреть движение лыжи и лыжника именно с этих позиций и в этих терминах. Почему это возможно и нужно:
1. Лыжа, так же как и парусник, имеет два вида скольжения - плоскодонное и килевое, т.е. когда лыжа идет горизонтально и когда она закантована, т.е. идет фактически, на «треугольнике», образованном скользящей поверхностью и боковой поверхностью лыжи, что соответствует килевому профилю корпуса судна.
2.Парус - источник движения, вращаясь вокруг мачты вместе с реей, принимает движущую силу ветра под разными углами к желательному направлению движения и корпусу судна - от попутного, до встречного. Существует практическое и теоретическое описание всех возможных вариантов этого движения, в зависимости от многих факторов, которым мы можем найти аналогию при движении лыжника.
3. Усилия, прилагаемые лыжником, а говоря проще, нога лыжника, это, как не трудно догадаться, ветер, который дует в парус с боковых направлений и с разной силой, вызывая давно изученные и описанные последствия.
Принимается такой подход? Если да, то идем дальше. Давайте определимся с аналогиями и теми терминами, которые нам понадобятся. Парус - ступня, ветер - нога, корпус судна - лыжа. Плоскодонное или килевое движение - вот с этого места поподробней.
С плоскодонным все более или менее ясно - толкай судно строго вперед и все будет в порядке. Но если ветер дует с боку? А нам надо плыть в направлении, которое не совпадает с направлением ветра? Как быть в нашем случае, когда с некоторыми, не очень большими отклонениями, мы толкаемся ногой вбок, т.е. перпендикулярно накатанной трассе, а двигаться нам надо вперед, от старта к финишу. А как это? А так, отвечает на это теория и практика мореплавания. Если судно плоскодонное и сидит в воде не глубоко, то при боковом давлении оно просто скользит боком, или, если его развернуть по ветру, плывет в направлении этого ветра. Это классический ход в лыжах. Там все просто, толкаемся назад, едем вперед, плоскодонно, лыжа стоит горизонтально.
Но если судно имеет киль и сидит в воде глубоко, и при этом судно и парус повернуты к этому самому боковому или даже встречному ветру под определенными углами, то при приложении бокового усилия, судно все равно начинает двигаться в бок, но не только вбок, но и вперед. Кому интересно, посмотрите разложение этих сил в любом учебнике по парусному делу. И чем больше боковое сопротивление этого судна, тем меньше оно смещается вбок, тем эффективнее оно преобразует силу ветра в движение вперед и дело доходит до того, что парусник может плыть против ветра, но не прямо, в лоб, а галсами, под углом к встречному ветру. Как лыжник коньковым ходом - мечется вправо- влево, но в целом движется вперед или в выбранном направлении. На яхтах или катамаранах - тримаранах, самых быстроходных парусных судах, это достигается наличием огромного киля, который глубоко сидит в воде и при малом лобовом сопротивлении имеет большую «боковую» площадь. Такую площадь, что скорее отломится, чем сдвинется в поперечном направлении, от оси корпуса судна, естественно.
На лыжне, это же самое происходит, когда мы ставим лыжу на ребро, делаем боковое смещение под воздействием ветра, т.е. толчка ногой - невозможным, точнее, затрудненным. Как опять же нетрудно догадаться, размер нашего «киля» зависит от нескольких факторов - твердости снежного покрова, веса лыжника и угла вертикального наклона его корпуса вбок или, что почти тоже самое - насколько широко он расставляет ноги.
Хорошо, бокового смещения у нас нет, но этого мало - нам же надо двигаться вперед, а ветер у нас дует сбоку? Если бы у нас был парус или наш ботинок мог поворачиваться вокруг своей оси в горизонтальной плоскости - то нам надо было бы развернуть их таким образом, что бы лыжа или корпус судна поехали в нужном нам направлении - вдоль накатанной трассы, а толкались бы мы при этом по прежнему вбок и тогда направление необходимого нам движения совпадет с биссектрисой, разделяющей угол, образованный направлением ветра (толчком ноги) и парусом, т.е. креплением ботинка. Именно такое движение делают скейтбордисты на асфальте, сноубордисты на снегу, да и на воде - на серфере, когда разгоняют свой «закантованный» аппарат, стоя на доске ногами почти перпендикулярно и наклоняясь вперед или откидываясь назад, опять же перпендикулярно направлению движения. Странно, да? Но это так. Ногами непосредственно от земли они не толкаются совсем, но, тем не менее, едут. Перебрасывая центр тяжести сбоку на бок от линии направления движения. И чем круче они могут наклониться или откинуться фактически спиной назад или лицом вперед на своей доске - тем быстрее они едут. По извилистой кривой. На сноуборде крепления сразу развернуты поперек, если кто не знает. Лыжник стоит на лыже боком!
Но ботинок - не парус и опираясь на одну ногу, мы не можем так развернуться на лыже - фактически - всем корпусом в сторону толчка, т.е. развернуться параллельно лыжне, вывернуть пятку к оси лыжи под прямым углом. Наш парус (ботинок) неподвижен и направление ветра - толчка, неизменно - поперек лыжни. Тогда что? Правильно, тогда придется идти галсами, т.е. под переменными углами к ветру и необходимому направлению. И ставить под углом не парус-ногу, он у нас неподвижен, а сам корпус- лыжу. И закантовывать по очереди не одну доску, на которой мы стоим двумя ногами ОДНОВПЕМЕННО и тем не менее, двигаемся, а две лыжи, на которых мы стоим по очереди или одновременно, но которые в сумме, в итоге, работают как один сноуборд или скейтборд или серфер. Другого выхода нет. В этом особенность и оригинальность техники конькового хода! Она не в толчке ногой от неподвижной опоры, точнее, не только в этом, она в балансе центра тяжести и в упругой работе ног на движущейся вместе с лыжником системе из двух временно и вынужденно, разделенных лыж!
И тогда в соответствии с имеющейся теорией, угол, под которым лыжа должна ставиться к осевой линии движения и при котором скорость в направлении движения лыжи, будет максимальна - составит - 45 градусов. В теории. На практике - он будет меньше, но об этом поговорим позднее. И расстояние, которое проедут наши лыжи, будет равно не длине дистанции, а сумме длин этих самых правых и левых галсов. И при оптимальном угле - эта сумма будет самой большой, как опять же не трудно видеть.
Теперь самое сложное. В чем принципиальное отличие конькового хода от классического? За счет чего движется «классик»? Он движется, как скейтбордист в начале своего разгона - толкается ногой от асфальта и реализует этот толчок в инерционное движение своего корпуса. Как весельная лодка. У него есть опорная и толчковая нога, активная и пассивная. В первом приближении. А «коньком»? При движении коньком реализация мышечного усилия в скорость и продвижение происходит на одной и той же ноге, которая ОДНОВРЕМЕННО является и толчковой и опорной! В этом особенность техники и психологическая сложность понимания конькового хода. Мы не на веслах, мы под парусом!
Есть ли в «коньке» смена функций ног - «опорная - пассивная, толчковая - активная»? Практически нет. Впрочем - это только в первом приближении. Во втором - есть. Так же, как в классике, передняя опорная нога все-таки тоже делает это второе, ускоряющее движение. Малозаметное и не всем доступное. В коньке эта смена происходит на ОДНОЙ ноге в течении ОДНОГО цикла проката-толчка во всех возможных вариантах и кроме того, эта смена функций идет на двух ногах опять же ОДНОВРЕМЕННО и они не совпадают друг с другом и перекрывают друг друга! Если на одной ноге при хорошем прокате может быть пассивная фаза, то на двух одновременно - нет, хотя бы одна нога ВСЕГДА толкается, а чаще всего - обе, одновременно.
И именно за счет этого - постоянного наличия фазы отталкивания большую часть времени двумя ногами одновременно или хотя бы одной ногой, не смотря на то, что дистанция из-за непрямолинейного движения лыж получается длиннее чуть ли не в два раза - скорость абсолютная и результирующая - больше и результат выше. Это не лыжи при коньковом ходе едут быстрее, это мы больше работаем в единицу времени.
Но работа, которую необходимо сделать, что бы перенести лыжника из точки старта в точку финиша, она зависит, как известно, от трех факторов, массы, длины пути и квадрата скорости, с которой это перемещение происходит. Поэтому коньковый ход быстрый, но очень тяжелый и чем быстрее вы проедете дистанцию, тем больше сил вам потребуется. Мало того, что фактически десятка будет совсем не десятка, но и вследствие того, что скорость у нас «сидит» в формуле работы в квадрате, то приращение работы идет не в прямой зависимости, а в квадратичной, т.е. по параболическому графику. Короче, легко не будет. Если кто надеется, что овладев техникой хода будет легче кататься - это вряд ли. Быстрее - да, но не легче. Легкость приходит от тренированности и от жалости к себе, а не от техники.
Теперь посмотрим как выглядит самое первое, элементарное, движение конькового хода. Как только вы поставили лыжи под углом к направлению движения и закантовали их, т.е. стали давить на них сверху-вбок, т.е. подул ветер в ваши паруса, то ваш корабль в ту же секунду поплывет, а лыжа - поедет, вне зависимости от того, толкаетесь вы при этом или нет. Опорная это лыжа или толчковая. Главное, что бы она была закантована, повернута под углом к направлению толчка и на нее давили сверху - вбок. Обе лыжи поедут одновременно. Главное - под действием силы тяжести и мышечного усилия просто надавить на них в нужном направлении - в бок и все. Как долго будете ехать? А на сколько длины ног у вас хватит, потому, что лыжи поедут одновременно и в разные стороны. Что вам остается сделать? Правильно, подтянуть одну ногу обратно к средней линии лыжни и снова ее поставить. Потом эту же операцию проделать с другой ногой. Но делать это надо быстро и коротко, потому что тело ваше, хоть и обладает определенной массой и соответственно, инерцией, по мере того, как ноги начнут разъезжаться в стороны, начнет проседать вниз и вам за очень короткий промежуток времени, пока это проседание не станет критичным, нужно будет оттолкнуться ногой и парировать это проседание и опираясь на эту свою инерционность, как баскетболист, зависший в воздухе, успеть подтянуть одну из уехавших ног и поставить ее, желательно, как можно ближе к центральной линии лыжни. И опереться на нее, что бы успеть вытащить вторую ногу, которая в это время продолжает ехать в сторону.
Теперь, когда ноги ваши выбрали весь запас своей естественной длины и зад предательски опустился и вы все-таки пытаетесь компенсировать это падение и толкаетесь …чем? Если ноги у вас уже почти прямые? Правильно, вы толкаетесь ступней, коротко и не сильно, ровно настолько, что бы чуть приподняться и все-таки успеть подтащить под себя вторую ногу и все повторится снова. Вы висите между широко разъехавшихся лыж и с разной степенью успеха перебираете ногами, подтаскивая их по очереди под себя. И надо сказать, это самый экономичный и полезный способ катания коньковым ходом.
Следующий этап, это когда вы уже успеваете собирать ноги в «кучку», обычно за два «перебора» и из этого положения вы бросаетесь на предварительно поднятую, с подвернутой под себя ступней ногу - и это единственно правильное движение, которое делают ВСЕ, независимо от уровня подготовки и квалификации, потом валитесь на нее. Именно в этот момент вам пригодятся лыжные палки. Что бы подставить их под свое проваливающееся туловище и подхватить его. Опять же нетрудно догадаться, что для таких целей палки должны быть достаточно короткими, по крайней мере, такой длины, что согнутая в локте и прижатая к плечу рука - самое жесткое положение, как раз опиралась на эту палку, а не была задрана вверх или тем более вверх - вперед. Победа в армрестлинге зависит именно от этого - чем ближе рука к собственному корпусу, тем сильнее включаются в работу мышцы спины и груди. Ваша задача на этапе возврата беглецов именно эта - подхватить падающее тело, а вовсе не толкать его вперед. И если палки у вас правильной длинны, вы жестко ставите согнутую руку и палка стоит максимально близко к центру ботинка и вертикально - удар падающего тела будет ощутим и вы примете его на плечевой сустав, кстати сказать, достаточно болезненно. Вы спросите меня, почему же биатлонисты едут, широко расставив руки в стороны? Это не самая жесткая фигура, это своего рода «обратный крест» на кольцах? А потому, отвечу я, что это мера вынужденная - ремни от винтовки не дают рукам занять правильное положение. Не надо лыжникам и любителям, желающим научиться ездить коньковым ходом, брать пример с биатлонистов. Итак, палки не должны быть длинными. Это раз.
И навалившись на поставленную ногу, превращая ее одновременно и в опорную и толчковую, не подозревая об этом, успеваете толкнуться палками и едете на плоской лыже, потом начинаете валиться в бок, к осевой линии лыжни, и тем самым закантовываете лыжу, едете еще быстрее, не осознавая, что вот именно этот краткий миг и есть залог побед, набираете ход, но вторая нога и зад остаются посреди трассы, повисают в безопорном положении, тянут вас вниз и вам снова приходится прерывать полет и путем двойного перебора ногами и холостого хода палками, снова сосредотачивать свои конечности под собой и снова пытаться запрыгнуть на свою правую или левую лыжу и закантовав ее, поймать ветер в свои паруса…
Это выглядит, как езда скейтбордиста, который оттолкнувшись пару раз, запрыгивает на скейт обеими ногами, чуть-чуть проезжает и снова толкается об асфальт, стоя на доске одной ногой.
Увы, на этом большинство останавливается. Но нам надо идти дальше, а это требует дальнейших теоретических построений. Итак, движение корабля и движение лыжи является результатом взаимодействия двух сил - сила давления ветра, передаваемая через систему парус - мачта на корпус судна и имеющая свою результирующую точку (РЗ) и противодействующую ей силу сопротивления боковому смещению корпуса - лыжи, которая также имеет свою результирующую точку. Отчего зависит положение этих точек по горизонтали и вертикали и относительно друг друга? И какое дело нам до этого? А вот какое. Парус, он же разной формы и размера, и РЗ может находиться достаточно высоко, и если это «высоко» не компенсируется килевым «глубоко», или командной яхтсменов, повисших за бортом лодки на специальных фалах, тогда сильный порыв ветра опрокинет корабль на бок. Для лыжи мы этим фактором, казалось бы, можем пренебречь, ведь система - лыжа - нога, это единое целое, мы можем приложить какое угодно усилие, но не перевернем ее. Да, но мы можем «сорвать лыжу» в боковое скольжение, при чрезмерном усилии, превосходящем силы сцепления лыжи и снега. А они зависят от двух факторов - состояния трассы и правильно подобранной жесткости и длины лыжи. Если лыжи сильно жесткие, вы не продавите их, не сформируете максимально возможную площадь опоры на снег и не сможете максимально сильно толкнуться, да и скользить вы будете плохо, на носке и пятке, это во-первых, а во-вторых, не продавленная, закантованная лыжа пойдет по дуге, что увеличит нашу дистанцию, ухудшит скольжение и заставит перед постановкой опорной ноги подворачивать лыжу носком внутрь, что бы компенсировать криволинейность траектории лыжи и увеличение угла ее разворота в конце проката.
Если лыжа будет мягкая, то вы выгнете ее и опять же она будет хуже держать толчок, сопротивляться боковому смещению, хуже скользить и тоже пойдет по дуге, но теперь внутрь к осевой линии, с теми же самыми последствиями, как в первом случае и ногу вы будете разворачивать носком наружу, опять же, что бы компенсировать чрезмерную «параллельность» лыжи осевой линии в конце толчка. Этот эффект замечательно проявляется, если вы - интереса для - усиленно толкнетесь в пятку, даже несколько разворачивая ее наружу, лыжа мгновенно вильнет внутрь и вы даже поедете параллельно осевой линии. Вот если бы ботинок разворачивался!
Понятно, что на ходу каждый раз одинаково поймать угол поворота лыжи - не реально, он у вас будет все время разный, соответственно, разный по эффективности разложения сил толчок, разная скорость скольжения на разных ногах, вы будете «болтаться», «рыскать» по лыжне, ехать рывками.
Это как в стрельбе - там ведь не подводят мушку под мишень, там сразу ложатся так, что бы винтовка смотрела строго в цель и в принципе, можно стрелять с закрытыми глазами. Нога сама должна приходить на место, без вашего контроля и ехать вы должны, не ловя свое туловище на трассе - оно тяжелое, а сил у вас не так много и даже если много, они нужны для другого. Дела, я имел в ввиду.
Правильная длина лыж. Если лыжа короткая - вы ее сорвете, она не даст вам максимально толкнуться, будет плохо скользить из-за неоптимального соотношения веса и площади опоры. Если лыжа длинная - она не даст вам возможности свести ноги, выбрать оптимальный угол движения и она сразу упрется в край трассы, а если и даст, то мы же все-таки должны ехать в перед, а не в сторону, не надо в этом вопросе лишнего фанатизма. Итак, лыжи должны быть подобраны по весу, силе отталкивания, т.е. технике хода и спортивной подготовке и длине. Это два.
Пропорции тут, как вы понимаете, самые разные - какая трасса, лед, снег, свежий, старый, легкий лыжник или тяжелый, мощно и коротко или длинно и мягко толкается. Высокий - низкий. Поэтому разные лыжи по разному едут у разных лыжников и по разной трассе.
Таким образом, вертикальное совпадение двух результирующих точек неожиданно оказалось важным, понятным и достаточно полезным. Но еще более принципиальное значение имеет расположение этих двух точек между собой на осевой линии и именно оно существенно влияет на технику конькового хода. О чем идет речь. Для корабля, если точка приложения паруса при боковом ветре и точка сопротивления боковому смещению совпадают по продольной оси, то корабль идет прямо, без помощи руля и не рыскает по курсу. Если точка приложения паруса смещена вперед, то корабль будет все время уходить влево по ходу движения, если назад - то вправо. Т.е. будет идти не прямо, а по дуге и для исправления этого недостатка потребуется или парирование этого отклонения рулем или… смещение точки бокового сопротивления и сближения ее с точкой приложения паруса. Естественно, мачту на ходу никто переносить не будет, а вот площадь бокового сопротивления и форму этой площади и, следовательно, расположение результирующей точки бокового сопротивления, изменить можно - на практике это достигается путем изменения продольного баланса судна - более сильно загружают корму или нос. Вам это ничего не напоминает?
С кораблем все более или менее понятно, там вариантов не много, хотя они тоже есть - но как быть с лыжей, какие тут варианты?
Как мы уже говорили, при коньковом ходе лыжи идут по более длинной траектории, чем номинальная длина дистанции. И траектория эта зависит от угла разворота лыжи относительно средней оси лыжной трассы. Чем менее развернута лыжа - тем меньше дистанция, которую проедет в итоге лыжник, чем более развернута лыжа - вплоть до угла в 45 градусов, тем быстрее будет ехать лыжник при тех же энергозатратах, как и в первом случае, но по более длинной трассе. Возникает дилемма - более короткая дистанция - но толкаться надо мощнее и скольжение должно быть хорошим, более длинная - но можно толкаться умеренно и состояние трассы почти не имеет значение. В каждом случае - вопрос решается индивидуально.
Но, если ступня - это де факто, место крепления мачты, и она неподвижна, хотя на современных креплениях это не так, то сам лыжник, который может стоять выше или ниже, наклониться вперед или назад или сделать это все в разных сочетаниях, он фактически является парусом с переменной результирующей точкой и эта точка может двигаться в довольно широких пределах вдоль оси лыжи и соответственно, менять свое положение относительно результирующей точки приложения силы противодействия боковому смещению. Которая, как и в случае с кораблем, тоже может меняться, в зависимости от формы лыжи до, во время и после толчка или проката на ней. А это не очень хорошо, как мы уже увидели и приводит к следующему. Первое, самое простое. В идеале, если эти две точки совпадают, лыжа едет ПРЯМО и не идет по кривой, добавляя к нашей ломаной лишние сантиметры и метры, в итоге не удлиняет дистанцию и что очень важно, не создает лишнего, очень большого трения при скольжении по дуге! Второе, избавляет лыжника от необходимости контролировать положение лыжи при ее возврате после толчка и в момент постановки ее на снег и необходимости доворачивать - разворачивать ступню. Это дает одинаковую боковую скорость, это дает возможность расслабиться и идти ритмично, с минимальными болтаниями, не ловить себя на трассе.
Отличный пример такой динамической, изменчивой системы - это виндсерфинг - т.е. доска с парусом - вот именно там спортсмен имеет возможность наклонять и парус и доску и смещать свой центр тяжести в различных вариантах. Результат? Безумные скорости и полеты, прыжки в воздухе! Кульбиты и прочие безумства. А всего-то -мачту наклонил и сам назад откинулся!
А если результирующие точки приложения сил по каким-то причинам не совпадают? Тогда надо, точно также, как на корабле, сместить груз к корме или к носу - или подать центр тяжести (ЦТ) лыжника вперед или отклониться назад и/или увеличить или уменьшить силу и длину толчка, длину проката, угол наклона лыжи и смотреть, что с ними происходит - едут они прямо или идут по дуге, в каком положении оказывается нога после окончания толчка и в каком положении она приходит к точке постановки опорной ноги. Добивайтесь, что бы нога после толчка возвращалась под нужным углом, без дополнительных усилий и контроля, единообразно. Т..е ноги свели, не глядя, и так же, не глядя, встали на опорную ногу. Относительно опорную ногу! Потому что нога, на которой вы в этот момент едете, она ведь тоже опорная! Она нагружена и разгоняет вас! Есть еще один вариант, но не уверен, что он для данного случая - сместить крепление вперед или назад, в зависимости от желаемого результата. Это три.
И все-таки, в чем секрет техники лыжного хода? Почему, даже на высшем, топовом уровне, техника у всех спортсменов разная и только единицы считаются «эталоном»? А почему не все боксеры панчеры? Нокаутеры, способные нанести решающий удар? Даже тяжеловесы, у которых кулаки как пивные кружки и руки, как мои ноги? Учат их с детства, учат, натаскивают по всему миру вроде бы одинаково - а не выходит… А почему из конькобежных секций - недавно узнал, отчисляют детей с формулировкой: «неспособен овладеть техникой катания на коньках»?
Как это ни печально звучит, сложность техники конькового хода заключается в ее построении на тончайшем чувстве баланса, высокой координации и необходимости ИМПРОВИЗИРОВАТЬ. Ежесекундно. Потому что лыжня и вы на ней и ваши лыжи - вы разные ежесекундно. Есть ли определенные приемы и правила, закономерности? Конечно есть. Но…. В музыке тоже всего семь нот и есть теория композиции и можно научить играть по партитуре большинство желающих, но импровизировать или сочинять музыку - это совсем другое. Да и играть они будут по-разному, это ясно.
Еще один пример, который помогает понять существующую проблему, это цирковой эквилибр на скачущей по манежу лошади. Причем большую часть времени вы должны стоять на одной ноге. Не на двух, а на одной. Сидеть верхом - может каждый, поехать рысью - не все, а уж встать на пуанты! Преувеличение, это, конечно, но и в скейтборде и в серфинге - та же картина. Желающих много - умеющих - единицы.

Коньковый ход

Коньковый ход - один из способов перемещения на лыжах. Изначально применялся в беговых лыжах для прохождения поворотов , для подъёма в гору (подъём «ёлочкой») и как специальное подготовительное упражнение при изучении и совершенствовании техники классического попеременного двухшажного хода . В горных лыжах коньковый ход используется для разгона . Действия лыжника при передвижении коньковым ходом напоминают движения конькобежца - отсюда и пошло название хода.

  • одновременный двухшажный коньковый ход,
  • одновременный одношажный коньковый ход,
  • полуконьковый ход,
  • попеременный двухшажный коньковый ход.

Техника

Отталкиваясь внутренним ребром одной из лыж назад-в сторону (скользящий упор), лыжник переносит вес тела на другую скользящую лыжу, и движения повторяются с другой ноги, отталкивание выполняется со скользящей лыжи. В отличие от классических ходов остановки лыжи в циклах хода нет. При передвижении этим ходом активно работают и руки, отталкивание происходит одновременно или попеременно в согласовании с ритмом работы ног. Возможны варианты и без отталкивания руками (с махами рук и без них). На ровных участках трассы толчок руками чаще всего выполняется одновременно, а на подъемах - в зависимости от крутизны (одновременно или попеременно). Полуконьковый ход (отталкивание многократно одной из ног, другая скользит прямолинейно) применяется чаще при прохождении поворота по пологой дуге (толчок выполняется наружной лыжей).

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Коньковый ход" в других словарях:

    коньковый ход - Техника катания на лыжах, при которой лыжник переносит вес тела с одной лыжи, находящейся под углом, на другую, отталкиваясь внутренним ребром одной из лыж. Техника конькового хода похожа на катание на коньках. [Департамент лингвистических услуг… …

    коньковый ход на подъеме - [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов] Тематики биатлон EN skating uphill … Справочник технического переводчика

    коньковый ход на равнине - [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов] Тематики биатлон EN skating technique on the flat … Справочник технического переводчика

    попеременный коньковый ход на подъеме - Использование попеременного хода при преодолении подъемов на лыжах. [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов] EN uphill diagonal stride Using diagonal stride when skiing uphill. [Департамент… … Справочник технического переводчика

    коньковый - I ая, ое. представляющий собой конёк I 3) Конько/вый брус. II см. коньки 2); ая, ое Конько/вый ход лыжника (подобный ходу конькобежца) III см. конёк I … Словарь многих выражений

Отталкиваясь внутренним ребром одной из лыж назад-в сторону (скользящий упор), лыжник переносит вес тела на другую скользящую лыжу, и движения повторяются с другой ноги, отталкивание выполняется со скользящей лыжи. В отличие от классических ходов остановки лыжи в циклах хода нет. При передвижении этим ходом активно работают и руки, отталкивание происходит одновременно или попеременно в согласовании с ритмом работы ног. Возможны варианты и без отталкивания руками (с махами рук и без них). На ровных участках трассы толчок руками чаще всего выполняется одновременно, а на подъемах - в зависимости от крутизны (одновременно или попеременно). Полуконьковый ход (отталкивание многократно одной из ног, другая скользит прямолинейно) применяется чаще при прохождении поворота по пологой дуге (толчок выполняется наружной лыжей).

одновременный двушажный коньковый ход

В начале свободного одноопорного скольжения (кадр 1) опорная (левая) нога спортсмена согнута в коленом суставе под углом 111°, в тазобедренном-под углом 91°, наклон туловища составляет 49°. При скольжении на плоско поставленной левой лыже под углом 19° к направлению движения А. Сергеев плавно уменьшает угол сгиба опорной ноги в коленном суставе на 31 °, в тазобедренном - на 48°, наклон тулови­ща - на 9°. Разгибание опорной (левой) ноги позволяет значительно уменьшить статическое напряжение мышц этой ноги. После окончания отталкивания спортсмен медленно подтягивает правую ногу, сгибая ее в коленном суставе, к опорной ноге. Руки из положения сзади он начинает выносить вперед почти прямыми. Подготовительные движения нужно делать плавно, чтобы сохранить скорость скольжения. Одновременно при скольжении п.ц.м.т спортсмена перемещается из положения сзади-сбоку по отношению к опоре на переднюю часть стопы и он группируется, чтобы эффективно оттолкнуться ногой, и сгибает опорную ногу в голеностопном суставе на 10° (кадр 2).

Фаза II (кадр 3) - одноопорное скольжение на левой лыже с одновременным отталкиванием левой ногой

Начинается с отведения маховой (правой) ноги вперед в сторону и продолжается до постановки девой палки на опору. Продолжительность фазы - 0,12 с.

После подготовительных движений в предыдущей фазе А. Сергеев начинает выполнять технические действия, содействующие увеличению скорости. Отталкивается он, активно разгибая левую ногу в коленном и тазобедренном суставах (пятка стопы прижата к лыже). Правой ногой спортсмен делает активный мах вперед с отведением. Вынос левой руки вперед-вверх со сгибанием ее в локтевом суставе под углом 95° заканчивается с постановкой палки на снег почти под прямым углом. Правую руку, несколько отстающую от левой, А. Сергеев продолжает выносить вперед-вверх.

Фаза III (кадры 4 и 5) - скольжение с отталкиванием левой ногой и руками - начинается с постановки левой палки на снег и продолжается до отрыва левой лыжи от него. Продолжительность фазы - 0,12 с.

Начало фазы (кадр 4) - это скольжение на левой лыже с отталкиванием левой ногой и левой рукой. На пологих подъемах на опору ставят одновременно левую палку и правую лыжу.

В этой же фазе продолжается и скольжение на левой лыже. Спортсмен разгибает левую ногу в коленном и тазобедренном суставах, затем включает в отталкивание стопу, пятку стопы отрывает от лыжи. Он начинает отталкивание левой рукой с наклоном туловища, а правую лыжу ставит плоско на снег под углом 15° к направлению движения. Угол постановки лыжи к направлению движения в - начале второго скользящего шага на 4° меньше, чем при первом шаге, и, следовательно, направление движения ее ближе к основному направлению движения лыжника. Отталкивание руками, которое больше выражено во втором скользящем шаге, позволяет отталкиваться ногой при скольжении лыжи под более острым углом к направлению движения.

С середины этой фазы начинается скольжение на двух лыжах (двухопорное скольжение) и продолжается отталкивание левой ногой и одноименной рукой.

При отталкивании левой ногой с постановкой правой лыжи на снег А. Сергеев постепенно переносит массу тела на маховую (правую) ногу, согнутую в коленном суставе, и она становится опорной. Благодаря этому возникают благоприятные условия для эффективного завер­шения отталкивания.

одношажный коньковый ход

Цикл хода состоит из двух скользящих шагов (рис. 1). Каждый шаг включает отталкивание ногой (правой или левой), одновременное отталкивание руками и последующее одноопорное скольжение.При этом ходе наиболее сложная координация движений, так как в каждом скользящем шаге разгибание толчковой ноги сопровождается наклоном туловища и отталкиванием руками. Лыжник, хорошо владеющий техникой одновременного одношажного конькового, хода, развивает высокую скорость на подъемах, равнинных участках трассы, по логих спусках, а также при разгоне (ускорении). Однако этот ход, как никакой другой, требует хорошей физической подготовленности спортсмена.


Анализ движений в цикле хода целесообразно начинать с окончания отталкивания ногой.

Длина цикла на равнине - 6-15 м, на подъемах - 4-10 м, продолжительность - 1,2-2 с, средняя скорость в цикле 3,5-8,5 м/с, темп движения - 30-50 циклов в 1 мин, время отталкивания ногой - 0,25-0,45 с, руками - 0,25-0,40 с.

В структуре цикла при передвижении по равнине и в пологие подъемы в каждом шаге различают четыре фазы (рис. 1, А):

I - свободное одноопорное скольжение;

II - скольжение с одновременным отталкиванием руками;

III - скольжение с одновременным отталкиванием ногой и руками;

IV - скольжение с отталкиванием ногой.

Как видно на рисунке, в первом шаге осуществляется скольжение на левой лыже с последующим отталкиванием левой ногой, во втором - на правой лыже с последующим отталкиванием правой ногой.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины