18.04.2019

Что такое психопатия. Течение психопатий характера. Симптомы астенической психопатии


Психопатия – расстройство личности, в переводе – «страдающая душа», «страдание души» или «болезнь души». Типичное представление о психопатах как людях без совести, ответственности, не склонных к сопереживанию – относится лишь к одному из видов психопатии.

Психопатическая личность – это человек, имеющий расстройство личности . Этих расстройств насчитывается около десятка. Что же такое психопатия, и кого можно назвать психопатом?

История и проявления

Поведение, которое значительно отклоняется от нормы, описывали еще древние греки. Теофаст выделил 29 видов характера. Везде существовали описания людей, которые по своему складу сильно отличались от представления о «норме».

Кох в 1891 году говорит о психопатической неполноценности – врожденном расстройстве, которое вызывает перманентное изменение поведения без каких-либо интеллектуальных отклонений. Именно Кох первым ввел термин «психопат».

На начало XX века в психологии к психопатам относили практически всех людей, отклоняющихся от нормы. Туда попали и слабовольные, и неуверенные в себе, подавленные, агрессивные, склонные к манипуляциям и др. Позже весь спектр психопатических отклонений записали в расстройства личности.

Личностные расстройства определяются поведением, которое отличается от социальной нормы. Люди с этим диагнозом могут испытывать трудности в познавательной, эмоциональной сфере, установлении контактов, контроле за поведением. в 1933 году публикует книгу «Проявления психопатий», в которой дает подробную типологию психопатий или, на западный манер, расстройств личности.

Для конкретного диагноза необходимо установление характерологических черт поведения. А общее расстройство личности диагностируется уже по следующим критериям:

  • Дисгармоничность реакций и поведения (излишняя эмоциональность, возбудимость, и т.д.).
  • Аномальное поведение наблюдается не только во время обострения психических заболеваний или в стрессовых обстоятельствах.
  • Аномальные модели поведения, свойственные человеку, проявляются во всех сферах его жизни.
  • Отклонения в поведении наблюдались уже в детстве или подростковом возрасте.
  • Расстройство поведения приводит к падению качества жизни.

Предпосылки

Психопатический синдром может проявляться как в агрессивном поведении, импульсивности, бесчувствии, так и в крайней пассивности, безответственности, зависимости. Неизвестно, в связи с какими в точности причинами формируется психопатический тип личности.

Жестокое обращение с детьми, пренебрежительное отношение к ребенку, эмоциональная отчужденность, отрицание внутренней жизни, переживаний ребенка, физическое/эмоциональное или сексуальное насилие – все это часто встречается в прошлом людей с диагнозом «расстройство личности».

Например, в исследовании, охватывавшем 793 семьи, дети, на которых кричали, угрожали бросить, говорили, что их не любят, в три раза чаще в зрелости имели параноидное расстройство личности. Выявлена зависимость между рукоприкладством и развитием антисоциального и импульсивного поведения.

Можно выделить три типа психопатий по следующим причинам:

  • Конституциональная психопатия (генетические факторы).
  • Органическая психопатия (ранняя церебрально-органическая недостаточность).
  • Краевые психопатии (неблагоприятные условия развития).

Какими бывают люди

Каждая из представленных ниже психопатий соответствует расстройству личности из международной классификации болезней. Виды психопатий описаны по материалам книги Воропаевой «Основы общей », в основу их легла классификация психопатий Ганнушкина.

1. Астеническая. В МКБ-10 – F60.7 – Зависимое расстройство личности. Для этого вида психопатии характерны следующие симптомы:

  • Пассивное поведение, ожидание решений по всем жизненным вопросам от других людей.
  • Страх одиночества.
  • Ощущение отсутствия возможностей решить проблему собственными силами.
  • Пассивное поведение, полное подчинение чужим желаниям.
  • Нежелание брать ответственность за что-либо на себя.

Астеническая психопатия, как правило, связана с невозможностью переносить нагрузки, как эмоциональные, так и интеллектуальные. Часто астеники чувствуют усталость и бессилие, хотя для этого нет оснований.

2. Тревожно-мнительный тип. По МКБ-10 – F60.6 – Тревожное расстройство. Основные черты:

  • Дискомфорт от предвосхищения бед.
  • Пессимизм.
  • Постоянное беспокойство.
  • Чувство собственной неполноценности.
  • Стремление быть приятным другим людям.
  • Сверхреакции на отказы, критику.

Люди этого типа закрыты, пока не узнали хорошо человека, боятся осуждения и критики. Из-за этого у них довольно узкий круг привязанностей. Они предпочитают ограничивать свою жизнь рамками для обретения ощущения безопасности.

3. Психастеническая. По МКБ-10 – F60.5 – ананкастное расстройство. Психастеническая психопатия связана со следующими чертами:

  • Неуверенность в себе.
  • Закрытость.
  • Чрезмерное внимание к деталям.
  • Своенравность.
  • Бескомпромиссность.
  • Осторожность.
  • Настойчивые мысли и действия.

Психастеники отличаются чрезмерной нерешительностью, страхами, постоянными сомнениями, желанием поддержки во всем, им тяжело что-то начинать, они этого боятся. Предвосхищают неудачи по любому поводу, хотят все предусмотреть, подчинить других своим правилам, очень скрупулезны. Нетерпеливы и безапелляционны, когда решение все же принято.

4. Шизоидная. По МКБ-10 – F60.1 – шизоидное расстройство. Характеризуется следующими чертами:

  • Слабость привязанностей.
  • Редкие контакты, эмоциональная холодность.
  • Склонность к фантазии.
  • Ограниченность в выражении чувств.

Шизоидная психопатия, как правило, связана с трудностями в понимании норм, правил общества и других людей, в связи с этим шизоиды часто совершают эксцентричные поступки. Живут в своем мире, отделены от других, даже замкнуты.

Имеют необычные интересы, увлечены ими, поэтому часто достигают успеха в областях, связанных со своими специальными интересами. Внешне холодны, но внутри у них бушуют страсти.

5. Неустойчивая. По МКБ-10 – F60.2 – диссоциальное или психопатическое расстройство. Характерными признаками являются:

  • Отсутствие .
  • Игнорирование социальных правил.
  • Коррекционная работа часто не оказывает эффекта.
  • Острая реакция на неудачи.
  • Легко раздражаются.

Неустойчивая психопатия проявляется прежде всего в пренебрежении к желаниям и мнениям других людей, нарушение правил – их конек. Тяжело переносят невозможность удовлетворить свое желание, легко раздражаются. Чувство вины или притуплено, или отсутствует вовсе, обвиняют в бедах других. Не любят обязанностей, ищут всюду развлечения.

Именно к этому типу относятся классические психопаты. Психопаты составляют примерно 1% населения, но в тюрьмах их от 15 до 35%. У каждого из нас могут время от времени проявляться черты, свойственные психопату. В среднем у преступника в 5 раз сильнее выражены психопатические черты, чем у не совершавшего преступлений человека.

6. Истерическая. По МКБ-10 – F60.4 – истерическое расстройство. Истерическая психопатия характеризуется следующими чертами:

  • Драматизация.
  • Демонстрация ярких эмоций.
  • Возбудимость.
  • Внушаемость.
  • Потакание своим желаниям.
  • Жадность к вниманию, желание восхищения.

Истерическая или истероидная психопатия, как правило, связана с высоким уровнем притязаний. Особенная чувствительность проявляется тогда, когда ущемляют истерический тип. В целом истерические личности редко заботятся о других, стремятся быть в центре внимания, очень претенциозны и склонны к манипулятивному поведению.

7. Эксплозивная и эпилептоидная психопатия. Другое название – возбудимая психопатия. По МКБ-10 – F60.3 – эмоционально неустойчивое расстройство.

  • Импульсивность.
  • Непредсказуемость и капризность.
  • Слабый контроль.
  • Сварливость и конфликтность.

Эксплозивные психопаты очень легко раздражаются, провоцируют на конфликт окружающих людей, при этом не обращая внимания на обстоятельства. Держат в страхе родственников, могут использовать физическую силу. Легко концентрируются, но ненадолго.

У эпилептоидов нередко наблюдается селфхарм, приносящий наслаждение. Педантичность, чрезмерная аккуратность и обязательность, могут приводить к жестокости по отношению к окружающим, если они отступают от правил эпилептоида. Эпилептоиды отличаются слащавостью, льстивостью, властностью.

8. Паранойяльная. По МКБ-10 – F60.0 – параноидное расстройство. Характерные черты:

  • Чрезмерно чувствительны к неудачам.
  • Злопамятны.
  • Толкование действий других в негативном, враждебном ключе.
  • Завышенная самооценка.

Параноидная психопатия приводит человека к уверенности в своей значимости, в своем превосходстве. То, чем он занимается или что сделал раньше, кажется ему особенно важным и таким должно быть в глазах других. Когда их не признают, люди параноидного типа начинают видеть в окружающих врагов и пытаются мстить.

9. Мозаичная (или недифференцированная). Мозаичная психопатия характеризуется проявлениям разных черт из уже описанных расстройств. Диагноз ставят тогда, когда становится трудно выделить ведущие особенности.

Распространенность

Психопатии, так же как и , по сути, характеризуются большей выраженностью одних черт личности по сравнению с другими. Хотя акцентуации очень схожи с типами психопатий, по Ганнушкину, психопатии имеют обязательные признаки, отсутствующие у акцентуаций:

  • Тотальность.
  • Стабильность.
  • Социальная дезадаптация.

По оценкам специалистов, распространенность расстройств личности составляет от 6 до 10%. Бессмысленно говорить о расстройстве личности вообще, так как отклонения от «нормы» имеет большинство, другое дело – степень тяжести симптомов.

Наиболее тяжелая симптоматика характерна для 1,3% населения. Психопатия у женщин и мужчин представлена неравномерно. Доля мужчин среди страдающих тем или иным расстройством личности практически везде больше, кроме истерического, пограничного и зависимого расстройства.

Психопатия у детей не диагностируется ввиду того, что многие особенности поведения, характерные для расстройств личности, являются нормальными для определенного возраста. С другой стороны, проблемное поведение нередко ведет в дальнейшем к формированию расстройства. Автор: Екатерина Волкова

Психопатия (греч.psyche- душа и pathos -страдание) – пограничное нарушение развития личности, отличающееся дисгармонией в эмоциональной и волевой сферах. Это неправильное, болезненное, развитие характера, аномалия характера, от которой страдает и сам человек, и общество (“уродство характера”). Психопатия не является психическим заболеванием, но это и не вариант нормы, не здоровье.

Психопатии свойственны 3 основных признака, установленные русским психиатром П.Б.Ганнушкиным:

1.Тотальность патологических черт характера, которые проявляются всегда и везде, в любых условиях.

    Стабильность патологических черт характера – они впервые проявляются в детском или подростковом возрасте, реже у взрослых, и сохраняются на протяжении всей жизни человека; периодически они усиливаются (декомпенсация) или ослабевают (компенсация), но полностью не исчезают.

    Нарушение социальной адаптации именно вследствие патологических черт характера, а не из-за неблагоприятного внешнего воздействия.

Психопатии формируются при сочетании врожденной или приобретенной в раннем детском возрасте (в первые 2-3 года) неполноценности нервной системы с неблагоприятным воздействием окружающей среды (но в основе – именно биологическая неполноценность нервной системы ребенка).

Причин возникновения психопатий множество, основными являются следующие:

    наследственные факторы – у родителей-психопатов чаще всего рождаются и дети с аналогичной патологией (это т.н. конституциональные, генуинные психопатии – самый неблагоприятный вариант, не поддаются коррекции даже при правильном воспитании);

    алкоголизм и наркомания у родителей;

    различные факторы, отрицательно влияющие на плод во внутриутробном периоде развития (алкогольная, никотиновая, наркотическая интоксикация матери, прием лекарств, отравления чем-либо, психические травмы и инфекционные заболевания, особенно вирусные, недостатки питания, тяжелые токсикозы беременности, угроза прерывания беременности, отслойка плаценты и др.);

    родовые травмы, асфиксия в родах, длительные тяжелые роды, наложение щипцов и др.;

    черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции (менингиты, энцефалиты), тяжелые отравления в первые 3 года жизни ребенка;

    длительные истощающие болезни в первые 3 года жизни;

    недостатки воспитания (атмосфера скандалов, пьянства, неполная семья, вседозволенность и др.)

Психопатии следует отличать от акцентуации характера.

Акцентуация характера (лат. accentus - ударение и греч. charakter - черта, особенность) – это нерезко выраженные отклонения характера, заострение определенных черт личности. Это не болезнь, а один из вариантов нормы.

Концепция об акцентуированных личностях разработана К.Леонгардом.

При акцентуации характера (в отличие от психопатий):

    социальная адаптация не нарушена (либо нарушение адаптации незначительно и временно);

    черты акцентуации проявляются не везде и не всегда;

    человек сознает свои недостатки и старается избегать ситуаций, которые его задевают, а при психопатиях отмечается некритичность к себе и собственному поведению.

И психопатии, и акцентуации характера со сходными проявлениями называются одинаково.

Проявления психопатий многообразны. Несмотря на редкость чистых типов и преобладания смешанных форм, принято выделять следующие классические типы психопатий :

    Эксплозивная (возбудимая) психопатия . С самого раннего детства у ребенка отмечается крикливость, легкая возбудимость, двигательное беспокойство, чуткий сон с частыми пробуждениями, подергиваниями. Затем появляются следующие основные черты патологического характера:

    1. раздражительность и вспыльчивость, несдержанность,

      приступы неудержимой ярости,

      расстройства настроения (тоска, злобность, страх),

      агрессивность, мстительность, деспотичность,

      склонность к ссорам и дракам (агрессивная реакция по типу короткого замыкания “раздражитель – реакция”),

      стремление самоутвердиться за счет слабых,

      эгоцентричность, жестокость и т.д.

Поведение в школе – неуправляемое, такого ребенка невозможно приучить к дисциплине. Интереса к занятиям не проявляет, учится плохо, не чувствует дистанции между собой и взрослым. Большинство уже с подросткового возраста употребляют алкоголь, при этом их патологические черты характера еще больше проявляются (это группа с наиболее высоким риском развития алкоголизма). Могут быть энергичными, активными. Среди них бывают азартные игроки (как правило, это принимает болезненный характер). Конфликты с окружающими проходят через всю их жизнь и служат причиной нарушения социальной адаптации: они нетерпимы в школе, семье, в армии, на работе.

При возбудимой психопатии в большей степени страдают окружающие, чем сам психопат (хотя в драках достается и ему).

    Истерическая психопатия . Первые личностные отклонения появляются у детей в 2-3 года или в дошкольном возрасте. Дети капризны, обидчивы, подвижны, склонны к поясничанью, передразнивают взрослых, подражают им; легко запоминают стихи, шутки, анекдоты, подслушанные у взрослых; они впечатлительны и эмоциональны, часто – кумиры семьи. У них завышена самооценка.

Для истерической психопатии характерно:

    стремление казаться больше, чем это есть на самом деле;

    стремление быть в центре внимания;

    неутолимая жажда признания;

    эгоистичность (жизнь за счет других), себялюбие, равнодушие к окружающим;

    позерство, поступки, рассчитанные на внешний эффект;

    склонность ко лжи,фантазированию;

    важность оценки окружающих;

    умение входить в доверие, контактность

Такие дети и взрослые обычно обладают хорошей памятью, раскованным мышлением, быстро овладевают новой профессией, но им несвойственны усидчивость и трудолюбие. Им нравится только то, что дается легко. Предпочитают профессии, где могут быть на виду. С честностью и порядочностью у них большие проблемы (им ни в коем случае нельзя доверять распоряжаться деньгами). Как все слабые личности, они – трусы, всех предадут и продадут, т.к. больше всего на свете любят самих себя. Склонны к злоупотреблению алкоголем.

    Неустойчивая психопатия , при которой отмечается вопиющая безответственность, отсутствие постоянных привязанностей; люди с таким характером легко вступают в брак, легко уходят, часто меняют место работы, место жительства (“перекати поле”), это люди, живущие одной минутой.

4. Астеническая психопатия .Основными чертами ее являются:

    робость, застенчивость, боязливость;

    отсутствие уверенности в своих силах;

    вялость, пониженная активность;

    ранимость, мимозность;

    повышенная утомляемость, к концу урока их внимание рассеивается, неспособны воспринимать новый материал.

Астеник дома должен обязательно долго отдыхать перед выполнением домашних заданий. Обычно у таких детей нет друзей, они не могут позвонить и узнать уроки или стесняются это сделать. Родители должны им постоянно помогать в приготовлении домашних заданий. Очень переживают перед любым ответственным событием – экзаменом, выступлением и др.Незначительное усложнение жизненной ситуации вызывает у них невротические реакции типа неврастении. Они не могут выполнять поручения, занимать должности, связанные с большой ответственностью и необходимостью руководить другими людьми. Причем неудачи в таких случаях очень болезненно переживаются.

5.Психастеническая психопатия . С.А.Суханов называл психастеников тревожномнительными личностями. Их основные черты:

    нерешительность,мнительность;

    склонность к сомнениям, трудности в принятии решения;

    склонность к самоанализу, умственная жвачка;

    чувство неполноценности, но при этом выраженное самолюбие и повышенная оценка;

    обидчивость;

    трудности в общении

С детства такие люди пугливы, впечатлительны и тревожны, отличаются малой двигательной активностью. В школьном возрасте тревожность усиливается, они болезненно переносят выговоры, многократно проверяют правильность решения задач, на уроках дольше всех выполняют контрольные работы (перепроверяют!). вместе с тем большинство из них мыслительного типа и обладают хорошим интеллектом. У них пытливый ум, стремление дотошно докапываться до сути вещей, это прекрасные исполнители,они задают много вопросов (но только своим людям), но вызов к доске – мучителен.Самое “слабое” место – необходимость принять быстрое решение или выполнить работу в короткий срок.

Психастеническая психопатия – тот вариант, когда в наибольшей степени страдает сам человек, а не общество (всю жизнь проводят в героической борьбе с самим собой).

6.Паранойяльная психопатия .Отличительными чертами ее являются

    подозрительность, мнительность;

    высокая степень готовности к образованию сверхценных идей (наиболее часто идеи ревности, сутяжничества,изобретательства);

    эгоистичность, самоуверенность, отсутствие сомнений;

    вера в свою непогрешимость;

    неуступчивость, активность в отстаивании своей идеи

    завышенная самооценка.

    Шизоидная психопатия отличается следующими чертами:

    необщительность, отгороженность, замкнутость, скрытность;

    флегматичность, но и способность на взрывы эмоций;

    эмоциональная холодность, сухость;

    отсутствие эмпатии;

    большая близость к природе и книгам, чем к сверстникам (такие люди всегда в стороне, часто одиноки);

    в дружбе – постоянство,назойливость, ревность;

    односторонность негибкость суждений (человек может быть нудным, въедливым)

    Циклоидная психопатия, основной признак которой – постоянная смена настроения (то повышенного, то пониженного) с циклами от нескольких часов до нескольких месяцев.

    Патологические влечения , к которым относят клептоманию, пироманию, сексуальные психопатии (при которых половое удовлетворение достигается только извращенным путем), в том числе:

    гомосексуализм (влечение к лицам своего пола);

    садизм (удовлетворение полового чувства при причинении боли партнеру);

    мазохизм (удовлетворение полового чувства, когда боль причиняется партнером);

    педофилия (половое влечние к детям);

    содомия, зоофилия (половое влечение к животным);

    эксгибиционизм (удовлетворение полового чувства при обнажении половых органов перед лицами противоположного пола) и другие.

Различные психопатические личности довольно часто вступают в противоречия с окружающими. Сами создавая конфликтные ситуации, они делают себе еще хуже, т.к. во время конфликта возникает дополнительное психогенное воздействие и может развиться психопатическая реакция с обострением аномальных особенностей характера (учителю это нужно обязательно учитывать). Психопатическая реакция возникает внезапно, в ответ на малозначимые (для нормального человека) события (например, кто-то случайно коснулся, проходя мимо), как правило, она неадекватна, чаще всего выражается в виде протеста, возмущения, гнева, злобы, ярости и даже агрессии.

3.Неврозы и невротические состояния у детей и поростков

Неврозы – наиболее распространенная группа нервно-психических заболеваний у детей. Проявления неврозов у них отличаются большим разнообразием.

Причина неврозов – межличностные конфликты (невротический конфликт). Невроз является формой психической адаптации (с проявлением признаков дезадаптации). Он всегда обусловлен конституционально, связан с особенностями психики, а не с характером психотравмирующей ситуации. Форма невроза у человека не меняется на протяжении всей жизни. Невротическая форма реагирования закладывается в детстве как проявление сверхкомпенсации какого-либо качества при нарушении значимых отношений с микроокружением и имеет детский оттенок. Оранические изменения головного мозга при невозах отсутствуют.

Важной особенностью невроза является то, что человек сознает свою болезнь и стремится ее преодолеь. Сохраняется способность адаптироваться к окружающей среде.

Выделяют три основные формы невроза:

      Неврастения (астенический невроз) - наиболее распространенная форма невроза. В развитии невроза у детей и подростков основная роль принадлежит стрессу или хроническим психотравмам , чаще всего связанным с конфликтами в семье (ссоры между родителями, алкоголизм, их развод, конфликтная ситуация из-за отсутствие работу супругов, чувство социальной несраведливости – недоступность многого, что есть у других сверстников) или затяжными школьными конфликтами. Имеет значение и неправильный подход к воспитанию (чрезмерные требования, излишние ограничения), а также ослабление здоровья ребенка вследствие частых заболеваний, сособствует развитию невоза перегрузка ребенка различными занятиями , в первую очередь интеллектуальными (повышенная учебная нагрузка в специализированных школах, дополнительные занятия в кружках и т.п.). Однако сам по себе фактор интеллектуальной (а также физической) перегрузки в детском и подростковом возрасте, хотя и может вызвать переутомление и астенизацию нервной системы, при остутствии психотравмирующей ситуации обычно не ведет к развитию астенического невроза.

Астенический невроз в развернутой форме встречается только у детей школьного возраста и подростков (у детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста наблюдаются начальные и атипичные астенические реакции).

Основное проявление неврастении - состояние раздражительной слабости, характеризуется, с одной стороны , повышенной несдержанностью, склонностью к аффективным разрядам недовольства, раздражительности и даже гнева, нередко агрессии (чрезмерное реагирование по малозначительному поводу), а с другой - в психическом истощении, слезливости, непереносимости любого психического напряжения, быстрой утомляемости. Чрезмерно выражены реакции пассивной защиты. При этом волевая активность снижена, возникает чувство бесперспективности на фоне сверхответственности, настроение подавленное, отмечается недовольство собой и всеми вокруг, депрессия – сильная тоска, спровождающаяся чувством отчаяния и тревоги, могут быть попытки суицида (самоубийства).

При неврастении всегда присутствуют вегетативные нарушения: сердцебиение, чувство замирания сердца или перебои, боли в области сердца, склонность к сосудистым обморокам (при быстрой смене положения тела), понижение или повышение АД, одышка, повышенный рвотный рефлекс, сниженный аппетит, поверхностный сон, похолодание рук, ног, потливость (гипергидроз), что способствует простудным заболеваниям ребенка, которые в свою очередь отягощают течение астенического невроза.

      Истерия (греч. hystera– матка) – по частоте занимает второе место после неврастении. Возникает у инфантильных, истероидных личностей со слабой психической адаптацией (часто с пикнотической соматической конституцией), часто в психотравмирующей ситуации, связанной с противоречием между желаемым и реально достижимым (низкая успеваемость, невнимание со стороны сверстников и т.п.), с ущемленным самолюбием, с недовольством своим положением в коллективе. Формы ее разнообразны и нередко маскируются под различные заболевания («большая обманщица», «большая обезьяна» - так образно именуют этот вид невроза).Формы ее отражают два известных животных (и детских) типа реагирования перед лицом опасности – «мнимая смерть» (замирание) и «двигательная буря» (пугание, избегание, нападение) – припадки (по типу эпилепсии). Истерический припадок обычно бывает в присутствии зрителей и направлен на привлечение их внимания. Частичная фиксация может проявляться функциональными параличами и парезами, расстройствами болевой чувствительности, координации движений, расстройствами речи (заикание, беззвучность вплоть до полной немоты), приступами удушья, напоминающими астматические и др. «Бегство в болезнь» играет роль своеобразной патологической защиты личности от трудных для нее ситуаций, оправдывают неуспеваемость ребенка или избавляют от необходимости ходить в школу.

      Невроз навязчивых состояний. Встречается чаще у астеников, людей меланхолического склада. Считают, что очерченнй невроз навязчивых состояний не может возникнуть ранее 10-летнего возраста. Это связано с достижением определенной степени зрелости самосознания личности ребенка и формирования тревожно-мнительного фона психики, на основе которого и возникают навязчивые явления. У детей более раннего возраста целесообразно говорить не о неврозе, а о невротических реакциях в форме навязчивых состояний.

Выделены две разновидности невроза:

    - невроз навязчивых страхов (фобии). Их содержание зависит от возраста ребенка. У детей более младшего возраста преобладают навязчивые страхи заражения и загрязнения, острых предметов, закрытых помещений. У детей старшего возраста и подростков доминируют страхи, связанные с сознанием своего физического «Я». Например, навязчивые страхи болезни и смерти, страх покраснеть (эрейтофобия), навязчивый страх речи у заикающихся (логофобия). Особую разновидность фобического невроза у подростков представляетневоз ожидания, который характеризуется тревожным ожиданием и страхом неудачи при выполнении какого-либо привычного действия (например, страх устных ответов перед классом, несмотря на то что хорошо поготовлен), а также нарушением его при попытке выполнения.

    - невроз навязчивых действий. Однако часто встречаются навязчивые состояния смешанного характера. Настроение при этом имеет тенденцию к снижению, возникают вегетативные расстройства.

    У детей нередко возникают системные неврозы :

    - невротическое заикание - нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. У мальчиков оно возникает чаще, чем у девочек.

    - Мутизм (лат.mutus- молчание) – это расстройство преимущественно школьного возраста (у взрослых – редко), т.к. формирующаяся речь ребенка – самая молодая функция психики, поэтому чаще ломается подвлиянием самых разнообразных вредных факторов.

    Дети с мутизмом нуждаются в бережном отношении- не наказывать, не высмеивать, не оскорблять, не выставлять к доске «пока заговорит».

    - невротические тики – разнообразные автоматизированне привычные элементарные движения (мигание, облизывание губ, подергивание головой, плечами, различные движения конечностями, туловищем), а также покашливания, «хмыканье», «хрюкающие» звуки (так называемые респитаротные тики), которе возникают в результате фиксации того или иного защитного действия. Чаще всего наблюдаются в возрасте от 7 до 12 лет. Тики могут приобретать навязчивый характер, тогда они относятся к проявлению невроза навязчивых состояний;

    - нервная анорексия – отказ от еды;

    - невротическое расстройство сна – нарушение засыпания, глубины сна с ночными пробуждениями, ночнми страхами, а также снохождение (сомнамбулизм) и сноговорение.

    - невротический энурез – неосознанное недержание мочи, преимущественно во время ночного сна;

    - невротический энкопрез – непроизвольное выделение испражнений, возникающее при отсутствии нарушений и заболеваний нижнего отдела кишечника. Как правило, ребенок не испытывает позыва к дефекации, вначале не замечает наличия испражнений и лишь спустя некоторое время ощущает неприятный запах. Чаще всего встречается в возрасте 7–9 лет, у мальчиков чаще.

    Методы лечения неврозов основаны на сочетании фармакологической терапии с различными видами психотерапии.

    Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. – М.: Просвещение, 1992

    Буянов М.И. Основы психотерапии детей и подростков.- М.: Просвещение, 1998

    Дорошкевич М.П. Неврозы и невротические состояния у детей и подростков: Учеб.пособие для студентов пед специальностей высш.учеб.заведений/ -Мн.:Беларусь, 2004

    Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков: основы психиатрических знаний. Пособие для студ. Высш. Пед. Уч.заведений.-М.: 1998

    Основы психологических знаний – Уч.пособие. Автор-составитель Г.В.Щекин – Киев, 1999

    перечислить наиболее частые признаки нарушений познавательной деятельности, эмоциональной и волевой деятельности.

    назвать пограничные психические состояния у детей.

    объяснить необходимость знаний о таких состояниях для учителя.

    охарактеризовать различные виды психопатий

    проанализировав причины психопатий, дать рекомендации по их профилактике.

    дать понятие невроза.

    рассказать о видах неврозов и их профилактике.

Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение:

1.Фактори ризику психічних захворювань в епоху НТР: урбанізація, гіподинамія, інформаційне перевантаження тощо .

Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов. – М.: Флинта: Наука, 2002. – стр.68-74; 197-201.

Дополнительный блок информации.

Условия жизни современного человека значительно отличаются от тех, в которых происходило его становление как биосоциального существа. На ранних этапах существования человека разумного он вел образ жизни, близкий к естественному. В частности, для него был характерен высокий уровень физической активности, который сам по себе соответствовал нервно-психическому напряжению, необходимому в борьбе за существование. Люди жили небольшими сообществами, обитали в экологически чистой естественной среде, которую можно было сменить (но не изменить) всем сообществом, если она становилась неподходящей для жизни.

Развитие цивилизации шло в направлении имущественного расслоения и профессиональной специализации людей, необходимой для овладения новыми орудиями труда, увеличения сроков обучния и постепенного удлиннения периода специализации части населения. С позиции жизни одного поколения все эти изменения происходили довольно медленно, на фоне относительно медленных изменений среды обитания, низкой плотности населения и при сохранении высокого уровня двигательной активности.Все это не представляло каких-либо особых, выходящих за пределы сложившихся в эволюции требований к психике человека.

Положение стало меняться с началов развития капитализма и прогрессирующей урбанизации, причем наиболее радикально – во втрой половине 20 века, когда образ жизни человека стал стремительно меняться.

Урбанизация (лат. urbanus – городской) –социально-демографический процесс, заключающийся в росте численности городского населения, количества и величины городов, который связан с концентрацией и интенсификацией техногенных функций, распространением измененного городского образа жизни

Рост городского населения резко увеличил плотность контактов человек – человек. . Возросшие скорости передвижения человека обусловливают все большее количество межличностных контактов, причем в значитеьной степени – с незнакомыми людьми. С точки зрения психики эти контакты для человека зачастую оказываются неприятными (опасность развития дистресса). Напротив, благотворно действуют семейные, если, разумеется, отношения между членами семьи хорошие. Однако, к сожалению, благоприятные семейные отношения занимают в семье, согласно статистике, лишь 20-30 минут в сутки. Часто отмечается нарушение традиционных семейных связей.

Несомненное влияние на психику современного человека оказывают некоторые факторы заметно измененной внешней среды. Так, значительно возрос уровень шумов в городской черте, где он заметно превышает допустимые нормы (оживленная магистраль). Плохая звукоизоляция, включенные в собственной квартире или у соседей ТВ, радио и т.д. делают влияние шумов практически постоянными. Они в отличие от естественных (шум ветра и др.) оказывают негативное влияние на весь организм и на психику в часности: меняются частота дыхания и АД, нарушается сон и характер сновидений, развивается бессонница и другие неблагоприятные симптомы. Особенно сильное воздействие такие факторы оказывают на растущий детский организм, и у детей отчетливее повышается уровень страха.

Особое место в нарушении психического состояния человека играет радиоактивное загрязнение (нервная система очень чувствительна к его воздействию), электромагнитное загрязнение в виде излучения от сплетения проводов, электроприборов (делает человека более агрессивным). На эмоциональную сферу человека исключительно неблагоприятно воздействуют и некоторые формы рок-музыки, для которых характерен однообразный ритм, подчеркнуто эмоционально-напряженная окраска голосов солистов, повышенная сверх нормы громкость и особый спектр звука.

Следует учитывать, что и сам человек является источником слабых электромагнитных и друг их физических полей. Возможно, большое скопление людей (а это характерно для города)генерирует электромагнитные волны различных характеристик, которые на неосознанном уровне могут оказывать негативное влияние на мозг.

Косвенное влияние на состояние мозга, психическое здоровье оказывает и химическое загрязнение атмосферы (повышение угарного газа во вдыхаемом воздухе ухудшает газообмен в мозговой ткани и снижает ее функциональные характеристики и др.).

Разрушение естественного природного окружения человека (который сам – частица природы), замена его на искусственную из камня и бетона среду, содержащую изолированные пространнства и др.деформирует психику человека, особенно эмоциональную компоненту, нарушает восприятие, снижает потенциал здоровья.

Научно-техническая революция привела к уменьшению доли физического труда, то есть к снижению уровня двигательной активности (развитию гиподинамии). Это обстоятельство нарушило естественные биологические механизмы, в которых именно последняя являлась конечным звеном жизнедеятельности, поэтому изменился характер протекания жизненных процессов в организме и в конечном итоге снизился запас адаптационных возможностей человека, его функциональных резервов.

По данным академика Берга, за последнее столетие расход энергии на мышечную деятельность у людей снизился с 94% до 1%. А это свидетельствует о том, что и резервы организма снизились в 94 раза. Особенно неблагоприятно гиподинамия проявляется у детей в период созревания организма, когда дефицит энергии лимитирует не только физическое развитие, но и психологическое (в том числе и интелектуальное). Может возникнуть протребность в допинге сначала психологическом, затем лекарственном и вполне возможно, что и наркотическом.

Гиподинамия выключает конечное звено стрессовой реакции – движение . Это ведет к напряжению ЦНС, что в условиях и без того высоких информационных и социальных перегрузок современного человека закономерно ведет к переходу стресса в дистресс, снижает физическую и умственную работоспособность, нарушает нормальную работу мозга.

Современная жизнь сопряжена с исключительно большим потоком разнообразной информации, которую получает, перерабатывает и усваивает человек. По некоторым данным каждые 10-12 лет объем вновь полученной информации в мире соответствует тому, который был накоплен за всю предыдущую историю человечества. А это означает, что современным детям необходимо усвоить информации, как минимум, в 4 раза больше, чем их родителям в том же возрасте, и в 16 раз больше, чем их дедушкам и бабушкам. Но мозг современного человека остался практически таким же, каким был и 100, и 10 000 лет назад. Так возникают предпосылки для информационных перегрузок. К тому же сокращение времени для переработки новой информации усиливает нервно-психическое напряжение, что нередко вызывает отрицательные реакции и состояния, ведущие к срывам нормальной психической деятельности. При этом мозг пытается защищаться от избыточной и неблагоприятной информации, что делает человека эмоционально менее чувствительным, эмоционально «тупым», слабее реагирующим на проблемы близких, нечувствительным к жестокости, а затем и к добру, агрессивным. В ряде случаев это наблюдается уже у маленьких детей.

С рассмотренными факторами риска, характерными для большинства городов, связаны так называемые болезни цивилизации – широко распространенные среди экономически развитых стран заболевания: гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка, диабет, болезни обмена веществ, бронхиальная астма, неврозы, психические расстройства и др.

Перечислить основные факторы риска для здоровья, связанные с научно-технической революцией.

Объяснить негативное влияние урбанизации на психическое здоровье человека.

Охарактеризовать связь гиподинамии и психического здоровья человека

Описать действие избыточной информации на психику человека.

Дать понятие болезней цивилизации.

1. индивид со стойкой и клинически значимой социальной дезапатацией поведения или антисоциальным расстройством личности. Синонимы: Мания без бреда (Pinel, 1809), Моральное помешательство (Prichard, 1835), Инстинктивная монамания (Еsquirol, 1838), Моральное слабоумие, Социопатия, Социопатическая личность, Психопатия (Koch, 1891, 1900), Невротическая личность и др. В законодательствах некоторых стран, в частности, в Шотландском, это понятие в данный интерпретации отсутствует, вероятно, в силу того, что в нем объединяются медицинские, морально-этические и юридические критерии, делающие его внутренне противоречивым и в этом смысле неопределенным; 2. врожденный, наследственно обусловленный (тип генетической трансмиссии остается неустановленным) и/или конституциональный дисгармонический склад или «уродство» личности, проявляющееся, в основном, нарушениями в сфере межличностных отношений («психопатия – это бред поступков»). Психопатии, как иногда определяется это расстройство, свойственны такие характерологические качества, от которых страдает сам пациент и/или окружающие его люди. Распространенность психопатии, по разным данным, вариирует от 2-3 – до 12%. Такой разброс показателей едва ли может указывать на то, что проблема психопатии разработана в удовлетворительной степени как в концептуальном, так и практическом плане. Неясности в плане генезиса психопатии в первую очередь касаются следующих проблем: а) почему пациенты предпочитают анормальные модели поведения, хотя с их интеллектом, обычно достаточным или даже высоким, они, казалось бы, вполне могли бы принять более адекватные и адаптивные; б) почему анормальные модели поведения фиксируются при психопатии особенно легко, очень прочно, причем до такой степени, что изменить их затем в сторону приемлемой социализации становится крайне сложно или практически невозможно; в) почему пациенты не осознают патологический характер своего поведения, не предпринимают каких-либо усилий, чтобы его изменить, а нередко стойко и достаточно успешно сопротивляются попыткам окружающих им в этом помочь. Существует неясность и в том, существуют ли при психопатии определенные нейрохимические изменения и/или характерные структурные нарушения головного мозга.

Классические диагностические критерии «ядерного» психопатического расстройства, частично принятые в отечественной психиатрии, в основном, таковы: 1. относительное постоянство, неизменность психопатического характера на протяжении всей жизни пациента - «психопат всегда психопат» (русская пословица гласит: «горбатого могила исправит»); 2. тотальность психопатического характера - «психопат во всем психопат», то есть дисгармония, диспропорциональность в самых различных характеристиках личности, но в первую очередь в том, что относится к эмоциональной сфере, идеалам, ценностям, жизненным целям, чувствам, мотивации, влечениям и поведению. Идентифицировать психопатию без учета состояния высших, интегративных инстанций личности было бы недопустимым упрощением существа проблемы. У человека может быть тяжелый, несносный, с точки зрения обывателя, характер, но этот человек способен приносить обществу и культуре неоценимую пользу. И наоборот, индивид может обладать обычным характером, вести себя в повседневной жизни более или менее адекватно, но при всем том его деятельность в целом наносит непоправимый ущерб для большого числа людей и даже целых народов; 3. нарушения поведения в разных, едва ли не во всех, за малым исключением, социальных ситуациях (в семье, в отношениях с близкими людьми, со сверстниками, лицами другого пола, в школе, в профессиональной, общественной и иной деятельности и т.п.) – «психопат – везде психопат». Кроме того, психопатической личности свойственны предрасположенность к развитию реактивных психозов, симптоматических психозов и, возможно, психосоматической патологии. Расстройство обычно сопровождается значительным ухудшением социальной, профессиональной продуктивности и адаптации или даже полной неспособности к адекватной социализации, хотя при определенных обстоятельствах у значительной части психопатических индивидов к 25-0 годам жизни может наступать более или менее удовлетворительная компенсация анормальных проявлений личности.

Обычно подчеркивается, что психопатические пациенты не осознают дефицитарность своего характера, большей частью источники своих проблем они усматривают где-то вне себя, в непосредственном социальном окружении, нации или в обществе в целом, что особенно свойственно антисоциальным психопатам. Указанные критерии психопатического характера были сформулированы в первой половине 20-го столетия, когда развитие учения о психопатии в основных своих чертах завершилось. В более поздних исследованиях (Кербиков, 1961; и др.) возникла теория краевой психопатии, то есть формирования психопатического характера в результате неблагоприятных условий воспитания в детско-подростковом возрасте. Кроме того, следует учесть, что личность, в отличие от характера, развивается в течение неопределенного времени, так что, теоретически, психопатической она может стать и в зрелом возрасте. Возникла также гипотеза о существовании органической психопатии - возможности формирования психопатического характера в результате негрубого органического повреждения головного мозга, преимущественно тех его отделов, которые ответственны за эмоции и мотивацию поведения. Окончательное формирование и структурирование психопатической личности завершается к 16-17 годам, после чего распознавание психопатии становится более или менее достоверным.

Согласно МКБ-10, психопатии или «специфические расстройства личности» - это «тяжелое нарушение характерологической конституции и поведенческих тенденций индивидуума, вовлекающее обычно несколько сфер личности и почти всегда сопровождающееся личностной и социальной дезинтеграцией. Личностное расстройство возникает обычно в позднем возрасте и продолжает проявляться в периоде зрелости». Диагностические критерии психопатии в целом аналогичны вышеупомянутым. Специфического лечения психопатии не существует, эффективных методов профилактики развития психопатии ныне не существует, результативность психотерапии остается неудовлетворительной. Лечение симптоматическое, оно касается психопатических реакций и фаз, а также состояний декомпенсации психопатии.

Психопатическая личность

psychopathic personality) "Моральные и деятельные принципы разума сильно извращены или испорчены, власть над собой утрачена или ограничена и индивидуум неспособен говорить или рассуждать о каком-либо предложенном ему предмете, а также вести себя с приличием и пристойностью в жизненных делах". Так английский психиатр Дж. Причард определил новое понятие "морального помешательства". Та же самая идея заложена в описании manie sans delire, данном отцом французской психиатрии Филиппом Пинелем. Первый американский психиатр Бенджамин Раш писал о лицах, одержимых "врожденной противоестественной моральной испорченностью". Эмиль Крепелин использовал термин "психопатическая личность". Семейство расстройств. Проблему составляет понимание того, почему неглупый и рационально мыслящий чел. может вовлекаться в антисоциальное поведение, невзирая на риск наказания, к-рый заглушит большинство таких побуждений у нормального индивидуума. Определяемая в целом, П.л. может рассматриваться как семейство расстройств, в к-рое входят по меньшей мере четыре "рода", подразделяемые в свою очередь на "виды". По определению, данному в "Руководстве по диагностике и статистической классификации психических расстройств" (DSM), род диссоциальных психопатов (dissocial psychopath) состоит из лиц, к-рые "не демонстрируют каких-либо значимых личностных отклонений, за исключением тех, что обусловлены приверженностью ценностным ориентациям или кодексу их собственной хищнической, преступной или иной социальной группы". Карл Меннингер описал второй род, невротический характер (neurotic character), у обладателей к-рого антисоциальное поведение представляет собой отреагирование невротического конфликта или проявление бессознательной потребности в наказании. Третий род включает виды органической дисфункции или анормальности (порока). Некоторые патологически импульсивные индивидуумы имеют специфический дефект контроля побуждений. Некоторые дети с гиперактивным расстройством, вырастая, становятся импульсивными психопатами. У др. лиц имеется тиранический сексуальный голод, или эксплозивные, неконтролируемые вспышки ярости, или эпизоды удовлетворения агрессивных и сексуальных инстинктов по типу "короткого замыкания". Первичный психопат. В своей книге The mask of sanity ("Маска психического здоровья") Харви Клекли сформулировал 16 специфических признаков, общих для описанных им больных. Психопат Клекли, "не являясь глубоко злонамеренным, легко несет бедствие в каждой руке". Эти лица могут иметь высокий уровень интеллекта, они часто производят впечатление обаятельных, чему, несомненно, во многом способствует отсутствие нервозности и иных невротических проявлений. Но они фундаментально ненадежны, для них ничего не значит истина, они неспособны на настоящую любовь или эмоциональную привязанность. Это антисоциальное поведение часто выглядит неадекватно мотивированным, такие индивидуумы идут на бессмысленный риск, демонстрируют низкую способность к умозаключениям и безразличие к наказаниям, основывающееся на неумении учиться на негативном опыте. Они не испытывают истинных угрызений совести или стыда, часто прибегают к рационализации при оценке своего поведения или проецируют вину на других. У них имеет место "специфическая утрата проницательности", т. е., неспособность оценить, какие чувства они вызывают в окружающих, или предвидеть их реакцию на свое возмутительное поведение. В трех из четырех случаев это - лица мужского пола. Клекли был убежден, что этот синдром яв-ся следствием какого-то глубокого и, вероятно, конституционального дефекта, повлекшего за собой неспособность к переживанию нормального аффективного сопровождения жизненного опыта. Психопат Клекли просто может быть неспособен испытывать нормальные чувства вины, угрызений совести, боязливого ожидания возможной опасности или теплой привязанности. Предпринимались попытки понимания психопатии Клекли исходя из одного единственного отклонения от нормы, последствием к-рого могли бы быть все остальные признаки синдрома. В частности, утверждалось, что этот тип психопата отличается от др. всего лишь низким IQ тревоги (anxiety IQ). Все млекопитающие могут испытывать страх и могут научиться ассоциировать тревогу с импульсами, подвергавшимися наказанию или с др. стимулами, сигнализирующими об опасности. Люди с высокой по сравнению с другими способностью к формированию условнорефлекторной реакции страха, имеют высокий IQ тревоги. Страх и его союзники (стыд, вина и замешательство) в значительной мере ответственны за то, чтобы помешать большинству из нас время от времени совершать некоторые неприемлемые поступки, характерные для антисоциального поведения психопата. См. также Формирование идентичности в подростковом и юношеском возрасте, Антисоциальная личность, Связь и привязанность, Расстройства характера, Моральное развитие, Расстройства личности Д. Ликкен

Психопатический тип характера характеризуется как , которая добивается успеха в своем русле и хорошего карьерного роста. Эти люди очень общительны и привлекательны для других. Они обладают не просто храбростью вершить дела, но и должной решимостью, которая позволяет действовать без промедления. Именно эта черта позволяет им не пасовать там, где другие опускают руки, а продолжать двигаться вперед. Рассмотрим характеристику психопатической личности более подробно.

Психопатический тип личности

Люди этого типа, которые обладают моральным здоровьем, являются отличными руководителями. Они импульсивны, активны, энергичны и по своей природе являются лидерами. Если же присущи невротические черты, возникают некоторые проблемы, и достижения бывают направленными только в одну сторону.

Проигрывать такие люди не умеют абсолютно, они не могут даже допустить одной лишь мысли о неудаче, поскольку, когда это происходит, их охватывает паника и страх. Нередко и их решимость держится только на сильном страхе перед неудачей и неумении отступать. Они очень ответственны и в случае промаха считают, что подвели многих, а не только себя.

Психопатический тип всегда характеризуется именно напористостью, агрессивностью, и ему нравятся эти черты, он склонен хвастаться своими достижениями и «завоеваниями», будь то карьерная лестница или победы на личном фронте. Такие люди стремятся преуспеть во всем и сразу, что сильно выматывает их. Он настолько боится, что ничего не сможет, что ему приходится достигать всего, чтобы не попасть в такую пугающую для него ситуацию.

Как формируется психопатическая личность?

Обычно такая личность возникает в семье, в которой отцу и ребенку приходится быть соперниками. Они состязаются во всем, и в каждом конкретном случае каждому из них невероятно важна победа.

Обычно это происходит в том случае, когда отец ребенка занимается самолюбованием, подчеркивает собственную значимость и за счет этого стремится привязать ребенка к себе. Из-за этого ребенок не ощущает поддержки, физического контакта, и невольно вступает в соперничество, отчего механизм идентичности нарушается.

Нередко психопатическому типу соответствуют мазохистские наклонности – если появляется необходимость подчинения. Ведь ребенок не может уйти из дома, его бунт в любом случае в конце будет подавлен.

Психопатическое расстройство личности

Кроме психологического термина, который просто характеризует определенный типаж человека, существует и психиатрическое понятие о психопатии как о расстройстве личности. В данном случае речь идет о поведенческой тенденции, которая проявляется в отклонении поведения от общепринятых норм, которые известны всем людям в рамках конкретной культуры.

Как правило, такое нарушение бывает очень тяжелым для самого человека, оно охватывает сразу несколько сфер жизни, значимых для человека. В результате человеку становится сложно устанавливать контакты и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Обычно такое расстройство раскрывается в подростковом, а то и в детском возрасте, и продолжает развиваться даже в годы зрелости. До достижения 16-17 лет сложно говорить о том, имеются ли реальные отклонения от нормы, или речь идет о возникновении возрастных особенностей.

Считается, что причинами расстройства личности (психопатии) могут выступать самые разные факты: наследственные факторы, сильные эмоциональные переживания, различные травмы и перенесенные жизненные обстоятельства, насилие.

Классификации психопатий весьма разнообразны. Были попытки все разновидности психопатий свести к двум - возбудимой и тормозимой; были описания, включающие более десятка типов. В МКБ-10 включены следующие типы.

Шизоидное расстройство личности (шизоидная психопатия) по МКБ-10 характеризуется следующими чертами характера: неспособностью переживать наслаждение (ангедония); эмоциональной холодностью и неспособностью выразить теплые или неприязненные чувства к другим; слабой реакцией на похвалу и порицания; малым интересом к сексуальному общению с другими; склонностью к фантазированию про себя (аутистическое фантазирование) и к интроспекции (погружение во внутренний мир); недостатком тесных доверительных контактов с другими; затруднением в понимании и усвоении общепринятых норм поведения, что проявляется эксцентричными поступками.

Наиболее яркой чертой характера служит замкнутость и необщительность (с детства предпочитали играть одни). Часто живут своими необычными интересами и увлечениями, в области которых могут достигать успехов (уникальные сведения в какой-либо узкой отрасли, глубокий интерес к философским и религиозным вопросам, необычные коллекции и др.). Увлечения и фантазии заполняют внутренний мир, почти всегда закрытый для других. Фантазии предназначены для самих себя и бывают честолюбивыми или эротическими (при внешней асексуальности). Эмоциональная сдержанность выглядит как холодность, хотя внутренние переживания могут быть сильными и глубокими. Трудно устанавливать неформальные эмоциональные контакты. Недостаток интуиции проявляется неумением понять чужие желания, опасения, переживания. Склонны к нонконформизму - не любят поступать “как все”. Тяжело переносятся ситуации, где надо быстро и без разбора устанавливать неформальные контакты, а также насильственное вторжение посторонних в свой внутренний мир.

Диссоциативное расстройство личности (психопатия неустойчивого типа, антисоциальное расстройство личности) по МКБ-10 распознается по следующим признакам: пренебрежение чувствами других и недостаток эмпатии - способности проникновения в их переживания; безответственность и игнорирование социальных норм, правил и обязанностей; неспособность поддерживать устойчивые отношения с другими; низкая толерантность к фрустрации (невозможность получить желаемое); легкость агрессивных вспышек, включая жестокость; отсутствие чувства вины и неумение извлекать опыт из прошлого, в особенности из наказаний; склонность во всем обвинять других и жаловаться на неудачи; постоянная раздражительность.

Главной чертой является постоянная жажда легких развлечений и наслаждений, праздного образа жизни с уклонением ото всякого труда, учебы, выполнения любых обязанностей, как общественных, так и семейных. С подросткового возраста тянутся к асоциальным компаниям, алкоголю, наркотикам. Сексуальная жизнь служит лишь источником для наслаждений. Не способны ни влюбляться, ни привязываться к близким и друзьям. К своему будущему равнодушны - живут настоящим. Слабовольны и трусливы, от любых трудностей и неприятностей стараются убежать. Одиночество переносят плохо - неспособны сами чем-нибудь занять себя. Пагубной оказывается ситуация безнадзорности, отсутствия опеки и строгого контроля.

Эмоционально-неустойчивое расстройство личности (эмоционально-лабильный тип психопатии, эксплозивная, аффективная, импульсивная, возбудимая, эпилептоидная психопатии) по МКБ-10 представляет сборную группу с различными нарушениями эмоциональной сферы. В русской психиатрии принято различать два близких, но не тождественных типа.

Эксплозивная (аффективно-лабильная) психопатия характеризуется эмоциональными вспышками по малейшему поводу, но гнев легко сменяется слезами, ругань и швыряние вещей - стенаниями, агрессия к другим - нанесением самоповреждений, покушениями на самоубийство. Настроение часто меняется, что ведет к неусидчивости, несобранности, отвлекаемости. Совершенно невыдержаны, вскипают при малейших замечаниях или противодействии, крайне болезненно реагируют на эмоциональное отвержение и любые стрессы.

Эпилептоидная психопатия отличается тем, что, кроме эксплозивности (склонности к безудержным аффективным реакциям с агрессией и аутоагрессией), периодически возникают состояния дисфории - мрачно-злобного настроения, во время которого больные ищут, на чем бы сорвать накопившееся зло. Дисфории длятся от нескольких часов до нескольких дней. Бурным аффективным реакциям обычно предшествует постепенное закипание сперва подавляемого раздражения. В аффекте, во время драк звереют - способны наносить тяжкие повреждения. Иногда выявляются нарушения влечений, чаще всего садистско-мазохистские склонности. Получают удовольствие, мучая, изощренно издеваясь или жестоко избивая слабых, беззащитных, зависимых от них, неспособных дать отпор. Нередко еще с детства любят истязать и убивать животных. Но могут получать чувственное наслаждение, причиняя боль себе порезами, ожогами от горящих сигарет. Алкогольные опьянения чаще бывают по дисфорическому типу. Напиваться любят до бесчувствия. Суицидальные попытки могут быть как демонстративными с целью кого-то шантажировать ими, так и во время дисфории с действительным намерением покончить с собой.

Гистрионическое расстройство личности (истерическая психопатия), согласно МКБ-10, может быть диагностировано при наличии склонности к самодраматизации, театральности поведения, преувеличенном выражении эмоций; внушаемости, легкой податливости влиянию других; поверхностной и лабильной эффективности; эгоцентричности со стремлением себе все прощать и не считаться с интересами других; постоянного желания быть оцененным и легкой уязвимости; жажды ситуаций, где можно быть в центре внимания окружения; манипулятивного поведения (любые подтасовки), чтобы добиться своих целей.

Среди перечисленных черт характера наиболее яркой является постоянное желание быть в центре внимания окружения, демонстративность, претенциозность. С этой целью даже прибегают к спектаклям, изображающим суицидальные попытки. Внушаемость, нередко весьма подчеркиваемая, на самом деле весьма избирательна: внушить можно лишь то, что не противоречит эгоцентрическим устремлениям. Зато высок уровень притязаний: претендуют на гораздо большее, чем позволяют способности и возможности. Под влиянием тяжелых психических травм могут возникать истерические психозы - сумеречные состояния, псевдодеменция и др.

Ананкастное (обсессивно-компулъсивное) расстройство личности (психастеническая психопатия) по МКБ-10 характеризуется нерешительностью, постоянными сомнениями; чрезмерной предусмотрительностью в отношении возможно опасного или неприятного для себя хода событий; перфекционизмом (т. е. стремлением всегда достигать наивысших результатов, все сделать лучшим образом независимо от маловажности дела); потребностью повторно перепроверять сделанное; крайней озабоченностью в отношении деталей в пустяковых вещах и утратой широкой перспективы; чрезвычайной совестливостью, скрупулезностью, озабоченностью, мешающими испытывать удовольствие; педантизмом и соблюдением условностей с ограниченной способностью выразить теплые чувства; ригидностью и упрямством, настаиванием, чтобы другие подчинялись установленному ими порядку; появлением нежелательных мыслей и побуждений, которые, однако, не достигают степени тяжелой навязчивости; потребностью планировать всякую деятельность наперед в самых незначительных деталях.

Навязчивые мысли, движения, ритуалы, опасения, самими придуманные “приметы” и “запреты” наблюдаются почти постоянно, то усиливаясь, то ослабевая (например, для ответственных случаев всегда надевать одну и ту же одежду, ходить только по одному маршруту, не прикасаться ни к чему черному и т. п.). Педантизм, желание все заранее предусмотреть и запланировать в малейших деталях, мелочное соблюдение правил служат компенсацией при постоянном опасении за будущее - свое и своих близких. Утрированными могут оказаться другие компенсаторные механизмы: нерешительность при уже принятом решении оборачивается нетерпеливостью, застенчивость - неожиданной и ненужной безапелляционностью. Данный тип психопатии обычно проявляется со школьных лет, но усиливается, когда начинают жить самостоятельно и надо отвечать и за себя, и за других.

Тревожное (“избегающее”) расстройство личности (сенситивная психопатия) по критериям МКБ-10 может быть распознано по постоянному чувству внутреннего напряжения и тревоги; застенчивости и чувству собственной неполноценности, неуверенности в себе; постоянным попыткам понравиться и быть принятым другими; повышенной чувствительности к критике со стороны; по склонности отказываться вступать во взаимоотношения с окружающими, пока не будут уверены, что не будут подвергнуты критике; весьма ограниченному кругу личных привязанностей; тенденции преувеличивать потенциальную опасность и риск каждодневных ситуаций, избегая некоторые из них, что, однако, не достигает устойчивых фобий (навязчивых опасений); по ограниченному образу жизни, позволяющему чувствовать себя в безопасности.

Большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности составляют две главные черты. В себе видят множество недостатков и страшатся быть осмеянными и подвергнутыми осуждению. Замкнутость у них чисто внешняя - следствие отгороженности от чужих людей и незнакомых ситуаций. С теми, к кому привыкли и кому доверяют, достаточно общительны. Невыносимой оказывается обстановка, в которой они становятся предметом недоброжелательного внимания окружающих, когда на их репутацию падает тень или они подвергаются несправедливым обвинениям. Склонны к депрессивным реакциям, во время которых могут исподволь и тайком подготовлять самоубийство или оказываются способными на неожиданные отчаянные поступки, ведущие к тяжким последствиям (вплоть до нанесения тяжких повреждений или убийств обидчиков).

Зависимое расстройство личности по критериям МКБ-10 соответствует одному из видов астенической психопатии. Его характеризует склонность перекладывать ответственность за себя на других и целиком подчиняться интересам того, от кого зависят, пренебрегая собственными желаниями. Себя оценивают как беспомощных, некомпетентных и невыносливых. Им присущ страх быть покинутыми и постоянная потребность в успокоении в этом отношении. Они не переносят одиночества, чувствуют себя опустошенными и беспомощными, когда обрываются связи с тем, от кого зависели. Ответственность за несчастья переносят на других.

Смешанные типы расстройства личности диагностируются, когда трудно установить отдельный тип из-за того, что черты разных типов представлены относительно равномерно. Однако совершенно “чистые” типы психопатий встречаются относительно редко - тип следует определять по преобладающим чертам. Так же как при акцентуациях характера, смешанные типы могут быть промежуточными (преимущественно наследственно обусловленными, например шизоидно-эпилептоидная психопатия), или амальгамными (на эндогенное ядро одного типа наслаиваются черты другого вследствие длительного неблагоприятного влияния среды, например, на конституциональные черты эмоциональной лабильности при воспитании в детстве как “кумира семьи” накладываются гистрионические, т. е. истероидные, черты).

Органические психопатии чаще всего бывают смешанными, представляя различные сочетания эмоционально-лабильных, гистрионических и диссоциативных черт (т. е. эксплозивной, истерической и неустойчивой психопатии). Диагностика органических психопатий основывается на следующих признаках. В анамнезе имеются внутриутробные, родовые и ранние постнатальные (первые 2-3. года жизни) черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции и нейроинтоксикации. Выявляется резидуальная неврологическая “микросимптоматика”: асимметрия лицевой иннервации, нерезкие глазодвигательные нарушения, неравномерность сухожильных и кожных рефлексов, легкие диэнцефальные расстройства. На рентгенограмме черепа видны аномалии оссификации и признаки повышения внутричерепного давления, на ЭЭГ обычно встречаются выраженные диффузные изменения. При патопсихологическом обследовании обнаруживаются нарушения внимания, истощаемость при повторении заданий.

Другие классификации психопатий. Было предложено множество классификаций. Одни из них являются описательными - типы выделяются по наиболее ярким чертам характера, другие исходят из определенного принципа. В русской психиатрии примером первых может служить систематика П. Б. Ганнушкина (1933), а второй - его ученика О. В. Кербикова (1968), а также Б. В. Шостаковича (1988) и А. Е. Личко (1977).

П. Б. Ганнушкин описал несколько групп психопатий.

Группа циклоидов (конституционально-депрессивные, конституционально-возбужденные, циклотимики, эмотивно-лабильные) отличаются особенностями господствующего настроения - постоянно угнетенного, повышенного, периодически или часто меняющегося. Группу астеников (неврастеники, “чрезмерно впечатлительные”, психастеники) объединяла склонность к легкой истощаемости и “раздражительная слабость”. Кроме того, выделялись группы шизоидов, параноиков, эпилептоидов, истерических и неустойчивых психопатов и др., большинство из которых включены в МКБ-10 под теми же или иными названиями. О. В. Кербиков для классификации взял типы высшей нервной деятельности И. П. Павлова и прежде всего разделил психопатии на возбудимые (эксплозивные, эпилептоиды) и тормозимые (астеники, психастеники). Но особо за пределами выбранного принципа были поставлены “патологически замкнутые” (т. е. шизоиды), истерические, неустойчивые, сексуальные и мозаичные (т. е. смешанные) психопатии. Б. В. Шостакович использовал для систематики психологический принцип: преобладание изменений в сфере мышления (шизоиды, психастеники, паранойяльные), в сфере аффективных нарушений (эпилептоиды, возбудимые, циклоиды, истерические) или в сфере волевых нарушений (неустойчивые, сексуальные). А. Е. Личко объединил систематику психопатий и акцентуаций характера, описывая одни и те же типы, являющиеся или вариантами нормы (акцентуации), или достигающие патологического уровня отклонения (психопатии).




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины