14.04.2019

Кормление детей до 3 лет. Мясо, рыба, яйца. Потребность в воде


Обновление: Декабрь 2018

С момента достижения ребенком годовалого возраста, его питание постепенно расширяется и изменяется. Но это совершенно не значит, что после года ребенка нужно переводить на взрослое питание, его пищеварительная система еще не готова к перевариванию многих продуктов взрослого стола, а ферменты поджелудочной железы и желчь еще не полностью функционально активны.

Питание детей до полутора лет

Питание ребенка после 1 года изменяется, постепенно и плавно приближаясь к столу взрослых. В чем особенности питания после года:

  • дети становятся более активными и аккуратными за столом, они обучаются использованию столовых приборов, питью с чашки, использованию салфетки
  • дети активно пьют воду, запивая ею еду, делая это многократно за время приема пищи
  • дети могут принимать пищу в движении, зачастую их сложно удержать за столом, и они периодически подбегают к матери, берут кусочки пищи, и продолжают движение, вертятся в стуле, разбрасывают еду
  • проявляют избирательность в еде, могут перебирать пищу, выкидывая из тарелки то, что, по их мнению, невкусно, устраивают «забастовки», требуя определенной пищи.

Это особенности пищевого поведения детей, все родители переходят через эти этапы становления вкуса и пищевых привычек ребенка.

Обычно в возрасте после года дети переходят на пятиразовый прием пищи. Обычно режим питания ребенка выглядит как:

  • Завтрак (8.00-8.30)
  • Второй завтрак (10.30-11.00)
  • Обед (12.30-13.00)
  • Полдник (15.30.-16.00)
  • Ужин (18.30-19.00)

В перерывах между приемами пищи могут быть небольшие перекусы фруктами или легкими десертами, соками, компотами. Важно в эти перекусы не давать детям калорийных продуктов (сладкое печенье, булки, сладости, шоколад, конфеты), чтобы к очередному приему пищи у ребенка возникал аппетит.

Обычно дети на первом году жизни в качестве основного питания получают грудное молоко или адаптированные молочные смеси. Питание ребенка после 1 года претерпевает некоторые изменения в особенности от типа вскармливания:

  • При грудном вскармливании молоко матери постепенно в дневное время вытесняется продуктами прикорма и становится дополнительным питанием. Но, по мнению ВОЗ, кормление грудью после года завершать не нужно, желательно продолжать его до полутора-двух лет, постепенно и плавно отлучая ребенка от груди. В период до полутора лет кормления грудью еще могут сохраняться в дневное время перед сном и как перекусы между приемами пищи, постепенно кормления сводятся к сосанию груди на ночной сон и ночью, а также прикладывания к груди не для питания, а большей частью для общения и успокоения.
  • При нахождении ребенка на адаптированных смесях , происходит переход на смеси-троечки, особые молочные продукты, которые призваны заменить в этом возрасте коровье молоко, не рекомендованное в питании детей раннего возраста из-за высокой аллергенности. Смесь в основном дается на ночь, днем заменяясь на обычные продукты.

Почему меняется рацион питания детей. Особенности пищеварения детей.

Расширение рациона и смена режимов питания обуславливается особенностями развития пищеварительного тракта ребенка. После года происходит активное прорезывание зубов жевательной группы (их должно быть 12 штук), происходит резкое повышение концентрации пищеварительных соков и активности ферментов кишечника и поджелудочной железы. Это способствует облегчению переваривания новой и более плотной пищи, ее активное усвоение.

Появление зубов требует повышения жевательной нагрузки на них для правильного и полноценного формирования зубочелюстного аппарата и скелета лица. Ребенок в этом возрасте учится пережевывать кусочки пищи размерами около 2-3 см и относительно неплотной консистенции. Жевание помогает в развитии мышц и костей челюсти, что формирует правильный прикус и полноценное измельчение пищи для ее активного переваривания.

  • Ребенок начинает потреблять большие объемы пищи в виду увеличения объема желудка примерно до 250-300 мл, при этом его опорожнение от пищи происходит примерно каждые 3-4 часа с момента предыдущего приема.
  • Это и обуславливает формирование нового режима приема пищи, сначала пятиразового, а по мере взросления – перехода на четырехразовое питание к возрасту трех лет.
  • В сутки объем пищи составляет в этом возрасте около 1200-1300 мл, объем средней порции питания при пятиразовом питании примерно равен 250 мл с небольшими отклонениями в пределах 30-50 г.
  • Консистенция пищи с появлением зубов должна постепенно уплотняться от кашицеобразной к привычной пище мягкой консистенции (отварные овощи, крупы, макароны, мясные котлеты, тефтели и тд.), которую можно кусать и жевать.

В этот период формируются пищевые привычки и пристрастия в еде, поэтому сейчас самое время предлагать ребенку на пробу разнообразные (разрешенные, полезные) продукты, чтобы он научился есть разную пищу. При приеме пищи активно вырабатываются пищеварительные соки, что помогает в активном усвоении пищи. В этом возрасте важно строгое соблюдение режима питания, что помогает к определенному времени «включать» пищеварение и адекватно усваивать все компоненты пищи.

Особенности приготовления пищи для детей раннего возраста

  • пища должна быть полноценно термически обработана, продукты не должны быть переварены, предпочтительно паровое приготовление или варка на медленном огне
  • пищу готовят непосредственно к ее приему, недопустимо ее разогревание и хранение даже сутки в холодильнике, это резко снижает ее пищевую ценность и повышает риск ее порчи, обсеменения опасными микробами и пищевых отравлений, особенно в теплое время года
  • супы и каши готовят в протертом виде, овощи и фрукты разминают вилкой, мясо и рыбу дают в виде фарша, рубленых изделий или суфле
  • блюда готовятся в отварном, тушеном или паровом виде без добавления к ним специй, чеснока и перца.

Основные требования к рациону питания детей

Питание ребенка в возрасте до полутора лет должно быть:

  • правильным и сбалансированным по всем основным компонентам
  • меню должно быть разнообразным, составленным на неделю с разными блюдами и продуктами
  • выверенным по белкам, жирам и углеводам, витаминам и минеральным компонентам.

Это достигается комбинацией в ежедневном рационе овощей и фруктов, мясных или рыбных блюд, молочной продукции, мучных изделий и круп.

Важно сразу же определиться, какие продукты можно ребенку, учитывая состояние здоровья и особенности раннего развития.

В период первого года жизни у ребенка могла быть выявлена пищевая аллергия или индивидуальная непереносимость продуктов, что в период до двух-трех лет будет исключать эти продукты из рациона. По мере взросления их аккуратно можно будет пробовать вводить в рацион питания под контролем переносимости.

Сравнительная характеристика рациона питания до 3 лет

Основные характеристики С 1 до 1.6 лет С 1.6 до 3 лет
Количество зубов у ребенка 8-12 шт, передние резцы и жевательные премоляры. Возможно откусывание и пережевывание только мягкой пищи. 20 зубов, вся групп зубов как для откусывания, так и измельчения и пережевывания пищи
Объем желудка 250-300 мл 300-350 мл
Количество приемов пищи 5-разовое питание 4- разовое питание
Объем одного приема пищи 250 мл 300-350 мл
Суточный объем питания 1200-1300 мл 1400-1500 мл.
Распределение калорийности приемов пищи
  • Первый завтрак – 15%
  • Второй завтрак 10%
  • Обед – 40%
  • Полдник – 10%
  • Ужин – 25%.
  • Завтрак – 25%
  • Обед – 35%
  • Полдник – 15%
  • Ужин – 25%.

Также необходимо знать, какие продукты можно ребенку в возрасте до полутора лет, и какими основными характеристиками должны обладать продукты питания для детей. Приведем примерный список этих продуктов.

Необходимые продукты для ребенка до полутора лет

Можно Не желательно Сколько примерно гр. в день
Овощи
  • капуста, свекла, морковь, кабачок, перец, помидор, огурец, баклажан, патиссон, тыква и др.
  • картофель (не более 40% от суточной нормы овощей)
  • зеленый лук, укроп, петрушку, базилик, кинзу
  • редис, редька, чеснок
  • с осторожностью бобовые (чечевицу, горох, фасоль)
200 -300 гр.
Фрукты
  • яблоко, груша, вишня, слива, абрикос, персик
  • протертые ягоды — крыжовника, смородины, малины, клюквы, клубники
  • виноград
  • цитрусовые
  • другие экзотические фрукты
100-200 гр.
Молочные продукты
  • кефир — 2.5-3.2%
  • йогурт – 3.2%
  • сметана – 10%
  • сливки – 10%
  • творог – 5-9%

сметана, сливки, сыр — для заправки в супы, салаты, гарниры

  • молоко
  • любые молочные продукты с добавками, с длительным сроком годности
Каждый день:
  • кефир, йогурт: 200-300мл.

Через день:

  • творог 50-100гр.

Всего молочка 400 мл. в день

Крупы, хлеб, макароны
  • безглютеновые крупы (гречка, рис и кукуруза)
  • содержащие глютен (пшеница, овес, рожь), артек, геркулес, манка, полтавка
  • черный хлеб: 10гр.
  • белый хлеб: 40гр.
  • макароны, каши на гарнир: 100 гр.
  • каши 200-250 гр.
Рыба
  • треска
  • хек или минтай
  • судак
  • морской окунь
1-2 раза в неделю, 100 гр.
Мясо, птица
  • индейка, кролик
  • телятина, говядина
  • курица
  • ягненок
  • субпродукты: язык, печень, сердце
  • любые мясные полуфабрикаты (сосиски, сардельки, колбасы, пельмени и пр.) промышленного производства
  • сало, баранина, жирная свинина
  • мясо диких животных, диких водоплавающих птиц
100 гр.
Яйцо
  • куриное
  • перепелиное
1 шт. куриное, 2 шт. перепелиное

О молочных продуктах

Молочные продукты должны быть непременными компонентами рациона ребенка до полутора лет. Однако, самый главный вопрос на сегодня — ? ЖКТ малыша не способен полностью усваивать цельное молоко до 2 лет, поскольку еще нет необходимых ферментов (у кого-то этот фермент не вырабатывается и в дальнейшем на протяжении всей жизни). В связи с этим, введение цельного коровьего молока не рекомендуется ранее 2-3 лет. Кроме того, сегодня наблюдается массовая аллергизация населения, особенно среди детей, в том числе растет число случаев развития . Особенно осторожными с молоком нужно быть:

  • детям с атопическим дерматитом
  • при наличии непереносимости молока родителями ребенка
  • детям с нарушениями пищеварения.

Детям на грудном вскармливании цельное коровье молоко не нужно по определению, они получают молоко матери. Детям на искусственных смесях лучше заменить прием коровьего молока специальными молочными смесями-троечками, кисломолочной продукцией.

Молочные продукты богаты легко усваиваемым животным белком, животным жиром, а также набором витаминов и минеральных компонентов, необходимых для роста и развития малыша. Кисломолочные продукты содержат полезные бактерии, помогающую работе кишечника, поддерживающую рост и работу собственной микрофлоры и стимулирующую иммунитет.

  • Ежедневно должны быть в рационе молочные продукты — кефир, йогурт, простокваша
  • Через день — творог, сыры, сметана или сливки
  • Для детей с нормальной массой тела не рекомендован прием обезжиренных или пониженной жирности молочных продуктов.
  • Суточный объем молочных продуктов, с учетом их расходов на приготовление блюд, составляет не менее 400 мл.
  • Учитывается расход молока в каши, творога в блюда, сметаны и сливок в блюда.

Стоит учитывать тот факт, что сегодня в России многие производители для сокращения издержек производства включают в состав молочной продукции пальмовое масло, которое значительно дешевле молочного жира, причем не всегда оно указано в маркировке товара (или указано просто растительные жиры). Поэтому очень дешевые молочные продукты (сливочное масло, сыр, сметана, творог и пр.) скорее всего его содержат. Споры о вреде и пользе пальмового масла ведутся уже давно, и однозначно утверждать, что оно безвредно для детского организма не приходится.

Понятно, что, чем меньше срок годности продукции и чем он свежее (сегодняшний, вчерашний), тем лучше. В летнее время очень много случаев отравлений малышей именно молочной продукцией, теми же творожками, сметаной, йогуртами, поскольку в жару по халатности торговых сетей не редко возникают простои товара без холодильника (транспортировка, хранение, ожидание погрузки, разгрузки и пр.). Поэтому, прежде чем давать ребенку молочный продукт убедитесь в его свежести, пробуйте продукт сами.

Какие молочные продукты можно ребенку

Йогурт

Детям после года необходимо давать специальные детские йогурты, которые сбалансированы по количеству жиров и углеводов. Они приготовлены с применением специальной йогуртовой закваски (термофильный стрептококк и йогуртная (болгарская) палочка). Эти йогурты не обработаны термически, имеют очень малый срок хранения (хранятся только в холодильнике), что позволяет им сохранять свои полезные свойства. Йогурты, имеющие длительный срок хранения, либо были обработаны термически, либо содержат консерванты, прием таких йогуртов детям крайне нежелателен. Полезных бактерий в них нет, а дополнительные компоненты могут навредить детскому организму.

Кефир

Этот кисломолочный напиток помогает в работе сердечно-сосудистой системы и кишечника за счет содержания в своем составе особых молочнокислых микробов и бифидофлоры. Эти микробы помогают росту полезной микрофлоры кишечника, что будет улучшать пищеварение и работу иммунитета. При этом кефир обладает высокой кислотностью и закрепляет стул, особенно при длительном его хранении, прием его стоит ограничивать количество в 200-300 мл в сутки.

Творог

Творог является для ребенка источником белка и кальция, но он очень трудно переваривается из-за большого процента белка. Поэтому, объем творога в сутки не должен превышать 50-100г. Полезным для полноценного усвоения кальция будет только творог с жирностью не менее 5-9%, творог нулевой жирности не так полезен, поскольку кальций без наличия жиров практически не усвоится. Творог можно употреблять в чистом виде или с добавлением фруктов, в один прием с творогом калорийных и белковых блюд больше не дают.

Сыр, сметана и сливки

Эти продукты рекомендовано давать ребенку в ограниченном количестве или использовать в приготовлении блюд для детей. Сметана и сливки зачастую даются в виде заправки к супам или вторым блюдам, сыр может быть добавлен к гарнирам. По мере прорезывания зубов можно давать ребенку кусочки несоленого твердого сыра для жевания.

Рыба

В питании детей один-два раза в неделю рекомендовано применение рыбных блюд. Детям до полутора лет разрешены такие виды рыбы как треска, хек или минтай, судак, морской окунь, но если ребенок аллергик, стоит отказаться от рыбы хотя бы до 2-3 лет. Рыбу можно предлагать в виде детских специализированных рыбных консервов, суфле из рыбы, отварной рыбы с гарниром или паровых котлеток.

Рыба полезна детям из-за легко усваиваемого белка и наборе витаминов и микроэлементов, йода и фтора, фосфора и кальция, полезных для роста скелета и зубов. Но, категорически запрещены в этом возрасте супы на рыбном бульоне – в бульон при варке переходят экстрактивные и вредные вещества из тушки рыбы.

Мясо

  • Мясо – основной источник животного белка для малыша и должно пребывать на столе ребенка не реже пяти раз в неделю.
  • Разные сорта мяса и птицы можно вводить в рацион питания детей количеством 100г.
  • Мясные блюда могут быть в виде фарша, фрикаделек, паровых котлет или мясных консервов для детей.
  • Важно помнить, что мясо длительно усваивается и его необходимо вводить в первой половине дня – в обед.
  • После года рацион расширяется за счет субпродуктов – языка, печени, сердца.
  • Также полезно мясо птицы и кролика, индейки, ягненка

Исключено из питания детей раннего возраста сало, мясо баранины и жирная свинина, мясо водоплавающих диких птиц и животных. Категорически запрещено детям до 3 лет введение колбас и сосисок, сарделек, даже с маркировкой детские (чаще всего детские названия на них — уловки производителей, это обычные сосиски и сардельки). На детских сосисках обязательно должна быть надпись «специализированный продукт для детского питания» и указан возраст ребенка (для колбасных изделий это обычно 3+).

Яйцо

Источником белка являются яйца, в них помимо белка много полезных аминокислот, микроэлементов и витаминов. Яйца дают ребенку после года ежедневно, при отсутствии аллергии или патологий желчной системы. Можно добавлять яйцо в блюда или давать отваренным вкрутую, приготовить из него паровой омлет. Запрещено детям раннего возраста давать яйца всмятку или в мешочек, жареную яичницу. При аллергии к белку куриного яйца отличной альтернативой могут стать перепелиные яйца. Их можно в день до 2 шт.

Масла

В питании детей должно быть достаточно жиров в виде растительных масел и сливочного масла. Сливочное масло можно давать с мягкой булочкой в виде бутерброда или добавлять в готовые каши и овощные пюре, чтобы масло не подвергалось термической обработке и не теряло своих полезных свойств. Количество сливочного масла в сутки не более 10-15г.

Растительные масла применяют для приготовления блюд и заправки готовых блюд, заправляют ими салаты и блюда из овощей. Лучше использовать не рафинированные масла — оливковое первого отжима, подсолнечное. Норма растительных масел не более 10 г в сутки.

Крупяные блюда

После года в питании детей используют как безглютеновые крупы (гречка, рис и кукуруза), так и содержащие глютен (пшеница, овес, рожь). Крупы употребляют как в виде каш, так и в виде крупяных гарниров ко вторым блюдам. Особенно полезными для детей будут гречневая, кукурузная и овсяная каши, мультизлаковые каши.

После года постепенно можно добавлять к меню ребенка манную и пшенную каши, но манку стоит давать нечасто – она очень калорийная. Каши обычно подают на завтрак и их количество составляет не более 200-250 мл. Объем гарнира для вторых блюд должен составлять около 100-150г.

Хлеб, макароны

Детям поле года можно предлагать хлеб из белой и ржаной муки, при этом белого хлеба можно давать до 40 г, а ржаного не более 10г. Белый хлеб переваривается лучше, избыток ржаного хлеба может привести к вздутию живота крохи.

В питании детей до полутора лет можно включать детскую вермишель, паутинку или яичную лапшу. Количество макарон не должно превышать 100г в сутки.

Овощи и фрукты

В рационе детей до полутора лет овощи и фрукты должны присутствовать в обязательном порядке ежедневно. Они являются источником витаминных и минеральных веществ, пектинов, фруктовых кислот и сахаров, а также растительной клетчатки для стимуляции пищеварения. Овощи и фрукты применимы как в термически обработанном (отварном, паровом, запеченном), так и в свежем виде.

Овощи

Суточный объем овощей и фруктов должен доходить до 300-400 г., из них овощи должны составлять не менее половины объема.

Можно Нежелательно
  • Доля картофеля составляет не более 40% от всего объема овощей из-за высокой калорийности и избытка крахмала.
  • Полезными овощами для детей этого возраста будут: капуста, свекла, морковь, кабачок, перец, помидор, огурец, баклажан, патиссон, тыква и т.д.
  • В блюда стоит добавлять огородную зелень – зеленый лук, укроп, петрушку, базилик, кинзу.
  • В этом возрасте нежелательно давать такие овощи как редис, редька, чеснок, осторожно нужно вводить зеленый горошек и фасоль, чечевицу. Они могут давать боли в животе, вызывать вздутие и понос.
  • Салаты нельзя заправлять майонезом, только растительными маслами, сметаной или фруктовым свежевыжатым соком.

Фрукты

Ассортимент фруктов после года существенно расширяется, но стоит вводить местные фрукты по сезону и изначально в малом количестве, следя за реакциями.

  • До двух лет с осторожностью относится к клубнике и экзотическим фруктам (цитрусовые, киви и др.). Количество этих фруктов не должно превышать 100г.
  • Полезными будут после года ягоды крыжовника, смородины, малины, клюквы и других. В протертом виде.
  • Стоит отказаться от употребления винограда хотя бы до двух лет, он приводит к брожению в животе и может давать расстройства пищеварения.

Сладости

До трех лет не стоит баловать детей шоколадом, кондитерскими изделиями, конфетами из-за нагрузки глюкозой поджелудочной железы, избытка химических веществ в составе этих продуктов, излишней калорийности и риска кариозного поражения зубов. Также не стоит употреблять торты с кремом, пирожные и песочное печенье. Из кондитерских изделий можно давать пастилу, зефир и мармелад.

Не поощряйте тягу малыша к сладкому: не редко родители побуждая малыша доесть овощи или мясо, обещают конфетку в качестве поощрения. Подмена вкусовых ценностей происходит очень быстро и ребенок вскоре будет отдавать предпочтение сладостям вместо здоровой пищи.

Стоит максимально отказываться в питании детей от сахара, заменяя его на мед (при отсутствии аллергии) или сладкие фрукты. Да, конечно сладости полезны для мозга, это источник быстрых углеводов и удовольствия для детей, но стоит задуматься об отдаленных последствиях нерационального приема сахара.

  • При потреблении сладостей, из кишечника глюкоза активно и быстро всасывается в кровь, повышая свои концентрации в два-три раза. Такие резкие колебания уровня глюкозы крови приводят к напряжению работы поджелудочной железы в выработке инсулина. Глюкоза активно утилизируется в ткани, где перерабатывается в жиры, что ведет к избытку веса и метаболическим сдвигам, настраивающим организм в дальнейшем на работу в «аварийном» режиме.
  • С раннего детства программируется склонность к атеросклерозу, диабету и ожирению.
  • Кроме того, по данным последних исследований, избыток сахар в пище приводит к снижению иммунитета, выведению из организма полезных микроэлементов – хрома, магния и , меди.
  • Также сахар провоцирует в организме детей формирование аллергии с кожными, кишечными и легочными симптомами.

Не стоит забывать и о потенциальном вреде сахара для зубов, особенно молочных. Сладости, а именно сахара, будут одной из главных причин формирования кариеса у ребенка. За счет анатомо-физиологических особенностей молочных зубов – нежная тонкая эмаль, отсутствие совершенных механизмов защиты, кариес приобретает молниеносное течение, и быстро развиваются осложнения: воспалительного характера (пульпиты, периодонтиты), в результате чего часто происходит преждевременное удаление зубов – патологии прикуса.

Кариес – это инфекционные процесс, и основным возбудителями будут некоторые стрептококки. Питательной средой и местом обитания которых будет зубной налет. Сахара и сладости, особенно липкие (печенья с большим содержанием маргарина, «чупа-чупсы») создают на поверхности зубов липкий слой, который плохо счищается и длительно остается на зубах. Эти условия обеспечивают развитие кариеса и его последствий.

Кроме того, кариозные зубов постоянные источники инфекции, и могут стать причиной развития тонзиллитов, инфекционных заболеваний почек и других внутренних органов.

Наши предки, не употреблявшие сахара, а использовавшие мед и фрукты в качестве сладостей, были не в пример нам здоровее. Это говорит о том, что с раннего возраста стоит контролировать потребление сахара, ограничивая его или заменяя более полезными натуральными продуктами. И тем более не стоит давать детям напитки, пресыщенные сахаром (газированные сладкие напитки, кола, пепси, магазинные соки), и тем более позволять грызть кусковой сахар.

Сегодня крайне трудно контролировать потребление рафинированного сахара членами семьи, поскольку он содержится во многих готовых продуктах на прилавках супермаркетов и какое количество его содержится в конкретном продукте трудно рассчитать. Но стоит сократить потребление сахара хотя бы при приготовлении пищи в домашних условиях.

Повторимся, что в идеале не стоит давать сладкое ребенку ДО 3 ЛЕТ. Если не получается, хотя бы ограничьте его потребление 4-5 чайными ложками в сутки, с учетом сладких продуктов.

Примерное меню на один день для ребенка 1.5 лет

  • Первый завтрак : овсяная каша с бананом, булочка белая с маслом сливочным, чай/с молоком
  • Второй завтрак: банан, сок яблочный, сушки
  • Обед : салат из огурца с помидором и оливковым маслом, борщ вегетарианский, овощное рагу с паровой котлетой из телятины,
  • Полдник : творожная запеканка с яблоком, йогурт
  • Ужин : пюре из цветной капусты и картофеля, кефир, печенье, яблоко.

Стоит оговорится, что приведенные ниже нормы - это лишь примерное количество, которое в среднем может съесть ребенок в этом возрасте. Но, к примеру, хрупкие, стройные девочки (малоешки) едят гораздо меньше мальчишек, поэтому если ваш малыш наедается меньшим количеством пищи - это нормально, не стоит паниковать. Каждый ребенок индивидуален и набор веса зависит от комплекции и роста ребенка. Чтобы контролировать нормальный набор веса малыша можно пользоваться (мальчики и девочки рост до 115 см) в другой нашей статье.

Прием пищи Состав блюда Количество
Завтрак

Овощное блюдо, каша

Творожное, рыбное, мясное блюдо, омлет

Салат или фрукты

Напиток: компот, слабозаваренный чай, свежевыжатый разбавленный сок, молоко (но не рекомендуется)

Второй завтрак

Фрукты, печенье, булочка

Йогурт, творожок, кефир, сок

Обед

Закуска или салат из овощей

Первое блюдо (суп, щи, борщ на овощном бульоне)

Второе блюдо из птицы, рыбы или мяса

Полдник

Йогурт, кефир, сок, компот

Творог, крупяное, овощное блюдо

Выпечка, печенье, сушки

Фрукты, ягоды

Ужин

Творожное, овощное блюдо, каша

Кефир, йогурт

126 комментариев

Девочки,спасибо всем тем кто не остался равнодушным и переживал в прошлой теме.Пишу чем дело закончилось.Пришли мы св школу,в кабинет продленки,стали ждать остальных родителей.Учитель сразу заявил что не особо верит словам дочки и она скорее всего придумывает.Но чтобы выяснить ситуацию она должна расспросить дочку.Я согласилась тк. она сказала что сначала нами и дочкой поговорит а потом с мальчиками и их родителями,по отдельности.Очень не понравилось что она пыталась надавить на ребенка,как прокурор.Были вопросы,где ты сначала сидела?куда потом пошла?В каком именно месте они начали ее трогать.Потом подошли еще 2 мамочки и подключились.Ребенок стоял один среди взрослых и пытался отвечать на довольно не приятные на ей вопросы в каком месте трогали и тд. При том было видно что учитель пытается ее запутать и говорит с дочкой в повышенных тонах.Я не выдержала и сделала ей замечание,сказав что ребенку и так не ловко и пуст вызывают психолога и он беседует со всеми отдельно.Мне сказали что психолог уволился.Но я настояла а в незаинтересованном лице пришел заучь. С ним дело пошло на много быстрее,она попросила всех успокоится,нам не заострять внимание дочери на этом чтобы не было психологической травмы а мамам мальчиков провести с ними беседу но не ругать.Допрашивать мальчиков она запретила и сказала что и дочку тоже не кто не имел право допрашивать.По моему самый разумный человек там.Мамы мальчиков конечно не верят что их дети могли такое сделать и настаивают на том что дочка не правду говорит,так как дети у них положительные и слов таких не знают даже,да и вообще они своих детей знают и они не могли. Оно и понятно что каждый заступается за своего ребенка.Я их услышала но предупредила что если еще раз что то подобное повториться то я уже не к учителю пойду а дальше.Больше всего в этой истории не понравилось поведение учителя продленки.Она мне высказала что своими жалобами я ее в неловкое положение ставлю,что она мол не за детьми следит а полы моет.Но блин так оно и есть.В общем обиделась она на меня.Классный руководитель обещала оказывать повышенное внимание детям и лучше следить.Она молодец я считаю.Ну а я с дочкой поговорила,сказала что мы решили этот вопрос и больше ее не кто не обидит и мы закрыли эту тему.После собрания поехали на гимнастику,в этом здании есть секция айкидо. Поговорили с тренером,он принял дочку,в понедельник начнет заниматься.Знаю что быстрых результатов ждать не стоит но я думаю это придаст ей уверенности в себе,да и через несколько лет она уже сможет за себя постоять если не дай Бог встретятся еще такие вот мальчики.В общем как то так. Извините за много букв.

166

Александра Гирш

Девочки, пишу на форум за советом, потому что уже не знаю что и как обдумать (заранее прошу прощения за много букв))). Ребенку 8 лет исполнится в мае, заканчивает первый класс в школе-лицей. Родился с гипоксией, откачивали сутки в реанимации, как итог: поздно пошел (1,5 года), поздно заговорил (отдельными словами в 4-4,5 года). Боялась что его вообще в обычную школу не примут, но в 0-ом классе выровнялась речь, научился читать, считать в пределах десяти и т.д. что обычно умеют дошколята (спасибо невропатологам, психологам и талантливому репетитору). Теперь собственно к сути:
Закончил третью четверть и имеет 3 "тройки" и 3 "четверки". Математика и английский - на "ура", остальное не очень. Но я внимания на этом не заостряю, меня смущает отношение его учительницы. Средних лет (45-50), как говорится "старой закалки", очень строгая, требовательная и жесткая. Мой ребенок (довольно скрытный) ни разу не пожаловался на нее, зато от нее я жалоб в первой половине года наслушалась: "он все время спит, не слушает, зевает, не активен, не отвечает, горох об стену и т.д.". Все это проговаривается таким тоном (может, я преувеличиваю), как будто он - самый распоследний дурак в классе (в котором 32 ребенка). Нагрузка в школе жетская: помимо общих предметов на дом задается до кучи (например прорешать по 1 странице в день из "3000 примеров по математике" Нефедовой и вести читательский дневник: прочитать рассказ и нарисовать к нему рисунок (в неделю по 5 штук)). Дабы подтянуть учебу я записала сына на доп. занятия к репетитору, который ежедневно 2 часа учит с ним уроки и еще 1 час готовит по отдельным предметам. Сын раскрылся, повеселел, завел себе новых друзей, каждый день рвется к этому своему репетитору как на праздник. Как итог через месяц занятий: две последние контрольные по математике написал на "отлично", с остальными предметами тоже неплохо - с "двойки" на "четверку". Русский язык только у него неважный, но я, помня о том, как он не мог ручку удержать и двух слов связать буквально год назад, радуюсь вообще тому что есть. Но когда я поинтересовалась у его учительницы, как у него продвигается учеба услышала что контрольные он списывает (ага, две контрольные подряд он списал), и вообще, "воз и ныне там". Короче, как был дурак так и остался.
Я воспитывалась в системе когда учитель и его слово - закон, а авторитет учителя непоколебим. Может просто мне самой везло с учителями. Но безапелляционность учительницы сына меня смущает. Я не признаюсь никому, но мне кажется сыну с ней не комфортно, скупая она на хотя бы поощрение. Если человека все время гнобить, то так и всякое желание можно отбить.
И атмосфера в классе какая-то нездоровая: все конкуренты, все на голову друг другу лезут (в первом классе!), все дети нервные, агрессивные какие-то. Друзей за полгода в школе сын себе не нашел, зато у репетитора (она преподает в частном учебном центре) в первый же день подружился со всеми. Да и мне кажется отношение учительницы отразилось на отношении отдельных детей в классе: весь год к сыну придирается одноклассник, на прошлой неделе испинал его, а учительница мне сказала: ваш сын сам его спровоцировал (как выяснилось потом, предложил поиграть в догонялки, так тот моего сына догнал и по ногам отпинал).
Теперь думаю: стоит ли переводить сына в обычную школу, не лицей? Или может это везде так? Или может я накрутила себя и слишком все драматизирую?
Оговорюсь сразу, особого отношения к сыну я у учителя не просила никогда, но перед началом учебного года честно предупредила что есть небольшие проблемы с речью. Да и учительница на первый взгляд не монстр, может у нее метода такая и было бы хуже если б она вообще ничего не требовала с него? Очень хочется услышать ваше мнение (с отцом сына в разводе, моя мама разводит руками и говорит что если переведу его то "научу убегать от проблем". В общем, наболело....

156

Ольга Морозова

Приветствую, форум. При среднем балле 3,75 должна быть по правилам 4, а выставлена за четверть 3 - правомерно ли?. Это у сына по физкультуре. У него всегда были проблемы с зимней физ-рой на лыжах, но все таки в основном четверки всю четверть,три 3,одна 2(исправленная на 4)есть, балл то вышел больше 3,5-значит должна быть 4 в итоге. Или это на усмотрение учителя? Блин, единственная 3 за четверть, обидно как то...

139

В 3 года ребенок быстро растет, меняется физически, развиваются его умственные способности. Возрастают нагрузки на организм. Для нормального развития, формирования новых клеток организму требуется множество полезных веществ. В пище должно присутствовать достаточное количество жиров, белков, углеводов, витаминов, минеральных веществ. Правильное питание позволит предотвратить возникновение многих болезней желудка, печени и других органов, привить ребенку вкус к здоровой еде.

  1. Ребенок должен получать с едой достаточно калорий. Энергия необходима ему для физической активности и восприятия новой информации.
  2. Присутствие в еде разнообразных пищевых элементов для соблюдения баланса полезных веществ, без которого невозможно нормальное образование клеток.
  3. Надо приучать его к здоровой пище и соблюдению режима питания.
  4. Если у ребенка существует непереносимость каких-либо веществ (например, лактозы), то продукты, их содержащие, заменяются на другие, аналогичного назначения.
  5. Приготовление пищи для детей требует применения особо тщательной обработки продуктов, технологии варки, а также соблюдения условий и сроков хранения еды.

Полезные элементы пищи и их источники

Для нормального развития организма необходимо соблюдение определенного соотношения между количеством белков, жиров и углеводов. Нормальным для ребенка 3-5 лет считается соотношение 1:1:4.

Белки

Белки являются материалом, из которого строятся клетки организма. Они расщепляются на отдельные аминокислоты, из которых создаются новые клетки тканей. Так называемые незаменимые аминокислоты не содержатся в организме человека, получить их можно только извне.

Если белков в организме ребенка не хватает, то он не может нормально расти и развиваться, будет восприимчив к инфекциям и простуде . Для того чтобы организму ребенка 3-5 лет хватало белка, он должен есть мясо, рыбу, овощи, крупы, яйца. Много растительного белка содержится в горохе, фасоли и других бобовых культурах.

Жиры

Жиры - это запас питательных веществ и энергии в организме. Жировой слой защищает органы от повреждения. Жиры входят в состав оболочки клеток, играют важную роль в образовании гормонов, обеспечении иммунной защиты организма.

Они необходимы для накопления в организме жирорастворимых витаминов:
A - ускоряет процесс образования новых клеток;
E - способствует развитию системы кровеносных сосудов и созданию нервных клеток;
D - без него невозможно нормальное формирование костей, рост зубов ;
K - способствует развитию костной и мышечной ткани, функционированию пищеварительной системы.

Источниками жиров для ребенка являются мясо, рыба, сливочное и растительное масло, молоко и молочные продукты. Пищеварительная система детей этих лет не приспособлена к усвоению тяжелой пищи (жирной свинины, гусятины). В пищу надо добавлять сливочное масло, а также давать им жирное молоко . Обезжиренные йогурт и кефир не только не спасут от ожирения, но могут оказать обратное действие, так как содержат много калорий из-за сахара. Гораздо полезнее натуральные молочные продукты, не содержащие пищевых добавок и красителей.

Примечание: Родители, которые хотят спасти детей от холестерина, должны знать, что избыток этого вещества вреден для пожилого организма, а для ребенка 3 лет он просто необходим, так как входит в состав клеточных оболочек различных тканей.

Углеводы

При расщеплении углеводов в организме происходит высвобождение энергии. Поскольку углеводы расщепляются быстрее других компонентов питания, то они являются основным источником энергии, необходимой для осуществления обмена веществ и остальных процессов в организме. Для того чтобы ребенок в 3 года был активным и подвижным, ему необходимо давать продукты, содержащие много углеводов: фрукты и овощи, хлеб, крупы, макароны, кондитерские изделия.

Витамины

Витамины ускоряют все биохимические процессы в организме, без них невозможно осуществление пищеварения и усвоения полезных веществ, а также питание клеток мозга, сердца сосудов, костей. Кроме жирорастворимых витаминов, существуют также водорастворимые, которые легко выводятся, требуется постоянно пополнять их содержание в организме. При недостатке витаминов ребенок часто болеет, подвержен инфекционным заболеваниям, плохо растет, развивается умственно, у него плохая память, он не может сосредоточиться. Источниками водорастворимых витаминов являются растения, поэтому необходимо есть больше фруктов, овощей. Витамины содержатся в злаковых растениях, поэтому полезно есть каши.

Рекомендация: Для того чтобы питание ребенка было разнообразным, удобно составить меню заранее. Блюда надо слегка подсаливать. Соль необходима для поддержания обмена веществ, для улучшения вкуса продуктов. Специи, острые приправы исключаются из детского рациона.

Необходимые минеральные вещества и их источники

Для нормального развития и функционирования различных органов в питание ребенка 3-5 лет должны включаться продукты, содержащие различные микро- и макроэлементы:

  1. Кальций (для нормального формирования скелета, зубов). Его источниками являются молоко, сыр, а также рис, горох, орехи.
  2. Фосфор (для формирования зубов, образования ферментов, осуществления жирового обмена). Содержится в рыбе, мясе, яйцах, орехах.
  3. Магний (необходим для работы сердца). Он содержится в орехах, крупах, какао, бананах, сливах, кураге, лососевой рыбе.
  4. Железо (от него зависит уровень гемоглобина в крови, питание тканей организма кислородом). Основные поставщики в организм - мясо (особенно печень), а также рыба.
  5. Цинк (входит в состав ферментов, участвует в формировании генных структур). Содержится в рыбе и морепродуктах, неочищенных крупах, яйцах.
  6. Йод (без него невозможно формирование гормонов щитовидной железы, от которых зависит состояние психики и физическое развитие ребенка). Основной источник - рыба и морепродукты.
  7. Селен (входит в состав гормонов и антиоксидантов). Основные источники - это рыба, кукуруза, помидоры, чеснок.
  8. Калий (необходим для функционирования головного мозга, нервной системы, работы мышц). Содержится в зеленых овощах, цитрусах, картофеле, кураге, орехах.
  9. Натрий (поддерживает нормальное содержание жидкости в организме). В организм попадает при употреблении поваренной соли, мяса, моркови, свеклы.

Видео: Значение разнообразного питания для детей

Меню для ребенка 3-4 лет на неделю

Понедельник

Завтрак:
Яйцо – 1 шт.
Овсянка, сваренная на молоке – 100 г
Черный хлеб, можно намазать маслом – 1-2 кусочка
Стакан какао

Обед:
Борщ, сваренный на мясном бульоне – 150 г
Салат из овощей (огурцов и помидоров, например) – 80 г
Паровые котлетки – 2 шт.
Кусок черного хлеба
Стакан компота или морса

Полдник:
Творожок со сливками и изюмом без сахара (можно приготовить самостоятельно) – 80 г
Булочка
Стакан сладкого чая

Ужин:
Стакан кефира
Детское печенье – 2 шт.

Вторник

Завтрак:
Рисовая каша, сваренная на молоке – 100 г
Блинчик (с творогом или джемом)
Стакан какао с молоком

Обед:
Суп макаронный с курицей – 150 г
Салат яблочно-морковный – 60 г
Молочный пудинг – 70 г
Кусочек хлеба
Стакан чая

Полдник:
Тушеные овощи с добавлением фарша – 100 г
Вареники с картошкой – 3 шт.
Компот или чай

Ужин:
Йогурт (можно добавить свежие ягоды или кусочки фруктов) – 100 г
Сухарики или печенье

Среда

Завтрак:
Каша гречневая с добавлением молока – 100 г
Оладьи с яблоками – 2 шт.
Стакан чая

Обед:
Суп овощной (с тыквой, морковкой и брокколи) – 150 г
Рыба отварная или тушеная – 100 г
Хлеб
Компот из сухофруктов, морс или чай

Полдник:
Фруктовый салат, заправленный сливками – 150 г
Кусочек белого хлеба, можно намазать маслом, положить сыр
Стакан сладкого чая

Ужин:
Кефир или йогурт – 100 г
Блинчик с вареньем

Четверг

Завтрак:
Вареники с творогом (с маслом или сметаной) – 3 шт.
Котлетка куриная на пару – 1 шт.
Кусочек черного хлеба
Стакан какао, можно добавить молоко

Обед:
Винегрет – 80 г
Суп гороховый с мясом (копчености лучше не класть) - 150 г
Хлеб
Сок свежевыжатый с мякотью

Полдник:
Котлетки из говядины – 2 шт.
Черный хлеб
Творог (можно добавить сметану и фрукты) – 80 г
Стакан молока

Ужин:
Молочный кисель
Детское печенье или хлопья

Пятница

Завтрак:
Сладкая булочка
Творог со сметаной – 80 г
Яйцо
Какао или чай с молоком

Обед:
Салата из овощей – 80 г
Суп рыбный – 150 г
Плов с говядиной – 100 г
Стакан компота или морса

Полдник:
Блинчики с мясом – 2 шт.
Пудинг фруктовый – 80 г
Стакан чая с медом (мед можно подать отдельно)

Ужин:
Запеканка творожная – 100 г
Кефир (можно добавить немного фруктового сиропа) – 200 г

Суббота

Завтрак:
Пшенная каша, сваренная на молоке -100 г
Кусочек белого хлеба, который можно намазать маслом или положить кусочек колбасы
Стакан какао

Обед:
Суп макаронный с говядиной
Тефтельки – 2 шт.
Картофельное пюре – 80 г
Зеленый горошек – 30 г
Стакан компота из свежих фруктов

Полдник:
Тушены овощи с рисом – 100 г
Фруктовый кисель
Детское печенье

Ужин:
Кефир или йогурт
Картофельные котлетки – 2 шт.

Воскресенье

Завтрак:
Сырники – 2 шт.
Печеное яблочко
Детское печенье
Стакан какао

Обед:
Салатаиз вареной свеклы, протертой с морковкой – 70 г
Суп рисовый с мясом – 150 г
Капуста, тушеная с мясом – 100 г
Стакан компота или морса

Полдник:
Фруктовый пирог
Стакан молока

Ужин:
Куриная котлетка
Кусок белого хлеба
Йогурт – 100 г

Совет: Если ребенок отказывается от какого-либо продукта, не надо его заставлять есть насильно. Чтобы малыш не остался голодным, можно заменить этот продукт другим, подобным по содержанию полезных веществ.

Видео: Кисломолочные продукты в питании ребенка

Что необходимо учесть, составляя рацион для ребенка 3 лет

За сутки ребенок 3 лет съедает примерно 1500 г пищи, причем 500 г должно приходиться на долю молока и молочных продуктов. Сметану и сливки кладут в салаты, едят с варениками. Очень полезен для детей сыр, особенно плавленый. Продукты дают в вареном или тушеном виде.

Консервированные, копченые, жареные продукты являются вредными для детей. Не рекомендуется баловать их сладостями.


Рацион питания малыша в возрасте от 1 до 3-х лет должен быть сбалансированным и учитывать физиологические особенности детей этого возраста. Как это сделать и на что обратить внимание, мы расскажем в нашей статье.

Что важно

В этом возрасте у ребенка наступает период перехода от грудного вскармливания к «взрослому» питанию: малыш растет, крепнет, совершенствуются функции его , увеличивается объем желудка, у крохи появляется достаточное количество и малыш учится жевать.

Если у малыша в возрасте от 1 до 2-х лет в рационе еще присутствует , то ближе к трем годам ребенок уже полностью переходит на общий стол, кушает блюда приготовленные мамой.

Детки в этом возрасте интенсивно растут, поэтому им необходимо , включающее в себя все необходимые «строительные материалы»: белки, жиры, углеводы, витамины и минералы.

У ребенка в возрасте от 1 до 3-х лет должно быть четырехразовое питание - завтрак, обед, полдник и ужин. Причем в обед он должен получать примерно 40-50% всей пищевой ценности рациона, а остальные 50-60% распределяются на завтрак, полдник и ужин. Энергетическая ценность продуктов в сутки должна составлять 1400-1500 ккал.

С возрастом у ребенка усиливается выработка пищеварительных соков и пища легче усваивается, поэтому родителям необходимо постепенно заменять жидкую и полужидкую пищу малыша более плотной.

Важный нюанс : жевать и глотать пищу кусочками ребенка необходимо научить, у него нет такого навыка. Не у всех малышей это получается сразу, некоторые детки долго требуют пюреобразные блюда, и отказываются кушать более плотную пищу. Но постепенно, к 2,5-3 годам этот навык осваивают все малыши.

Своим опытом в освоении пищи кусочками делится наша мама- Sinyca : «Сначала перейти на более плотную пищу после пюрешек и моего молока Сеня не хотел никак. Плевался и давился так, что мне становилось страшно. Все вокруг удивлялись, а я ему почти в два года суп перебивала блендером в пюре, и только так можно было его как-то накормить. Спасли меня яблоки и сушки: они заняли пальму первенства любимых продуктов Сени, только их он мог брать кусочками, не ленился жевать и не давился. Так постепенно, мы тренировались на любимых яблочках и сушках, а затем я начала давать кусочки хлебушка, груши, а когда Сеня скушал творожную запеканку, порезанную достаточно крупными кусочками, я поняла - мы выросли и научились жевать».

Что давать

Из чего же может состоять меню малыша? Давайте рассмотрим подробнее.

Итак, в меню ребенка в возрасте от 1 до 3-х лет должны быть традиционные источник углеводов, витаминов и минеральных веществ. На первом месте по пищевой ценности стоят гречка и овсянка, рисовая кашка легко переварится, но ее необходимо осторожно предлагать малышам, склонным к запорам, а кукурузная и пшенная каши доставят в организм малыша калий, кремний и фтор.

Когда кормить

Традиционно малыша в возрасте от 1 до 3-х лет кормят 4 раза в день , но некоторые детки с большим удовольствием кушают чаще и понемножку, в таком случае можно организовать крохе пятиразовое питание.

Если питание четырехразовое, то лучше придерживаться такой схемы: самым сытным должен быть обед, самым скромным полдник, а завтрак и ужин - равноценными по количеству пищи. Обязательное условие - наличие горячего блюда на завтрак, обед и ужин.

Мария Савинова, врач-педиатр : «Ребенку в дошкольном возрасте ежедневно необходимо 200-250 г каши, 150 г хлеба, овощей - 200-250 г, фруктов чуть меньше - 130-150 г. Еще ребенку в 3-6 лет каждый день необходимо получать 400-600 мл молока и молочных продуктов, 5-10 г растительного и столько же сливочного масел, плюс - 10-15 г сметаны. Но это лишь ориентировочные цифры. Малыш может съедать и гораздо меньше рекомендованного количества продуктов, и при этом отлично прибавлять в росте и весе. А это как раз и является объективным критерием усвоения пищи».

Питание - в радость

Даже полуторагодовалый карапуз уже может сообщить маме о своих гастрономических предпочтениях , и конечно вряд ли будет кушать такие полезные овощные салатики, если мама не замаскирует их во что-то более привлекательное: запеканку с тыквой, оладушки со шпинатом или шарлотку с начинкой из морковки и изюма с нежным соусом.

Конечно, молодой маме придется , изобретая блюда, в которые незаметно можно подсунуть малышу такую полезную тыкву или морковь, которую в обычном виде малыш принимать категорически отказывается. Становясь мамой полуторагодовалого малыша, вы автоматически становитесь квалифицированным фокусником, превращающим полезное во вкусное. И при этом с минимальной термообработкой и сохранением всех полезных веществ. Волшебство чистой воды, однако, придется учиться.

Улучшить карапуза также поможет : общество мамы с папой стимулирует ребенка к подражанию, и если вы и муж кушаете с аппетитом, малыш обязательно будет повторять за вами.

Важный нюанс : чтобы это правило сработало, вы всей семьей должны кушать одинаковую пищу. И хотя взрослые зачастую не горят желанием переходить на детское меню, но, сделав надо собой усилие, через пару недель понимают, что благодаря переходу за компанию с малышом на полезные продукты из пароварки у них улучшилась работа печени, снизился вес и улучшился аппетит.

У малыша еще не совсем получается и достаточное количество порции попадает не в ротик крохи, а на стол? В таком случае, главное - терпение, это нормальный этап развития, а если вы начнете ругаться, то аппетит у ребенка точно не улучшится. Видите что ситуация совсем плачевная - присоединяйтесь к процессу и начинайте кормить малыша из ложки. Маленький гурман упрямится и хочет кушать сам? Попробуйте договориться и кушать с ребенком в две руки: ваши ложечки будут достигать цели и попадать в рот, а малыш параллельно будет оттачивать свое мастерство самостоятельного человека.

Если ранее потребность крохи в воде удовлетворялась грудным молоком мамы, то теперь не забывайте параллельно с питанием поддерживать малыша. Питьевая вода, компоты и морсы собственного приготовления будут замечательным подспорьем для малыша 1-2 лет, а 2-3 летний кроха с удовольствием будет пить сок из маленького пакетика с трубочкой.

Во время активных игр малышей лучше спрашивать, не хотят ли они пить, или просто периодически предлагать водичку , так как самостоятельно у них еще не совсем хорошо получается регулировать данный процесс в своем организме, а потери жидкости за счет потоотделения и энергичных движений могут быть достаточными.

Девочки,спасибо всем тем кто не остался равнодушным и переживал в прошлой теме.Пишу чем дело закончилось.Пришли мы св школу,в кабинет продленки,стали ждать остальных родителей.Учитель сразу заявил что не особо верит словам дочки и она скорее всего придумывает.Но чтобы выяснить ситуацию она должна расспросить дочку.Я согласилась тк. она сказала что сначала нами и дочкой поговорит а потом с мальчиками и их родителями,по отдельности.Очень не понравилось что она пыталась надавить на ребенка,как прокурор.Были вопросы,где ты сначала сидела?куда потом пошла?В каком именно месте они начали ее трогать.Потом подошли еще 2 мамочки и подключились.Ребенок стоял один среди взрослых и пытался отвечать на довольно не приятные на ей вопросы в каком месте трогали и тд. При том было видно что учитель пытается ее запутать и говорит с дочкой в повышенных тонах.Я не выдержала и сделала ей замечание,сказав что ребенку и так не ловко и пуст вызывают психолога и он беседует со всеми отдельно.Мне сказали что психолог уволился.Но я настояла а в незаинтересованном лице пришел заучь. С ним дело пошло на много быстрее,она попросила всех успокоится,нам не заострять внимание дочери на этом чтобы не было психологической травмы а мамам мальчиков провести с ними беседу но не ругать.Допрашивать мальчиков она запретила и сказала что и дочку тоже не кто не имел право допрашивать.По моему самый разумный человек там.Мамы мальчиков конечно не верят что их дети могли такое сделать и настаивают на том что дочка не правду говорит,так как дети у них положительные и слов таких не знают даже,да и вообще они своих детей знают и они не могли. Оно и понятно что каждый заступается за своего ребенка.Я их услышала но предупредила что если еще раз что то подобное повториться то я уже не к учителю пойду а дальше.Больше всего в этой истории не понравилось поведение учителя продленки.Она мне высказала что своими жалобами я ее в неловкое положение ставлю,что она мол не за детьми следит а полы моет.Но блин так оно и есть.В общем обиделась она на меня.Классный руководитель обещала оказывать повышенное внимание детям и лучше следить.Она молодец я считаю.Ну а я с дочкой поговорила,сказала что мы решили этот вопрос и больше ее не кто не обидит и мы закрыли эту тему.После собрания поехали на гимнастику,в этом здании есть секция айкидо. Поговорили с тренером,он принял дочку,в понедельник начнет заниматься.Знаю что быстрых результатов ждать не стоит но я думаю это придаст ей уверенности в себе,да и через несколько лет она уже сможет за себя постоять если не дай Бог встретятся еще такие вот мальчики.В общем как то так. Извините за много букв.

166

Александра Гирш

Девочки, пишу на форум за советом, потому что уже не знаю что и как обдумать (заранее прошу прощения за много букв))). Ребенку 8 лет исполнится в мае, заканчивает первый класс в школе-лицей. Родился с гипоксией, откачивали сутки в реанимации, как итог: поздно пошел (1,5 года), поздно заговорил (отдельными словами в 4-4,5 года). Боялась что его вообще в обычную школу не примут, но в 0-ом классе выровнялась речь, научился читать, считать в пределах десяти и т.д. что обычно умеют дошколята (спасибо невропатологам, психологам и талантливому репетитору). Теперь собственно к сути:
Закончил третью четверть и имеет 3 "тройки" и 3 "четверки". Математика и английский - на "ура", остальное не очень. Но я внимания на этом не заостряю, меня смущает отношение его учительницы. Средних лет (45-50), как говорится "старой закалки", очень строгая, требовательная и жесткая. Мой ребенок (довольно скрытный) ни разу не пожаловался на нее, зато от нее я жалоб в первой половине года наслушалась: "он все время спит, не слушает, зевает, не активен, не отвечает, горох об стену и т.д.". Все это проговаривается таким тоном (может, я преувеличиваю), как будто он - самый распоследний дурак в классе (в котором 32 ребенка). Нагрузка в школе жетская: помимо общих предметов на дом задается до кучи (например прорешать по 1 странице в день из "3000 примеров по математике" Нефедовой и вести читательский дневник: прочитать рассказ и нарисовать к нему рисунок (в неделю по 5 штук)). Дабы подтянуть учебу я записала сына на доп. занятия к репетитору, который ежедневно 2 часа учит с ним уроки и еще 1 час готовит по отдельным предметам. Сын раскрылся, повеселел, завел себе новых друзей, каждый день рвется к этому своему репетитору как на праздник. Как итог через месяц занятий: две последние контрольные по математике написал на "отлично", с остальными предметами тоже неплохо - с "двойки" на "четверку". Русский язык только у него неважный, но я, помня о том, как он не мог ручку удержать и двух слов связать буквально год назад, радуюсь вообще тому что есть. Но когда я поинтересовалась у его учительницы, как у него продвигается учеба услышала что контрольные он списывает (ага, две контрольные подряд он списал), и вообще, "воз и ныне там". Короче, как был дурак так и остался.
Я воспитывалась в системе когда учитель и его слово - закон, а авторитет учителя непоколебим. Может просто мне самой везло с учителями. Но безапелляционность учительницы сына меня смущает. Я не признаюсь никому, но мне кажется сыну с ней не комфортно, скупая она на хотя бы поощрение. Если человека все время гнобить, то так и всякое желание можно отбить.
И атмосфера в классе какая-то нездоровая: все конкуренты, все на голову друг другу лезут (в первом классе!), все дети нервные, агрессивные какие-то. Друзей за полгода в школе сын себе не нашел, зато у репетитора (она преподает в частном учебном центре) в первый же день подружился со всеми. Да и мне кажется отношение учительницы отразилось на отношении отдельных детей в классе: весь год к сыну придирается одноклассник, на прошлой неделе испинал его, а учительница мне сказала: ваш сын сам его спровоцировал (как выяснилось потом, предложил поиграть в догонялки, так тот моего сына догнал и по ногам отпинал).
Теперь думаю: стоит ли переводить сына в обычную школу, не лицей? Или может это везде так? Или может я накрутила себя и слишком все драматизирую?
Оговорюсь сразу, особого отношения к сыну я у учителя не просила никогда, но перед началом учебного года честно предупредила что есть небольшие проблемы с речью. Да и учительница на первый взгляд не монстр, может у нее метода такая и было бы хуже если б она вообще ничего не требовала с него? Очень хочется услышать ваше мнение (с отцом сына в разводе, моя мама разводит руками и говорит что если переведу его то "научу убегать от проблем". В общем, наболело....

156

Ольга Морозова

Приветствую, форум. При среднем балле 3,75 должна быть по правилам 4, а выставлена за четверть 3 - правомерно ли?. Это у сына по физкультуре. У него всегда были проблемы с зимней физ-рой на лыжах, но все таки в основном четверки всю четверть,три 3,одна 2(исправленная на 4)есть, балл то вышел больше 3,5-значит должна быть 4 в итоге. Или это на усмотрение учителя? Блин, единственная 3 за четверть, обидно как то...

139


© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины