23.06.2019

Расстройства пищевого поведения детей. Расстройства пищевого поведения у детей: памятка родителям Недостаточное питание как реакция на насильственное кормление


1. Нервная анорексия

а. Этиология. Нервная анорексия наблюдается при различных психических заболеваниях. Чаще всего она встречается у девочек из средних и высших социально-экономических слоев в возрасте 10-30 лет. Течение значительно варьирует. Смертность достигает 5-20%.

б. Обследование

1) Ранние симптомы

а) Соблюдение строгой диеты, которое постепенно приводит к значительной потере веса.

б) Постоянные мысли о еде, нормальный аппетит.

в) Боязнь ожирения, неправильные представления о собственном телосложении.

2) Поздние симптомы

а) Потеря самоконтроля.

б) Приступы обжорства, после которых больные вызывают у себя рвоту; злоупотребление слабительными и диуретиками; избыточные физические упражнения.

3) Обязательно исключают шизофрению, депрессию, соматические заболевания, вызывающие потерю веса (воспалительные заболевания кишечника, эндокринные нарушения).

4) Физикальное исследование. Обнаруживают гипотермию, артериальную гипотонию, пушковое оволосение, отеки. Возможна первичная или вторичная аменорея. На поздних стадиях отмечаются остеопороз и задержка физического развития.

5) Лабораторные исследования. На поздней стадии заболевания наблюдаются лейкопения, лимфоцитоз, уменьшение СОЭ; снижение активности ЛДГ, снижение уровней фибриногена, эстрогенов и T 3 в крови; неполное подавление секреции АКТГ и кортизола в пробе с дексаметазоном.

в. Диагноз ставится на основании следующих симптомов:

1) боязнь ожирения, несмотря на снижение веса;

2) неправильные представления о собственном телосложении;

3) стремление похудеть, несмотря на нормальный вес;

4) вес меньше 85% возрастной нормы (по диаграммам физического развития).

г. Лечение

1) При небольшой потере веса бывает достаточно консультаций по правильному питанию.

2) Если снижение веса продолжается, показана консультация психиатра.

3) При амбулаторном лечении больных взвешивают не реже 1 раза в неделю.

4) Показания к госпитализации: тяжелое истощение, нестабильность ЧСС, АД, частоты дыхания и температуры тела, острая дегидратация, нарушения электролитного баланса (например, гипокалиемический алкалоз), неэффективность амбулаторного лечения.

5) Лечение в стационаре

а) При поступлении в стационар с помощью таблиц Фриша рассчитывают минимальный вес, необходимый для восстановления менструаций (вес, при котором менструации восстанавливаются у 10% больных). К полученному результату прибавляют 4,5 кг и получают вес, который нужно набрать в стационаре (R. E. Frisch et al. Hum. Biol. 45:469-483, 1973).

б) Больные должны прибавлять в весе на 0,2 кг/сут или на 1,4 кг/нед (ежедневная прибавка веса может варьировать). Исходный вес определяют на следующее утро после поступления в стационар, а при дегидратации - не раньше чем через сутки после поступления.

в) Каждое утро после опорожнения мочевого пузыря определяют вес, ЧСС, АД, температуру тела. В норме температура тела выше 36,1°C, диастолическое давление выше 60 мм рт. ст., систолическое давление выше 80 мм рт. ст.

г) В первые сутки пребывания в стационаре диета не должна значительно отличаться от домашней.

д) Сразу после госпитализации диетолог определяет количество калорий, которое больная потребляла до поступления в стационар, и количество калорий, необходимое для прибавки веса на 1,4 кг/нед. После этого разрабатывается индивидуальная диета.

е) Если АД и температура тела снижены, показан постельный режим. Если они остаются в пределах нормы спустя 4 ч после госпитализации, разрешается палатный режим. Еще через 4 ч разрешают свободно передвигаться по этажу. Если же АД и температура стабильны в течение 48 ч, физическую активность не ограничивают.

ж) Если прибавка веса меньше ожидаемой, дополнительно назначают жидкие питательные смеси. В перерывах между основными приемами пищи - утром, днем и вечером - под наблюдением врача дают смесь Ensure или Sustacal (500 ккал). Если смесь не съедается в течение 15 мин, ее вводят через назогастральный зонд. Больной объясняют, что дополнительное питание - это обязательная часть лечения, а не замена основных приемов пищи. Если вес возрастает слишком медленно, объем дополнительного питания увеличивают на одну упаковку в сутки до максимальной дозы - 8 упаковок в сутки. В течение часа после дополнительного приема пищи показан постельный режим.

з) В некоторых случаях необходимо парентеральное питание.

и) Мониторинг уровней электролитов в крови позволяет выявить злоупотребление слабительными и стимуляцию рвоты. Чтобы больные не вызвали рвоту, в течение 2 ч после приема пищи их не пускают в туалет.

к) Запоры, как правило, исчезают после нормализации питания. Иногда показаны смягчающие слабительные.

л) Нейролептики и трициклические антидепрессанты малоэффективны.

м) Перед выпиской выясняют, нуждается ли больная в назначении диеты.

н) Проводят индивидуальную, семейную и групповую психотерапию.

о) В лечении эмоциональных расстройств участвует психиатр.

2. Нервная булимия

а. Этиология неизвестна. Предложено несколько теорий, объясняющих возникновение болезни психологическими или органическими причинами.

б. Обследование

1) Нервная булимия чаще всего возникает у подростков. Течение хроническое с периодическими ремиссиями; нетрудоспособность возникает редко.

2) Исключают нервную анорексию, опухоли ЦНС, синдром Клейне-Левина, синдром Клювера-Бьюси.

в. Диагноз ставят на основании следующих симптомов:

1) повторяющиеся эпизоды быстрого поглощения обильного количества пищи, продолжающиеся около 2 ч (приступы обжорства);

2) осознание неправильности своего поведения, потери контроля над собой;

3) регулярные попытки снизить вес с помощью физических упражнений, вызывания рвоты, употребления слабительных или диуретиков, строгой диеты;

4) чрезмерная озабоченность телосложением и весом;

5) приступы обжорства в среднем повторяются не реже 2 раз в неделю на протяжении по крайней мере 3 мес.

г. Лечение

1) Проводят психотерапию и поведенческую терапию. Рекомендуется консультация психиатра.

2) Устраняют дегидратацию и нарушения электролитного баланса, возникающие вследствие рвоты, применения слабительных и диуретиков.

3) Исследуется применение трициклических антидепрессантов.

3. Ожирение

а. Этиология. В развитии ожирения играют роль социальные, эмоциональные и генетические факторы, физическая активность, а также размер и число жировых клеток.

б. Обследование

1) У детей ожирение чаще всего возникает в возрасте младше 4 лет или от 7 до 11 лет.

2) Ожирение не относится к психическим заболеваниям и не зависит от типа личности. Тем не менее оно нередко сопровождается эмоциональными расстройствами.

3) Первичное ожирение следует отличать от вторичного (при краниофарингиоме, опухолях гипофиза, нарушении функции яичников, синдромах Прадера-Вилли, Лоренса-Муна-Бидля и Кушинга).

в. Диагноз ставят в случае, если вес превышает 20% возрастной нормы.

г. Лечение

1) Ожирение желательно выявлять на ранней стадии и вовремя корректировать диету. Родители не должны успокаивать ребенка кормлением.

2) Успешное лечение невозможно без активного участия больного и семьи. Важные его компоненты - сбалансированная низкокалорийная диета и увеличение физической активности. Наиболее эффективной оказалась поведенческая терапия с положительным подкреплением, направленная на постепенное снижение веса. Применяют и индивидуальную психотерапию.

3) Существуют группы взаимопомощи, объединяющие больных ожирением.

4. Извращенный аппетит

а. Этиология. Предполагаемые причины - дефицит некоторых питательных веществ и неудовлетворенность эмоциональных потребностей.

б. Обследование

1) Извращенный аппетит, как правило, возникает в возрасте от 18 мес до 5 лет: дети едят краску, волосы, грязь и т. п. С извращенным аппетитом не следует путать нормальное стремление грудных детей тащить все в рот.

2) Извращенный аппетит встречается при нарушениях развития, дефиците минеральных веществ (например, железа), детском аутизме, шизофрении, плохом уходе за ребенком.

3) Осложнения: кишечная непроходимость (например, вследствие образования волосяного шара), отравление свинцом, алопеция, гельминтозы.

в. Диагноз ставится на основании регулярного употребления в пищу несъедобных веществ.

г. Лечение

2) Исключают доступ к токсичным веществам (например, краски, содержащие свинец).

3) Иногда эффективна поведенческая терапия с положительным подкреплением.

Дж. Греф (ред.) "Педиатрия", Москва, «Практика», 1997

Эпидемиологические данные свидетельствуют о высокой частоте встречаемости нарушений пищевого поведения – более чем у половины детей раннего возраста. Нарушения характерны как для детей с неврологической патологией и задержкой развития (в 80% случаев), так и для нормально развивающихся детей – более чем в 25% случаев.

Именно в детском возрасте формируются основные привычки, закладывается фундамент. Длительно сохраняющиеся нарушения негативно сказываются на здоровье детей и психологическом климате семьи.

Более подробно о нарушениях пищевого поведения у детей в беседе с заведующей кафедрой диетологии и нутрициологии ГБОУ ДПО РМАПО МЗ РФ, профессором, доктором медицинских наук Татьяной Николаевной Сорвачевой.

– Что такое пищевое поведение?

– Нарушения пищевого поведения обусловлены широким спектром факторов, негативно влияющих на процесс кормления, прием пищи и поступление в организм пищевых веществ.

В зарубежной практике разработаны критерии диагностики нарушения пищевого поведения: стойкий отказ от приема пищи более 1 месяца; отсутствие заболеваний, вызывающих отказ от приема пищи; неправильные типы кормлений (кормление во сне, навязчивые кормления, принудительное и механистическое кормление, развлечения во время кормления, длительность приема пищи более 30 минут); рвотные движения при попытке кормления.

– Чем обусловлены нарушения пищевого поведения?

– Пищевое поведение начинает формироваться еще в период внутриутробного развития. Влияют характер питания и вкусовые предпочтения матери. В последующем на пищевое поведение ребенка влияют вид вскармливания, введение прикорма, пищевые привычки семьи. Нарушения пищевого поведения чаще всего встречаются у детей в возрасте 2–6 лет.

В основе пищевого поведения доминируют нарушения аппетита. Аппетит – это эмоционально окрашенное стремление человека к определенной пище. В практике педиатры выделяют следующие виды аппетита: нормальный, повышенный, пониженный, редко – избирательный.

– Каковы последствия нарушений пищевого поведения в детском возрасте?

– Длительно сохраняющиеся нарушения пищевого поведения связаны с недостаточным потреблением основных пищевых веществ, дефицитом ряда микронутриентов и витаминов, отставанием в росте и развитии, замедлением когнитивного развития, стрессовыми ситуациями в семье, нарушением детско-родительских взаимоотношений и психологического здоровья семьи.

– В чем заключается лечение?

– Лечение должно быть дифференцированным в зависимости от вида нарушений.

Необходимо соблюдать следующие принципы коррекции: нормализация детско-родительских взаимоотношений и психологического климата в семье, формирование правильного пищевого поведения, в том числе через чувство голода, формирование у ребенка правильного отношения и интереса к еде. На этапе формирования пищевого поведения возможно использование специализированных смесей для нутритивной поддержки с целью коррекции рациона питания. При необходимости важен мультидисциплинарный подход с привлечением педиатра, диетолога, гастроэнтеролога, психолога.

Психотерапия при отказе от пищи у детей младшего возраста

Цель этой статьи — представить психологические методы лечения отказа от пищи у детей. Эти методы эффективны в амбулаторных условиях и не требуют пребывания в стационаре.

Автор выделяет три основные модели этиологии, полезные для описания отказа от пищи: теория научения, модель развития и теория привязанности. У многих детей есть признаки, отраженные в каждой из этих моделей, которые способствуют развитию нарушений пищевого поведения. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо применять несколько разных методов лечения.

Отказ от пищи — общий термин, который охватывает широкий спектр нарушений питания у детей, в том числе и нарушающие их развитие. Они могут отказываться от пищи, но при этом пьют достаточно для того, чтобы поддерживать процесс развития и роста. Они отказываются есть многие продукты, но поддерживают массу своего тела, употребляя большое количество отдельных предпочитаемых продуктов. У других детей, отказывающихся есть, очень маленькая масса тела и они отстают от своих сверстников в физическом развитии. Поэтому прежде чем приступить к лечению, важно четко определить тип нарушения пищевого поведения, ко торое демонстрирует ребенок, учитывая при этом как этиологию нарушения, так и имеющиеся симптомы.

Диагностический термин «отказ от пищи» делает акцент на поведении, демонстрируемом ребенком, тогда как конструкт «нарушение развития» отражает результат с учетом роста и развития. Отказом от пищи следует считать крайне избирательное питание, плохой или изменчивый аппетит, отказ есть отдельные компоненты пищи, медленная еда и пищевые фобии. Показатель распространенности отказа от пищи достигает 25% в общей популяции и еще выше (почти 33%) среди детей с нарушениями развития. Можно выделить три группы факторов риска, имеющих отношение к нарушению развития: особенности личности и психическое здоровье родителей; характеристики ребенка, в том числе темперамента и нарушений в психической сфере; сложные семейные отношения, изоляция и недостаточные ресурсы.

Сложность нарушений пищевого поведения и их развития требует комбинации подходов и понимания проблемы, которую невозможно объяснить одной психологической теорией.

Один из методов лечения отказа от пищи — классическое формирование условных рефлексов. Когда ребенок не ест, у родителей и специалистов быстро возникает чувство фрустрации, в одинаковой степени сопровождающееся рекомендациями и попытками заставлять есть или лишать пищи с тем, чтобы он начал есть. У детей с выраженным избегающим поведением это может усиливать нарушение и усугублять уже имеющееся избегающее поведение. Для изменения поведения следует: 1) снижать уровень тревоги у ребенка и у родителя во время приема пищи; 2) избегать какого бы то ни было усиления эмоциональных реакций во время еды; 3) во время приема пищи избегать любых неприятных переживаний; 4) создавать такую обстановку во время еды, чтобы прием пищи воспринимался как приятное переживание; 5) формировать постепенно меняющиеся серии незначительных изменений в питании; 6) формировать у ребенка доверие к приему пищи; 7) усиливать чувство компетентности у родителей, побуждая ребенка к достижению маленьких успехов. Затем следует процесс десенсибилизации и программа подкреплений.

Применяется метод формирования инструментальных условных рефлексов. К стандартным методам нормализации поведения относятся: моделирование, формирование, подкрепление, торможение условного рефлекса и использование тайм-аута. У детей младшего возраста эффективны также методы когнитивно-поведенческой терапии при использовании в комбинации с более стандартными поведенческими методами в условиях стационара.

Данные о степени и стиле взаимодействия между родителем и ребенком могут указывать на сферы, требующие вмешательства. Родитель может нуждаться в индивидуальной помощи по поводу нарушений в эмоциональной сфере, возникших из-за взаимоотношений с другими людьми (не с ребенком). Игровая терапия нацелена на улучшение отношений привязанности между родителем и ребенком.

Психологические методы лечения способствуют значительному улучшению пищевого поведения и устранению его нарушений у детей младшего возраста. Степень выраженности нарушений пищевого поведения колеблется в широких пределах — от распространенных легких и преходящих до тяжелых случаев, обусловленных сложными семейными проблемами, нарушениями в психической сфере родителей и трудными взаимоотношениями. Эти факторы снижают способность родителей удовлетворять меняющиеся потребности своего развивающегося ребенка. Ряд теоретических подходов и лечебных вмешательств необходим для удовлетворения различных потребностей этих семей. Родителей следует научить наблюдать за поведением своих детей, распознавать собственные реакции и менять собственное поведение для того, чтобы помочь ребенку. Методы нормализации поведения играют важную роль в лечении нарушений пищевого поведения и эффективны при условии глубокого понимания особенностей семейной жизни, взаимоотношений и отношений привязанности.

www.psyobsor.org

Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина — Нарушения пищевого поведения у детей раннего и дошкольного возраста

Резюме. С целью изучения нарушений пищевого поведения у детей сотрудниками отдела по изучению проблем детской психиатрии ФГБУ «НЦПЗ» РАМН начато исследование на примере детей в возрасте от 6 мес до 6 лет 11 мес с психической патологией, вызванной различными этиологическими факторами. В исследование вошли 3 группы детей: дети с эндогенными психическими расстройствами; дети с резидуальной церебральной недостаточностью; дети из ситуации психической депривации (общее число – 75 человек).
Выводы: нарушения пищевого поведения у детей отличаются большим разнообразием, различной степенью выраженности и обусловлены сочетанием многих факторов. Нарушения наиболее глубоки и разнообразны при более выраженной психической патологии, каковой являются расстройства аутистического спектра. В то же время при состояниях, вызванных экзогенными факторами (органическими и психогенными), они также представлены достаточно широко.
Ключевые слова: пищевое поведение, эндогенные психические расстройства, расстройства аутистического спектра, дети-сироты, детская психиатрия.

Eating disorders in infants and preschool age

I.A.Margolina1, M.E.Proselkova1, G.N.Shimonova1, G.V.Kozlovskaya1, E.L.Usacheva2, T.V.Malysheva3
1Mental health research center, Russian academy of medical sciences, Moscow;
2Scientific and Practical Centre for Child and Adolescent Mental Health;
3Specialized orphanage №25 for children with organic lesions of the CNS and mental disorders, Department of Social Security in Moscow

Summary. In order to evaluate eating disorders on children, employees of the Department of Child Psychiatry Research of Mental Health Research Center of RAMS initiated a Study on children in age from 6 months to 6 years 11 months, with mental disorders caused by various etiological factors. The study included three groups of children: children with endogenous mental disorders; children with residual cerebral insufficiency; children with psychic deprivation (75 children in total).
Conclusions: Eating disorders on children are very diverse, varying degrees of severity and are caused by a combination of many factors. Disorders are more profound and varied with more severe mental pathology which is disorders of autism spectrum. At the same time, conditions caused by exogenous factors (organic and psychogenic) are also well represented.
Key words: eating behavior, endogenous mental disorders, autism spectrum disorders, orphans, child psychiatry.

Согласно современным представлениям пищевое поведение человека представляет собой совокупность вкусовых предпочтений, диеты, режима питания, зависящую от культурных, социальных, семейных, биологических факторов . Согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) выделяются «Расстройства приема пищи» (F50). В данный раздел входят: нервная анорексия, атипичная нервная анорексия, нервная булимия, атипичная нервная булимия, переедание, связанное с психологическими расстройствами, рвота, связанная с психологическими расстройствами, другие расстройства приема пищи, расстройство приема пищи неуточненное. Из данного раздела исключаются: анорексия или потеря аппетита, полифагия, затруднения питания или нарушенное питание (данные расстройства рассматриваются под рубрикой R63). Для детских психиатров представляет особый интерес расстройство приема пищи в младенческом периоде (F98.2) и поедание несъедобного (F98.3). Раздел F98.2 включает разнообразные и специфичные проявления нарушений питания, такие как отказ от пищи и крайнюю привередливость при наличии адекватного количества и качества пищи и умелого кормящего лица, а также при отсутствии органического заболевания головного мозга и желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). В раздел «Поедание несъедобного (симптом Пика) младенцами и детьми» включается стойкое питание непищевыми веществами. Данное расстройство встречается как изолированно, так и в качестве одного из симптомов более широкого психического расстройства (умственная отсталость, шизофрения, аутизм) .
Актуальность проблемы нарушений пищевого поведения обусловлена как высокой распространенностью, так и тяжестью их последствий в виде серьезных психических и соматических заболеваний, сопровождающихся в ряде случаев угрозой летального исхода. Данная проблема изучается мультидисциплинарно врачами-психиатрами, терапевтами, нейрофизиологами, эндокринологами, а также детскими врачами различного профиля и клиническими психологами.
В настоящее время существуют работы педиатров , детских неврологов , детских психиатров , освещающие различные аспекты нарушений пищевого поведения у детей. В ряде исследований нарушения пищевого поведения у детей рассматриваются как составная часть симптоматики других, более общих психических расстройств или предрасположенности к ним , другими авторами подчеркивается важность гармоничного взаимодействия в биопсихосоциальной системе – диаде «мать–дитя», искажениям которых в ряде случаев отводится роль главного этиологического фактора в возникновении нарушений пищевого поведения в раннем возрасте . В то же время комплексного исследования клинических проявлений и динамики нарушений пищевого поведения у детей в возрастной динамике не проводилось.

Цель, задачи и методы исследования

С целью изучения нарушений пищевого поведения у детей сотрудниками отдела по изучению проблем детской психиатрии НЦПЗ РАМН начато исследование на примере детей с психической патологией, вызванной различными этиологическими факторами, в возрасте от 6 мес до 6 лет 11 мес. Исследование проводится как проспективно, так и ретроспективно с тщательным анализом анамнестических данных.
В задачи исследования входит описать типологию нарушений пищевого поведения в раннем и дошкольном возрасте, встречающихся при тех или иных видах психической патологии, выявить взаимосвязь обнаруженных нарушений пищевого поведения с общей клинической картиной психического заболевания, выработать методы их коррекции.

Методами исследования психического и психофизического состояния детей были клинические (педиатрический, неврологический, клинико-психопатологический), а также параклинические (психологический, генеалогический, инструментальный). При изучении неврологического статуса особое внимание уделялось состоянию их вегетативной нервной системы с использованием авторской методики по определению исходного вегетативного статуса у детей первых лет жизни .

Выборка исследования

Результаты

Психопатологические проявления, отмечавшиеся у детей данной группы, представляли собой широкий спектр аутистических расстройств в виде симптомов искаженного общего и эмоционального развития, нарушений коммуникативных функций, неравномерной задержки интеллектуального развития различной степени выраженности. В моторной сфере отмечалось как диссоциированное недоразвитие крупной и тонкой моторики, так и микрокататонические нарушения в виде гипо- и парамимии, двигательных стереотипий, застываний. Отмечались немотивированные колебания настроения и психической активности, в ряде случаев имевшие эндогенный суточный ритм с инверсией сна и бодрствования. В когнитивной сфере у детей дошкольного возраста на фоне неравномерной задержки развития можно было отметить и нарушения качественной стороны мышления в виде появления прообраза бреда в форме особого отношения к отдельным людям, предметам одежды, а также предлагаемой пищи.
В соматовегетативном статусе в период экзацербации заболевания отмечалась вегетативная дистония, выражавшаяся в сочетании симпатикотонического и ваготонического типа реагирования, в дальнейшем сменявшаяся симпатикотонией. Часто можно было отметить дисфункции ЖКТ в виде рвоты после еды, склонности к запорам, в ряде случаев чередования запора и диареи. Богатство клинических проявлений, отмечаемых у этих детей, обусловило яркость и разнообразие нарушений пищевого поведения.
Нарушения пищевого поведения отмечались у детей-аутистов с первых месяцев жизни и проявлялись вялым сосанием, срыгиваниями, рвотами, икотой, запорами, поносами, метеоризмом (50%). У 30% детей отмечалось снижение аппетита без снижения массы тела, а в некоторых случаях даже ее увеличение, в 20% случаев имело место повышение аппетита. В 35% случаев отмечено искажение пищевого поведения (отказ от еды днем и еда ночью, во сне). Во втором полугодии жизни срыгивания уменьшались, но дети отказывались жевать твердую пищу, была выражена избирательность в еде, сохранялись рвоты.
Другим проявлением синдрома вегетовисцеральных нарушений ЖКТ можно считать младенческие кишечные колики (в 55% случаев). Клинически они проявлялись приступами беспокойства, плача, подтягивания ножек к животу, вздутием живота, отхождением газов и дефекацией. Очень часто кишечные колики сочетались с признаками гастроэзофагеального рефлюкса, диспепсическими расстройствами (отрыжка воздухом, чередование запоров и диареи), которые сохранялись в ряде случаев до дошкольного возраста с периодами улучшений. В 1/3 случаев выявлены дисбактериоз, лактазная недостаточность. При подробном сборе анамнеза их матери отмечали равнодушное, а в ряде случаев негативное отношение к грудному вскармливанию. Дети не принимали на руках у матери удобной, конгруэнтной ее телу позы, выворачивались, лежали «как куклы». Отмечалось также снижение аппетита, особенно в дневное время, когда ребенок не плакал в случае длительного промежутка между кормлениями, а спал или просто тихо лежал, пока мать сама не подойдет к нему. Таким детям часто требовалось неоднократное ночное кормление. В дальнейшем отмечались трудности с введением прикорма, дети долго не могли перейти к кормлению с ложки, отмечалось поперхивание несмотря на отсутствие неврологической патологии. После года дети отказывались пробовать новую пищу, относились к ней настороженно, с 1,5 лет можно отметить обнюхивание предлагаемой пищи.
Кроме того, начинает отмечаться потребность в различных ритуалах, связанных с процессом кормления, а также избирательность лиц, «допускаемых» ребенком к кормлению. Так, некоторых детей возможно было накормить только во время просмотра любимых мультфильмов или рекламных роликов, некоторые требовали, чтобы кормящие их лица пели или рассказывали им сказки. В ряде случаев дети разрешали себя кормить только маме или бабушке, при попытке накормить их другими членами семьи дети выплевывали пищу или сталкивали тарелки с едой со стола. При преобладании в клинической картине негативной симптоматики у пассивных детей можно было отметить медленное пережевывание пищи, дети подолгу задерживали пищу во рту, закладывали ее за щеку, затем выплевывали ее в тарелку и снова клали в рот. Особая медлительность при приеме пищи отмечалась при наличии кататонической симптоматики, когда дети «застывали» с ложкой в руках или с пищей во рту. В ряде случаев отмечался мерицизм – повторное заглатывание ранее проглоченной пищи. У детей этой группы часто можно было наблюдать игровые манипуляции с едой, когда дети размазывали еду по столу и одежде. При выраженном интеллектуальном дефекте отмечался синдром Пика – поедание несъедобного (бумага, куски клеенки, материи, в ряде случаев собственные фекалии).
По мере взросления и расширения пищевого рациона все более явной становилась избирательность в еде, проявлявшаяся в отказе от употребления в пищу каких-то продуктов, в ряде случаев вплоть до перехода на питание каким-то одним продуктом, часто неполноценным в плане необходимого набора питательных веществ, а иногда даже вредным для здоровья (хлебобулочные изделия, макароны, картофель-фри из ресторанов быстрого питания).
Отдельно следует отметить привычное регургитационное расстройство, отмечаемое как в группе детей аутистов, так и в остальных двух группах. Механизм его возникновения был различен. В ряде случаев рвота возникала после еды без видимой причины, иногда провоцировалась насильственным кормлением или какими-либо другими внешними факторами, сопровождающими прием пищи, например, кормление нежелательным для ребенка лицом, иногда ребенок сам вызывал у себя рвотный рефлекс.
Вторую группу составили дети с анте- и перинатальными органическими поражениями ЦНС (20 детей): 18 обследованы на базе специализированного дома ребенка, 2 ребенка на амбулаторном приеме в НЦПЗ РАМН. Анамнестические данные детей, воспитывающихся в домашних условиях, свидетельствовали об отсутствии у них психопатологической наследственности. У детей, обследованных на базе дома ребенка, сведения о наследственной отягощенности были скудные, однако в ряде случаев у матери были верифицированы алкоголизм и наркомания.
Из анамнеза этих детей было известно об осложненной беременности, тяжело протекавших, часто преждевременных родах. Все дети имели задержку моторного и речевого развития. В вегетативном статусе в возрасте до 1 года в 55% случаев отмечалась ваготония, в 45% – симпатикотония, в 5% – эйтония, количество которой нарастало с возрастом.
Помимо соматовегетативных нарушений часто отмечались явления пилороспазма (при отсутствии пилоростеноза), срыгивания и рвота съеденной пищей, а также
чередование запоров и диареи. Пищевое поведение было тесно связано с уровнем развития ребенка и во многом обусловлено функциональным состоянием ЦНС. Особенно ярко это проявлялось в младенчестве. Дети сосали вяло, быстро уставали, засыпали на руках кормящего, с бутылочкой во рту.
При исследовании структуры вегетативных проявлений у детей из группы с органическими поражениями ЦНС в возрасте до года также отмечались вегетативные нарушения и, как правило, имели диффузный характер. В системе питания это были частые срыгивания (35%), рвоты, метеоризм, диарея, запоры (35%) и были наиболее выражены в возрасте от 3 нед до 3 мес. У них преобладало пассивное бодрствование, аппетит часто был сниженным. Однако в ряде случаев дети были возбудимы, часто плакали, кричали, им требовался особый режим кормления. Дети ели маленькими порциями, у них особенно часто отмечались обильные срыгивания после еды. По мере роста нарушения пищевого поведения становились более разнообразными, но их связь с задержанным психомоторным развитием продолжала отмечаться. Такие дети долго не овладевали навыками жевания и глотания твердой пищи, не могли научиться самостоятельно пользоваться ложкой. В то же время следует отметить, что приблизительно к году все более значимыми становятся правильность педагогических подходов при обучении ребенка навыкам самообслуживания за столом, терпение и эмоциональная вовлеченность лица, осуществляющего процесс кормления и ухода за ребенком. В дальнейшем по мере ослабления роли резидуальной неврологической симптоматики в состоянии ребенка нарушения пищевого поведения приобретают более индивидуальный для каждого ребенка характер. Все более значительную роль играют психогенные факторы. Так, например, появление регургитационного расстройства у одного из воспитанников дома ребенка было связано с переводом в другую группу. В другом случае вызывание рвоты было попыткой манипулирования персоналом со стороны одного из детей. Нужно отметить, что такие нарушения пищевого поведения, как отказы от еды или избирательность в еде после перехода на твердую пищу, были нехарактерны для детей данной группы.

Третья группа представлена детьми-сиротами, психопатологическое состояние которых обусловлено воздействием психогенных факторов, таких как психическая депривация, эмоциональное и физическое пренебрежение, в ряде случаев – физическое насилие в анамнезе (30 детей). Дети также наблюдались на базе специализированного дома ребенка. Нужно отметить, что лишь 8 из этих детей были сиротами с рождения, остальные были изъяты из семьи или отданы законными представителями в связи с невозможностью по тем или иным причинам воспитывать их. Наследственность детей-сирот с рождения была неизвестна (отказные дети, оставленные в родильном доме). Неврологический осмотр не выявлял симптомов раннего органического поражения ЦНС. Сироты с рождения были подвергнуты воздействию фактора психической депривации и имели характерные для данного фактора психические особенности. При анализе вегетативного статуса чаще выявлялась симпатикотония, несколько реже ваготония и эйтония. В младенчестве они сосали жадно без чувства меры, в связи с чем периодически отмечалось срыгивание. В связи с употреблением достаточного количества пищи в дневное время, а также ранним приучением к режиму сна и бодрствования они не нуждались в ночном кормлении. Рано начинали следить за бутылочкой, в дальнейшем в позе сидя внимательно, с нетерпением наблюдали за процессом приготовления медицинской сестрой смеси для кормления или перекладыванием пюре из баночки в чашку. По мере взросления были нетребовательны к рациону и качеству питания, легко переходили с жидкой на твердую пищу, рано овладевали навыками самообслуживания при приеме пищи. Аппетит оставался повышенным, в связи с чем иногда возникали проблемы с перееданием, когда в силу каких-либо обстоятельств у детей появлялась возможность съесть больше положенной им порции, они не могли остановиться, ели до рвоты. Следует также отметить, что, несмотря на повышенный аппетит, дети плохо прибавляли в весе.
Несколько иные нарушения пищевого поведения отмечались у детей, изъятых из семей. Большая часть детей поступала в возрасте старше 1,5 лет, из социально неблагополучных семей, ранний их анамнез был неизвестен, однако данные их соматоневрологического статуса и проведенных обследований позволяли сделать вывод об отсутствии у них клинически значимых симптомов раннего органического поражения ЦНС. Психопатологическая наследственность либо была неизвестна, либо в ряде случаев отягощена алкоголизмом или наркоманией по линии матери или отца.
У всех наблюдаемых нами детей отмечалась незначительная задержка психического развития. В вегетативном статусе детей в большинстве случаев была констатирована симпатикотония, значительно реже эйтония и ваготония. Из соматовегетативных нарушений наиболее часто встречалась склонность к запорам, в более старшем – у детей данной группы часто отмечались боли в животе неясной этиологии. Дети были постоянно насторожены, тревожны. Во время приема пищи озирались по сторонам. Некоторые не владели соответствующими возрасту навыками самообслуживания. Дети поступали в дом ребенка, как правило, с дефицитом массы тела, без привычки к определенному режиму питания.
Однако в первое время пребывания в доме ребенка они обнаруживали некоторую избирательность в еде, связанную, вероятно, с опытом однообразного питания и выработанными в семье вкусовыми предпочтениями. По мере адаптации избирательность в еде уменьшалась, но пищевое поведение все более определялось эмоциональным состоянием ребенка. Последнее было обусловлено стрессовой реакцией, вызванной семейной ситуацией. Все дети этой группы отличались сниженным настроением, их аффективное состояние определялось как тревожная депрессия. На этом фоне отмечались как эпизоды сниженного аппетита с отказом от еды, так и эпизоды булимии без чувства насыщения. У некоторых детей такие эпизоды сменяли друг друга. По мере редукции аффективных нарушений уменьшались и нарушения пищевого поведения. Однако у ряда детей продолжала отмечаться склонность к обжорству, обусловленная искажением влечений.
Тщательный анализ нарушений пищевого поведения у детей дошкольной группы из условий хронического физического насилия позволил проследить динамику и структуру этих нарушений у детей с преобладанием черт возбудимости или тормозимости в психическом состоянии. У них отмечались, соответственно, предпочтительное реагирование на психогенный фактор в виде реакций активного (агрессивность) или пассивного (уходы, отказы). У возбудимых, склонных к дисфории, агрессивных детей чаще отмечалась склонность к булимии на фоне расторможения влечений. У тормозимых детей депрессия носила более меланхолический характер с повышением пассивности, замкнутости и снижением аппетита, вызванным предположительно элементами отчуждения собственных ощущений, в том числе чувства голода.
Меры, направленные на коррекцию выявленных нарушений пищевого поведения, зависели от нозологической формы психической патологии, при которой они встречались, и клинической феноменологии вызывающих их психических нарушений. Но независимо от нозологии большое значение отводилось психотерапевтической работе с семьей по нормализации отношений в диаде «мать–дитя», а в случаях, наблюдаемых в домах ребенка, – работе с персоналом, разъясняющим важность формирования у ребенка привязанности к ухаживающим за ним лицами. В работе с семьей важное значение придавалось также конкретным рекомендациям по установлению режима питания и развитию навыков самообслуживания ребенка за столом.
В случаях, когда ребенок находился на стационарном лечении, а также в ряде случаев в доме ребенка, ведущая роль отводилась лекарственной терапии. С учетом возрастных ограничений по применению психофармакотерапии у детей младшего возраста предпочтение по возможности отдавалось препаратам метаболического и ноотропного действия, особенно у детей с ранним органическим поражениями ЦНС, а также у пассивных детей с непроцессуальными формами аутизма.
Среди них можно выделить препарат Элькар, представляющий собой удобную для применения в детском возрасте форму L-карнитина, который не только улучшал аппетит, но также повышал психический тонус и активность детей, стимулируя, таким образом, их психическое развитие. При установлении ведущей роли аффективной симптоматики в возникновении нарушений пищевого поведения у детей старше 6 лет возникала необходимость применения антидепрессантов, чаще амитриптилина и феварина, реже, особенно в случаях булимии, сертралина. Для лечения бредовых и кататонических расстройств и связанных с ними нарушений пищевого поведения назначались нейролептики с антипсихотическим действием (этаперазин, галоперидол, рисперидон).

Наверное, каждый родитель может вспомнить тот период в жизни его ребенка, когда тот начинает отказываться принимать пищу или напротив начинает ее потреблять в несоразмерных его возрасту и физической активности количествах. Нередки и случаи, когда ребенок, не имея понятия о сбалансированном питании, требует ограничить его рацион только вкусненькими продуктами… Знакомая ситуация? Так вот, если ее пустить на самотек, в будущем могут возникнуть серьезные проблемы не только с системой пищеварения, но и обменов веществ в целом.

Итак, регулярные недоедание, переедание и однообразное (пристрастие к одним и/или отказ от других продуктов) питание – наиболее часто встречающиеся в раннем детском возрасте виды пищевых нарушений.

Специалисты считают, что в основе означенных нарушений часто лежат проблемы психологического характера: страх, депрессия, связанный либо с самим процессом приема пищи, либо с определенными продуктами. Их появление нередко обусловлено формированием негативных ассоциаций собственно приема пищи или определенного продукта с психотравмирующей ситуацией. Иногда стрессором могут быть собственные родители или имеющие влияние на ребенка сверстники, регулярно указывающие на изъяны в строении его тела и связывающие их наличие с приемом пищи вообще, или конкретных продуктов в частности. Этому может способствовать и постоянная популяризация средствами массовой информации образов стройной изящной женщины и сухого с развитой мускулатурой мужчины. Стремление во что бы то ни стало достичь желаемого идеала, может приобрести у ребенка характер навязчивой идеи. Как следствие отказ от приема пищи или ее чрезмерное и нерегулярное потребление, преобладание в пищевом рационе высококалорийных, но не вызывающих быстро чувства сытости, продуктов.

Что касается переедания или однообразного питания ребенка, то в большинстве случаев ответственность за эти пищевые нарушения все же лежит на родителях. Ведь хорошо известно, что дети переедают, склонны к полноте или страдают ожирением именно в семьях, где родители подают дурной пример. Еще хуже – иногда родители просто поощряют детское обжорство, приговаривая «съешь за маму, папу и др. родственников…». Потакать капризам еще несмышленого ребенка и регулярно баловать его «вкусненьким» (не имеющими ничего общего со здоровой и полезной пищей сладостями, чипсами, сладкими газированными напитками, гамбургерами и т.п.) – это прямой путь к формированию у него пищевых нарушений. Первым, кто станет возражать против такой пищи, будет… детский организм. Боль и/или тяжесть в животе, его вздутие, тошнота, а, возможно, и рвота, неустойчивый стул – эти и многие другие жалобы будут настойчиво указывать родителям – остановитесь! Чем же вы меня кормите! Хорошо если поймут! Но часто родители остаются слепы. И начинается поход по врачам, проведение различных обследований, которые «убедительно» свидетельствуют о наличии той или иной болезни. А, значит, доктор назначит лечение: таблетки, отвары и настои трав… Бывает помогает. Если нет, ответственность всегда можно переложить с себя на врачей: не распознали настоящую болезнь, не то назначили… А всего то и надо, критически посмотреть, чем вы кормите своего ребенка, какие пищевые привычки он усвоил. И если они пагубны, самое время попробовать «мягко», но настойчиво переориентировать ребенка. Не следует рассчитывать, что он «перерастет, станет более разумным и разберется, что полезно, что не очень». Умом то он может и разберется, а вот приученная родителями и ставшая ненасытной утроба может и не понять. И уже повзрослевший ребенок как заколдованный будет тянуться к очередному вкусненькому кусочку, периодически убеждая себя в том, что он будет «последним»!

Могут ли родители заподозрить появление у ребенка пищевых нарушений?

Следует помнить, что здоровый ребенок должен каждый год своей жизни прибавлять в весе, но с каждым годом эта прибавка по отношению к имеющейся массе тела не должна возрастать. Если вместо этого ребенок худеет, и родители не могут найти причину этого, то им следует присмотреться к пищевому поведению своего «чада». Признаками его нарушения могут быть регулярный и демонстративный отказ от еды, сопровождаемый отодвиганием тарелки, «случайным» ее опрокидыванием, непринятие пищи в школе (отказ от домашних бутербродов), уклонение от участия в мероприятиях, где нужно есть. У детей с избыточной массой тела типичными проявлениями пищевых нарушений является нежелание принимать пищу в присутствии своих сверстников (страх осуждения и издевок) во время нахождения в школе. Тем самым они взращивают у себя «зверский» аппетит, и, вернувшись домой, в привычную для себя обстановку, съедают все, что попадается на глаза. В итоге, вместо желаемого снижения массы тела, наблюдается его повышение. Еще один вариант пищевых нарушений, о котором уже упоминалось, это пристрастие к высококалорийной пище, которая не сразу вызывает чувство сытости, а потому потребляется в чрезмерных количествах. Когда же оно наступает, как правило, уже пора есть. Наиболее частые решения детей в таких ситуациях одинаково плохи. Первое — отказ от приема «здоровой» пищи, взращивание голода, который утоляется все теми же вкусными вредными продуктами. Второе — еда «через силу», потому что надо, а это не только лишние калории, но и повышение риска возникновения различных функциональных нарушений процесса пищеварения.

О том, что ребенок обеспокоен своим пищевым поведением и обусловленными ими проблемами (худоба или ожирение) косвенно свидетельствует его нежелание появляться публично в шортах, облегающей одежде, купальном костюме. Каждодневные изматывающие и выполняемые во вред учебе физические упражнения также могут быть следствием пищевых нарушений, поскольку таким образом ребенок (чаще подросток) пытается нарастить мышцы и/или согнать жир. Дети более старшего возраста прямо могут сообщить об обеспокоенности своим весом, избыточным или недостаточным.
Апатия, быстрая утомляемость, сонливость, снижение интереса к окружающим и происходящим вокруг событиям, ухудшение успеваемости, нередко немотивированная или направленная против близких агрессивность также могут быть следствием пищевых нарушений у ребенка.

Что же делать, если у вашего ребенка пищевые нарушения?

Основную роль в помощи ребенку должны сы грать именно родители. Они не только не должны прямо обсуждать недостатки детской фигуры или его/ее избыточный вес, но и пользоваться репликами, которые бы косвенно подчеркивали их несовершенство, например, «эти брюки тебя очень стройнят».

Родители должны привить здоровое отношение ребенка к пище, режиму ее приема. Дети, как губки, впитывают то пищевое поведение, которое проповедуют их родители. Поэтому начинать надо с себя. Употребляйте здоровую пищу (злаковые, овощи, фрукты, морепродукты и др.) и демонстрируйте свое неприятие «плохой» (высококалорийные, но бедные полезными веществами сладости, жирные сорта мяса, копчения и т.п.). Важно, чтобы для детей младшего возраста воспитательные мероприятия проводились регулярно и в игровой форме, чтобы у ребенка на подсознательном уровне выработались правильные стереотипы пищевого поведения. Поощряйте любое изменение в правильном направлении пищевых привычек вашего ребенка.

Если у вас нет достаточных знаний и опыта составления «здорового» ежедневного меню для своей семьи, обратитесь к специалистам-диетологам или специальной литературе. Если вы не находите в себе сил справиться с нарушением пищевого поведения своего ребенка, обратитесь за консультацией к медицинскому психологу, диетологу. В особо тяжелых случаях требуется даже лечение в специализированных лечебных учреждениях.

Не жалейте сил, времени и средств для того, чтобы воспитать в ребенке здоровое отношение к пище. Ведь на карту поставлено его будущее.

Парадоксально: родители, понимая, что правильное питание – залог здоровья, сами порой являются причиной нарушения пищевого поведения у детей. И зачастую эти нарушения не связаны непосредственно с едой — они имеют более глубокую, психологическую основу.

Нарушения пищевого поведения бывают трех видов: недостаточное питание , приводящее к истощению организма; переедание , при котором, напротив, возникают проблемы с лишним весом; зависимость от постоянного жевания – «каких-нибудь вкусненьких» вредных для здоровья продуктов и напитков с неестественными, усиленными вкусами.

Недостаточное питание как реакция на насильственное кормление

Стрессы, недомогания, плохое настроение могут снижать аппетит и притуплять чувство голода. Если родители начинают кормить ребенка насильно, то по принципу формирования условного рефлекса закрепляется ассоциативная связь между принятием пищи и негативными эмоциями , которые испытывает при этом ребенок. Такое воздействие приводит к тому, что ребенок вообще не будет любить есть. В более старшем возрасте причиной ограничения себя в еде может стать низкая самооценка — ведь в подростковом возрасте самооценка тесно связана с отношением к своему телу.

Переедание как психологическая защита

Когда у человека не удовлетворяется какая-то важная потребность, он, можно сказать, испытывает некий голод. Если ребенок ощущает эмоциональную пустоту, испытывает дефицит любви, принятия, безопасности, общения, не чувствует собственную значимость, весомость, не имеет возможности восполнить этот дефицит напрямую, он попытается удовлетворять психологический голод едой . Постоянное желание поесть является своеобразной защитной реакцией на сложные обстоятельства. Нужно понимать, что если родители будут пытаться исключить переедание, но не поменяют при этом психологическую ситуацию, они лишат ребенка привычной защиты. Если ребенок расстроен, переживает стресс, то он может интуитивно тянуться к еде – это как в младенчестве, когда, припав к материнской груди, он получал питание, утешение и защиту.

Постоянное жевание: вкусности и вредности

Еда способна влиять на неудовлетворительное эмоциональное состояние, выступая в качестве своеобразного антидепрессанта. Особенно это относится ко всяким «вкусностям и вредностям», обладающим неестественно ярким вкусом. Ловушка заключается в том, что яркие вкусовые ощущения помогают нам забыть обо всем на свете. Интенсивность вкуса зависит от концентрации усилителей вкуса, сахара, соли и приправ. При частом употреблении таких продуктов и напитков вкусовые рецепторы перестраиваются: более нейтральные, естественные вкусы, перестают приносить удовольствие, и формируется своеобразная зависимость. Важно помнить – «вкусностей» требует не желудок, эта потребность идет от «головы». Часто взрослые сами провоцируют такую зависимость, приучая «заедать» неприятности или, например, учебные стрессы конфеткой.

Проблемы с питанием легче предупредить, чем потом от них избавиться. Чтобы не вызвать по отношению к еде отрицательные эмоции и не спровоцировать пищевые нарушения, важно придерживаться следующих правил:

  • Если вы замечаете, что ваш ребенок слишком много или слишком мало ест, попробуйте разобраться и понять, в чем причина, какова психологическая подоплека.
    • Не стоит кормить детей насильно: старайтесь нагулять аппетит, исключите перекусы. Кроме того, прием пищи должен приносить ребенку удовольствие. Красиво оформленное блюдо увеличивает аппетит.
    • Никогда не заставляйте доедать всю порцию до конца, если ребенок наелся меньшим количеством еды.
    • Не наказывайте и не манипулируйте едой , лишая ребенка еды или заставляя что-то есть.
    • Никогда не наказывайте и не упрекайте детей за то, что они не хотят есть. Планируйте распорядок питания так, чтобы ребенок успевал проголодаться.
    • Не приучайте ребенка «заедать и «запивать» неприятности. Любое негативное чувство должно находить выражение напрямую, а не исчезать вместе с засунутой в рот конфетой.
  • Отношение в семье к еде должно быть уважительным, но без возведения ее в культ. Не переводите проявления своего внимания и заботы только на еду, покупая ребенку вкусности вместо, например, совместного времяпровождения, игр и ласк.
  • Забирая ребенка из детского сада или школы, спрашивайте сначала о том, что с ним происходило в течение дня, и только потом уже о том, что и сколько он ел.
  • Ребенок должен чувствовать, что он любим — независимо от того как, когда и сколько он поел; что он важнее, чем еда, ситуации и обстоятельства, с едой связанные.
  • Не стоит обсуждать худобу/полноту и другие физические особенности ребенка; не стройте прогнозов о том, какими вырастут ваши дети (толстыми или худыми), не связывайте это с тем, что его не полюбят, или будут негативно к нему относиться.

Самой важной профилактикой нарушения пищевого поведения является счастливый грудничковый период, когда питание действительно является самым важным жизненным процессом. Идеальный вариант — продолжительное грудное вскармливание «по требованию», с постепенным, не травматичным отучением от груди. Если мама кормит малыша из бутылочки, важно не забывать про эмоциональный контакт во время кормления.

На первый взгляд, питание младенца представляется феноменом простым, сводящимся к удовлетворению только биологической потребности, а нарушения питания традиционно сводятся лишь к перечню расстройств, описанных в руководствах по педиатрии, детской хирургии и инфекционным болезням.

Вместе с тем, рядом исследователей последних десятилетий показано, что психологически обусловленные расстройства питания чаще являются причиной пониженного веса, чем недокорм или специфические инфекции, и отражают трудности во взаимоотношениях между ребенком, матерью и другими членами семьи.

3.1. Особенности пищевого поведения в онтогенезе

Пищевое поведение и связанные с ним поведенческие реакции являются сложноинтегрированным актом, появляющимся с момента рождения и объединяющим в единый приспособительный компонент целый ряд структур и функций организма, начиная от анатомо-физиологических звеньев и заканчивая высшими психическими. В процессе приема пищи у ребенка активируются различные органы чувств: обонятельный, вкусовой, тактильно-кинестетический. Помимо сосательных движений, у ребенка в момент кормления наблюдается также изменение ряда вегетативных показателей (дыхание, сердечная деятельность, артериальное давление, моторика желудка и т. д.), двигательной активности (движения пальцев рук) и изменение внутреннего гомеостаза.

Основные структурные элементы пищеварительной системы закладываются уже на 3-4-м месяце внутриутробной жизни. До рождения формируются сосательная и глотательная функции. Уже на 4-м месяце внутриутробного развития наблюдают открыва-ние рта и заглатывание околоплодной жидкости. Нормально развивающийся плод заглатывает в течение суток около 450 мл околоплодной жидкости. Ее белок является для будущего ребенка важным источником питания и фактором развития функциональной активности пищеварительной системы. В 5 мес плод начинает совершать спонтанные жевательные и сосательные движения. Предпочтение материнского запаха, лежащее в основе раннего пищевого поведения, формируется на протяжении всего внутриутробного периода. Обонятельная и вкусовая стимуляция, получаемая плодом из амниотической жидкости, оказывает влияние на избирательное формирование соответствующих сенсорных каналов. Их специфическая настроенность, в свою очередь, формирует постнатальные обонятельно-вкусовые предпочтения, значимые как для поддержания жизненно важных нутритивных потребностей ребенка, так и для формирования ранних детско-родительских отношений.

Анорексия и булимия — это болезни, которые затрагивают не только взрослых, но и детей. Наиболее восприимчивыми к нарушениям питания являются подростки от 15 лет и взрослые до 25 лет. Тем не менее, дети младшего возраста также могут испытывать булимию, переедание или анорексию. Как узнать, страдает ли ребенок от расстройства пищевого поведения?

Согласно исследованию только 56% детей в возрасте от 3 до 12 лет имеют нормальный вес. 18% детей имеют избыточный вес, 13% страдают ожирением, а 13% имеют недостаточный вес.

В заключение, 3 из 10 детей страдают от избыточного веса .

Поэтому так важно понять, в какой категории находится ребенок, наблюдать за его весом по мере развития, и обращать внимание, если показатель находится выше или ниже нормальных возрастных ограничений.

Нервная анорексия

Когда ребенок страдает от нервной анорексии, он резко ограничивает потребление пищи или вообще отказывается от ее употребления, часто, чтобы ограничивая потребление воды, чтобы сохранить свой вес как можно ниже. В дополнение к этому, используются другие способы для похудения. Это может быть рвота, истощение в тренажерном зале или использование лекарств, таких как слабительные и диуретики, чтобы «избавиться» от лишних калорий.

Критерии для диагностики анорексии

  • Неспособность поддерживать вес тела в нормальном диапазоне в зависимости от пола и возраста.
  • Чрезмерный страх перед ожирением.
  • Нарушение образа тела, т.е. впечатление, созданное прежде всего подростками, что их тело пухлое, несмотря на его малый вес.

Как понять, что ребенок страдает анорексией?

Эксперты объясняют, что, несмотря на то, что расстройства пищевого поведения очевидны, родители часто игнорируют их по различным причинам, например, потому что в семье присутствуют другие проблемы и т.д. В любом случае признаки могут быть следующими:

Дети, страдающие от анорексии, продолжают проявлять чудеса замечательной выносливости и могут делать все, что они делали раньше, например, балет, гимнастика и т. д.

Нервная булимия

Нервная булимия связана с расстройствами пищевого поведения и считается наиболее распространенной, поскольку число пациентов с булимией больше, чем с нервной анорексией.

Люди, страдающие от булимии, имеют следующие три основные особенности. Они потребляют чрезмерное количество пищи с перееданием и регулярными интервалами между ними, и, хотя они хотят контролировать процесс приема пищи, они чувствуют себя беспомощными. После еды они либо вызывают рвоту, либо пьют слабительные средства, либо используют другие способы, чтобы чувствовать себя лучше. Они очень обеспокоены своим весом, они хотят похудеть, и очень недовольны своим отражением в зеркале.

В отличие от пациентов, страдающих анорексией, люди с булимией имеют нормальный вес тела по сравнению с их возрастом. Большинство случаев начинаются в подростковом возрасте (от 13 до 19 лет), а в последние годы встречаются случаи в более молодом возрасте. Исследования показывают, что булимия чаще встречается у женского населения и что до 4,2% женщин имеет булимию в какой-то момент своей жизни. Кроме того, дети, страдающие от булимии, очень активны в течение дня и никогда не теряют вес.

Переедание

Переедание — очень распространенное расстройство пищевого поведения у детей, которое характеризуется желанием ребенка постоянно кушать. Ребенок испытывает необъяснимую тошноту, тайно питается, скрывая продукты, крадет продукты, которые чаще всего подходят под категорию «запрещенные».

Ребенок может переедать перед своими , постоянно набирая избыточный вес, или у него может развиться навязчивые идеи с едой, поклоняться или беспокоиться о какой-то еде.

Другие симптомы расстройств пищевого поведения:

Существуют расстройства питания, не классифицированные ни в одной из вышеуказанных категорий, но у них есть некоторые характерные симптомы, которые родители должны заметить:


Как помочь ребенку

По мнению психологов, первое, что нужно сделать, если были замечены какие-либо из вышеуказанных симптомов, — это понять, что происходит с ребенком. В большинстве случаев дети с нарушениями питания страдают как физически, так и психологически. Подумать, есть ли что-нибудь, что может повлиять на ребенка умственно или эмоционально и поговорить с ним.

Посвятить ребенку больше времени, чем обычно, чтобы быть рядом с ним, общаться, делать общие дела и даже готовить вместе!

В любом случае, обсудить свои проблемы и наблюдения с педиатром, который, если он сочтет это необходимым, порекомендует врача-диетолога или хорошего психолога, который поможет ребенку практически.

Не боимся и добавляем меня в




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины