23.06.2019

Когнитивные функции – признак высшей психической деятельности. Когнитивные нарушения головного мозга Нарушение когнитивных функций


В основном данная проблематика выявляется у пожилых людей. Высокая частота распространения расстройств сферы познания у этой категории пациентов объясняется возрастными изменениями организма, которые негативно сказываются на работе центральной нервной системы.

Под когнитивными нарушениями понимается снижение памяти, умственной способности и других интеллектуальных функций. Такие изменения выявляются путем сравнения текущих показателей с индивидуальной нормой.

Когнитивные функции мозга - что это такое?

Когнитивные (познавательные) функции – это наиболее сложные процессы, протекающие в головном мозгу. Они обеспечивают рациональное восприятие окружающей действительности, понимание происходящих вокруг человека событий. Посредством когнитивных способностей головного мозга люди находят взаимосвязь между собой и тем, с чем они сталкиваются в повседневной жизни.

Позновательная деятельность заключается в следующих функциях:

  1. Память. Под этим термином понимается особая способность мозга усваивать поступающую информацию, сохранять ее и при необходимости воспроизводить.
  2. Гнозис. Эта функция отвечает за восприятие поступающей информации из окружающего мира. Под гнозисом понимаются способности мозга обрабатывать данные и синтезировать простейшие ощущения, поступающие ото всех органов чувств, в целостные структуры.
  3. Речь. Под этим понятием понимается способность человека обмениваться полученной ранее информацией посредством высказываний.
  4. Праксис. Этот термин обозначает способности человека по приобретению и сохранению новых двигательных навыков с последующим их использованием в повседневной жизни.
  5. Интеллект. Под ним понимается способность по сопоставлению поступающей информации, нахождению общего и различий. От уровня интеллекта зависят возможности человека в плане вынесения суждений и различных умозаключений по определенному вопросу.

Три стадии нарушений познания

Подобные нарушения принято классифицировать по степени тяжести последствий. Познавательные расстройства могут носить следующий характер:

  1. При легких нарушениях наблюдаются незначительные изменения, которые укладываются в пределах установленных норм для конкретной возрастной группы. Подобные расстройства не создают проблем для человека в повседневной жизни. При этом сами люди или окружающие могут замечать такие изменения.
  2. Для умеренных нарушений характерны изменения когнитивных функций, которые выходят за пределы существующих норм. Однако такие нарушения не сказываются на состоянии человека и не вызывают у него дезадаптации в повседневной жизни. Умеренные расстройства обычно проявляют себя в виде проблем, возникающих при выполнении сложных интеллектуальных задач.
  3. Наиболее опасным типом когнитивных расстройств личности является деменция, или слабоумие. Это состояние сопровождается существенными изменениями памяти и других функций головного мозга. Такие расстройства имеют ярко выраженный характер и оказывают непосредственное влияние на повседневную жизнь человека.

Комплекс провоцирующих факторов

Выделяют более 10 различных факторов, способных привести к когнитивным расстройствам функции мозга. Самой распространенной причиной развития подобных нарушений считается болезнь Альцгеймера. Эта патология сопровождается постепенным отмиранием нейронов головного мозга, вследствие чего подавляются его отдельные функции.

Первым и наиболее ярким признаком болезни Альцгеймера является снижение памяти. При этом двигательная активность и другие когнитивные функции долгое время остаются в пределах нормы.

Помимо болезни Альцгеймера снижение интеллектуальных возможностей человека наблюдается при следующих нейродегенеративных патологиях:

Довольно часто расстройства познания могут проявиться при сосудистых заболеваниях головного мозга. К их числу относятся:

Когнитивный дефицит может развиться и при следующих заболеваниях (хотя с гораздо меньшими рисками, чем в предыдущем случае):

  • печеночная и почечная недостаточность;
  • гипоксия;
  • гипогликемия;
  • гипотериоз;
  • тиреотоксикоз;
  • дефицит белков, витаминов группы В;
  • опухоль головного мозга.

Среди вероятных причин развития психоневрологических сбоев выделяют сильные отравления и длительный прием психотропных веществ. Также к деменции и умеренным нарушениям функций головного мозга могут привести травмы головы.

Клиническая картина

Интенсивность клинической картины определяется тяжестью поражения и местом локализации патологического процесса в головном мозгу. В большинстве случаев наблюдаются сразу несколько типов когнитивных расстройств различной тяжести и интенсивности.

Неврологические заболевания проявляют себя в виде следующих явлений:

При деменции пациенты теряют способность критично оценивать собственное состояние, в связи с чем при опросе они не жалуются на указанные выше симптомы.

Первым признаком, указывающим на когнитивный дефицит, является снижение памяти. Этот симптом возникает даже при легких формах нарушений мозговых функций. На начальных этапах пациент теряет способностью к запоминанию информации, которая поступила ему относительно недавно. По мере развития патологического процесса он забывает события, произошедшие в отдаленном прошлом. В тяжелых случаях пациент не в состоянии назвать собственное имя и идентифицировать себя.

Симптомы расстройств при умеренном поражении головного мозга нередко остаются незамеченными. Подобные нарушения отличаются вялотекущим характером и не трансформируются в деменцию. Определить наличие умеренных расстройств можно по следующим симптомам:

  • сложности при выполнении простых счетных операций;
  • проблемы с повторением недавно полученной информации;
  • нарушение ориентации в новой местности;
  • сложности в подборе слов во время разговора.

На легкую форму когнитивных расстройств указывают:

  • снижение памяти;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • высокая утомляемость при совершении умственной работы.

Нарушение мозговых функций у детей

Дети с дисфункцией познания сталкиваются по причине дефицита определенных витаминов.

Современные исследования доказали взаимосвязь между когнитивными нарушениями и недостатком полезных микроэлементов в организме. Дефицит витаминов негативно сказывается на способностях по запоминанию новой информации, концентрации внимания, интенсивности мыслительного процесса и других видах мозговой деятельности.

Патологии, вызванные недостатком микроэлементов, встречаются примерно у 20% детей и подростков. В большинстве случаев наблюдаются проблемы, связанные с речью и функциями языка.

Помимо дефицита витаминов неврологические болезни у детей возникают по следующим причинам:

  • заболевания, затронувшие кору головного мозга;
  • врожденное нарушение обмена веществ;
  • перинатальное поражение нервной системы, возникшие в период формирования плода.

В последнем случае речь идет о:

В связи с этим одной из основных задач, стоящих перед современной медициной, является разработка методов ранней диагностики когнитивных расстройств у детей.

Диагностические критерии

Диагностика сбоев в работе мозговых функций проводится в том случае, если пациент или его ближайшие родственники обратились к врачу с жалобами на снижение памяти и ухудшение умственных способностей.

Исследование текущего состояния человека проводится посредством краткой шкалы оценки психического статуса. При этом важно в ходе диагностики исключить наличие эмоциональных расстройств (депрессии), которые приводят к временному ухудшению памяти. Помимо скрининговых шкал оценка психического статуса пациента проводится посредством динамического наблюдения за ним и его поведением. Повторное обследование назначение примерно через 3-6 месяцев после первого.

Для оценки степени деменции пациента просят нарисовать часы

Для быстрого анализа психического состояния пациента сегодня применяется так называемая монреальская шкала оценки когнитивных нарушений. Она позволяет примерно за 10 минут проверить множество мозговых функций: память, речь, мышление, способность к счету и другое.

Оценка проводится путем тестирования пациента. Ему дают задания и определенное время на их выполнение. По окончании тестов врач подсчитывает итоговые результаты. Здоровый человек должен набрать более 26 баллов.

Шкала MMSE используется при инсульте для выявления когнитивных нарушений

Как улучшить состояние пациента?

Подбирая схему лечения пациента, важно предварительно установить причину развития когнитивного расстройства. Поэтому после оценки психического статуса проводится всестороннее обследование больного.

Тактика лечения расстройств определяется на основании тяжести заболевания и причины, спровоцировавшей нарушение мозговых функций. В терапии легкой и умеренной деменции, вызванной болезнью Альцгеймера или сосудистыми патологиями, применяются ингибиторы ацетилхолинэстеразы либо Мемантин. Однако эффективность этих препаратов пока не доказана. Их назначают в основном с целью предупреждения дальнейшего прогрессирования патологического процесса и развития деменции.

В случае диагностирования сосудистых патологий, спровоцировавших сбой мозговой деятельности, применяются:

  • ингибиторы фосфодиэстеразы способствуют расширению сосудов, что приводит к нормализации кровообращения;
  • блокаторы а2-адренорецепторов подавляют действия симпатического отдела нервной системы, которые привели к сужению кровеносных сосудов.

Для восстановления нейрометаболических процессом применяет Актовегин. Препарат повышает пластичность нейронов головного мозга, что оказывает положительное влияние на функции познания.

Помимо указанных лекарств при наличии неврологических расстройств применяются различные терапевтические тактики, направленные на коррекцию поведения пациента. На выполнение этой задачи уходит немало времени, так как подобное лечение предполагает последовательную трансформацию психики человека.

Тактика ведения пациента с нарушением когнитивных функций:

Профилактика и прогноз

Общий прогноз при когнитивных расстройствах нельзя составить. В каждом случае последствия носят индивидуальный характер. Но при условии своевременного обращения за помощью к специалисту и соблюдении всех врачебных предписаний удается приостановить развитие патологического процесса.

Важно отметить, что существует два типа когнитивных расстройств: обратимые и необратимые. Первая форма поддается коррекции, а вторая – нет.

Профилактика включает в себя мероприятия, направленные на снижение стресса и повышение умственной и физической активности человека. Во избежание возникновения подобных нарушений рекомендуется уже с молодого возраста регулярно выполнять интеллектуальные задачи.

Помимо этого, в целях профилактики деменции следует своевременно проводить лечение сосудистых патологий, печеночных заболеваний, а также регулярно восполнять недостаток витаминов группы В.

Этот раздел создан чтобы позаботиться, о тех, кому необходим квалифицированный специалист, не нарушая привычный ритм собственной жизни.

Когнитивные функции: что это такое

Большинство мозговых функций тесно взаимосвязано с работой центральной нервной системы. Именно эти два элемента отвечают за управление телом и разумом. Взаимосвязанная работа этих систем осуществляет жизненно важные функции организма. Существуют базовые функции человеческого организма, такие как сон, стремление к размножению, дыхание и сердцебиение. Помимо этого, существуют высшие функции, которые «включаются» во время ведения разговора или воспоминаний. Каждый отдел головного мозга отвечает за определенный функциональный набор. За базовые функции отвечают такие элементы, как мозжечок, варолиев мост и продолговатый мозг. Высшими функциями головного мозга управляют полушария и лобные доли мозговой коры.

Слово «когнитивный» – научный термин и нечасто встречается в повседневной речи

Что означает термин «когнитивные функции»

После того как был рассмотрен порядок работы человеческого мозга, можно перейти к вопросу о том, что такое когнитивные функции. Данный термин используется для описания умственных процессов, благодаря которым человек получает возможность воспринимать, передавать, анализировать и запоминать различную информацию. Благодаря этим процессам, человек получает возможность взаимодействовать с окружающим миром.

Ежедневно человеческий мозг находится в активном состоянии. Приготовление завтрака, чтение книг, управление транспортом и ведение светских бесед осуществляется благодаря миллиардам сложных вычислений. Связи между нейронами в различных областях головного мозга позволяют наладить контакт человека с окружающей его средой. Таким образом, когнитивные функции отвечают за коммуникационный контакт не только между людьми, но и окружающими объектами.

Довольно часто при разговоре о высших когнитивных функциях, упоминаются когнитивные навыки, предназначение которых лежит во взаимодействии с окружающим миром. Несмотря на то что каждый из этих навыков рассматривается отдельно, большинство из них имеют прочную взаимосвязь и различные пересечения. Когнитивные функции мозга человека включают в себя:

  1. Внимание – довольно сложный процесс, охватывает множество мыслительных процессов. Вниманию сложно дать четкую и лаконичную характеристику и включить в определенную анатомическую структуру. Если говорить образно, то внимание является когнитивной функцией, при помощи которой человек среди внешних (запахов, звуков и образов), а также внутренних (мыслей и эмоций) стимулов выбирает те, которые будут полезны для того, чтобы реализовать умственную или двигательную активность. Именно данная формулировка позволяет наиболее точно охарактеризовать все сложные процессы, что участвуют в работе других высших функций.
  2. Память – один из самых сложных процессов, при помощи которого кодируется, хранится и воспроизводится полученная информация. Работоспособность данной системы имеет довольно значимую роль в повседневной жизни. Данный навык тесно переплетается с вниманием, так как без него получить полную информацию невозможно.
  3. Исполнительные процессы – еще одна сложная система высшего порядка. Существует достаточное количество разных определений для этого термина, однако большинство из них характеризуется контролем когнитивности и регулированием образа мышления, благодаря использованию различных процессов, имеющих маловыраженную взаимосвязь. Исполнительные процессы являются совокупностью различных способностей среди которых следует выделить направленное внимание, элементы планирования и программирования, а также регулировку преднамеренного поведения. За исполнительные функции отвечает префронтальная кора головного мозга.
  4. Речь – коммуникационная система, благодаря которой осуществляется общение между людьми. Среди основных функций речи, помимо налаживания контакта с окружающими людьми, следует выделить построение грамотной структуры мышления. Во время обработки речи активизируются разные отделы головного мозга. Основное взаимодействие различных функциональных систем наблюдается в левом полушарии мозга. В обработке речи участвуют две корковые области левого полушария, которые отвечают за принятие и выражение речи.
  5. Зрительное восприятие – к этому набору высших навыков относятся функции, которые помогают человеку различать и распознавать различные стимулы. Данный набор навыков позволяет категорировать различные объекты и запоминать их. Правильно построенная и налаженная система зрительного восприятия позволяет человеку запоминать лица людей, и дарит возможность находить различия между отверткой и платьем.

Когнитивные функции способности, которые связывают нас с окружающим миром и позволяют составить представление о нем

Каждый из вышеперечисленных навыков включает в себя несколько подгрупп, которые тесно взаимосвязаны между собой.

Как используются данные функции

Разбирая вопрос о том, когнитивные функции, что это такое, следует уделить особое внимание использованию набора этих навыков. Ежедневно человеческий мозг принимает участие в выполнении огромного количества физических задач. Каждая из этих задач требует миллиона расчётов, которые выполняются за доли секунды различными областями мозга. В качестве примера использования когнитивных навыков давайте рассмотрим следующие ситуации:

Приготовление пищи сопровождается множественными когнитивными способностями. Для того чтобы приготовить еду, необходимо вспомнить рецепт и уделить внимание степени готовности различных ингредиентов. Таким образом, мозг грамотно распределяет свою активность и ежесекундно решает множество поступающих задач. Определенные мозговые отделы отвечают за общение с окружающими людьми. Способность слушать и понимать собеседника, далеко не все когнитивные навыки, которыми сопровождается беседа. Во время разговора между людьми активируются такие способности, как концентрация и внимание. Именно благодаря этим навыкам коммуникационного общения, человек получил возможность общаться с окружающими его людьми.

Управление автотранспортом довольно сложный процесс, который требует собранности и повышенной концентрации. В активации этого навыка принимают участие миллионы нейронных связей, которые отвечают за широкую гамму когнитивных способностей. Многие люди считают, что расслабленные автоматические действия не включают в себя использование когнитивных навыков. Однако, данное мнение ошибочно. Данные способности принимают прямое участие в данном процессе, так как без них человек бы никоим образом не проявлял свою активность.

Когнитивные нарушения отрицательно сказываются на достижениях человека в самых разных сферах его жизни

Как когнитивные навыки связаны с мозговыми отделами

Давайте перейдем к вопросу, как когнитивные способности взаимосвязаны с определенными мозговыми отделами. Данный функционал является особым участком головного мозга, который обладает собственной группой нейронов. Предназначение этих нейронов – передача определенных нервных импульсов. Снижение когнитивных функций может быть вызвано нарушениями циркуляции крови, черепно-мозговыми травмами и злокачественными новообразованиями в области мозга.

Большинство из познавательных навыков формируется в области коры головного мозга. Ученые подразделяют этот отдел на три основные зоны:

  1. Ассоциативную – отвечающую за обеспечение связи между сенсорными и моторными навыками. Помимо этого, эта зона определяет реакцию сознания на импульсы, исходящие из сенсорной области.
  2. Моторная – отвечает за различные движения человеческого тела.
  3. Сенсорная – отвечает за обработку сигналов, поступающих от органов чувств.

Лобные доли принимают непосредственное участие в логическом и абстрактном мышлении, произношении и восприятии речи, а также в планировании совершаемых движений. Затылочная доля отвечает за анализ зрительной информации, а височная за слуховые ощущения. В самом центре расположена система, занимающаяся анализом сенсорных чувств. Существуют определенные мозговые отделы, которые отвечают за навыки, необходимые для выживания. К таким навыкам относятся проявление эмоций, обоняние и память.

Существуют даже мозговые отделы, которые занимаются перераспределением всей поступающей информацией, что способствует слаженной работе всего организма.

Средний мозг выполняет одну из главных задач и отвечает за осознание собственной личности. Помимо этого, данный отдел отвечает за адаптивное поведение. Передача нервного импульса между отделами осуществляется при помощи нейромедиаторов. К этим элементам относятся адреналин, серотонин, ацетилхолин и многие другие вещества. Именно эти микроэлементы отвечают за скорость различных когнитивных процессов.

Когнитивная деятельность - это способность выполнять такие функции головного мозга, как внимание, память, язык, визуально-пространственное восприятие и исполнительные функции

Различные нарушения мозговой активности

Нарушение когнитивных функций может иметь разную степень выраженности. Существует ряд определенных факторов, которые влекут за собой изменения в мозговой активности. К таким факторам относятся черепно-мозговые травмы, инфекционные и онкологические заболевания. Помимо этого, определенное влияние на работу головного мозга имеют сердечно-сосудистые патологии, такие как атеросклероз, инсульт и инфаркт.

Немаловажную роль в вопросе нарушения когнитивных способностей имеют дегенеративные заболевания, такие как болезнь Паркинсона или Альцгеймера. Развитию различных нарушений в сфере работы головного мозга способствуют проблемы с метаболизмом и функциональностью иммунной системы.

Довольно часто тип нарушения зависит от формы воздействия определенных факторов. Некоторые навыки подлежат полному восстановлению при правильном подходе к терапии заболевания. Однако сама результативность лечения напрямую зависит от своевременности обращения за медицинской помощью.

Нарушение когнитивных функций (памяти, речи, восприятия)

За способность человеческого мозга воспринимать, осознавать, изучать и обрабатывать поступающую извне информацию отвечает центральная нервная система. Нарушение деятельности высшей нервной системы вызывает расстройство когнитивных функций мозга. В таком случае теряется личностная индивидуальность человека. Он становится раздражителен. Изменяются поведенческие особенности. Начинаются проблемы с основными функциями осознания пространства вокруг.

Когнитивный дефицит возникает, вследствие нарушения интеллектуальных особенностей человека. Гностических, отвечающих за восприятие предметов и явлений и их осознание. Мнестических, отвечающих за воспроизведение уже обработанной мозгом информации. Снижение этих функций происходит при заболеваниях нейро-дегенеративного характера, заболеваниях сердечнососудистой системы, инфекционных заболеваниях мозга или в случае черепно-мозговой травмы. Основным механизмом такого процесса становится разобщенная работа коры головного мозга и подкорковых структур.

В зону риска заболеваемости такого вида расстройствами попадают люди, страдающие гипертонической болезнью. Так же предрасположены к когнитивным расстройствам люди, перенесшие различного вида инфаркты и инсульты.

Наблюдается нарушение двигательной, или так называемой, нейротрансмиттерной системы организма. Происходит отмирание дофаминэргических нейронов, которые отвечают за двигательную активность и сокращение мышц. Активность норадренэргических нейронов заметно снижается. В организме происходит отмирания систем передающих импульсы - нейромедиаторных взаимосвязей.

Наш мозг делится на два полушария, одно из которых отвечает за логику второе за творческие аспекты. Если происходит нарушение функционирования в работе левого полушария, то следствием будет нарушение логического мышления. Нарушения в функциях, отвечающих за расчет, письмо, чтение. Это такие заболевания, как апраксия, афазия, аграфия и т.д. Происходит разлад в произвольной психической деятельности.

Нарушение правого полушария головного мозга чревато изменением визуально – пространственного восприятия. Отсутствием анализа происходящих процессов. Ориентации в пространстве. При таком нарушении происходит нарушение упорядоченной информации об организации тела. Эмоциональность восприятия, способность фантазировать и мечтать катастрофически снижаются.

Поражение лобной доли может привести к исчезновению памяти, воли, способности к планированию, абстрактности мышления и способности художественного выражения мыслей.

Височная область в случае ее поражения лишит человека слуха, обоняния, зрения. Все сенсорные функции в зоне риска. Вмести с этим выйдет из нормы использование предыдущего опыта, основанного на запоминании и эмоциональном восприятии окружающего пространства.

Поврежденная теменная доля мозга может вызвать сенсорные или сенсомоторные нарушение одной половины тела, слепоту в половине поля зрения обоих глаз, зрительное игнорирование противоположной половины пространства, нарушение ориентации в пространстве. В некоторых случаях может послужить причиной развития эпилептических припадков.

Затылочная доля мозга отвечает за зрительное восприятие. Отсутствие цветового разделения, восприятия цветовой гаммы, оттенков цветов, функции распознавания лиц.

Если поражена мозжечковая зона мозга, то нарушается координация движений человека. Походка становится непрямолинейной. Если повреждена часть мозжечка, то происходит нарушение активности мускулатуры со стороны повреждения. Повреждение мозжечка так же сопровождается мышечной усталостью. В вегетативной системе происходит нарушение потоотделения и иннервации сосудов.

Причины когнитивных расстройств

Когнитивное нарушение может быть временным, если оно возникло вследствие механической травмы мозга или интоксикации организма. Такое нарушение излечимо и организм придет в норму в течении определенного времени. Если же нарушения вызваны болезнями сосудов, болезнью Альцгеймера или Паркинсона, то проблема будет иметь прогрессирующий характер.

Практически самой распространенной причиной когнитивных заболеваний является расстройства сосудистого генеза. Его определяют как псевдо-неврастенический синдром. Отображением этого служат, многие заболевания, такие как аневризмы, произрастающие из врожденных, или приобретенных в процессе жизнедеятельности, пороков стенок сосудов. Спонтанное расслоение ткани кровеносных сосудов, сердечная аритмия, ослабление кровеносной системы инсультным состоянием все это может привести к прогрессии в заболевании. Еще одним причинным фактором может быть уменьшение текучести крови по сосудам.

Так же причиной для развития когнитивных нарушений может служить болезнь внутренних органов, отравление или злоупотребление алкогольными напитками. Нужно уделять большое значение нормальному функционированию всех систем организма. Постоянно контролировать уровень сахара и холестерина в крови. Потому как изменение в их количественном составе могут вызвать другие расстройства в функционировании организма.

Каждый человек, когда либо испытывал на себе вышеперечисленные следствия когнитивных нарушений: забывчивость, расстройство зрительного аппарата, неумение проанализировать. Но если эти случаи в вашей жизни являются единичными, то это одно. А если же вы постоянно проявляете такие симптомы. Если окружающие вас люди стали обращать на это внимание, нужно бить тревогу. Не стоит тянуть – обратитесь к врачу-невропатологу. В случае наличии заболевания и отсутствии лечения оно будет прогрессировать. Это может вызвать много неприятных и проблемных ощущений, вплоть до развития слабоумия.

Обследование при нарушении когнитивных функций

Если у вас все же обнаружили данный вид расстройства, то возникает необходимость определить исходный уровень системных показателей. Пригодятся свидетельство родственников и личные воспоминания больного. Многие факторы должны быть учтены. Имелись ли в роду у кого-то подобные отклонения. Подвержен ли пациент депрессивному состоянию. Имеют значения наличие травм головы, употребление лекарств и употребление алкогольных напитков.

Для того чтоб оценить общее состояние больного, в зависимости от тяжести заболевания, неврологом или психиатром, проводятся тесты. Они основаны на применении специальных клинических шкал. При анализе принимаются во внимание поведенческие, функциональные и эмоциональные состояния испытуемого.

Шкала MMSE (Mini-mental State Examination) наиболее часто используемая. Она включает в себы тридцать вопросов сориентированных на определение уровня пациента в функциях речи, ориентации, чтения, и т.д. По данной шкале результат определяется в баллах. От 21 до 25 баллов – имеются непринципиальные нарушения в когнитивной системе. Если балл низкий от 0 до 10, то нарушения глобальные и подлежат немедленному лечению. Нормальное состояние системы в диапазоне от 26 до 30 баллов. При использовании этой шкалы необходимо знать стартовый образовательный порог испытуемого.

В шкале Clinical Dementia Rating scale – CDR определения уровня заболевания идет по нарастанию балов. Если у испытуемого нет нарушений памяти, поведенческие особенности дома и на работе без изменений, он в состоянии сам себя обслужить, то бал будет нулевым. 1 бал свидетельствует о легком нарушении, 2 – об умеренном уровне деменции. Бал три – это тяжелая форма заболевания.

Деменция лобной доли мозга проверяется батареей лобной дисфункции Frontal Asstssment Battery (FAB). Этот метод основан на сопоставлении результатов тестов по шкалам FAB. и MMSE.

О расстройстве свидетельствует низкие показатели FAB, если пациент набирает меньше 11 балов. При этом MMSE-тест дает сравнительно высокий результат. При болезни Альцгеймера снижается MMSE, добаллов, а FAB на максимальном уровне. При тяжелой форме деменции показатели по двум шкалам низкие.

При подозрении на поражение подкорковых структур и лобной части мозга проводят тест рисование часов. Нужно нарисовать циферблат, со стрелками, зафиксированными на определенном времени.

Если выяснилось, что болезнь вызвана наследственностью назначают лабораторное обследование. Обязательна сдача анализов для определения вида наследственности. Так же широко используют компьютерную и магниторезонансную томографии, позволяющие визуализировать состояние головного мозга. Для проверки сосудов используют ультразвуковой эффект Допплера. Так же для определения состояния головного мозга назначают ЭЭГ.

Больного обследуют на наличие хронических заболеваний легочной области и сердечнососудистой системы.

Болезнь Альцгеймера сложно определить и лечить. Процесс ее плавный. Без каких либо явных нарушений. Определить такое состояние на ранних стадиях практически невозможно. Этому заболеванию в большинстве подвержены люди преклонного возраста.

Лечение нарушений когнитивных функций

Лечением деменции является нахождение и устранение причины расстройства. Применяются множество препаратов: донепезил, галантамин, ривастигмин, мемантин, ницерголин. Схема лечения подбирается для каждого случая индивидуально.

Для эффективности лечения больной должен, помимо приема лекарств, соблюдать диету. Употреблять больше витамина В. Рекомендуются продукты с пониженным содержанием холестерина: овощи, фрукты, молочные продукты малой жирности, морепродукты. Исключить употребление алкоголя и курение.

Консультация врача невролога по теме когнитивные нарушения

Для мозга полезна активная деятельность. Нужно заставлять его работать. Считайте в уме, разгадывайте кроссворды, рисуйте и т.д.

В зоне риска по когнитивным заболеваниям люди, страдающие рассеянным склерозом. У них происходит неправильное функционирование кратковременной памяти, скорости обработки поступающей информации. Происходит нарушение пространственного восприятия и зрительного аппарата.

У некоторых возникает вопрос что такое «вызванные когнитивные потенциалы». Эти потенциалы являются своеобразным индикатором работы в мозга. Суть метода в определении процессов происходящих в мозге при реакции на раздражитель и процессов запоминания и воспроизведения раздражающего аспекта. Метод используется в электроэнцефалографии.

Если вы определили у себя какие либо факторы дисфункции работы мозга не занимайтесь самолечением. Обратитесь к врачу, и он даст профессиональные рекомендации по устранению причин вашего беспокойства. Ведь проблема может быть больших масштабов, чем вы себе представляете.

Когнитивные функции – признак высшей психической деятельности

Человек отличается от животных наличием высшей нервной деятельности. Умение мыслить, общаться с помощью осмысленной речи, выражать ее письменно, а также выполнять направленные действия, планировать и целостно воспринимать действительность объединены в когнитивные функции.

Что включают познавательные функции

Познавательные или когнитивные функции – это такие мозговые процессы, которые направлены на взаимодействие с другими людьми и окружающим миром. Жизнь человека чрезвычайно зависит от способностей запоминать и хранить информацию, правильно сопоставлять известные факты, предполагать последствия своих действий. Степень развития таких психических процессов индивидуальна, они поддаются тренировке, но могут быть нарушены под воздействием различных факторов.

Ошибочно полагать, что когнитивные функции – это только память (см. Виды потери памяти). Способность воспринимать, сохранять и воспроизводить информацию является важной, но она невозможна без других процессов.

Внимание – одна из таких функций, которая характеризуется способностью концентрировать психические процессы на определенном объекте. У каждого индивидуально выражены такие характеристики:

Функция восприятия – это построение на основе, полученной от органов чувств, информации цельных образов. Для восприятия характерна константность: объект определяется как один и тот же вне зависимости от изменившихся внешних условий. Такая способность не характерна для животных: собака может посчитать чужаком знакомого человека, если тот будет находиться в тени или наденет незнакомую одежду.

Узнайте, почему с возрастом происходит изменение когнитивной сферы: причины возникновения.

Почему возникает афазия при инсульте и способы ее лечения.

Когнитивные функции мозга – это речь и интеллект. Человек может осмысленно произносить звуки, которые складываются в слова, а те в предложения. Звукам соответствуют символы, возникает письменная речь. Человек может строить фразы, вести монолог без участия речевого аппарата, мысленно проговаривая слова.

Количество используемых слов, умение строить сложные фразы зависят от интеллекта. Можно сказать, что это объединенные когнитивные способности. Они основываются на внимании, восприятии, памяти, представлении.

Развитие интеллекта отделило человека от животных, но это общее понятие, которое реализуется через различные психические функции. Он определяется через обучаемость, логическое мышление, способность анализировать информацию, сравнивать и находить закономерности. Также это навыки планирования, умение предвидеть отдаленные события исходя из данных настоящей действительности.

Интеллект характеризуется через широту и глубину мышления, логику, гибкость ума, критичность и доказательность. Его величину можно измерить, для этого разработаны тесты на IQ. Они основаны на замеченной закономерности: если человек способен решать задачи определенного типа, то есть успех в решении и других.

Эрудиция – важная составляющая интеллекта, но между ними нельзя ставить знак равно. Большой объем знаний у эрудита еще не означает умение ими распоряжаться, строить логические выводы (см. Кто такой эрудит).

Когнитивные способности включают в себя праксис – возможность производить осознанную последовательность действий или движений. Способностью начинают овладевать еще в младенческом возрасте, когда впервые дают в руку ребенку погремушку. Затем развивается пальцевой праксис – способность манипулировать своими пальцами, появляются жесты.

Особое место занимает символический праксис – это различные жесты, по которым можно понять, что хочет сказать человек, имитация удержания трубки телефона, вождения автомобиля, питья из стакана. Приблизительно на таком принципе строится язык глухих: выполнение особого набора жестов позволяет общаться без слов.

Связь функций с отделами мозга

Что такое когнитивные функции исходя из их локализации в головном мозге? Они представляются как особые участки мозга с группами нейронов, ответственных за определенный тип нервной передачи. Нарушение кровоснабжения, повреждение или опухолевые разрастания в этих областях влекут за собой нарушение когнитивных функций мозга.

Познавательные функции формируются в коре. В ней условно выделяют три зоны:

  • сенсорную – участвует в обработке сигналов от органов чувств;
  • моторную – обеспечивает движение разных частей тела;
  • ассоциативную – обеспечивает связь двух предыдущих, определяет поведенческую реакцию на основе импульсов от сенсорной зоны.

Лобные доли коры обеспечивают логическое и абстрактное мышление, речь, планирование движений. В теменной расположены центры по анализу сенсорных ощущений. Обработку данных зрительного анализатора проводит затылочная доля, в височной – слух.

Более древние участки мозга обеспечивают базовые для выживания навыки. Лимбическая система – это память, обоняние, эмоции. Таламус ответственен за перенаправление импульсов от органов слуха, зрения, равновесия и тактильного чувства. Запоминание новой информации происходит благодаря гиппокампу.

Средний мозг играет роль в процессах сознания и осознания собственного Я, чувствах существования, а также в адаптивном поведении. Взаимодействие всех отделов и передача импульсов происходит благодаря нейромедиаторам:

Часто случается, что это они тормозят или ускоряют когнитивные задачи.

Причины нарушения

Степень выраженности нарушений может быть различной: от легкой до тяжелой. Факторами, влияющими на развитие патологии, являются:

  1. Дегенеративные заболевания: болезнь Альцгеймера, Паркинсона.
  2. Патологии, связанные с сосудами: инфаркт и инсульт, атеросклероз.
  3. Нарушения метаболизма: гипогликемия, печеночная или почечная энцефалопатия, употребление лекарств (бензодиазепины, холинолитики), гипо- или гипертиреоз.
  4. Нейроинфекции.
  5. Травмы головы.
  6. Опухоли мозга.
  7. Патология оттока ликвора.

Тип нарушения будет зависеть от места воздействия повреждающего фактора. Легкие или когнитивные нарушения средней тяжести даже после инсульта у пожилых способны восстановиться при правильном лечении.

Когнитивные расстройства – самый распространенный неврологический симптом, сигнализирующий о том, что нормальная работа головного мозга нарушена. Это напрямую влияет на способность рационального познания мира. Причинами такого состояния могут быть множество самых разных заболеваний. В чем же заключается эта патология?

Что такое когнитивные нарушения

Когнитивные функции организма представляют собой такую функцию нашей нервной системы, которая отвечает за понимание, познавание, изучение, осознание, восприятие и переработку информации из внешней среды. Без этой функции человек не в состоянии познавать окружающий его мир. Давайте рассмотрим подробнее, какие функции мозга пострадают в данной ситуации:
  • Внимание. Человек больше не может выделять важную информацию из общего потока, он не в состоянии сконцентрироваться.
  • Восприятие. Становится невозможным восприятие информации из внешней среды.
  • Память. Нарушается способность к сохранению и воспроизведению полученной информации.
  • Психомоторная функция. Теряется способность к выполнению каких-либо двигательных навыков (рисование, письмо, вождение автомобиля).
  • Интеллект. Нарушен анализ информации, способность делать умозаключения.
  • Речь.


Причины появления когнитивных нарушений можно условно поделить на две категории: функциональные и органические. Первые характеризуются тем, что отсутствует прямое поражение . К этому могут приводить переутомления, негативные эмоции, стрессовые состояния. Такой вид расстройств может встречаться у людей всех возрастов. Это не представляет опасности, обычно симптомы уходят сами по себе, после того, как причина их возникновения ликвидируется. Иногда бывает целесообразно применить легкую медикаментозную терапию.

Органические же нарушения всегда будут связаны с повреждением головного мозга. Такие состояния чаще наблюдаются у людей постарше. Но правильное лечение во многих случаях позволит добиться значительных улучшений.

Самые распространенные причины когнитивных расстройств:

  • Сосудистые заболевания головного мозга. Сюда можно отнести артериальную гипертензию, атеросклероз (приводящий к окклюзии магистральных сосудов), инсульты.
  • Травмы.
  • Алкоголизм.
  • Наркомания.
  • Печеночная недостаточность.
  • Почечная недостаточность.
  • Злоупотребление лекарственными средствами.
  • Болезнь Паркинсона.
  • Болезнь Альцгеймера.
  • Опухоли головного мозга.
  • Отравления (см. также – ).
  • Рассеянный склероз.


Симптомы

Симптоматика отличается своим разнообразием. Во многом она будет определяться тяжестью патологического процесса и локализацией нарушений в головном мозге. Зачастую страдает не одна функция, а несколько сразу.
  • Ухудшается память. Сначала забываются недавно произошедшие события, по мере прогрессирования больной забывает и то, что было уже давно. Подробнее об ухудшении памяти читайте тут: .
  • Снижение концентрации внимания. Человек испытывает затруднения в решении конкретных задач.
  • Нарушение ориентации в незнакомом месте.
  • Уменьшается активность мышления. Новая информация не воспринимается, сложно делать выводы.
  • Отсутствие критики к своему поведению.
В зависимости от выраженности нарушений можно выделить три вида:

Легкие нарушения . Симптомами в данном случае будут: снижении концентрации внимания, незначительное ухудшение памяти, повышенная утомляемость при различных видах интеллектуального труда. Человек может забывать имена знакомых, не в состоянии найти дорогу в незнакомом месте, ему трудно подбирать слова. Он может часто забывать, куда положил какую-то вещь.

Диагностика данных нарушений осуществляется с применением психологических и клинических обследований. При проведении нейропсихологического теста может быть выявлено нарушение серийного счета. Характерно отсутствие масштабных изменений в поведенческой и эмоциональной сфере, нет атрофии в головном мозге. Немного нарушена профессиональная и социальная активность.



Умеренное когнитивное расстройство . Оно вызвано ухудшением одного или нескольких когнитивных процессов. Нарушение инструментальной повседневной активности, может требоваться посторонняя помощь. Пациент плохо помнит некоторые события из жизни, не может находить дорогу.

Тяжелая форма – это . Такая форма характерна наличием серьезных проблем в социальной и профессиональной жизни, и даже в элементарном самообслуживании, постоянно нужна посторонняя помощь. Пациент дезориентирован во времени, не помнит большинство жизненных событий. Такая форма может осложняться возникновением тревожности, навязчивости, галлюцинациями и бредом. В самом тяжелом проявлении – отсутствие речи, полная утрата психомоторных навыков.

Рассмотрим когнитивные нарушения на примере инсульта.

  • Монофункциональные нарушения. Затронута какая-то одна когнитивная функция (восприятие, память, речь).
  • Умеренная степень нарушений. Наличие множественных когнитивных нарушений. Деменция в данном случае отсутствует.
  • Постинсультная деменция. Множественные когнитивные расстройства ведут к дезадаптации больного.

Признаки когнитивных расстройств (видео)


В этом видеоролике можно послушать о том, как часто встречаются когнитивные расстройства, кто им более подвержен, как вовремя выявить эту проблему и начать ее решать.

Когнитивные расстройства у детей, симптомы, лечение

Эта проблема достаточно часто встречается у детей и подростков. Причины могут быть в недостатке важных для организма витаминов и минералов, перенесенных заболеваниях, родовых травмах, внутриутробных инфекциях, гипоксии головного мозга.

Важно! Самая распространенная причина детских когнитивных расстройств – это гиповитаминоз. Ученые проводили ряд исследований, в ходе которых выявили четкую закономерность ухудшения когнитивных функций у детей по причине недостаточной обеспеченности их микронутриентами.


Характерные симптомы – это синдром гиперактивности с недостаточностью внимания, нарушенные поведенческие реакции, неустойчивая психика, трудности при овладении навыками письма и чтения.



Лечение детей должно быть комплексным, включающим медикаментозные и немедикаментозные способы терапии. Из лекарственных средств, как правило, используются ноотропные препараты. Они улучшают метаболизм и межнейронную передачу в центральную нервную систему, что положительно сказывается на умственной деятельности, внимании, памяти, речи и способности к обучению. К таким препаратам относятся «Пирацетам», «Инстенон», «Энцефабол».

Хороший эффект окажут занятия по психотерапии. Также необходимо тренировать память, например, заучиванием стихов и песен.

Диагностика

Для того чтобы выявить наличие и степень когнитивной дисфункции, нужно тщательно опросить пациента и его родственников. Следует учитывать наследственность, наличие травм в анамнезе, вредные привычки, психоэмоциональное состояние больного, употребление лекарств.

Неврологи осматривают больного на предмет обнаружения основного заболевания, которое может давать неврологическую симптоматику.

Психическое состояние помогает определить врач-психиатр, используя нейропсихологические тесты. Эти тесты являются специальными упражнениями на воспроизведение рисунков и слов, решение задач, выполнение каких-то двигательных программ и тому подобное.

Очень удобно использование шкалы MMSE – это перечень вопросов, которые помогут оценить, в каком состоянии находятся речь, память, восприятие, чтение, срисовывание, ориентировка во времени и так далее. Эта шкала также используется для оценки адекватности и результативности терапии.

У больных с когнитивным дефицитом приобретенного характера нужно проводить дополнительные лабораторные обследования. Для доктора важны будут данные клинического и биохимического анализа крови, липидограммы, уровня тиреотропных гормонов и некоторых других показателей.

Из аппаратных методик применяются: компьютерная и магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография, допплерография магистральных сосудов.

Пациенту нужно исключить возможные соматические заболевания.

Если имеется подозрение на болезнь Альцгеймера, то нужна дифференциальная диагностика этого заболевания с сосудистой деменцией.

Если вы заметили у себя даже самые легкие симптомы когнитивных расстройств, можно начать принимать витаминно-минеральные комплексы, аминокислоту «Глицин». Конечно, самолечение опасно, поэтому прежде чем приступить к какой-либо терапии, сначала посоветуйтесь с врачом.

Терапия, конечно, во многом будет определяться причиной возникновения когнитивных расстройств. Но главная ее цель – коррекция патологических изменений, происходящих в головном мозге. Помимо лечения основного заболевания, врачи назначают препараты нейропротекторного свойства, чтобы улучшить когнитивные функции. К ним относятся: «Милдронат», «Кавинтон», «Пирацетам», «Ноотропил», «Цераксон», «Церебролизин». Это отличная профилактика дальнейшего развития этой патологии.



Если пациент с выраженной деменцией, ему будут показаны препараты: «Донепезил», «Ривастигмин», «Мемантин», «Галантамин», «Ницерголин». Дозировка и длительность курса подбираются строго индивидуально.

Показаны также препараты, которые помогают бороться с гиперхолестеринемией («Торвакард», «Симвастатин», «Аторвастатин»). Кроме того, желательно придерживаться безхолестериновой диеты. Надо включить в рацион творог, нежирное молоко, овощи, фрукты и морепродукты. Очень важно избавиться от вредных привычек, если таковые имеются.

Полезна будет психотерапия.

Профилактика

Подавляющее число случаев когнитивных нарушений, если уже появились, будут склонны к прогрессированию. Поэтому цель профилактики – приостановление дальнейшего течения патологического процесса, уменьшение повреждающих воздействий на головной мозг. Для этого нужно соблюдать определенные правила:
  • Прием лекарственных препаратов, назначенных врачом.
  • Также нужно заниматься упражнениями для тренировки когнитивных функций (заучивание стихотворений, разгадывание кроссвордов, рисование и так далее).
  • Крайне важно сохранять стабильное психоэмоциональное состояние, избегать отрицательных эмоций и , насколько это представляется возможным.
  • Доказана связь когнитивных функций с физической активностью. Поэтому нужно обязательно заняться каким-либо спортом (ходьба, плавание, гимнастика, пилатес, йога).
  • Нельзя недооценивать важность социальной активности. У социально изолированных людей риски возникновения данных нарушений увеличиваются в несколько раз.
  • Нужно обратить пристальное внимание на питание. Оно должно быть рациональным. Очень хороший эффект будет, если придерживаться средиземноморской диеты. Можно использовать пищевые добавки и витамины: цинк, медь, витамин E, витамины группы B, гинкго билоба, омега-3 полиненасыщенные жирные кислоты.
Когнитивные нарушения, несомненно, являются очень значимой проблемой для здоровья человека. Поэтому крайне важно выявление данного синдрома на раннем этапе его возникновения. Это поможет принять адекватные меры для профилактики прогрессирования заболевания.

Следующая статья.

Сегодня в нашей статье мы поговорим о такой важной функции, которое получило название когнитивные функции. На самом деле, это важнейшие функции в жизни каждого, ведь именно благодаря ним человек может мыслить, составлять осмысленную речь, выражать свои мысли в письменном виде, составлять планы и целостно воспринимать окружающий мир.

Иными словами, мы будем рассматривать то, что выделяет человека от животных, делая его человеком.

Определение

Сам термин »когнитивный» является научным термином, поэтому не так уж и часто его можно встречать в каждодневном лексиконе. И все таки, данный термин раскрывает такие способности человека, которые знакомы всем. Именно когнитивные функции помогают человеку найти связи с окружающей средой и построить свои представления о мире в целом.

Когнитивные функции, которые также известны под названием познавательные функции, являются мозговыми процессами, они направлены на то, чтобы индивид смог взаимодействовать с окружающими.

Человеческая жизнь во многом зависит от такого уникального и важного умения, как способность запоминать и хранить информацию. Конечно, ошибочной является точка зрения, согласно которой к этому определению относят только память.

Когнитивные функции – это сложный механизм, это взаимосвязь сложных психических процессов, уровень которых отличается у разных людей.

Важным является тот факт, что их можно развивать и тренировать, однако важно помнить и о том, что эти процессы могут нарушаться исходя из разных факторов и личностных нарушений.

Естественно, способность восприятия, сохранения и воспроизведения информации очень важно, однако эти процессы невозможны в одиночку, тут важна взаимосвязь разных процессов.

Высшие мозговые функции

Для того, чтобы лучше понять данный вопрос, нужно рассмотреть когнитивные функции по отдельности.

  1. Одной из важнейших функций является внимание. Ее можно характеризовать как способность концентрировать психические процессы на каком-то конкретном объекте. Каждый человек имеет индивидуально выраженную характеристику этого процесса, такие как:
    • Устойчивость;
    • Сосредоточенность;
    • Способ переключаться;
    • Концентрация;
    • Объем.

    Все эти характеристики меняют качество внимания у разных людей. Именно из-за них и получается так, что одни легко запоминают что-то, а другие никак не могут сконцентрировать свое внимание. Но также все эти характеристики можно развивать, работая над собой.

  2. Другая важная функция – это восприятие человека. Она составляется имея за основу информацию, которую человек получает из органов чувств в виде единых образов. Для этой функции важной является константность, иными словами, объект, который воспринимается человеком не зависимо от изменчивых условий, всегда воспринимается как тот же самый. К примеру, человек может узнать знакомого не зависимо от того как он одет, или где он находится. Этим качеством обделены животные, именно поэтому собака не может узнать своего знакомого, который будет стоять в темноте или если тот будет в другой одежде.
  3. Гнозис – это умение узнавать, визуально идентифицировать образы и сопоставить их к категориям.
  4. Память – эта когнитивная функция дает возможность запечатлеть, сохранить и в нужное время воспроизвести заранее полученную информацию.
  5. Интеллект – это уже умение »работать» с полученной информацией: делать анализ, сопоставить факты, оценивать, обобщать и так далее.
  6. Речь – это уникальное умение, благодаря которому люди могут общаться, используя символические знаки.
  7. Праксис – это комплекс способностей, которые формируют и включают в деятельности человека двигательные навыки и помогают ему построить, учить и автоматизировать последовательность своих движений.


Ниже рассмотрим некоторые функции более подробно. Так как они являются более глубокими и широкими понятиями, а также это поможет лучше понять природу когнитивных нарушений.

Несколько слов об интеллекте

Речь и интеллект можно выделить как когнитивные функции мозга. Ведь благодаря этому человек может произносить осмысленные звуки, которые перерастают в речь. Когнитивные функции мозга дают индивиду возможность вести монолог даже без речевого аппарата, только в мыслях проговаривая слова.

Используя символы, которые соответствуют звукам у человека, появляется и письменная речь. А то, насколько богат у человека словарный запас и может ли он строить более сложные фразы, связан с его интеллектом . Можно даже сказать, что это является объединенным когнитивным способностями человека, который опирается на такие функции человека как внимание, восприятие, память и представление.

Именно интеллект разделил людей и животных. Однако сам интеллект является общим понятием, для реализации которого необходимы целый ряд психических функции, такие как: способность планировать, предугадать разные события, беря на основу окружающую среду и набранный опыт.

Для того, чтобы определить интеллект у человека, нужно принять во внимание такие способности человека как: обучаемость, логическое мышление, умение анализировать разную информацию, а также сравнить и найти закономерность в разных явлениях.

А для характеризования интеллекта берется за основу широта и глубина мышления, логика, гибкость ума, критичность и доказательность своих умозаключений.

Одним из важных составляющих интеллекта является эрудиция. Многие ошибочно предполагают, что эрудиция и интеллект то же самое, но это далеко не так. Так как эрудит всего-навсего имеет большой запас знаний, однако без интеллекта человек никак не может орудовать этим »багажом», делать логические выводы и так далее.

Для того, чтобы измерять интеллект на сегодняшний день есть ряд тестов. Эти тесты созданы основываясь на доказанной закономерности, который говорит, что если человек может решить определенный вид задач, то он с успехом справится и с другими задачами.

Праксис или уникальное способность человека

Человек имеет ряд важных и уникальных когнитивных способностей, одним из которых является праксис. Это способность человека сохранять осознанную последовательность своих действий и движений. Праксис – та способность, которая появляется у человека еще в младенчестве, дав малышу на руку погремушку, тем самим родители ставят основу для этой функции.


Выделяются несколько видов праксиса:

  • Пальцевой – когда человек учится использовать свои пальцы, то у него, как последствия, появляются жесты.
  • Символический – это уже комплекс жестов, которые дают представление о том, что хочет этим сказать конкретный человек. Это в некотором роде напоминает принцип, по которым общаются глухие: благодаря набору особых жестов они могут общаться без слов.

Нарушение этой функции у человека может привести к ряду нежелательных последствий.

Наверно ни для кого не секрет, что каждая функция связана с определенным отделом мозга. И это естественно, ведь каждая отдельная функция имеет свою локализацию в мозгу. Это представляет собой отдельные участки мозга, которые имеют группу нейронов, а они в свою очередь ответственны за определенный вид нервной передачи.

К примеру, познавательные функции находятся в коре мозга. Там выделяются 3 участка:

  1. Сенсорная – которая обрабатывает сигналы, исходящие из органов чувств.
  2. Моторная – которая в ответе за двигательные функции разных частей тела человека.
  3. Ассоциативная – ее можно считать неким посредником, который обеспечивает связь между сенсорным и моторным участками.

За мышление, как логическое, так и абстрактное, за речь, планирование своих движений, отвечают лобные доли коры мозга.

Обработка информации, полученную с помощью зрительных анализаторов, проводится в затылочной доле, в том случае, как в височной доле анализируется информация, полученная из слуховых аппаратов.

Есть более древние зоны мозга, которые помогают обеспечивать основные навыки для выживания человека.

Человеческая память, обоняние и эмоции проявляются благодаря лимбической системе.

Таламус обеспечивает переадресовывание импульсов от разных органов: зрения, слуха, равновесия и тактильных чувств.
Гиппокамп помогает запоминать новую информацию.

Осознания собственного »Я», сознание, в адаптации индивида и в чувствах существования – важная роль среднего мозга.

А все отделы тесно связаны между собой и взаимодействуют передачей импульсов нейромедиаторами: серотонинами, дофамином, адреналином, ацетилхолином и т.п. сами эти нейромедиаторы могут тормозить, либо ускорять когнитивные задачи у человека.

Из выше сказанного становится ясно, что всякие нарушения: кровотоки, повреждения мозга или опухоли в том или ином участке, могут вызвать когнитивные расстройства у человека.

Когнитивные расстройства

Даже малейшие травмы в итоге могут привести к различным нарушениям когнитивных функций. Естественно, что по уровню выраженности эти нарушения различаются от легкой до тяжелой формы.

Если всмотреться в причины появления этих нарушений, то факторы, приводящие к нарушениям, можно разделить на:

  1. Дегенеративные болезни – болезнь Паркинсонизм, Альцгеймер.
  2. Болезни сосудов – инфаркт, инсульт, атеросклероз.
  3. Проблемы с метаболизмом — гипогликемия, печеночная или почечная энцефалопатия, употребление лекарств (бензодиазепины, холинолитики), гипо- или гипертиреоз.
  4. Нейроинфекции.
  5. Различные травмы головного мозга.
  6. Опухоль мозга.


А что касается вида нарушений, то это будет зависеть от того места, где находится воздействующий фактор. Однако, это не значит, что при нарушении нужно опускать руки. Отнюдь, ведь нарушения легкой формы и даже средней тяжести даже у людей в возрасте могут восстановиться, если правильно и своевременно принять меры и лечить их.

Несколько слов напоследок

Когнитивные функции – это способности, которые связаны с мозгом человека и находятся в зависимости от человеческого организма в целом. Именно это и становится причиной того, что в разных нарушениях, повреждении мозга или же организма и под воздействием сильных эмоций наблюдаются сбои в качестве когнитивных функций. Когда эти сбои достигают заметных пределов, то эти понижения качества называют когнитивным расстройством.

А это, в свою очередь, влияет на всю жизнь человека, сказываясь в его разных сферах: от простых бытовых до социальных и профессиональных сферах индивида.

Благо на сегодняшний день есть много способов для борьбы с когнитивными нарушениями. Поэтому, если вы чувствуете, что у вас возникли какие-то проблемы, мелкие нарушения когнитивных функций: провалы в памяти, трудности с восприятием и т.п., то необходимо бороться с ним, используя ту или иную методику.

Как неприятно отмечать у себя или близких людей ухудшение способности запоминать информацию, появление быстрой утомляемости, снижение интеллекта. Такие расстройства в работе головного мозга в медицине получили название «когнитивные нарушения». Однако не следует отчаиваться. Большое значение для людей с таким заболеванием играет адекватная терапия. Современная медицина способна обеспечить должное лечение и добиться стабильной ремиссии.

Что такое когнитивные нарушения

Когнитивные функции – это восприятие, сообразительность, способность знакомиться с новой информацией и запоминать ее, внимание, речь, ориентация в пространстве и времени, двигательные навыки. Со временем у человека начинают проявляться нарушения повседневного поведения из-за сбоев в работе когнитивных функций. Единичные случаи забывчивости – это еще не повод переживать, но если человек начинает регулярно забывать события, имена или названия предметов, то это может указывать на нарушения в деятельности мозга, тогда пациенту требуется помощь невролога.

Симптомы

Если нарушение когнитивных функций связано с левым полушарием головного мозга, то можно наблюдать такие внешние симптомы, как неспособность пациента писать, считать, читать, начинаются затруднения с логикой, анализом, исчезают математические способности. Правое полушарие, пораженное болезнью, будет давать пространственные нарушения, например, человек перестает ориентироваться в пространстве, уходит способность мечтать, сочинять, фантазировать, сопереживать, заниматься рисованием и другим творчеством.

Деятельность лобных долей мозга связана с восприятием запахов и звуков, с эмоциональным окрашиванием окружающего мира, она отвечает за опыт и запоминание. Если заболевание затрагивает теменные доли мозга, то пациент теряет возможность целенаправленно выполнять действия, он не различает, где право, где лево, не может писать или читать. Затылочные доли отвечают за способность видеть цветные картинки, анализировать, узнавать лица, предметы. Изменения в области мозжечка характеризуются неадекватным поведением и нарушением речи.

Легкое когнитивное расстройство

Его можно считать начальным этапом в цепочке сбоев высшей мозговой активности, которые по большей части, касаются памяти больного. Легкий вид нарушений может провоцироваться не только возрастными изменениями. Нередко причиной становится энцефалит или травма головы. Что такое когнитивное расстройство и как оно проявляется на внешнем плане? Это сильная утомляемость во время умственной деятельности, невозможность запоминать новую информацию, растерянность, затруднения с концентрацией внимания, проблемы при выполнении целенаправленных действий.

Нередко пациенту сложно понимать чужую речь или самому подбирать слова для передачи мыслей. Интересен тот факт, что это обратимый процесс. При сильных умственных нагрузках симптомы прогрессируют, а после хорошего отдыха исчезают. Однако есть необходимость посетить невролога и терапевта, которые проведут необходимые инструментальные исследования, назначат сдачу анализов.

Умеренные когнитивные нарушения

При ухудшении работы нескольких процессов, выходящих за рамки нормы возраста пациента, но не достигающих степени деменции, можно говорить об умеренном нарушении. По данным медицинской статистики, подобные симптомы могут встречаться у 20% людей возраста от 60 лет. Однако у большей части этих пациентов в последующие пять лет наступает деменция. У 30% людей наблюдается медленное прогрессирование болезни, но если за короткий промежуток времени случается расстройство сразу нескольких когнитивных функций, то необходима срочная консультация специалиста.

Тяжелая форма

Распространенность деменции наблюдается у пожилых пациентов, а провоцируется она, как правило, болезнью Альцгеймера. БА – это болезнь мозга, связанная с отмиранием ацетилхолинергических нейронов. Ее первыми признаками становятся утрата памяти, постоянная забывчивость жизненных событий. На следующей стадии прогрессирования патологических изменений начинается дезориентировка в пространстве, человек теряет способность выражать свои мысли, говорит бред, в быту становится беспомощен и может нуждаться в помощи близких.

Нередко выраженные нарушения когнитивных функций провоцирует сосудистая мозговая недостаточность, тогда память на жизненные события может оставаться хорошей, но страдает интеллект. Пациенты перестают различать и видеть схожесть между понятиями, их мышление замедляется, появляется трудность в концентрации внимания. Кроме этого, у человека наблюдается повышение мышечного тонуса, меняется походка. При таких признаках назначается нейропсихологическое обследование.

Причины

Нарушения делят на два вида: функциональные и органические. Функциональные расстройства провоцируются эмоциональным перенапряжением, стрессами, перегрузками. Они характерны для любого возраста и при устранении причин, как правило, проходят самостоятельно. Однако бывают случаи, когда врач решает применить медикаментозную терапию.

Органические нарушения провоцируются изменениями в головном мозге под воздействием какого-либо заболевания. Как правило, они наблюдаются в пожилом возрасте и отличаются устойчивым характером. Современная медицина предлагает продуктивные способы решения такой проблемы, позволяющие получить хороший результат. Можно назвать следующие причины нарушений:

  • Недостаточность кровоснабжения клеток мозга. Сюда относят такие заболевания, как сердечно-сосудистая патология, инсульт, гипертония. Человек должен следить за своим артериальным давлением, поддерживать оптимальный уровень сахара и холестерина.
  • Возрастная атрофия головного мозга или прогрессирующая болезнь Альцгеймера. В этом случае симптоматика болезни нарастает постепенно, в течение многих лет. Адекватное лечение поможет улучшить состояние пациента, стабилизировать симптомы на долгий срок.
  • Проблемы обмена веществ.
  • Алкоголизм и отравления.
  • Сердечно-сосудистая недостаточность.

У детей

Практика детской невралгии показывает, что когнитивный дефицит появляется вследствие заболеваний, затрагивающих нервную систему маленького пациента. Это может быть, например, родовая травма или внутриутробная инфекция, врожденные обменные нарушения в нервной системе ребенка. Существует проблема скорой и верной диагностики, но чем быстрее специалисты выявят болезнь и начнут проведение адекватной терапии, тем лучше будет результат.

Когнитивные расстройства в пожилом и старческом возрасте

У пожилых пациентов головной мозг испытывает массу изменений, а его масса значительно уменьшается. Начинается этот процесс рано, еще в 30-40 лет, а к 80 годам степень потери нейронов может составлять до 50% от общей массы. Уцелевшие нейроны не остаются прежними, они претерпевают функциональные изменения. На внешнем плане это может проявляться в том числе в виде нарушений когнитивных функций.

Когнитивная дисфункция у пожилых людей выражается в чрезмерной раздражительности, обидчивости, ограниченности мышления, плохой памяти. Их настроение часто меняется, проявляются такие качества, как пессимизм, страх, тревога, недовольство другими людьми, возможна социально-бытовая дезадаптация. Отсутствие лечения приведет к катастрофическим нарушениям когнитивных функций.

Классификация

Современная классификация когнитивных расстройств основывается на степени их выраженности и делится на легкие, средние и тяжелые формы. При легких расстройствах под удар попадают такие процессы, как возможность быстро обрабатывать поступающую информацию, переключение с одного вида деятельности на другой. При умеренных расстройствах преобладает нарушение памяти, которое со временем может развиться в болезнь Альцгеймера. Тяжелые расстройства – это дезориентация во времени, страдает речь, нарушается способность воспроизведения слов, страдает психика.

Диагностика когнитивных нарушений

Она основана на субъективных жалобах самого пациента, на оценке его состояния близкими людьми и определении неврологического статуса. Кроме этого, врач проводит нейропсихологическое тестирование, назначает такие виды исследований, как компьютерная и магнитно-резонансная томография. Чтобы диагностировать наличие депрессии у пациента (она часто становится причиной развития когнитивных расстройств), применяется шкала Гамильтона.

Лечение

Когнитивное расстройство личности лечится посредством нейрометаболических лекарственных препаратов трех видов: классические средства (Пирацетам, Пиритинол, Церебролизин), препараты для лечения болезни Альцгеймера (Халина альфосцерат, Мемантин, Ипидакрин), комбинированные средства (Омарон, Циннаризин). Большой выбор нейрометаболических лекарств для регуляции когнитивных процессов делает возможным индивидуализировать лечение пациентов с нарушениями когнитивных функций.

Профилактика

Что же следует делать, чтобы избежать возникновения расстройства когнитивных функций? С юных лет необходимо заботиться о своем здоровье. Врачи рекомендуют в качестве профилактики этой проблемы ежедневно заниматься активными видами спорта, тренировать память, больше общаться. Огромную роль играет отказ от вредных привычек, достаточное употребление витаминов, правильное питание. Например, снизить риск появления расстройств поможет средиземноморская диета. В последнее время для профилактики применяются фитопрепараты из гинкго билоба.

Видео

Внимание! Иформация представленная в статье носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Иногда мы забываем, где оставили ключи. Ища их по квартире целый день, удивляемся своей рассеянности и невнимательности, даже не подозревая, что это могут быть первые симптомы нарушения нормальной работы головного мозга. Так называемые когнитивные расстройства часто проявляются у людей пожилого возраста. Но бывает и так, что от них страдают молодёжь и даже дети.

Когнитивные расстройства. Что это такое?

Для начала давайте заглянем глубже в наш мозг. "Серые клетки" исполняют много положенных на них обязанностей, благодаря их активной работе мы физически двигаемся и умственно развиваемся. Важными в жизни каждого человека являются когнитивные функции мозга, без которых мы не могли бы познавать окружающий мир. В первую очередь с их помощью мы воспринимаем, понимаем и перерабатываем полученную в процессе познания информацию. Это одно из проявлений высшей нервной деятельности, без которой человек никогда бы не был личностью.

Исходя из этого, можно сделать вывод: когнитивные расстройства — это нарушения функции познания индивида. Это не только забывчивость, но и ухудшение работоспособности, интеллектуальной работы. Если вы обнаружили эти симптомы у себя или у близких, немедленно обращайтесь к врачу. Ведь поначалу лёгкая забывчивость может постепенно перерасти в потерю способности ясно мыслить и рассуждать, вы не будете помнить элементарные события дня. Потом наступит дезориентация в пространстве, частичная амнезия, и пропадёт умение самого себя обслуживать в быту.

Факторы риска

Даже если вам ещё далеко до пенсии, вы не застрахованы от этой неприятности, которая может внезапно обрушиться на вашу голову, а именно на то, что находится в её середине — мозг. Главными факторами риска нарушения когнитивных функций являются тяжёлые черепно-мозговые травмы и отравления — в этом случае болезнь будет временной, от нескольких дней до 2-3 лет.

Более тяжёлую форму недуга человек может заполучить при болезнях Паркинсона, Альцгеймера, сосудистых заболеваниях. В этом случае расстройство когнитивных функций будет иметь прогрессирующий характер. Болезни сосудов — основная и самая частая причина утраты способности познавать окружающий мир.

Во-первых, опасна в этом плане артериальная гипертензия, атеросклеротические поражения сосудов, перенесённые инсульты. Во-вторых, причиной когнитивных расстройств могут быть различного рода нарушения кровообращения и обмена веществ во время сахарного диабета, печёночной и почечной недостаточности. В-третьих, фактором риска развития недуга является недостаточное поступление в организм витаминов Е и В 12 во время злоупотребления алкоголем или наркотиками.

Основные симптомы

Первыми тревожными ласточками станут проблемы на работе. Поначалу вам просто лень трудиться, вы чувствуете усталость, мозг в прямом смысле отказывается думать и анализировать. Новые данные не воспринимаются, становится тяжело делать выводы. В более тяжёлых формах нарушаются речевые функции: человек не может сформулировать мысль, ему трудно подобрать слова и просто говорить.

Когнитивные расстройства наносят основной удар по памяти. Сначала вы забываете недавние события, а потом и воспоминания из юности и детства теряют чёткость и начисто стираются из мозга. Ещё одним симптомом, но уже менее распространённым, является нарушения внимания. Человек неспособен сконцентрироваться на поставленных задачах и целях. Он постоянно теряет нить разговора, переспрашивает, просит повторить ту или иную фразу.

Все эти проявления говорят о том, что нужно немедленно обращаться к невропатологу. Только квалифицированный специалист может поставить точный диагноз и назначить правильное и эффективное лечение.

Лёгкое когнитивное расстройство

Представляет собой патологии работы мозга, которые характеризуются сосудистой деменцией. Если вовремя не лечить, недуг проходит несколько этапов развития: начиная с незначительных нарушений памяти и заканчивая полным слабоумием. При лёгкой форме болезни пациент не может долго удерживать внимание на одном предмете, неспособен длительное время проводить за умственной работой, чувствует повышенную утомляемость.

Все перечисленные нарушения имеют прямую связь с церебрастеническим синдромом, который является одним из видов психопатологического состояния. Показатель развития мозговой деятельности находится в рамках нормы или незначительно от неё отклоняется. Легкое когнитивное расстройство обычно замечает только сам пациент, другие люди относят проявления болезни к простой рассеянности или повышенной утомляемости на работе. Его легко вылечить, в отличие от самых тяжёлых когнитивных нарушений, которые подразумевают слабоумие больного, его полную дезориентацию в жизни.

Умеренное когнитивное расстройство

Между лёгкими и тяжёлыми нарушениями врачи диагностируют и умеренную форму заболевания. Когнитивные функции у человека становятся менее выраженными, более слабыми, чем подразумевает норма для его возраста, но они пока не переходят в деменцию — слабоумие. Больной обнаружит, что ему тяжело считать, запоминать только что произнесённые собеседником фразы и даже слова, ориентироваться на местности. От таких нарушений, обнаруженных на ранних стадиях, легко избавиться с помощью обыкновенных медикаментов. Лечение когнитивных расстройств назначает врач-невропатолог, принимая во внимание консультации психиатра и других специалистов узкого профиля.

Умеренные нарушения встречаются у 20% людей старше 65 лет. При этом у 60% таких пациентов в ближайшие несколько лет развивается деменция. В трети случаев умеренные когнитивные расстройства носят вяло выраженный характер. Люди даже не замечают какие-либо нарушения и отклонения в течение продолжительного времени.

Если заболел ребёнок

Как ни странно, но даже дети могут испытать на себе все неудобства и тяготы этого заболевания. Обычно у самых маленьких пациентов причиной нарушений становится элементарный авитаминоз. Употребляя консервированные, сладкие и другие вредные продукты, ребёнок игнорирует овощи и фрукты, полезные крупы, мясо и рыбу. В результате не получает всех необходимых витаминов. Как следствие развиваются когнитивные расстройства у детей: плохая успеваемость в школе, невозможность повторить или воспроизвести увиденное, услышанное или прочитанное, отсутствие концентрации и интенсивного мышления на уроке.

Сегодня данное заболевание очень распространено среди школьников и подростков. Страдает 20% детей от общей массы. Родителям нужно обращать внимание на успеваемость в школе своего сына или дочери, и если заметно ухудшение, то откорректировать каждодневный рацион школьника, включить в меню побольше полезной и богатой на микроэлементы еды. Если же когнитивные нарушения являются последствиями травм и болезней, то без помощи врача тут не обойтись.

Лечение

Когнитивная терапия расстройств личности напрямую зависит от причины возникновения нарушений. В любом случае направлена она должна быть на коррекцию патологических изменений в деятельности головного мозга. Помимо того что медики лечат основное заболевание, для улучшения когнитивных функций они могут назначить препараты нейропротекторных свойств: "Семакс", "Глицин", "Цераксон", "Кавинтон", "Ноотропил" и другие.

Обязательно назначают лекарства от гиперхолестеринемии. Это предупреждает развитие когнитивных нарушений, служит профилактикой их дальнейшего прогресса. Если же у пациента выражена деменция, то могут назначить средства "Ницерголин", "Галантамин", "Мемантин", "Донепезил". Когнитивная психотерапия расстройств личности также помогает облегчить общее состояние больного. Ему рекомендовано соблюдать диету без холестерина: есть морепродукты, овощи и фрукты, молоко и творог. Курение и употребление алкоголя нужно полностью исключить.

Мнение неврологов

Они утверждают, что очень полезным занятием при когнитивных нарушениях является разгадывание кроссворда. Такой досуг — гимнастика для мозга. Разгадывая, вспоминая, сопоставляя, мы не только предупреждаем развитие отклонений, но и лечим их, если они уже проявили себя. Также медики советуют читать стихи и учить их на память, рисовать, вязать, мастерить. Эти занятия станут реабилитацией ваших "серых клеток" и дополнят общую назначенную терапию.

Неврологи утверждают: если вы обнаружили у себя самые лёгкие симптомы заболевания, то смело можете принимать препарат "Глицин" согласно инструкции. Также пейте витаминные комплексы, гинко-билобы и средство "Ноотропин", только в этом случае дозировку определяет специалист. Кроме того, когнитивная терапия тревожных расстройств поможет улучшить состояние и послужить профилактикой болезни. Помните, что самолечение часто заканчивается обострением проблемы или даже летальным исходом. Поэтому при первых признаках когнитивного расстройства сразу посетите специалиста.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины