27.06.2019

Роль гормонов в обменных процессах план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему. Равновесие сахара в крови или сахарный диабет символ Повышение сахара у больных диабетом


Пользовательский поиск


Сахарное равновесие при диабете – Шугар Бэланс

Добавлено: 2017-11-30

Сахарное равновесие при диабете – Шугар Бэланс

Основа лечения диабета - диета, оптимально подобранная для каждого пациента так, чтобы он, насколько это возможно, имел идеальный вес, не голодал и не подвергался угрозе высокого или низкого уровня глюкозы в крови.

Состояние компенсации диабета должно быть как можно более продолжительным, чтобы не возникли осложнения. Если недостаточно диеты, то при диабете II типа нужно принимать антидиабетические средства, которые повышают выделение инсулина клетками поджелудочной железы или улучшают усвояемость инсулина клетками организма.

Больным диабетом можно заниматься спортом, выполнять физическую работу. Среди диабетиков даже были выдающиеся спортсмены. Обычно занятия физкультурой и повышенная физическая активность очень желательны при сахарном диабете II типа. Это повышает чувствительность тканей к инсулину и помогает поддерживать оптимальный вес.

Диабетику лучше заниматься такой деятельностью, которая позволяет поддерживать правильный режим и регулярно питаться. Желательно также, чтобы физическая нагрузка равномерно распределялась в течение недели.

Оптимальная диета для диабетиков: 55-60% углеводов, в основном сложных, 25-20% жиров с преобладанием растительных, 15-20% белков - не более 1 грамма на 1 килограмм веса.

В рационе диабетика углеводы (сахариды) должны быть в максимальной степени представлены сложными углеводами, то есть крахмалами. Пища должна содержать достаточное количество клетчатки, которая препятствует быстрому всасыванию углеводов. Простые углеводы (глюкоза) всасываются моментально и вызывают повышение уровня сахара в крови.

Жиры должны быть преимущественно растительного происхождения, количество холестерина в пище необходимо регулировать в зависимости от его уровня в крови, диета не должна привести к увеличению уровня холестерина выше критического.

Белки должны составить 15-20%, но их общая дневная доза не может превышать 1 г в пересчёте на 1 кг веса тела. Для подростков и беременных женщин необходимая доза белков повышается до 1,5 г на 1 кг веса в день. Диеты с высоким содержанием белка могут привести к поражению почек.

Если сахарный диабет лечить правильно, больной диабетом может жить полноценной жизнью. Но если его не компенсировать, могут возникнуть серьёзные осложнения.

В развитии ожирения и нечувствительности клеток к инсулину среди внешних причин ведущую роль играют переедание, чрезмерное потребление жирной пищи и малоподвижный образ жизни.

Исследования учёных разных стран показали, что снижение веса, достигнутое с помощью изменения образа жизни - эффективная профилактика сахарного диабета II типа для больных с ожирением и нарушенной толерантностью к глюкозе. Умеренное уменьшение массы тела (на 5-10% от исходной) способствует улучшению обменных процессов и увеличению продолжительности жизни.

Однако, по статистике, только 5% больных удаётся сохранить результаты (снижение веса), полученные с помощью диеты и физической нагрузки, в течение 1,5-2 лет. Поэтому для усиления и сохранения эффекта необходим приём специальных нутриентов, влияющих на ключевые звенья развития ожирения и диабета.

При увеличении массы тела на 8-10 кг риск развития сахарного диабета II типа возрастает в 2,7 раза.

Больные диабетом I типа должны принимать инсулин, при этом нутриенты, помогают повысить эффективность проводимого лечения (стабилизировать уровень глюкозы в крови, снизить дозировку инсулина, количество инъекций), компенсировать некоторые осложнения, вызванные диабетом.

При диабете II типа целый ряд нутриентов применяется на фоне изменения образа жизни с целью предотвратить диабет или облегчить его течение за счёт повышения чувствительности клеток к инсулину, повышения метаболизма глюкозы и снижения риска осложнений диабета.

Все эти нутриенты содержатся в коллоидной фитоформуле Шугар Бэланс. В результате, Шугар Бэланс исключительно эффективно воздействует на ключевые звенья развития ожирения и диабета.

Эффект от нутриентов, входящих в Шугар Бэланс:

Черника, инозитол, хром, ванадий – улучшение функции инсулиновых рецепторов, снижение инсулинорезистентности.

Одуванчик – нормализация обмена желчных кислот.

Гимнема, одуванчик – стимулирование выработки инсулина.

Черника, гимнема, витамин В3 – стимулирование включения жирных кислот в метаболические процессы.

Липоевая кислота, витамин С, черника – предупреждение и преодоление осложнений диабета – защита сосудов и нервов.

Благодаря широкому и тщательно подобранному составу, а также коллоидной форме, обеспечивающей высочайшую усвояемость ингредиентов, Шугар Бэланс обладает значительными преимуществами:

Способствует блокированию одновременно всех звеньев развития и формирования сахарного диабета;

Создаёт стойкие компенсаторные факторы, помогающие организму справляться с заболеванием;

Эффективен в стадии «предболезни», способен остановить диабетическую болезнь на начальном этапе, стимулировать её обратное развитие;

Не является синтетическим лекарственным средством, при этом обладает доказанным сахароснижающим действием; поддерживает жизнедеятельность клеток поджелудочной железы;

Совершенно безопасен в применении, состоит из веществ, естественных для клеток организма человека.

Шугар Бэланс коллоидный помогает восстановить в организме сахарное равновесие, поддержать все органы и системы организма при уже имеющемся заболевании, предотвратить дальнейшее развитие болезни на начальном этапе.

Будем Здоровы!

Все мы любим сладенькое, что такое глюкоза знаем, как знаем и то, какую роль она играет в развитии ныне распространенного заболевания – сахарного диабета. Люди, страдающие этой болезнью, сами контролируют сахар в крови с помощью различных портативных приспособлений и даже сами себе делают уколы. Однако исключить сахар мы тоже не можем, организм очень чувствует его снижение и без поступления энергетического продукта отказывается нормально работать, то есть, снижение сахара в крови до критических значений так же опасно, как и его повышение, поэтому нелишним будет более досконально изучить его роль в жизнедеятельности человеческого организма.

Для нетерпеливых: Нормой сахара в крови (цельной) у взрослых (любого пола и даже преклонного возраста) и детей старше 15 лет считаются значения в диапазоне от 3,3 до 5,5 ммоль/л (у новорожденных – начиная от 2,5 ммоль/л). Но в зависимости от типа исследования и исходного материала “коридор нормы” может расширяться до 3,1 – 6,1 ммоль/л. Об этом будет сказано далее.

Сахара: простые и сложные

По большому счету, так организму более полезны сложные сахара – полисахариды, содержащиеся в натуральных продуктах и поступающие с пищей в виде белка, клетчатки, целлюлозы, пектина, инулина, крахмала. Они, помимо углеводов, несут с собой и другие полезные вещества (минералы и витамины), долго расщепляются и не требует немедленной доставки такого количества инсулина. Однако при их употреблении организм не ощущает быстрого прилива сил и настроения, как это бывает при употреблении моносахаридов.

Основным моносахаридом, а заодно и энергетическим субстратом, дающим силу мышцам и трудоспособность мозгу, является глюкоза (гексоза). Это простой сахар, содержащийся во многих сладких и всеми любимых продуктах, например, кондитерских изделиях. Глюкоза, попав в организм, начинает расщепляться еще в ротовой полости, она быстро нагружает поджелудочную железу, которая должна немедленно произвести инсулин для того, чтобы глюкоза попала в клетки. Понятно, почему так просто утолить голод конфетой, который, впрочем, быстро вернется – процессы расщепления и усвоения проходят в течение короткого времени, а организм захочет пищи более существенной.

Люди часто задаются вопросом, почему белый сладкий песок в сахарнице считается нашим врагом, а мед, ягоды и фрукты – друзьями. Ответ простой – многие овощи, фрукты и мед содержат простой сахар – фруктозу. Она тоже является моносахаридом, но, в отличие от глюкозы, для того, чтобы попасть в клетки и обеспечить их энергией, фруктозе не нужен проводник в виде инсулина. Она беспрепятственно попадает в клетки печени, поэтому может быть использована диабетиком. Следует заметить, что с фруктозой тоже все не так просто, но тогда нам придется писать длинные формулы биохимических превращений, в то время как цель нашей статьи несколько иная – мы разбираем анализ крови на сахар.

С организмом что-то происходит

В анализе крови на сахар можно обнаружить изменение показателей как в одну (повышение), так и в другую (снижение) сторону.

Симптомы повышенного сахара в крови трудно не заметить, если они есть, но существуют асимптомные формы и пациент, регулярно не интересующийся состоянием биохимического состава своей крови, не знает о болезни. Однако на некоторые признаки, людям, склонным к обменным заболеваниям (лишний вес, наследственная предрасположенность, возраст), все же следует обратить внимание:

  • Появление неутолимой жажды;
  • Увеличение количества выделяемой мочи (вставать приходится даже ночью);
  • Слабость, утомляемость, низкая трудоспособность;
  • Онемение кончиков пальцев, зуд кожных покровов;
  • Возможно снижение веса без диет;
  • Увеличение уровня глюкозы в крови, если пациент обратился в лабораторию.

Обнаружив у себя признаки , не стоит пытаться быстро снизить сахар в крови самостоятельно. В течение нескольких минут такую задачу может выполнить введенный инсулин, который рассчитывает и назначает врач, больному же нужно в первую очередь заняться своим питанием и обеспечить адекватную физическую нагрузку (продолжительная физическая нагрузка тоже может понизить сахар, в то время как кратковременная его только повышает).

Диета при повышенном сахаре подразумевает исключение легкоусвояемых углеводов (глюкозы) и замена их на те, которые не требуют инсулина (фруктоза) и/или долго расщепляются и не способствуют повышению сахара в крови (полисахариды). Впрочем, как таковых, продуктов, понижающих сахар, не существует, есть продукты питания его не повышающие, например:

  1. Соевый сыр (тофу);
  2. Морепродукты;
  3. Грибы;
  4. Овощи (салат, тыква, кабачки, капуста), зелень, фрукты.

Таким образом, понизить уровень глюкозы в крови можно и за счет употребления продуктов, которые называют снижающими сахар. Это иной раз позволяет довольно долго продержаться без применения медикаментозных средств, в частности, инсулина, который существенно меняет качество жизни в сторону ухудшения (диабетики знают, что значит зависимость от этого препарата).

Повышен сахар – значит, диабет?

Появление гипергликемии люди чаще всего связывают с развитием сахарного диабета. Между тем, существуют и другие причины, которые способствуют повышению данного биохимического показателя:

  • ЧМТ (черепно-мозговые травмы – ушибы и ), опухолевые процессы в головном мозгу.
  • Тяжелая патология печени.
  • Усиленная функция щитовидной железы и надпочечников, синтезирующих гормоны, которые блокируют способности инсулина.
  • Воспалительные и неопластические (рак) заболевания поджелудочной железы.
  • Ожоги.
  • Чрезмерная любовь к сладостям.
  • Стрессы.
  • Прием некоторых психотропных, наркотических и снотворных препаратов.
  • Состояния после гемодиализа.

Что касается физической нагрузки, то только непродолжительная деятельность («с непривычки») развивает кратковременную гипергликемию. Постоянная посильная работа, гимнастические упражнения только помогают понизить сахар людям, не желающим «подсаживаться» на достижения современной фармакологии.

Иногда он может понижаться – гипогликемия

Сдав анализ крови на сахар, человек больше озабочен его повышением, однако существуют и другие варианты не нормы – гипогликемия.

Причиной низкого сахара в крови может стать как патологическое состояние, так и человеческий фактор:

  1. Неправильный расчет инсулина и его передозировка.
  2. Голод. Состояние гипогликемии всем хорошо знакомо, ведь ощущение голода не что иное, как снижение сахара в крови (углеводы не поступают – желудок сигнализирует).
  3. Прием лекарственных препаратов, предназначенных для лечения сахарного диабета, но не подошедших данному пациенту.
  4. Чрезмерная выработка инсулина, которому негде приложить свою деятельность (нет углеводного субстрата).
  5. Опухоль, называемая инсулиномой, поражающая островковый аппарат поджелудочной железы и активно продуцирующая инсулин.
  6. Врожденные метаболические нарушения, например, непереносимость фруктозы или других углеводов.
  7. Повреждение печеночных клеток токсическими веществами.
  8. Отдельные заболевания почек, тонкой кишки, резекция желудка.
  9. Гипогликемия у беременных, обусловленная влиянием гормонов плаценты и поджелудочной железы подрастающего плода, которая начала самостоятельно функционировать.

Таким образом, без углеводов человек тоже долго не протянет, это необходимый элемент нашего питания и с ним приходится считаться, правда, понизить сахар способен только инсулин, а вот повышают его многие гормоны, поэтому так важно, чтобы в организме сохранялось равновесие.

Уровень сахара регулируют многие гормоны

Для того, чтобы разобраться с поступающей глюкозой, организму нужны гормоны, главным из которых является продуцируемый поджелудочной железой . Кроме инсулина, уровень сахара в крови регулируется контринсулярными гормонами, блокирующими действие инсулина и таким образом снижающими его продукцию. К гормонам, принимающим участие в поддержании равновесия, относятся:

  • Глюкагон, синтезируемый α-клетками островков Лангерганса, способствующий повышению концентрации глюкозы в крови и доставке ее к мышцам.
  • Стрессовый гормон кортизол, усиливающий выработку глюкозы клетками печени, которые накапливают ее в виде глюкогена, и тормозящий ее распад в мышечных тканях.
  • Адреналин (гормон страха) – катехоламин, ускоряющий обменные процессы в тканях, повышающий сахар в крови.
  • Гомон роста соматотропин, значительно увеличивающий концентрацию глюкозы в сыворотке крови.
  • Тироксин и его конвертируемая форма трийодтиронин – гормоны щитовидной железы.

Очевидно, что инсулин является единственным гормоном, отвечающим за утилизацию глюкозы в организме, контринсулярные, наоборот – повышают ее концентрацию.

Моментальное реагирование – нормы сахара в крови

При поступлении углеводной пищи в организм уровень сахара в крови повышается уже через 10-15 минут, а спустя час после приема пищи его концентрация может увеличиться до 10 ммоль/л. Это явление называется «алиментарной гипергликемией», которая никакого вреда организму не несет. При здоровом функционировании поджелудочной железы через пару-тройку часов после еды можно опять ожидать норму сахара в крови – около 4,2 – 5, 5 ммоль/л или даже кратковременное понижение концентрации до нижней границы нормы (3,3 ммоль/л). Вообще, что касается нормального уровня сахара в крови здоровых людей, то он может разниться и зависит от метода, которым производят анализ:

  1. 3,3 ммоль/л – 5,5 ммоль/л – в цельной крови, в сыворотке (плазме) от 3,5 ммоль/л до 6,1 ммоль/л – ортотолуидиновый анализ;
  2. 3,1 – 5,2 ммоль/л – ферментативное глюкозооксидазное исследование.

Изменяются показатели нормальных значений и с возрастом, правда, только до 15 лет, а потом они становятся идентичными «взрослым» параметрам:

  • У ребенка, только что известившего мир о своем появлении первым криком, уровень глюкозы в крови полностью совпадает с материнским;
  • В первые часы после рождения сахар в плазме малыша снижается и на вторые сутки составляет приблизительно 2,5 ммоль/л;
  • К концу первой недели жизни концентрация сахара повышается, но на уровне взрослого человека устанавливается только к 15 годам.

И тут вмешалась беременность…

Не различаются нормы сахара в крови и по половому признаку, хотя некоторые авторы считают, что у женщин шанс заболеть сахарным диабетом выше, чем у мужчин. Возможно, по большей части это связано с рождением детей, имеющих большую массу тела, или с гестационным диабетом, который в течение еще нескольких лет способен вылиться в настоящий.

Физиологической причиной низкого сахара у беременных является воздействие гормонов поджелудочной железы плода, которая начала синтезировать собственный инсулин и таким образом подавлять выработку его железой матери. Кроме этого, при расшифровке анализов у беременных следует иметь в виду тот факт, что это физиологическое состояние нередко выявляет скрытую форму сахарного диабета, о наличии которой женщина даже не догадывалась. Для уточнения диагноза в подобных случаях назначается тест толерантности к глюкозе (ТТГ) или тест с нагрузкой, где динамика изменения глюкозы в крови отражается в сахарной (гликемической) кривой, расшифровку которой осуществляют с помощью вычисления различных коэффициентов.

Завтра на анализ

Для того, чтобы не пришлось несколько раз посещать лабораторию, переживать и волноваться понапрасну, получив недостоверные данные, нужно в первый раз хорошо подготовиться к исследованию, выполнив совсем простые требования:

  1. Пациент должен отправиться сдавать анализ крови на сахар на голодный желудок, поэтому материал для исследования лучше забирать утром после продолжительного ночного перерыва (10-12 часов).

  2. Введенные накануне лекарственные препараты на глюкозе также помешают получению правильного ответа.
  3. Не будет полезным употребление аскорбинки, а также продуктов, в больших количествах ее содержащих, ровно как увлечение различными кондитерскими изделиями.
  4. Во время приема антибиотиков тетрациклинового ряда тест на сахар, скорее всего, будет бессмысленным, поэтому лучше подождать пока закончится курс, а через три дня отправиться сдавать анализ.
  5. Волнующий пациентов вопрос: лучше сдавать кровь из пальца или из вены? Некоторые люди панически боятся колоть палец, хотя внутривенные уколы переносят замечательно. Конечно, вряд ли строгий лаборант будет учитывать подобные «капризы», мотивируя тем, что это разные анализы, но иной раз все же удается добиться желаемого. В таком случае следует иметь в виду отличие этих тестов, которое состоит в том, что из вены кровь подвергается центрифугированию и производится анализ сыворотки, в ней нормы сахара несколько выше (3,5 – 6,1 ммоль/л). Для капиллярной крови они составляют (3,3 – 5,5 ммоль/л), а вообще, для каждого метода существует свой диапазон нормальных значений, которые обычно указываются в бланке ответа, чтобы пациент не запутался.

    Что означает сахарная кривая?

    Анализ крови на сахар с нагрузкой проводят с целью выявления скрытых нарушений обменных процессов в организме. Суть пробы состоит в определении уровня сахара в крови после приема 75 граммов глюкозы, растворенной в стакане теплой воды. Таким образом, утром натощак пациент сдает кровь из вены, где уровень глюкозы принимается за исходный, затем выпивает крайне сладкий «напиток» и начинает сдавать кровь.

    Считается, что спустя два часа после нагрузки уровень сахара в крови не должен превышать 6,7 ммоль/л. В некоторых случаях кровь берут через каждый час или даже полчаса, чтобы не пропустить пик подъема кривой. Если концентрация через 2-2,5 часа превышает 7,0 ммоль/л, говорят о нарушении толерантности к глюкозе, повышение уровня выше 11,0 ммоль/л дает основание заподозрить сахарный диабет. Расшифровку гликемической кривой осуществляют с помощью вычисления различных коэффициентов. У здоровых пациентов постгликемический коэффициент Рафальского находится в пределах значений от 0,9 до 1,04.

    При проведении глюкозонагрузочного теста резкий подъем сахарной кривой, а затем ее медленный спуск к исходной концентрации наблюдается при различных состояниях:

  • Скрытом сахарном диабете, протекающем без симптомов, который, кроме беременности, хорошо проявляется под влиянием сильного психоэмоционального напряжения, физических травм, интоксикации разного рода;
  • Гиперфункции гипофиза (передней доли);
  • Интенсивной работе щитовидной железы;
  • Повреждениях нервной ткани головного мозга;
  • Расстройствах деятельности вегетативной нервной системы;
  • Инфекционно-воспалительных процессах в организме любой локализации;
  • Токсикозах беременных;
  • Воспалении (острого и хронического характера) поджелудочной железы (панкреатит).

Глюкозотолерантный тест имеет еще больше всяких предостережений, чем просто анализ крови на сахар. Вот вкратце чего нельзя делать перед исследованием:

  1. За 12-14 часов не пить кофе, алкогольные напитки, сигареты отодвинуть на потом.
  2. Накануне вести себя спокойно, избегать конфликтных и стрессовых ситуаций, физических нагрузок и лечебно-оздоровительных процедур.
  3. Исключить прием некоторых лекарственных препаратов, способных повлиять на результат – гормонов, мочегонных, психотропных средств.
  4. Не сдавать кровь во время месячных.

Вообще, об ограничениях лучше дополнительно уточнить у врача, поскольку их может быть намного больше.

Другие биологические материалы для исследования

Кроме цельной крови, которую видит пациент, плазмы и сыворотки, полученной в лаборатории путем центрифугирования, материалом для исследования может быть цереброспинальная жидкость (ликвор) или моча. Подготовка к анализу такая же, как и для обычного анализа крови на сахар, впрочем, об отдельных нюансах больного информируют перед исследованием.

Спинномозговую жидкость самостоятельно больной сдавать не может, ее извлекают путем проведения люмбальной пункции и процедура эта непростая. Мочу пациент в состоянии собрать сам, для этого нужно сутки помнить о предстоящем тесте, поскольку моча собирается за 24 часа (важно ее общее количество). Нормальным значением глюкозы в суточной моче считается показатель менее 0,2 г/сутки (менее 150мг/л).

Повышенную концентрацию сахара в моче можно ожидать в случае:

  • Сахарного диабета, конечно;
  • Почечной глюкозурии;
  • Повреждения почек токсическими веществами;
  • Глюкозурии у беременных женщин.

Анализ ликвора или мочи для определения углеводов не относятся к таким распространенным как, скажем, кровь из пальца, поэтому к подобным исследованиям чаще прибегают по необходимости.

В заключение хочется напомнить пациентам, что углеводный обмен напрямую связан с отложением жировых запасов и очень сильно влияет на повышение массы тела, которая, в свою очередь, может способствовать развитию сахарного диабета, если оказывается излишней. В организме все сложно и взаимосвязано, при этом, каждый показатель имеет свою определенную важность и значимость, в том числе, и сахар в крови, поэтому не стоит игнорировать подобный анализ. Он может о многом рассказать.

Видео: сахар в крови – программа “Жить здорово!”

Издавна сложилась традиция употреблять выражение повышенный уровень сахара в крови, хотя на самом деле это немного неверно. Под понятием сахар в крови подразумевается единственный и главный источник питания для органов и тканей организма – глюкоза. Сахара же при поступлении в организм расщепляются до глюкозы под воздействием специальных веществ в кишечнике, и в кровь она поступает в чистом виде. Часть ее используется для энергетических нужд организма, а часть запасается в виде глюкагона, который при малейшей необходимости расщепляется, превращаясь в глюкозу.

Таким образом, повышенной в крови бывает именно глюкоза, но суть от этого не меняется. Это признак если не серьезного заболевания, такого, как сахарный диабет, то предпосылка для его возникновения.

Для чего в крови глюкоза

Как выше было сказано, глюкоза – главный питательный субстрат для нашего организма. Она представляет собой моносахарид – конечный продукт расщепления в пищеварительном тракте сложных сахаров. Именно глюкоза участвует во всех энергообменных процессах в нашем организме.

Процессы усвоения глюкозы, ее запасания в виде гликогена и обратного превращения находятся в гармоничном равновесии. Поддерживается постоянное количество ее в периферической крови. Отклонение от нормы – сбой системы регулирования в результате заболевания.

Как регулируется

Повышают глюкозу:

  • адреналин и норадреналин – вырабатывается при стрессах и физической активности в надпочечниках;
  • глюкагон – синтезируется в поджелудочной железе, чувствителен к снижению содержания глюкозы;
  • глюкокортикоиды – также вырабатываются в надпочечниках
  • тиреоидные гормоны;
  • гормоны гипофиза и гипоталамуса, увеличивающие выработку гормонов щитовидки и надпочечников, тем самым повышая сахар в крови.

Снижает сахар в крови всего один гормон – инсулин, вырабатываемый клетками поджелудочной железы.

Так должно быть в норме

Кроме гормонов, нормальный уровень сахара в крови регулируется вегетативной нервной системой, повышающей уровень глюкозы симпатической частью, снижая - парасимсимпатической.

Физиологические и патологические причины гипергликемии

Разберемся, когда же повышенный показатель может быть нормой. Это происходит в следующих случаях:

  • после еды;
  • при нервном напряжении;
  • при физической нагрузке.

Кратковременное повышение может быть при:

  • интенсивной боли;
  • ожогах;
  • инфаркте миокарда или стенокардитическом приступе;
  • после эпилептического припадка.

Длительный прием лекарственных средств может увеличить содержание сахара в крови. Значимые препараты причины этого – глюкокортикоиды, гормональные контрацептивы, определенные гипотензивные и психотропные лекарства, тиазидные диуретики.

Стойкое повышение глюкозы наблюдается при серьезном заболевании обмена веществ – сахарном диабете. Рассмотрим этот пункт немного подробнее.

Сахарный диабет, причины его развития

Собственно, диабет может быть первичным и вторичным. Первичным диабетом являются два самостоятельных заболевания – диабет тип 1 и тип 2. Вторичный диабет развивается при наличии патологии в ключевых органах, прежде всего в поджелудочной железе (онкология, панкреатит, киста). Это приводит к частичной или полной остановке образования инсулина поврежденным органом. Также существуют заболевания, приводящие к нарушению углеводного обмена путем увеличения выработки гормонов, увеличивающих уровень сахара в крови. Характерно при феохромацитоме, акромегалии, синдроме Ицеко-Кушинга. Отдельно стоит гестационный диабет во время беременности.

Сахарный диабет первого типа – наследственное заболевание аутоиммунной природы. При нем происходит самоуничтожение клеток поджелудочной железы, вырабатывающих инсулин, и сахар прекращает усваиваться. Кроме этого усиленно расщепляются белки и жиры, отравляя организм продуктами обмена.


Люди, страдающие диабетом первого типа, вынуждены постоянно колоть себе инсулин в качестве терапии

Сахарный диабет второго типа развивается несколько по другому сценарию. Он также является наследственно-предрасположенным заболеванием. Клетки поджелудочной железы секретируют инсулин, однако, в силу определенных факторов и заболеваний, снижается чувствительность клеток-мишеней к нему. Таким образом, в крови уровень сахара повышен и наблюдается большое количество инсулина.

Важно выявить болезнь на ранних стадиях. Хотя изначально уровень сахара в крови натощак может быть довольно долго в пределах нормы.

Факторы риска для развития сахарного диабета:


Употребление так называемого «фастфуда» увеличивает риск диабета в десятки раз

Анализ на сахар в подробностях

Для диагностики сахарного диабета и нарушения толерантности к глюкозе проводят измерение сахара в крови. При подготовке к сдаче анализа необходимо выполнить следующие условия:

  • Натощак, причем исключается даже употребление воды;
  • Накануне необходимо питаться как обычно, употребляя все те продукты и режим приема пищи, что и всегда;
  • Стараться избегать стрессов и повышенных физических нагрузок накануне, так как и то и другое расходует глюкозу повышенными темпами и анализ может оказаться необъективным;
  • Желательно избегать планового анализа в период острого инфекционного заболевания, так как результаты могут быть недостоверны.

Нормальные показатели глюкозы в крови составляют

  • из пальца натощак 3.5 – 5.5 ммоль/литр
  • из вены 4 – 6.0 ммоль/литр

Существуют и другие единицы измерения. Исходя из этого, норма сахара – от 60 до 100 мг/дл. Для перевода анализа из моль/литр в миллиграмм/миллилитр нужно умножить результат на 18.

Уровень сахара является константой. Он одинаков как у мужчин, так и у женщин.
В течение дня сахар может несколько меняться. Для примера, после еды допустимый сахар может быть до 7.8 ммоль/литр. И это будет тоже норма. Вот почему изначально необходимо сдавать кровь на сахар натощак.

Интерпретация результатов

Итак, вы сдали кровь на сахар и видите свой результат. Если сахар менее 5.5 ммоль/литр, все хорошо. Если сахар от 5.5 до 6.5 ммоль/литр – есть проблема, которую срочно надо решать. Такие состояния, когда сахар повышен, а диабет еще не развился, называются нарушением толерантности к глюкозе. Кроме этого, требуют повышенного внимания к себе с целью предотвращения дальнейшего прогрессирования и развития диабета.

Если показатели превышают 6.5 ммоль/литр, то, вероятнее всего, у вас уже имеется сахарный диабет. Нужно срочно обследоваться и начать комплексное лечение.
Кроме этого, при подозрении на диабет и нарушение толерантности необходимо выполнить анализ крови на сахар с нагрузкой глюкозой и измерить гликированный гемоглобин.

Анализы на сахар для подтверждения сахарного диабета

Чтобы подтвердить диагноз, используют следующие анализы:

  1. Повторно кровь на сахар натощак.
  2. Кровь на толерантность к глюкозе – вам дают выпить растворенный в воде сахар, через два часа проводят измерение. При этом необходимо не двигаться, не есть и не пить до анализа. Результат ниже 7.8 ммоль/литр считают нормой, от 7.8 до 11.1 ммоль/литр – нарушение толерантности. При диабете этот показатель выше, чем 11.1 ммоль/литр.
  3. Гликированный гемоглобин – показатель крови, характеризующийся тем, что показывает длительное повышение сахара в крови. Измеряется в процентах. Как правило, входит в комплекс с биохимическим анализом крови, но, что интересно, не принципиально сдавать анализ натощак. Результат 5.7 и менее считается хорошим. Если же гликированный гемоглобин более 6.5%, вероятнее всего, имеет место диабет. Также по результату данного анализа у диабетиков можно судить о том, компенсировано заболевание или нет.

Беременность, дети и гликемия

В организме беременной женщины происходят значительные трансформации для обеспечения питания и развития плода. Изменяется и обмен веществ. Сахар в крови при беременности несколько выше и составляет от 3.8 до 5.8 ммоль/литр. Должно настораживать превышения показателя выше 6.0 ммоль/литр. Также существует гестационный диабет, как правило, с 26 по 28 неделю беременности.

У детей в возрасте до года показатель нормы – 2.8-4.4 ммоль/литр, до пяти лет – 3.3-5.0 ммоль/литр. В более позднем возрасте – столько же, сколько и у взрослых.

Самостоятельный контроль

Диабетикам и людям с нарушением толерантности необходимо контролировать показатели постоянно, вплоть до нескольких раз в день. Для этого используются портативные приборы, называемые глюкометрами.


Глюкометры разных производителей могут иметь внешние различия, но принцип работы с ними один, как и комплектация (скарификатор для прокола, тест полоски, сам прибор и инструкция)

Чтобы произвести измерение сахара в крови глюкометром, необходимо:

  • брать анализ натощак;
  • вымыть руки с мылом;
  • обработать место прокола антисептиком, желательно; спиртом;
  • прокол делать лучше не по центру кончика подушечки пальца, а несколько сбоку;
  • первую каплю вытереть стерильным материалом (бинт или вата);
  • вторую каплю нанести на тест-полоску, предварительно включив глюкометр, следуя инструкции;
  • посмотреть результат после окончания подсчета прибором.

По каким симптомам заподозрить


Диабетическая стопа характерна для диабета и развивается в результате нарушения питания тканей с образованием язв

Классически повышенный сахар проявляет себя следующими основными признаками:

  • жажда;
  • учащенное мочеотделение (полиурия);
  • повышенный аппетит;
  • слабость и повышенная утомляемость;
  • зуд кожных покровов;
  • судороги в ногах, чаще ночью;
  • частые, плохо поддающиеся лечению инфекционно-воспалительные заболевания;
  • признаки нарушения липидного обмена в виде желтоватых бляшек под кожей, гиперемия лица и ушей;
  • трофические язвы нижних конечностей.

Чем опасен высокий сахар и его последствия

Длительное повышение уровня сахара в крови крайне негативно сказывается на состоянии как сердечно сосудистой, нервной, так и на других системах организма. Ведет к снижению памяти, интеллекта, развитию и прогрессированию атеросклероза сосудов. Как следствие, приводит к инфаркту и инсульту. Поражаются также и сосуды почек, развивается хроническая почечная недостаточность на фоне диабетической нефропатии.
Развивается диабетическая полинейропатия, нарушается трофика тканей с образованием язв, а позже и гангрены.

У больных с высоким сахаром в крови может развиться угнетение сознания, вплоть до комы.

Как снизить сахар и предотвратить развитие диабета

Основные постулаты в лечении диабета любого типа:

  • борьба с ожирением;
  • рациональное питание с полным исключением продуктов, являющихся источниками легкоусваиваемых углеводов;
  • категорический отказ от алкоголя и сигарет;
  • безупречное соблюдение всех рекомендаций врача.


Нормализовать сахар – хорошая мотивация сбросить вес

Однако, если сахар повышен в результате заболевания, придется принимать медицинские препараты, предназначенные для его снижения (Диабетон, Метформин). При инсулинозависимом диабете пожизненно назначают заместительную терапию препаратами инсулина. Относительно гестанционного диабета, в большинстве случаев достаточно диетотерапии.

Существуют также проверенные народные средства, способствующие снижению сахара. Например, хорошим эффектом обладает топинамбур, чеснок. Полезны все овощи, кроме картофеля.

Хороший рецепт для нормализации сахара – настой из заваренных семян овса. Для этого их надо залить кипятком и настоять в течение часа. Употреблять настой в течение дня несколько раз в неделю.

Главное – вовремя выявить нарушение в организме, чтобы предотвратить развитие диабета. А если диабет развился, начать лечение и заместительную инсулинотерапию как можно раньше, пока не возникли серьезные осложнения.

Гликемия – показатель уровня сахара (глюкозы) в кровеносном русле. Глюкозой называется простой углевод, который обеспечивает все клетки и ткани организма энергией, то есть считается своеобразным топливом. В первую очередь вещество необходимо для правильного функционирования центральной нервной системы и мышечной ткани.

Организм человека устроен таким образом, что ежедневно регулирует показатели сахара в кровеносном русле, ведь их критическое повышение или понижение приносит вред здоровью. Повышенный сахар в крови (гипергликемия) может быть не только физиологическим процессом, возникающим после потребления пищи, но и симптомом ряда заболеваний, требующих проведения своевременной диагностики и коррекции.

Чем опасен высокий сахар, каковы последствия и как бороться с таким состояние, рассмотрено в статье.

После того как продукты питания поступают в организм, запускаются процессы их переработки. Углеводы, как и белки, липиды, начинают расщепляться на мелкие составляющие, среди которых и моносахарид глюкоза. Далее, глюкоза всасывается через стенки кишечника и поступает в кровеносное русло, высокий уровень сахара в крови считается физиологическим. Такое состояние продолжается недолго, до тех пор, пока не происходит включение компенсаторных механизмов.

Поджелудочная железа получает сигнал от центральной нервной системы о необходимости вернуть гликемию в пределы нормы. Происходит выброс определенного количества гормонально-активного вещества инсулина. Он транспортирует сахар в клетки и ткани, «открывая им двери».

На фоне ряда патологических состояний инсулин не может отправить сахар в клетки из-за своего недостаточного количества или в случаях, если ткани организма теряют к нему свою чувствительность. То есть клетки попросту «не видят» гормонально-активное вещество. Оба механизма развития повышенного сахара в крови характерны для сахарного диабета, но для разных его типов.


Сахарный диабет – одна из причин того, что наблюдается повышенный уровень сахара в крови

Помимо «сладкой болезни» существуют и другие состояния, которые могут сопровождаться временным или длительным повышенным содержанием глюкозы в крови. Однако прежде чем перейти к вопросу о причинах, следует понять, какие цифры гликемии считаются допустимыми, а что выходит за пределы нормы.

Какие цифры сахара считаются нормой?

Нормальные показатели глюкозы в кровеносном русле – это те цифры, которые считаются оптимальными для нормального функционирования организма и протекания жизненно важных процессов. Существуют утвержденные Министерством здравоохранения цифры, которые считаются нормальными. Показатели зависят от следующих моментов:

  • венозная кровь используется для проверки или капиллярная;
  • возрастная группа;
  • наличие сопутствующих патологических процессов.

С момента появления на свет и на протяжении первых 28 дней жизни ребенка позволенный максимум – 4,4 ммоль/л. Если глюкоза ниже 2,8 ммоль/л, можно думать о ее критическом снижении. С 1 месяца жизни до 5-6 лет допустимый максимум поднимается до 5 ммоль/л, далее – до 5,55 ммоль/л, что соответствует цифрам гликемии взрослого человека.

Важно! Минимальный порог – 3,33 ммоль/л, в случае снижения цифр речь идет о гипогликемии. Оба состояния (гипергликемия, гипогликемия) считаются опасными для организма человека.

В период беременности норма сахара остается такой же, как и взрослого человека, однако, в это время возможно развитие гестационного диабета. Это состояние, при котором клетки организма женщины теряют чувствительность к инсулину (по типу инсулиннезависимой формы сахарного диабета). Патология исчезает после появления малыша на свет.

Подробнее о повышении сахара в период беременности можно прочитать .

С увеличением возраста чувствительность тканей, имеющих рецепторы к инсулину, постепенно снижается, что связано с уменьшением количества самих рецепторов и повышением массы тела. Соответственно, допустимые цифры гликемии у пожилых людей немного сдвигаются в большую сторону.

Причины повышения глюкозы

Высокий сахар в крови вызывает неправильно составленное меню. Избыток поступаемых углеводов может повысить цифры глюкозы в кровеносном русле, однако, такое состояние считается физиологическим.

Если поджелудочная железа справляется с поставленными задачами, признаки гипергликемии будут минимально выраженными и временными, поскольку инсулин вернет показатели в норму. Следует задуматься, что часть сахара отложиться в жировых тканях, а значит, масса тела человека будет расти.


Злоупотребление углеводной пищей – один из этиологических факторов гипергликемии

Кроме того, могут появиться проблемы:

  • со стороны сердечно-сосудистой системы – высокие цифры артериального давления и высокий риск инфарктов;
  • со стороны липидного обмена – количество «плохого» холестерина и триглицеридов резко увеличивается, что провоцирует развитие атеросклеротического процесса;
  • со стороны чувствительности рецепторов клеток к гормону инсулину – со временем клетки и ткани «хуже видят» гормон.

При сочетании высокого веса человека с одним или несколькими вышеописанными проявлениями врач подтверждает наличие метаболического синдрома, который со временем может трансформироваться в инсулиннезависимую форму (2 тип) сахарного диабета.

Лекарственные средства

Повышенное содержание сахара в крови может возникнуть на фоне терапии определенными медикаментозными препаратами:

  • диуретики;
  • гормоны коры надпочечников;
  • глюкагон;
  • неселективные бета-блокаторы.

Стресс

Следующая причина – воздействие на организм стрессовых ситуаций. Этот фактор действует не напрямую, а через снижение защитных сил, замедление обменных процессов. Кроме того, стресс стимулирует синтез гормонов, которые считаются антагонистами инсулина, то есть уменьшают его действие и выработку поджелудочной железой.

Инфекции

Заболевания инфекционного и воспалительного характера также влияют на то, что наблюдается повышенная глюкоза в крови. Для того чтоб организм человека противостоял патологическим агентам, ему нужны энергетические ресурсы. Печень запускает процесс глюконеогенеза – самостоятельный синтез глюкозы из запасов неуглеводных веществ. Результатом становится временная гипергликемия, которая не требует специального лечения.

Дефицит инсулина

Одна из важных причин, которая становится ключевым фактором в развитии сахарного диабета 1 типа. Недостаток выработки инсулина имеет наследственную почву. Чаще развивается в молодом возрасте, встречается даже у детей.

Повышение сахара в крови спровоцировано тем, что гормона недостаточно для транспортировки молекул глюкозы в клетки и ткани. Собственная иммунная система организма уничтожает инсулинсекреторные клетки своей же поджелудочной железы. Часть сахара перерабатывается печенью, другая – выводится с мочой. Небольшое количество откладывается про запас в жировых тканях. Со временем гипергликемия становится токсичной, поскольку ее показатели считаются критическими.


Механизм развития «сладкой болезни» 1 типа

Страдают следующие структурные элементы:

  • клетки головного мозга;
  • кровеносные сосуды;
  • периферическая нервная система;
  • почки;
  • зрительный анализатор;
  • нижние конечности.

Опухолевые процессы

Существует несколько видов опухолей, которые могут провоцировать развитие гипергликемии. Сюда относят феохромоцитому и глюкагоному. Феохромоцитома – опухоль коры надпочечников. При ее возникновении увеличивается выработка контринсулярных гормонов (адреналин, норадреналин, дофамин), которые являются антагонистами инсулина.

Глюкагонома – гормонально-активная опухоль, самостоятельно продуцирующая глюкагон. Этот гормон также обладает противоположным действием, что снижается показатели инсулина в крови.

Классификация

Существует несколько степеней состояния, которые разделяют в зависимости от показателей сахара:

  • Легкая степень – глюкоза не превышает 8,3 ммоль/л. Признаки могут быть выражены слабо или практически незаметны.
  • Средняя степень – сахар не переступает черту в 11 ммоль/л. Симптомы патологии хорошо выражены.
  • Тяжелая степень – выше 11,1 ммоль/л. У большинства людей уже возникают признаки кетоацидоза.

Если глюкоза переступает порог 16 ммоль/л, речь идет о критическом повышении, развитии состояния прекомы. Выше 50 ммоль/л – гипергликемическая гиперосмолярная кома.

Признаки

К сожалению, начальная стадия патологического процесса остается незамеченной. Физиологическая гипергликемия практически не имеет проявлений. Желание употреблять много жидкости – единственный симптом, да и то временный.

Важно! При сахарном диабете заметные симптомы того, что повышенный уровень глюкозы в крови появляются в случае гибели более 85% инсулинсекреторных клеток поджелудочной железы. Это объясняет неизлечимость патологического процесса.


Выраженность симптомов говорит о степени тяжести состояния

Позже больной имеет следующие жалобы:

  • снижение веса при повышенном аппетите;
  • частые позывы к мочеиспусканию;
  • патологическая жажда;
  • ощущение сухости во рту;
  • зуд кожных покровов, частые высыпания неясного характера;
  • постоянная усталость;
  • сонливость;
  • депрессивное состояние.

Высокие показатели гликемии обнаруживаются в анализе крови, позже – в моче. С прогрессированием гипергликемии проявления патологии становятся более выраженными.

Подробнее о симптомах повышенного сахара в кровеносном русле можно прочитать .

Критические состояния

Критический уровень сахара в крови может привести к развитию коматозного состояния, а при отсутствии помощи даже завершиться летальным исходом. Это происходит следующим образом:

  1. Из-за того, что глюкоза не поступает в клетки, последние испытывают энергетическое истощение.
  2. На это реагирует печень, начиная синтезировать сахар самостоятельно, но ведь его и так много в крови.
  3. Организм пытается решить проблему иначе, перерабатывая имеющиеся жировые клетки в энергию.
  4. В результате таких процессов в кровь выбрасываются ацетоновые (кетоновые) тела, которые питают клетки, но резко нарушают рН крови.
  5. Такое состояние называется кетоацидозом, оно считается одним из острых осложнений сахарного диабета.

Важно! При кислотности крови 7,0 человек впадает в кому, если цифры опускаются до 6,87, наступает смерть.


При подтверждении развития осложнения врач опирается на лабораторные показатели

При высоком содержании ацетоновых тел в крови организм пытается избавиться от них, выводя с мочой (кетонурия). В выдыхаемом воздухе больного человека также замечается ацетоновый запах. Возникает сильная головная боль, симптомы гипергликемии выражены очень ярко. Появляется абдоминальный болевой синдром, тошнота и рвота, дыхание становится громким и глубоким.

Состояние требует немедленного медицинского вмешательства. Если человек входит в коматозное состояние, его можно спасти только на протяжении 4-8 часов.

Первая помощь и принципы лечения

Что делать при развитии кетоацидоза и как лечить состояние гипергликемии, подскажет врач-эндокринолог. При критическом подъеме глюкозы в кровеносном русле следуют таким рекомендациям:

  • Нужно узнать уровень гликемии. В домашних условиях это можно сделать при помощи глюкометра, в условиях стационара – лабораторными методами (в капиллярной или сыворотке венозной крови).
  • Обеспечить большим количеством питьевой жидкости, но если человек без сознания, воду заливать ему нельзя.
  • Ввести инсулин, если человек им пользуется.
  • При необходимости – проведение кислородотерапии с обязательной госпитализацией.

В условиях стационара проводят промывание желудка или клизму содовым раствором с целью восстановления кислотно-щелочного равновесия.

Подробнее о том, что делать в случае повышения гликемии, можно прочитать

Дальнейшее лечение проходит следующим образом. Следует соблюдать низкоуглеводную диету, увеличить количество фруктов и овощей в рационе, от алкоголя нужно полностью отказаться. Кушать необходимо часто, но маленькими порциями, четко соблюдая суточный калораж, который рассчитывается индивидуально. Сахар из рациона нужно полностью исключить, позволено пользоваться сахарозаменителями.


Эндокринолог – специалист, который разрабатывает схему лечения сахарного диабета и других эндокринологических нарушений, вызывающих гипергликемию

При 1 типе сахарного диабета проводят коррекцию схемы инсулинотерапии, при 2 типе – приема сахароснижающих таблеток, позволяющих вернуть показатели гликемии до нормального уровня. Обязательное условие лечения – адекватный уровень физической активности. Выполнение специальных упражнений вызывает дополнительную стимуляцию выработки инсулина и повышает чувствительность клеток и тканей организма к гормону.

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

Урок биологии в 8 классе.

Тема урока: Роль гормонов в обменных процессах.

Цели урока:

  1. Обучающие: показать роль гормонов в обменных процессах организма

человека, познакомить учащихся с нарушениями эндокринного аппарата и гуморальной регуляции, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения.

  1. Развивающие: способствовать развитию представлений о важности

гуморальной регуляции в жизнедеятельности человека, развитие умений решать биологические задачи и осуществлять самоконтроль, развитие умений ставить перед собой цели и добиваться их решения.

  1. Воспитывающие: воспитывать культуру общения, формировать диалектико-материалистическое мировоззрение на основе развития представлений о человеке как части живой природы, способствовать развитию у учащихся заботливого отношения к своему здоровью, развитие познавательного интереса к предмету, будущее профессиональное самоопределение.

Задачи:

Планируемые результаты: учащиеся понимают роль гормонов в обменных процессах организма и меры предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих гормональные нарушения.

Личная значимость изучаемого для учащегося: при нарушении работы желез внутренней секреции необходимо обратиться к эндокринологу, не заниматься самолечением.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.


Формы организации учебной деятельности: устные ответы с места, самостоятельная работа с информационным материалом, заполнение таблицы, решение биологических задач, выполнение тестовой работы самостоятельно, осуществление самоконтроля и рефлексии.

Приемы деятельности учителя: создание условий для постановки проблемы, помощь учащимся в поиске ответов и решении спорных вопросов, создание ситуации успеха, подведение итогов работы.

Развитие умений учащихся: взаимодействовать в группах, применять знания в новой ситуации, решать нестандартные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, развивать способности к самоанализу.


Основные понятия урока: железы внутренней секреции, гормоны, гуморальная регуляция.

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

Источники информации: Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – М.: Дрофа, 2009. – 287стр; информационные листы (информация взята из «Книги для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека» И.Д. Зверев, М., «Просвещение», 1983г), электронная презентация.

Выставление оценок за урок: по усмотрению учителя, самооценка учащихся.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной проблемы.
  4. Поиск решения проблемы.
  5. Первичное закрепление знаний. Ролевая игра «На приеме у эндокринолога».
  6. Вторичное закрепление знаний. Выполнение теста.
  7. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организационный момент

Приветствие.

Представление гостей.

  1. Актуализация знаний.

Что из себя представляет эндокринный аппарат?

В чем особенность желез внутренней секреции? Перечислите и покажите их на таблице.

Какую регуляцию осуществляет эндокринный аппарат?

Что такое гормоны?

Какое действие на организм оказывают гормоны?

(На доске открывается тема «Роль гормонов в обменных процессах»).

  1. Постановка учебной проблемы.

Давайте попытаемся вспомнить свои ощущения:

поднимите руки те, кто боится входить в медицинский кабинет? Что чаще всего происходит с вами?

Поднимите руки те, кто волнуется перед контрольной работой, например по математике? А что чаще всего происходит с вами?

(учащиеся высказывают свои предположения)

Как вы думаете, что сегодня мы с вами будем изучать на уроке?

Сформулируйте цель урока. (познакомиться с гормонами, выделяемыми железами внутренней секреции, показать их роль в обменных процессах)

Дополнительно мы узнаем о нарушениях гуморальной регуляции, т.е. о болезнях эндокринного аппарата и профилактике его нарушений.

Продолжим учиться работать с дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; составлять небольшие сообщения, излагать их содержание и формулировать вопросы; мыслить и четко отвечать на поставленные вопросы, решать биологические задачи и задания тестового характера, оценивать свою работу.

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

  1. Поиск решения проблемы.

Пользуясь учебником (с. 50-53) и информационными листами (Приложение 1) подготовьте небольшое сообщение о роли гормонов в обменных процессах. (Время для подготовки – 2 – 3 минуты).

Выступления учащихся (сопровождается слайдовой презентацией), заполнение таблицы: «Роль гормонов в обменных процессах».

Железы

Гормоны

Воздействие на организм

норма

гиперфункция

гипофункция

Гипофиз

Ростовые

Регулируют рост

В молодом возрасте - гигантизм, у взрослых - акромегалия

Задерживают рост - карликовость

Щитовидная

Тироксин

Регулирует обмен веществ.

Базедова болезнь (повышается обмен веществ, возбудимость нервной системы, развитие зоба)

Микседема (понижается обмен веществ, возбудимость нервной системы, появляется отечность). В молодом возрасте - карликовость и кретинизм

Надпочечники

Адреналин

Ускоряет работу сердца, сужает кровеносные сосуды, тормозит пищеварение, расщепляет гликоген

Учащенное сердцебиение, повышение кровяного давления, особенно при испуге, страхе, гневе

Количество регулируется нервной системой, поэтому его недостатка не бывает

Поджелудочная железа

Инсулин

Регулирует содержание глюкозы в крови, синтез гликогена

Шок, судороги, потеря сознания

Сахарный диабет, повышается уровень глюкозы в крови, сахар в моче

Половые железы: семенники; яичники

Андрогены

Эстрогены

Влияют на развитие половых признаков, на подготовку и функционирование репродуктивной системы и обменные процессы

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

  1. Первичное закрепление знаний.

Организуется работа в группах.

Сегодня вам предоставляется возможность на мгновение стать врачами-эндокринологами. Эндокринолог это врач, занимающийся лечением нарушений гуморальной регуляции человека. Представьте, что вы ведете прием, и к вам обращаются за помощью больные люди. Определите диагноз и предложите методы лечения. (После предположений учащийся проецируется правильный ответ слайдовой презентации)

Предлагаются истории болезни.

1. Больная жалуется на мучительное сердцебиение, быструю утомляемость, говорит нервно, возбужденно. Выражение лица какое-то странное: не то гневное, не то испуганное. Глаза выпучены, блестят. Щитовидная железа заметно увеличена.

2. До 14 лет я была совершенно здорова. Но вдруг стала сильно худеть, пропал аппетит, мучила неукротимая жажда. Родители мои здоровы. В 13 лет я перенесла воспаление поджелудочной железы – панкреатит.

3. В 25 лет я попал под машину и получил сотрясение мозга. Пролежал 2 месяца и был выписан. Спустя месяц стали мучить сильные головные боли, которые продолжались целый год. За это время увеличились в размерах нос, кисти рук и стопы ног. Это привело меня в больницу.

4. Рост финна Вайне Миллерине 2 м 48 см, а рост карлицы Агибе из Египта – 38 см.

5. У ребенка остановился рост. Он стал толстеть, нарушились пропорции тела. Стали наблюдаться расстройства речи, памяти, мышления. Изо рта постоянно высовывается кончик языка

6. На репродукциях Рубенса изображены женщины. Но на лице: худощавость, бледность, выпуклые глаза. О чем это свидетельствует.

7. Отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Живые мощи»: «Я приблизился – и остолбенел от удивления. Передо мной лежало живое человеческое существо, но что это было такое?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать, ни взять икона старинного письма; нос узкий как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос»


8. Больной вял, сонлив, равнодушен к окружающему, быстро устает, у него снижается обмен веществ, падает температура тела, волосы становятся редкими, а кожа сухой, желтоватой, возникает одутловатость, появляются отеки.


9. Больной возбудим, страдает бессонницей, суетлив, эмоционально неуравновешен, несмотря на повышенный аппетит быстро худеет; у него неестественно выпучены глаза и нередко увеличена щитовидная железа.

  1. В 1958 г. Сообщалось о смерти самого тяжелого человека, который в 32 года при росте в 180 см имел массу 468 кг. Окружность его талии превышала 3м, а предплечья – 1 м. В детстве Р. Ходжес перенес инфекционное заболевание коклюш. Предположите, чем вызвана такая чудовищная масса этого человека.

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

В целом организме нервный и гуморальный механизмы действуют совместно, наиболее быстро и точно работает нервная система управления. Оба механизма регуляции – нервный и гуморальный взаимосвязаны. На состояние нервной системы влияют образующиеся в железах внутренней секреции гормоны. Но функциями эндокринных желез управляет нервная система.

Например, при избытке сахара в крови нервная система стимулирует функцию внутрисекреторной части поджелудочной железы. В кровь поступает больше инсулина и излишний сахар под его влиянием откладывается в печени и мышцах в виде гликогена. При интенсивной мышечной работе, усиливается деятельность надпочечников – он способствует превращению гликогена в сахар. Многие эндокринные заболевания развиваются вследствие поражения нервной системы (сахарный диабет, базедова болезнь). Известен случай развившегося за одну ночь тяжелого заболевания щитовидной железы у матери, потерявшей двух детей, умерших от дифтерии.

Регуляция функций организма – процесс сложный, осуществляющийся нейрогуморальным путем

  1. Вторичное закрепление знаний.

Выполнение теста (Приложение 2). На выбор учащихся по уровню сложности.

(самопроверка)

Ключ:

Вариант 1: 3,3, 3. 3,3;

Вариант 2: 4,2,2,1.3,2;

Вариант 3: 1,3,5; В,А,Б,А,Б,А; А,Б,Б,Б, А,А.

Сегодня на уроке мы получали знания, поэтому если кому-то не хватило знаний справиться с тестом, все исправимо!

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ответьте на проблемный вопрос урока:

Почему от волнения может участиться сердцебиение? (учащиеся отвечают на вопрос)

А сейчас давайте проанализируем, достигли ли мы на уроке поставленных целей –

Сумели показать роль гормонов в обменных процессах организма человека?

Познакомились с нарушениями эндокринного аппарата и гуморальной регуляции, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения?

Всем ли понятна, насколько важна гуморальная регуляции в жизнедеятельности человека?

Следовательно, мы научились ставить перед собой цель и добиваться ее решения;

На уроке вы показали ваши умения логически мыслить, отбирать и оценивать информацию. Чтобы быть успешным сегодня нужно обладать информационной грамотностью. Сегодня вы, ребята, сделали еще один шаг на пути к овладению этим искусством.

Но самое главное – заботливо относиться к своему здоровью. При нарушении работы желез внутренней секреции необходимо обратиться к врачу, не заниматься самолечением, не использовать гормональных препаратов.

Довольны ли вы своим результатом?

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

У вас у всех на столах лежат листики: красного, желтого, зеленого цвета. Подумайте и оцените свою работу на уроке, свою активность, важность полученных знаний на уроке. Выберите один из листочков и прикрепите на дерево (на доске прикреплен лист ватмана. На нём нарисовано дерево).

Красный - я активен и уверен на уроке, услышанное на уроке актуально и значимо для меня, я доволен своим результатом.

Жёлтый - я чувствовал себя не совсем уверенно, работал мало, услышанное на уроке заставило меня задуматься.

Зелёный – мне не все было понятно, мои результаты меня огорчили, мне есть над чем поработать дома...

  1. Домашнее задание.

С. 46 – 50, работа с вопросами и заданиями на стр. 53.

Для желающих:

найти дополнительный материал по изучаемому вопросу в сети Интернет, и подготовить небольшое сообщение.

Вы сегодня очень старались! Спасибо вам за урок!

Предварительный просмотр:

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

Приложение 1

Информационный лист №1.

Сахарное равновесие в крови.

Недостаточное выделение поджелудочной железой гормона инсулина вызывает тяжелую болезнь – диабет. Организм теряет способность усваивать сахар, он накапливается в крови и выводится с мочой.

Недостаток инсулина приводит к обезвоживанию тканей и потере воды организмом, что вызывает у больного мучительную жажду. Наблюдается исхудание, иногда, наоборот, ожирение.

У диабетиков нарушается обмен жиров и белков. Белки расщепляются не полностью, промежуточные продуты очень ядовиты и вызывают тяжелое самоотравление организма.

Как же вернуть его к норме? Прежде всего, врач устанавливает правильную диету для больного. Важным средством лечения является введение инсулина. Он тормозит выделение сахара печенью и улучшает его усвоение всеми клетками организма.

Информационный лист №2.

Гормон активных действий.

Надпочечники выделяют в кровь ничтожно малое количество гормона адреналина. В особых, критических состояниях человека (при испуге) количество адреналина может повыситься в 1000 раз. В условиях стресса адреналин усиливает работу мышц, повышают содержание глюкозы в крови (для обеспечения возросших затрат мозга), усиливают кровоток в мозге, повышают уровень артериального давления и усиливают сердечную деятельность.

При недостатке гормонов надпочечников развиваются тяжелые расстройства. Нарушение работы надпочечников, вызванное воспалительными процессами, может привести к бронзовой болезни. Эта болезнь была открыта в 1855 году английским врачом Т. Аддисоном. Эту болезнь описал И.С. Тургенев в рассказе «Живые мощи».

При адиссоновой болезни нарушается обмен солей между кровью и тканями тела. Кожа приобретает бронзовый оттенок. Лечат ее введением гормонов надпочечников.

Информационный лист №3.

В сказке разгневанная мачеха превращается на глазах у нелюбимой падчерицы в ведьму – нос ее заострился, глаза вылезли из орбит, лицо и шея вздулись, мачеха стала трястись. Так в сказке. А могут ли быть подобные превращения в жизни? Да. Это заболевание связано с нарушением функций щитовидной железы, иногда его узнают не сразу, проходят многие месяцы.

При нарушении функций щитовидной железы развивается базедова болезнь. Увеличивается щитовидная железа а, следовательно, количество вырабатываемого ее гормона. В результате гормон становится ядом для организма, вызывая жестокое отравление нервной системы. Резко увеличивается расход энергии, наступает похудание, дрожание рук, пучеглазие, нервозность, нарушается работа сердца. Лечит больного хирург, удаляя разросшиеся ткани щитовидной железы.

Что происходит, если в кровь поступает мало гормона щитовидной железы? Возникает микседема. Признаки болезни: вялость, слабость, апатия, расход энергии резко падает, понижается иммунитет, развивается слабоумие.

При снижении функции щитовидной железы в детстве развивается кретинизм. Отмечается торможение ребенка в развитии, малый рост, слабоумие.

Для лечения микседемы и кретинизма врач назначает препараты, содержащие гормон щитовидной железы.

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

Информационный лист №4.

Кто из нас не зачитывался книгой об удивительном путешествии Гулливера в страну лилипутов! Так же захватывающе интересен рассказ о том, как Гулливер оказался среди гигантов. Есть ли реальная основа этой фантазии?

Вы можете почувствовать себя Гулливером, если представите себя рядом с карлицей Агибе из Египта, у которой рост 38 см, и с финном Вайне Миллирине, имевшим рост 2 м. 48 см.

Поему наблюдается такая разница в росте? Ученые выяснили, что процессом роста ведает гипофиз.

Избыточное выделение гипофизом гормона роста может усилить рост. При недостатке гормона рост замедляется. Известен случай, когда у девочки в 6 лет прекратился рост. В 9 лет ее рост был 90 см.. Чтобы увеличить рост, ей вводили гормон роста в течение 8,5 месяца. За это время она подросла на 7 см, а в последующие 2 года еще на 14 см.

Информационный лист №5.

В мужском как и в женском организме выделяются и мужские, и женские половые гормоны, но в разных количествах – у мужчин больше вырабатывается мужской половой гормон, а у женщин – женский. При нарушении этого соотношения у полов появляются вторичные признаки противоположного пола. Так, у мужчин могут увеличиться молочные железы, округлиться бедра и т.д. И наоборот.

Предварительный просмотр:

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

Приложение2

Вариант 1.

1. Базедова болезнь, сопровождаемая повышением частоты сердечных сокращений, кровяного давления, возбудимости нервной системы, возникает у человека при нарушении функций

  1. надпочечников
  2. поджелудочной железы
  3. щитовидной железы

2. Гормоны - это биологически активные вещества, которые вырабатываются в железах

1) слюнных и сальных

2) пищеварительных

3) внутренней секреции

3. Избыток сахара в крови и моче свидетельствует о нарушениях в деятельности

1) щитовидной железы

2) печени

3) поджелудочной железы

4. При повреждении клеток поджелудочной железы, в которых образуются гормоны, человек заболевает

1) язвой желудка

2) микседемой

3) сахарным диабетом

5. Контролируют и регулируют деятельность организма человека системы:

1) пищеварительная и нервная

2) кровеносная и эндокринная

3) нервная и эндокринная

Тест по теме «Роль гормонов в обменных процессах»

Вариант 2.

1. Гормон, содержащий йод, вырабатывает:

1) поджелудочная железа 3) гипофиз

2) надпочечники 4) щитовидная железа

2. Гормон, ускоряющий частоту сердечных сокращений, - это:

1) инсулин 3) норадреналин

2) адреналин 4) ацетилхолин

1) щитовидной железы 3) поджелудочной железы

2) надпочечников 4) яичника

4. Примером нарушения гуморальной регуляции организма является:

1) задержка роста у детей

2) отдергивание руки от огня

3) дрожь

4) приступ кашля

5. Гуморальная регуляция организма осуществляется посредством:

1) ферментов 3) гормонов

2) пигментов 4) витаминов

6. В крови больного обнаружено повышенное содержание сахара. Недостаток, какого гормона вызывает такое явление?

  1. гормона роста
  2. инсулина
  3. тироксина
  4. адреналина

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

Тест по теме «Роль гормонов в обменных процессах»

Вариант 3.

1 . Из приведенного списка выберите железы только внутренней секреции.

  1. Гипофиз
  2. Слезные железы
  3. Щитовидная железа
  4. Слюнные железы
  5. Надпочечники
  6. Потовые железы

2. Установите соответствие между эндокринным заболеванием и железой, при нарушении деятельности которой оно возникает.

3. Соотнесите названия желез внутренней или смешанной секреции с их функциями.

Запишите ответ в виде последовательности букв

Человека;

Познакомить учащихся с нарушениями эндокринного

Аппарата и гуморальной регуляции, с мерами

Предупреждения заболеваний и поддержания нормальной

Жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения;

РАЗВИВАЮЩИЕ: - способствовать развитию представлений о важности

Гуморальной регуляции в жизнедеятельности человека;

Способствовать развитию умений ставить перед собой цели

И добиваться их решения;

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: - способствовать развитию у учащихся заботливого

Отношения к своему здоровью.

ЗАДАЧИ:

  1. Повторить пройденный на прошлом уроке материал;
  2. Создать условия для постановки проблемной ситуации;
  3. Способствовать формированию у учащихся умений самостоятельного поиска ответов на проблему;
  4. Закрепить знания учащихся, полученные на уроке в форме повторения жизненных ситуаций;
  5. Способствовать созданию творческой обстановки на уроке;
  6. Способствовать развитию коммуникативных способностей (умение взаимодействовать в небольших группах), способностей к оценочным действиям (самоанализу).

III . Педагогические техники, позволяющие решать образовательные задачи урока:

  1. Разноуровневые тестовые задания.
  2. Частично-групповая работа.
  3. Самостоятельное выполнение тестовой работы.
  4. Постановка проблемы и поиск путей ее решения.
  5. Вопросно-ответное общение.
  6. Самостоятельная работа с раздаточным материалом.
  7. Ролевая игра «На приеме у эндокринолога»
  8. Решение нестандартных творческих задач
  9. Разноуровневые домашние задания.
  10. Урок проведен с использованием элементов технологии ЛОУ, проблемного обучения, использования ИКТ, традицоннных объяснительно - иллюстративных.

Главная проблема, над которой работали на уроке - это формирование личной значимости изучаемого материала для учащихся.

IV. Урок комбинированного типа способствовал:

  1. Формированию знаний о роли гормонов в обменных процессах организма
  2. Формированию и совершенствованию умений отбирать и оценивать информацию, применять полученные знания в новой ситуации
  3. Закреплению знаний полученных на уроке и по теме, путем решения разноуровневых тестовых заданий, нестандартных творческих задач.
  4. Систематизации знаний , работа с таблицей.

V. Урок непосредственно связан с предыдущими уроком; на предыдущем уроке была изучена тема «Эндокринный аппарат и его особенности», при актуализации на поверхность были подняты знания, необходимые для изучения новой темы. Урок соответствует календарно-тематическому планированию.

VI. Содержание урока определилось необходимостью больше внимания развитию информационной грамотности т.к. необходимо целенаправленно готовить обучающихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ:

1) развивая их уровень коммуникативной компетенции,

2) развивать способность к построению рассуждений на заданную тему.

3) развивать умения решать тестовые задания и нестандартные творческие задачи.

VII . Основные этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний – воспроизведение знаний учащихся по теме «Эндокринный аппарат, его особенности», необходимых для овладения новым материалом. Посредством деятельности учителя формулирование темы урока учащимися.
  3. Постановка учебной проблемы. . Формирование целей и задач урока посредством деятельности детей.
  4. Поиск решения проблемы. Самостоятельная работа в парах по изучению нового материала: работа по отбору и оцениванию информации с использованием учебника и информационных листов. Публичное выступление по теме и трансформация полученных знаний в форме заполнения таблицы.
  5. Первичное закрепление знаний. Решение нестандартных задач в ходе ролевой игры «На приеме у эндокринолога». Работа в группах.
  6. Вторичное закрепление материала. Выполнение тестового задания различного уровня сложности, что необходимо для создания ситуации успеха. Ученики сами определяют выбор: тест на проверку знаний полученных на уроке – задания с выбором одного ответа из трех; тест с заданиями с выбором одного ответа из четырех, или тест повышенной сложности. По окончанию работы с тестом проводится взаимопроверка, оцениваются результаты работы. Проводится рефлексия.
  7. Подведение итогов урока. Устанавливается соответствие между заданиями урока и его результатами.

Проводится рефлексия.

Результат: объективный – отметки

Субъективный – осознание школьниками собственной деятельности и ее результатов. Дидактической задачей этого этапа явилась мобилизация учащихся на самооценку способов деятельности на уроке и полученного результата.

8. Сообщение домашнего задания. Домашнее задание состоит из 2 частей:

  1. обязательной страницы учебника и вопросы к тексту учебника.
  2. задание по выбору учащихся (задания должны быть такими, которые ученик захотел бы выполнить) работе с ИНТЕРНЕТом.

VIII. Для того, чтобы стимулировать проявление обучающимися инициативы и самостоятельности, были использованы следующие приёмы:

  1. Разноуровневые задания (тесты)
  2. Проведение ролевой игры.

Это позволило на уроке учитывать индивидуальный темп и стиль учебной деятельности обучающихся.

IX. Урок способствовал проявлению индивидуальности обучающихся т.к. преобладал поисковый и творческий характер зданий. На уроке использовались наглядности и дидактический материал, которые соответствовали этапам урока (информационные листы, нестандартные творческие ситуации, тесты, электронная презентация, материал для самоанализа).

X . С целью развивать у обучающихся способности к рефлексии и обеспечить принципы саморегуляции и сотрудничества, на различных этапах урока поведена рациональная рефлексия (ученик должен не только почувствовать, но и осмыслить свою деятельность: почему сегодня нет успеха? Достиг ли я цели учения, мне этот материал нужен для дальнейшей учёбы, практики, просто интересен, в чём я затруднялся, почему, как мне преодолеть свои проблемы)

На уроке старалась разумно сочетать коллективные и индивидуальные виды заданий, применять полилоговые формы общения, создавать ситуацию успеха для обучающихся.





© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины