21.04.2019

Меры по формированию здорового образа жизни. Формирование здорового образа жизни учащихся


Реферат по дисциплине Валеология

Подготовила студентка 36 группы 2 курса Милютина Е.С.

Проверил

Шапиро Ю.О.

Витебский Государственный медицинский университет

Витебск - 2012

Введение

Здоровый образ жизни - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы - укрепление здоровья индивидуума.

Занятия физкультурой - одна из основных составляющих здорового образа жизни

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Основы физического здоровья

Движение является жизненной необходимостью человека, особенно в молодом возрасте. Органы и системы человека при правильно организованных движениях развиваются и укрепляются, при чрезмерной работе ослабевают, а при длительном отсутствии движения - атрофируются. Поэтому очень важно, чтобы движения, особенно в детском и юношеском возрасте, становились все более совершенными и способствовали повышению сопротивляемости организма вредным влияниям окружающей среды.

Недостаток движения - гипокинезия, или гиподинамия - вызывает целый комплекс изменений в жизнедеятельности организма. Причины гипокинезии могут быть объективными (физиологическая, профессиональная, клиническая) и субъективными (привычно-бытовая, школьная, климатогеографическая). Последствия гипокинезии выражаются в том, что функциональные системы жизнеобеспечения (дыхание, кровообращение, пищеварение, терморегуляция, выделение, дыхание и др.), работающие на движение, все в меньшей степени востребуются в своих максимальных возможностях. Снижение уровня функционирования системы ведет к атрофии или дистрофии ее тканей с уменьшением функциональных резервов, а снижение двигательной активности человека в целом ведет к компенсаторной перестройке всех сторон обмена веществ и выключает конечное звено стрессовой реакции - движение, что в свою очередь ведет к напряжению центральной нервной системы и переходу в дистресс.

Гиподинамия вызывает заметные изменения в иммунной системе организма и терморегуляции. Особого внимания заслуживает роль движений в предупреждении простудной заболеваемости у детей, терморегуляция которых осуществляется за счет высокого уровня двигательной активности. Ограничение последней заставляет в целях профилактики переохлаждения повышать внешнюю температуру.

Физическое здоровье

Физическое здоровье - это состояние, при котором у человека отмечается совершенство саморегуляции функций, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к окружающей среде. В укреплении здоровья человека физическому здоровью отведена ведущая роль, оно обеспечивает психическое, нравственное и сексуальное здоровье.

В основе физического здоровья лежат морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов, систем органов и организма в целом. Выделяют также соматическое здоровье, под которым понимается текущее состояние органов и систем организма.

Уровень физического здоровья зависит от внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относят наследственность, пол, конституция, к внешним - экологические и социально-экономические факторы.

К экологическим факторам, оказывающим влияние на организм, относятся энергетические воздействия, физические, химические и биологические факторы атмосферы, гидросферы и литосферы, характер биосистем местности и их ландшафтных сочетаний, сбалансированность и стабильность климатических условий, ритма природных явлений и др. Особая роль отводится загрязнителям окружающей среды, против которых организм человека не имеет механизмов нейтрализации.

Социально-экономические факторы включают условия труда, быта, питания, воспитания, медицинское обеспечение и т.д.

Физическое обучение и воспитание основано на тренировке организма. Тренировка - процесс систематического упражнения организма и воздействия на него с целью непрерывного повышения функциональных возможностей организма. Тренировка служит основой выработки двигательного навыка и координации движения, а также закаливания организма. Непременным условием тренировки являются комплексность, постепенный переход от малых нагрузок к большим, систематичность, учет функциональных возможностей организма, благоприятные внешние факторы, а также соблюдение гигиенического режима и постоянный врачебный контроль. Физические тренировки способствуют более быстрому и значительному развитию ловкости, силы, выносливости, быстроты движений.

Для достижения эффекта необходимо тренироваться через день три раза в неделю, тренироваться непрерывно не менее 30-40 мин, при тренировке дозировать нагрузку по пульсу 140-170 уд/мин.

Закаливание организма

Закаливание - это система процедур, направленных на выработку устойчивости организма к неблагоприятным метеорологическим условиям. Поскольку из всех отрицательных факторов природной среды население нашей страны наиболее часто подвергается переохлаждению и простуде, то адаптация именно к этому воздействию имеет особенно большое значение.

Закаливание может быть успешным только при правильном выполнении его основных принципов: систематичности, постепенности и последовательности, учете индивидуальных особенностей организма, разнообразии средств и форм, сочетании общих и местных процедур, самоконтроле.

Принцип систематичности требует регулярного выполнения закаливающих процедур. Для достижения высокой степени закаленности необходимо повторное воздействие того или иного метеорологического фактора, иначе нельзя добиться желаемого эффекта. При регулярных процедурах последующие раздражители попадают на следы, оставшиеся от предшествующих, благодаря чему и происходит постепенное изменение реакции организма на данное раздражение.

Другое обязательное условие закаливания - постепенность и последовательность увеличения дозировки сеансов. Только последовательный переход от малых доз к большим по времени, количеству и форме принимаемых процедур, постепенное усиление того или иного раздражителя (будь то понижение температуры воды или иная закаливающая процедура) обеспечивает желаемый результат.

При выборе дозировки и видов закаливающих процедур необходимо учитывать индивидуальные особенности человека: возраст, состояние здоровья, физическую подготовленность. Объясняется это тем, что реакция организма на закаливающие процедуры у разных людей неодинакова. Дети, например, обладают большей, чем взрослые, чувствительностью к влияниям внешних факторов. Лица, слабо развитые физически или недавно перенесшие какое-либо заболевание, также значительно сильнее реагируют на воздействие метеорологических факторов по сравнении со здоровыми людьми, наконец, нельзя не считаться и с возрастом, Обычно к 40-50 годам (а тем более в более зрелые годы) происходят возрастные изменения кровеносных сосудов и других систем организма. Поэтому пожилым людям опасно применять сильнодействующие закаливающие средства и увлекаться длительными процедурами. Постепенность нарастания нагрузки должна соответствовать и тем климатическим условиям, в которых живет и работает человек.

Рациональное питание

Рациональное питание - это физиологически полноценное питание, которое соответствует энергетическим, пластическим и биохимическим потребностям организма, обеспечивает гомеостаз и поддерживает функциональную активность органов и систем, сопротивляемость к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды на оптимальном уровне в различных условиях его жизнедеятельности. Установлены законы адекватности, сбалансированности и безопасности рационального питания.

Закон адекватности питания включает энергетическую, энзиматическую, биоритмологическую и пластическую адекватность.

Энергетическая адекватность предусматривает соответствие энергетической ценности пищи энерготратам организма. Ее нарушение приводит к отрицательному или положительному энергетическому балансу.

Энзиматическая адекватность предусматривает соответствие химических компонентов пищи ферментным системам организма, обеспечивающим их полноценную утилизацию. Любой здоровый человек имеет определенный ферментный статус, нарушение которого служит причиной энзимопатий.

Биоритмологическая адекватность питания подразумевает построение питания с учетом биологических и социальных ритмов, состояния здоровья и климатических условий. В этой связи большое значение для здоровья человека имеет рациональный режим питания. Неправильное распределение пищевого рациона в течение дня приводит к нарушению пищеварения, так как обильная пища, полученная в один прием, усваивается хуже, чем распределенная на большое число приемов.

Пластическая адекватность питания учитывает, что пища должна содержать в своем составе необходимые для метаболизма белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли в оптимальных количествах.

В соответствии с законом сбалансированности питания обеспечение нормальной жизнедеятельности организма возможно не только при условии его снабжения адекватными количествами энергии и питательных веществ, но и при соблюдении правильных соотношений пищевых компонентов. Для взрослого трудоспособного населения физиологически наиболее оптимально соотношение белков, жиров и углеводов в пище 1:1, 2:4, 7. Для лучшего усвоения незаменимых аминокислот (триптофана, метионина и лизина) рекомендуется их соотношение 1:3:3. Следует подчеркнуть, что соотношение лизина, глутаминовой и аспарагиновой кислот в продуктах и готовых блюдах может нарушаться в процессе кулинарной обработки.

Пища должна иметь хорошие органолептические показатели и вызывать аппетит. Основная задача кулинарной обработки пищи состоит в максимальном сохранении всех содержащихся пищевых веществ, приготовлении пищи легко усвояемой, а также должна обеспечить определенное разнообразие меню.

Пищевой статус человека

Оценка рациональности питания основывается на данных изучения статуса питания - определенное состояние здоровья, которое сложилось под влиянием предшествующего фактического питания, с учетом генетически детерминированных особенностей метаболизма питательных веществ. Различают оптимальный, обычный, избыточный и недостаточный статус питания.

Оптимальный статус характеризуется высоким уровнем здоровья и наличием адаптационных резервов, обеспечивающих существование и работу в экстремальных ситуациях

Обычный статус питания наблюдается у большинства людей с рациональным питанием, здоровье которых характеризуется отсутствием функциональных и структурных изменений и достаточным уровнем адаптации к обычным условиям.

Главным признаком избыточного статуса питания является увеличение массы тела. У людей с превышением массы тела на 30-49 % отмечаются преходящие функциональные нарушения сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, формируется избыточный преморбидный статус питания. Избыточный морбидный статус складывается при избытке масса тела на 50 % и более, наличии функциональных и структурных нарушений, атеросклероза, сахарного диабета, гипертонической и других болезней.

Недостаточный статус питания возникает при пластическо-энергетической недостаточности питания на фоне нарушения функционально-структурных нарушений, снижения адаптационных резервов, уровня работоспособности и здоровья. Он отмечается при болезнях ферментной недостаточности, желудочно-кишечного тракта, состоянии после операции на желудке и кишечнике, у больных с инфекционными и онкологическими заболеваниями.

Рациональный труд и отдых

Еще до начала труда в организме отмечаются изменения в обмене веществ и энергии, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других системах. Ведущее значение в подготовке организма к трудовой деятельности принадлежит центральной нервной системе, обеспечивающей согласование функциональных изменений. В нервных центрах коры головного мозга повышается уровень процессов возбуждения, изменяется функциональное состояние зрительного, слухового и других анализаторов.

При физической работе в мышцах происходят биохимические и биофизические процессы, обеспечивающие их сокращение. Происходит учащение числа сердечных сокращений, возрастание систолического объема крови, повышение максимального артериального давления, увеличение массы циркулирующей в организме крови и количества эритроцитов, увеличение частоты и глубины дыхания. Под влиянием мышечной нагрузки происходит торможение секреторной и моторной функций желудка, замедляется переваривание и всасывание пищи.

Умственная работа теснейшим образом связана с работой органов чувств, в первую очередь зрения и слуха. На выполнение умственной работы существенно влияет состояние окружающей среды, интенсивность мышечной работы. Обычно легкая мышечная работа стимулирует умственную деятельность, а тяжелая, изнурительная работа снижает ее качество. Поэтому для многих представителей умственной деятельности ходьба является необходимым условием восполнения работы.

Для поддержания высокой работоспособности и предупреждения утомления в процессе работы большое значение имеет рациональная организация труда и отдыха. Рациональный режим труда и отдыха - это такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение возможно длительного периода. Основная задача научно обоснованного рационального режима труда и отдыха заключается в снижении утомления, достижении высокой производительности труда на протяжении всего рабочего дня при минимальном напряжении физиологических функций и сохранении здоровья и длительной трудоспособности.

Режим труда включает оптимальные нагрузки и ритм работы. Общая нагрузка формируется при взаимодействии следующих компонентов: предмет и орудия труда, организация рабочего места, факторы производственной среды, технико-организационные мероприятия. Эффективность согласования указанных факторов с возможностями человека во многом зависит от наличия определенной работоспособности, под которой понимают величину функциональных возможностей организма, характеризующуюся количеством и качеством работы, выполняемой за определенное время при максимально интенсивном напряжении. Уровень функциональных возможностей человека зависит от условий труда, состояния здоровья, возраста, степени тренированности, мотивации к труду.

Вредные привычки

К наиболее вредным привычкам относят употребление алкоголя, табака, опиоидов, каннабиоидов, седативных средств, стимуляторов, галлюциногенов, летучих растворителей и других веществ, приводящих к психическим и поведенческим расстройствам.

Вещества, вызывающие болезненное пристрастие и привыкание, относятся к наркотикам. Наркотические вещества в ряде случаев используются в медицине, так как они временно снимают боль, успокаивают, улучшают сон, иногда дают возбуждающий эффект. При немедицинском потреблении наркотики оказывают специфическое действие на центральную нервную систему в виде наркотического опьянения, вызывая в малых дозах состояние эйфории, а в больших - оглушение, наркотический сон. Болезни, проявляющиеся влечением к постоянному приему наркотических лекарственных средств и наркотических веществ, возникновением зависимости от них носят название наркомании.

Различают также токсикоманию - заболевания, проявляющиеся болезненным влечением к психоактивным веществам, не включенным в список наркотиков. В настоящее время известно более 200 препаратов, вызывающих токсическое опьянение. К лекарственным токсическим средствам относятся транквилизаторы, снотворные, адреномиметики, холинолитики, ненаркотические анальгетики, психомоторные стимуляторы, антигистаминные средства. Токсическое опьянение сопровождается эйфорией и нарушением сознания.

Становление, развитие, формирование наркомании характеризуется проявлением, нарастанием и закреплением психической и физической зависимости, развитием абстинентного синдрома. Психическая зависимость проявляется в патологическом влечении к одурманивающему средству, стремлении непрерывно или периодически принимать его для снятия психического дискомфорта. За приемом наркотика следует состояние эйфории - искусственной сильной положительной эмоции. После нескольких приемов уже формируется и доминирующая потребность в достижении этого эффекта. Наркотики начинают участвовать в обмене веществ и приводят к физической зависимости. В процессе обмена веществ часть из них выводится из организма, при этом значительно снижается их концентрация в крови - развивается абстинентный синдром.

Абстиненция сопровождается сильными головными и суставными болями, судорогами отдельных групп мышц, болями внутренних органов, рвотой, диареей, потерей сознания, апатией или агрессией. В конечном итоге развивается психоз, продолжающийся несколько недель и заканчивающийся после приема очередной порции наркотика.

Определяющими факторами в основе наркомании являются социальные и биологические, причем социальные факторы играют лишь роль фона, обеспечивая условия для благоприятного или неблагоприятного распространения этих явлений.

Все виды пристрастия к наркотическим веществам являются болезнями. Они имеют собственную этиологию и патогенез. В основе наркомании лежит формирование патологической, ненормальной функциональной системы, отличающейся потребностью в положительной эмоции. Это может быть связано с подражанием сверстникам, с престижем или общением в компании. Но положительная эмоция, вызванная биологическими факторами, очень скоро низводит доминирующую мотивацию до биологического уровня, основного и необходимого для дальнейшего существования организма в условиях постоянного получения новых доз алкоголя, никотина, наркотиков.

Никотиномания - это социально допустимая токсикомания, вызванная никотином, содержащимся в табаке. Поступающий извне никотин взаимодействует с М- и Н-холинорецепторами организма, вмешивается в иннервацию мышц, восприятие анализаторов, процессы роста, развития, полового созревания и нарушает их. В малых дозах никотин возбуждает нервные клетки, способствует учащению дыхания и сердцебиения, нарушению ритма сердечных сокращений, тошноте и рвоте. В больших дозах тормозит, а затем парализует деятельность центральной и вегетативной нервной системы. Расстройство нервной системы проявляется снижением трудоспособности, дрожанием рук, ослаблением памяти. Смертельная доза никотина для человека 50 мг. При выкуривании одной сигареты в организм поступает 1 мг никотина.

У курящих чаще наблюдается стенокардия, инфаркт миокарда, язва желудка, облитерирующий эндартериит, туберкулез. У 96-100 % курящих людей проявляется рак легких. Очень часто курение ведет к развитию хронического бронхита, сопровождающегося постоянным кашлем и неприятным запахом изо рта. В результате хронического воспаления бронхи расширяются, образуются бронхоэктазы, пневмосклероз, эмфизема легких.

Алкоголизм - тяжелая хроническая болезнь, в большинстве случаев трудноизлечимая. Она развивается на основе регулярного и длительного употребления алкоголя и характеризуется особым патологическим состоянием организма - неудержимым влечением к спиртному, изменением степени его переносимости и деградацией личности.

Для начальной фазы алкоголизма характерно опьянение с выпадением памяти. Человек постоянно думает о спиртном, ему кажется, что выпил недостаточно, он сохраняет сознание своей вины. В критической фазе происходит утрата контроля над собой после первого же глотка алкоголя. Пьющий утрачивает интерес ко всему, что не имеет отношения к спиртному. В хронической фазе алкоголизма ежедневное похмелье, распад личности, помутнение памяти, сбивчивость мысли, переносимость спирта понижается. Алкоголик может пить суррогаты алкоголя, технические жидкости, одеколон. У него развиваются безосновательные страхи, алкогольные психозы.

Наиболее часто встречающийся алкогольный психоз - белая горячка возникает обычно в состоянии похмелья, когда у пьяницы появляются безотчетный страх, бессонница, дрожание рук, кошмары, слуховые и зрительные обманы в виде шумов, звонков, движения теней, особенно ночью. Возможен алкогольный бред, возникающий после кратковременного пьянства и не сопровождающийся галлюцинациями. Чаще всего это бред подозрительности, преследования, ревности, могут быть случаи суицида.

По мере развития алкогольной интоксикации функционально обратимые нервные нарушения сменяются необратимым распадом нервной ткани, когда поражаются центральные отделы головного мозга, половые железы и печень. При систематических употреблениях спиртных напитков жировые изменения в клетках печени приводят к циррозу. Спиртные напитки нарушают слизистую оболочку пищевода, желудка, секрецию и состав желудочного сока. Алкоголизм у мужчин способствует развитию импотенции.

У 85, 3 % хронических алкоголичек имеются хронические заболевания. В целом, у женщин, злоупотребляющих спиртным, в 2, 5 раза чаще отмечаются различные гинекологические заболевания, чем у непьющих, развивается бесплодие. Отмечается повреждающее воздействие алкоголя на зиготу в момент зачатия, у беременных алкоголь приводит к недоношенности, снижению массы тела рожденных детей. У алкоголиков каждый четвертый ребенок рождается мертвым, а дети в возрасте от 1 года до 2 лет умирают в 2, 5 раза чаще, чем дети здоровых матерей. Употребление алкоголя до 3 месяцев беременности может привести к развитию у детей алкогольного синдрома плода или синдрома алкогольной фетопатии. Токсическое воздействие алкоголя на организм детей и подростков, прежде всего, сказывается на деятельности нервной системы. Одновременно нарушается работа сосудов головного мозга: происходит их расширение, увеличение проницаемости, кровоизлияние в мозг. Задерживается не только развитие высших форм мышления, но и утрачиваются уже развившиеся способности. Подросток тупеет и интеллектуально, и эмоционально, и нравственно. Чем моложе организм, тем губительнее действует на него алкоголь.

Личная гигиена

Здоровье человека во многом зависит от влияния факторов окружающей среды. Поэтому соблюдение гигиенических нормативов и правил в повседневной жизни определяет сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Медицинский подход к вопросам укрепления индивидуального здоровья был неоднозначен в различные периоды развития общества. Первоначально медицина связывала значимость сохранения индивидуального здоровья с рационализацией питания, закаливанием, организацией труда и быта. По мере развития крупных городов, промышленного производства, обязательного всеобщего обучения детей, общественного питания потребовались гигиенические нормативы и рекомендации по организации водоснабжения и удалению нечистот в крупных городах, планировке и застройке новых населенных пунктов, предупреждению инфекционных и профессиональных заболеваний, а вопросы укрепления индивидуального здоровья отошли на второй план.

Гигиена полости рта

Систематический и правильно организованный уход за полостью рта является неотъемлемой частью профилактики в предупреждении заболеваний зубов, тканей пародонта и слизистой оболочки рта, но и в снижении заболеваний всего организма.

К средствам ухода за полостью рта и зубами относятся пасты, порошки и соответствующие инструменты: щетки, зубочистки, зубные нити.

Зубная щетка выполняет основную функцию в уходе за зубами. Она состоит из ручки и головки (рабочей части), на которой укреплены пучки щетинок, расположенные рядами. Имеется несколько видов щеток в зависимости от величины и формы головок, длины, толщины, густоты и качества щетины. Наиболее рациональная зубная щетка должна иметь головку длиной 25 - 30 мм при ширине 10 - 12 мм. Ряды щетинок должны располагаться редко, на расстоянии 2 - 2, 5 мм, не более трех в ряду.

Гигиена пищеварительной и дыхательной системы

Гигиена пищеварительной системы включает очистку желудка и кишечника. Очистка желудка осуществляется один раз в одну-две недели. Применяется очистка желудка водой, при этом выпивается 1, 5-3 л теплой воды и обратного извержения ее после определенного времени нахождения в желудке. Процедуру можно проводить как на пустой, так и на полный желудок не раньше, чем через 3 ч после еды, и лишь через 3 ч после окончания процедуры можно принимать пищу. По завершении упражнения нужно выпить. 250 г молока с рисом, которые необходимо подготовить до начала процедуры. Употребление этой порции крайне необходимо, ибо в противном случае желудок не будет «подсушен», что может иметь вредные последствия. Очистка толстого кишечника проводится с помощью воды, которая вводится при помощи аппарата для клизмы. Такую процедуру следует проделывать один раз в неделю (в день воздержания от пищи) или один раз в 2 недели. Полезна полная очистка пищеварительной системы.

Для того чтобы дыхание было качественным, нужно, чтобы нос был чистым, освобождены дыхательные пути носа от выделений, препятствующих свободному прохождению воздуха. Очистка носа способствует также и очистке придаточных пазух. Гигиена носа обеспечивает и очистку слизистой оболочки носовой полости, которая в изобилии снабжена нервными окончаниями, способными оказывать рефлекторное влияние на функцию достаточно отдаленных органов. Очистка обусловливает устойчивость к насморку, когда обычные лекарства оказываются недостаточно эффективными.

Гигиена органов чувств

После перенесенных заболеваний, травм уха и нервной системы область слухового восприятия сужается. В среднем ухе звук усиливается в 50 - 70 раз. Поэтому поражение среднего уха и повреждение барабанной перепонки резко снижают слух. Необходимо тщательное лечение при вирусных, «простудных» заболеваниях, чтобы предотвратить возникновение воспаления среднего уха.

Наиболее распространенным нарушением зрения является близорукость (миопия). Существует две причины возникновения и развития близорукости: зрительное переутомление, несоблюдение гигиенических норм и правил по профилактике нарушений зрения и наследственные факторы.

Первыми признаками близорукости являются расширение глазной щели, расширеное глазное яблоко начинает выдаваться вперед, увеличение зрачка. Приходится склоняется над предметами, щурится, вглядываясь вдаль. У близоруких чаще отмечаются нарушения осанки. Меняется поведение, появляется привычка ходить с низко опущенной головой, сутулиться, жалобы на боль и двоение в глазах, головную боль, быстрое утомление.

Среди мер профилактики начальных проявлений близорукости рекомендуется тренировка аппарата аккомодации. Это могут быть простые и сложные упражнения, заключающиеся в рассмотрении объектов, находящихся на разном расстоянии

Систематическое выполнение упражнений приводит к совершенствованию аккомодации, уменьшает начальные признаки ее нарушения.

Список литературы

1) http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7_%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8>

2)Основы валеологии / Бурак Иван Иванович

3)

Является одной из первоочередных задач для общества. Нормальное физическое состояние способствует успешному решению основных задач, преодолению трудностей, помогает переносить нагрузки. Формирование способствует поддержанию в тонусе всего организма. Это, в свою очередь, обеспечивает активную и продолжительную жизнь.

Следует сказать, что многие не соблюдают самых простых норм. Некоторые становятся жертвами гиподинамии (малой подвижности). Гиподинамия является одной из причин, провоцирующих Некоторые люди не соблюдают режим питания. Нарушения в рационе, в свою очередь, зачастую приводят к ожирению, сахарному диабету. Некоторые люди не могут отвлечься от повседневных забот, все время беспокоятся, страдают бессонницей, нервничают, подвержены стрессу. Это часто приводит к развитию патологий внутренних органов. Не на последнем месте стоят и вредные привычки. Так, курение и пристрастие к алкоголю значительно укорачивают жизнь.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников имеет огромное значение для нормального развития организма. Профилактической мерой является закаливание. Оно позволяет развить в организме стойкость к простудным, инфекционным заболеваниям. Наиболее простым является воздушное закаливание. Немаловажное значение и имеют и водные процедуры. Они способствуют стабилизации функции не только нервной системы, но и благотворно воздействуют на сосуды и сердце, стабилизируют артериальное давление, способствуют улучшению качества процессов обмена.

Формирование здорового образа жизни у школьников также имеет огромное значение для детей. Нормальное физическое состояние способствует лучшей успеваемости, укреплению костно-мышечного аппарата, стабильности нервной системы.

Для взрослых людей формирование здорового образа жизни не менее актуально. В особенности это имеет значение в современных условиях. Особое место в процессе жизнедеятельности человека имеет правильный режим отдыха и труда. Бытует мнение, что труд оказывает вредное воздействие на организм, провоцируя его «износ», преждевременное старение, расход ресурсов. Однако специалисты заявляют, что работа, как умственная, так и физическая, напротив, стимулирует организм, способствует поддержанию тонуса. Как показывает практика, дольше живет тот, кто много и качественно трудится, чей трудовой процесс хорошо организован. При этом безделье приводит к замедлению обменных процессов, вялости мускулатуры, преждевременному одряхлению, ожирению.

Согласно результатам наблюдений, пагубно на состояние здоровья человека влияет неправильный режим труда. Необходимо уметь распределять свои силы при выполнении и умственной и физической работы. Как известно, ритмичный, равномерно организованный труд полезнее и продуктивнее, чем смена периодов напряженной работы периодами простоя.

Формирование здорового образа жизни предполагает также грамотную организацию отдыха. В частности, большое значение имеет для сохранения стабильности в нервной системе полноценный сон. Как утверждал Павлов, сон является механизмом, позволяющим предотвратить чрезмерное напряжение и переутомление нервной системы. Организм должен отдыхать. Сон должен быть глубоким и длиться необходимое время. Если человек спит мало, то утром он просыпается раздраженным, утомленным, иногда и с головной болью. Систематическое же недосыпание провоцирует нарушение в нервной системе, может вызвать невроз, снижение работоспособности, повышение раздражительности, утомляемости.

В определении понятия здорового образа жизни необходимо учитывать два отправных фактора - генетическую природу данного человека и ее соответствие конкретным условиям жизнедеятельности.

Здоровый образ жизни есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.

В приведенном определении здорового образа жизни акцент делается на индивидуализации самого понятия, то есть здоровых образов жизни должно быть столько, сколько существует людей. В установлении здорового образа жизни для каждого человека необходимо учитывать как его типологические особенности (тип высшей нервной деятельности, морфофункциональный тип, преобладающий механизм вегетативной нервной регуляции и т.д.), так и возрастно-половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессию, традиции, условия труда, материального обеспечения, быта и т.д.). Важное место в исходных посылках должны занимать личностно-мотивационные особенности данного человека, его жизненные ориентиры, которые сами по себе могут быть серьезным стимулом к здоровому образу жизни и к формированию его содержания и особенностей.

Отметим ряд ключевых положений, лежащих в основе здорового образа жизни:

1. Активным носителем здорового образа жизни является конкретный человек как субъект и объект своей жизнедеятельности и социального статуса.

2. В реализации здорового образа жизни человек выступает в единстве своих биологического и социального начал.

3. В основе формирования здорового образа жизни лежит лич-ностно-мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей.

4. Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье.

Таким образом, программа и организация здорового образа жизни для данного человека должны определяться следующими основными посылками:

Индивидуально-типологическими наследственными факторами;

Объективными социальными условиями и общественно-экономическими факторами;

Конкретными условиями жизнедеятельности, в которых осуществляется семейно-бытовая и профессиональная деятельность;

Личностно-мотивационными факторами, определяемыми мировоззрением и культурой человеками степенью их ориентации на здоровье и здоровый образ жизни.


Достаточно часто, к сожалению, рассматривается и предлагается возможность сохранения и укрепления здоровья за счет использования какого-нибудь средства, обладающего чудодейственными свойствами (двигательная активность того или иного вида, пищевые добавки, психотренинг, очистка организма и т.п.). Попытки выделить доминирующий фактор и положить его в основу достижения здоровья предпринимаются давно. Так, Гиппократ в явлении «здорового образа жизни» специфическим элементом считал физическое здоровье человека (хотя и называл неправильное питание «матерью всех болезней»), Демокрит же в здоровом образе жизни приоритетным считал духовное начало. Очевидно, что стремление к достижению здоровья за счет какого-либо одного средства принципиально неправильно, так как любая из предлагаемых «панацей» не в состоянии охватить все многообразие взаимосвязей функциональных систем, формирующих организм человека, и связей самого человека с природой всего того, что в конечном итоге определяет гармоничность его жизнедеятельности и здоровье.

Структура здорового образа жизни должна представлять собой принципиальное единство всех сторон материально-бытового, природного, социокультурного и духовного бытия человека, реализуемого через структурный, энергетический и информационный каналы. Указанные каналы обеспечения здоровой жизнедеятельности человека отличаются двумя важными особенностями:

1. Любое средство действует на организм человека в целом, а не на одну какую-либо отдельную систему. Так, структурный аспект требует в своей реализации участия генетического аппарата всех клеток организма, ферментных систем, пищеварительной системы, дыхательного аппарата, терморегуляции и т.д. Такое же положение складывается и относительно двух остальных каналов обеспечения бытия человека.

2. Любое средство обеспечения жизнедеятельности реализуется практически через все три канала. Так, пища несет в себе и структурный, и энергетический, и информационный потенциал; движение оказывается условием активизации пластических процессов, регулирует энергетический поток и несет важную для организма информацию, обеспечивающую в конечном итоге соответствующие структурные перестройки.

Таким образом, уклад жизни человека должен учитывать сложность организации организма человека и многообразие его взаимоотношений с окружающей его средой, а сам человек должен определяться следующими характеристиками:

Физическим состоянием, определяемым гомеостатическими показателями;

Физическим развитием как процессом и результатом изменения в становлении естественных морфологических и функциональных свойств и параметрических характеристик организма в течение жизни;

Физической подготовленностью как интегративным сложным компонентом физического совершенства человека;

Психомоторикой как процессом, объединяющим, взаимосвязывающим психику с ее выражением - мышечным движением;

Психическим состоянием - сложным и многообразным, относительно стойким явлением, повышающим или понижающим жизнедеятельность в сложившейся ситуации;

Психологическими свойствами личности человека, его обликом как дееспособного члена общества, сознающего свою роль и ответственность в нем;

Социальным образованием реальности как продукта общественного развития и как субъекта труда, общения и познания, детерминированного конкретно-историческими условиями жизни общества;

Духовностью как «одним из самых главных заблуждений человечества - это отрыв от материального» (по Н. Рериху).

Исходя из указанных предпосылок, структура здорового образа жизни должна включать следующие факторы:

Оптимальный двигательный режим;

Тренировку иммунитета и закаливание;

Рациональное питание;

Психофизиологическую регуляцию;

Психосексуальную и половую культуру;

Рациональный режим жизни;

Отсутствие вредных привычек;

Валеологическое самообразование.

Формирование здорового образа жизни осуществляется через информацию, получаемую человеком извне, и через коррекцию образа жизни благодаря обратной связи, анализу собственных ощущений, самочувствия и динамики объективных морфофункциональных показателей, их соотношения с имеющимися у него валеологическими знаниями. Формирование здорового образа жизни представляет собой исключительно длительный процесс и может продолжаться всю жизнь. Обратная связь от наступающих в организме в результате следования здоровому образу жизни изменений срабатывает не сразу, положительный эффект перехода на рациональный образ жизни иногда отсрочен на годы. Вот почему, к сожалению, довольно часто люди лишь «пробуют» сам переход, но, не получив быстрого результата, возвращаются к прежнему образу жизни. В этом нет ничего удивительного, так как здоровый образ жизни предполагает отказ от многих ставших привычными приятных условий жизнедеятельности (переедание, комфорт, алкоголь и др.) и, наоборот, - постоянные и регулярные тяжелые для неадаптированного к ним человека нагрузки и строгую регламентацию образа жизни. В первый период перехода к здоровому образу жизни особенно важно поддержать человека в его стремлении, обеспечить его необходимыми консультациями (так как в этот период он постоянно испытывает дефицит знаний в различных аспектах обеспечения здорового образа жизни), указывать на положительные изменения в состоянии его здоровья, в функциональных показателях и т.п.

Естественно, что путь каждого человека к здоровому образу жизни отличается своими особенностями как во времени, так и по траектории, но это не имеет принципиального значения - важен конечный результат. Эффективность же здорового образа жизни для данного человека можно определить по ряду следующих биосоциальных критериев:

1. Оценку морфофункциональных показателей здоровья:

Уровень физического развития;

Уровень физической подготовленности.

2. Оценка состояния иммунитета:

Количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода;

При наличии хронического заболевания - динамику его течения.

3. Оценка адаптации к социально-экономическим условиям жизни:

Эффективность профессиональной деятельности;

Активность исполнения семейно-бытовых обязанностей;

Широту и степень проявления социальных и личностных интересов.

4. Оценка уровня валеологических показателей:

Степень сформированное установки на здоровый образ жизни;

Уровень валеологических знаний;

Уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья;

Умение самостоятельно построить индивидуальную траекторию здоровья и программу здорового образа жизни.

Суммируя данные об эффективности перехода к здоровому образу жизни, можно считать, что он:

Положительно и результативно снижает или устраняет воздействие факторов риска, заболеваемость и как результат - уменьшает затраты на лечение;

Способствует тому, что жизнь человека становится более здоровой и долговечной;

Обеспечивает хорошие взаимоотношения в семье, здоровье и счастье детей;

Является основой реализации потребности человека в самоактуализации и самореализации, обеспечивает высокую социальную активность и социальный успех;

Обусловливает высокую работоспособность организма, снижение усталости на работе, высокую производительность труда и на этой основе - высокий материальный достаток;

Позволяет отказаться от вредных привычек, рационально организовать и распределять бюджет времени с обязательным использованием средств и методов активного отдыха;

Обеспечивает жизнерадостность, хорошее настроение и оптимизм.

Принадлежность человека к животным обусловлена эволюционно и закреплена генетически. Подкрепляется это общностью физиологических механизмов жизнедеятельности и принципиальных основ морфологии органов и систем у человека и высших животных, наличием целого ряда общих заболеваний и т.д. Многие биологические закономерности, установленные для животных, подтверждаются и в применении к человеку. Так, ученые распространяют и на людей общепринятую в биологии методику расчета средней продолжительности жизни биологического вида - она в 5 - 6 раз превышает возрастной период, свойственный возрастанию длины тела. Если учесть, что у человека рост полностью прекращается в 20 - 25 лет, то и жить он должен, согласно этим расчетам, 120 - 150 лет.

Чем же объяснить тот факт, что люди живут намного меньше этого срока, то есть они не в состоянии полностью реализовать свою генетическую программу?

Жизнедеятельность животных строится на основе постоянной борьбы за существование, которая требует для поддержания и сохранения жизни мобилизации всех механизмов приспособления. Бороться за выживание приходилось и человеку. Он должен был бороться со стихийными силами природы, с исходившей из окружающего мира и от других людей опасностью, бороться за пищу, за сохранение своей термостабильности. И все это заставляло человека находиться в постоянной готовности к высокой функциональности. Питался такой человек в основном сиюминутной добычей, которая представляла собой натуральную растительную или животную пищу со свойственной ей природной комбинацией природных веществ.

Таким образом, в начале своего существования на Земле человек жил в соответствии с теми естественными условиями, которые и составляли его эволюционное прошлое.

Однако в процессе развития цивилизации изменилась и форма организации жизнедеятельности человека. Основные усилия его были направлены, с одной стороны, на освобождение от тяжелого физического труда, а с другой - на создание все более комфортных условий жизни и удовлетворение все возрастающих потребностей в удовольствиях. В достижении этих целей человек пошел несколькими путями:

1. Начал создавать орудия и средства производства, которые работают на энергии природных источников и животных, облегчая труд и получение жизненных благ.

2. Стал создавать все более искусственные, но с высоким уровнем комфорта условия, в которых протекает его жизнедеятельность; в питании все большее место стали занимать высокоочищенные и искусственно синтезированные пищевые продукты, добавки и пр.

3. Стал преобразовывать природу, то есть приспосабливать ее к себе, к своим запросам и комфорту. Все это привело к изменению самой природы, то есть тех естественных условий, которые сформировали человеческий организм.

Таким образом, измененная природная среда и условия жизни все больше вступали в противоречие с теми механизмами адаптации, которые сама природа в первозданном виде создала в процессе своего развития у человека. Естественно, что такое противостояние не может пройти бесследно не только для природы, но и для здоровья человека.

Наиболее важным результатом таких изменений в жизнедеятельности человека стало то обстоятельство, что в современных условиях он получает материальные блага, обеспечивает термостабильность и защиту от вредоносных факторов не за счет физической активности и готовности приспособиться к природным условиям жизни, а в наибольшей степени за счет социальной оценки своего труда и способности адаптироваться к социальным условиям жизни.

Развитие цивилизации внесло заметные изменения и в биоритмологию человека. На протяжении миллионов лет биогенетического развития животные и человек подчинялись суточным изменениям освещенности, задаваемым на Земле Солнцем. Именно это сформировало у нас так называемый циркадианныи ритм, когда максимум жизненной активности и обмена веществ приходится на светлое время суток, а минимум - на темное. Положение во многом изменилось с появлением электрического освещения, когда временные границы бодрствования человека значительно расширились. Однако это не отменило врожденной подчиненности человеческого организма природному циркадианному ритму, в связи с чем в темное время суток, особенно вечером, возникает противоречие между нарастанием в центральной нервной системе сонного торможения, с одной стороны, и высокими требованиями к уровню работоспособности, предъявляемыми выполняемой в этот период работой, - с другой. Это ведет к нарастанию напряжения в центральной нервной системе и нарушению взаимоотношений нервных процессов в ней. При поддержании такого режима в течение длительного времени это закономерно приводит к нарушению высшей нервной деятельности и психики человека, а отсюда - к различным заболеваниям.

Современная жизнь сопряжена также с исключительно большим потоком разнообразной информации, которую получает, перерабатывает и усваивает человек. По некоторым данным каждые 10 - 12 лет объем вновь полученной информации в мире соответствует тому, который был накоплен за всю предыдущую историю человечества. А это должно означать, что нынешним поколениям детей необходимо усвоить информации, как минимум, в четыре раза больше, чем их родителям в том же возрасте, и в 16 раз больше, чем их бабушкам и дедушкам! Но мозг современного человека остался практически таким же, каким он был и 100, и 1000, и 100.00 лет назад. Не изменилось и время, в течение которого необходимо освоить этот многократно возросший поток информации. Отсюда становится понятным, какую огромную нагрузку приходится выполнять мозгу нашего современника.

Таким образом, процесс цивилизации сопровождался все более отчетливой тенденцией к снижению двигательной активности человека и к возрастанию нагрузки на его мозг. Это вело к нарушению сложившегося в эволюции соотношения между этими сторонами жизнедеятельности, когда мышечная деятельность являлась конечным, исполнительным звеном психических процессов, то есть между ними существовала прямая зависимость. Смещение же этих соотношений у современного человека привело к нарастанию психического напряжения. Это, в свою очередь, сказалось на соотношении отдельных периодов и фаз сна, призванного дать организму не только пассивный отдых, но и «рассортировать» и усвоить полученную информацию, освободив мозг для восприятия ее новых потоков. При большой нагрузке на мозг сон не дает ощущения полного отдыха и мозг приступает к новому периоду работы, еще не освободившись от полученной ранее информации. Естественно, что это ведет к еще большему нарастанию психического напряжения и извращению нервной регуляции активности систем жизнедеятельности. Поэтому нет ничего удивительного в том, что закономерным следствием таких нарушений являются многие заболевания. Так, по данным экспертов ВОЗ, именно с нарушениями психического состояния человека связаны те три группы заболеваний, которые в настоящее время дают подавляющую часть общей смертности в цивилизованных странах: болезни сердечно-сосудистой системы, злокачественные изменения и сахарный диабет.

Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы.

Процесс формирования здорового образа жизни подрастающего поколения до недавнего времени идентифицировался с физическим воспитанием. Жизнь, однако, показала, что в век стрессов и неврозов, агрессивности и равнодушия, социальных болезней и экологически неблагополучных условий существования физическому воспитанию не справиться с поставленными задачами по формированию культуры здоровья учащейся молодежи. Возникла насущная потребность выделения самостоятельной области воспитания, получившей название “формирование культуры здоровья учащихся”.

Только с самого раннего возраста можно привить детям знания, навыки и привычки в области охраны здоровья, которые впоследствии превратятся в важнейший компонент общей культуры человека и окажут влияние на формирование здорового образа жизни всего общества.

Обучение здоровому образу жизни – целенаправленный, систематический и организованный процесс. Именно такая организация обучения способствует формированию представлений о здоровьесбережении и научит детей отличать здоровый образ жизни от нездорового, поможет в дальнейшем беречь свое здоровье и здоровье окружающих.

Формирование здорового образа жизни включает в себя три основные цели:

  • глобальную – обеспечение физического и психического здоровья подрастающего поколения;
  • дидактическую – вооружение школьников необходимыми знаниями в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать детский травматизм, способствующих сохранению здоровья, трудоспособности и долголетия;
  • методическую – вооружение учащихся знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека, правил личной гигиены, профилактики соматических заболеваний, психических расстройств, инфекций, передаваемых половым путем, а также знаниями о вредном воздействии на организм психотропных веществ.

Ответственность за достижение этих целей формирования здорового образа жизни возлагается, главным образом, на школу.

Школа – это не только образовательное учреждение, это особый мир детства, в котором ребенок проводит значительную часть своей жизни. Отсюда необходимость посмотреть на образовательную среду современной школы с точки зрения экологии детства. И здесь велика роль таких учебных предметов, как естествознание, биология, генетика, анатомия и физиология человека, валеология, основы безопасности жизнедеятельности. Но нередко знания, получаемые школьниками на уроках по этим предметам, – далекая от жизни теория.

В настоящее время в практику работы школ широко внедряются различные оздоровительные программы, способствующие формированию валеологической грамотности, здорового образа жизни учащихся. Как правило, в школах не сложно организуются отдельные оздоровительные мероприятия, которые, в конечном счете, не всегда дают положительный эффект. Для этого необходимо, чтобы работа по здоровьетворчеству носила системный характер.

С целью расширения представлений школьников об окружающем мире, формирования у них навыков здорового образа жизни преподаватели кафедры биологии, медподготовки и безопасности жизнедеятельности Армавирского Государственного Педагогического Университета организовали работу клуба “Школа здоровья” на базе Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии школы-интерната III-IV вида г. Армавира Краснодарского края.

Мы стали участниками реализации Комплексной программы творческой деятельности по социализации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, имеющими социальный статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей “Мы – твоя семья” при поддержке Фонда помощи обездоленным детям и детям, лишенным родительской ласки – Детского благотворительного фонда “Виктория” (г. Москва).

Цели и задачи образовательной программы по валеологии, разработанной в рамках проекта “Мы – твоя семья”:

  • содействовать сохранению здоровья учащихся школы-интерната;
  • вырабатывать убеждения в негативном воздействии на организм таких вредных веществ, как табачный дым, алкоголь, наркотики и токсины;
  • формировать безопасное поведение детей с ограниченными возможностями.

Наша программа направлена на формирование навыков сохранения здоровья через полученные знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и правилах здорового образа жизни. Дети практически применяют эти правила через проигрывание различных ситуаций во внеурочное время. Мы обсуждаем с детьми вопросы о том, что такое “здоровье” и что такое “болезнь”, подводим к выводу о том, что здоровье человека зависит от его образа жизни.

Практическим вкладом в реализацию программы “Мы – твоя семья” стал Сборник методических материалов “Тематические уроки здоровья” в 2-х частях. Автор данной статьи – составитель Сборника адресует его педагогам, воспитателям, социальным работникам и всем тем, кому небезразлично здоровье наших детей.

Страницы Сборника повествуют о том, что здоровье – это не подарок, полученный один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого из нас. Книга призвана убедить в том, что наш организм заслуживает особого внимания, что познание себя – одна из главных задач homo sapiens (человека разумного).

Под руководством преподавателей кафедры студенты старших курсов социально-педагогического факультета, факультета технологий и предпринимательства, филологического факультета проводят “Уроки здоровья” в форме уроков-игр, уроков-сказок, театрализованных уроков и т. д. Такие формы работы позволяют шире вводить элементы занимательности.

В процессе игры создаются условия для всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями. Игры заставляют активнее мыслить, способствуют расширению кругозора, формируют представление об окружающем мире. В процессе игры улучшается физическое развитие детей и совершенствуются психические процессы.

Студенты-волонтеры ведут с детьми разговор о том, как правильно относиться к себе и к окружающим, как общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Дети учатся понимать при каких условиях среда обитания (школа, улица, жилище) безопасны для жизни и здоровья. Школьники рассматривают свои внешние данные, свое развитие как естественный процесс, который зависит от разумного поведения.

В работе с детьми мы исходим из того, что детство – особый уникальный период в жизни человека, это не подготовка к жизни, а сама жизнь с определенным, присущим только ей кругом потребностей и возможностей. Поэтому в работе с детьми с ограниченными возможностями, мы руководствуемся принципом гуманизма и педагогического оптимизма, что предполагает веру в ребенка, в его потенциальные возможности реализовать себя как личность.

Настоящее театрализованное представление с помощью мягких игрушек организовали студенты социально-педагогического факультета – будущие социальные педагоги. А будущие учителя начальных классов провели “Урок Айболита” о культуре питания. Живой интерес у детей вызвали стихи и загадки о полезных ягодах, овощах и фруктах. Они активно их отгадывали, за что в награду получали апельсины, мандарины и бананы.

Студенты филологического факультета провели урок здоровья в необычной форме: “Суд над СПИДом”, о чем писала городская газета “Армавирский собеседник”. Перед студентами стояла непростая задача: силой голоса, особой интонацией передать трагедию поломанных судеб, загубленных надежд. “Жертвы СПИДа” призывали ребят не рисковать своими мечтами, прекрасным миром, который ждет их впереди, ради сиюминутного удовольствия.

Проведению уроков здоровья мы готовим студентов перед выходом на педагогическую практику в школы города и края. При кафедре биологии, медподготовки и безопасности жизнедеятельности АГПУ для них читаются спецкурсы: “Гигиенические основы образования учащихся”, “Охрана репродуктивного здоровья”, “Основы здорового образа жизни”, “Профилактика употребления психоактивных веществ” и др. Несколько лет при кафедре работает “Школа здоровья”, в рамках которой студенты-волонтеры проходят соответствующую подготовку по разным направлениям: экологическому, патриотическому, антинаркотическому и валеологическому воспитанию школьников.

Валеологическое образование будущих педагогов мы начинаем с самого главного – с формирования умений и навыков сохранения и укрепления здоровья своих воспитанников. И никакие новации, никакая инициатива и творчество не должны идти впереди заботы о здоровье детей.

С целью изучения представлений о здоровом образе жизни нами начато исследование, в котором принимают участие студенты очного и заочного отделений. Составлен опросник, в котором испытуемые должны проранжировать 15 заданных характеристик здорового образа жизни. При ранжировании студенты в первую очередь отмечают отсутствие вредных привычек, занятие спортом, рациональное питание. Причем в большинстве ответов такие не менее важные компоненты здорового образа жизни, как самосовершенствование, доброжелательное отношение к другим людям, осмысленная жизнь находятся на последнем месте. Студенты заочного отделения отдают предпочтение таким характеристикам, как гармоничные отношения в семье, “не вести беспорядочную половую жизнь” и др. Надо отметить, что сама процедура ранжирования предложенных составляющих здорового образа жизни расширила представление испытуемых о нем. Такого типа исследования выступают еще и фактором формирования более полных представлений о здоровом образе жизни.

Большинство участников исследования (97%) указывают на необходимость ведения здорового образа жизни. В качестве основных аргументов они называют следующие: “быть здоровым”, “быть сильным”, “быть красивым”. Видимо это связано с возрастом испытуемых (в исследовании принимали участие, в основном, студенты первых курсов), их стремлением нравиться противоположному полу. В ответах студентов-заочников сравнительно больше таких аргументов, как “быть успешным в делах”, “быть всегда в форме”, “иметь здоровых детей”. Вот некоторые выдержки из размышлений студентов: “Здоровый образ жизни вести необходимо, так как это краткий путеводитель по дороге к личному счастью и благополучию”, “Здоровый образ жизни – это билет в будущее, будущее без детей – инвалидов”, “Если мы не будем вести здоровый образ жизни, то последующие поколения столкнутся с еще большими проблемами”, “Образ жизни задает ритм самой жизни”, “Благодаря здоровому образу жизни я легко адаптировалась к студенческой жизни вдали от дома”. Вот так далеко могут простираться толкования о здоровье, здоровом образе жизни, если дать возможность молодым людям подумать.

Итак, необходимость соблюдения принципов здорового образа жизни осознается почти всеми участниками исследования. Но за этим пониманием не всегда стоят реальные действия по их выполнению, что, скорее всего, объясняется нежеланием менять выработавшиеся привычки, стереотипы поведения. К сожалению, лишь в экстремальных ситуациях (тяжелая болезнь, жизненный кризис) человек вынужденно изменяет свой образ жизни, начинает ответственно относиться к своему здоровью и здоровью близких для него людей.

Начатое исследование представлений о здоровом образе жизни показывает актуальность данного направления работы в профессиональной подготовке будущих учителей. Ведь реализация задач, стоящих перед школой в области формирования здоровья молодого поколения, требует подготовленных кадров.

К сожалению, вопросы гигиенического воспитания учащейся молодежи не выделяются в специальную дисциплину, а вопросы формирования здорового образа жизни рассматриваются лишь в некоторых дисциплинах кафедры биологии, медподготовки и безопасности жизнедеятельности и в основном на первых курсах. Хотя, как известно, процесс валеологического образования должен быть непрерывным.

На практических занятиях по дисциплинам, изучающим организм человека, студенты осваивают методики, которые формируют социальную потребность быть здоровым. Знания, полученные на занятиях, будущие учителя закрепляют во время педагогической практики в школе, на детских площадках, а также в условиях оздоровительных летних пионерских лагерей.

Вопросы валеологического образования мы постоянно включаем в тематику научно-исследовательской работы студентов. Под нашим руководством будущие педагоги участвуют в проведении профилактических дней в школах города, выступают среди учащихся по проблемам укрепления здоровья. Стало уже традицией проведение городской экологической конференции накануне Всемирного дня здоровья (7 апреля).

В последнее время мы много говорим о возрождении России. Вложить свой посильный вклад в сохранение её генофонда – благороднейшая задача тех, кто трудится в народном образовании. И это надо делать сегодня, завтра будет поздно.

– осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических норм и правил, способствующих сохранению и укреплению индивидуального и общественного здоровья.

Образ жизни вообще - это система поведения человека в процессе жизнедеятельности, основанная на личном опыте, традициях, принятых нормах поведения, на знаниях законов жизнедеятельности и мотивов самореализации. Отсюда здоровый образ жизни - это наиболее оптимальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. Это цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которую он осуществляет не по принуждению, а с удовольствием и уверенностью, что она даст положительные результаты.

К положительно влияющим на здоровье человека факторам относятся:

Соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание, занятия физической культурой и спортом, хорошие взаимоотношения с окружающими людьми,
к отрицательным - курение, употребление алкоголя, наркотиков, эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими, а также неблагоприятная экологическая обстановка в местах проживания.

Следует подчеркнуть, что основные составляющие здорового образа жизни носят общий характер. В то же время, - это динамичная система поведения человека, основанная на знаниях различных факторов, оказывающих влияние на здоровье и это постоянное корректирование своего поведения с учетом приобретенного опыта и возрастных особенностей.

Формирование здорового образа жизни включает в себя четыре составляющих:
1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний всех категорий населения о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения.
Только через текущую, повседневную информацию человек получает необходимые знания, которые в той или иной степени влияют на поведение, а, следовательно, и на образ жизни человека.
Естественно, что информация должна учитывать состав целевой группы, заинтересованность аудитории. К примеру, если темой лекции является материал, вызывающий интерес хотя бы у части слушателей, его усвояемость остальными слушателями значительно повысится. Оценивая в целом ситуацию в крае, следует подчеркнуть, что элементы информационно-пропагандистской системы в крае созданы и в последние годы принимают все более выраженный характер. На каналах краевого телевидения и краевого радио работают специализированные программы «Территория здоровья» и «Чаша здоровья», в краевых и местных газетах - специальные рубрики и тематические полосы «Ваше здоровье», «Советы врача», «Твой домашний доктор», «На приеме у врача» и т.п., посвященные вопросам охраны и укрепления здоровья, выработке мотивации бережного отношения к своему здоровью, где регулярно публикуются материалы о мерах профилактики заболеваний, обнародуются методики поддержания здоровья – от занятий физкультурой и спортом до рационального питания.

2. Второе важное направление формирования здорового образа жизни - так называемое «обучение здоровью».
Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни,как отдельных людей, так и общества в целом. Нельзя в этой связи не подчеркнуть главный вопрос: никакая информация, если она не подкреплена личной заинтересованностью, ничего для человека не значит. Сегодня это особенно важно в отношении молодежи, по-существу постоянно находящейся в зоне риска. Школа является центром формирования мирововоззрения и интеллектуального уровня молодого человека. Именно здесь в течение всего периода есть возможность дать детям и родителям глубокие знания о сущности психического и физического здоровья, в доступной форме изложить причины его нарушений, научить методам его восстановления и укрепления.
Здоровье учащихся непосредственно зависит от отношения детей к его сохранению и укреплению. В то же время воспитание у детей заботы за собственное здоровье, формирование соответствующих умений и навыков в подавляющем большинстве заформализовано. Сложившаяся практика сводит эту работу в школе к лекциям, основным содержанием которых являются сведения о клинике, диагностике и лечении заболеваний. Как правило, их читают либо школьные медицинские работники, либо врачи территориальных поликлиник. Однако они не владеют методологией обучения и воспитания здоровому поведению, теорией и методами формирования у людей позитивной мотивации на сохранение здоровья. Отсюда отсутствие озабоченности состоянием собственного здоровья у подавляющей части здорового населения.
Профилактика заболеваний только среди взрослой части населения или только среди детей недостаточно эффективна, так как ребенок живет в семье. Если родители и родственники ребенка имеют определенные факторы риска или страдают хроническими неинфекционными заболеваниями и не заботятся о своем здоровье, то у ребенка формируются стереотипы поведения, способствующие развитию этих же заболеваний. Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья человека и общества. Семья наиболее полно выполняет репродуктивную функцию, в семье родители приобщают своих детей к нравственным ценностям и нормам поведения, к жизни в обществе, взаимодействию с другими людьми, передают трудовые навыки. В семье решается досуговая функция, обеспечивающая гармоничное развитие человека.

3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств.
Следует подчеркнуть, что от степени заинтересованности людей в собственном здоровье напрямую зависит успех данного направления в работе по формированию здорового образа жизни. В последние годы в обществе стало более настойчивым стремление оградить население, особенно молодежь, от вредных привычек, формируется законодательная база в этой области, однако говорить об успехах преждевременно. Три четверти мужчин в возрасте до 40 лет курит, стремительно увеличивается удельный вес курящих женщин и подростков. Злоупотребление алкоголем является причиной более 70 процентов несчастных случаев, 60 процентов смертельных отравлений связано с употреблением алкогольных напитков. Согласно данным общероссийского мониторинга наркоситуации, количество лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков, составляет 6 млн. человек. По оценочным данным к настоящему времени на Ставрополье число потребителей инъекционных наркотиков достигает 60 тысяч человек.

Основной формой антинаркотической профилактики в крае является пропаганда. Но работа эта во многом идет вхолостую, особенно с детьми и молодежью. Разъяснительная работа специалистов здравоохранения проводится эпизодически, ею практически занимаются врачи наркологи и не задействованы врачи других специальностей. Профилактические акции, как правило, проводятся в городах, не затрагивая небольших населенных пунктов. В агитационных материалах не учтена психология «рыночного» поколения с более индивидуализированным сознанием, чем у старшего поколения, его новая потребительская субкультура, в которой главным понятием является престиж.
В целях повышения эффективности профилактической работы целесообразно более активно привлекать к участию в ее проведении работников образования, науки, культуры, видных политиков, шоуменов и других лиц, пользующихся авторитетом среди определенных групп населения. С учетом этого, проведение целенаправленных массовых акций с привлечением известных личностей, оказывающих влияние на общественное мнение, может оказаться самым результативным.

4. Побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.
Естественно, что коммерциализация спортивной инфраструктуры препятствует развитию массового спорта. В то же время, сводить проблему исключительно к доступности спортивных сооружений неправильно. Речь должна идти о борьбе с гиподинамией всеми доступными способами, включая уроки физкультуры в школе, физкультпаузы на производстве, утреннюю гимнастику, пешие прогулки и походы и другие формы, доступные для массового использования. Необходимо, прежде всего, преодолеть пассивность муниципальных органов по делам молодежи и по физической культуре и спорту, которые способны профессионально возглавить и вести эту работу. Сельские и школьные стадионы, дворовые спортивные площадки, другие простейшие спортивные сооружения могут с успехом стать местами обучения населения, особенно детей и молодежи, навыкам физической культуры. Особую роль в этом плане должны играть летние оздоровительные учреждения, которые в настоящее время используются больше как средство обеспечения занятости детей, нежели как средство формирования здорового образа жизни.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины