25.12.2017

Как правильно воспитывать детей: полезные советы. Как правильно воспитывать детей? Ошибки воспитания.


Вопросом, как воспитывать детей, задаются и молодые родители, и даже те, у кого уже есть дети. Каждый ребёнок уникален, уже с самого раннего возраста он – личность со своим характером. Поэтому воспитывать детей - непростая задача, и поиск правильных ответов на вопросы о воспитании детей – это целое искусство. Но все трудности компенсируются, когда родители видят, что у них растёт здоровый, счастливый, всесторонне развитый ребёнок.

Даже тем, кто только задумывается о детях, будет полезно узнать о том, как воспитать ребенка правильно. Многие понятия важно обдумать, пропустить через себя, а в некоторых случаях – и провести работу над своим характером. Чтобы воспитывать ребенка, нужно самому быть взрослым – не только физически, но и психологически. Не бойтесь, что у вас не получится, однако уделите побольше внимания советам о воспитании детей.

Легче всего воспитать ребенка своим примером. Расхожая фраза – «воспитывай себя, а не ребенка, ведь он будет похож на тебя». И это правда: дети, как губка, впитывают всё, что видят вокруг. Они формируют свою модель поведения по тому, что видят от самых близких людей – от родителей.

Первое и основное, что видит ребёнок, - это его семья и дом. Какие отношения между членами семьи, какая обстановка в доме, как мама и папа относятся к посторонним – всё это накладывает отпечаток на его личность. Подрастая, ребёнок замечает и другие модели поведения, находит себе новых кумиров, но тем не менее, он перенимает черты родителей. Даже если сам этого не хочет.

Многие, собираясь воспитать ребенка, ждут, что он будет похож на них. При этом они ожидают, что ребенок впитает только самые лучшие черты и пойдёт по их стопам. Но стоит ребёнку обнаружить те же недостатки, что и у них, как они начинают негодовать. Порой даже с формулировкой – «и в кого ты такой пошёл!»

А в самом деле – в кого? Генетика – сложная наука, и ребёнок может оказаться похож на кого-то из бабушек или дедушек больше, чем на родителей. Но и здесь нужно понимать, что он видит всё происходящее вокруг и зачастую понимает лучше, чем полагают взрослые. Поэтому, когда требуете чего-то от сына или дочери, - сначала убедитесь, что сами соответствуете своим же требованиям.

Трудно ждать от ребенка, что он будет вежлив с окружающими, если он видит, как родственники грубят соседке или кассиру. Ребёнок, которого с детства приучили к чистоте, будет поддерживать свой дом в порядке и будучи взрослым. И конечно же, на требование не курить вполне может последовать резонный ответ: «Но ты же сам куришь, так почему мне нельзя?»

Поэтому, если хотите воспитать ребенка в определённой манере поведения – для начала убедитесь, что у него есть пример. Заложенное родителями всегда будет для ребенка ориентиром и главной моделью поведения.

Но если всё так просто, откуда тогда появляются гуманитарии в семьях математиков и дебоширы в благополучных семьях? Причины могут быть самыми разными, и далеко не всегда дело в ошибках воспитания. Где-то поработает генетика и индивидуальные особенности, где-то – внешние факторы


Как воспитывать ребенка правильно

Когда женщина впервые становится мамой, поначалу воспитать ребенка ей непросто. Она может столкнуться со шквалом критики со всех сторон – от своих собственных родителей до случайных прохожих. Все считают своим долгом сообщить ей, что она неправильно держит ребенка, неправильно кормит, одевает и занимается с ним. Порой эти советы могут быть действительно полезными. Но часто советчики противоречат друг другу, не видят всей картины, да и не всегда опираются на действительно полезный жизненный опыт.

Как быть и кого слушать?

В первую очередь запомните: совет хорош, когда его просили. Многие женщины жалуются на бесцеремонность посторонних людей и порой не знают, что с этим делать. Поэтому определите для себя узкий круг тех, кто будет авторитетом: врач-педиатр, кто-то из классиков воспитания детей. Многие полагаются на опыт своей мамы, сестры или подруги. Определите для себя того, чьё мнение будет иметь вес.

И в то же время помните: вы ответственны за здоровье своего ребенка, особенно когда он совсем маленький. Не руководствуйтесь непроверенными источниками. Прежде чем прийти к определённому мнению, просмотрите несколько авторитетных ресурсов. Перед тем, как попробовать новую методику или препарат, пообщайтесь с педиатром. А если общаетесь на форумах, обращайте внимание на то, насколько грамотно пишет пользователь и насколько ухоженными и счастливыми выглядят его дети, если он показывает их фото.

Советы посторонних людей тоже могут оказаться полезными. К примеру, если уже третий человек за прошедшие полчаса говорит, что вашему ребёнку жарко, задумайтесь: может быть, и в самом деле не стоило надевать на него шапку в +20? Утрированно, но случается и такое.

Не стесняйтесь попросить о помощи, если чего-то не понимаете или не успеваете. Помните: в первую очередь ребёнку нужны здоровые и спокойные родители.

А какие советы по воспитанию детей являются классикой на все времена и случаи? Каковы основные принципы? Что нужно учесть обязательно, чтобы не упустить самых важных моментов в развитии ребенка?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сначала разберёмся: а в чём заключается правильное, полное воспитание?

В разных педагогических школах существуют разные подходы. Но есть кое-что неизменное, обязательное, какую бы методику ни задействовали.

Основные требования к воспитанию - это:

  • обязательность;
  • комплексность;
  • равнозначность.

Что всё это значит? Разберём подробнее.

Установленные правила не могут применяться от случая к случаю, когда это удобно. Их необходимо придерживаться её полностью. Сюда относится, например, соблюдение режима. Во время учебного года ребёнок ложится и встаёт в одно и то же время; на каникулах же часто наступает расслабление – играть допоздна и затем спать до полудня. В результате в конце лета будет трудно перестроиться на изначальный режим, и это оборачивается болезненностью, раздражительностью и ссорами. Так вот – даже если обстоятельства меняются – оставьте правила, принятые для ребенка, как можно более неизменными. Это пойдёт на пользу ему же: как раз в отсутствие стабильности дети становятся беспокойнее, а чётко установленные границы дают ощущение почвы под ногами.

Из принципов воспитания нельзя выбрать только то, что кажется правильным и лёгким. Любая методика работает, когда её применяют в комплексе, не упуская деталей. Если только ругать ребенка и считать, что он не заслужил похвалы, он будет расти запуганным; если же никогда не критиковать, он станет самоуверенным и будет более болезненно воспринимать удары – потому что не готов к ним.

А кроме того, никакие из принципов воспитания не являются менее важными, чем другими. Научить ребенка выражать эмоции так же важно, как и приучить помогать по дому, а деньги на карманные расходы для растущей личности не менее важны, чем одежда и питание. Не пренебрегайте и тем, что считает важным сам ребёнок.

Воспитывать ребенка – это нечто большее, чем просто кормить, одевать и включать мультфильмы. Воспитание задействует множеств сфер жизни. Остановимся на таких видах:

  • трудовое;
  • эмоциональное;
  • социальное.


Социальное воспитание ребенка

Дети в общественных местах – это обширная тема, которая многим даёт обоснованные поводы для недовольства. Чтобы ребёнок умел взаимодействовать с миром к обоюдному удовольствию, важно с самого раннего детства приучать его к правильному поведению. Безусловно, грудному малышу не объяснить, что его плач беспокоит других людей, но с ним можно отойти в сторону, укачать его; в конце концов, хотя бы спокойно и доброжелательно извиниться перед теми, кто вынужден находиться радом, - люди обычно понятливы к тем, кто так же относится к ним самим.

А по мере того, как ребёнок растёт, тем более важно присматривать за его поведением. Он живёт среди людей, поэтому ему важно понимать правила поведения в обществе. Объясните ему, что необходимая особенность взрослого человека – это умение ладить с людьми, находить компромиссы. И в то же время ребёнку важно иметь понимание своих собственных прав.

Расскажите ребёнку о том, что у каждого человека есть права на здоровье, на отдых, на уважительное отношение. У каждого – и у него в том числе. И его свобода делать всё то, что он хочет, ограничивается правами других людей.

Кроме этого, есть и другие моменты. Допустим, к примеру, что ребёнок стесняется посторонних – дома он подвижен и общителен, а на людях теряется. Вряд ли он справится с тем, чтобы быстро поладить с десятком незнакомых детей или стать звездой детских праздников. В таких случаях не ругайте его и не запугивайте тем, что ему будет сложно жить.

Но и быть в одиночестве – тоже не выход, ему необходимо социализироваться, поэтому приучайте его идти на контакт с другими людьми. Пусть он сам заплатит за покупку приветливой продавщице или пообщается со знакомыми семьи. Так или иначе, ему придётся многому научиться, чтобы чувствовать себя в обществе комфортно.

Детям учиться легче, чем взрослым. У них более гибкая психика, большая открытость и отзывчивость. Если с самого детства заложить в нём правильные задатки и развить природные данные, то во взрослой жизни у него будут и друзья, и успешная карьера.

И при этом не забывайте о безопасности ребенка. Нельзя разговаривать с чужими, нельзя никуда с ними уходить, открывать им дверь или садиться с ними в машину. Пусть ребёнок будет открыт миру, но помнит, что главным авторитетом для него остаются родители и их слова.


Как воспитывать детей: эмоциональное развитие


У детей обычно нет проблем с выражением своих эмоций. Но есть ещё и такое понятие, как эмоциональный интеллект – осознание своих эмоций и умение связывать их со своими желаниями и действиями. Если такого умения нет, то и во взрослом возрасте могут возникнуть проблемы с выражением и пониманием своих эмоций. Из этого возникает и неумение сказать о своих потребностях, и трудности с налаживанием контактов, и подобные внутренние конфликты.

Как этого избежать?

Ребёнок растёт, сталкиваясь с неизвестными ему сторонами мира и открывая с новой стороны свой собственный характер. Его границы постоянно расширяются, появляется всё больше непонятных событий. И, естественно, он не всегда знает, как себя вести и как реагировать. И свои эмоции он выплескивает теми способами, которые ему доступны.

У всех детей разный порог чувствительности. Кого-то может огорчить или рассердить чьё-то безобидное замечание. Не стоит над этим смеяться – покажите ребёнку, что он может приходить к вам со своими проблемами и получать понимание. Какими бы мелочами ни казались причины, для ребенка, с его крохотным жизненным опытом, они считаются огромными.

Не отрицайте его чувства – «это всё глупости», «хорошие девочки не плачут» - а покажите ребёнку, что вы его любите, даже если он бывает сердитым или капризным. Покажите, что понимаете его: «да, это обидно», «я вижу, что тебе грустно».

Научите ребенка выражать свои чувства словами. «Мне грустно, потому что ты отправляешь меня спать, а я ещё не дорисовал». «Мне было обидно, когда бабушка сказала, что у меня толстые щёки». Это умение поможет в будущем избегать конфликтов, недоговорённостей и непониманий.

Читая с ребёнком сказки или смотря мультики, почаще спрашивайте у него: «как ты думаешь, что чувствовал герой? А что бы ты чувствовал? Как бы ты поступил на его месте?» Это поможет ребёнку не только научиться справляться со своими эмоциями, но и считаться с чувствами других людей.

Важно дать ребёнку «выплеснуть», прочувствовать свою эмоцию. Злость или раздражение – это неприятно, но это часть психики, и подавлять их – значит подавлять личность. Кому-то захочется сделать ребенка «удобнее», но тогда непрожитые эмоции накапливаются, как снежный ком. Установите для ребенка границы и опору: свою злость он выражает только в своей комнате, но вы при этом обязательно будете рядом, чтобы услышать его.

Многие родители берегут детей от домашних обязанностей, считая, что любимое чадо ещё успеет наработаться в своей долгой жизни. Но именно в этом и дело: маленькому человеку рано или поздно придётся прикладывать усилия самому, и если он будет к этому готов – ему же самому будет легче.

Некоторые мамы испытывают удовольствие, говоря, что без них ребёнок ничего не делает: они в таких случаях ощущают себя важными и незаменимыми. Но в таких случаях имеет место самая настоящая зависимость ребенка от матери, когда он представляет из себя гораздо меньше, чем мог бы. Не развивайте в ребёнке зависимость от себя, не делайте так, чтобы без вас ему было плохо. Сделайте так, чтобы ему было хорошо с вами.

Развивайте в нём вместо зависимости привязанность. Это другой вид отношений – когда людям хорошо вместе, но и по отдельности они не становятся слабее и беспомощнее. Дайте ребёнку как можно больше навыков – и вы станете для него другом и авторитетом и заработаете его уважение.

Чем больше у ребенка умений, тем больше у него свободы, даже если эти умения никогда ему не пригодятся. К примеру, если он умеет готовить суп, у него есть выбор – говорить самому или пойти в кафе. Если же готовить он не умеет, то и выбора у него нет, и вместе самостоятельности он оказывается в зависимости от быта.

Важно учесть, что подобные навыки не вырастают за один день. Если всё детство прошло в «тепличных условиях», то взрослая жизнь окажется ударом. Разумеется, можно научиться готовить суп и в более взрослом возрасте. Но умение поработать для себя, помочь близкому человеку, освоить новый навык, - всё это оказывает огромную пользу на растущий характер, если исходит из детства.

Подключайте детей помогать по дому. Даже совсем маленьким мальчикам и девочкам под силу накрыть на стол, подать маме веник, а папе – отвёртку. Важно хвалить и поощрять даже такие простые действия, чтобы труд стал для ребенка увлекательным делом, а не скучной необходимостью.

Предоставьте ребёнку самостоятельность: пусть он сделает дольше, но сделает это сам. Не отбивайте у него активность попытками сделать что-то за него. Будьте рядом, чтобы помочь, если ему станет совсем трудно, но помните: личность развивается, когда начинает решать проблемы, которых раньше не приходилось решать. Ребёнку доставит огромную радость самому найти ответ на вопрос. Не лишайте его этой радости.

А если он встал в тупик? Предложите подумать. Задавайте наводящие вопросы. Но не бросайтесь делать всё за него, и тем более не ругайте. Дайте своему ребёнку расти самостоятельной личностью. А в конце обязательно отметьте его достижение, расскажите о своём подобном опыте. Сфотографируйте, похвастайтесь бабушкам и дедушкам.

Отслеживайте, к чему у ребенка есть склонности, а что ему не даётся. Наблюдение за его успехами поможет развить его сильные стороны – например, поступить в школу с физико-математическим уклоном. А учитывать недостатки тоже нужно – как для того, чтобы не требовать от него больше возможного, так и для того, чтобы смягчить их.

И здесь мы переходим к другой важной теме. То, чем ребёнок занимается исходя из своих способностей и интересов – или же интересов родителей. Речь пойдёт об увлечениях.


Когда ребёнок правильно развивается, он любопытен и хочет иметь занятие по душе. Как помочь ему в этом и как не навредить?

В дошкольном возрасте ребёнок не всегда может отчётливо сформулировать, что именно его интересует. Однако родители всегда могут определить, к чему он больше склонен. Играя и разговаривая с ним, легко заметить, какого рода занятия ему даются и к чему он тянется: легко запоминает стихи или с удовольствием рисует, выбирает машинки или конструктор. Исходя из этого и выбирают, куда его отвести: в театральную студию, на рисование, во что-то активное или творческое.

Некоторые родители хотят растить вундеркинда и водят дошкольника на английский, математику и подобные занятия из школьной программы. Однако для ребенка в этом возрасте самое главное - ладить с друзьями по группе, приходить на занятие с радостью и познавать мир – через игры, общение, прогулки в новые места. Бывают и такие дети, которым по душе складывать числа или узнавать новые иностранные слова. Но в приоритете должны быть развитие социальных навыков и подвижные игры.

Один из вариантов – до шести лет поводить ребенка на различные активные секции, чтобы увидеть, на какую из них стоит делать упор. Пробуйте разные виды занятий – футбол, конный спорт, плавание, кулинария. На каком-то из них ребёнок захочет задержаться.

Все занятия могут быть полезны – как те, которые связаны со склонностями ребенка, так и те, где он развивает общительность или усидчивость. Если он не хочет ходить на занятия, расспросите, что именно ему не нравится. Дело может быть в некомпетентном преподавателе, а может – в неумении ребенка наладить контакт с ровесниками. Таким образом увлечение может стать способом проработать важные навыки – социальное взаимодействие, умение идти на компромисс, отстаивать свою точку зрения.

Когда ребёнок подрастает, могут начаться конфликты интересов. Он становится самостоятельным и начинает сам выбирать себе занятие. И оно может коренным образом отличаться от того, чем он занимался раньше. Дети меняют интересы, находят новых друзей и открывают для себя новое, ищут себя – это нормальный процесс роста.

Важно учитывать и то, что хобби ребенка не всегда будет совпадать с увлечениями родителей. Огромная ошибка – делать своего ребенка воплощением своих несбывшихся стремлений и отводить его на футбол, когда ему по душе балет, - или наоборот.

Иногда в таких случаях бывают возможности найти компромисс. Например, если отец видит сына хоккеистом, а тот не приемлет грубых видов спорта и тянется к прекрасному, имеет смысл попробовать фигурное катание. Но ни в коем случае не следует попрекать сына тем, что он выбрал «не мужское» занятие. Если у него есть решимость отстаивать свою точку зрения – это уже огромный плюс в его пользу.

Кроме того, ошибочно делить занятия на те, что «не для девочек» или «не для мальчиков». Девочки тоже могут любить играть в конструктор или гонять мяч наравне с мальчиками, и в этом нет ничего дурного – это развивает творческое мышление и командный дух.

Не следует ругать ребенка, если кажется, что он занимается неподходящим занятием. Всё, что действительно необходимо от хобби – чтобы оно нравилось и помогало меняться в лучшую сторону. Лучший способ понять, нравится ли ребёнку занятие, - посмотреть, занимается ли он этим вне выделенного расписания. Если он ходит на музыку – играет ли он для себя? Или только на занятиях и в часы, выделенные для домашней работы?

От упражнений, которые выполняются «из-под палки», не будет пользы, какими бы полезными ни были они сами по себе. Несомненно, музыкальная грамотность - это ценное качество. Однако не менее ценной будет уверенность ребенка в том, что родители на его стороне.

Что бы ни выбрал ребёнок для своего развития и как бы вы к этому ни относились, покажите ему, что уважаете его выбор. Расспрашивайте, как идут у него дела, как он ладит с товарищами по команде или с преподавателем.


Мультфильмы и другие помощники в воспитании


В том, чтобы воспитывать детей правильно, у родителей всегда есть помощник – мультфильмы. Дети их любят – большинство родителей помнят это по себе. Это идеальный способ отвлечь ребенка, придать ему хорошее настроение и даже научить его многим полезным вещам. Но этот же помощник может обернуться и другой стороной, не такой радужной. Что это значит и как этого избежать?

Мультфильмы для ребенка – это наименее энергозатратный способ восприятия мира. Чтобы воспринимать книгу, нужно вслушиваться, задействовать воображение, представлять героев и действие; в мультфильмах же всё уже показано – остаётся только смотреть. Ребёнок задействует меньше умственных усилий и просто пассивно смотрит на экран. Даже если перед ним разворачивается увлекательный, продуманный, замысловатый сюжет, - не нужно прилагать усилий, чтобы его понять.

Кроме того, продолжительное сидение на одном месте и взгляд, сфокусированный в одной точке, не идут на пользу здоровью. Это вредит и взрослым, не говоря уже о том периоде, когда организм только формируется. Ребёнку необходимо развиваться физически – двигаться, играть с друзьями, быть на свежем воздухе. Если он смотрит мультик не один, а в компании – общение происходит тоже, но в первую очередь дети всё равно увлечены сюжетом.

Кроме того, страдает и формирующееся зрение. Многие окулисты против того, чтобы вообще давать смотреть мультфильмы детям до трёх лет. С этим можно не согласиться, поскольку эта тема не исследована до конца. Но кое-что остаётся обязательным: когда дети смотрят мультфильмы, важно соблюдать определённые правила.

Экран должен быть хорошо освещён – то есть включать ребёнку мультики нужно или в дневное время, или вечером при включённом свете. Яркий экран в тёмной комнате даёт слишком резкий контраст, и глаза испытывают дополнительное напряжение.

Долгая поездка в транспорте – большое искушение занять ребенка планшетом. Однако, если поездка происходит на неровной дороге, когда автобус или машину постоянно встряхивает, это тоже не идёт на пользу. Даже взрослым не рекомендуется читать в автобусе, потому что расстояние между глазами и книгой всё время колеблется, - что уж говорить про детские глазки. Поэтому, если предстоит долгая поездка – возьмите для ребенка игру, поиграйте с ним в слова, расскажите ему сказку или просто поговорите.

Делайте перерывы. Не позволяйте ребёнку-дошкольнику смотреть на экран дольше получаса – поставьте на паузу и позовите его выпить сока или сделать по дому что-то из того, что он любит. Установите правило: один мультфильм в день. А если речь идёт о длинном, полнометражном мультфильме – разбейте его на два дня.

Помимо физического здоровья, имеет место и психологический фактор. Что ребёнок вынесет из мультика? Не повлияет ли увиденное на его психику, не появится ли у него тревожность или агрессивность? Просматривайте мультфильмы, которые включаете ребёнку, и думайте: хотите ли вы, чтобы он уподоблял себя главным героям? Смотрите вместе с ним и обсуждайте. Прислушивайтесь, если он захочет рассказать о сюжете и героях, задавайте вопросы.

Существуют и образовательные мультфильмы: они учат английскому, правилам поведения, рассказывают о буквах и цифрах и ещё многих полезных вещах. Многие признают, что их дети с удовольствием смотрят такие мультики, действительно учатся и схватывают материал лучше, чем с ними. Это действительно удобное изобретение. И всё же это – не заменитель родителей. Обсуждайте с ребёнком то, чему он научился, давайте ему задачки на повторение. И соблюдайте те же правила гигиены, что и с обычными мультфильмами.

Когда дети становятся старше, мультики становятся для них ещё и средством социализации. Как он может не смотреть что-то, когда этим увлекаются все в его классе? При этом по мере того, как ребёнок растёт, его вкусы порой начинают резко не совпадать с убеждениями родителей. Родители начинают резко критиковать, запрещать смотреть – и это ещё никому не шло на пользу.

Поэтому, даже если вы терпеть не можете каких-нибудь зомби-кукол, найдите время, чтобы разобраться, что же это из себя представляет и какие мысли может почерпнуть оттуда ребёнок. Посмотрите одну серию вместе, понаблюдайте, как он реагирует. И не позволяйте предубеждённости стать между вами и ребёнком.

То же касается и фильмов. Дети могут смотреть нечто, по мнению родителей, совершенно ужасное – боевики, фильмы ужасов. Это часть процесса их роста, потребность в острых ощущениях, и, если у ребенка есть друзья и нет проблем с большей частью школьной программы – значит, он развивается нормально.

И ещё одна близкая тема. Что ребёнок читает?

Книги – ещё больший помощник в воспитании ребенка. Но среди них есть хорошие, есть и плохие. Как развить у ребенка вкус и любовь к чтению?

Ребёнок, который подружился с книгами в раннем возрасте, будет увлечён ими на всю жизнь. Поэтому, если хотите, чтобы ваш ребёнок рос образованным, эрудированным, был интересным собеседником, умел формулировать свои мысли – больше читайте вместе с ним.

И сами тоже читайте. В самом начале мы говорили: лучший способ научить ребенка – показать своим примером. К чтению это тоже относится.

Читайте ему на ночь и придумывайте свои альтернативные версии. Разговаривайте о персонажах: кто как поступил и почему он это сделал. Смотрите фильмы, снятые по книгам, и обсуждайте отличия.

Давайте ему книги разных жанров: приключенческие, исторические, о животных, о его ровесниках. Чем больше он прочтёт, тем лучше разовьётся его кругозор.

Со временем у ребенка появятся свои вкусы и предпочтения. Если вы всё сделали правильно, то он не принесёт в дом очевидную макулатуру. И даже если вам не понравится его выбор – постарайтесь понять, что же он в этом нашёл, найдите для него что-то подобной тематики. Покажите, что, даже если вам не нравится его выбор, - вы его примете.

А как насчёт таких вредных изобретений, как компьютерные игры и социальные сети? В этом тоже нет ничего ужасного, если в остальном ребёнок развивается нормально: имеет друзей, увлечения, ответственно относится к своим обязанностям. Договоритесь с ним о режиме: сидение за компьютером вредит осанке и зрению, поэтому подросток сидит за ним на определённых условиях: не больше установленного времени – полтора-два часа; каждые полчаса делает перерывы и встаёт.

И ещё одно важное условие в такой договорённости: пусть он включает компьютер только после того, как выполнены школьные задания и домашние обязанности. Таким образом ребёнок будет приучаться к ответственности и дисциплине и привыкать соблюдать важные для него правила.


Как избегать опасностей


Запретов должно быть минимальное число. Как ориентир – столько, сколько лет ребёнку. Слишком частое «нельзя» теряет свою весомость – оно должно касаться только того, что по-настоящему опасно и недопустимо.

Есть действия, не опасные для ребенка, но недопустимые - например, бегать по квартире в уличной обуви. Есть то, что может нанести ему серьёзный вред – горячий утюг или большой острый нож. И есть вещи, которые не допустимы ни в коем случае – выбегать на проезжую часть.

Если ребёнок пытается совершить что-то из третьей категории – реакция должна быть немедленной и ощутимой: резкий тон, строгий вид. Ребёнок должен осознать, что произошло нечто неправильное, и не повторять этого.

Всё остальное, чего ребёнок не должен трогать, нужно убрать из его поля зрения. Он изучает мир, исследует всё, что попадает в руки – и это нормально, это процесс его развития. Но если вещь может разбиться или поранить ребенка – просто уберите её подальше. Осуществить это труднее, чем каждый раз кричать ребёнку «нельзя!», но потянуться за вазочкой и выбежать под машину – это ситуации разной степени опасности, которые не должны стоять рядом в сознании ребенка. Поэтому проговаривайте с ребёнком все ситуации, которые не являются критичными, отвечайте на его вопросы, общайтесь с ним на равных. Это придаст ему доверия к вашим словам, и он будет твёрдо знать, что выбегать под машину нельзя, а ваш запрет – это действительно запрет.

Вместо того, чтобы запрещать, - нейтрализуйте вред. Нет ничего плохого, если ребёнок попрыгает в луже, - только пусть при этом он будет в резиновых сапожках, и прогулка кончится раньше обычного. Пусть он делает всё, что хочет, узнавая мир, если это не несёт для него существенной угрозы. Позвольте ему узнать, что такое «горячее» или «острое» - о таких вещах невозможно узнать иначе, чем на собственном опыте. Пусть он под вашим присмотром легонько прикоснётся кончиком пальца к горячей батарее или к кончику ножа – это даст ему осознание, какими бывают ощущения от опасных вещей. И такой, собственный, не вредный и не опасный опыт даст ему гораздо больше понимания, чем постоянные запреты.

Кроме того, важно, чтобы установки были позитивными – то есть без частицы «не». Даже взрослому не всегда легко продумать режим поведения, если ему сказали, как нельзя, но не объяснили, как можно. Вместо «нельзя трогать духовку!» скажите «надели рукавички – теперь достаём пирог».

Общайтесь с ребёнком. Объясняйте ему последствия поступков. Расскажите, что произойдёт или не произойдёт. «Если тянуть кота за хвост, ему будет больно. Если ему будет больно, он станет защищаться, и тогда больно будет тебе». Если так и произошло – посочувствуйте ребёнку. Но не говорите «а ведь тебя предупреждали!» - у ребенка будет больше уважения и доверия к вашим предупреждениям, если он будет знать, что вы на его стороне несмотря ни на что. И не наказывайте кота – он не виноват, и он показал ребёнку, что у всех действий могут быть последствия.

Не опекайте ребенка выше меры. Это стресс для любой мамы – видеть у любимого чада синяк или царапину. Но такие вещи – часть жизни, которые формируют у подрастающего человека жизненный опыт, умение преодолевать неудобства и понимать последствия своих поступков. Умение пережить мелкие неприятности формирует умение быть осмотрительным и не получить более крупные.

И ещё один очень важный момент. Не делайте ребенка «удобным», не подавляйте в нём личность. Позвольте ему действовать так, как он считает нужным, - если это не касается опасных для жизни вещей. Объясните ему, что умные люди учатся на чужих ошибках, но дайте ему проявлять его собственную волю. Дайте ему базовые правила приличия и безопасности – и на их основе позвольте принимать решения самому.

К ребёнку не выдают инструкцию по эксплуатации, иначе не было бы необходимости в советах и исследованиях, как воспитывать ребенка. Каждый случай индивидуален, и большинство из них не обходится без ошибок. Поэтому примите тот факт, что идеал недостижим, с ребёнком порой будут возникать трудности, и не всегда будет понятно, что с этим делать. Просто стремитесь делать для ребенка всё, что в ваших силах.

Когда в семье рождается ребенок молодые папа и мама осознают, что надо его как-то воспитывать. Грудничок обычно не требует никаких особых воспитательных мер, а молодые родители ломают копья над принципами взаимоотношений с ребенком. Как правильно? Зачастую неожиданно оказывается, что каждый представляет это по-разному. Один видит своего сына интеллектуалом, другой во главу угла ставит трудолюбие, третий главным считает .

Каким желаемым качествам отдать предпочтение предстоит решить родителям. Правда, чаще всего такое решение не формулируется. Мать старается воспитывать ребенка так, как воспитывали её. Отец пытается передать дух своего дома. Думается, что это правильно, ведь дети воспринимаются, как продолжение нас самих. Выражаясь высокопарно, они должны взять наш факел и пронести его через всю свою жизнь.

В процессе совместного проживания ежечасно возникают ситуации, требующие быстрой и уверенной реакции со стороны взрослого. Ребенок обидел, или обидели его, упал, ушибся, обманул, нагрубил – нет времени на длительные размышления. Родитель вырабатывает линию поведения, исходя из своей интуиции, и мгновенно разрешает или запрещает, жалеет или ругает.

Если начать выяснять, почему родитель отреагировал определенным образом, он, возможно, и обоснует свой поступок каким-то принципом, которого он придерживается. Но сама быстрота принимаемого решения говорит о том, что человек не выстроил логическую цепочку, а воспользовался своим безошибочным нравственным чувством.

О чем знают младенцы? Мозговой штурм


Воспитание интеллектуала

И все таки хочется что-то предпринять, чтобы малыш вырос, например, умным. Сфера интеллекта – самая простая область для применения искусственных воспитательных методик. За последние десятилетия в России вышло несколько сотен книг по раннему развитию детей. Вспомним хотя бы нескольких популярных авторов.

  1. Никитины . Подмосковные педагоги и родители многодетной семьи. Разработали целую систему закаливания, физического и интеллектуального развития.
  2. Доман . Американский врач. Начал с лечения неполноценных, нашел средство сделать всех гениями. В основе методики – постоянное предъявление ребенку карточек с информацией. Малыш может усвоить все, если подать это в дискретном виде.
  3. Сесиль Лупан . Французская последовательница Домана. Творчески переработала его метод, вместо карточек рассказывает стихи и поет песни. Принцип тот же: карапуз может усвоить все что угодно, если подать информацию в доступной форме.А подать так информацию можно практически всегда.
  4. Монтессори – реабилитация неполноценных детишек помогла ей разработать дидактический комплекс для раннего развития способностей. Обучения, как такового, нет. Просто предоставляется игровая среда с большим количеством замысловатых игрушек-пособий. Исследуя эту среду дети постепенно развиваются.
  5. Зайцев . Московский педагог, разработавший систему раннего обучения чтению.

Родители тщательно изучают всех авторов, а потом вырабатывают свою точку зрения на раннее развитие. Возможен вопрос: если речь идет о раннем развитии, то при чем же тут воспитание? Это скорее обучение. Это не совсем так. При общении с ребенком родитель волей или неволей расставляет определенные акценты. Представим себе, что взята на вооружение развивающая методика Домана или Сесиль Лупан. Обе системы предполагают достаточно плотный график занятий с самого раннего возраста. Мама или папа при контакте с ребенком обсуждают с ним животных, исторических персонажей или ритмы классической музыки.

Другая мать, возможно, потратит время и силы не на обучение чтению и истории, а на умение вязать. Естественно дочка, которая стучит спицами около вяжущей мамы, вырабатывает в себе совсем другие навыки, чем та, что учится читать в три года. В развивающих методиках есть специальные техники подстегивающие любопытство, приучающие ребенка думать и анализировать. Это конечно, их достоинство. Заложенная в раннем возрасте жажда знаний, скорее всего, останется на всю жизнь.


Олег Торсунов: Воспитание детей - 1

Доброта и отзывчивость

С другой стороны, любые интеллектуальные занятия – это дело для себя. Очень трудно изобрести причину, чтобы хорошо знать биологию или уметь читать для другого. И все равно, даже если такая причина будет придумана, ребенок интуитивно ощущает, что развитие ума и сообразительности приносит плоды именно ему самому. Поэтому эгоизм частый спутник таких детей.

Даже девочка, которая вязала на диване, делает это для кого-то. На протяжении всего рукоделия она думает об этом человеке (а может быть кукле) и готовится сделать ему приятное своим подарком. Такие сюрпризы по отношению к другим людям как раз и развивают щедрость и доброту .

Можно ли научить сопереживать или хотя бы видеть страдание других или чуткость это врожденное качество? Некоторые детки чувствительны сами и хорошо понимают состояние других людей. Уже годика в два можно с удивлением наблюдать, как кроха копирует мамины интонации, ластится к отцу, когда тот устал и испытывает нежные чувства к мягкой игрушке. Другой малыш совершенно не видит изменения настроений и эмоций окружающих. Врожденный ли это дар или просто что-то способствовало развитию такой эмоциональной тонкости, сказать невозможно.

Любой ребенок обязательно в какой-то степени копирует отношение своих родителей к жизни. Невозможно заставить сочувствовать, но можно приучить делиться, родитель не может наполнить жалостью сердце ребенка, но может отогреть кота или помочь больному, нельзя искусственно сделать благодарным, но можно почтительно и заботливо относиться к старшим родственникам. Это не методы воспитания, это сама жизнь.

В семье последнего царя Николая II очень внимательно относились к нравственному воспитанию. Все царевны и императрица работали в госпиталях во время войны. Госпиталь начала прошлого века, это не современная больница!

Анестезия практически отсутствовала, понятий об антисептике не было, условия пребывания раненных были очень тяжелыми. Конечно, и без царевен там обошлись бы. Зачем хрупким девушкам, младшей из которых едва было 14, такие впечатления? Императрица, конечно, думала, прежде всего, о благополучии своих детей и повела туда их, чтобы они увидели страдания, научились помогать, и навсегда остались неравнодушными людьми.


Олег Торсунов: Воспитание детей - 2

Воспитание ответственности

Ответственность – необходимая черта взрослого человека. В учебе, в работе, в семейной жизни безответственный человек будет только создавать проблемы.

Маленький ребенок, конечно, не имеет ни малейшего представления о последствиях своих поступков. А ответственность и предполагает знание о результатах своих решений и стремление все сделать наилучшим образом. Такое знание получается только из жизненного опыта. Если ребенок никогда не имел дело с последствиями, то откуда он о них узнает?

Итак, родителям предстоит сформировать четкую связь: поступок – результат поступка. Не всегда эта связь будет возникать безболезненно, неприятные последствия неправильных поступков обязательно не заставят себя ждать. В этом случае, самое главное – выдержка. Если воспитательные меры начаты вовремя, примерно в детсадовском возрасте, то и поступки и последствия не будут содержать ничего опасного или просто серьезного.

Приведу пример. Мама поручила ребенку самому развешивать мокрые плавки и полотенце после посещения бассейна в детском саду. Пару недель мальчик аккуратно выполнял, порученное ему дело, а потом забыл. Мама напомнила лишь один раз. Прошла неделя, пора идти в бассейн, но принадлежности не подготовлены. За эти дни они приобрели неприятный запах и по-прежнему влажные.

Что делать? Может достать с полки другое полотенце, а с сыном поговорить об ответственности. Нет! В этом случае лучше не пустить в любимый бассейн. Так урок запомнится надолго. Причем ребенку можно посочувствовать: « Как жаль, что ты не сделал все вовремя! Сейчас уже ничего не исправить! Очень обидно, но плавать завтра не пойдешь. Не потому, что мама не пускает, а потому, что сам не сделал все правильно!» .


Анни Мэрфи Пол - Чему мы обучаемся до рождения

Воспитание самостоятельности

Самостоятельность , как и ответственность нужна в современной жизни. Конечно, это качество обязательно выработается. Взрослый человек по определению самостоятельный. В таком случае, зачем же эту черту воспитывать, если она и сама придет? Самостоятельность – это умение выполнить что-то без посторонней помощи. «Какой самостоятельный» , — говорят о карапузе, умеющем одеваться в два года. В первом классе быть самостоятельным – это умение сделать уроки без помощи взрослых и приготовить яичницу.

Лет в 10 самостоятельность вкупе с ответственностью формируют практически независимую личность, которая не нуждается в постоянном контроле со стороны взрослых. Эта личность сама учится, следит за своими оценками, ходит на кружки и помогает по дому.

Короче говоря, самостоятельность ребенка сильно упрощает жизнь родителей. Если это им, конечно, нужно. Ведь если на одну маленькую девочку приходится шесть взрослых (мама, папа, и двойной комплект бабушек и дедушек), то приучать её к самостоятельности – это просто отобрать хлеб у старшего поколения. Сами подумайте, чем будут заниматься старички, если она всё делает сама! А бывает и наоборот. У маленькой девочки не шесть взрослых, а пара младших братьев или сестер. Вот тогда самостоятельность формируется сама собой просто по необходимости.

В общем, чтобы эта черта сформировалась, надо постоянно стимулировать ребенка её проявлять и что-то делать самому. Это возможно с самого маленького возраста. Даже годовичок уже в состоянии запихать руку в рукавчик рубашечки или отправить несколько ложек еды себе в рот. Не надо останавливаться на достигнутом! Может съесть несколько ложек, значит готов к тому, чтобы справляться с большей частью порции. Не докармливайте.

Он делает сам и очень рад этому! Может надеть рукава рубашки, значит, пора переходить к колготкам. Сначала результаты не слишком впечатляют, зато через год, когда малыш научится полностью себя обслуживать, ваша жизнь упростится, а капризов, свойственных трехлеткам с легкостью удастся избежать.

Ведь любой детский кризис, как в год, так и в три, и подростковый тоже – это по сути война за самостоятельность.


Советы по Воспитанию Детей - Амонашвили Ш. А.

Воспитание честности

Честность – качество, на которое сейчас редко обращают внимание. Честь и благородство – слова, будто их прошлых веков. Редко сейчас говорят об этих качествах с детьми. Из произведений художественной литературы для дошкольников только «Честное слово» Пантелеева посвящено этой теме вплотную. А ведь именно про честность с детьми нужно много говорить. Как прекрасно, что кто-то не побоялся сознаться в промахе или плохом поступке, насколько отвратительно выглядит лгун.

При этом очень важно умение взрослого правильно реагировать на открывшуюся неприятную истину. Если ребенок признался в чем-то, то за это не должно быть наказания. Ведь трудно винить малыша, если он лжет, буквально спасая свою шкуру. Излишнее давление на ребенка, предъявление ему непосильных требований, неприятие каких-то его черт и качеств – все это стимулирует появление лжи.

Иногда дети не обманывают, а фантазируют. Отличить злостный обман от безобидной фантазии просто. Если малыш рассказывает, что он сегодня на прогулке видел летающую тарелку с инопланетянами, то это просто фантазия. А вот ежели подобное видение, по его словам, явилось причиной испачканных коленок или опоздания в школу, то родители столкнулись с самым настоящим обманом. В общем, если есть меркантильный интерес во лжи, значит это именно ложь, а если рассказ не сопровождается получением выгоды, значит фантазия. Ругать за фантазии не надо, это даже вредно.

А, если обнаружили самую мелкую неправду, нельзя относиться к этому легко, необходимо принять серьезные меры. Самое главное, что не позволяет человеку обманывать, представление о себе, как о честном человеке.

Однажды, маленькая девочка обманула маму. Мама ничего не заметила, и ложь повторилась, ведь так многие проблемы решались гораздо легче. Но один раз эта девочка услышала, как мама с полной уверенностью утверждает, что её дочь никогда не врёт. Слова матери о её мнимой честности настолько поразили девочку, что с тех пор она и вправду обманывала крайне редко. Убеждайте своего ребенка, что он, конечно, всегда говорит правду, опасайтесь напрасно обвинить его во лжи и со временем он именно так и будет себя воспринимать.


Страхи и комплексы

Детские страхи – естественное явление. Время от времени они появляются у любого ребенка: может он получил слишком яркие впечатления, а может границы познанного слишком быстро расширились.

Беспокойство должны вызывать только навязчивые страхи или те, которые мешают ему жить прямо среди бела дня. Часто истинной причиной навязчивых страхов является завышенные требования к ребенку. Страхи не имеют к воспитанию никакого отношения, но могут сигнализировать о том, что что-то идет не так.

Комплексы появляются у ребенка в том случае, если он постоянно сталкивается с неразрешимой проблемой. В детском саду не складываются отношения со сверстниками, не получается научиться читать, как ни старайся, невозможно смело нырнуть в холодную воду, хотя все мальчики это делают.

Проблемы могут быть объективными, а могут быть созданы самими родителями: все зависит от того, чего папа и мама ждут от своего наследника. В любом случае, если ситуация не разрешается достаточно быстро, это может привести к формированию комплекса, преодолеть который впоследствии будет очень трудно. Насколько быстро должна разрешиться травмирующая ситуация, зависит от самого ребенка, у каждого время своё.

Воспитание – это, прежде всего творчество. Можно даже сказать, что это самое прекрасное и достойное творчество из всех существующих.

Все родители хотят, чтобы их дети росли здоровыми и были успешными в жизни. Мудрые родители мечтают еще и о том, чтобы их сыновья и дочери выросли счастливыми людьми. Ведь счастливый человек почти не болеет, он не потянется к алкоголю или наркотикам, он умеет общаться и строить отношения, а в делах ему сопутствует удача, так как он любит свою работу. Но как правильно воспитывать ребенка, чтобы он вырос счастливым человеком? Ведь книг по педагогике огромное количество и в них порой можно встретить абсолютно противоположные друг другу советы.

Главное условие правильного воспитания

Представления о правильном воспитании изменялись на протяжении всей истории человечества. И только в двадцатом веке было научно доказано, что психика ребенка во многом отличается от психики взрослого человека, поэтому правильное воспитание требует учета особенностей детской психологии.

А еще выяснилось, что судьбу человека можно просчитать с математической точностью, если знать его генетические особенности, особенности личности его родителей и те воспитательные воздействия, которые к ребенку применялись в возрасте до 5-8 лет. Результатом многочисленных исследований, проведенных психотерапевтами и педагогами, стало утверждение, что несчастливые родители не могут вырастить счастливого малыша. Причем этот закон не имеет исключений. Несчастливые папа и мама, сами того не замечая, деформируют характер своего сына или дочери. Поэтому специалисты в области психологии и педагогики на вопрос «Как правильно воспитывать ребенка?» отвечают: «Стать счастливым человеком. Счастливый родитель – это главное условие правильного воспитания».

Вот такой неожиданный поворот. Выходит, правильное воспитание надо начинать с себя! Спросите себя – а счастливы ли вы? Если нет, то, что вам мешает чувствовать радость жизни? Что вас не устраивает в собственной судьбе? Выучились не на ту специальность? «Зарыли» свой талант? Живете с нелюбимым человеком? Тогда начинайте решать свои проблемы. В противном случае свою несчастливость вы спроецируете на собственного ребенка. Как это получается? А вот как: для неблагополучного душевно человека малыш становится либо обузой, либо способом решения собственных проблем.

Не получилось у самого стать хоккеистом, хотя всю жизнь мечтал играть в хоккей? Ну, что ж, значит, сын пусть реализует мою мечту! А хочет он или не хочет играть в хоккей и есть ли у него способности к этому – об этом папа и не думает. Не сложилась личная жизнь? «Ну и что, буду жить ради сына», — решает мама и окружает мальчика такой гиперопекой, от которой задохнуться можно, а лет через двадцать сокрушается, что же это у нее такой непутевый сын вырос, ведь она же жизнь на него положила, все для него сделала!

Как видите, все вполне закономерно и достаточно предсказуемо. Поэтому специалисты и говорят о том, что зная способности и темперамент человека, а также то, как на него воздействовали его родители в детстве, его судьбу можно просчитать предельно точно, в том числе и спрогнозировать, чем и в каком возрасте он заболеет.

Кроме того, личность человека формируется до 8 лет, то есть воспитание, как таковое осуществляется до восьмилетнего возраста. Если ваш ребенок старше восьми лет, то задавать вопрос: «Как правильно воспитывать ребенка?» уже поздно. Здесь уже надо разбираться, как его перевоспитывать, так как структура личности уже сформирована.

Поэтому, если ваши дети еще совсем маленькие, а вы чувствуете себя несчастным – как можно быстрее начинайте разбираться в себе и становитесь счастливым. А если ваше чадо старше 8 лет и в его поведении и характере вас что-то не устраивает – сначала приводите в порядок собственную жизнь, а уже потом начинайте заниматься его перевоспитанием, ибо воспитывать уже поздно.

Как правильно воспитывать ребенка: основные принципы

Если вам удастся разобраться с собственной жизнью и обрести, наконец, душевное благополучие – считайте, что процентов на 80% вопрос правильного воспитания ребенка вы уже решили. Осталось совсем немного – учитывать при воспитательных воздействиях особенности детской психологии и закономерности развития психики человека. Здесь вам поможет знание основных принципов грамотной педагогики.

  1. То, что малыш может делать сам – он должен делать сам. Найдите нормы развития детей в каждом возрасте и стремитесь к тому, чтобы ребенок научился делать самостоятельно все, с чем он в состоянии справиться в силу своего возраста. К 12 годам ваш сын или дочь должны уметь полностью себя обслуживать в бытовом плане.
  1. Дайте ребенку столько свободы, сколько это возможно в его возрасте. Старайтесь обеспечивать безопасность детей не запретами и тотальным контролем, а правильной организацией среды и деятельности. Не ругайте свое чадо за то, что он лезет в лужу – купите ему резиновые сапоги и непромокаемые штаны и сообщите, что лужи во дворе он может исследовать только в такой экипировке. Не запрещайте ребенку гулять – сделайте так, чтобы дома ему было интереснее, чем на улице. Или дайте возможность заняться именно тем, чем он мечтает заниматься, и разделите его увлечение – тогда на улицу вы его сами не выгоните.
  1. Давайте ребенку право выбора, учите его осознавать последствия своего выбора и нести за него ответственность.
  1. Уважайте чувства малыша. Он имеет право на обиду, гнев и разочарование. Научите сына или дочь осознавать свои чувства и справляться с ними.
  1. Никогда не критикуйте личность ребенка («ты – неряха, лентяй, врун»), осуждайте только конкретное поведение или поступок («Мне не нравится, когда после себя оставляют немытую посуду и грязный стол»).
  1. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми (в том числе с братьями или сестрами). Таким «воспитательным» приемом вы вызовите только агрессию по отношению к тем, кого вы ставите в пример и сформируете у своего малыша комплекс «гадкого утенка».
  1. Детская психика устроена так, что дети верят не тому, что им говорят взрослые – они верят тому, что видят. Бессмысленно призывать ребенка к здоровому образу жизни, если вы сами курите, едите булки на завтрак, а спорт видите только по телевизору. Не ждите от ребенка честности, если вы просите его соврать, что ему шесть лет, чтобы не платить за билет в общественном транспорте.
  1. Никогда не культивируйте у ребенка чувство вины. Вина – самая разрушающая эмоция и детский организм отвечает на вину болезнью или неврозом. А еще часто болеют дети, которые страдают от дефицита родительского внимания.
  1. Если маленький человек заболел – обеспечьте ему лечение и уход, но не переключайте на него все свое внимание и ласку. Иначе у ребенка сформируется убеждение – что болезнь помогает добиться любви и внимания, значит болеть – хорошо.
  1. К ребенку должны предъявляться в семье единые требования. Если этого не делать, то чадо очень быстро научиться манипулировать членами семьи. Либо у него начнется невроз от того, что он не может одновременно соответствовать требованиям и мамы, и папы, и бабушки, потому что они взаимоисключают друг друга.
  1. Не требуйте от ребенка уважения на том только основании, что вы взрослый и вы мать (или отец). Уважение надо заслужить – даже у собственного ребенка. Требовать уважения и любви бессмысленно – дети, может быть, и будут демонстрировать внешние проявления уважения к вам, но только до тех пор, пока от вас зависят. А как только перестанут от вас зависеть – постараются свести контакты с вами до минимума.
  1. Следите за своей речью – дети не понимают взрослых шуток. Вы в шутку назвали дочку «плюшечкой», а она решит, что толстая и непривлекательная. И хорошо, если в подростковом возрасте дело не дойдет до анорексии.
  1. Нельзя втягивать маленького человека в решение конфликтов между взрослыми, и уж тем более нельзя пытаться сделать его судьей в спорах между мамой и папой – дети, которые пережили подобное, становятся очень несчастными взрослыми. Решайте свои проблемы сами и помните, что ребенок одинаково сильно любит и маму и папу.
  1. Развод действительно наносит ребенку психологическую травму. Но еще хуже терпеть друг друга «ради детей». Если наладить отношения невозможно – нужно разводиться, стараясь при этом максимально смягчить ситуацию для любимого чада.

Для многих людей дети – это главный . Но при этом далеко не все родители знают, как правильно воспитать ребенка, чтобы он стал добрым, сильным, умеющим дружить и добиваться поставленных целей. Как сделать так, чтобы ваш ребенок стал хорошим человеком?

Безусловно, в одной статье не опишешь всех возможных способов и методик воспитания, но есть несколько важных моментов, о которых должен помнить каждый родитель.

Уважайте своего малыша

Многие могут подумать: как я могу уважать козявку, которая сама по себе еще ничего не представляет? Это не так. Каждый маленький человек – это уже личность со своими особенными чертами характера и хорошей памятью, которая закладывает основы его будущего отношения к людям.

Если ваш ребенок чувствует, что к его мнению прислушиваются, что окружающие уважают его желания (но без фанатизма, конечно), то он будет вести себя так же и в будущем. Обычно эгоистами становятся те, кого в детстве практически не замечали. Как известно, дети во всем копируют родителей. Если вы не хотите, чтобы в старости ребенок махнул на вас рукой, начните уважать его уже сегодня.

Слова любви – это настоящая волшебная сила, способная творить чудеса. Именно мамина и папина ласка и любовь становятся путеводными звездами для малышей в этом большом неизведанном и иногда пугающем мире.

Уверенность в себе – вот что можно воспитать в ребенке, хваля его за хорошие поступки. Только человек с нормальной самооценкой сможет поставить перед собой цель и добиваться ее. Помогите своему ребенку стать увереннее – говорите ему о своей любви, хвалите его за успехи.

Уделяйте ребенку время

Множество кружков, школа, спортивные секции – это, конечно, прекрасно сказывается на всестороннем развитии ребенка, но занимает практически все его время, да и родители после работы обычно только и мечтают о том, чтобы опустошить холодильник и лечь в постель. В итоге времени на общение практически не остается, а потом родители, опомнившись, удивляются тому, как далеки от них стали их дети.

Дело вовсе не в переходном возрасте: если не уделять времени ребенку, он будет страдать от недостатка внимания, у него могут развиться комплексы, но чаще всего ребенок просто переключается – находит новые интересы или более близких людей. Если вы хотите научить ребенка строить адекватные отношения с людьми, делайте это на собственном примере. Старайтесь использовать каждую свободную минуту, чтобы поговорить с сыном или дочкой. У вас обязательно найдутся интересные, увлекательные темы для беседы!

Предоставьте ребенку свободу

Все родители боятся за безопасность своих детей, при этом многие опекают своих отпрысков настолько страстно, что в результате их уже 45-летние «детки» живут в отчем доме без собственной семьи, нормальной работы и цели в жизни.


Если ребенку не предоставить достаточно места для маневров и исследований, он может стать безынициативным, боязливым человеком, которому не свойственны амбиции. Многие матери своей чрезмерной опекой не только наделяют сыновей и дочерей всевозможными недостатками, но и ломают собственное семейное гнездо, полностью забыв о том, что и мужу необходимо внимание.

Постарайтесь давать ребенку свободу выбора и действий, при этом незаметно подстраховывая его. Когда он будет учиться ходить, стойте рядом и будьте готовы его подхватить, но не держите его до 2 лет за руку! Природой создан такой закон: люди учатся на своих ошибках. Если вы исключите возможность учиться на своем опыте из жизни вашего малыша, то он никогда не будет готов к самостоятельной жизни.

Придерживайтесь выбранной линии

Нельзя сегодня запрещать ребенку что-то делать, а завтра вдруг запретить, потому что у вас просто изменилось настроение. Это пагубно скажется на его отношении к вам: увидев, что вы легко меняете свое мнение, маленький человечек постарается в будущем вами манипулировать, пытаясь добиться своего.

Если вы будете последовательны в своих запретах, то сведете к минимуму конфликты в семье. Кроме того, ребенок возьмет с вас пример: он будет рассудительным, принципиальным человеком, который всегда придерживается собственных слов и выполняет обещания.


Воспитание ребенка – это очень длительный, сложный и многогранный процесс, который не имеет перерывов или отпусков. Будьте готовы к тому, что будет очень сложно. Главный мотиватор в этом нелегком деле – мысль о том, что все ваши сегодняшние усилия оправдаются в будущем в лице вашего чада.

Только благодаря вашим трудам ваш ребенок сможет превратиться в ответственного, искреннего, думающего, доброго, целеустремленного человека, который любит и уважает своих родителей и ценит воспитание, которое они ему дали.

Бэлла, г. Озерск

Комментарий психолога:

Эта статья нравится мне по многим причинам:

  • Во-первых, она написана легко и просто, понятным языком.
  • Во-вторых, после прочтения возникает ощущение, что воспитание детей – это не тяжелый труд, а естественный процесс. Радостный процесс. Эта статья не столько про груз ответственности и опасности воспитания, сколько про результат, к которому хочется стремиться.
  • И в-третьих, я поддерживаю каждую рекомендацию, данную в этой статье. При правильном применении эти рекомендации действительно дают впечатляющие результаты.

Единственное, что хочется добавить к этой статье, это подробности и ответы на вопрос «как это делать?» Ведь обычно «собака зарыта» именно в частностях и подробностях. Я уверен, что большинство родителей хотели бы, например, уважать своего ребенка, однако на практике у них это не всегда получается. Да и на прием к психологу родители приходят обычно с вопросом «как?» Поэтому ниже я прокомментирую рекомендации статьи про уважение и любовь так, как я их понимаю.

Уважайте своего малыша

Уважение – такое слово, которое люди понимают по-разному. Наиболее частая проблема в том, что люди путают уважение и согласие.

Как будто если я уважаю человека, то я должен всегда соглашаться с ним или слушаться его. Это вредное понимание. Уважение – это не согласие и не послушание, уважение – это признание права ребенка на его образ мыслей и действий:

– Я признаю, что ты имеешь право думать так. Я признаю, что ты имеешь право так поступать. Но это вовсе не значит, что я согласен с тобой. И это вовсе не значит, что я разрешу тебе так делать.

В супермаркете ребенок взял игрушечный пулемет и очень просит родителей его купить. Родители смотрят на ценник и понимают, что не готовы платить втридорога. В любом игрушечном магазине они купят то же самое за гораздо меньшие деньги. И вместо того, чтобы сказать:

– Знаешь, это очень дорого. Мы не хотим тебе это покупать,–

они говорят:

– Чё такую фигню выбрал? Да он у тебя развалится через 15 минут!

– Я выбираю какую-то фигню. Я выбираю неправильно. Со мной что-то не так.

Если такая ситуация повторяется, то любой выбор становится проблемой. Как вариант, любой выбор делается с оглядкой на других:

– В какой институт поступить? Я хочу в один, а одноклассник поступает в другой. Может, я какую-то фигню выбрал?


– Какая девочка мне нравится? Вроде мне нравится Маша, но Паша почему-то выбрал Лену. Наверное, я неправильно выбрал. Расстанусь-ка я с Машей, позову Лену в кино.

– Со мной все в порядке. Я имею право выбирать сам, хоть и не всегда желания сбываются.

Уважать ребенка – это признавать его право думать, хотеть и действовать по-своему. И это вовсе не значит потакать ему.

Под конец приведу ответов родителей, где есть уважение к желаниям и мнению ребенка, но нет потакания:

– Я понимаю, что тебе хочется купить эту игрушку, но у меня совершенно нет денег на это. Если хочешь, можем начать копить из твоих карманных денег.

– Я вижу, что ты хочешь досмотреть мультик. Но уже совсем пора ложиться спать. Я разрешу тебе досмотреть его завтра.

– Очень жаль, что Миша не согласился дать тебе эту игрушку. Сочувствую. Это его игрушка, может не давать. Попробуй поменяться или подождать.

Говорите ребенку о том, что любите его

Самое лучшее, что мы можем сделать для своих детей — это дать им свою искреннюю любовь. Но главное в любви – не слова, а состояние, которое мы передаем ребенку. Самое важное, чему родители учат детей — это то, как они должны себя чувствовать в тех или иных ситуациях. На 99% дети всю жизнь будут относиться к себе так же, как к ним относятся родители. Очень просто понять, чему мы учим ребенка: нужно всего лишь понять, как мы к нему относимся:

  • Если родители злятся на детей, дети учатся злиться на себя,
  • Если родители ругают, дети учатся ругать себя,
  • Если родители хвалят, дети учатся себя хвалить,
  • Если родители поддерживают, дети учатся поддерживать себя.


Что из этого поможет ребенку в жизни? Например, как должен себя чувствовать ребенок, который получил двойку? Должен ли он быть виноватым, стыдиться? Или стоит научить его давать себе эмоциональную поддержку и научить справляться с последствиями?

По моему опыту, стыд и вина либо сильно мешают детям учиться, либо формируют «комплекс отличника». Поэтому хорошо и правильно, когда родители искренне могут сказать, что любят ребенка даже с двойками:

– Тебя люблю даже с двойками, хотя такие оценки мне и не нравятся. Как будешь исправлять?

Любовь – это то, в чем ваш ребенок не должен сомневаться, даже если вы злитесь.

В заключение еще несколько примеров:

– Я так на тебя злюсь, что хочу тебя наказать. Но я не буду этого делать. Давай вместо этого подумаем, как исправить ситуацию.

– Я тебя люблю, но делать этого не буду.

– Я тебя люблю. Ты мне ценный и важный.

Александр Мусихин, психолог-консультант, психотерапевт, тренер, писател

Понравился ответ психолога? или

Как правильно взрастить сына

Большинство мам будут делать все, чтобы повысить качество жизни своего ребенка. Но даже самые ласковые и терпеливые родители признают, что воспитание мальчиков является одновременно радостью и трудностью. У каждой женщины рано или поздно возникает вопрос о том, как правильно воспитать детей, особенно мальчишек, потому как они более шумные, по сравнению с девочками, и любят бросать вызов установленным в семье правилам. Маленькие мужчины слабее, чем юные представительницы прекрасного пола. Любовь матери может сделать их сильнее как эмоционально, так и психологически. Какую родители базу воспитания дадут ребенку, с такой он и отправится во взрослую жизнь. Мальчишки, парни, а потом уже мужчины волей-неволей будут сравнивать своих потенциальных подруг с характером и внешностью своей мамы.

Как правильно воспитать сына? На что стоит обращать внимание?

Новые исследования визуализации мозга показывают, что если мама регулярно обнимает, целует и развивает своего мальчика в раннем возрасте, то это приводит к значительному увеличению гиппокампа. Это отдел головного мозга, отвечающий за обработку стресса и консолидации памяти. Каждая мама должна придерживаться следующих важных вещей, чтобы заложить фундамент в воспитании своего сына:

Научите его сочувствовать другим

Очень важно, чтобы мама мальчика объяснила ему, как чувствуют себя другие, когда им больно и плохо. Если мальчишка подбегает к брату и бьет его, то она должна помочь ему увидеть, как поведение первого влияет на второго.

Прижмите к сердцу и успокойте

Сын должен знать, что в объятиях мамы он найдет убежище. В два года мальчик начинает немного отдаляться от своих родителей. На этом этапе жизни он начинает исследовать окружающие его вещи. В это время малыш испытывает очень противоречивые чувства, потому как он хочет изучить этот новый захватывающий мир, но ему также необходимо знать, что он может вернуться к матери, когда он нуждается в ее утешении.

Найти в себе силы и отпустить

Знайте и подготавливайте себя к тому, что когда-то вам придется сына отпустить. Мама должна знать и понимать свою роль в жизни ребенка. По мере того

как он будет расти и развиваться, материнские функции тоже будут меняться. Если в раннем возрасте мама ребенку требуется ежесекундно и ежедневно, то в подростковом нужно дать сыну больше свободы на основе растущих потребностей. Через год после своего рождения малыш начинает отдаляться от мамы, чтобы находиться рядом с отцом или другими мужчинами, и это, несомненно, может огорчить. На протяжении всей жизни сын будет испытывать времена, когда он ищет поддержки в матери, и такие, когда он будет стремиться ее оттолкнуть. В такие моменты вы спрашиваете себя: «Как правильно воспитать детей? Что я не так делаю?» Не переживайте и не корите себя, так как это нормальное явление, значит, ваш сын вырос и стал самостоятельным.

Как правильно воспитать детей?

Ученые считают, что с какой теплотой, поддержкой и поощрением мама будет подходить к этому вопросу, с такой взаимностью и преданностью ответят ей дети. Мальчишеский мозг реагирует на пространственно-механический фактор, то есть он учится лучше, когда может перемещать объекты в пространстве или имеет большие площади для изучения. Именно поэтому у ребят всегда есть стремление пускать по воздуху самолеты или же бегать и прыгать.

Где граница между грубостью и любезностью?

Мама должна знать, как воспитать сына, чтобы он не был жестким. Есть одно правило на этот счет: не мешать сыну плакать. Общество дает мальчикам понять, что они не должны рыдать и показывать своих эмоций или чувствовать страх. Жизнь обучает их, что они должны быть жесткими, отрезав все чувства, кроме гнева, учит подавлять свои истинные порывы. В этот момент мальчик ждет от мамы помощи, чтобы научиться распознавать, реагировать и выражать целый спектр эмоций.

Учим детей быть независимыми

Родители должны знать, как правильно воспитать детей, чтобы они были самостоятельными. В раннем возрасте поощряйте своих сыновей брать на себя инициативу и нести ответственность. Дайте сыну какое-либо домашнее поручение, а к вечеру проверьте, исполнено оно или нет. Таким способом вы научите его самостоятельности и компетентности. И помните: для мамы вырастить мальчика является одновременно и вызовом, и возможностью получить представление о мире с точки зрения мужчин.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины